Купить мерч «Эха»:

Новое ТВ «нового дня»: почему телевидение позволяет себе «дружить» с нормальными людьми только после полуночи - Андрей И., Андрей Цвинтарный, Лев Николаев - Телехранитель - 2005-05-15

15.05.2005

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах и программах, о событиях и антисобытиях, которые так или иначе определяют, каким будет наше телевидение в будущем и в ближайшее время. Сегодня мы будем говорить о новом дне нового телевидения, о телеканале «Новый день», который выходит в эфир по ночам на Первом канале. В гостях у нас академик Российской академии телевидения, ведущий программ и директор телекомпании «Цивилизация» - правильно? – Лев Николаев. Добрый день, Лев Николаевич.

Л.НИКОЛАЕВ: Именно так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый день. Директор дирекции научно-популярных программ Первого канала Андрей Цвинтарный. Добрый день, Андрей.

А.ЦВИТАРНЫЙ: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: И ведущий программы «Искатели» телеканала «Новый день» Андрей И. Добрый день, Андрей.

А.И: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы будем говорить о канале «Новый день», который, как я уже сказала, в ночное время выходит в эфир на Первом. И тему, которую я сформулировала, и анонсировали у нас и в Интернете, и по радио, она звучала так: «Почему телевидение позволяет себе дружить с нормальными людьми только после полуночи?» Почему я так сформулировала, сейчас очень быстро объясню. Некоторое время назад, когда канал ваш еще не выходил, но готовился к выходу в эфир, был конкурс «Тэфи-регион», проходил один из его туров тогда в Екатеринбурге, и генеральный директор вашего канала, выступая перед региональными журналистами, сказал, что мы вынуждены делать очень плотное коммерческое телевидение на канале и только после полуночи можем позволить себе дружить с нормальными людьми. Вот таким образом он перед коллегами анонсировал телеканал «Новый день». Почему дружить с нормальными людьми, ставить программы какие-то научно-популярные, развивающие так или иначе, ищущие новый язык телевидения – потому что в рамках канала «Новый день» достаточно много экспериментальных программ, – почему вот резервация такая временная в ночи? Андрей, вы как руководитель этого направления на Первом, что скажете? Андрей Цвинтарный.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Ну, это же был эксперимент. Мы хотели начать эту работу. И для начала мы определили для себя, что наш зритель находится именно вот в этом временном отрезке. Но если вы заметили, на сегодняшний день мы поднимаемся все выше, выше и встаем все раньше. И в воскресные, субботние дни наши программы тоже стали появляться. Днем – где-то в районе 14, 13 наши программы сейчас идут с понедельника по пятницу. Так что кое-что меняется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, наш эфирный пейджер 974-22-22 или 755-87-05 для абонента «Эхо Москвы». Вы можете нам писать, задавать свои вопросы гостям, высказывать свои точки зрения по поводу программ телеканала «Новый день», по поводу разного рода документальных и научно-популярных программ. Что вам нравится, чего вам хватает, чего не хватает, готовы ли смотреть это ночью, выдерживая такой временной режим, когда программы идут за полночь, или все-таки хотели, чтобы они шли в несколько иное время. Пожалуйста, пишите. Во второй части программы после новостей у нас будет небольшая викторина. Два вопроса мы вам зададим, связанные с каналом «Новый день». А пока продолжим разговор. Лев Николаевич, в общем, и раньше выходили программы, которые так или иначе были связаны… были документальными, были какими-то научно-познавательными, но в последнее время интерес к ним явно усилился. Я даже для себя это определила как «сайенстейтмент» по аналогии с термином «инфотейтмент», который ввел активно в нашу жизнь Леонид Парфенов – это скрещение информации и развлечения. Появился такой «сайенстейтмент» - это скрещение какой-то научно-познавательной информации с новым типом вещания, с очень динамичной, яркой формой. Почему вдруг интерес проснулся?

Л.НИКОЛАЕВ: Я думаю, что есть один, совершенно объективный закон, который действует не только в области телевидения, радио, всего прочего, но также, скажем, в кулинарии – когда вас долго кормят одним и тем же, вам очень хочется чего-нибудь другого.

Е.АФАНАСЬЕВА: Одним и тем же – это юмористическими концертами на всех каналах?

Л.НИКОЛАЕВ: Ну, какие угодно, понимаете…

Е.АФАНАСЬЕВА: И мыльные оперы, да?

Л.НИКОЛАЕВ: Нет, даже… ну, юмор – это, так сказать, увлечение последнего времени. А раньше, вот когда засилье всевозможных хороших и совсем нехороших сериалов. Множество всяких фильмов, которые… в конце концов быстро устают люди и им хочется действительно реальной жизни. Ибо документальное кино, как и научно-популярное кино, прежде всего призвано обратить ваше внимание на то, что происходит вокруг, как-то помочь вам самим разобраться в том, что происходит. А вообще вот почему это появилось ночью – дело в том, что вот, скажем, наша программа выходила в субботу, в воскресенье, выходила днем и потом – чистый эксперимент, еще до «Нового дня» - попробовали поставить поздно. И вдруг очень хорошие результаты.

Е.АФАНАСЬЕВА: А с чем это связано? Это значит, что та аудитория, которой нравится такое телевидение, мыслительная – а телевидение экспериментальное, она привыкла смотреть телевизор поздно?

