Секрет долголетия: 30-й сезон программы "Что? Где? Когда?" - Наталья Стеценко, Борис Крюк, Александр Бялко - Телехранитель - 2005-03-13
Е.АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер! В эфире «Телехранитель» – программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, определяющих развитие нашего телевидения. Сегодня будем говорить о формате уникальном. Редко можно найти передачу, которая выжила в эфире 30 лет, живет абсолютно с тем же энтузиазмом, с тем же зрительским интересом, как и в пору своего создания. Пожалуй, мне на память приходит сейчас только, кроме этой программы, еще КВН. Но они существовали с большим перерывом. Мы будем говорить о программе «Что? Где? Когда?». В гостях у меня Наталья Стеценко, автор, вместе с Владимиром Ворошиловым придумавшая эту программу, и генеральный директор телекомпании «Игра», которая эту программу производит.
Н.СТЕЦЕНКО – Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА – Здравствуйте, Наталья! Это Борис Крюк, который…
Б.КРЮК – Здравствуйте!
Е.АФАНАСЬЕВА – …режиссер и, теперь уже можно говорить, что Вы - ведущий? Вы долго скрывались.
Б.КРЮК – Говорите, говорите.
Е.АФАНАСЬЕВА – Уже можно, да? Уже можно говорить, что ведущий, человек, заменивший Владимира Ворошилова вот в роли крупье этого интеллектуального казино. И Александр Бялко, которого все знают, наверное, лучше, чем Наталию и Бориса, потому что вы больше работаете за кадром, а знатоков знают в лицо. Здравствуйте, Александр!
А.БЯЛКО – Здравствуйте!
Е.АФАНАСЬЕВА – Вот об этом феномене хотелось бы, потому что как живет формат, как живет программа, что это: счастливое совпадение звезд, уникальная найденная формула Вами и Владимиром Ворошиловым или постоянная трансформация? Что позволяет программе так долго жить? Вот об этом, наверное, мы будем сегодня говорить. Наш эфирный пейджер 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». Вы можете задавать сейчас свои вопросы и участвовать в нашем обсуждении. Пожалуйста, просто высказывайте свои точки зрения, почему, вам кажется, одна программа, не прожив несколько сезонов даже при очень большом интересе в начале, умирает, и все чаще умирают форматы, которые недавно были популярны, а другая программа может жить так долго. Что позволяет программе «Что? Где? Когда?» быть любимой, интересной и, может быть, есть у вас какие-то замечания. Давайте начнем наш разговор именно с того, как вам кажется сейчас, когда программе 30 лет, что ей позволило столько лет прожить? Наталья?
Н.СТЕЦЕНКО – Ну, Вы знаете, я, естественно, конечно, над этим тоже очень много думала и я думаю, что здесь действительно существует какая-то совокупность, компоненты, что ли, которые соединяются. Здесь и то, что, в общем, программа сохраняет свои традиции и в то же время старается уловить современность, то, что происходит за пределами нашего зала. Мне кажется, что здесь важно еще то, что действительно нет такого прецедента вообще в мировом телевидении, когда на экране, в течение, там, 10, 20 или даже 30 лет существуют одни и те же герои, которые на наших глазах, в общем, растут.
Е.АФАНАСЬЕВА – Но вы же меняете героев?
Н.СТЕЦЕНКО – Вот. Мы меняем.
Е.АФАНАСЬЕВА – Вы даже, как я понимаю, вот здесь нам пришли вопросы уже по Интернету и как раз многие недовольны тем, что вы так резко меняете, что игра стала… Пишет Ренат Усманов, преподаватель вуза из Татарстана: «Не слишком ли сильно вы обновили и омолодили состав игроков? Не слишком ли рано стали вручать им сов? Ведь волнуются, любят больше Бялко, Друзя и Поташова».
Н.СТЕЦЕНКО – Но мне кажется, понимаете, это так же, как и в жизни. Вот в жизни семьи, когда должны появляться новые люди, должны любить и уважать старших. Так же и должно быть, в общем, в передаче. Но Вы знаете, но мне кажется, что самое главное – это то, что, конечно, Ворошилов сделал, вообще, открытие, о котором он говорил, что оно невозможно. Он говорил, что невозможно показать, вот как человек творит.
Е.АФАНАСЬЕВА – Процесс мысли, что он не изобразителен.
Н.СТЕЦЕНКО – Вот процесс и, вообще, вот процесс творчества. Вот мне кажется, что ему это удалось, потому что вот он с помощью этой найденной минуты обсуждения вот раскрыл этот процесс творчества. Т.е. существует в психологии метод мозгового штурма, когда там все ищут решение, но вот показать, как развивается, в течение минуты ищется решение, и человек освобождает свое мышление и творит, вот это вот как бы элемент искусства. И мне кажется, что вот это то, что больше всего держит.
Е.АФАНАСЬЕВА – А мы сейчас спросим одного неожиданного участника нашей передачи. Мы сейчас дозвонились Василию Уткину, которого знают все больше как футбольного обозревателя и ведущего, кстати, программы на «Эхо Москвы», и спросим у него, как ему показалось, фунт лиха хлебнув с этой минутой обсуждения и в роли капитана команды. Добрый день, Василий!
В.УТКИН – Здравствуйте!
Е.АФАНАСЬЕВА – Как Вам понравилось играть в «Что? Где? Когда?»?
В.УТКИН – Ну, я не преувеличиваю, это совершенно незабываемое ощущение.
