Телевидение и история: рейтинг или живая связь? - Фекла Толстая, Михаил Гринев - Телехранитель - 2006-07-09
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер в эфире "Телехранитель" – программа о сути телевидения о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда каждое воскресенье мы говорим с вами персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. В прошлый раз я с вами попрощалась, хотела в отпуск уехать, но вот задержалась. Видимо, итальянское посольство решило мне отложить вылет, чтобы я завтра поучаствовала в том празднике, который обещают в честь Сборной. По этому в этот раз мы выходим в эфир, а в следующий как раз программы не будет. Сегодня мы будем говорить не только о новом проекте, который уже второе воскресенье идет в эфире Первого канала. Несколько часов назад вы могли видеть этот проект "Великие династии". Сегодня была серия о Шереметьевых, но и вообще о том, как телевидение и история существуют ради рейтинга. Ради той живой связи поколений, которую телевидение помогает осуществлять. Говорить будем с авторами этого проекта с Фёклой Толстой.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Добрый вечер.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Знакомой радиослушателям, в том числе по эфирам на "Эхо Москвы", и с автором сценария и вообще с автором этого фильма – Михаилом Гринёвым. Добрый день, Михаил.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Здравствуйте!
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Вы сами сказали, что вас заинтриговало название нашей темы : «Телевидение, история, рейтинг или живая связь». Вам показалось что-то провоцирующим в этом вопросе, Михаил?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Просто в вопросе подразумевается, видимо, то, что такие проекты как "Великие династии" и другие исторические проекты делаются ради рейтинга.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Телевидение все живет ради рейтинга, насколько мы успели понять, редко когда бывает то, что они называют имиджевым проектами и мало кто сейчас себе это позволяет.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну, это можно говорить о продюсерах телевидения, о тех, кто делает телевизионную программу. Можно скорее сказать так. Мы делаем то, что нам интересно, и если это интересно нам, то мы надеемся на то, что может быть это будет интересно и кому-то еще,
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Нам повезло, по-моему, что такой заказ поступил.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Социальный…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: И я отношусь к этому абсолютно так. Когда вот Михаил поймал в длинном останкинском коридоре, стал говорить о том, что вот такие существуют планы, и я просто… Мне казалось что я сплю.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Загорелась этой идеей.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Ну, конечно, это очень интересно
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Ну, сам Бог велел графине Фёкле Толстой, как Вас представляют в анонсах, вести проект о русских династиях. Вы и графиня, и ведущая.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Нет, ну вы можете просто меня называть на ты – Фёкла, обойдемся без "Вашего сиятельства".
(Смеются)
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Нет, просто, когда я слышала эти анонсы, думала о том, что любой анонс должен привлекать зрителей. В плюс или минус идет вашему проекту такой анонс "графиня Фёкла Толстая", или все-таки 99,9999 телезрителей которые не графского рода племени могут несколько напрячься и обидеться, сказать – ну вот это они там о своем о дворянском, а мы пойдем футбол пока посмотрим.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Не знаю. Но я, вот вчера, мы сидели, надеюсь, что с моими зрителями далеко-далеко от Москвы в самарских степях, и там сидел такой человек, там был праздник, уже немножко выпил и говорил: "Не, ну надо же я с графиней сижу, не ну надо же, я с графиней сижу…". Но у меня, вообще-то, такой мой титул не вызывает ничего кроме улыбки, и мы относимся всегда к этому с юмором. Так что серьезно, по-моему, как-то обижаться или какие-то амбиции - невозможно об этом говорить.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: 725-66-33 – это пейджер, вы уже можете задавать свои вопросу Фекле Толстой и Михаилу Гринёву не только по поводу их проекта "Великие династии", хотя и по этому поводу тоже. И вообще высказывать свою точку зрения. Как, по-вашему, выглядит история? Исторические проекты глазами телевидения современного. Достаточно ли этих проектов, нравится ли вам тот угол зрения, под каким телевидение современную историю рассматривает, или вы бы хотели чего-то еще? Во второй части программы вы как обычно сможете позвонить нам в прямой эфир, высказать свое мнение и задать вопросы, а также мы надеемся после новостей связаться с Бельгией, где сейчас живет праправнук Пушкина – Александр Александрович Пушкин, вот он где-то ездит в машине, но милостиво обещал с нами поговорить по телефону. Фёкла только что с ним договаривалась, как Толстая с Пушкиным.
Михаил, скажите, а откуда вот возникла идея этого проекта? Мы только начали с того, что телевидение ради рейтинга, продюсеры - это ради рейтинга, а творцы не только. Но надо поставить программу в эфир, надо сделав ее получить оплату от канала, да, тем более проект достаточно затратный, как я вижу, по уровню того, что у вас там и съемки на натуре в очень многих местах мира, не только в стране, и какие-то хроники. В общем, проект не дешевенький, т.е. его надо продать, а чтобы продать для этого надо, чтобы зритель посмотрел, канал захотел его купить, вставить в эфир, откуда возникла идея такого, в общем-то, немассового зрелища, наверное, как кажется на первый взгляд проект только о династиях дворянских?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну, идея возникла давно, это предлагалось еще существовавшему тогда каналу ТВ-6. В общем, это заинтересовало тогда канал, но не успели проект реализовать, нам было предложено руководителем Первого канала, и вот уже отдать ему должное, что они сумели эту идею оценить, понять, что может быть перспективной, и с точки зрения имиджа канала, и с точки зрения рейтинга, как сейчас уже можно понять, и..