Л.НИКОЛАЕВ: Ну, вот Эрнст именно так и расценил. Вот мы попали в своего зрителя. Вот наши зрители они не ложатся рано спать. Им вот это время, как раз когда они совершенно свободы. И действительно часть людей именно так и расценила. Я получал звонки, когда говорили – вот, наконец, мы можем чего-то посмотреть. Потому что…

Е.АФАНАСЬЕВА: А, может, это вынужденная все-таки необходимость? Вот в прайм – до 10, до 11 вечера канал вынужден остро конкурировать с «Россией», с НТВ, там еще с кем-то и держать программы, которые могут удержать огромное количество аудитории, дать долю, а потом все-таки можно расслабиться и ставить эксперименты?

Л.НИКОЛАЕВ: Да нет, нет, даже не так. Я вообще не думаю, что при всей необходимости думать о коммерции, все-таки перед каналом, перед любым – и Первым, и вторым, и всеми остальными – всегда есть большая аудитория. И есть аудитория, которая где-то там, она не очень понятна, и есть ближняя аудитория – та самая, с которой мы все время встречаемся. И вот им нужно показывать что-то такое. И для этого нужно, чтобы был продукт, очень интеллектуально насыщенный. Насыщенный приключением, насыщенный всевозможными новыми информациями во всем – и в науке, и в истории, и в искусстве и так далее. И вот развитие это – ну, мы не открываем здесь нового, ведь, в сущности, появление специализированных каналов на Западе, которые очень сильно на себя потянули аудиторию, оно подтвердило, что кроме смеха, кроме, так сказать, мыльных опер можно, и очень выгодно можно вкладывать деньги в неигровое кино – в документальное, научно-популярное. Это стало…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, мы сейчас перед началом программы перекинулись несколькими репликами с вами, и вы сказали, что, конечно, юмористические программы дешево, не надо вкладывать столько, сколько в документальные хорошие проекты. Вот Андрей И снимает программу «Искатели», да? Это дорогая в съемках, Андрей, программа?

А.И: Ну, недешевая. Конечно, недешевая.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть у вас достаточно большие затраты? Вот во что вкладывает…

Л.НИКОЛАЕВ: Он мечтает о гораздо большем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это понятно. Это очевидно. Но Цвинтарный и Эрнст не дают денег, да? Понятно.

Л.НИКОЛАЕВ: Нет, мы действительно… извините, я перебью, мы действительно обсуждали. У Андрея совершенно роскошная идея есть – исследовать настоящие, никем в мире не исследованные, потаенные места. Расскажи про это. Удивительная вещь. Но для того, чтобы отправить туда…

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей, сразу вопрос: И – это у вас псевдоним? Потому что сразу напрашивается вопрос.

А.И: Это родовая фамилия. Фамилия отца моего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так, да? Как интересно.

А.И: Я отвечу на вопрос. Вот «Искатели» – я абсолютный патриот этой программы. Когда два года назад меня вот Андрей Цвинтарный пригласил на эту программу, я был сторонником просто экстрима, и в телевидении я видел только это. А вот в процессе работы за два года сложился определенный жанр, связанный с этой программой, когда видно, что зрителю интересно, но не просто, что кто-то лазит, ныряет, прыгает, а еще при этом получать какую-то информацию. И вот суть жанра этой программы – правильно рассказывать о сложных вещах. Вот я ненавижу историков, археологов профессиональных, потому что это люди, которые губят на корню просто…

Е.АФАНАСЬЕВА: Громкое заявление.

А.И: Вот если сейчас свершится какое-нибудь открытие историческое мирового уровня – ну, допустим, найдут библиотеку Ивана Грозного, и представьте, что все это доверят профессиональным археологам, а потом вот вы будете рассказывать в своей популярной программе их языком об этом открытии. Люди выдержат две минуты.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, мы с вами – это журналисты, переводчики с профессионального на общеупотребительный язык. Это наша с вами профессия. Только вы это еще делаете картинками, монтажом.

А.И: В связи с программой «Искатели» вот я хочу вернуться к такому замечательному слову, понятию, которое было в советское время – краеведение. Вот «Искатели» - это программа для краеведов. Для того, чтобы люди живут где-то не только в Москве, а в деревнях, поняли, что интересно то, что вокруг них…

Е.АФАНАСЬЕВА: …если покопаться где-то рядом, можно раскопать даже рядом со своим селом что-то интересное.

А.И: Да.

Л.НИКОЛАЕВ: И очень интересное.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей – я обращаюсь к Андрею Цвинтарному – вот вы сказали накануне, что даже сами точно не знаете, сколько выходит программ внутри «Нового дня», потому что одни проекты заканчиваются, другие начинаются. Может быть, несколько подробнее вы расскажете о том, какие основные такие краеугольные камни в «Новом дне» и какие в этом сезоне – чтобы слушатель просто вспомнил, о чем идет речь, потому что общее название, может быть, не всем понятно, а привыкли смотреть, там, «Гениев и злодеев», которые ведет Лев Николаевич, «Искателей», которые ведет Андрей и так далее.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: У нас большая палитра программ, действительно. Есть мини-сериалы, циклы. К таким большим циклам относятся, вот мы уже упоминали, программы «Искатели», «Звезды эфира», «Теория невероятности». Причем над «Теорией» работают несколько групп у нас, и мы хотим ее сделать такой еженедельной программой. «Крылья» с Андреем Разбашем – авторская его программа, где, чем мы, собственно, и гордимся в этой программе, что Андрей не просто там рассказывает о самолетиках, а корреспонденты и он сам летают, преодолевают сверхзвук. То есть мы непосредственно участвуем…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть снова получается, что это очень дорогие проекты, по отдаче… то есть опять-таки купил какой-нибудь сериал бразильский, там, я не знаю…

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Конечно, это проще.