Е.АФАНАСЬЕВА – Но вид у Вас был такой, несколько более напряженный, чем при комментарии футбольных программ.
В.УТКИН – Как Вы интересно, интересное объединение делаете. Комментатор за кадром остается. Кто знает, какое у меня лицо?
Е.АФАНАСЬЕВА – Но когда Вы ведете передачи о футболе на телевидении, мы Ваше лицо видели, все равно.
В.УТКИН – Это же нет никакого сравнения, когда я веду передачи о футболе, я не играю и за секунды решение находить не должен, как правило. Это разные вещи.
Е.АФАНАСЬЕВА – А страшно было, нет?
В.УТКИН – Нет, страха как раз никакого не было.
Е.АФАНАСЬЕВА – А что было непривы… Вот чего Вы не ожидали? Вы все-таки человек, не впервые, многие Ваши, т.е. практически все, кто сидел с Вами за столом, это люди, попавшие, наверное, впервые в кадр. Вот этот стресс прямого эфира, вообще, стресс попасть откуда-то из далекого города в любимую игру в прямой эфир. А Вы все-таки человек, не новичок на телевидении. Что Вас удивило?
В.УТКИН – Но Вы знаете, я не могу сказать, что меня что-то удивило. Вот как-то совсем не могу сказать, что вот что-то прямо удивило. Потому что ситуация, когда нужно моментально принимать решение и что-то, о чем-то быстро додуматься бывает у каждого человека в жизни. Это, во-первых. А во-вторых, безусловно, вот дополнительные острые ощущения, не просто дополнительные, а вторая составляющая – это ощущение игрока. И я люблю иногда играть в азартные игры и, в общем, не могу сказать, что мне это чувство незнакомо. Поэтому вряд ли здесь вообще есть что-то радикально, что ли, новое. Сочетание, безусловно, очень интересно. Безусловно, это вот само по себе ощущение очень слитное, очень цельное. Я бы сказал,
Е.АФАНАСЬЕВА – Тут Борис Крюк говорит, что после игры вы обсуждали и грустно сказали: «Жаль, что в последний раз», потому что Ваша команда проиграла. Так ли это?
В.УТКИН – Ну, я же знаток. Я не думаю, что еще раз скоро будут какие-нибудь юбилейные игры. Играть мне очень понравилось.
Е.АФАНАСЬЕВА – Борис, а Вы только ради юбилейных игр задумали вот эту идею, когда знатоки оказались в роли, по сути, телезрителей, задающих вопросы, а телезрители наоборот.
Б.КРЮК – Вы знаете, ради… Василий, добрый день!
В.УТКИН – Привет!
Б.КРЮК – Ради чего я что-то задумал, мне трудно оценить. Я не знаю, если это был бы не юбилейный год, эта мысль пришла бы, если было бы там, 28 лет или 32. Т.е. у меня не было такого, что из-за юбилея. Т.е. просто вот захотелось как-то, чтобы поиграли другие люди. Увидеть знатоков в другом качестве и увидеть за столом совершенно других людей, которые… мне, вообще, я сколько раз видел на отборочных турах людей, которые играют впервые, мне всегда казалось, что это очень интересно. Когда вот человек только-только пристраивается. Уже знатоки, они опытные, у них нет такого вот, живой крови такой в восприятии вопроса, да? Они уже к этому привыкли. А вот когда человек играет впервые, это совершенно другое зрительское восприятие. Я не знаю, насколько удалось это в прошлой игре, но мне игра понравилась, мне понравилось то, что многие участники этой команды, кто-то зажался, кто-то, наоборот, боролся как Василий до последнего. Вот. Но вот этот вот процесс сопротивления и вот этого восприятия вопроса первого, мне кажется, он был очень интересен.
Е.АФАНАСЬЕВА – Угу. Александр, а как Вам, по другую сторону оказаться? Я задаю вопрос Александру Бялко.
А.БЯЛКО – Тоже, на самом деле, очень неожиданно. И я даже не ожидал, что какие-то новые ощущения будут. Я уже, слава Богу, сам много-много лет, и когда вопрос задаешь, то очень интересно, как у них идет мысль, и попадут ли они, когда близко подходят, то страшно становится.
Е.АФАНАСЬЕВА – Сейчас проиграешь.
А.БЯЛКО – Да, конечно. Очень интересно.
Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо, Василий, Вы, может, хотели что-то обсудить уже после эфира здесь с нашими гостями. Остались вопросы или Вы это все обсудили потом в кулуарах?
В.УТКИН – Ну, Вы знаете, в кулуарах мы просто, конечно, обсудили и вроде еще обсудим. Я должен сказать, что, по-моему, вот эфир был очень интересен тем, что мы увидели взгляд самих знатоков на игру. Потому что Вы знаете, вот… Я, кстати, подтверждаю полностью слова Бориса о том, как выглядит первая игра, как первый раз садишься и пытаешься на какие-то вопросы ответить. Это действительно так и есть. Но самое интересное, что вот Вы знаете, уже сформировались некоторые стереотипы. Стереотипы и вопросов, и стереотипы ответов.
А.БЯЛКО – И стереотипы поведения знатоков тоже сформировались, поведение знатоков тоже уже какое-то штампованное стало.
В.УТКИН – Да, но, по-моему, это была первая игра за много лет, где не было японских загадок либо предложения закончить хокку, например.
А.БЯЛКО – Я думаю, случайно не попали. Их там была куча огромная.