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: У нас очень хороший рейтинг был на первом эфире.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, это я заметила, что у Вас первый эфир был с очень хорошими данными…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Это в общем-то продюсерское чутье видимо.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Они анонсируют, в том же анонсе где Фёкла идет как графиня, идёт фраза: "Россия, которую мы не потеряли", вы сняли 10 серий сейчас, да?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Да, да.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Про 10 родов, потеряли или не потеряли мы эту Россию, какое ощущение осталось Фёкла?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Ох, ну я не знаю…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Я почему спрашиваю, вот сегодня была серия про Шереметьевых, а большая часть Шереметьевых, как я понимаю, не в России живет, да?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Ну, много за границей Шереметьевых.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А в России меньше людей. И как-то по ощущению даже по той картинке, которую вы снимаете; с ними интервью записываете, кажется, что история сохранилась где-то там. У Шереметьевых во Франции какие-то портреты, фотографии, за спиной. У нас скромно они сидят в какой-то небольшой комнатке, наверное, не удалось настолько сохранить какие-то реликвии рода.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Но реликвии рода это тоже отдельный вопрос. Ну, конечно, большинство наших героев живут за границей, и нам очень хотелось, чтобы не все это было эмигрантские истории, по этому скажем в фильме про Трубецких, хотя Трубецкие по всему миру раскиданы. Но мы снимали молодого Трубецкого. Молодого, довольно успешного московского бизнесмена, который живет в Москве, и тут есть его родня и т.д.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, мы хотели позвать Николая в эфир, но он сказал, что он в командировке в Казахстане, не удалось…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Да, он очень много работает, и у него довольно крупная фирма. Наверное, конечно, очень много потеряли потому, что действительно они, это все как раз те фамилии, которые в первую волну попали в эмиграцию. После революции и у них может быть были какие-то возможности там жить. Как, например, у Демидовых оставался какой-то дом на лазурном берегу. Вот они туда, конечно, сразу поехали. Но, а что касается каких-то семейных вещей, которые сохранились, то и у них их очень мало. Они собирали потом, по крупицам, что было, потому что вывозили, но что они успели вывести – ничего не успели вывести, а в России тем паче ничего не осталось, и мне все эти истории очень понятны, потому что похожа на историю моей семьи, которая уехала в эмиграцию. Нельзя сказать уехала в эмиграцию. Когда мой дед сражался в Белой армии до 20-го года. И потом пробирался уже в Европу. А потом в 1945 году семья вернулась в Москву, ну что мы успели после этих переездов, после этой очень тяжелой европейской жизни не осталось ничего. Но вот какой-то перстень остался фамильный, но вот несколько фотографий, какие-то совсем мелочи, почти как у всех.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: 10 фамилий, 10 родов, пока в эфире были только Долгорукие, да?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Да, Долгорукие…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Шереметьевы, а кто еще эти 10 родов? Восемь оставшихся?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Как Фёкла уже сказала, Трубецкие, Голицыны, Юсуповы, Строгановы, Демидовы, Пушкины, Болконские. Ну вот основные русские фамилии, дворянские, которые на слуху. Единственное, что я хотел два слова дополнить к тому, что сказала Фёкла, по поводу России, которую мы потеряли. Мне кажется, что главное, что мы увидели, встречаясь с этими людьми, то, что они, несмотря на то, что многие из них родились уже в эмиграции, некоторые никогда не видели Россию, они все остались русскими. Даже те, которые, в общем, говорили о том, что они уже нерусские, они французы, например, так нам говорили Долгорукие, как раз, они сказали: что вы будете о нас снимать? Ведь мы уже совершенно нерусские, мы французы, живущие во Франции, мы родились во Франции. А когда мы с ними встретились, выяснилось, что довольно быстро они восстановили русский язык.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Они сначала отказывались, нам даже переводчицу взять пришлось, а потом разговорились…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: При том, что нужно понимать, что в последний раз один из них говорил по-русски в детстве с бабушкой, а вот потом уже в следующий раз с нами.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Генетическая память она есть…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну да… И вот не знаю отношение это сразу восстанавливалось.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А они свою историю знают?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Еще как…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Вот то, что вы снимаете для них, не было ничего неожиданного?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Для многих были большие неожиданности. Многие не знают почти совсем, многие знают очень хорошо. Вот как Фёкла, не все так берегут историю, как Вы.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Кто не знали?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну те же самые Долгоруковы практически ничего не знали про историю…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Французские?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Да, некоторые интересуются историей рода и занимаются этим и знают.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Петр Шереметьев, который сын героя сегодняшнего фильма, так он прекрасно знает свою историю, и назвался маленького сына Борисом.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, сегодня трогательная сцена, когда мальчик в форме кадетского корпуса, не может выговорить это название, потому что его французское произношение русские звуки…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Тем не менее, этот мальчик уже много-много раз бывал в России. И он на самом деле относится к этому с большим трепетом, и для него эта форма очень важна. Или, скажем, фамилия Строгановых - такая удивительная женщина…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Кстати, по поводу Строгановых. Сейчас прочитаю реплику на пейджер, и вы, Фёкла, продолжите. Анатолий из Перми пишет: "Строгановы связаны с Пермским краем. У нас помнят и ценят их деятельность, в том числе благотворительность, были ли вы в Перми на Западном Урале?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Мы были в Сольвычегодске, это город, откуда пошла династия Строгановых.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: В Архангельской области.