Нужен ли России детский телеканал? - Олеся Лосева, Тина Канделаки, Тимофей Баженов - Телехранитель - 2006-01-15
15 января 2006 года
17:08-18:00
В прямом эф ире «Эхо Москвы» Тина Канделаки, Олеся Лосева, Тимофей Баженов.
Е.АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер! В эфире «Телехранитель» – программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким телевидение наше будет сегодня и завтра. Не успели закончиться праздники, как уже в первый рабочий день руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский заявил, что считает целесообразным создать в стране специализированный детский телеканал. Он сказал, что согласно данным компании «Гэлап-медиа», доля детского эфира в общем объеме вещания телеканалов с апреля 2004 по март 2005 года составила всего около 6,5%. И высказал такое предложение, обратиться к телеканалам, которые демонстрируют мультики Диснея с просьбой поменять их на сборники мультфильмов, которые были сняты в советское время. «Сходу мы не создадим лучших шедевров, подобных тем, что были сняты в советское время, но толчок их появлению в течение 2-3 лет дать можем», - так сказал Михаил Сеславинский. Мы приглашали его сегодня в гости, к сожалению, он в отъезде, не можем продолжить разговор с руководителем агентства по печати, но пригласили людей, которые с детским телевидением работают непосредственно. Это - Тина Канделаки, ведущая программы «Самый умный» на канале СТС. Добрый день, Тина.
Т.КАНДЕЛАКИ – Здравствуйте, Лена.
Е.АФАНАСЬЕВА – Это Олеся Лосева, которая детское телевидение знает изнутри, с детского возраста она когда-то вела программу «Там-там новости». Сейчас занимается не детским телевидением, а программой «Бизнес. Персона» на третьем канале, но думаю, детское вещание не забыла. Добрый день, Олеся.
О.ЛОСЕВА – Да. Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер. И Тимофей Баженов, который ведет программу «Сказки Баженова» на канале НТВ. Добрый день, Тимофей.
Т.БАЖЕНОВ – Здравствуйте, здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА – Вот вместе мы и поговорим, вместе с вами, я надеюсь. Напоминаю все наши координаты. 725-66-33 – это наш пейджер. Вы можете высказывать свои точки зрения и задавать вопросы ведущим. Нас интересует сегодня вопрос не только, возможен ли или нужен ли России детский телеканал, о том, какой канал нужен нашим детям. Такой ли, каким его представляют себе чиновники или дети поменялись настолько, что лучшие образцы детского телевидения советских времен, если даже на них поменять мультики Диснея, их не удовлетворят. Во второй части программы как всегда вы сможете задавать вопросы по телефону, а пока начнем разговор здесь. Тина, у Вас есть дети.
Т.КАНДЕЛАКИ – Да, у меня есть дети, так же, как и у Вас, Лена. У Вас тоже есть дети.
Е.АФАНАСЬЕВА – Вашим детям детский канал нужен?
Т.КАНДЕЛАКИ – Но они выросли уже на детском канале.
Е.АФАНАСЬЕВА – Но не нашем.
Т.КАНДЕЛАКИ – Конечно. На «Никелодиуме» и «Джетикс». Они на нем растут, и они на нем, я думаю, уже вырастут, потому что это поколение, к сожалению, уже вот для этого нового канала, я думаю, будет потеряно, потому что пока этот канал будет сделан, пока он будет запущен, пока пойдет наполнение, все равно уже приоритеты определились, потому что если вы в курсе, на тарелках же есть еще и «Детский мир», где идут наши мультики.
Е.АФАНАСЬЕВА – Да. Но Ваши дети его смотрят?
Т.КАНДЕЛАКИ – Но Вы знаете, нет уже, потому что так сложилось, что просто по качеству «Никелодиум» лучше, поэтому естественно, дети говорят: «А мы хотим «Никелодиум». Я говорю: «Нет, давайте «Детский мир», так интересно». Они говорят: «Нет, это очень интересно, но «Никелодиум» интереснее». Поэтому если Вы спрашиваете… Мне, вообще, сложно с Вами на «Вы» говорить, Лена.
Е.АФАНАСЬЕВА – Давай на «ты».
Т.КАНДЕЛАКИ – Да, давай на «ты». Да, да, ты же понимаешь, все зависит оттого… Вот ты говоришь, какое наполнение там должно быть. Наполнение должно быть современное, чтобы оно отвечало детям, которые уже сидят у компьютера с 4 лет. Я сейчас просто не хочу даже…
Е.АФАНАСЬЕВА – Правильно, клиповое сознание…
Т.КАНДЕЛАКИ – Абсолютно.
Е.АФАНАСЬЕВА – Дети, воспитанные на том, что уже реклама подспудно влияет на то, как они воспринимают картинку, не могут смотреть старые мультики так долго, как смотрели мы.
Т.КАНДЕЛАКИ – Естественно. Абсолютно права. Очень быстро переключаются, очень быстро включаются. У них уже абсолютно клиповое быстрое мышление, и они быстрее развиваются, нежели мы, потому что поток объема информации, которая поступает, уже не контролируется нами, как это было раньше. Помнишь, когда «Семнадцать мгновений весны», и мама говорила: «Спать!» Я говорю: «Спокойной ночи, малыши» посмотрела, и спать, и больше смотреть было нечего. А сейчас...
Е.АФАНАСЬЕВА – «Будильник».
Т.КАНДЕЛАКИ – Ну, «Будильник».
Е.АФАНАСЬЕВА – «Отзовитесь, горнисты!».
Т.КАНДЕЛАКИ – «АБВГДейка».
Е.АФАНАСЬЕВА – «АБВГДейка».
Т.КАНДЕЛАКИ – Но это утренние программы. А вечером одни «Спокойной ночи». А сейчас как бы совсем другая ситуация. Они смотрят не только свое, детское, они также смотрят взрослое кино, они также понимают, что происходит по рекламе. Они живее всех реагируют на рекламу.
Е.АФАНАСЬЕВА – Тимофей, у Вас программа идет в утреннее время на канале НТВ - «Сказки Баженова». Как она выживает? Ведь известно, что реклама вокруг детских программ законодательно запрещена, т.е. это главное объяснение основных телевизионных руководителей, почему у них мало детского вещания – не окупается. Как выживаете вы?
Т.БАЖЕНОВ – Ну, телевизионные руководители, безусловно, здесь правы. И я хочу сказать, что если бы не было Владимира Кулистикова, который почему-то решил, наверное, потому что он добрый человек, что детям нужна...
Е.АФАНАСЬЕВА – Грехи замаливает, мне так кажется. Такие, типа фильмов «Мишка», «Теракт с предоплатой» и все прочее.
Т.БАЖЕНОВ – Мне кажется, он не так грешен, как Вам кажется. В общем, если бы не было Владимира Кулистикова, не было бы и детской программы на НТВ. Потому что программа эта дорогая, дорогая по настоящему.
Т.КАНДЕЛАКИ – А я думала «Самый умный» дороже всех.
Е.АФАНАСЬЕВА – Сколько стоит «Самый умный»?
Т.БАЖЕНОВ – Нет, давайте мы не будем…
Т.КАНДЕЛАКИ – Я надеюсь, что вы с чувством юмора, да?
Т.БАЖЕНОВ – Да, давайте мы не будем здесь меряться. Программа дорогая, наша, в частности, «Сказки Баженова» делается в киноформате, т.е. это кинопроизводство: актеры, актерское озвучание, наряды, и поскольку это еженедельный эфир с новых исходников, то, ну, я могу вас заверить, что это стоит примерно в половину от прошлогодних «Намедни», позапрошлогодних.
Т.КАНДЕЛАКИ – Ребят, даже дело не в этом. Вот давайте вспомним, да? Иностранные звезды. Ну, они, как бы понятно, что не все здесь фанаты Бритни Спирс еще собрались, но тем не менее, ни для кого не секрет, что начиная от Бритни Спирс, заканчивая Джастином Тимберлейком, если я правильно выговариваю эту достойнейшую фамилию, - все эти ребята вышли из детских шоу, так называемых.
Т.БАЖЕНОВ – Ну, нам уже с вами это не грозит. Я боюсь, я не запою. Но все-таки я дорасскажу. Значит, выживаем мы, потому что нам наше руководство НТВ дает деньги впервые за большой период. Выделены эти деньги. Это безусловная дотация, никакой рекламы у нас нет ни вокруг, ни внутри, это очень тяжело и сложно жить без рекламы, но кроме всего прочего, мне приходится добавлять в эту программу финансы еще из финансовой линейки второй моей программы, уже взрослой из «Дикого мира».