Е.АФАНАСЬЕВА: Он идет в прайм, он дает рейтинги, долю, он дает рекламные доходы – все замечательно. Ваши проекты, для того чтобы они были на уровне современном развлекающем телевидении – вот я вспомнила, в ноябре был, по-моему, «круглый стол» на канале, посвященный документальным проектам вашего канала, и вы показывали много работ, в том числе и… я не помню, как в целом цикл называется, «Дом культуры для людоедов»…

А.ЦВИНТАРНЫЙ: «Новые чудеса света».

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да-да.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Это цикл Сергея Ильина-Козловского и, кстати, он же явился автором-родоначальником программы «Искатели»…

Л.НИКОЛАЕВ: Один из…

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Один из, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Там обращается внимание то, что…

Л.НИКОЛАЕВ: Он сказал букву «а».

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: …это как раз попытка искать новый телевизионный язык. Как в свое время программа «Монтаж» когда-то намного опередила – не все понимали ее зрители, Кнышев делал ее – не все понимали, что они там нарезали вот в эти кусочки. Но язык телевидения она намного, надолго вперед какие-то возможности показала. Так и это телевидение исследовательское – ведь это, наверное, дорого и не всегда, с точки зрения рейтинга, оправданно.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Безусловно. Это дорогая монтажная, где-то так, я бы сказал, молодежная, она абсолютно клиповая. Она очень долго делается.

Е.АФАНАСЬЕВА: Очень стильная, да.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Да. Очень стильная. Но вот, к сожалению, мы не можем показывать ее часто, потому что у нее на сегодняшний день свой зритель. И вот мы обязательно такие программы будем делать – ну, вы понимаете, что все-таки пока к таким программам нужно приучить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Свой зритель – это какой процент аудитории смотрит вот «Новый день» и такого рода программы? Сколько от зрителей в нашей стране способны воспринимать такого рода телевидение, какой процент? То есть какие у вас доли рейтинга, грубо говоря?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Ну, у нас доли, они очень разные. День на день не приходится. И мы…

Е.АФАНАСЬЕВА: Скольким процентам зрителей в нашей стране нужно умное телевидение?

Л.НИКОЛАЕВ: Ой, довольно много.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Хотелось бы, чтобы… Ну, много теоретически. Процентов 30, наверное.

Л.НИКОЛАЕВ: Вы знаете, отдельные программы до 30% набирают. Я, можно?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Лев Николаевич, конечно.

Л.НИКОЛАЕВ: Я хочу к теме вернуться, которая только что пару раз прозвучала по поводу дорогого телевидения. Это очень относительное понятие, вы знаете? Очень относительное. То, что делается, это главным образом за счет огромного энтузиазма. Только что буквально вернулась вот шеф-редактор программы «Гении и злодеи» Ольга Балакина, была месяц на Би-Би-Си и там показала некоторые наши работы. Там потрясающе, очень хорошо восприняли это…

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот, извините…

Л.НИКОЛАЕВ: …но их потрясло, сколько это стоит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как дешево по сравнению с Би-Би-Си.

Л.НИКОЛАЕВ: У них подобная программа стоит в 20 раз больше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, Би-Би-Си богатое телевидение.

Л.НИКОЛАЕВ: Дело не в том. Вы понимаете, в чем дело, у нас великие советские еще традиции – делать все на энтузиазме.

Е.АФАНАСЬЕВА: И вы так и работаете?

Л.НИКОЛАЕВ: И то, что делает… А как иначе? Как иначе, понимаете, вот мы…

Е.АФАНАСЬЕВА: Здесь Елена пишет на пейджер: «Зачем снимать свое плохо, если Би-Би-Си давно отняло все – природу, моря, океаны, стихии?» Вот видите, Елена, оказалось, вы не правы, Би-Би-Си очень понравилось то, что делает канал «Новый день». Давайте – до новостей у нас 2 минуты – быстренько на пейджер посмотрим. Сергей Иванович говорит: «Лично я записываю на видео и просматриваю утром». Сергей Иванович, я делаю то же самое, когда не успеваю. Пользуюсь служебным положением, звоню на канал, умоляю прислать мне кассету, которую я просмотрела. Александр пишет: «Краеведение как наука возникло еще до революции. На рубеже 20-30-ых советская власть ее прикрыла. Возродилось оно уже во время перестройки». Ну, вот Андрей как раз и его коллеги, наверное, как раз этим и занимаются. Игорь пишет: «Андрей, почему в вашей передаче, посвященной народу караимы было сказано, будто это инопланетяне, а не обыкновенные крымские евреи?» Вот такой вопрос, Андрей.