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: В Архангельской области. Это первое место, откуда пошла династия, и где они заработали собственно первые деньги, а Пермский край это было место, куда они пошли позже, эта семья. И нужно понимать, что во времена Ивана Грозного, в общем, эта семья владела почти половиной России. И при этом под словом владела, я имею в виду ровно то, что… Там были крепостные крестьяне, принадлежащие этой семье, и все эти земли были в абсолютном управлении Строгановых.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Великие династии - это только дворяне, и все, что с ними связано, или среди этих династий есть династии рабочих, крестьян, ученых которые отличным трудом не в меньшей степени прославили Россию. Если да, то назовите хотя бы две-три. Это нас спрашивает слушатель из Ленинградской области, Александр Шевелёв. По интернету вопрос был задан.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Пока что мы взяли дворянские фамилии, но я, надеюсь, если понравится зрителям наш проект, то мне было бы очень интересно рассказывать, и не только о дворянах. Но среди дворян мы выбирали разных, есть вот фильм о Строгановых, которые владели половиной России, есть фильм о Пушкиных, которые никогда не были богатым родом. Это, может быть, Миша лучше расскажет…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Демидовы тоже заводчики были.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Дело в том, что и Строгановы, и Демидовы на самом деле род такой дворянский относительно, потому что Строгановы и Демидовы шли из простых абсолютно людей.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А пенсионерка из Оренбурга Татьяна тоже по Интернету. Вот меня радует, смотрите пенсионеры так активно по интернету вопросы задают. Значит, что-то движется. "В последнее время по телевидению можно смотреть разве что исторические хроники, которые почему-то идут в позднее время, очень нужен цикл фильмов, а то историю России мы знаем плохо, не говоря уже о молодом поколении". Вам как кажется - это задача телевидения, подавать молодому поколению историю России или историю надо учить где-то в другом месте? А в исторических проектах у телевидения есть какая-то иная функция, Михаил?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Мне кажется, главная функция - это пробудить интерес к истории потому, что, конечно, учить историю по телевизору невозможно, учить историю нужно, читая книги, в специальных учебных заведениях, где этим занимаются, а телевидение это то, что может привить людям вкус и пробудить какой-то интерес.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Т.е. Вы хотели бы, чтобы после вашего проекта кто-то полез в Интернет, набрал фамилию Шереметьева, Строгановы, или пошел книжки поискал, про этих людей.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Наш проект, так сказать, - это же персонифицированная история страны, на самом деле. Это не история страны, привычная нам по учебникам, которую мы в школе проходим, где–то цари, массы, классы, армии какие-то.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А это люди.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Здесь действуют вполне конкретные люди, это как будто какая-то иная история, ну и другой взгляд на эту историю.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Но для меня еще одной задачей, не то, что задачей… Мне бы хотелось, чтобы посмотрев наш фильм, люди не только набрали в интернете фамилию Шереметьев, но они и свою фамилию набрали, может быть не в интернете, а может и к бабушке к своей пошли, но и заинтересовались историей своего рода.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Сейчас в интернете довольно много сайтов, где можно поискать историю своих родов, предлагают свое дерево выстраивать, т.е. впиши себя в историю России. По-моему достаточно распространено, по крайней мере, у продвинутых пользователей.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Ну, мне это очень нравится, мне достаточно симпатичны такие тенденции.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Необязательно, чтобы бабушка у тебя была графиней или княгиней…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Абсолютно нет. Я с интересом, может потому, что мне как-то вот судьба дала такую возможность, хорошо знать одну линию своей семьи, но я с большим интересом собираю какие-то данные и по другим, и в другую сторону, и у меня отнюдь не со всех сторон графы и князья.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: У меня, например, в отличие от графских родов не было, и я, и мои все предки с Дона, но когда-то отец и его дядька сделали удивительную вещь, они нашу историю до 1750 годов, когда первый из Афанасьевых еще на Дон бежал, еще крепостной, и вот эта одна ниточка. Когда часто, кроме одного хутора и имен ничего не знаешь, или знаешь очень мало, она все равно дает такую уверенность, что ты оттуда, что это твоя земля. Что это твои корни, и это очень важно, совершенно правы наши слушатели, что необязательно дворяне должны быть… У вас сегодня, как раз героиня вашей программы о Шереметьевых, правильно сказала, что родовитые могут быть не только дворяне, а могут быть родовитые и крестьяне, или купцы и совершенно неродовитые дворяне, важно, что твой род сделал для истории России, и, если я правильно запомнила ее мысль, то, по-моему, она примерно так звучала.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Да.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что говорим мы сегодня не только о проекте «Великие династии», но и о истории на телевидении с Фёклой Толстой и с Михаилом Гриневым - они авторы проекта "Великие династии", который идет сейчас по воскресеньям в эфире Первого канала. Еще раз напоминаю, 7256633, вы можете задавать вопросы нашим гостям, пока только прочту несколько реплик: "Спасибо за прекрасный проект, просьба показать русский народ, вклад русского народа в эти династии и в богатство этих династий", - просит Людмила. Галина пишет: «Очень нравятся все серии, скажите, высок рейтинг?». Мы уже сказали, что у первой серии был высок. А то, что у сегодняшней будет это только завтра, будут данные Гэллепа. Хвалят Фёклу: "Молодец, очень хороша и органична."
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Спасибо большое. А рейтинг, это все только от вас зависит, если вы нас поддержите, мы будем очень признательны и, может быть, снимем еще чего-нибудь.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Олег Борисович из Москвы пишет: "Господа, в освещении дворянских династий в таком ключе преподносится, что основные писатели, художники, творцы были создателями той культуры, о которой мы говорим, "Пушкин – наше все, в Советском союзе таких ориентиров нет". Ну почему же, есть и в Советском союзе, или имеются в виду советские времена, я не поняла вашего вопроса, что вы имели виду, можете уточнить?
