Возможность революции на отдельно взятом канале - Александр Роднянский - Телехранитель - 2004-10-17
Е. АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер, это “Телехранитель”, программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть, голос у меня немножко сегодня странный, потому что у нас потерялся гость, он едет в пробке. Меня зовут Елена Афанасьева, напротив меня должен сидеть сейчас Александр Роднянский, но он где-то там на Рублевском шоссе, сейчас его наши референты вызванивают. Александр, добрый день.
А. РОДНЯНСКИЙ – Меня уже вызвонили, добрый день, давно, я внимательно слушаю.
Е. АФАНАСЬЕВА – Что случилось, что за революция такая свершилась, что вы до нас не доехали?
А. РОДНЯНСКИЙ – Доеду еще, моя вина, да, обычно я пунктуален, как вы знаете.
Е. АФАНАСЬЕВА – Будем надеяться, что вы будете приближаться по мере нашей передачи к нам.
А. РОДНЯНСКИЙ – И не прервемся.
Е. АФАНАСЬЕВА – Да, пожалуйста, присылайте свои вопросы для Александра Роднянского, главы не только телеканала СТС, но и “СТС-Медиа” компании. Мы потом включим телефон, послушаем, что вы думаете о СТС и вообще о возможности неполитического телевидения в России. И зададим вам в середине часа в программе “Рикошет” такой вопрос, как вам кажется, выбор канала неполитического, не политизированного в нашей ситуации вызван, в первую очередь, бизнес-интересами в нашей стране или каким-то нежеланием ссориться с властью и нарываться на какие-то сложности. Такой у нас для вас будет вопрос. Александр, вы выбрали в этом году такой очень громогласный лозунг “СТС – революция”. Правда, в последние дни он исчез уже с биллбордов в Москве, сменился рекламой текущих сериалов. И когда я впервые увидела этот лозунг, у меня сразу возникла старая фраза, которую приписывают самым разным великим деятелям, о том, что революцию задумывают романтики, совершают прагматики, а плодами ее пользуются подлецы. В излишнем романтизме вас не упрекнуть.
А. РОДНЯНСКИЙ – Почему же? Я по-прежнему полагаю, что излишний романтизм нам свойственен, и мне лично, и компании в целом.
Е. АФАНАСЬЕВА – Т.е. это был такой романтический посыл?
А. РОДНЯНСКИЙ – Нет, мне кажется, что было бы неправильно навязывать политическое значение слову “революция”, скажем, всему тому, что происходит в эфире столь далекого от политических контекстов канала, как СТС. Совершенно очевидно, что речь если и шла о революции, то, скорее, о попытке революционных изменений в качестве телевизионного канала, об отказе полностью от телевидения такого шока. Шока в том смысле, который закладывают в себя авторы программ, ориентирующихся на успех, прежде всего, связанный с обсуждением тем и контекстов, скажем, не вполне привлекательных для телевидения, претендующего на внимание и интерес как детской, так и юношеской аудитории. А именно таковым является СТС. Поэтому если говорить о революции в нашем представлении, то, скажем, в нее включалось для начала, как минимум, 12 очень крупных проектов, которые последовательно выходят в эфир СТС, которые никогда бы не были связаны с каналом СТС в том виде, в котором он существовал два и ранее года тому назад. Т.е. представьте себе СТС два года тому назад и сравните его с тем, что вы видите в эфире сегодня. С открытием, скажем, на мой взгляд, очень успешным, жанра целого, которого в российском телевидении не было, а он успешно существовал на Западе. Сейчас он, по-моему, появился в виде сериала “Моя прекрасная няня” производства компании “А-Медиа”.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вы имеете в виду ситкомы, такие комедии положения?
А. РОДНЯНСКИЙ – Ситкомы, я имею в виду, будем говорить по-русски, комедии положения, комедии ситуации. Мне кажется, что это очень успешная и очень необычная работа для отечественного телевидения. “Грехи отцов” – это совершенно новый шаг по отношению к “Бедной Насте”, которая была в известном смысле технологическим прорывом прошлого года, а сейчас, мне кажется, это и содержательно, и драматургически, и с точки зрения, опять же, профессионального качества много лучше, чем раньше. На прошлой неделе у нас был, по-моему, очень успешный, вы простите, что я так говорю о продукте, который был на канале СТС, но я говорю о продукте, который делали очень серьезные кинематографисты, телевизионные продюсеры и режиссеры, профессионалы, поэтому беру на себя смелость утверждать, что и “Кавалеры Морской звезды” были очень достойным проектом. Я уже не говорю о семи фильма художественных, от Александра Сокурова, нового проекта, который только завершен в съемках, о двух последних днях императора Хирохито под названием “Солнце”, и до дебюта Федора Бондарчука “Девятая рота”, который тоже сейчас завершен, съемочный период. Семи художественных фильмах, к которым имеет отношение непосредственно канал СТС сегодня. О журналистике, которая появилась, по-моему, очень качественная, в виде “Историй в деталях” и “Деталях”. Т.е. иными словами, все вместе, на мой взгляд, по отношению к тому представлению о развлекательном телевидении, о развлекательности телевидения, которое было построено на, скажем, на взгляде на развлекательное телевидение как на специфическую комбинацию ситкомов, художественных фильмов, комедий и в лучшем случае каких-то ток-шоу, то, мне кажется, СТС изменился в этом году. Изменился совершенно в иную, более содержательную сторону, я бы сказал, российским продуктом, произведенным в России, сделанным отечественными продюсерами, что было нехарактерно для СТС. И многое другое.