А.И: (смеется). Ну, и вы считаете, что буквально можно ответить на него? Ну, во-первых, конечно, не было сказано. Безусловно, не было сказано, потому что это абсурд. И я думаю, что это ошибка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Гурген пишет: «Испытываешь страшную усталость от телевидения с умным лицом. Потому что умное только лицо. Рад наблюдать ваш новый канал». Анна Ивановна из Санкт-Петерубрга пишет: «Может быть, нужны такие передачи для ночного эфира, но все-таки очень ограниченная аудитория смотрит. Положим, «Ночной полет» Максимова для успокоения и осмысления, - но, кстати, «Ночной полет» уже идет не ночью, а в 7 часов вечера на «Культуре», - и таких программ практически больше нет». А, кстати, есть ли конкуренты в этой сфере у вас сейчас, у канала «Новый день» на других каналах?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Безусловно. На сегодняшний день очень хорошо «Россия» работает…

Л.НИКОЛАЕВ: Ну, можно сказать, мы их воспитали. Мы отправили туда лучшие свои кадры…

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Лучших людей. На НТВ тоже появляются.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть как бы эта тема не затрагивает…

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Мы начали. Мы начали, мне кажется, каналы увидели, что это интересно, хорошо, есть зрительская аудитория, и дело пошло. И я думаю, что это будет развиваться, безусловно. Умное телевидение, оно будет развиваться. И дорожать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, все-таки, мы говорим дорожать, дорожать – сколько стоит в среднем один час такого качественного телевидения у вас? Какой порядок цен?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Я вам скажу, сколько оно должно стоить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, это разные, наверное, вещи. Сколько должно?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Ну, где-то, 1000 минута должно стоить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вот об этом говорили, когда здесь у меня были коллеги с разных каналов, занимающиеся документальным вещанием, тоже говорили, как об идеале? Насколько вы приближены к этому?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Мы еще далеки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще далеки. Сейчас мы прервемся на новости. А после новостей продолжим.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о телеканале «Новый день» - документальном, научно-популярном канале, который выходит по ночам, где-то с 11:30 ночи, наверное, на Первом канале в рабочие дни. В гостях у нас Лев Николаев – ведущий программ и директор телекомпании «Цивилизация», Андрей И – ведущий программы «Искатели» и Андрей Цвинтарный – директор дирекции научно-популярных программ Первого канала. Мы сейчас предложим вам вопрос для викторины. Принесли нам в качестве приза DVD-диски, которые называются «Я жив и жажду крови. Че Гевара». Он еще не вышел на канале «Новый день». Скоро будет в эфире. Так что наши победители имеют возможность увидеть этот проект на DVD раньше, чем он пройдет в эфире. Два вопроса у нас. Первый вопрос – когда телеканал «Новый день» появился в эфире Первого канала. Какой год и какой месяц это был? И второй вопрос – в ночь с 31 марта на 1 апреля, под День смеха, телекомпания «Новый день» сделала такой очень замечательный розыгрыш и в рамках программы «Гении и злодеи», да, Лев Николаевич? Был выпуск «Гении и злодеи» - и имя, обычно там выходит имя какого-нибудь известного человека. И выпуск посвящен этому человеку. В данном случае это был розыгрыш, и они рассказали о таком известном ученом. Очень смешная программа была. Я только где-то в середине догадалась, что это розыгрыш. Так вот как звали этого известного ученого, которого придумали мои сегодняшние гости и выпустили под 1 апреля в эфир ночью телепрограмму «Гении и злодеи»? Как звали этого человека? Пожалуйста, отвечайте на наш эфирный пейджер 974-22-22 или 755-87-05 для абонента «Эхо Москвы». По смс вы можете прислать свои ответы. Телефон 970-45-45. А без 10 шесть мы примем ваши ответы по телефону. Пожалуйста, раньше, когда мы пригласим вас дозваниваться, только будут звонки с вопросами, а не с ответами. Сейчас мы закончим тему, которую мы начали, о деньгах. Скажите, Андрей, а насколько это дороже или дешевле художественных проектов? Вот все знают, сколько стоит примерно серия качественного сериала. Что дешевле 200 тысяч долларов серия качественного сериала практически сейчас не стоит. Какое соотношение документальной продукции и художественной. А вы дешевле стоите?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: На сегодняшний день дешевле. Но если мы будем стоить дороже, соответственно, и фильмы будут лучше. Потому что очень много денег надо тратить для того, чтобы качественное кино получилось. Лев Николаевич вот не даст мне соврать, на изыскания. Где-то порядка 60%, если уж за основу… вот нам радиослушатели звонили – Би-Би-Си делает хорошие фильмы. 60% бюджета тратится на изыскания темы…

Е.АФАНАСЬЕВА: Исследовательская работа, да?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Исследовательская работа, поиск…

Л.НИКОЛАЕВ: Материалы.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: И только 40% - это съемка, монтаж, озвучание.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы сейчас активно используете реконструкцию?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это модное течение, когда актеры разыгрывают то, чего… где нет хроники, да?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Ну, это вот уже элемент художественного кино мы используем. Ну, это мне кажется, единственная возможность на сегодняшний день показать то время, которое не осталось, к сожалению, ни на фотографиях, ни на пленке.

Л.НИКОЛАЕВ: Тут даже не только поэтому. Понимаете, в общем, так начали работать достаточно давно. Но не у нас – на Западе.

Е.АФАНАСЬЕВА: На Би-Би-Си.