В.УТКИН – Ну, да. Вот. В общем, это, безусловно, интересно как отступление от некоторых стереотипов. В том числе и для меня. Вы знаете, я в прошлом году участвовал в проекте реалити-шоу. И там, ну, в принципе иногда человек оказывается, может быть, в искусственной ситуации, но реальный человек должен решить какое-то затруднение. Это, безусловно, начало такое игровое. И участники реалити меня всегда спрашивали, когда встречались со мной в качестве ведущего. Вот как нам правильно себя вести? Что нам нужно делать, чтобы нам вот выглядеть хорошо? Я им все время говорил, что, понимаете, даже если это 24 часа, потом из этого делают час. Вы, что бы ни делали сами нарочно, искусственно, это может потом… ну, короче говоря, по этому поводу нельзя бояться.
Е.АФАНАСЬЕВА – Смонтировать то, что надо режиссеру все равно, да?
В.УТКИН – Можно только быть самим собой. Мне вот, лично для меня опыт участия в «Что? Где? Когда?» был чрезвычайно интересен именно с этой стороны. Но, а во-вторых, конечно, это был очень серьезный вызов, потому что в случае какой-то серьезной неудачи это был бы прямой способ выглядеть дураком в глазах огромного количества людей.
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, что же спасибо Василий, дураком, я думаю, ни Вы, ни Ваши коллеги не выглядели. Тем более, это уже, наверное, второй опыт, да, у Вас? В прошлом году впервые команда телезрителей появилась или в каком?
Б.КРЮК – Ну, это абоненты МТС. Они не совсем телезрители.
Е.АФАНАСЬЕВА – А, не совсем.
Б.КРЮК – Но в конечном итоге, все телезрители, конечно. Но в этом смысле…
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, т.е. Вы имеете ввиду, люди, которые пришли и просто оказались, не пройдя вот это…
Н.СТЕЦЕНКО – Это люди, которые раньше только задавали вопросы.
Б.КРЮК – Нет, это играли ведь очень активные телезрители, которые писали много писем, которые неоднократно играли против знатоков в качестве телезрителя. Т.е. это не те телезрители, которые смотрели «Что? Где? Когда?», а Василий за прошлый год дважды выиграл у знатоков.
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, да, да.
Б.КРЮК – В том числе, и в финале года. Т.е. там все были такие…
Е.АФАНАСЬЕВА – Вот есть на пейджер вопрос как раз: «Почему закрылась программа, которую Вы вели когда-то «Любовь с первого взгляда»?» Я как раз вспомнила недавно, что какой-то из первых выпусков, если не самый первый, был где-то в Лондоне, у вас там тогда победил Слава Крискевич, который в то время работал на «Эхо Москвы», а сейчас новости на Первом канале ведет.
Б.КРЮК – Да, так и было, и Слава там был у нас участником первой игры.
Е.АФАНАСЬЕВА – Почему вот какие-то программы, в том числе и Ваша, и «Брейн-ринг», например. Вот проживают какое-то время в эфире и сходят, а эта держится? Борис, Вы человек, который в игре выросли. Все уже знают, что Вы задали первый вопрос, вот Вы росли в этой игре, полностью заменили своего отчима там, где, казалось, в общем, человек незаменимый абсолютно. Как Вам кажется, все-таки, секрет есть?
Б.КРЮК – Секрет долголетия «Что? Где? Когда?»?
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, что одна живет, а другая умирает.
Б.КРЮК – Но я думаю, что какой-то секрет есть, но… Как Вам сказать? Что касается «Любви с первого взгляда», то я могу сказать. Что касается, оценить вообще, это я затрудняюсь.
Е.АФАНАСЬЕВА – А может, это какая-то магия есть над некоторыми, в том числе и программами? Вообще, существует в любом деле что-то хорошее, очень хорошее, а что-то… то ли звезды сходятся так, то ли какая-то энергетика попадает в какой-то фильм, в какой-то роман, неопределяемая, в какую-то передачу. Вроде все делается правильно, все делается хорошо, все делается выстроено, а одна получается вот совершенно неповторимой. Звезды так сошлись, Наталья?
Н.СТЕЦЕНКО – Ну, может быть, и звезды сошлись, я не знаю. Но мне кажется, что еще, понимаете, «Любовь с первого взгляда», если говорить об этой программе, то это была такая, ну, первая ласточка, что ли, на нашем телевидении вот какой-то такой психологической игры. После этого появилось очень много, так сказать, модификаций этой игры. Мне кажется, что в свое время она, в общем, свою функцию, свою роль сыграла. После этого появились гораздо более резкие передачи и…
Е.АФАНАСЬЕВА – Более открыто выбирают себе пару, да? Как, например, в программе «Дом».
Н.СТЕЦЕНКО – Не говоря уже «Про это», которая появилось после «Любви с первого взгляда».
Е.АФАНАСЬЕВА – Тогда казалось в 90-м году: как так? Пару выбирать себе в эфире!
Н.СТЕЦЕНКО – Да. Я помню, как Ира Петровская совершенно просто по этому поводу просто зверствовала. Она говорила: «Я бы никогда не пошла играть в эту игру». На что я ей сказала, что Ир, ну, тебе-то не обязательно участвовать в этой игре. Вот. Но для того времени, вот времени, знаете, вот какой-то раскованности, вот этой вот новой какой-то свободы для молодежи, мне кажется, она была очень важна.
Е.АФАНАСЬЕВА – Александр, скажите, вот у Вас уже был опыт участия в совершенно другом телевизионном проекте, в программе «Последний герой».
А.БЯЛКО – Да. В очень многих передачах, кстати, опыт есть.
