Советская империя глазами совеременного ТВ - Елизавета Листова - Телехранитель - 2004-11-07
Е. АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер. В эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения, тех, кто определяет и хранит эту суть. И каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на развитие отечественного телевидения. 7-е ноября сегодня, день, который, так или иначе, вызывает по-прежнему какие-то эмоции. Сегодня мы будем говорить о том, как наше телевидение видит советское прошлое сейчас. В гостях у нас специалист по советской империи Лиза Листова. Добрый день. Как вам кажется, почему советское прошлое настолько востребовано нынешним телевидением?
Е. ЛИСТОВА - Я вам за всех не отвечу. К сожалению, для меня лично для меня советское прошлое и сейчас является единственной нишей, в которой я могу работать.
Е. АФАНАСЬЕВА – Почему?
Е. ЛИСТОВА - Может быть мне нужно немножечко рассказать о себе. Я довольно долго работала с современностью. Я была корреспондентом в новостях на НТВ, я была ведущей новостей на канале ТВ-6 и ТВС. Судьбы последних двух я думаю, вам известны. Может быть не последнюю роль в том, что эти судьбы сложились именно так, как они сложились, сыграли именно новости. Во всяком случае с тех пор как обоих каналов последовательно не стало, я думаю, что я бы уже не нашла на телевидении того места, где я могла бы с тем же успехом и удовольствием работать с современными событиями.
Е. АФАНАСЬЕВА – То есть вам не предлагали работать в новостях других каналов? Или вы осознанно просились сразу на не новости.
Е. ЛИСТОВА - Нет, не предлагали. Я думаю, что, вряд ли бы предложили, поскольку примерно себе представляли, каким образом я могу в этих новостях работать.
Е. АФАНАСЬЕВА – Лиза сейчас делает цикл "Советская империя". Выходит он на канале "Россия", уже было 3 выпуска. Случайно сегодня повторили третий, даже никто не ожидал, про хрущевки.
Е. ЛИСТОВА - Вчера.
Е. АФАНАСЬЕВА – А до этого были выпуски, посвященные гостинице "Москва". И "Родина-Мать" монумент в Волгограде. Почему "Советская империя"?
Е. ЛИСТОВА - Тоже вопрос не ко мне. Название придумано не мной.
Е. АФАНАСЬЕВА – Какие-то сразу ассоциации, многие, кто знает ваш путь знают, что вы начинали у Парфенова еще в "Намедни" и у него цикл "Российская империя", стилистика такая очень телевизионного продукта она и у вас есть. То ли это школа старого НТВ и самого Леонида, он прикуривал от сигары Кастро, вы съезжаете по лестнице несуществующей уже разобранной гостиницы "Москва". Это какие-то ассоциации российская империя, советская или это случайность?
Е. ЛИСТОВА - Я говорю, вопрос не ко мне. В данном случае, потому что нет того человека, который может ответить. Я честно говорю, не мною придумано название, я предполагала, что цикл будет называться всего-навсего "Стройки века". Но как будут говорить телевизионные начальники – продукт существует в определенном контенте и так далее. Иными словами, этот цикл существует на определенном канале. Канал должен как-то этот, извините продукт продвигать, соответственно у него должно быть определенной степени громкости название, очевидно. То есть понятно, что название "Советская империя" звучит куда более громко и нагло, чем "Стройки века". Вот и все. Что касается Парфенова и школы НТВ, безусловно, никуда не уйдешь от своего прошлого и такого личного, я уж не говорю про все советское. От своего личного тоже никуда не уйдешь. Единственная разница между прикуриванием от сигары Фиделя Кастро Леонида Геннадьевича и моего катания по перилам несуществующей гостиницы «Москва» в хронике, которая нам осталась в небольшим количестве, разница состоит в том, что мне кажется, у Лени это был просто гэг, мне же это понадобилось для развития сюжета. То есть, чтобы перескочить, это не шутка ради шутки, а для того чтобы свой сюжет развивать более бурно, более рьяно.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вот есть вопросы, которые уже пришли к нам по Интернету и например такой вопрос. "Лиза, я знаю, вы были у нас в Братске, снимали какой то фильм. Когда и где его можно будет посмотреть? До сих пор скучаю по ТВС", - Ольга.