Е.АФАНАСЬЕВА – У зверей отнимаете для детей?
Т.БАЖЕНОВ – У взрослых зверей отнимаю для малолетних детей.
Е.АФАНАСЬЕВА – Понятно, Тимофей. Олесь, Вы вели программу, около 10 лет назад, время такое, резкий перелом, дети начала 90-х, середины 90-х и сейчас, мне кажется, уже немного разные.
О.ЛОСЕВА – Ну, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА – Как Вам кажется, те программы, которые вели Вы, и были очень популярные они среди детей тогда, и телевидение, которое нужно детям сегодня, это уже разное телевидение?
О.ЛОСЕВА – Ну, несомненно, разное. Но, тем не менее, я считаю, что… ну, вот программа «Там-там новости», она родилась в мае 92 года, мне на тот период было почти 12 лет, ну, 11. И все-таки у программы у этой была такая воспитательная функция отчасти, потому что, ну, все как-то было…
Е.АФАНАСЬЕВА – А как Вы воспитывали, если Вам всего 12 лет было?
О.ЛОСЕВА – Нет, не мы воспитывали. Просто Андрей Викторович Меньшиков, который был руководителем студии «РОСТ» на канале РТР, он, прежде всего, я думаю, в понятие студии «РОСТ», которая отвечала за детское телевещание на этом канале, он вкладывал понятие именно такое как воспитательное. Т.е. мы показывали, наверно, не то, что своим примером, то, что слишком много вокруг интересных вещей. Потому что ни для кого не секрет, что тогда была пионерская организация, которая как-то объединяла детей, там какие-то костры, пионерлагеря, потом – раз, и резко всего этого не стало. Т.е. и у родителей возникли уже проблемы с тем, куда вообще пристроить можно своих детей, там, какие-то кружки позакрывались, спортивные школы оказались никому ненужные. И, в общем-то, на мой взгляд, наша программа, она пыталась как-то, наверно, дать какое-то направление этим детям, которые смотрели нас. И действительно, многие дети писали, мы какие-то конкурсы организовывали, ездили на детские кинофестивали. Ну, сегодня, конечно, все совсем по-другому уже, потому что дети, действительно, правильно Тина сказала, все быстро очень схватывают. Но, тем не менее, на мой взгляд, действительно, наверное, какого-то воспитательного момента не хватает. Я, например, помню, что когда была маленькая, там, лет 7, 8, был такой четвертый канал, образовательный канал, и там в форме сказок, какой-то игры учили детей английскому языку, французскому, немецкому.
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, да, там было много хороших передач.
О.ЛОСЕВА – Много было очень хороших передач.
Т.БАЖЕНОВ – Много было хороших передач, но я вот не помню, чтобы я их смотрел.
О.ЛОСЕВА – А я вот смотрела.
Т.БАЖЕНОВ – Меня обычно, если начинали грузить, я сразу или выключал, или переключал на взрослую передачу. Я думаю, вообще, в душу-то лезть не надо без спросу. Надо просто быть добрыми, и тогда народ к вам потянется.
Е.АФАНАСЬЕВА – У меня такое ощущение, вот как у человека, у которого есть дети, они тоже смотрят телевизор, что детям современным что чтение, что видеопродукция, она нужна немножко на вырост. Когда мы четко ориентируемся на возраст детей, они вот про это не очень-то хотят смотреть. Они уже хотят чуть про постарше, про побольше.
Т.БАЖЕНОВ – Ну, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА – Мои тянутся как-то больше взрослый эфир смотреть. Там, «Не родись красивой», если не запрещают.
Т.КАНДЕЛАКИ – А «Не родись красивой» просто…
Е.АФАНАСЬЕВА – Какая сказка для детей.
О.ЛОСЕВА – Сказка про Золушку в современной интерпретации.
Т.КАНДЕЛАКИ – Для них это как ролевая игра.
Т.БАЖЕНОВ – Кстати говоря, это привет нашим законодателям, которые так ограждают детей от рекламы, а дети ведь смотрят и взрослые программы. А там такая реклама! Иногда у меня уши в трубку сворачиваются.
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, а уж там хорошо с рекламой. Дети рекламу знают всю.
Т.КАНДЕЛАКИ – Мне кажется, даже про это говорить смысла нет, ребята, потому что, ну, вот я больше всего, я поражаюсь, там начинается разговор: дети смотрят. Ну, а как они еще будут смотреть? Дети смотрят рекламу, дети смотрят щиты, которые в городе, дети все равно это будут смотреть, потому что это…
Е.АФАНАСЬЕВА – И новости, где очень много смотрят…
Т.БАЖЕНОВ – Да если они не будут это смотреть, они не вырастут нормальными людьми.
Е.АФАНАСЬЕВА – А уж криминальные программы на канале НТВ.
Т.КАНДЕЛАКИ – Нет, ну, я бы так сейчас не говорила, они могли бы без этого вырасти нормальными людьми. Просто дело в том, что это данность, вот данность, какая есть. Ее невозможно уже изменить.
Т.БАЖЕНОВ – Не знаю, не знаю, как можно отделить ребенка от общества …
Т.КАНДЕЛАКИ – Нет, ну, не всю рекламу… Но я не могу сказать…
Т.БАЖЕНОВ – …отделить его от крови и плоти общества и говорить, что он вырос нормальным.
Т.КАНДЕЛАКИ – Хорошо, о’кей, Вы знаете рекламу про кошек: ты просто не умеешь их готовить. Т.е. Вы знаете, да? Эту рекламу.
О.ЛОСЕВА – Жестоко.
Т.БАЖЕНОВ – Ну, я считаю, что нужно немножко просто приструнить граждан, которые так говорят.
Т.КАНДЕЛАКИ – Нет, это понятно, но я просто вам на примере очень примитивного прикладного примера объясняю, если бы мой Леонтий, например, не спрашивал меня о том: «А кошек что, готовят?» Я бы знаете, как-то была бы поспокойнее.
Е.АФАНАСЬЕВА – И не обратила бы внимания на эту рекламу.
Т.КАНДЕЛАКИ – Конечно. Но когда он меня спросил, а что, кошек кушают, на самом деле, я, естественно, обратила внимание. Хотя есть огромное количество интересной рекламы, нормальной рекламы, которая наоборот вызывает какой-то интерес. Реклама, которая, допустим, снимается в каких-то исторических местах, когда есть претензия на то, что там вот это – пирамиды Египта, а что это такое? По разному.
Т.БАЖЕНОВ – Да нет, как в советское время говорили: вы задачу поставьте. Надо рекламщикам поставить задачу, чтобы они делали рекламу, которую не противно смотреть.
Е.АФАНАСЬЕВА – Вот об этом давайте попробуем поговорить. Значит, прежде чем канал будет так или иначе создан, если уж начальство заговорило о его создании, наверное, какие-то такие, как говорят, подвижки есть, как говорят в бюрократической среде. Т.е. идет об этом разговор. Как вы считаете, возможен ли это государственный канал? Условно говоря, еще одну кнопку как каналу «Спорт» отдадут, построят там ВГТРК, например, денег из бюджета кинут и делайте. Или возможен все-таки канал коммерческий? Если коммерческий, то за счет чего эта коммерция возможна? Кто начнет отвечать?
Т.КАНДЕЛАКИ – Ну, давайте мужчине...
Т.БАЖЕНОВ – Ну, давайте, я расскажу.
Е.АФАНАСЬЕВА – Давайте.
Т.БАЖЕНОВ – Значит, безусловно, канал должен быть государственным, потому что коммерческий канал, наверное, не сможет… сейчас мы не найдем инвестора на такой эфир.
Е.АФАНАСЬЕВА – Кому нужны дети, каким инвесторам?
О.ЛОСЕВА – Нет, найти инвестора, на самом деле, не проблема. Я вот просто сейчас вам скажу.
Т.БАЖЕНОВ – Ну, это Вам, Вы очаровательная девушка.
О.ЛОСЕВА – Нет. Я Вам просто скажу…
Т.БАЖЕНОВ – А мне уже так не дают деньги.