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, вот это наиболее запомнившийся, наверное, зрителям и плюс очень многие знатоки участвуют и в интеллектуальных других играх. И в вашем бывшем «Брейн-ринге» участвовали, и в программе на канале НТВ.
А.БЯЛКО – «Своя игра».
Е.АФАНАСЬЕВА – «Своя игра» - практически, там, как посмотришь, все знакомые лица. Есть принципиальная разница поведения… Вот Вы сами сказали, есть стереотипы поведения знатоков уже в программе. Есть принципиальная разница существования знатока вот в этой программе и участника другой передачи для Вас?
А.БЯЛКО – Тут чисто телевизионные такие есть вещи. Все работают очень по-разному. И вот существует школа Ворошилова, которая, ну, наверное, т.е. я не могу сказать, что все передачи, т.е. я во всех передачах побывал. Я там не был в «Дорожном патруле» и «Как стать мамой» той же я не был. Но вот все остальные передачи, т.е. они работают совершенно по-другому. Они ближе к кино. Даже вот «Последний герой», и то там нас заставляли по семь раз колоть кокосовый орех, потому что оператор не успевал. Понимаете, но, т.е. как «Броненосец Потемкин» так примерно снималось, т.е. с постановками, со стопами, с дублями. То «Что? Где? Когда?» и все вот передачи, которые снимает продюсерский центр «Игра», они все снимаются как бы в живую. Даже если они снимаются целиком на пленку, это все равно, так сказать, живой эфир.
Е.АФАНАСЬЕВА – Режим реального времени.
А.БЯЛКО – Да, вот мы только что пели, можно сказать, в программе, которая «Большая премьера» называется, пели знатоки под фанеру, и, значит, то же самое мы снимали массу дублей и все остальное, и вот отзыв самих режиссеров телевизионных на той передаче был такой, что у вас не знатоки, а просто какие-то послушные люди, вымуштрованные как солдаты. Т.е. им сказали, вот прийти во столько-то, они единственные пришли вовремя. Т.е. им сказали, вот в зал, они вовремя были единственные в зале. И т.д. это значит, есть такая вот школа, есть такой подход к телевидению, когда все делается правильно и вовремя.
Е.АФАНАСЬЕВА – Есть вопрос от Евгения из Москвы: «Борис, как Вы отнеслись к пародии на «Что? Где? Когда?» в программе «Большая премьера»?
Б.КРЮК – Вы знаете, но я должен вам признаться, что т.к. я в этот момент готовился к программе, то я это не видел, но мне завтра должны принести кассету, я обязательно посмотрю.
Е.АФАНАСЬЕВА – Понятно.
Н.СТЕЦЕНКО – Но, вообще, пародия – это всегда хорошо. Это, я не знаю, пародии, в общем, их много было на игру «Что? Где? Когда?», но мне кажется, что это всегда очень хорошо. И это признак того, что, в общем, передача популярна.
Е.АФАНАСЬЕВА – Жива.
Н.СТЕЦЕНКО – Да.
Е.АФАНАСЬЕВА – Так как капустник, наверное, театральный, да?
Н.СТЕЦЕНКО – Да.
Е.АФАНАСЬЕВА – Понятно. «Игра существует долго, потому что направлена к разуму человека и организуют именно умные люди», - пишет Людмила Попова к нам на пейджер.
Н.СТЕЦЕНКО – Спасибо.
Е.АФАНАСЬЕВА – Есть много вопросов. Вот, например, один из них: «Почему только абоненты МТС могут участвовать в вашей программе? Это дискредитация абонентов других сотовых операторов», - считает Вадим из Нижнего Новгорода.
Б.КРЮК – Я думаю, что абонентам других сотовых компаний нужно обращаться к руководству этих компаний, чтобы они были спонсорами игры «Что? Где? Когда?», и тогда эти абоненты тоже смогут играть.
Е.АФАНАСЬЕВА – Понятно. Существует понятие спонсорства…
Н.СТЕЦЕНКО – Конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА – И никуда от этого не деться. Еще много вопросов. Сейчас некоторые успеем. У нас буквально 30 секунд до новостей. «Часто приходится отвечать знатокам из Израиля. Нет ли у вас идеи, пригласить одну из команд в Израиле?», - Максим спрашивает.
Н.СТЕЦЕНКО – Из Израиля?
Е.АФАНАСЬЕВА – По Интернету часто отвечают у вас, наверное, он знает, часто отвечают по Интернету из Израиля. Нет ли у вас идеи, пригласить команду израильскую?
Н.СТЕЦЕНКО – А! Ну, в принципе у нас нет такого, да, Борь? Мы, все-таки мы командами не приглашаем. Мы все-таки приглашаем индивидуально знатоков. Это вот на «Брейне» была такая форма: команды.
Е.АФАНАСЬЕВА – Я напоминаю, что мы говорим сегодня в программе «Телехранитель» о игре «Что? Где? Когда?», которая вступила в свой 30-й сезон. Сразу после новостей мы предложим вам викторину, а сейчас новости.
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА – Итак мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы с вами сегодня о программе «Что? Где? Когда?», которая начала свой 30-й юбилейный сезон. В гостях у меня Наталья Стеценко, человек, который вместе с Владимиром Ворошиловым придумала эту программу и сейчас является генеральным директором телекомпании «Игра», ее производящей. Борис Крюк, режиссер и ведущий передачи и Александр Бялко, знаток. Итак, мы продолжаем наш разговор о феномене этой игры. И хочу я вот еще о чем спросить вас. Вы все время игру обновляете. Иногда это бывают удачные обновления, иногда они принимаются в штыки, но это, например, когда знатоки играли на деньги, очень многие ваши почитатели это вот как-то не принимали. Но вы объясняли это традициями времени, такого стремительно становящегося коммерческим временем. Вы специально придумываете, вот садитесь и думаете, что надо обязательно что-то обновлять или это получается случайно? Борис?