«А почему вы ничего не рассказали о Николае Шереметьеве, которого жена регулярно спасла от НКВД. Эта история написана Юрием Елагиным в книге "Укрощение искусства", Александр из Москвы спрашивает. Михаил?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну, дело в вот в чем, мы ограничены некоторым временем нашего фильма и естественно не можем рассказывать о всех представителях той или иной династии. Нам приходилось выбирать. И иногда этот выбор был довольно сложным, выбрать некоторое количество героев, о которых мы успели бы рассказать в это время. Потому что, ну понятно, что за 8 или 7 или 6 веков истории семьи было очень много людей, о которых имел смысл рассказать.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Ну, у вас пока снят пакет из 10 серий, возможно, какое-то продолжение или над продолжением вы не задумывались?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Дело вот в чем, если продолжение будет, то мы будем рассказывать о других семьях, мы не будем делать вторую серию о Шереметьевых, потому что мы считаем что…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Будет зависеть от того, захочет ли канал продолжение ставить в эфир в следующем году или нет, так я понимаю? Или это будет зависеть от какого-то вашего решения?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Это будет зависеть и от решения канала, захочет ли он ставить что-то в эфир дальше или нет, и от нашего решения, найдем ли мы необходимость. Решим, что необходимо эту историю продолжать.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Сейчас у меня два вопроса. На один прошу ответить «да» или «нет». Скажите, проекты, которые делал Леонид Парфенов, тоже с «Дикси», с телеформатом. Вы в них участвовали. Как-то, да или нет?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Я участвовал в проекте который назывался "Ведущий" - это был фильм, который снимался…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А, про Познера.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: … к 70-летию Владимира Познера.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Вы имеете в виду "Российскую империю" или вообще?
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Нет, вообще, насколько я понимаю, достаточно много проектов Парфенов делал именно со структурами Александра Левина еще в бытность с НТВ.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Нет, нет.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Я почему задала этот вопрос, просто, когда я смотрела сегодня, я думала то ли настолько всепоглощающее влияние Парфенова на наше телевидение, что в каких-то стендапах - это когда ведущий в кадре стоит или идет - вот как раз Парфенов привил моду на российском телевидении на такое стендап движение. Вот у Фёклы проскальзывали в словах какие-то интонации, построение фраз, я не могла понять, то ли это связано с тем, что люди которые… Наверное, не всё Фёкла сама писала, тексты были не только Ваши.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Нет, нет. Я понимаю ваш вопрос…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Вот, что первично, что вторично?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: …Миша, конечно, наследует эту традицию, потому что Миша был одним из организаторов, этих работ.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Это традиция «Дикси» да, телеформат?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Много работал с… Я правильно я говорю за вас?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Нет, ну…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Миша, я правильно поняла, что часть вашего влияния была в проектах Парфенова, или Парфенов, наоборот, повлиял на все телевидение так, что и на Фёклу. Тоже и на Вас.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Мне кажется, тут дело вот в чем, мне кажется, что исторические проекты все в целом, которые обращаются к этой тематике, они в той или иной степени друг на друга, вообще, в принципе, похожи, и если были яркие проекты, которые как маяк…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Миша, существует просто построение фраз… То ли вы пишите текст, для того чтобы ваш ведущий… Понятно, что ведущий не может все знать сам, ему пишет автор сценария, я правильно понимаю, да? И вот в том, как это написано, как говорится, даже в построение фраз, есть что-то похожее на то, как построены фразы у Парфенова, в каких-то его исторических проектах. Вот я и спросила, то ли он повлиял так, то ли это вы писали, какие-то авторы вашей телекомпании, производящей структуры, писали, в том числе и Леониду.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Нет. В то время, когда делался исторический проект Леонидом Парфеновым на НТВ, делались на НТВ, они и делались именно на НТВ, никакими сторонними организациями.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Но Вы же там работали же.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Я работал там в свое время под руководством Парфенова.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: А я хочу сказать, если меня будут сравнивать с Парфеновым, то я буду очень рада, очень рада!
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Тогда порадуемся после новостей, я только напомню, что это Фёкла Толстая, которую, я думаю, вы еще прекрасно узнаете по голосу, с тех пор, как она еще на "Эхо Москвы" вела программы, и в эфире и Михаила Гринёва, они авторы проекта "Великие Династии", которые идут в эфире Первого канала. Продолжим после новостей.
НОВОСТИ
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Так, мы продолжаем программу "Телехранитель", в студии Елена Афанасьева, говорим мы сегодня с Фёклой Толстой и Михаилом Гринёвым - авторами проекта "Великие династии", о том как выглядит история на телевидении. А сейчас на связи у нас праправнук А.С. Пушкина, Александр Александрович он разговаривает с нами из Бельгии. Александр Александрович, Вы нас слышите?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Да, добрый день (с небольшим акцентом).
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Добрый день, мы говорим сегодня с Фёклой Толстой и Михаилом Гринёвым, которые были у Вас некоторое время назад в гостях, когда снимали серию о роде Пушкиных. Для Вас важно, что российское телевидение показывает исторический цикл, который посвящен русским династиям, в том числе и вашем роду?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Да, конечно, это очень интересно. И я думаю, эти люди должны знать, что есть династии, которые живут за границей.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Александр Александрович, вы недавно получили российский паспорт, как я знаю?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Да, правильно.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: И приехали в Россию, как гражданин России.