О.ЛОСЕВА – …что я сейчас делаю программу «Бизнес. Персоны», и мне, так или иначе, приходится общаться с людьми, так скажем, социально ориентированными, т.е. теми людьми, которые, заработав свой капитал, пытаются все-таки как-то изменить что-то в нашем обществе. И действительно, такие люди есть, и есть люди, которые готовы расстаться там, с деньгами, готовы их вложить в благотворительность, не знаю. Они в принципе за это ничего не требуют. Ну, т.е. просто надо направить…
Т.БАЖЕНОВ – Ну, это прекрасно, у Вас хорошие знакомые, но я все же хочу Вам сказать, что…
Е.АФАНАСЬЕВА – Так. А вот Елена нам пишет: «Пожалуйста, не перебивайте друг друга и не говорите одновременно. Невозможно ничего разобрать». Давайте по очереди.
Т.БАЖЕНОВ – Хорошо. Я сейчас все-таки договорю. У Вас хорошие знакомые, я передаю им всем привет, но, к сожалению, должен Вам сказать, что телевидение – это офигенно дорогая штука. И то, что люди готовы расставаться с деньгами, к сожалению, не обеспечивает успеха телевидения.
Е.АФАНАСЬЕВА – Хорошо. Итак, Тимофей считает, что канал может быть только государственным. Давайте быстро ответим на этот вопрос.
Т.БАЖЕНОВ – Безусловно, безусловно, с финансированием со стороны частных лиц.
Е.АФАНАСЬЕВА – С дополнительным. Но государственным. Тина?
Т.КАНДЕЛАКИ – А я просто про первопричину, Лена, очень просто. У нас в стране что выше, рождаемость или смертность? У меня к тебе вопрос.
Е.АФАНАСЬЕВА – Смертность, конечно.
Т.КАНДЕЛАКИ – Смертность. Значит, следующее, что из этого вытекает. Мы как-то должны стараться, наверное, чтобы рождаемость повышалась. Правильно? Без государственного детского канала – это один из факторов – у нас шансов нет.
О.ЛОСЕВА – Я считаю тоже – государственный.
Е.АФАНАСЬЕВА – Государственный. А почему тогда… Вот такой абстрактный вопрос: когда надо было срочно закрыть дырку на шестой частоте, закрыли ТВС, надо было что-то туда врубить немедленно, почему государство выбрало вдруг спорт?
Т.КАНДЕЛАКИ – Я тебе дам телефон, позвони и спроси, Лена.
Е.АФАНАСЬЕВА – Нет, почему, я знаю ответ.
Т.БАЖЕНОВ – Спорт гораздо технологичнее. Он дешевле, и проще заполняет эфир.
Т.КАНДЕЛАКИ – И коммерчески он гораздо интереснее, извини.
Т.БАЖЕНОВ – И коммерчески он интереснее, безусловно, Тина…
Е.АФАНАСЬЕВА – Олег Борисович Добродеев считает, что это такой канал психологической реабилитации для уставшего народа.
Т.БАЖЕНОВ – Надо с ним согласиться, безусловно.
Т.КАНДЕЛАКИ – Шагать строем, ты имеешь в виду, да?
Е.АФАНАСЬЕВА – Но это не я имею в виду, я передаю цитату телевизионного руководителя.
Т.БАЖЕНОВ – Я не знаю, честно говоря, почему психологическая реабилитация рассматривается Вами как необходимость шагать строем. Мне кажется…
Т.КАНДЕЛАКИ – Я просто пошутила. Если помните…
Т.БАЖЕНОВ – Я понял, да. О праве убитых кошек – это тоже шутка. Вы, кстати, можете своему ребенку сказать, вот. Но я хочу сказать, что канал «Спорт» – это тоже прекрасно. Замечательно, что люди будут заниматься спортом.
Е.АФАНАСЬЕВА – Да. Итак, про детей в тот момент не вспомнили.
Т.БАЖЕНОВ – Но детское вещание, безусловно, это гораздо сложнее и дороже, и вряд ли можно его вот так вот рубильником включить.
Т.КАНДЕЛАКИ – А почему вот все говорят, кстати, дороже? Я не понимаю, если честно. Вот объясните, Вы, я так понимаю, так интегрированы в проблему. А почему, вообще, детское дороже, чем спортивное?
Т.БАЖЕНОВ – Детское не окупается, потому что в нем запрещена реклама.
Т.КАНДЕЛАКИ – Ну, подождите, как? Там же может быть ролевая реклама, правильно?
Т.БАЖЕНОВ – А потом спортивное, я боюсь, что мы сейчас уйдем в терминологию, но объяснить это легко. Спортивное – это вещание с ПТС, это режиссеры не монтажа, а режиссеры эфира.
Т.КАНДЕЛАКИ – А детское не может быть с ПОТС?
Е.АФАНАСЬЕВА – Иначе это будет то качество, которые дети смотреть не будут.
Т.БАЖЕНОВ – Ну, может, безусловно, если мы принимаем за эквивалент детские программы с участием, например, детей или людей, которые детям интересны. Если же это что-то анимированное или с участием, как в моем случае, животных-актеров это в прямом эфире, к сожалению, часто невозможно.
Т.КАНДЕЛАКИ – Если позволишь, я спрошу, так безумно интересно, Тимофей, у Вас какой любимый мультфильм был в детстве?
Т.БАЖЕНОВ – «Ну, погоди!», потому что очень мало было у нас в детстве. И я считаю, что глубокое заблуждение говорить, что сейчас мы возьмем, вот наши прекрасные эти советские архивы, включим их, и 3 года будем всем показывать. Да не было этих мультфильмов.
Е.АФАНАСЬЕВА – Но вот канал детский показывает на НТВ-плюс.
Т.БАЖЕНОВ – Да не было их никогда.
О.ЛОСЕВА – Ну, почему не было? Я, например, росла на этих мультфильмах.
Т.БАЖЕНОВ – Да потому что мультфильмы у нас скучные, их очень мало.
О.ЛОСЕВА – Я не согласна.
Т.БАЖЕНОВ – И не зря детская программа моя любимая «Спокойной ночи, малыши» всегда резала их на куски. Она их резала-то от бедности. Поэтому мы и смотрели все время на этих замызганных Хрюшу со Степашкой, у которых…
Е.АФАНАСЬЕВА – Не надо оскорблять продукцию Ваших коллег. Мы приглашали производителей «Спокойной ночи, малыши». К сожалению, ведущие сейчас оказались обе за границей и не смогли прийти и Вам ответить.
Т.БАЖЕНОВ – Нет, нет, ни в коем случае я не оскорбляю продукцию.
Е.АФАНАСЬЕВА – Тимофей, давайте вернемся…
Т.БАЖЕНОВ – Давайте, я договорю, ладно?
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, пожалуйста, закончите здесь свою мысль и перейдем…
Т.БАЖЕНОВ – Я ни в коем случае не оскорбляю продукцию наших коллег, но, к сожалению, игрушки физически выглядели уже не свежими.
Т.КАНДЕЛАКИ – Серьезно?
Т.БАЖЕНОВ – Да, уже к моему детству.
Т.КАНДЕЛАКИ – Не знаю. Чего-то Филя, мне кажется, хорошо выглядел, я так припоминаю.
Т.БАЖЕНОВ – Филя ничего, а у Хрюши вы помните, вот эти масляные пятна на ушах? Они мне, кстати, запомнились очень хорошо. Так вот, не зря их показывали.
Т.КАНДЕЛАКИ – Какой Вы наблюдательный малыш были.
Т.БАЖЕНОВ – Да. Я и сейчас очень наблюдательный. Не зря их показывали, их показывали, потому что мультиков мало было.
Т.КАНДЕЛАКИ – Но подождите, может быть, это жизненно, извините, это же поросенок, правильно? Поросенок должен быть замызганным отчасти. Почему Вы так привередливы?
Т.БАЖЕНОВ – А да собачка тоже часто бывает замызганной, не правда ли?
Т.КАНДЕЛАКИ – Нет, собака была прекрасной, мне кажется, и Филя, и Хрюша. Я защищаю просто, понимая, что это же мои герои.
Т.БАЖЕНОВ – Я голосую за Степашку. Я считаю, что вот это демократ был настоящий.
Е.АФАНАСЬЕВА – Но при этом с современными детьми говорит не Хрюша и Степашка, в том числе, а говорит Тина Канделаки, ведущая такая, далеко не похожая на тетю Валю…
Т.БАЖЕНОВ – Сейчас уже по взрослому я, безусловно, выбираю Тину.