Л.НИКОЛАЕВ: Да я думаю, что американцы начали, как ни странно. Они, в общем, боясь потерять зрителей, старались любую информацию раскрасить так, чтобы ее смотрели как можно большее количество людей. Даже если событие произошло только что, они использовали вот эти всякие постановки. Нет, дело в том, что в том, что делаем мы, хроники уже недостаточно. Мало того, хроника уже сильно амортизирована. Она уже исчерпала все свои возможности. Найти новые документальные кадры невероятно трудно. Но у нас, слава Богу, есть возможность реконструировать не только с помощью актеров – актеры здесь, в общем, играют второстепенную роль, хотя и очень помогают. Но ведь идет на помощь и компьютерная графика, и проводятся эксперименты, которые нужно восстановить то, что происходило давно когда-то. И вот одна из первых, из ранних передач, кстати, «Искателей», я помню прекрасно, как Олег Вольнов, который руководил и который, в общем, ставил на ноги этот самый «Новый день», он потребовал, он потребовал, чтобы мы восстановили, сделали экспериментально, как делали кольчугу во времена, там, ну, в XIII-XIV веке.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вам пришлось делать кольчугу.

Л.НИКОЛАЕВ: Потому что описания были, а реально непонятно. И нашли кузнецов, нашли мастеров, которые смогли восстановить вот это качание на люльке, вытягивание нитей этих самых…

Е.АФАНАСЬЕВА: …стальных…

Л.НИКОЛАЕВ: Вот это потрясающая вещь. Вот это действительно… Это все равно документ, понимаете? Ведь задача в сущности просто объясняется – вы должны рассказать людям, что, как, когда и кем было сделано. Но…

Е.АФАНАСЬЕВА: Я сейчас только зачитаю, меня поправляет Елена, что программу «Монтаж» никогда не делал Кнышев, делал Дибров, Столяров. Елена, вы совершенно правы. Я перепутала, я говорила о программе «Веселые ребята», но «Монтаж» - это как бы тоже, именно из тех программ, которые определяли форму телевидения дальше. Спасибо за поправку. Андрей, скажите, вот в вашей программе не используется, наверное, реконструкция. У вас другие формы. Какие формы в программе «Искатели»?

А.И: Нет, почему же, ну, безусловно, у нас есть такой документальный экшн, что ли. Мы вроде как пытаемся попасть и вместе со зрителями проэкспериментировать вживую, что могло бы быть, если бы это происходило не когда-то давно, а с нами. Но реконструкцию мы тоже используем. Иногда она очень хорошо выстреливает. У нас была программа про дуэль Пушкина. Там, да, режиссер Виктор Ющенко. Вот он придумал, а если бы мы сейчас реконструировали эту дуэль. И нам помогли специалисты с Петровки, 38. И максимально точно они сделали. Более того, даже мундир настоящий кавалергардский был тот, который был на Дантесе. И выстрелили практически тем же пистолетом в Дантеса. То есть практически это на 90%...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, пистолет-то с холостыми был патронами.

А.И: Нет, с настоящими.

Е.АФАНАСЬЕВА: А на кого вы одевали мундир?

А.И: На манекен. А под, единственное было допущение такое, что под мундиром кавалергардским был 4-го класса защиты бронежилет. Так вот пуля… причем пуля попала точно так же, как в Дантеса, в пуговицу. Случайно. И после этого она пробила еще и жилет. И вот специалисты сказали, что если бы на самом деле это произошло, и нормальная навеска пороха была у Пушкина, то он бы убил Дантеса.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть что-то было не так?

А.И: Да, ему подменили пистолет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот какие открытия бывают, когда сделать правильно, восстановить события. «Искатели» реконструируют. Сейчас мы примем несколько ваших телефонных звонков. Напомню, что сейчас мы приглашаем вас задавать вопросы нашим гостям Андрею Цвинтарному, Льву Николаеву, Андрею И по поводу телеканала «Новый день». А через 10 минут мы будем только принимать ваши ответы на вопросы викторины. Чтобы вы еще успели подумать. Пока мы готовы принимать ваши звонки. Наш телефон 203-19-22. Дозванивайтесь, пожалуйста. Я успею прочесть, пока вы дозваниваетесь пару реплик с пейджера. Вот Кирилл советует не забыть сделать программу краеведческую, посвященную покойному профессору МГУ Андрею Чеславовичу Казаржевскому. Это Андрею И адресована реплика. Есть еще такая реплика: «Мне кажется, что ваша аудитория все больше уходит в Интернет, не находя отражения своих познавательных способностей. И умный зритель сегодня испытывает подобие сенсорного голода». Как вы считаете, правы наши слушатели или нет? Андрей Цвинтарный.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Я не считаю, что наш слушатель прав. Потому что, ну, кто хочет уходить в Интернет, пусть уходит. И достаточное количество нас смотрит. Цифры это доказывают. По-моему, это не совсем верно.

Л.НИКОЛАЕВ: Да я думаю, вы понимаете, сейчас развитие таково, что все мы в конце концов очень скоро будем через Интернет вытаскивать все эти передачи. Неважно уже, когда она будет идти изначально – утром, ночью, днем. Вы всегда можете получить тот момент, когда вы ее захотите.

Е.АФАНАСЬЕВА: 203-19-22 – ваши вопросы слушателям. Наденьте, пожалуйста, наушники, уважаемые гости. Алле.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Мне бы хотелось поблагодарить ваших гостей за цикл этих передач, потому что очень интересные, актуальные. А вот сказать такую вещь, когда они, наконец, будут выходить в нормальное время – часов в 7.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, скажите, пожалуйста?

СЛУШАТЕЛЬ: Олег.

Е.АФАНАСЬЕВА: Олег, а вы смотрите так поздно или нет?

ОЛЕГ: Вы знаете, мне приходится их ставить на запись.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, еще один такой же слушатель, как я. Олег, а ваши знакомые… Вот вы, судя по голосу, молодой человек, да?