Е. ЛИСТОВА - Большое спасибо, Ольга. То, что мы снимали в Братске, станет одним из фильмов цикла "Советская империя". В данный момент могу сообщить, что на этой неделе начинается монтаж фильма, он так и будет называться "Братская ГЭС", у нас все названия немудреные. Когда он окажется в эфире, на этот вопрос я, к сожалению, не могу вам ответить, поскольку нынешняя моя работа дело медленное многосложное…
Е. АФАНАСЬЕВА – Это тебе не новости.
Е. ЛИСТОВА - Это такие старости я вам скажу, что неделя туда, неделя сюда погоды не делают, но в любом случае я надеюсь, что когда фильм будет готов, и когда его решат поставить в эфир, то каким-то образом вы об этом узнаете, может быть даже из анонсов на канале.
Е. АФАНАСЬЕВА – Как раз сообщение на пейджер. Денис: "Большой вам привет, Лиза, очень вас не хватает на новостном телевидении". Есть еще несколько таких сообщений. Мы перед началом эфира обсуждали как после новостей вот этой жесткой совершенно дисциплины и постоянной жизни в забеге переходить на более созерцательный режим, потому что, чтобы делать фильмы, подобные вашим, надо много проанализировать документов, и в архитектуре вы разбираетесь и строительных деталях и в истории конечно. Как вы перешли на этот режим?
Е. ЛИСТОВА - Я лично перешла на этот режим легко и с удовольствием. Во-первых, потому что к моменту окончания работы в новостях набор персонажей, которые тасуются, был уже далеко не столь привлекательным, каким он был еще несколько лет тому назад. Честно говоря, господа эти мне порядком надоели, скажем так. Обратившись к архивам, я поняла, что там живут до сих пор, несмотря на то, что их давно нет с нами, огромное количество замечательных людей. Которые даже будучи уже памятью о себе, не перестают терять всего своего обаяния, привлекательности и глубины.
Е. АФАНАСЬЕВА – Например, кого вы для себя открыли?
Е. ЛИСТОВА - Я не могу сказать, что я открыла, я просто может быть стала более сознательно относиться к каким-то фигурам типа Щусева. Который был одним из соавторов гостиницы "Москва", потому что возможность долгого копания в истории хотя бы одного здания принесла возможность, дала мне почву для столь многостороннего отношения к личности как таковой. Там столько всего разного, противоречивого.
Е. АФАНАСЬЕВА – Время такое.
Е. ЛИСТОВА - А какое время? Время всегда такое.
Е. АФАНАСЬЕВА – И Сталин видел главного цензора гостиницы "Москва", который зачеркивал лично балкончики.
Е. ЛИСТОВА – Вопрос, зачеркивал ли. Мы как-то не нашли тому никаких оснований. Помните, то же самое Вучетич. Извините, но не могу я при всем том, что можно проводить какие-то параллели, но не могу личность Вучетича ставить, например в параллель нынешней личности скажем Церетели. Все-таки другой коленкор, другая история.
Е. АФАНАСЬЕВА – Памятники разные получаются. Конечно. "Родина-Мать" и "Петр Первый".
Е. ЛИСТОВА - Разные и сравнивать их сейчас я не берусь, потому что это не есть моя специальность проводить подобного рода анализы. То есть все было легко и приятно и замечательно, потому что единственный вопрос это вопрос самодисциплины. Потому что одно дело эфир два раза в день, другое дело - эфир раз в полгода. Главное, просто держать себя в форме и понимать, что если у тебя эфир через полгода, не значит, что ты можешь два месяца бить баклуши.
Е. АФАНАСЬЕВА – Сергей спрашивает: "Есть ли три фильма на кассетах?
Е. ЛИСТОВА - Нет, и пока даже я еще не пыталась заниматься этим вопросом, просто потому что нет времени. Хотя с другой стороны думаю, что три фильма это еще не повод делать кассеты, вот когда их накопится побольше, вот тогда их можно пачкой выпустить.
Е. АФАНАСЬЕВА – Георгий Николаевич говорит, что ему трудно читать программу, в какие часы и дни выходит программа.
Е. ЛИСТОВА - Сама бы хотела это знать, нет закономерности выхода этой программы. По мере готовности я бы сказала. К сожалению.
Е. АФАНАСЬЕВА – Скажите, Лиза, я вопрос этот задаю многим вашим коллегам, может быть уже не ко времени, но так получается, что когда сюда приходят люди, связанные со старым НТВ, вопрос вертится на языке. Вот сейчас прошло 3,5 года, вернулись очень многие люди. Стоило ли уходить, если очень многие вернулись и делают свою работу. Кто-то разошелся по разным каналам, кто-то, набив шишки, вернулся. Стоило ли уходить, как вы это видите теперь, не тогда, тогда все причины были понятны. Нельзя было не уйти.