Е.АФАНАСЬЕВА – … тетю Валю из нашего детства, да? Итак, например, создается канал. Пока абсолютно абстрактно. Находятся деньги из бюджета, у нас сейчас хорошо с нефтяными доходами, возможно и на детский канал что-то найдется. Вот начальники начнут его программировать. Как вам кажется, где будут подводные рифы, о которые эти начальники сильно споткнутся и отчего дети могут отнюдь не пожелать смотреть такой канал, а пойдут смотреть взрослое телевидение с рекламой, программами про убийства и т.д.
Т.БАЖЕНОВ – Самый главный подводный риф, безусловно, это американская мультипликация, которая так же жестока, как американский кинематограф.
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, против «Симпсонов» у нас уже подавали в суд. Это я точно знаю.
Т.БАЖЕНОВ – Как Вы считаете, Тина? Мне кажется, что…
Т.КАНДЕЛАКИ – Но очень просто. Я была в шоке, когда я в этом году вела бал о компании «Дисней», они в этом году привозили, - вы знаете, да? – анимировали «Синдереллу», там, раскрасили и у них была какая-то дата важная, и чтобы было понятно, как люди подходят к мультфильму и к тому, что с этим мультфильмом связано, все костюмы были привезены с Запада. Т.е. кастинги проводились самые серьезные, им нужны чуть ли не определенный размер ноги, чтобы играть Золушку перед детьми. Я была в шоке. Т.е. у них реально… Дело не в том, что, там, безвыходная ситуация, о, эта американизация. Просто у них лучше, вот и все. На данный момент. А рифы, Лен, очень просто: контент и качество программ. Ну, «Самый умный» - популярная программа, извините, ребят, не потому, что я ее веду, ее могла вести другая ведущая. Она популярна во всем мире вне зависимости от меня. Потому что это правильно сделанная программа. Вот и все.
Т.БАЖЕНОВ – Совершенно верно. Вы знаете, я тут недавно оказался в одной компании с режиссером Соловьевым. Он ведь очень умный. Он рассказывал…
Е.АФАНАСЬЕВА – С Сергеем Александровичем, Вы имеете в виду.
Т.БАЖЕНОВ – Да. И он рассказывал про то, как ему предлагали экранизировать «Анну Каренину» в Америке, и говорят: «Актеры будут лучшие, денег дадим море, но американский зритель этот финал не примет. Надо менять что-то».
Е.АФАНАСЬЕВА – Каренину из-под поезда достать.
Т.БАЖЕНОВ – Да. Значит, и вот это, наверное, и будет главный подводный риф. Потому что нашего, наших вот этих хваленых прекрасных мультиков на перекрытие целого эфира не хватит. А заграничные зальют нам все чернильной кровью.
Е.АФАНАСЬЕВА – А почему кровью? Сейчас посмотрите, эфир Первого, по-моему, канала: «Ледниковый период», «Шрек», «Шрек-2», а вчера «В поисках Немо». Они делают прайм-тайм на первом канале, на самом большом и отнюдь не страдающем какими-то…
Т.БАЖЕНОВ – Ну, так Вы говорите о настоящих фильмах, о картинах, которых вовсе не хватает для того, чтобы перекрывать ежедневный эфир.
Т.КАНДЕЛАКИ – Ежедневные мультфильмы. Тимофей, просто я смотрю: «Бобры» – прекрасный мультфильм, кстати, «Алеша Попович и Тугарин-змей».
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, показало НТВ Ваше, и, кстати, рейтинг был очень хороший.
Т.БАЖЕНОВ – Нет, «Тугарин-змей» - это вообще шедевр. Это даже не мультипликация, это кино.
Т.КАНДЕЛАКИ – Но это просто было для детей в прошлом году подарком, потому что ничего нашего не было, они ходили как зачарованные на «Шреков» и на, естественно, как ты понимаешь, даже на «Капитана Немо», на вот эту маленькую рыбку.
Е.АФАНАСЬЕВА – «В поисках Немо».
Т.КАНДЕЛАКИ – На «В поисках Немо». Поэтому, естественно, «Тугарин» был для них подарком. Но, ребят, самая большая проблема, как мама могу вам сказать, заключается в том, что у западной продукции есть сопоставляющие вещи, сопоставляющие, вытекающие, так называемый интертеймент. Это одежда, это игрушки, это брелочки, это часики, которые ребенка подсаживают. Почему дети любят «Немо» гораздо больше? Потому что тарелки, ложки, ручки, маечки и шортики, брючки, плакатики, звоночки – все с символикой «Немо».
Т.БАЖЕНОВ – Но у нас-то это все запрещено.
Т.КАНДЕЛАКИ – А у нас этого нету всего.
Т.БАЖЕНОВ – У нас есть закон, что всего этого нельзя.
Т.КАНДЕЛАКИ – А почему нельзя? Нельзя использовать продукцию, которая популяризирует продукцию, которая в мультфильмах?
Т.БАЖЕНОВ – Да нет. Можно ее популяризировать. Расклей вон объявления по Москве, потом по квартирам пройди, спроси, кто купил.
Е.АФАНАСЬЕВА – Просто обычно на такой сопутствующей продукции, если проект популярен, зарабатывают намного больше денег, чем на продаже билетов в кинотеатре или продаже прав для телеканалов.
Т.КАНДЕЛАКИ – Ты понимаешь, Лен, проблема в чем, что нет детский канал, ты говоришь, отчасти индустрии, которая занимается детьми. В Америке это огромная индустрия, это не только канал, правильно? Это сопутствующее огромное количество компонентов. У нас этой индустрии нет.
Т.БАЖЕНОВ – Но ее, кстати, можно создать.
О.ЛОСЕВА – Но она необходима, крайне необходима.
Т.БАЖЕНОВ – Ее очень легко сделать. Для этого всего лишь нужна воля.
Е.АФАНАСЬЕВА – А почему нет тех бизнесменов, которые увидят в этом большой рынок?
Т.БАЖЕНОВ – Почему нет? Знакомые нашей приятельницы.
Т.КАНДЕЛАКИ – Да, знакомые Олеси. Но я фактически верю, что их дети учатся в другой стране, увы.
О.ЛОСЕВА – У некоторых и нет детей. Но согласна.
Т.КАНДЕЛАКИ – Но ничего, будут еще, я надеюсь.
Т.БАЖЕНОВ – Но ничего, мы надавим, и дети будут, и деньги, все будет нормально. Вы нам скажите ура, и мы сделаем канал офигенный.
Е.АФАНАСЬЕВА – Это не я скажу, это Сеславинский скажет.
Т.КАНДЕЛАКИ – Лена, у тебя огромное количество…
Т.БАЖЕНОВ – Пусть Сеславинский меня зовет, я сделаю канал.
Е.АФАНАСЬЕВА – Вот так вот. Уже есть просто заявки. Сейчас мы поделим ответственные руководящие посты.
О.ЛОСЕВА – Я чувствую, что Фили и Степашки там не будет.
Т.БАЖЕНОВ – Девчонки, вам всем посты обеспечены. Это нормально.
О.ЛОСЕВА – Спасибо.
Т.КАНДЕЛАКИ – Нет, большое спасибо, мне на СТС очень хорошо. Так просто Катрин Денев стала сниматься у Ларса Фон Трира, как бы сейчас, глядите, и позовут. Мне просто знаете, что интересно, я не могу не воспользоваться, Лен, у тебя огромное количество людей, которые реально в этой стране многое значат, правильно? Вот их дети, просто сейчас на вскидку, где они учатся?
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, насколько я вспоминаю, у большинства не здесь.
Т.КАНДЕЛАКИ – Процентное соотношение приблизительное?
Е.АФАНАСЬЕВА – Большое.
Т.КАНДЕЛАКИ – Вот мы и ответили на вопрос.
Е.АФАНАСЬЕВА – К сожалению. И смотрят, соответственно, не наше телевидение. Для меня это было тоже потрясением, когда я только начала писать о телевидении и уже поменявшимся теперь несколько раз телевизионным начальникам задавала вопрос, что их дети смотрят. И когда мы разговаривали, он говорит: «Нет, мои дети не смотрят наше телевидение. Там, National Geographic, Animal Planet». Я говорю: «Ну, вот и ответ».