ОЛЕГ: 25.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ваши друзья, коллеги смотрят такие передачи, которые делает «Новый день»?

ОЛЕГ: Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это отнюдь не миф, что его смотрит молодая аудитория, а не только какие-то развлекательные программы, да?

ОЛЕГ: Ну, я думаю, это в принципе вполне понятно, потому что они наиболее интересные и очень сделаны… довольно интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А какие циклы вы смотрите в «Новом дне», Олег?

ОЛЕГ: Ну, это сложно сказать, это зависит от графика работы и от того, когда удается записать, когда не удается записать. Но, в общем-то, регулярно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы бы покупали, если бы были какие-то видео, DVD с программами?

ОЛЕГ: Конечно, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот мы сейчас спросим у Андрея Цвинтарного – есть ли идея делать эти выпуски на DVD?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Есть идея, более того, мы это уже делаем. Кое-что уже продается. И в ближайшее время, я думаю, все самое интересное, что у нас накоплено, мы обязательно выпустим на DVD.

Е.АФАНАСЬЕВА: А есть ли идея какая-то сделать из этого канал, предположим, для кабельного вещания? Потому что ведь все больше говорят о том, что будущее телевидения – это каналы тематические. Вот мы со Львом Николаевичем были на конкурсе «ТЭФИ-регион», несколько недель назад финал в Сочи проходил. И большинство каких-то теоретических разговоров его коллег по Академии телевидения сводилось к тому, что будущее телевидения – это каналы тематические со своей четко определенной аудиторией.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Почему нет? Безусловно. Наверное, так и будет.

Л.НИКОЛАЕВ: Это естественно. Это два направления развития: одно техническое, которое должно избавить телезрителя от необходимости следовать по этим рельсам, которые прокладывают каналы. А другое – это специализация. Это специализация, понимаете? Не случайно вот на «Дискавери» имеют уже несколько каналов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, и история, и путешествия, да.

Л.НИКОЛАЕВ: И каждый канал работает для своего зрителя. «Спорт» у нас работает. Сейчас идут очень серьезные разговоры о том, чтобы следом за «Домашним» появился бы научно-популярный канал. Я очень…

Е.АФАНАСЬЕВА: А у команд «Нового дня» есть силы для того, чтобы, например, если завтра появится какая-то возможность вещания через спутник, например, или в кабеле, где-то делать канал?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Силы есть. Нужны возможности.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. 203-19-22, добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Галина. Я бы хотела присоединиться к мнению тому, что, конечно, довольно поздно показывают. А эта программа интересна. Она интересна прежде всего для подростков. А они не имеют возможности смотреть, потому что время уже очень позднее. Вот у меня сын два раза посмотрел, потому что так совпало. А, вообще-то, конечно, он бы с удовольствием смотрел, если бы это было раньше.

Е.АФАНАСЬЕВА: А записывать, как предыдущий наш гость?

ГАЛИНА: Вы знаете, это сложно, сложно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сложно, да? Спасибо, Галина, за мнение. Это вот, вероятно, традиция еще советского телевидения, когда был Образовательный канал, да? Четвертый канал тогда, по-моему, был.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: А у вас, наверное, используются эти традиции Образовательного телевидения или нет?

Л.НИКОЛАЕВ: Ну, вы понимаете, образовательное телевидение как таковое – систематическое, давно поняли, что это невозможно. Вот, но использовать каналы телевизионные для того, чтобы соблазнять людей знанием, давать то, что…

Е.АФАНАСЬЕВА: Какое замечательное определение.

Л.НИКОЛАЕВ: …то, что они не могут получить никаким другим путем, это очень… Этим пользуются во многих странах. Но это опять-таки сейчас идет по линии… через Интернет, через…

А.ЦВИНТАРНЫЙ: …кабельные каналы…

Л.НИКОЛАЕВ: …кабельные каналы.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот Кузнецова на пейджер пишет: «Ни в коем случае не переносите передачу на более раннее время. Как раз в это время и будут смотреть. А в более раннее время много конкурентов – сериалы, например». Вот такая точка зрения. 203-19-22 – пожалуйста, ваш вопрос. Алле.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Ирина. Я очень благодарна вам за вашу передачу. Я просто удивилась вначале, когда вдруг по Первому каналу замечательные такие передачи пошли.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, что же вы так Первый канал обижаете? Ирина, выключите, пожалуйста, приемник, фонит очень.

ИРИНА: Сейчас, одну минутку. Вот, а самое главное, конечно, то, что говорят остальные люди. Что я, например, просто у меня здоровье страдает – я не могу не смотреть, и в результате я не сплю. Это очень плохо получается. Ну, конечно, лучше бы все-таки пораньше. А кто смотрит этот канал, ну, какие там сериалы, это никакая не конкуренция.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам, Ирина. 203-19-22. Дозванивайтесь, пожалуйста. Тут Петрович пишет на пейджер: «Голос Николаева можно голосом Николаева даже слушать, если он читает лекцию по химии». Вот какие у вас поклонники, Лев Николаевич. 203-19-22, добрый вечер. Алле.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Вот я хотела бы узнать, вы говорили про DVD, вот у вас была такая передача очень хорошая «Живая вода». А вот где эти DVD можно будет приобрести?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ой, да, с «Живой водой» потрясающий фильм. Я как раз таки был такой случай, когда я воспользовалась служебным положением и попросила, чтобы кассету мне записали.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Сейчас снимается большой фильм на эту тему. Это будет фильм – я не могу сказать точно хронометраж, но я разговаривал с продюсером больше часа как раз на эту тему. Вот он выйдет на DVD. А вот тот маленький, 26-минутный фильм – нет. В силу определенных причин.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это о тайнах воды, которая запоминает информацию и передает ее, да?