Е. ЛИСТОВА - Давайте сразу оговоримся, что буду только за себя отвечать, понимаете это сложный вопрос. Потому что действительно в качестве заложников на этом НТВ я сейчас имею, например, горячо любимого мною Мишу Осокина и все, что бы я ни сказала по поводу моего личного отношения к истории, будет так или иначе рикошетом отскакивать, да он ведь же там работает сейчас. И сложно говорить, но лично я не жалею ни об одном сделанном шаге. С того самого момента и до сегодняшнего дня.
Е. АФАНАСЬЕВА – То есть вы не хотели бы делать сейчас то же самое на НТВ?
Е. ЛИСТОВА - Зависит от того, какое было бы НТВ. А если бы никто не ушел. На том НТВ, которое сейчас есть, не знаю, никто не предлагал. А что было бы, если бы, меня мама раз и навсегда отучила, вот с этим сослагательным наклонениям. Она мне всегда говорила: что ты как та девушка, которая плачет у колодца, а у нее спрашивают: ты чего плачешь, - а вот я представила, что у меня родился ребеночек, он в этот колодец упал.
Е. АФАНАСЬЕВА – Лиза, вы человек, который, вы росли еще при советском прошлом. Несмотря на очаровательный юный вид. А у вас как к этому празднику относились тогда и относятся теперь в вашей семье?
Е. ЛИСТОВА - Да никак не относятся, по-моему. Я не помню, у нас парад был 7-го ноября. Дедушка мой садился смотреть парад в 10 утра. Все еще спали, по-моему, в этот момент, кроме него. Ну и все, собственно. Приходили гости, но я думаю, что это было в силу того, что 7 ноября, а в силу того, что выходной. Не могу сказать, что было какое-то определенное отношение к этому празднику. Не было. Не помню. Не говорил со мной никто специально на эту тему.
Е. АФАНАСЬЕВА – А у вас сейчас личное есть какое-то отношение к этому дню или нет?
Е. ЛИСТОВА - Ко дню как к празднику или как…
Е. АФАНАСЬЕВА – К какой-то вехи истории.
Е. ЛИСТОВА - Безусловно, у любого человека есть отношение к тому, что произошло в 1917 году, его не может не быть. Вряд ли это событие такого уровня, которое требует выходного дня в твоем графике.
Е. АФАНАСЬЕВА – Есть еще вопрос, который пришел по Интернету. Василий: "Как спецкор будете ли вы писать о Европе, и есть ли у вас там друзья?"
Е. ЛИСТОВА - У меня есть друзья в Европе, у меня там даже папа есть, а также тетушка и бабушка. Но я боюсь, что это не повод делать оттуда репортажи. Там советская экспансия, слава богу, не настолько продвинулась в Европу, чтобы можно было с моим циклом там чем-нибудь поживиться.
Е. АФАНАСЬЕВА – Другой вопрос был. Звучал он так: будете ли вы снимать в советских республиках, там много советского прошлого, советской империи.
Е. ЛИСТОВА - Отвечу вам так: сейчас снимается фильм "Артек", не смейтесь, он действительно в бывшей советской республике находится.
Е. АФАНАСЬЕВА – "Артек" действительно веха советской империи.
Е. ЛИСТОВА - Если говорить о республиках то вот вам, пожалуйста. Он же не в России.
Е. АФАНАСЬЕВА – Сейчас на Украине.
Е. ЛИСТОВА - А все, что касается остальных, надо каждый раз решать, потому что можно было бы сделать какое-то грандиозное кино про Байконур, и про то, как его создавали, другое дело, я боюсь, что зритель не будет поражен богатством картины.
Е. АФАНАСЬЕВА – Изобразительного ряда. Сейчас у нас будет интерактивное голосование в программе "Рикошет". Чего лично вы видите в телевизионных программах о советском прошлом больше: ностальгии или анализа. Лиза, вы, когда начинали этот цикл, вам чего больше хотелось сделать, покопаться в этой истории узнать самой, что вы не знали об этой империи, в которой все мы начинали жить, наше поколение. Кто-то прожил всю жизнь. Или были какие-то другие задачи, хотелось поездить по перилам гостиницы "Москва".