Т.БАЖЕНОВ – Прекрасно, прекрасно.
Е.АФАНАСЬЕВА – Мы прервемся на новости. Я только напомню, что говорим мы в программе «Телехранитель» о детском телеканале, возможен он в России и в каком виде. Мы вернемся после новостей.
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА – Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим о детском канале, о том, возможен ли он в России, если возможен, то какой канал нужен нашим детям. Предлагаю вам дозваниваться нам по телефону. Пока вы дозваниваетесь, по Интернету пришло несколько вопросов и на пейджер, давайте ответим. Людмила Исакова из Москвы, экономист, Олесе Лосевой вопрос: «Я помню Вас в программе «Там-там новости». Вы были очаровательны, уже тогда стали звездой в весьма юном возрасте, а сегодня ведете программу, связанную с экономикой. Но я, к своему сожалению, уж извините, не чувствую в Вас ни экономической подготовки, ни большого журналистского прогресса. Не портит ли потенциальных телеведущих то, что они получают славу в детстве, не заработав ее своим профессионализмом?» Такой вот вопрос по Интернету, Олеся. О.ЛОСЕВА – Ну, как Вам сказать? Я, честно говоря, в том возрасте, не могу сказать, что у меня была какая-то «звездная болезнь». Во-первых, у нас было очень хорошее противоядие. Это – зам главного редактора Мария Михайловна Грачева, которая моментом гасила любые какие-то проявления этой болезни. И потом лично меня, например, всегда не то, что раздражало, наверно, даже пугало, и я пыталась как-то скрыться, опустить голову вниз, когда меня на улице видели и показывали пальцем и кричали: «Ой, смотрите, «Там-там новости» идут». Т.е. я не знаю, почему, но меня это жутко раздражало и я в принципе всегда себя считала наравне с теми детьми, с которыми я училась в школе, с детства общалась. А что касается сегодняшней программы, программы «Бизнес. Персона», дело в том, что она не экономическая программа. И здесь не надо особо много понимать в экономике, здесь достаточно банальные вещи о том, как люди создавали свой капитал в 90-е годы. И что самое интересное, у нас просто стереотип такой, что эти люди – бандиты, но я, например, стараюсь подбирать тех людей, которые вышли, так скажем, из науки. Просто не было возможности тогда себя реализовать в этом. Поэтому вот тут экономика… Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо Олеся. Давайте все-таки попробуем звонки принимать. Начнем с немосковского звонка. Добрый вечер. СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – Меня зовут Дмитрий, я из Самары. Я хочу сказать, что я согласен полностью с участниками, господином Баженовым, что канал нужно создавать детский. Почему? Потому что я являюсь в принципе молодым отцом и вокруг меня друзья, все мои близкие, все, скажем так, понарожали детей. И вот волей-неволей мы обсуждаем все будущее детей и т.д. В принципе я за то, чтобы детский канал был создан и лучше, чтобы мультфильмы все эти, фильмы показывали, конечно, российские. Е.АФАНАСЬЕВА – А что Ваши дети сейчас смотрят? СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – Ну, сейчас дети у нас грудные, еще ничего не смотрят. Им запрещено. Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. Вы на будущее заботитесь. СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – Но я согласен, потому что детский канал с нашим кинематографом - это будет возрождать у детей патриотизм что ли, к родине и т.д., я вот так вот думаю. Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо за Вашу точку зрения. СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – И в принципе мне как телезрителю программа нравится Тины Канделаки, очень нравится, я сам с удовольствием с женой постоянно смотрю. И вот передачи детские господина Баженова. Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо. Т.БАЖЕНОВ – Спасибо, друг. Делайте детей, а телевидение мы сделаем. Е.АФАНАСЬЕВА – А скажите, как вам кажется, можно ли загнать детей в отдельную телевизионную резервацию или все равно будут смотреть стараться взрослое телевидение? Как ваше ощущение, уважаемые гости? Т.КАНДЕЛАКИ – Ой, ты знаешь, ты меня прямо испугала, на самом деле. Ты сейчас мне говоришь, а можно, там, не знаю, мы взрослые люди, давай будем слушать только классическую музыку и давай вообще не будем слушать рок-музыку. Т.БАЖЕНОВ – Точно, давайте взрослых загоним в резервации, а детей, наоборот, отпустим. О.ЛОСЕВА – На мой взгляд, это зависит, наверное, от родителей. Если родители вместе с детьми смотрят взрослые какие-то фильмы, я понимаю, фильм «Бригада» - он очень актуален, но, тем не менее, я себя ловила на том, что мне почему-то жалко этих бандитов. И дети это смотрят. Т.КАНДЕЛАКИ – Ты это как дети смотрела или как взрослая? О.ЛОСЕВА – Нет, я просто рассуждаю, что дети, которые смотрели этот фильм, дети, 10-12 лет ребята и, например, у меня у знакомых сын 10-летний сказал после просмотра этого фильма, что я хочу стать рэкетиром, пойти разбить молотком палатку и забрать оттуда все сникерсы. Е.АФАНАСЬЕВА – Олесь, но ведь это и есть потерянное поколение этих детей, которые... О.ЛОСЕВА – Потерянное, потерянное. Е.АФАНАСЬЕВА – …потом стали рэкетирами, когда в 90 годы рухнула, как Вы сказали, пионерская организация, в общем, какие-то организующие детские центры, а новые не создались. И плюс… (говорят одновременно) Т.БАЖЕНОВ – В то же время в пионерской организации тоже такие рекэтиры были, тот же Дзержинский. Я вот, например, лично ходил Т.КАНДЕЛАКИ – Абсолютно. А до пионерской организации, извини, были беспризорники, если ты помнишь, т.е. это исторически всегда повторялось. Е.АФАНАСЬЕВА – Но и сейчас они есть. Т.КАНДЕЛАКИ – И будут всегда, вне зависимости от того, будет канал или не будет. О.ЛОСЕВА – Ну вот, я просто не договорила. Мне кажется, зависит от родителей. Если родители с трех лет, да, детям сейчас врачи разрешают смотреть телевизор… Е.АФАНАСЬЕВА – В каждой семье по-разному. Слушатель наш своим детям пока еще не разрешает. Т.КАНДЕЛАКИ – Не знаю, у меня Меланья смотрела Диброва, когда только родилась, и знаешь, вообще, ничего… Е.АФАНАСЬЕВА – Вот она почитательница Диброва. Т.КАНДЕЛАКИ – …ничего плохого в этом не вижу, Меланья просто реально выросла на Дмитрии Александровиче. Я помню: ночью «Антропология», я сижу… Е.АФАНАСЬЕВА – Я тоже своего младшего качала под «Антропологию». Т.КАНДЕЛАКИ – Да, качала под «Антропологию». Гу-гу-гу, гу-гу-гу. Е.АФАНАСЬЕВА – Правильно. Все засыпали, а я качала Ваньку. О.ЛОСЕВА – На мой взгляд, просто фильтром таким, отфильтровывать все должны родители, что смотреть ребенку, а что не смотреть. Т.КАНДЕЛАКИ – Ты меня просто напугала про своих знакомых. Они что, всей семьей «Бригаду» смотрели? Объясни мне, зачем? О.ЛОСЕВА – Но дело в том, что «Бригаду» и днем тоже показывают. Т.БАЖЕНОВ – Я тоже как-то в стул вжимаюсь. Т.КАНДЕЛАКИ – Мой смотрел… Кстати, твои смотрели «Мастер и Маргарита»? Потому что мой смотрел «Мастер и Маргариту». Е.АФАНАСЬЕВА – Ты знаешь, вот именно то, что она не сделана в лучших традициях современного телевидения и кино, не дало ему это смотреть. Ведь все-таки она снята стандартно по технологии где-то 70-х годов, не воспринимает. Т.КАНДЕЛАКИ – Я просто про кота у тебя хотела спросить. Е.АФАНАСЬЕВА – Про кота. Плюшевого, из ТЮЗа. Т.КАНДЕЛАКИ – Да, конечно, потому что Леонтий кота увидел и говорит: «Кот не настоящий». Е.