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Да, не так давно мы были с моей супругой в Петербурге и приехали в Россию как русские граждане.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А до этого вы бывали в России?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Да, довольно часто потому, что мы занимается с центром детей, которые больны раком, и мы ездим практически каждый год в Петербург, чтобы помогать детям.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Александр Александрович, а для вас разница есть, приезжать в Россию как русскому гражданину или как иностранцу?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Не нужна больше виза. Но когда я ездил в Россию раньше, мы были очень хорошо приняты. И теперь тоже. Ничего не меняет, лучше, легче ездить в Россию – да.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Вот, Фёкла Толстая, автор этой программы ведущая, хочет к Вам обратиться.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Александр Александрович, знаете, у меня все журналисты спрашивают, вот Лена не задавала этот вопрос. Похожи ли современные представители фамилии, скажем Пушкины, на своих предков? Что отвечать, Александр Александрович, вы похожи на А.С. Пушкина?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: (Смеется) Хороший вопрос, я не могу вам сказать, некоторые люди, которые знают, которые пушкиноведы – они говорят, что есть какая-то, есть что-то похожее.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Но что? Характер или внешне.
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Характер, я думаю, мои волосы тоже очень чуть-чуть знаете, этими… Курчавые.
(Cмеются)
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Волосы курчавые.
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Да.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Ваша серия в эфире о вашем роде еще не была, пока были серии только о Долгоруких и Шереметьевых.
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Да.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Но для зрителя, мне кажется, было очень много об этих родах. Пушкиных знают хорошо, Пушкиноведение довольно сильно развито, но, в основном, о вашем великом предке. Как Вам кажется, кроме Александра Сергеевича, еще достойны внимания ваши другие предки, или все-таки Пушкин, главный Пушкин Александр Сергеевич, затмил всех остальных?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Я думаю, что, конечно, Александр Сергеевич всех, чуть-чуть… Он так много сделал, что, он был отец русской литературы, и я думаю, что Пушкин много больше читается. Я был 6 июня в Петербурге на праздновании Дня рождения Александра Сергеевича, это вообще очень большие праздники.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Так другие ваши предки есть на столько же интересные, или все-таки нет таких интересных Пушкиных?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: В моей семье?
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, в роду Пушкиных, есть еще такие же яркие фигуры?
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Вы знаете, что я последний потомок по мужской линии, больше других по мужской линии нет, после меня детей не имели, нормальное имя Пушкина кончается, поэтому мы сделали фонд. Есть, конечно, другие Пушкины, которые по женской линии, ну я их хорошо знаю, есть очень люди интересные…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам большое, Александр Александрович, за то что Вы участвовали и в этом проекте. Мы вас увидим в эфире, и в нашей программе, всего вам самого доброго.
АЛЕКСАНДР ПУШКИН: Очень мило, до свидания.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: До свидания. Вот Александр Александрович! С акцентом, как наверно большинство наследников великих родов, которые родились и прожили всю жизнь за границей.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Я только хотела сказать, что мне кажется, наличие русского паспорта оно не только дает просто…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: …возможность без визы..
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: .. без визы, но я знаю, что для Александра Александровича в меньшей степени, а для поколения его родителей, это было очень важно, и очень многие русские, которые оказались в эмиграции, они имели, то что называлось "Нансеновский паспорт", т.е. паспорт Лиги нации, т.е. вообще они были без гражданства, т.к. они не хотели иметь никакого другого паспорта, кроме паспорта России.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Я сейчас назову наши эфирный телефон, вы можете звонить и задавать вопросы Михаилу Гринёву и Фёкле Толстой, и по поводу их проекта "Великие династии", и вообще высказаться, что вы думаете о историческом, о контексте, т.е. о том, как выглядит история на современном телевидении, а так же можете предлагать свои идеи о ком еще, каких родах вы бы хотели увидеть фильмы, если цикл будет продолжен. 783-90-25 - не московский номер, 783-90-26 номер московский, есть вопрос уже от Ольги Набоковой: «Как посмотреть европейцам эти серии, не знаете ли будет ли показано?». Но, наверное, будет показано где-то, но как я понимаю, есть «Chanal-1» - это международная версия Первого канала, там будет что-то?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Мы надеемся на это, но в любом случае мы думаем, что когда первые десять серий пройдут, они будут выпущены на DVD.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Т.е. будет возможность купить.7839025 Добрый вечер, наушники возьмите, Михаил. Вот сорвался звонок, тогда примем немосковский, Добрый вечер, Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло!
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, да, добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Елена, я очень прошу рассказать, историю Николая Шереметьева и актрисы театра Вахтангова, Мансуровой,
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Ну, наверное, мы сейчас…
ЕЛЕНА: Ну, в одном предложении, пожалуйста…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Знаете ли вы, Михаил, или Фёкла, какую-то историю про театр Вахтангова.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: К сожалению, мы не смогли рассказать про всех представителей этой семьи. Просто семья очень большая, очень много людей, которые заслуживают того, чтобы о них можно было рассказать, а вполне возможно, что это тема, для какого-то другого фильма, который, может быть, мы сделаем.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Есть ли Елена, у Вас есть предложение, то вы можете на пейджер 725-66-33 оставить свои координаты, Михаил с Вами свяжется, если у Вас есть для них какая-то конкретная тема, для другого документального проекта.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Если такой интерес наших слушателей, то мы просто сможем сделать такое радиодополнение к фильму, и пригласить в наш эфир Шереметьевых, я думаю, что это будет очень интересно. И не только Шереметьевых…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Так что Венедиктову, заявка уже готова.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: 7839025. Добрый вечер! Алло, Да что же сегодня с московской линей, попробуем не Москву, алло!