Б.КРЮК – Нет, это получается случайно. Это получается случайно, потому что т.к. ты находишься постоянно в мыслях об игре даже в подспудных каких-то и не то, что вот давай, я сейчас сяду, подумаю о «Что? Где? Когда?», т.е. эти мысли появляются сами по себе. Вот. И просто приходит какая-то идея кому-то, и начинаем друг на друге ее опробовать. Если нравится, то мы ее как-то развиваем и внедряем. Думаю, так.
Е.АФАНАСЬЕВА – Наталья, а вот всегда так было, т.е. Владимир Яковлевич так же обновлял игру или как-то это у вас было иначе?
Н.СТЕЦЕНКО – Нет, нет. Конечно, так же, потому что, в общем, конечно, здесь… Ну, как Вам сказать? В общем, режиссер, как утверждал Ворошилов и ссылался на Мейерхольда, режиссер – это идеальный зритель. И поэтому режиссер, наверное, как никто, и так и должно быть, он как бы опережая ощущения зрителей, которых что-то не удовлетворяет, что-то уже надоедает, т.е. он, постоянно думая о передаче, и ощущая то, что вообще сегодня на злобу дня, вот надо же было, сколько ни раздражались зрители на то, что деньги вошли, но ведь деньги вошли в нашу жизнь и стали, в общем, самым главным влиятельным таким, я не знаю, как назвать правильно, объектом, который влияет на всю нашу жизнь и на наши характеры и вообще на наше существование. Вот в то время это так почувствовалось. Потом Борис когда начал делать программу, он пришел к выводу, что знатоки не должны получать деньги, что не на равных находятся телезритель, который сегодня в такой ситуации, в общем, очень много интеллектуальных людей остались сегодня за бортом от этих материальных ценностей. И вот практически для них и должны существовать деньги, а знатоки, ну, в общем, достаточно состоявшиеся интеллектуальные люди, которые могут заработать деньги своим интеллектом где-то в других местах. Вот, для них…
Б.КРЮК – И не потому, что денег жалко.
Н.СТЕЦЕНКО – Не потому, что денег жалко, а потому что они зарабатывают другое, они зарабатывают престиж, они зарабатывают…
Б.КРЮК – Славу.
Н.СТЕЦЕНКО – Рекламу, славу.
Е.АФАНАСЬЕВА – Александр, скажите, а вот слава телевизионная, она помогает зарабатывать деньги знатокам, вообще, в жизни потом?
А.БЯЛКО – Ну, кому-то помогает, кому-то нет. Это очень по-разному.
Е.АФАНАСЬЕВА – Но вот этот имидж телевизионный, он потом активно используется Вашими коллегами или кто как?
А.БЯЛКО – Кто как, абсолютно по-разному. Мне как правило мешает. Огромное количество всяких смешных случаев, когда меня с кем-то путают и т.д.
Е.АФАНАСЬЕВА – Где-то видели?
А.БЯЛКО – Где-то видели, не помнят где. Как правило, в каких-то нехороших местах.
Е.АФАНАСЬЕВА – А скажите, Вы все-таки… Когда Вы впервые играли, не передача появилась, а Вы лично за стол сели?
А.БЯЛКО – Но это был 79-й год.
Е.АФАНАСЬЕВА – И за эти годы, что поменялось больше всего? Программа жива, а что поменялось? Вопросы, знатоки, что поменялось больше?
А.БЯЛКО – Ну, тут как раз такая удачная форма существует, что основная идея передачи не меняется. Как раз тут сочетание традиций и все время чего-то меняется, и что-то все время новое. И вот эти находки, т.е. их тут можно часами, наверное, перечислять за вот эти 30 лет, сколько было самых разных находок и практически все удачные, но было несколько неудачных, конечно, но в основном очень удачные были находки и они сейчас продолжаются. И то же самое то, что мы видели в прошлую пятницу, когда поменялись местами играющие стороны, так скажем, да? И это тоже, по-моему, просто должно быть... Я, конечно, не знаю, за всех телезрителей, но это просто шоком должно быть для всех телезрителей просто увидеть себя на месте этих привычных персонажей.
Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. потрясение должно произойти, да? Мы привыкли к тому, что это вот почти небожители, это уже не те ребята молодые, которые приходили.…
А.БЯЛКО – Зачем же так?
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, это Вам кажется…
А.БЯЛКО – Ну, молодые приходят, ну, вот тот же там Новиков, ему там 20 с небольшим.
Е.АФАНАСЬЕВА – Они у вас очень быстро звездами становятся. Вот они приходят такими яркими звездочками, только вспыхнули, только поймали первые ощущения.
А.БЯЛКО – Но это жизнь такая сейчас, но ребята там 2 месяца на «Фабрике» потусовались, и они уже поют. Так что…
Е.АФАНАСЬЕВА – А, это да, но это – технология производства звезды. Вы же не ставите себе задачу производить интеллектуальных звезд?
А.БЯЛКО – Не знаю. Это надо…
Е.АФАНАСЬЕВА – Наталья, или ставите?
Н.СТЕЦЕНКО – Нет.
А.БЯЛКО – Мне кажется, нет такой задачи.