Е. АФАНАСЬЕВА – Эта революция какая? Бархатная, революция роз, у нас любят такие определения?
А. РОДНЯНСКИЙ – Она, конечно же, бархатная, революции у нас принято в связи с естественными зигзагами отечественными истории воспринимать как насильственную смену государственного строя. И соответственно, в применении к телевидению это, понятно, воспринимается как намек на появление, в нашем случае, в эфире СТС жестких политических программ, критичных или более или менее сбалансированных, но в той или иной степени способных адекватно освещать сложившуюся политическую действительность. Для СТС это невозможно, потому что, забегая вперед, вы сказали о том вопросе, который сегодня будет адресован зрителям, забегая вперед, отвечу, что для СТС вопроса ухода от политического риска уже не стояло 10 последних лет, столько, сколько он существует. Столько в эфире СТС и не было политических новостей. Соответственно, для нас это вопрос, скажем, того, что мы называем в телевидении брэндом, т.е. верности своей аудитории, т.е. системе координат и отношений, которые сложились у СТС со своими зрителями и с теми, которые постепенно приходят и открывают для себя возможности телевидения. Не только информационно насыщенного, критически или не критически оценивающего современную политику и общественные контексты, но и телевидения вроде бы развлекательного, но способного отвечать и на запрос сегодняшней аудитории, по-своему, но, тем не менее, в рамках тех жанров, которые характерны для телевидения, далекого от политики.
Е. АФАНАСЬЕВА – Хорошо, уже пришли вопросы, и первый звучит так, Тамара спрашивает, правда ли ваш канал приобрел М1, телеканал?
А. РОДНЯНСКИЙ – Да, правда, но не канал СТС, а компания “СТС-Медиа”, это материнская компания телевизионного канала СТС. И на основе канала М1, а также нескольких еще телевизионных станций, прежде всего, в Санкт-Петербурге, Казани, Перми, которые тоже были приобретены несколькими неделями тому назад, ранее, будет выстроена новая федеральная сеть в рамках компании “СТС-Медиа”, очень, естественно, не похожая на канал СТС, но тоже не политическая, это будет телевидение такое, я бы сказал, в известном смысле респектабельное, более или менее буржуазное, если я позволю себе использовать это слово, но буржуазное в смысле ориентации и приоритеты на такую частную жизнь и частные ценности.
Е. АФАНАСЬЕВА – Примерно все то же у вас стоит в основных идеях СТС.
А. РОДНЯНСКИЙ – Это естественно, но это телевидение, вторая сеть будет значительно более низшего, значительно более адресная с аудиторией, которая, наверное, в большей степени будут доминировать женщины, в отличие от СТС, которое по-прежнему ориентируется на аудиторию семейную и с учетом, прежде всего, детских и юношеских приоритетов. Т.е. у нас до 9 часов в эфире не может быть ничего такого, в идеале, чего бы не могли смотреть дети.
Е. АФАНАСЬЕВА – А на М1 может быть?
А. РОДНЯНСКИЙ – На М1 нет, тоже будет все очень прилично, там не будет желтого телевидения, там не будет телевидения шокового, т.е. там не будет программ, сходных с “Окнами” или чем-то похожим, это будет, скорее, телевидение полезное, если хотите.
Е. АФАНАСЬЕВА – Полезное в каком плане, домохозяйке как что-то приготовить, сделать ремонт?
А. РОДНЯНСКИЙ – Не только домохозяйке, а для всех тех, кто ведет дом, кто пытается выстраивать жизнь во всех ее контекстах, которые называются семейными. Это и здоровье, и воспитание детей, и одежда, и кухня, и дом, и сад, у кого есть, очень много всяческих контекстов, которые в очень таком, я бы сказал, хорошем смысле этого слова, утилитарном ключе, мне кажется, могут стать предметом внятного разговора на канале, который претендует на обсуждение этих тем именно сегодня, в 2004-2006 годах. Не вчера, ведь телевидение очень конкретное, поэтому мы попытаемся сделать его постоянным таким живым диалогом с интересными ведущими, с большим количеством прямых эфиров, с большим количеством гостей. Я уже начал говорить о том, до чего еще далеко.
Е. АФАНАСЬЕВА – Насколько далеко? Когда примерно ваш новый канал?
А. РОДНЯНСКИЙ – В марте 2005 года это появится в эфире.
Е. АФАНАСЬЕВА – У него уже есть название или останется М1?