Е. ЛИСТОВА - Конечно, езда по перилам гостиницы не входила в мои задачи, скажем так, более того вот эта пресловутая ностальгия она меня тоже настораживала именно потому, что уже какой-то ярлык был приклеен к подобного рода проектам, и именно это ярлык ностальгии. Мне-то как раз хотелось не ностальгии, ни поношения какого-то мне хотелось просто, чтобы люди, которые оперируют такими символами, о которых я говорю в частности, чтобы они прекрасно понимали, откуда эти символы, откуда у них ноги растут, кто их сделал. Чтобы немножечко больше, сознательнее просто…
Е. АФАНАСЬЕВА – Эта программа о идеологемах каких-то. Символы, ставшие идеологией.
Е. ЛИСТОВА - Только это те символы, которые можно потрогать, увидеть, пощупать, это в основном начиналось с архитектурных символов. "Артек" уже не есть архитектура.
Е. АФАНАСЬЕВА – Всего нам за две минуты позвонило 645 человек, наверное, многие отдыхают. Обычно бывает больше звонков. 56% считают, что ностальгии больше, 44% что анализа. Кстати на пейджер пришло сообщение от Константина, который заметил, что уже было подобное голосование в программе "Телехранитель", можно сравнить результаты. Действительно оно было, мы говорили в июне тоже о советском прошлом со Сванидзе его цикле историческом, там насколько другой исторический кусок, он делает только 20-е годы пока. Подходит к 30-м. И может быть, поэтому тогда наши слушатели считали, что ностальгии больше. Намного разнились результаты голосования. Сейчас практически паритет. А вы бы как проголосовали?
Е. ЛИСТОВА - Я не могу, к сожалению, принимать участие в данном голосовании, потому что на данный момент являюсь не читателем, а писателем. Второй год уже не смотрю телевизор.
Е. АФАНАСЬЕВА – Боже мой, к чему же вы призываете, так рейтинга не будет у вашей программы.
Е. ЛИСТОВА - Я вообще никого ни к чему не призываю.
Е. АФАНАСЬЕВА – Начальники услышат.
Е. ЛИСТОВА - А у меня в контракте не написано, что я обязана смотреть телевизор поэтому я думаю, что если они даже услышат, беды не будет. К сожалению, правда не могу принять участие, мне кажется, что в любом случае если говорить о документалистике нынешней я думаю, что хорошо бы, если бы там присутствовало хотя бы что-то, либо анализ, либо ностальгия, хорошо, если все вместе. Хотя бы. Ностальгия или хотя бы анализ.
Е. АФАНАСЬЕВА – А в прошлом советском нет ни того, ни другого.
Е. ЛИСТОВА - Нет, я не про прошлое говорю, я говорю про нынешнее про то что мне иногда периферийным зрением удается увидеть и мне это немножечко напоминает некую жвачку.
Е. АФАНАСЬЕВА – А что вы делаете, чтобы ваш цикл не был жвачкой?
Е. ЛИСТОВА - Сложно это сформулировать. Я просто очень не хочу, чтобы он был жвачкой и все делаю для этого. Просто все. А вот как уже, почему я не могу, сороконожка не будет ходить, если она задумается, как она это делает.
Е. АФАНАСЬЕВА – С легкой руки вашего учителя Л. Г. Парфенова в наш быт вошел термин западный "инфотейтмент", скрещивание информации и развлечения. А вот последнее время, мне кажется, документалистика идет по тому же пути. Документальную программу о науке вполне можно называть каким-то сайенсте йтментом, тоже есть игровые куски, попытка показать зрелищно телевизионно. Вы видите это сейчас в документальном кино, в проектах подобным вашим, для вас это тоже какой-то тейтмент?
Е. ЛИСТОВА - Я не знаю. Дело в том, что мое дело делать, а анализировать должны другие. Я не могу и сама делать и сама себя анализировать. Это не реально просто. Так что, наверное, если это так называется, пусть будет называться так. Оно же не ругательное.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вот пришла Лиза Листова работать на канал "Россия", подписала договор на производство цикла пусть "Стройка века", "Советская империя", но там не описано, должна ли она сидеть на стульчиках, которых давно нет в гостинице "Москва". Должна ли по тем же перильцам съезжать, должна ли она делать то-то и то-то и будут ли падать башенки, вы очень интересно показывали все варианты архитектурного решения гостиницы "Москва". Как они менялись, это все падало, отлетало, как когда-то в начале "Иронии судьбы…" отлетает от красивого дома постепенно то, это такая мультипликация была, превращаясь в классическую девятиэтажку. Вы потом начинаете работать, почему возникают вот эти игровые моменты? Чтобы не скучно было вам или зрителю или от того, чтобы они живую историю почувствовали?