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, будьте добры, пожалуйста, можно сказать несколько слов?
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, вы в прямом эфире, представьтесь.
СЛУШАТЕЛЬ: Светлана Петровна, Москва.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А линия немосковская, что ж вы звоните…
СЛУШАТЕЛЬ: Ой, я, наверное, ошиблась…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Ну, пожалуйста, Светлана Петровна.
СЛУШАТЕЛЬ: Очень хочу поблагодарить за то, что сделали такую передачу, и вам спасибо за то, что вы рассказываете о тех, кто у вас в гостях, за то, что они такую передачу сделали.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА:783 90 25, фантастика, Москва совершенно не хочет включаться, поэтому звонят москвичи на немосковскую. Алло,
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, приемник, будьте добры, выключите.
СЛУШАТЕЛЬ: Секундочку, да.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, теперь говорите. Кто вы и откуда?
СЛУШАТЕТЕЛЬ: Александр, это Ярославская область, город Переславль-Залесский. Меня интересует такой вопрос, а по какому принципу отбирается сюжет для программ, т.е. касается ли это династий дворянского происхождения или это более общий такой характер носит, т.е. любые выдающиеся деятели имеют право быть представлены в вашей программе, как то династии, выдающиеся личности?
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Понятно, вы не отключайтесь, мы ответ послушаем, а вы можете потом уточнить свой вопрос.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Мы уже говорили, что в первом цикле мы выбирали дворянские семьи, в которых есть люди, которые внесли огромный вклад в историю страны нашей и, в общем, не означает, что мы ограничиваемся дворянскими семьями…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Александр, у вас есть идеи, кого не из дворянских родов вы хотели бы увидеть в этом проекте.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, тут можно говорить о многих представителях…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Давайте конкретно.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, мне интересно, например, такие личности как великие полководцы.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Там, кстати, тоже были дворяне.
СЛУШАТЕЛЬ: Выходцы из обычных слоев…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Суворов, например, тоже не из бедного рода.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Голенищевы-Кутузовы, например, до сих пор живут в Москве, замечательная семья.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Я не знаю династию великих полководцев, дело вот в чем, нам же нужно, чтобы мы рассказывали об истории страны, на протяжении большого промежутка времени. Мы рассказываем не об одном конкретном человеке, а об истории этой семьи и в этой истории этой семьи должны быть люди, которые на протяжении всей этой истории вносили в судьбу страны какие-то…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Ну чтобы не всей истории, но чтобы была династия
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну, например, что касается Пушкиных – оказалось, что она самая древняя из этих династий, она 900 лет насчитывает.
СЛУШАТЕЛЬ: Но вряд ли все Пушкины вносили вклад в историю всей России.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Михаил говорит, что можно рассказывать о династии Голенищевых-Кутузовых, или Кутузовых, но нельзя рассказывать о династии полководцев, как таковой такой династии нет, понятно, спасибо. Авторы фильма явно учтут ваши пожелания.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Я только хотела сказать, что один дворянский род. Мне бы очень хотелось, чтобы появился в виде фильма, это род Толстых.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А почему его, кстати, нет, я как-то не обратила внимания, когда перечисляли, мне показалось, что раз уж Фёкла здесь, то Толстые должны быть.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Потому я претендую на то, чтобы какую-то роль в истории но…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Михаил, почему не взяли Толстых?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну, тут нет ничего такого тайного, вполне возможно, что мы сделаем и о Толстых тоже…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Толстых, понимаете, очень много. Я здесь Мишу хорошо понимаю. Когда мы с Мишей сели и начали выбирать персонажей как, вот, там, не было про Николая Шереметьева, не вошло… Потому что можно рассказать, но 10 историй кратко.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Детей было много даже у Льва Николаевича, даже не говоря про прочих Толстых…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Конечно, Толстых, очень–очень много, пока мы разбирались, как их всех уложить в 52 минуты, в общем, у нас пока ничего не получилось потому, что рассказывать, предположим, про Льва Николаевича 2 секунды, тоже как-то не имеет никакого смысла, но мы надеемся, что мы сумеем этот ребус решить.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Орловы из Москвы пишут: «Сделайте передачу о династии рода Ломоносова, который кое-что сделал для России». Вот такая заявка. А сколько всего было у вас командировок, выездов, съемок на натуре, потому что ведь достаточное количество объектов задействовано. Какого объема эта работа, как долго снимали, сколько командировок, проехали?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Мы снимали полтора года этот фильм. Проехали мы очень много. Сейчас трудно даже вспомнить.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Я могу сказать точно, мне выдали в начале работы такую бумажечку, там было больше 120 точек съемок, по всему миру.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Ну, по всему миру, по всей нашей стране. Мы были на Урале, мы были, как уже говорили, в Архангельской области, по всей России.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Проект недешевый. Вы можете сказать сколько?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Недешевый…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Лена все мерит в деньгах.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А в чем еще, в рейтингах не даете мерить…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Даем, даем!