Л.НИКОЛАЕВ: Тайн, вообще говоря, столько. И даже в очень хорошо известных вещах, если копнуть глубже, если рассказать чуть подробнее, то, оказывается, так много интересного.

Е.АФАНАСЬЕВА: Наталья задает вопрос на пейджер: «Совершенно непонятно, почему вы выбрали какую-то причудливую форму, которая рассчитана на какую-то армейскую молодежь». Это что имеется в виду? Программа, которая у вас, наверное, днем вышла, такого несколько военизированного стиля в праздники? А вы как раз о ней…

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Я не понимаю, о чем…

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет? У вас в праздники был какой-то новый выпуск, вы рассказывали, Андрей?

А.И: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет? Хорошо, отложим этот вопрос в сторону. 203-19-22, добрый вечер. Алле.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер. Меня зовут Маша. Я бы хотела присоединиться к тем звонившим, которые говорили, что хотели бы видеть пораньше этот канал. Потому что у меня, например, нет возможности записывать, у меня нет видео. А канал очень интересный, и его хотелось бы смотреть почаще.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вопросы у вас есть какие-нибудь, Маша? Или это только пожелания, реплики?

МАША: Только пожелания.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Маша, спасибо. 203-19-22. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Это Москва? «Эхо Москвы»?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да, вы в эфире, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день, я звоню из Петербурга. Меня зовут Людмила Петровна. Я учу студентов в Университете. И, вы знаете, преподаю менеджмент. И вы знаете, буквально каждое свое занятие я начинаю с пересказа того, что я смотрю по ночам. Студенты откликаются и говорят, что смотрят тоже. Но хотелось бы чуть-чуть пораньше смотреть ваши передачи. Смотрят дети, смотрят студенты, 4, 5, 6 курс. И просто иногда взахлеб обсуждаем. Спасибо вам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, что, будем надеяться, что руководство Первого канала тоже слушает эту передачу. Давайте сейчас мы примем ответы на вопросы. И если останется время, еще поговорим с нашими слушателями. Сейчас… Вот так, одну секунду. Придется задержаться, потому что у нас не пришел, сейчас придет референт, который запишет телефоны тех, кто даст правильный ответ. Поэтому пока пару вопросов мы обсудим в студии. Сейчас референт подойдет. И я напомню, что вы можете ответить на вопрос – когда стартовал телеканал «Новый день» - год, месяц? И как звали придуманного героя «Гения и злодея», которому была посвящена программа 1 апреля в этом году? «Где и когда идет этот канал, повторите, пожалуйста», - пишет Нина Ивановна. Давайте конкретнее говорим, то, что мы и говорим.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: С понедельника по четверг на Первом канале идет канал «Новый день» в 23:30, в 23:20. Немного колеблется время.

Е.АФАНАСЬЕВА: Наталья задает вопрос Андрею И: «Какие критерии, к чему эта частая псевдонаучность в ваших выпусках?»

А.И: Очень сложно говорить о целевой аудитории. Вот практически мы уже час об этом беседуем. На самом деле сложно определить, кто больше смотрит наши программы. Мне, честно говоря, более интересны зрители – даже не москвичи и не интеллигенция, а вот люди из глубинки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, она, наверное, имеет в виду критерии не отбора зрителей, а отбора тем. Вот, видите, она даже формулирует так даже – «псевдонаучность».

А.И: Ну, это вопрос вкуса, честно говоря.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так, вот уже подошел наш референт. Давайте 203-19-22. Если вы готовы ответить на два вопроса, то звоните нам, пожалуйста. 203-19-22. Алле, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер, здравствуйте. Я думаю, что это было в 2003-ем году.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, уже вы ошиблись сразу, к сожалению. Отключаем. Алле, пожалуйста, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Аркадий. 2001-ый год.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тоже нет. Отключаем Аркадия. 203-19-22, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Аня. Это был Платон Шишиков.

Е.АФАНАСЬЕВА: Правильно, Аня. Это был Платон Шишиков. Не кладите трубку. Сейчас запишут ваш телефон. Вы получите DVD с фильмом про Че Гевару. Остался еще у нас один вопрос – когда стартовал канал «Новый день». Алле.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: В 1999-ом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, нет. Если вы знаете, когда начал выходить канал «Новый день», пожалуйста. Алле.

СЛУШАТЕЛЬ: Октябрь 2004-го года.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет. Нет. Не 2004-ый. Еще раз пробуем.

СЛУШАТЕЛЬ: По-моему, в 2002-ом.

Е.АФАНАСЬЕВА: В 2002-ом когда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я боюсь ошибиться, но, по-моему, осенний сезон.

Е.АФАНАСЬЕВА: Осенний, но давайте еще попробуем уточнить.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, может быть, весенний.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет-нет, осенний. Правильно. Когда это было?

СЛУШАТЕЛЬ: Ой, с сентября на октябрь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, это был конец октября. Тут даже, кстати, Андрей… Ну, не кладите трубочку, примем мы вас за правильный ответ. Сейчас вас запишут. Андрей Цвинтарный как раз сказал ноябрь. А два слушателя нам написали на пейджер, что это было 29 октября. Андрей, кто прав? Слушатели правее, чем вы?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Они правы. Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это было 29 октября.