Е. ЛИСТОВА - Честно вам сказать я не знаю. Мне так хочется просто… Но на самом деле, конечно, понимаете, вот Набоков в "Даре" переводил, я не помню кого, Гегеля или Карла Маркса, стихами, чтобы не было так скучно. Можно же ведь фантастическую вампуку устроить из любой захватывающей дух истории.
Е. АФАНАСЬЕВА – Ответ хороший – хочется. Это правильно. Алексей Алексеевич Венедиктов заглянул и принес результаты голосования 13 июня. Мы задавали действительно тот же вопрос в программе о советском прошлом, был Сванидзе и Разлогов, культуролог и профессор. Тогда 25% наших слушателей считали, что анализ превалирует, а 75% что ностальгия. То ли полгода прошло, то ли другие слушатели нас сегодня слушают. Результаты практически сравнялись.
Е. ЛИСТОВА - Не знаю, вдруг я буду наглой, может быть слушатели, которые принимают участие в сегодняшнем интерактивном опросе, давали свой ответ как-то с поправкой на те фильмы, которых я являюсь причиной.
Е. АФАНАСЬЕВА – Тамара говорит, что есть хорошие фотографии "Артека" 1951 года. Если вас интересует, оставьте на "Эхо Москвы" координаты.
Е. ЛИСТОВА - Спасибо.
Е. АФАНАСЬЕВА – Очень странный вопрос от Марины. "Лиза, зачем вы взяли псевдоним?"
Е. ЛИСТОВА - Какой? Марина, пришлите мне пожалуйста на пейджер псевдоним мой и я тогда разберусь, где там псевдоним, а где что. Может быть, кто-то под моим именем выступает вместо меня. Это будет тоже очень интересно.
Е. АФАНАСЬЕВА – Галина: "Как вы относитесь к словам Владимира Соловьева в программе "К барьеру!" о том, что СМИ надо холить, лелеять, каким образом это можно делать?"
Е. ЛИСТОВА - Не знаю, не выработала еще своего отношения, как говорит Марьяна Максимовская.
Е. АФАНАСЬЕВА – 203-19-22. Добрый вечер.
ТАМАРА – Вернемся в ваше прекрасное прошлое, в НТВ, у меня сложилось впечатление, что ваш бывший шеф Киселев господин, он боролся не столько за свободу слова, сколько за свое положение и большей частью финансовое. А ваш замечательный творческий коллектив журналистов был принесен в жертву. Вот митинговые страсти эти обгорели, а народ раскидало. Вы говорите вы ни о чем не жалеете в прошлом, а вот нет стыда некоего вашего личного или вашего коллективного, когда ваш коллектив дружно пришел на ТВ-6, а тот коллектив был разогнан. Плохой ли он, хороший, но он работал. В результате тот коллектив был погублен. А потом и ваш, к сожалению, убрали.
Е. ЛИСТОВА - Повторяю еще раз, не жалею ни об одном прожитом дне, ни об одном сделанном мною поступке. Во-первых, потому что у Евгения Алексеевича могли быть свои причины и свои резоны, но я оставляю за собой право иметь также свои причины и свои резоны, вести себя именно так как я себя вела. Это первое. На всякий случай поясню, что у людей могли быть разные мотивы, но эти разные мотивы побуждали их к одинаковым действиям. Что касается коллектива ТВС. Никто никого не выгонял. С самого начала, насколько это было возможно, это сложно сделать, на ходу, придумывалась схема взаимодействия. Потому что извините, мы пришли тоже туда не ордой, нас было не так уж много, чтобы разогнать целый канал. И всех призывали к сотрудничеству. Это сотрудничество состоялось, могу вам назвать имена нескольких корреспондентов, которые работали в информационной службе ТВ-6. И кстати говоря, могу вам назвать как слушателю "Эхо Москвы" такое имя как Алексей Воробьев, вы его наверное слышали неоднократно. Так вот он работал на ТВ-6, вел утром новости. И если вы помните, он прекрасно потом стал работать на ТВС и совсем блистательно работает сейчас на "Эхо Москвы".
Е. АФАНАСЬЕВА – Марина прислала уточнение. Она пишет: "Лиза, я много лет назад читала в женском журнале, что вы взяли псевдоним в честь Влада Листьева".