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А вот и попробуем в деньгах. Понятно, среднее вложение в документальные проекты резко выросли, ну не достигают каких-то вложений сериальных. Но большие деньги. Ваш на каком уровне? Сколько стоит серия такого фильма, чтобы он хорошо смотрелся, чтобы были съемки на местности, а не просто рассказ на фоне какой-то картины?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Это вопрос не к нам, а к продюсерам, потому что мы в общем к деньгам никакого отношения не имеем, я думаю, что это не такие большие деньги, как вот тратит BBC…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Но вам приходилось себе отказывать в командировках?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Нет, нам не приходилось себе отказывать. Вот весь съемочный план, который был первоначально составлен, был выполнен от начала до конца.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Но Миша сам таскал на себе штативы от камер или свет, потому что мы не могли себе позволить большую съемочную группу, лучше было поехать куда-то.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Все деньги, которые были выделены на фильм, мы, в общем, истратили на производство фильма.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А не распилили, понятно.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Да, да
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Дворянская гордость не позволила. Скажите, дорогие, а насколько важно присутствие на месте? Иногда в некоторых проектах бывает ощущение, что это просто я на фоне. Я не о вашем проекте говорю. Вот я на фоне какой-то местности. На сколько важно быть на этом месте?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ:И с этими людьми…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Эти люди, это отдельно. Вот вы появляетесь на фоне каких-то стен или какого-то места где что-то происходило, я не про интервью с потомками сейчас говорю… Это дает какое-то дополнительно ощущение истории, или это просто картинка нужна, чтобы проект был зрелищным? Фёкла, вы там себя как-то чувствовали по-другому, чем когда читали текст, которые должны были произносить на фоне Казанского кремля, где Вы сегодня говорили?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Лена, ваш вопрос риторический. Я могу лишь добавить пример или сказать, что очень многие вещи мы, просто писали текст там уже на месте, мы приезжали, выясняли. Мы смотрели, мы думали, что мы можем показать, как было в Сольвычегодске и что-то уточняли относительно истории и это все рождалось уже на месте.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА:Т .е. важно почувствовать
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Я просто хотела добавить, вы спросили про места съемки, есть совершенно уникальные места съемок, где не ступала нога русского оператора до нас, например, в абсолютной американской дыре, в крошечном шахтерском городочке в Пенсильвании, это очень долго пилить от Нью-Йорка…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: И кто ж там живет?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Там есть город, который называется Голицын.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Там жили Голицыны?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Там был князь Голицын в начале XIX века, он был проповедником, он был католическим проповедником, он основал город Ларэт, в благодарность ему жители назвали соседний город – Голицын, и сейчас это общество памяти Голицына продолжает существовать, они были просто поражены, что мы приехали, и они совсем недавно отправили письмо в Ватикан, такое прошение на имя Папы Римского с просьбой канонизировать князя Голицына, вот как.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА:783 90 25, Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Ольга Михайловна.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста Ольга Михайловна, Вы в эфире пожалуйста…
СЛУШАТЕЛЬ: Я в эфире, да-да конечно, я хотела поговорить с Фёклой.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Фёкла здесь, задавайте вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу сказать, под Парижем есть такой дом, престарелых русских. Называется Монтрей и там очень много интересных людей, я там проведывала одну даму, свою родственницу, и там, значит, мадам Врангель была, еще жива, не знаю как сейчас, потом Давыдова была, которая была Шаляпинской партнершей, пела с ним вместе, и очень много у них всяких бумаг, когда я попросила что-то такое. Они сказали, нет, мы так просто дать не можем. Но показывали мне…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Это не там где Сандженивье дюбуа?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Это в другую сторону
СЛУШАТЕЛЬ: Это русский дом, для эмигрантов, ну конечно первого… вот…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Спасибо, спасибо…
СЛУШАТЕЛЬ: А вот если вас заинтересует, там очень много и такая Давыдова, которая пела долго…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да уже все понятно.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Спасибо большое.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Михаил что-то хотел сказать?
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Мы на самом деле были в Америке и там были в Толстовском фонде, где тоже живут эмигранты первой волны, мы там встречались…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Мы, по-моему, встречались как раз, она была дочерью Врангеля.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Да. При этом это такое прикосновение к истории непосредственное, потому что… Ну что, мы же Врангеля учили, о Врангеле что-то в школе, в учебниках, до этого там Александр Македонский, Врангель…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Даже не знали, что "Врангель – Барон, Врангеля – ВОН", и не знали…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Нет, дело в том, это было очень давно, нам казалось… А здесь мы встретили его дочь…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: На скамейке сидит с прямой спиной, сразу видно, что из военной семьи…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: И Фёкла тут же поправила спину, и я следом за ней…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Да, да…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Вам, как графине, положено ходить с прямой спиной, это я могу горбиться…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Все, все, меняюсь…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А кто-то говорил из великих, известных людей, что история мерится двумя рукопожатиями, вот я мог пожать руку в юности кому-то, а он - Пушкину…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Да…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Так что, вот эта та история, что вы пожимаете праправнуку Пушкина руку, и история становится намного ближе.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: 783 90 26, добрый вечер, Алло!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Приемник выключите, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ: Сергей из Ярославля. Во-первых, Елена спасибо, это одна из самых интересных ваших программ…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Спасибо!
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ: …и вот хотел бы обратится к Фёкле и Михаилу, а можно ли снять программу о династии Романовых, было бы очень интересно, спасибо!
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Как раз Романовы более известны, нежели другие, или нет? Или загадок много?
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Это очень интересный вопрос, мне кажется, т.е. я совсем не специалист, но я думаю, что сейчас это вопрос политический во многом, но сейчас интерес к этому очень большой, поэтому наступит необходимость снять еще какие-то фильмы, хотя они выходили, и то, что, в частности, Парфенов делал это, в общем, была история Романовых тоже…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: "Российская Империя". Потому что это была империя Романовых.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: "Российская Империя". Это была история страны…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Вы знаете, с моей точки зрения…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: А вы не представились.