Л.НИКОЛАЕВ: Тут позвольте мне добавить к этому самому победителю Платона Шишикова. Мне просто очень хочется сказать, что автором Платона Шишикова был замечательный режиссер Игорь Ушаков.

Е.АФАНАСЬЕВА: Передача действительно была замечательная. Я говорю, я совершенно случайно… так как голосом Льва Николаевича действительно лекцию по химии, написал наш слушатель, можно слушать, я ему искренне верю, этому голосу подсознательно. Я, наверное, только на 15-ой минуте вдруг поняла, что это розыгрыш. Это было очень интересно и интеллигентно сделано. Давайте примем еще, мы успеем, у нас есть несколько минут, несколько звонков наших слушателей, у них, может быть, есть вопросы, связанные с каналом «Новый день», к нашим гостям – к Льву Николаеву, Андрею И и Андрею Цвинтарному. Добрый вечер. Алле.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Мне кажется, вашему каналу не хватает именно научности. Много популярности, а вот научности нет. Сейчас столько много антинаучных теорий и разных шарлатанов. И задача научно-популярного кино – разоблачать это.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут? Уже отключился.

А.И: Это был ученый, судя по всему.

Л.НИКОЛАЕВ: Я готов ответить, что я разделяю эту точку зрения, что конечно, было бы крайне важно делать гораздо больше научно-популярных программ – не для того, чтобы разоблачать. Вы понимаете, в чем дело, что вот эта легкая добыча, которая сейчас заполонила и эфир, и газеты, и все, что угодно, требует, ну, альтернативной точки зрения. То есть нужно не разоблачать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лев Николаевич, а проблемы с учеными бывали, когда были какие-либо возмущения ученых вашими программами?

Л.НИКОЛАЕВ: Нет, нет. Вопрос не в том, что мы стараемся, я думаю, что мы практически не делаем ошибок. Но речь идет о том, что недостаточно того, что мы делаем в области такого настоящего научного просветительства. Этого сейчас вообще крайне мало. Но для этого, я вам скажу, для того ночное время очень неподходящее. Понимаете, ночное время все-таки требует определенной увлекательности, интересности тем, действий и всего прочего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ирина задает вопрос, можно ли вам предлагать темы, например, через Интернет – очень много читающих любознательных людей.

Л.НИКОЛАЕВ: Ради Бога, сайт, и у нас есть сайт – у «Цивилизации».

Е.АФАНАСЬЕВА: Какой сайт? И сайт Первого канала, да?

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Есть, есть.

Л.НИКОЛАЕВ: И сайт Первого канала. И «Искателей».

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрею очень интересный вопрос от Максима – как он вдруг стал сниматься в кинобоевиках? Это вы снимаетесь в боевиках, Андрей? Или нет?

А.И: Да, да. Ну, я по образованию кинорежиссер и актер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот сейчас я, по-моему, где-то недавно вас видела.

А.И: Да, сейчас идет «Боец».

Е.АФАНАСЬЕВА: «Боец». Да, вы там какого-то злобного персонажа играете. Трудно после этого заниматься чистым делом искательства.

А.И: Почему? Как раз интересно и тянет после этого заниматься.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, понятно. Давайте примем еще звонок. 203-19-22. Алле, вы можете успеть задать последний, наверное, вопрос. Алле. Сорвался звонок. 203-19-22. Если у вас есть желание задать еще один вопрос, вы можете успеть. А все-таки Юрий настаивает, на пейджер спрашивает: «Все-таки когда будет повторение программы «Живая вода»?»

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Повторения не будет. Будет новая.

Л.НИКОЛАЕВ: Новая.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Будет новая, я же сказал.

Е.АФАНАСЬЕВА: 203-19-22, добрый вечер. Алле.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер. Я очень старая женщина, мне 82. Я с удовольствием смотрю эту программу.

Е.АФАНАСЬЕВА: А представьтесь, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Вера Львовна. Спасибо. Очень интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас есть вопрос или это только благодарность?

ВЕРА ЛЬВОВНА: Нет, вы же попросили реплику. Я вам сказала.

Е.АФАНАСЬЕВА: Реплику.

ВЕРА ЛЬВОВНА: А вопросы, какие вопросы… Пожалуйста.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Вера Львовна. Видите, от молодых людей, как звонил сегодня Олег, до Веры Львовны, которой 82 года, оказывается, аудитория находится любая. Наша передача подходит к концу. Последняя минута пошла. Это была программа «Телехранитель». Говорили мы сегодня о новом телевидении телеканала «Новый день», который выходит пока в ночное время, но вот мы все больше надеемся, что когда-то будут или повторы лучших программ – уже случаются по выходным дням, да? Может, это станет уже тенденцией.

А.ЦВИНТАРНЫЙ: Летом лучшее повторим.

Е.АФАНАСЬЕВА: Летом, да? Обещает нам Андрей Цвинтарный – руководитель научно-популярного вещания Первого канала. А также в гостях у нас был Андрей И – ведущий программы «Искатели» и Лев Николаев – генеральный директор или как?

Л.НИКОЛАЕВ: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Президент телекомпании «Цивилизация», ведущий программ на «Новом дне». Вела программу Елена Афанасьева. До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024