АФАНАСЬЕВА – Ну вот видишь, оказывается вот это вот как раз упреки создателям и продюсерам, что кота даже дети не приняли. Т.БАЖЕНОВ – У нас все коты настоящие. Е.АФАНАСЬЕВА – У вас все. Т.БАЖЕНОВ – Да. Е.АФАНАСЬЕВА – Приходите к Баженову, надо было сказать создателям «Мастера и Маргариты», кот был бы настоящий. Т.БАЖЕНОВ – Да, и коты, и собаки, все настоящее и говорящее. Е.АФАНАСЬЕВА – Московский звонок пробуем принять. Алло! СЛУШАТЕЛЬНИЦА АЛЛА ЭДУАРДОВНА – Мне 45 лет, у меня дочке 15. Я не очень понимаю, о каком детском канале идет речь. Надо же все-таки как-то различать: вы канал делаете для детей от 2 до 5 или от 5 до 15? Это первое. Е.АФАНАСЬЕВА – Но мне кажется, если у Вас 15, она уже детский канал смотреть не будет. Мне так кажется. СЛУШАТЕЛЬНИЦА АЛЛА ЭДУАРДОВНА – Но вот Вы знаете, на самом деле, я смотрю по ребенку, что, например, «Ералаш» смотрится до сих пор и с удовольствием. Т.БАЖЕНОВ – Ну, «Ералаш» ведь юношеская программа. СЛУШАТЕЛЬНИЦА АЛЛА ЭДУАРДОВНА – Что касается мультфильмов наших, о которых так резко вы отозвались, я могу сказать, что когда я наблюдала за ростом своего ребенка, то оказалось, что американские мультики провоцировали агрессию. Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, не все, наверное. СЛУШАТЕЛЬНИЦА АЛЛА ЭДУАРДОВНА – И в результате вслед за мной все мои подруги по двору накупили видео и скупили всю старую коллекцию советских мультфильмов. Поэтому… Е.АФАНАСЬЕВА – И Вы не одиноки. Это делали, по-моему, многие родители. Т.БАЖЕНОВ – Но Вы зря на меня набрасываетесь. Я тоже думаю, что у нас отличные мультики, но их просто мало. Их не хватит на целый канал. О.ЛОСЕВА – Знаете, я должна сказать, у меня пока нет детей… Т.БАЖЕНОВ – Это дело поправимое. О.ЛОСЕВА – …но я уже покупаю мультики. Нет, у меня коллекция огромная, коллекция наших старых советских мультиков про попугая Кешу. Т.БАЖЕНОВ – Т.е. готовитесь? Е.АФАНАСЬЕВА – Слушательница закончит свой звонок. Да, мы Вас слушаем. СЛУШАТЕЛЬНИЦА АЛЛА ЭДУАРДОВНА – И еще я хочу сказать, что я, например, тоже очень хорошо помню те образовательные программы, я понимаю, что их не все смотрели. Но вот обучения языку, например, немецкий язык был скучноватый, а испанский был совершенно великолепным… Е.АФАНАСЬЕВА – Да, я тоже смотрела испанский, т.е. там… СЛУШАТЕЛЬНИЦА АЛЛА ЭДУАРДОВНА – Ну вот, я потом выросла и его пошла учить. Поэтому мне кажется, если делать детский канал, то он как-то должен быть многогранен. И не надо выкидывать оттуда образовательные программы. Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, мы просто говорим о возможности. Его пока еще не делают. Только в головах наших начальников дозревает эта идея, а мы пытаемся как-то помочь дозреть, наверное. Поливаем и удобряем ее. Спасибо. Т.КАНДЕЛАКИ – Но просто есть развлекательные вещи, как и во взрослом телевидении. Когда мы смотрим, мы просто должны отдохнуть и расслабиться, а есть обучающие вещи. Я почему на самом деле, я принципиально выбираю более резкую позицию, нежели та, которая у меня есть на самом деле, потому что на это нужно обращать внимание. Мои дети, вот они… у всех, у кого есть машины и у кого есть дети, они со мной согласятся, все дети в машине просят ставить музыку свою детскую. Конечно, это прекрасно то, что «Я на солнышке лежу», «Бременские музыканты»… Е.АФАНАСЬЕВА – Мои уже Земфиру просят ставить. Т.КАНДЕЛАКИ – О, это следующий шаг, естественно, от этого никуда не деться, то, что они это слушают, получают удовольствие, радуются и поют, но что плохо: то, что я на этом выросла, то, что поколение до меня на этом выросло, после меня выросло, эти растут, и боюсь, что после тоже будут расти. Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, потому что нового ничего нет такого же уровня. Т.КАНДЕЛАКИ – Это же плохо. А американцы, да, можете все, что угодно говорить про Диснея, все равно Микки Маус был прекрасен, и я смотрела его с удовольствием. «Том и Джерри» можно по-разному говорить. Это все равно ролевые мультики. Они идут дальше. Они задействуют звезд, они задействуют всю технологию Голливуда для того, чтобы… (говорят одновременно) Е.АФАНАСЬЕВА – …задействовать звезд, передавая Тине Канделаки детскую программу. Т.КАНДЕЛАКИ – Конечно, конечно. А «Няня»? Извини меня, все дети любят «Няню». Е.АФАНАСЬЕВА – Да, да. Т.КАНДЕЛАКИ – Мэри Поппинс, на самом деле… О.ЛОСЕВА – Новогодний… Я сама в Новый год не смотрела телевизор, так как-то сложилось. Т.БАЖЕНОВ – Но и зря… О.ЛОСЕВА – Но в старый Новый год я совершенно случайно включила СТС и мне понравилась программа «Мир детства», да, по-моему? Т.КАНДЕЛАКИ – «Ночь в стиле детства». О.ЛОСЕВА – Очень понравилась, вот серьезно. Е.АФАНАСЬЕВА – Но ночью вряд ли дети смотрели. О.ЛОСЕВА – Нет, ну, почему? Т.КАНДЕЛАКИ – Смотрели, конечно. Т.БАЖЕНОВ – Им разрешают одну ночь не спать, конечно. О.ЛОСЕВА – До 2 часов ночи смотрят телевизор, до 3. Е.АФАНАСЬЕВА – Но видите, просто некоторые телевизионные начальники не понимают, что надо растить свою аудиторию, и растить ее надо начинать на этих программах, которые, может, и не так много рейтинга дадут сначала, а потом уже переводить на «Няню», «Не родись красивой» и дальше. Это комплимент вашему начальству. Т.КАНДЕЛАКИ – Да, спасибо тебе большое. Надеюсь, оно нас слышит, и ему приятно. Потому что на самом деле ведь это был такой эксперимент очень правильный. Я тоже попробовала с детьми. Думаю: «Дай-ка в 12 их посажу». «Дай подарки, дай подарки». Ну, как обычно. Я говорю: «Не дам подарки, подарки в 12». И вот они до 12 досидели. Сидят, пультом жужжат. И твои же наверняка: бум-бум-бум, щелкают, щелкают. Е.АФАНАСЬЕВА – Там Галкин шел. Т.КАНДЕЛАКИ – Да, Галкин шел. Они сидят, смотрят и говорят: «Галкин надоел». Сами между собой. Они же, у них между собой разговорчики эти. Нет, они говорят, посмотрим, о, наши песни, наши песни – все, и поехали смотреть СТС. Е.АФАНАСЬЕВА – Мои на первом канале зависли. Т.КАНДЕЛАКИ – Т.е. твои – фанаты Галкина? Е.АФАНАСЬЕВА – Нет, там же потом был «Первый скорый», там по картинке было намного красивей. Т.БАЖЕНОВ – Да, там, конечно, там и мультипликация была, было интересно. Е.АФАНАСЬЕВА – Картинка там вас забила. Давайте звонки, а то мы так милый междусобойчик. Немосковский звонок. Добрый вечер. СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – Это Дмитрий опять. Е.АФАНАСЬЕВА – Дмитрий, ну, Вы же уже дозвонились, давайте еще кому-нибудь дадим дозвониться. СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – Я прямо буквально две секунды. Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, быстро только. СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – Я с Тиной Канделаки не согласен. Она говорит: Дисней далеко ушел, далеко ушел. А я вот в свое время смотрел очень часто мультфильмы, целое детство, скажем так, и я в наших мультфильмах не видел, что вот утки, едят, допустим, уток жареных, вот такой момент. И недавно зашел перед Новым годом покупать игрушки, у меня много знакомые с детьми, я, к сожалению, отечественного производства практически игрушек не встретил. Все в основном импортное. Е.АФАНАСЬЕВА – Нет, Дмитрий, вот не согласна, уж сколько я игрушек перепокупала своим детям. Есть замечательные наши игрушки, развивающие игры есть замечательные. И дешевле, и умнее, и все. Не согласна. Т.