Н.СТЕЦЕНКО – Такой задачи нет. Да. Я просто помню, что конечно, там еще в 80-е годы были такие у нас начальники на телевидении, которые говорили: «Вы лепите монстров!» Ну, я не знаю, монстры... Мне кажется, что это все-таки… Конечно, это все-таки избранные люди, безусловно, знатоки. Лучше, чтобы это были не чисто эрудиты, а все-таки это – интеллектуалы, в первую очередь. Но мне кажется, что здесь интересно зрителю вот, как я уже говорила, наблюдать за развитием личности на протяжении нескольких лет. И есть люди, которые приходят и достаточно быстро уходят, а есть люди, которые долго существуют на экране вот в нашей программе. И мне кажется, что это в принципе как бы такая вот, если говорить, творческая задача, то она достаточно интересна.
Е.АФАНАСЬЕВА – Очень много вопросов. «Можно ли воздействовать на руководство, чтобы передача раньше выходила в эфир?», - пишет Изабелла. Боюсь, что нет, потому что раньше... У всех каналов конкуренция жесточайшая и у основного конкурента Первого канала, канала «Россия» в этот момент стоят юмористические программы, которые даже «Титаник» перебить не смог. Мы уже по рейтингам обсудили перед началом эфира с Натальей, Борисом, Александром, что даже фильм «Титаник» проиграл какому-то юмористическому шоу на втором канале. Поэтому…
Б.КРЮК – Вы знаете, насколько мне известно, передаче «Что? Где? Когда?» никакой блок-бастер не страшен, кроме юмористических программ.
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, вот.
Б.КРЮК – «Титаник» не страшен ни для юмористических программ, ни для «Что? Где? Когда?». А вот юмористическая программа действительно очень…
Е.АФАНАСЬЕВА – Поэтому против нее поставили «Большую премьеру», а вы выходите так следом.
Н.СТЕЦЕНКО – Да, но во всяком случае телезрители должны понимать, что это не от нас зависит, есть люди на канале, руководство, которые, безусловно, пытаясь переставлять вот эти программы как шашечки, пытаются завоевать зрителя и вероятно они считают, что передача «Что? Где? Когда?» достаточно конкурентоспособна, чтобы в такое позднее время, все-таки удержать зрителя на экране. Единственное, и нас, в общем, это устраивает, но единственное, что вот почему я все время тоскую, потому что это пятница, я понимаю, что очень много детей не смотрит эту передачу.
Е.АФАНАСЬЕВА – Да, вот очень много вопросов, что поздно. Жалко, что дети не могут посмотреть.
Н.СТЕЦЕНКО – Да, вот дети не могут. Для меня это тоже. Я все время об этом говорю на канале и прошу, хотя бы в летние каникулы поставить повторы, потому что повторы тоже идут в 3, в 4 часа утра. Вот. Т.е.
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, единственная сейчас есть возможность все-таки в отличие от того, когда вы впервые выходили в эфир, записывать на видеомагнитофон.
Н.СТЕЦЕНКО – Да. Конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА – …если кто-то из родителей хотел бы показывать. А теряется вот прелесть, как Вам кажется, если записать на магнитофон, это ощущение сиюсекундности?
Н.СТЕЦЕНКО – Абсолютно другое.
Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. не тот кайф?
Н.СТЕЦЕНКО – Абсолютно, да. Не случайно, те зрители, которые нас не видят, вот за Уралом, они стараются, т.е. в Интернете в это время идет, постоянно идет переписка и сообщается…
Б.КРЮК – Пересказ, краткое содержание, да.
Н.СТЕЦЕНКО – … краткое содержание того, что происходит сейчас в эфире.
Е.АФАНАСЬЕВА – Но надо, наверное, объяснить, что до Урала вы выходите в прямом эфире, а там дальше…
Б.КРЮК – Через неделю.
Н.СТЕЦЕНКО – Да, а потом через неделю в записи.
Е.АФАНАСЬЕВА – Потому что «Орбита», невозможно игру дважды давать.
Н.СТЕЦЕНКО – Нет, просто мы выходим слишком поздно. И в это время, конечно, там уже никто смотреть не будет. Вот поэтому приходится вот зрителям за Уралом, к сожалению.
Б.КРЮК – Если бы у нас столица была на востоке страны, тогда нам было бы легче.
Н.СТЕЦЕНКО – Или нам надо...
Б.КРЮК – Или страна бы была Венгрия, чтобы вся в одном часовом поясе.
Е.АФАНАСЬЕВА – Очень смешной вопрос был. Сейчас, если найду. А вот: «Есть ли среди игроков люди, где-либо работающие? - спрашивает Сергей. – Говорят, большинство из них просто играют». Александр?
А.БЯЛКО – Нет, я не знаю, наоборот, ни одного не работающего знатока. Т.е. самые разнообразные. Вот мэр города у нас есть, тоже работающий.
Н.СТЕЦЕНКО – Т.е. знатоки не работают на телевидении.
А.БЯЛКО – Нет. Никто не работает.
Н.СТЕЦЕНКО – И не зарабатывают деньги.
Е.АФАНАСЬЕВА – А Вы сами где работаете, Александр?
А.БЯЛКО – Я – зам. директора завода.
Е.АФАНАСЬЕВА – Вот так вот.
Н.СТЕЦЕНКО – Да, знатоки. Это вот я знаю, особенно молодое поколение вот у Бориса, например, дети все время возмущаются и говорят: «Как это так? Как это они не получают денег за то, что… Они же работают».