Е. ЛИСТОВА - Я взяла эту фамилию в честь моего прадедушки Константина Яковлевича Листова. А также моей мамы, которая носила эту фамилию. А дедушка мой, я вас уверяю, ничем не хуже Влада Листьева. Замечательный композитор, он написал огромное количество песен, которые я думаю, вы тоже знаете, Марина. Одна из них "Тачанка", другая "Землянка", третья "Севастопольский вальс", четвертая "В парке Чаир".
Е. АФАНАСЬЕВА – Но ведь это же тоже советская империя, вы не будете делать об этом фильм?
Е. ЛИСТОВА - Ой, ну господь с вами, что "В парке Чаир" это советская империя? Ну, какая же это советская империя? Что в этом имперского?
Е. АФАНАСЬЕВА – Подождите, ведь империя это не подразумевает оценочность, империя это страна, у всей страны была общая музыка, также как был общий лагерь "Артек", куда ездили разные дети. Также была гостиница "Москва", где мечтали останавливаться хоть оленеводы Чукотки, если им удавалось приехать на партийный съезд.
Е. ЛИСТОВА - Я с вами не соглашусь. Империя это не страна. Тогда если империя это страна, тогда необходимость в таком определении отпадает сама собой.
Е. АФАНАСЬЕВА – То есть ваш цикл названный "Советская империя" он уже оценочен в названии?
Е. ЛИСТОВА - Слушайте. Я же вам сказала, что не я придумала название этого цикла.
Е. АФАНАСЬЕВА – Но вы же делаете под этим названием.
Е. ЛИСТОВА - Делаю, да. Я просто думаю, что название не самое главное, что существует в данном цикле… или все-таки оно все перешибает.
Е. АФАНАСЬЕВА – Просто мне кажется, что в гостинице "Москва" также не было ничего плохого или оценочного, так же как и в музыке советской.
Е. ЛИСТОВА - Нет, дело в том, что музыка, на мой взгляд, она вообще не может ни советской, никакой.
Е. АФАНАСЬЕВА – А архитектура? Вы делаете цикл.
Е. ЛИСТОВА - Так я же вам еще раз говорю, что здесь дело не в советской и не в империи. Я делаю "стройки века", условно говоря, это не выходит за рамки этого определения.
Е. АФАНАСЬЕВА – Хорошо, если убрать определение, просто вы хотели бы сделать фильм, документальную программу о дедушке?
Е. ЛИСТОВА - Нет. Это очень тяжело. У меня был опыт, когда дедушке исполнялось 100 лет, тогда Лев Новоженов попросил меня сделать сюжет для "Старого телевизора". Я сделала, я согласилась, потому что было бы странно мне отказаться, потому что кто еще помянет, как не самые близкие люди. Но это, пожалуй, был мой самый тяжелый сюжет, потому что он же мне дедушка все-таки, а не композитор. Я вообще в детстве была уверена, что все дедушки композиторы. Что это абсолютно нормально. Тем более что дедушки всех моих друзей были композиторами.
Е. АФАНАСЬЕВА – Потому что дружили с внуками друзей вашего дедушки.
Е. ЛИСТОВА - И поэтому сидеть перед листом бумаги и разделять какие-то его общие заслуги и его что-то личное передо мной, это ужасно. Это хуже, чем в анатомическом театре. Это так тяжело и я думаю, что я не освою этот фильм, тем более был прелестный фильм Володи Молчанова, он делал цикл о советских композиторах.
Е. АФАНАСЬЕВА – У него папа тоже композитор.
Е. ЛИСТОВА - Да. Но у него видите, папа.
Е. АФАНАСЬЕВА – Неужели вы думаете о папе делать легче, чем о дедушке?
Е. ЛИСТОВА - Нет, просто мое убеждение, что дедушка композитор это… у а него папа композитор. То есть он это сделал, и я вам хочу сказать, что мы с мамой были ему крайне признательны за то, что он это сделал.
Е. АФАНАСЬЕВА – 203-19-22. Добрый вечер.
НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА - Спасибо Марина, вам за ваши передачи.
Е. АФАНАСЬЕВА – Здесь есть Лена и Лиза. Марины здесь нет.
НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА – Елизавета, извините. Хочу сказать, как я проголосовала. Я проголосовала, что я не ностальгирую о прошлом, а, наверное, анализирую. Я об этом говорю, потому что мне 70 лет, и я могу с позиции всего времени анализировать. Ностальгии о прошлом нет, потому что оно всегда было очень тяжелым. Мне даже кажется, я сейчас живу лучше, чем когда-либо.