КАНДЕЛАКИ – Кстати, в развивающих играх абсолютно с тобой согласна, развивающие игры у нас круче. У них просто круче знаешь, что? У них вот эти все истории с Барби, истории с человеком-пауком. Е.АФАНАСЬЕВА – А развивающие у нас намного интереснее. Т.БАЖЕНОВ – У них взрослые менее развиты, чем мы. Е.АФАНАСЬЕВА – Алло, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ РОМАН – А я считаю, что эта проблема немного надуманная. Я вот сейчас смотрел программу, прежде чем звонить. Там по всем каналам с утра мультфильмы, передачи, и очень много. А уж если брать советское телевидение, то там… Ну, это вообще вспоминать это убожество. Е.АФАНАСЬЕВА – Но советского всего объем был. Вы вспомните, они начинались часов в 9. СЛУШАТЕЛЬ РОМАН – Там «Будильник» раз в неделю, «АБВГДейка», которую мы проклинали. Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. Вам кажется, что не нужно больше программ? Т.КАНДЕЛАКИ – Я прошу прощения, Роман, я поспорю. Руки прочь от Клепы! Что это значит, Вы проклинали «АБВГДейку»? А я ее смотрела. СЛУШАТЕЛЬ РОМАН – Мы ждали мультфильм. Вот этого Хрюшу, Степашку, поскорей чтоб это все прошло и был мультфильм. Если бы в те времена показали Диснея или тех же Симпсонов, мы бы там с ума сошли от счастья. Т.БАЖЕНОВ – Вынужден согласиться. Правильно, правильно. Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо, Роман. Т.е. Роман считает, что достаточно. Т.БАЖЕНОВ – К сожалению, обертка преобладала на советском телевидении. Е.АФАНАСЬЕВА – Алло! СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Здравствуйте. Я звоню из Казани. Зовут меня Елена. У меня сын, ему 5 лет. Что я хочу сказать, смотрит он «Никелодиум». Очень нравится ему, и мне, кстати, очень нравится. Есть там замечательные мультфильмы. И это меня не раздражает, я нормально к этому отношусь, но что меня очень пугает, это то, что он любит и смотрит и ему действительно нравится это вот наши… ну, юмор наш. Е.АФАНАСЬЕВА – Наши «Аншлаги» и «Кривые зеркала». А Вы не пробовали выключать? Т.БАЖЕНОВ – Вы ему Джерому Кларку Джерома на ночь читайте и О’Генри. О.ЛОСЕВА – О’Генри, да. СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Он очень просит меня включить обратно. Он мне говорит: «У тебя нет чувства юмора». Т.БАЖЕНОВ – А Вы с выражением читайте. О.ЛОСЕВА – Вы попробуйте сами ему устроить концерт юмора. Т.КАНДЕЛАКИ –Я сейчас без имен. Просто я Вас успокою, чтобы никого не обижать. У меня дети тоже иногда смотрят. Я спрашиваю: «А почему ты смотришь?» И потом стала наблюдать и поняла, просто уровень шуток и уровень умственного развития в некоторых, поэтому дети это хорошо понимают. СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Потому что да, он воспринимает, с другой стороны, эти американские мультфильмы, мне кажется, там на самом деле юмор есть, и такой довольно-таки тонкий юмор. И почему-то и мне, и ему это нравится, но… Т.КАНДЕЛАКИ – Но там на это и рассчитано, чтобы и Вам, и ему понравилось. СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Да. Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо. Т.КАНДЕЛАКИ – Лен, я просто знаешь про что подумала, на самом деле, вот слово «надуманная проблема», оно немного видимо как-то задело меня. Дело в том, что мир глобализировался. И вот спорить сейчас… то, что должен быть детский канал, понятно, спорить о том, наши мультики или не наши мультики, уже бессмысленно, потому что все равно вот эти грани мультикультура, время мультикультуры, уже странно говорить о том, что ты не будешь читать книги, которые написаны зарубежными авторами, будешь читать только наших авторов, ты не будешь смотреть зарубежное кино, будешь смотреть только наше кино. О.ЛОСЕВА – Вы знаете, мне непонятно немного, почему мы зациклились на мультиках, а проблема еще в том, что нет нашего кино, детского еще. Т.КАНДЕЛАКИ – Объясняю, почему. У нас все равно есть сознание, то, что мы по-прежнему конкурируем: кто круче, мы или Америка? Неважно. Уже не конкурируем друг с другом. О.ЛОСЕВА – Надо отойти от этого. Т.КАНДЕЛАКИ – Абсолютно. Т.БАЖЕНОВ – Согласен, согласен. Т.КАНДЕЛАКИ – Уже просто используем хорошее то, что есть у нас, и то, что есть у них. Зачем? Давайте обмениваться хорошим. О.ЛОСЕВА – Кстати, посмотрите, любые каникулы… Т.БАЖЕНОВ – Надо тогда, чтобы и они у нас чего-то брали, а мы не можем им дать ничего. О.ЛОСЕВА – Я просто ради интереса просматриваю, как составляется программа в соответствии с интересом школьников, которые отдыхают. И показывают фильмы, например, те же самые, на которых воспитывалась и я: «Гостья из будущего», «Д’Артаньян и три мушкетера». Т.БАЖЕНОВ – Ну, это уже взросляк. О.ЛОСЕВА – «Кортик», «Бронзовая птица» и вот сказки наши стандартные, «Морозко»… Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, очень мало, очень мало. Давайте примем несколько звонков, потому что эфир уже заканчивается. Слушатели хотят высказываться, телефон мигает. Московский звонок. СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВИКТОРИЯ –Вы знаете, я еду в машине с семьей, с ребенком. Меня зовут Виктория, Москва. Знаете, конечно, канал нужен детский, безусловно. Но посмотрите, о чем вы говорите: вы говорите о мультфильмах. Разве это главное в канале? Посмотрите, что творится с нашими детьми, которые не только говорить не умеют, вот вы сейчас привели фразу женщины, матери, которой мальчик пятилетний или девочка говорит: «Мама, ты не понимаешь». Неужели мама не может объяснить, что так с мамой в 5 лет ребенок не должен говорить. Формула сама недопустима. Это первое. Второе. Тина сейчас у телефона. Как Вы думаете, Тина? Вы меня слышите, нет? Т.КАНДЕЛАКИ – Да, очень внимательно Вас слушаю. СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВИКТОРИЯ – Эту передачу, которую Вы вели несколько лет, которую включали дети и слушали, это допустимо для детей Ваших? Т.КАНДЕЛАКИ – Абсолютно спокойно. Я поняла Ваш вопрос. СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВИКТОРИЯ – Вы считаете вот тот разврат, который Вы некоторое время назад по радио позволяли вообще произносить, и если Ваши маленькие дети это услышат, как это может быть? Т.БАЖЕНОВ – Секундочку, секундочку, по-моему, любой разврат лучше, чем фашизм, который Вы нам пытаетесь навязать. СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВИКТОРИЯ – Я говорю про передачу, которую я ехала, забирала ребенка со школы и ехала в машине… Е.АФАНАСЬЕВА – Хорошо, мы вопрос поняли. Давайте дадим Тине ответить. Т.КАНДЕЛАКИ – Могу ответить, да? Ну, во-первых, я думаю, что мы не сразу становимся 45-летними, правильно? Все-таки хотелось бы верить, что даже мы, женщины иногда бываем молодыми и это важно. Важно для эмоций, важно для будущего, важно для внутреннего ощущения. Категорически не согласна с первой формулировкой о том, что как это ребенок говорит: «Мама, ты не понимаешь». Я абсолютно в этом плане человек набоковский, Вы меня извините, 2 минуты поумничаю. Балуйте, балуйте и еще раз балуйте детей, потому что вы даже не представляете себе, какие трудности ждут их в жизни. Я со своими детьми дискутирую, я с ними разговариваю, я с ними не говорю с позиции Карабаса-Барабаса: «Я старше, главнее, а ты – равняйсь, смирно, слушайся». Я учу их спорить. Потому что мне интересны люди до тех пор, пока они умеют задавать вопросы. На любую тему я могу вот ответить этой фразой. Это связано ил с религией, это с самосознанием, с мироощущением, с системой координат, с чем хочешь. Вот пока ты задаешь вопросы, вот это мое такое ощущение внутреннее, ты интересен. Как только ты их перестаешь задавать, ты перестаешь быть интересным. Дети мне задают вопросы, я их так воспитываю. Мне было тогда 20, мне была интересна эта тема, тема секса, было бы странно, если бы в 20 лет она меня не интересовала. И я задавала эти вопросы, я получила ответы, которые меня интересовали. Теперь меня уже интересуют другие вещи. О.