СЛУШАТЕЛЬ НИНА НИКОЛАЕВНА: Нина Николаевна.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, Нина Николаевна.
СЛУШАТЕЛЬ НИНА НИКОЛАЕВНА: С моей точки зрения вот, у ведущей Фёклы Толстой не так поставлена речь, чтобы рассказывать о дворянских династиях.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Утеряны навыки говорить так, как говорили дворяне.
СЛУШАТЕЛЬ НИНА НИКОЛАЕВНА: Но это оказывает свое воздействие.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: А что Вам не понравилось?
СЛУШАТЕЛЬ НИНА НИКОЛАЕВНА: Что не понравилось сказать трудно, речь не понравилась.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Недворянская.
СЛУШАТЕЛЬ НИНА НИКОЛАЕВНА: Нет…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Хороша Фёкла, будет работать, найдем педагога по сценической речи…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Вы знаете, представление о том, как говорили дворяне, как они жили, оно у нас очень такое искаженное. На самом деле, это были обычные люди, вели себя по-разному, по-разному говорили.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Хорошие-плохие, говорили по-разному.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Хорошие плохие…
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Нет. Вы очень строгий судья. Мне это приятно, на самом деле, я иногда слышу оценки более милостиво к своей речи.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Но меня хуже оценивают, не волнуйтесь.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Нет, это очень приятно, у меня был когда-то говор старомосковский, потому что меня воспитывала бабушка…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Как в Малом театре говорят.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Абсолютно! У меня была четверьг, церквь, булошная, молошная… И мой отец даже посмеивался вместе со своими коллегами лингвистами, когда выбегала пятилетняя такая девчушечка и говорила на совершенно старомосковском произношении. Но, к сожалению, советское детство школьное…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Современное телевидение.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Да
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Программу «Народный артист», со словами четверьг, булошная не проведешь, а Фёклу большинство помнит по таким проектам…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Кроме того, все мы должны говорить на языке, который понятен нашим телезрителям.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: 783 90 26 Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Вы в эфире, как вас зовут и откуда вы?
СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ: Меня зовут Дмитрий Григорьевич, я москвич, звоню из-под Можайска.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, Дмитрий Григорьевич.
СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ: Значит, я услышал от вас. …
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Пропал Дмитрий Григорьевич. Увы…Еще один звонок попробуем принять 783 90 26. Только сразу приемник выключите.
СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ: Добрый вечер.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, кто вы, откуда…
СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР: Александр из Питера.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, Александр… Ой приемник вы все-таки не выключили…
СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР: Выключил! А я с кем могу говорить?
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Вы в эфире
СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР: В эфире, Фёкла, здравствуйте.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР: Это Александр из СПб, если вы будете передачу о Толстых, то вы будете что-нибудь говорить о Берсах.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: А о Берсах, конечноЮ, тоже Берсы, может напомним, нашим слушателям. Это Софья Андреевна была из фамилии Берсов, мы как раз недавно вчера вспоминали Берсов...
СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР: Я просто потомок тоже Берсов.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Знаете, Александр у нас есть пейджер, 725 66 33, вы можете прислать свои координаты.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Очень приятно. Вы, наверное, мне какой-нибудь дядюшка или шестиюродный брат…
СЛУШАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР: Да-да-да.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Очень приятно.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Александр, присылайте свои координаты и Фёкла с вами свяжется. У нас просто уже время эфира подходит к концу.
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Хотел сказать еще вот что. Пока мы снимали фильм выяснилось, что очень многие из тех, кого мы снимали, героев нашего фильма, они родственники Фёкле, просто в каком-то там…
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Знаете, Фёкла, я как-то помню не так давно, я писала когда роман свой, у меня первый - "Не будь дурой.ру". Там есть кусок, где в том числе, ваш предок приходит фотографировать в фотографию Левицкого для группового портрета издательства "Современник", тогда их делали самые известные портреты Левицкие. И я пока искала, нашла портрет соответственно ваших прапрабабушки родителей Софьи Андреевны и посмотрела, перед свадьбой, и посмотрела сидит такая чинная матрона и старик какой-то глубокий. Вот они дочку… я когда посчитала, что маменьки соответственно лет 37 на этом портрете, мне стало плохо, потому что черная одежда чепец, жизнь прожита, сейчас бы дочку замуж сбыть, и все. В общем-то, не самая веселая жизнь была и у дворян и дворянок в то время, нам то как-то с вами… Вам Графиня и нам простолюдинкам больше повезло, в нашем XX-XXI веке
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Да у Софьи Андреевны нескучная была жизнь…
(смеется)
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Да, 13 детей родить и столько раз «Войну и мир» переписать. Мы говорили сегодня с Фёклой Толстой и Михаилом Гринёвым о проекте "Великие династии". Судя по количеству реплик на пейджер, он вас очень заинтересовал, многие просто предлагают конкретные фамилии, идеи, не только дворянские династии, но и те династии, которые составили славу России. Будем надеяться, что этот проект вам нравится, вы его смотрите соответственно, и Первый канал и компания "Телеформат", которая произвела эту программу, захочет делать продолжение, и мы его увидим его в эфире.
Спасибо Фекла, спасибо Михаил, что были гостями нашей программы, спасибо за этот цикл.
ФЁКЛА ТОЛСТАЯ: Спасибо, Лена, большое…
МИХАИЛ ГРИНЁВ: Спасибо.
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Всего доброго, до свидания, надеюсь, в следующее воскресенье уехать в отпуск, а встретится с вами через две недели. Это была программа "Телехранитель" Елена Афанасьева. Всего доброго, до свидания.