Е. АФАНАСЬЕВА – Это замечательно.
НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА - А сейчас хочу спросить вот о чем. Не хотели бы вы сделать фильм, о том, как выносили при советской власти Сталина из Мавзолея, и как все теперь рьяные коммунисты, тогда никто нигде ничего не переживал, не ахал и не охал, хотя я в то время ходила, букетики клала к могиле Сталина каждое 5 марта. Настолько были одурманены мы, вот этой безумной любовью к вождю.
Е. ЛИСТОВА - Спасибо за ваши комплименты. Насчет выноса Сталина боюсь прям вам сказать, что вряд ли я это сделаю, не потому что мне страшно, и он потом ко мне будет являться, а потому что я не очень себе представляю технически, как это можно сделать. И, во всяком случае, использовать арсенал наших трюков с движением стен и воскрешения…
Е. АФАНАСЬЕВА – Призраков.
Е. ЛИСТОВА - Да. Как-то мне бы не хотелось этот арсенал использовать для такой истории.
Е. АФАНАСЬЕВА – А Мавзолей будет среди архитектуры?
Е. ЛИСТОВА - Сложно сделать, можно, но сложно. Потому что, во-первых, отчасти эта тема была затронута в совершенно блестящем фильме Паши Лобкова по поводу Ленина. Я, к сожалению, сейчас не помню, как он называется, но думаю, все его видели, собственно история про то, как Ленин поселился в Мавзолее, скажем так.
Е. АФАНАСЬЕВА – Там, в основном о бальзамировании …
Е. ЛИСТОВА - Сложность в чем состоит – в том, что мы сейчас не найдем людей, которые были бы не экспертами, не пикейными жилетами, которые кочуют из одного фильма в другой и везде дают свои комментарии. Я просто в принципе не люблю подобный подбор героев. Мы если выбираем героев, то это либо те люди, которые непосредственно принимали участие в создании того или иного объекта, либо это их дети, которые к тому же еще стали детьми, наследниками профессии. То есть это могут быть дети, которые тоже архитекторы или которые тоже инженеры. Может быть, если кто-то найдется, но дело слишком давнее. С Щусевым, я знаю, что у него есть потомки, но они сидят на этом архиве и даже музей Щусева не может позволить себе эти архивы собрать.
Е. АФАНАСЬЕВА – А что еще в планах? Братская ГЭС, "Артек", Останкинская башня.
Е. ЛИСТОВА – "Останкино" готов фильм.
Е. АФАНАСЬЕВА – Только башни или весь комплекс?
Е. ЛИСТОВА - Называется он "Останкино". Конечно, там про башню больше, она сама по себе как конструкция интереснее. Ну и про телецентр тоже там есть. Практически готов фильм "Сочи". Почему Сочи - потому что Сочи как курорт был объявлен ударной стройкой в 1934 году, было постановление. Забавно, курорт - ударная стройка. Снят, но просто сейчас будет медленнее работать, потому что мы все-таки страна 4-х сезонов и мы лето употребили в основном на съемки, чтобы уже насниматься, чтобы хватило на ужасно короткие светлые деньки зимних месяцев.
Е. АФАНАСЬЕВА – И самые рейтинговые на телевидении.
Е. ЛИСТОВА - Просто мы зимой не сможем работать, потому что наши объекты слишком здоровые. Сняты уже высотки московские и практически снят фильм о каналах – это Беломор, Волгодон и Канал имени Москвы.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вопрос от Галины: "В журнале "МК-бульвар" была публикация, мнение дизайнера о телеведущих. Все ваши фотографии кроме одной были раскритикованы".
Е. ЛИСТОВА - Не вполне понимаю, что за фотографии.
Е. АФАНАСЬЕВА – А там бывает такая рубричка, несколько фотографий какой-нибудь ведущей, например, новостей и дизайнер оценивает, как выглядит.
Е. ЛИСТОВА - И что Галина, я теперь должна делать? Я даже прямо не знаю. Ужасно, наверное, но не приучена считаться с мнением "МК-бульвар", как и "МК" вообще мнением.
Е. АФАНАСЬЕВА – 203-19-22.