ЛОСЕВА – Ну, возьмем ту же самую Мадонну, которая как ни эпатировала всех сколько лет и сейчас пишет сказки. Е.АФАНАСЬЕВА – В итоге написала детские сказки. Т.БАЖЕНОВ – Мне кажется, дети, которые были сделаны без удовольствия, они не будут любимые. Е.АФАНАСЬЕВА – Это просто, наверное, та тема, которая меняются ли люди, когда… т.е. есть ли двойные стандарты в том, что человек делает для того, чтобы достичь каких-то высот в профессии и заработать денег, и то, что он позволяет смотреть своим детям. Но каждый выбирает для себя, начальники, телеведущие, режиссеры кино. Кто-то «Бригаду» снимает или детские фильмы делает, абсолютно. Т.КАНДЕЛАКИ – С этой точки зрения, очень просто: читать или не читать Сартра, зная его личную жизнь, ты понимаешь? Е.АФАНАСЬЕВА – Давайте еще звоночек примем. СЛУШАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ – Меня зовут Евгений, я из Самары. Е.АФАНАСЬЕВА – Самара активна у нас сегодня. Давайте быстро, конец эфира. Т.БАЖЕНОВ – Ах, Самара-городок. СЛУШАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ – Просто хотел сказать что, что ведь не только мультфильмы, конечно, должны быть в детском канале обязательно, а мне кажется, что должна быть какая-то определенная позиция, которая чтобы дети понимали, что ждет их в жизни хотя бы. Или что-то их окружает. Чтобы вот эти проблемы звучали. Е.АФАНАСЬЕВА – Для этого, по-моему, достаточно других каналов. Т.БАЖЕНОВ – Для этого взрослые, конечно, каналы есть. Е.АФАНАСЬЕВА – Уж ребенок современный все видит. СЛУШАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ – И чтобы не один какой-то только канал, а пускай канал как бы соревнуется, пускай у каждого будут свои детские программы… Е.АФАНАСЬЕВА – Да они соревнуются. Я Вам даже скажу, Евгений, что есть процент, без которого, если нет процента детских программ в эфире, у канала отнимают лицензию. Каждый канал вынужден держать не меньше определенного процента детских программ. СЛУШАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ – Но, к сожалению, понимаете, что значит, не меньше определенного процента детских программ? Вот первый канал… Е.АФАНАСЬЕВА – Там есть детские мультфильмы. Например, даже «Ледниковый период», который показали, «Шрек», «Шрек-2». СЛУШАТЕЛЬ ЕВГЕНИЙ – Ну, это все уже не то… А я считаю, что собственное производство должно быть. Е.АФАНАСЬЕВА – Но так формально они соблюдают. Хорошо. Еще есть роль личности в истории. Первый канал в таких случаях говорит, что когда был Сережа Супонев жив, то было роскошное детское вещание. О.ЛОСЕВА – Жаль. «Звездный час». Е.АФАНАСЬЕВА – Заменить таких людей, как например, Сергей, невозможно, потому что… Ну, это вот роль личности. Есть вот эта тема… Т.КАНДЕЛАКИ – Абсолютно права, абсолютно. Потому что вот, кстати, детская программа – это некая проверка для ведущего. Т.е. в принципе профессиональный ведущий может вести все – от зарядки, до, по большому счету, аналитической передачи, при большом желании. Е.АФАНАСЬЕВА – Но это даже не ведущий. Это даже концепция вещания, как человек может генерировать идеи, выстраивать программы. О.ЛОСЕВА – Посмотрите, как он нравился детям. Т.КАНДЕЛАКИ – Невозможно притворяться. Дети же, они… Дети чем отличаются от нас, они отличаются тем, что они все чувствуют… Е.АФАНАСЬЕВА – Фальшь они не приемлют. Т.КАНДЕЛАКИ – Не приемлют. Они любят реально только хороших людей. Т.БАЖЕНОВ – Все-таки жизнь продолжается, Супонев великий человек, но я думаю, что телевизионный канал для детей будет создан, и это будет прекрасно, и мы приложим к этому руку. Е.АФАНАСЬЕВА – Нет, будет, конечно. Вопрос в том, какой он будет. Из того, что мы поговорили, можно подвести итоги и сказать несколько вещей. Первое, что все равно телевизионные начальники пока не договорятся с нашими депутатами и не смягчат некоторым образом законодательство, запрещающее категорически рекламу, создать канал такой, какой нужен детям, т.е. канал стильный, канал дорогой, иначе, дешевку наши дети уже не воспринимают, будет сложно. Потому что сколько бы ни тратило государство, всегда, то Тимофей забирает у своих животных для программы детей, все равно придется еще где-то денег искать. Нужны ли такие строгие ограничения, запрещающие рекламу в детских программах? Все наши дети все равно ее смотрят в других передачах. Это вопрос и над ним надо размышлять. Я не даю сейчас категорического ответа – да или нет. Я просто думаю, что депутаты могли бы над этим подумать, у них тоже есть дети и внуки. Второе: спасибо нашим руководителям, что они все-таки очередной раз первым делом в этом году вспомнили о том, что канал нужен. Дай Бог, чтобы не забыли. Ну, ответить прошу по 2 секунды, сказать ваши даже не идеи, а ваши ощущения, когда это может произойти? Ваши прогнозы. Запомним, а потом встретимся, проверим. Тимофей, когда, на Ваш взгляд, канал может появиться? Т.БАЖЕНОВ – Ну, я считаю, что канал может появиться через 3 месяца после того, как мы получим какие-то деньги. Е.АФАНАСЬЕВА – Но Вы же не говорите… Теоретически, вообще, когда в России можно включить телевизор и будет детский канал? Т.БАЖЕНОВ – Я думаю, что в декабре следующего года. Е.АФАНАСЬЕВА – Вот, значит, Тимофей говорит декабрь 2006. Т.БАЖЕНОВ – 2007. Е.АФАНАСЬЕВА – Значит, почти 2 года. Тина? Т.КАНДЕЛАКИ – Я не Нострадамус, не предсказываю. Скажу проще: я всегда говорю, моя старость обеспечена. Всех будущих министров, премьер-министров, президентов, бизнес-элиту нашей страны и Украины я знаю, потому что я веду программу «Самый умный», где реально играет генофонд – лучшие, лучшие дети двух стран. Е.АФАНАСЬЕВА – А есть еще программа «Умники и умницы». Т.КАНДЕЛАКИ – Ты знаешь, а я сейчас не буду спорить по поводу коллег, нет, это тоже замечательные ребята. Да. Е.АФАНАСЬЕВА – Тоже генофонд. Т.КАНДЕЛАКИ – Мы будем стариками, но у меня там будут связи. Подумайте о своей старости, друзья. Е.АФАНАСЬЕВА – Олеся? О.ЛОСЕВА – Я думаю, что не раньше, чем года через 3. Потому что пока это обсуждается, нужно будет финансирование. Я, например, знаю, что один из федеральных каналов уже третий год запускает круглосуточный информационный канал. Е.АФАНАСЬЕВА – Да, мы даже знаем, что это ВГТРК делает. О.ЛОСЕВА – И имеет при этом финансирование огромное. Е.АФАНАСЬЕВА – Ну что ж, это была программа «Телехранитель». Елена Афанасьева ее вела. В студии у нас были Тина Канделаки, Тимофей Баженов, Олеся Лосева. Говорили мы о возможности и о нужности детского канала в России. Если кто-то из начальников нас послушает или почитает расшифровку, найдет для себя какие-то идеи, ну что ж, мы будем рады. Т.КАНДЕЛАКИ – Как зовут твоих детей? Е.АФАНАСЬЕВА – Саша и Ваня. Т.КАНДЕЛАКИ – Александра и Иван, жду вас на «Самом умном», завтра улетаю на съемки. Е.АФАНАСЬЕВА – Придут, придут. Т.КАНДЕЛАКИ – Приезжайте. Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо, Тина. Всего доброго, до свидания.