Е.АФАНАСЬЕВА – Это молодое поколение уже не смогло бы прореагировать, когда вы вручали книги, да?
Н.СТЕЦЕНКО – Да.
А.БЯЛКО – Нет, ну, а мы традиционно никогда не получали денег, ни при советском телевидении, ни при перестройке, ни сейчас.
Е.АФАНАСЬЕВА – Так, давайте сейчас пройдемся, несколько вопросов, которые пришли нам по пейджеру и сможем принять вопросы от наших слушателей в прямом эфире 203-19-22. Пожалуйста, задавайте свои вопросы нашим гостям, мы успеем на них ответить. Добрый вечер, Вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА - Добрый вечер. Всем большой привет. Сегодня прощеное воскресенье. Простите, если что не так.
Б.КРЮК – И Вы нас простите.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА – Вас-то не за что, вам только благодарна.
Н.СТЕЦЕНКО – Спасибо.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА – Я желаю еще долгой жизни вашей передаче, поскольку... Ну, я вас умоляю, поскольку жив еще интеллект, жив еще интерес у людей это программа, которая будет существовать еще долго и долго.
Е.АФАНАСЬЕВА – Спасибо, Вы не представились только.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА – Меня зовут Людмила Петровна.
Е.АФАНАСЬЕВА – Людмила Петровна, спасибо. Если у вас есть вопросы, звоните 203-19-22. Пока я с пейджера задам вопрос. «Почему не повторяют первые выпуски программы?» - спрашивает Александр.
Н.СТЕЦЕНКО – Вы знаете, их сейчас повторяют, но на других каналах. Все-таки центральные каналы и так перегружены очень. А сейчас, например, канал «Ностальжи» повторяет передачи. Я знаю, что канал «Ретро» вот на «Космос-ТВ» собирается повторять «Что? Где? Когда?» старые.
Е.АФАНАСЬЕВА – А были когда-то варианты? По-моему, когда-то повторяли, да?
Н.СТЕЦЕНКО – Были, были, на НТВ были.
Б.КРЮК – Когда только НТВ появилось, на НТВ шли все старые программы.
Е.АФАНАСЬЕВА – И каким образом это смотрится теперь много-много лет спустя? Какие у вас ощущения, не у зрителей, а у вас?
Н.СТЕЦЕНКО – Вы знаете, я смотрела давно, когда действительно вот НТВ показывало. Мне показалось, это ужасно.
Е.АФАНАСЬЕВА – Почему?
Н.СТЕЦЕНКО – Вы знаете, просто вот мы не замечаем, вообще, как изменилось движение времени. Понимаете, там ритмы совершенно другие. Просто это все так медленно, это все так тянется, это вот тянется и тянется, и тянется.
Е.АФАНАСЬЕВА – Минута-то та же.
Н.СТЕЦЕНКО – Минута та же, а вот сама передача просто кажется, что она просто бесконечна. Потом вот нам кажется, что вот, какие были замечательные вопросы. Вы знаете, когда мы сейчас берем эти старые вопросы, просматриваем и, ну, на них пытаемся там, например, проводим отборочные туры, например, на старых вопросах. То оказывается, что из огромного количества вопросов, там за 10-15 лет мы можем выбрать, ну, в лучшем случае, там, 5-10 вопросов, которые действительно достойны.
Е.АФАНАСЬЕВА – А где предел? Вот вопросы все, конечно, стали намного более емкими, намного более такими для логического мышления, нежели просто для знания, наверное, так
Н.СТЕЦЕНКО – Да, безусловно.
Е.АФАНАСЬЕВА – По крайней мере, такое ощущение с другой стороны экрана
Н.СТЕЦЕНКО – Да, безусловно, сложнее.
Е.АФАНАСЬЕВА – А где предел вот этой вот умственной казуистике, которую можно заложить в вопрос? Александр, как Вам кажется?
А.БЯЛКО – Да нет такого предела.
Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. нет вопроса, на который нельзя за минуту ответить?
А.БЯЛКО – Ну, знаете, как Марк Твен говорил, что обязательно, т.е. стрелять можно не учиться, обязательно куда-нибудь попадете, достаточно выстрелить. Так же и ответить можно на любой вопрос. Вот правильно ответить на любой вопрос можно ли?
Е.АФАНАСЬЕВА – А Вы когда попробовали в этот раз себя в роли людей, которые придумывают вопросы, что для Вас было сложным? Не хотелось повторить или что?
Б.КРЮК – Александру вопрос очень тяжело давался.
А.БЯЛКО – Вопрос давался не с первой попытки, а самое сложное что? Это баланс, т.е. конечно, хочется придумать, можно всегда придумать какую-нибудь такую штуку, что никто никогда не отгадает и заработать денег, да? А можно сделать наоборот вопрос простой, который все знают, а вот найти баланс между тем и другим, чтобы еще это было интересно, это же надо думать о том, что это должно быть интересно миллионам зрителей, которые это все смотрят. Вот это самое сложное.
Н.СТЕЦЕНКО – И что-то узнают вдруг новое.
А.БЯЛКО – Конечно, а иначе зачем все это.
Е.АФАНАСЬЕВА – А за все годы, какой у каждого из вас был любимый вопрос, который вот помнится за 30 лет?
А.БЯЛКО – А мне много помнится, на самом деле, вопросов. Помнится один вопрос, на который мы догадались логически, помнится просто первый вопрос, на который мы отвечали, т.е. много.
Е.АФАНАСЬЕВА – Наталия, Борис, а вам?