НИКОЛАЙ – Я архитектор. Я интересовался и научно занимался историей советской архитектуры. Знаете, Лиза, я видел только один ваш фильм, касающийся гостиницы "Москва", и не могу сказать, что он мне доставил удовольствие. Я если позволите, вам выскажу некоторые свои соображения на этот счет. Мне, честно говоря, не нравится то направление нашего телевизионного искусства, которое представляет Леонид Парфенов и к которому, видимо вы себя относите, которое на вас оказывает влияние. Такая не то что ироническая отстраненность, а откровенный стеб относительно обсуждаемого предмета, который внушает зрителю неуважение и к истории, и к обсуждаемую объекту. И, в общем, главный герой этого фильма это автор-журналист, для которого все остальное только повод, чтобы себя показать. От этого и часто бывают безапелляционные очень однозначные оценки часто очень сложных проблем, постоянное пренебрежение, которое автор демонстрирует опять же, для того чтобы…
Е. АФАНАСЬЕВА – У вас есть вопрос, мы поняли ваше мнение по поводу программ. Вопрос сформулируйте.
НИКОЛАЙ - Вопрос вообще об архитектуре у нас очень мало говорят…
Е. АФАНАСЬЕВА – Вы знаете, каждый профессионал не очень доволен, как показывает его профессию телевидение. Потому что телевидение рассчитано на очень широкую аудиторию, естественно, оно не может говорить так, чтобы профессионалы были абсолютно удовлетворены. Оно вынуждено разжевывать, чтобы было понятно всем. Поэтому, к сожалению, наверное Лиза не может делать цикл, который устроит исключительно архитекторов.
НИКОЛАЙ – Вопрос, не кажется ли вам, что имело бы смысл об архитектуре советской говорить не столько, касаясь конкретных объектов, сколько касаясь условно мастеров архитектуры. Например, о Желтовском можно было бы сделать очень интересный фильм.
Е. ЛИСТОВА - Я не знаю, что ответить. Я, честно говоря, от архитектора тоже ждала более какого-то серьезного разбора наших работ. Безусловно, Лена, вы абсолютно правы, невозможно, не адаптируя чего-то…
Е. АФАНАСЬЕВА – Трудно представить себе программу, которая будет рассчитана на медиков. Ее никто не будет смотреть, понятно, что программа "Здоровье" что-то разжевывает так, что медикам, наверное, не очень это интересно. И они будут критиковать.
Е. ЛИСТОВА - Дело даже не в этом я думаю, просто все, что я могу на данный момент сказать, это повторить старую фразу, что я не червонец, чтобы всем нравиться. И никуда я себя не отношу. И простите меня, стеб это все очень мне кажется субъективное отношение. А если бы господа архитекторы были поактивнее, то я думаю, что, во-первых, никто бы не стал восстанавливать Храм Христа Спасителя. Это первое, во-вторых, никто бы не стал разрушать гостиницу "Москва".
Е. АФАНАСЬЕВА – Военторг еще есть.
Е. ЛИСТОВА - Я уже про это не говорю. Потому что если бы архитекторы заявили свою позицию более конкретно, чем обвинять людей, которые попробовали что-то сделать в стебе, и бог знает еще в каких грехах, это в общем даже не грех, единственное, что я не признаю никакого стеба, нет его там. То может быть, мы сейчас не имели той катастрофы в городе, которую мы имеем.
Е. АФАНАСЬЕВА – Пишут, что есть фотографии и материалы по Останкинской башне главного строителя Останкинской башни Щипахина Льва Николаевича. Пишет Щипахин Олег Львович, оставляет телефон.
Е. ЛИСТОВА - Большое спасибо. Тут, правда, сложная история - кино-то сделано уже.
Е. АФАНАСЬЕВА – Наверное, все равно созвониться можете. Давайте последний вопрос. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ - Меня полгода не было в Москве, а сейчас в телевизоре нет РЕН-ТВ, что случилось?
Е. АФАНАСЬЕВА – В телевизоре есть РЕН-ТВ, вероятно у вас что-то с приемником. Добрый вечер.
АЛЕКСЕЙ – Как вы думаете, чего сейчас больше: не анализа и не ностальгии, а, по-моему, на телевидении преобладает свинство.
Е. АФАНАСЬЕВА – Понятно ваше мнение.
АЛЕКСЕЙ - И по понятной причине.
Е. АФАНАСЬЕВА – Лиза, будете комментировать, нет?
Е. ЛИСТОВА - Я же сказала, я не смотрю телевидение, я его делаю.
Е. АФАНАСЬЕВА – Здесь достаточно много комплиментов на пейджере, я их все читать не буду. В гостях у нас сегодня была Лиза Листова, мы говорили об ее цикле "Советская империя" о том, как советское наше прошлое выглядит глазами телевидения.