Н.СТЕЦЕНКО – Ой, мне, я не знаю, помнят ли телезрители, зрители, слушатели, я не знаю даже, смогу ли я воспроизвести этот вопрос. Но может быть, он мне был дорог именно тем, что я видела, как он придумывался. Причем придумывал его Борис вместе с Ворошиловым. Они просто строили этот вопрос. Это вопрос про птицу-тройку. Как там? По бокам два танца. Помнишь, нет? Два танца по бокам, что-то на три четверти, а по середине какой-то еще танец. Все вместе…
Е.АФАНАСЬЕВА – Это для сектора «зеро» было?
Б.КРЮК – Нет.
Н.СТЕЦЕНКО – Нет.
Б.КРЮК – Нет, это вообще, еще было в 85-м году, еще не было никакого «зеро».
Н.СТЕЦЕНКО – Понимаете, ведь на самом деле, вопросы как правило, они дорабатываются, мы этого не скрываем.
Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. вы их переформулируете?
Н.СТЕЦЕНКО – Да. Мы переформулируем и даже вопросы вот знатоков тоже, они как бы доводятся до кондиции, до постановочного какого-то решения. Вот. И вот этот вопрос он был просто про высказывание Гоголя про птицу-тройку. А вот когда Ворошилов с Борисом вот они брали энциклопедию и придумывали вот, так сказать, о том, какие лошади стоят по бокам, какая в центре, что там галоп, а там… Забыла.
Б.КРЮК – Рысь.
Н.СТЕЦЕНКО – Рысь, да. Вот. И что все вместе это Гоголь назвал птицей-тройкой, вот мне кажется, это был такой классический вопрос, когда он состоял из многих ступеней и в то же время, на него можно было ответить.
Е.АФАНАСЬЕВА – Борис, скажите, вот Вы сейчас работаете в лучших традициях Ворошилова за кадром. В свое время Владимир Яковлевич вышел, все-таки, в кадр. Как, Вас зритель будет видеть со временем или нет?
Б.КРЮК – Не знаю. Я пока над этим думаю.
Е.АФАНАСЬЕВА – А когда решите?
Б.КРЮК – Не знаю.
Е.АФАНАСЬЕВА – А вообще анонимность вот такая ведущего, она имеет свои плюсы? На улице не узнают, наверное?
Б.КРЮК – А Вы знаете, да, плюсы огромные, если бы не давление со стороны сотрудников, что пора выходить, я бы отсиживался.
Е.АФАНАСЬЕВА – А почему сотрудники?
Б.КРЮК – Ну, сотрудники сейчас скажут, почему они настаивают. Вот. А что касается меня, мне намного комфортнее, когда я незримый, знаете, в шапке-невидимке. Ну, я не знаю.
Е.АФАНАСЬЕВА – А почему настаиваете, чтобы Борис вышел все-таки в кадр?
Н.СТЕЦЕНКО – Обидно. Обидно. Знаете, что обидно?
Е.АФАНАСЬЕВА – Валдиса Пельша узнают, а Бориса нет.
Н.СТЕЦЕНКО – Нет, дело не в этом. Дело в том, что… Дело не в том, что узнают или не узнают, а дело в том, что даже наше телевизионное сообщество не признает, в данном случае, как Ворошилова не признавали ведущим.
Е.АФАНАСЬЕВА – Пока он не стал работать в кадре?
Н.СТЕЦЕНКО – Даже когда он стал работать в кадре, все равно говорили, ну, он же в основном за кадром. И про Бориса, даже в рейтингах вот лучших ведущих в сто человек Бориса не включают. И меня это действительно просто, я никак не могу понять, неужели непонятно, что ведение игры «Что? Где? Когда?» - это вообще в принципе – высший класс ведения.
Е.АФАНАСЬЕВА – «Борис, почему у Вас другой голос по радио, нежели в передаче?» – спрашивает Роман.
Б.КРЮК – Ну, я думаю, что разница в акустике того места, где я нахожусь сейчас и того места...
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, т.е. время, когда Вы первый самый эфир делали компьютерным образом, Ваш голос изменяли, чтобы никто не догадался, что ведет программу …
Б.КРЮК – Нет, ну, сначала изменяли, конечно, а потом потихонечку открывали.
Е.АФАНАСЬЕВА – Это было сделано для того, чтоб не было такого резкого сравнения с Ворошиловым, после того, как Вы вынуждены были после смерти Владимира Яковлевича его заменить?
Б.КРЮК – Я думаю, что и в этом было дело, но для себя я это немножко по-другому формулирую. Потому что я понимал, что после Ворошилова пойдет на новую игру раздражение и мне хотелось, чтобы раздражал страшный голос, дурацкий.
Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. любой ведущий будет раздражать, да?
Б.КРЮК – Абсолютно любой, совершенно его качество не имеет никакого значения. Чтобы раздражал голос, а не игра.
Е.АФАНАСЬЕВА – Так и получилось.
Б.КРЮК – В принципе да, так и получилось, т.е. в первой серии то, чего хотелось добиться от телезрителей, то и получилось. Т.е. игра хорошая, только ведущий не тот. Ну, и…
Е.АФАНАСЬЕВА – Но постепенно потом Вы голос делали более живым и, наконец, получили Бориса с его обычным голосом.
Н.СТЕЦЕНКО – Да.
Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, что же, наша передача сегодня подходит к концу. У вас еще три эфира весенних, да? Каждую пятницу. Что же, это была программа «Телехранитель». Елена Афанасьева ее провела. Всего доброго, до свидания.