А. РОДНЯНСКИЙ – Нет, М1 – это московская станция, а у сети будет свое собственное название, которое пока мы, естественно, еще думаем. Соответственно, я не комментирую, у нас есть несколько вариантов, но это будет сеть, в которую будет входить, по меньшей мере, 100 станций телевизионных, кроме М1. М1 – это очень важный канал для сети, естественно, без столичного вещания и без столичной станции было бы трудно представить себе федеральную новую, но мне кажется, что в связи с естественным таким процессом диверсификации аудитории, т.е. нахождением зрителем в эфире своих собственных интересов и своих собственных каналов, которых становится все больше и больше, и естественным уходом, таким отказом, что ли, от концепции телевидения универсального, телевидения такого общего ответа, как мы это называли раньше, для такого канала есть место, тем более у нас амбиции очень, я бы сказал, практически обоснованные. Мы, понятное дело, не представляем себе бешеный успех, мы отдаем себе отчет в том, как сложно построить в условиях очень конкурентного российского телевидения новую сеть. Но совершенно точно, мы отдаем же себе также и отчет в том, что такого рода телевидение сегодня востребовано, и оно может оказаться любопытным и не бессмысленным для большого количества зрителей, у которых сегодня такого телевизионного выбора нет.
Е. АФАНАСЬЕВА – Несколько вопросов с пейджера, ответьте пожалуйста, когда пойдут новые серии “ОСП-студии” и “Модерна”, Ольга из Перми спрашивает.
А. РОДНЯНСКИЙ – У нас “ОСП-Студия” готовится, вы можете видеть их время от времени, они выходят раз в месяц отдельным очень большим проектом, который ведут Таня Лазарева и Михаил Шац, называется он “Хорошие шутки”. На мой взгляд, он бывает очень успешным. Во всяком случае, он очень далек от того юмора, который предлагает “Аншлаг”, ничего, не хочу его обсуждать, критиковать. Но, тем не менее, одной из основных задач, которая перед нами стояла, это сохранить базовую иронию и пародийную направленность ОСП и придать им некий, я бы так сказал, более масштабный характер, отказавшись, скажем, исключительно от такого сегментного юмора в отношение исключительно телевидения. Поэтому “Хорошие шутки” станут основой нового постоянного шоу и ОСП в том числе. Но они будут вести, они же будут соавторами, участниками и актерами во множестве скетчей, которые будут входить в это шоу. Но также будет появляться много молодых и неизвестных и очень известных артистов, комедийных артистов, которые, собственно говоря, будут принимать участие в новом шоу, которое регулярно, в свою очередь, появится в эфире к концу этого года или в самом начале 2005-го. Это, скажем, такая очень амбициозная штука в отношении ОСП, при всем при этом мы продолжаем съемки сериалов с их участием, и “33 квадратных метра”, и несколько новых, и они у вас участвуют в огромном таком проекте новогоднем, который сейчас снимается. Они ведут его, он называется “Ночь в стиле диско”, такой очень неожиданный проект, в котором принимает огромное количество артистов, он и остроумный, и смешной, когда переносятся машиной времени, такой специальной телевизионной, ОСП-шники в то время, когда диско было в моде. Но самое главное, что самые знаменитые песни всех времен и всех народов фактически, т.е. 20 и начала 21 века перебиваются в стиле, который характерен, прежде всего, для новогодней ночи, веселом, ритмичном, танцевальном и оптимистичном стиле диско. Они это ведут. Регулярно ОСП будет выходить в эфир после этого по субботам, скажу сразу. Что касается “Осторожно, модерн”, то, как вы знаете, лично сами по себе Дмитрий Нагиев и Юрий Рост расстались, никакие усилия ни с нашей стороны, ни со стороны продюсеров программы не помогли им найти общий язык. И в связи с этим Дмитрий Нагиев, сохранив любовь к своему найденному характеру, народному этому персонажу прапорщику Задову, столь талантливо им сыгранному, работает постоянно, и у нас в эфире регулярно достаточно выходит часовой такой, по сути, еженедельный художественный фильм “Осторожно, Задов”. Это такой социальный архетип, вокруг которого и обыгрываются разнообразные ситуации, с этим прапорщиком. Кстати сказать, так играет очень большое количество известных артистов, в первую очередь, питерских, от Лифанова до Нилова, конечно, многих, кто играет как бы героев-ментов. Собственно, они постоянно в этом виде в эфир выходить будут. И у Нагиева еще несколько проектов. Он, например, играет одну из главных ролей в нашем мюзикле, который мы уже сняли, “Али Баба и 40 разбойников”. Для тех, кто помнит замечательный мюзикл Никитина и Берковского на слова Вениамина Смехова, это именно тот самый мюзикл, но, естественно, аранжированный несколько в более современном ключе, который уже снят, на мой взгляд, симпатично может получиться, выйдет, естественно, в предновогодние дни. И там Дмитрий Нагиев играет атамана разбойников Хасана.
Е. АФАНАСЬЕВА – Борис меня упрекает на пейджер, говорит – господа Афанасьева, эта передача что, реклама канала СТС? Вот так вот.
А. РОДНЯНСКИЙ – Правильно, я честно пытаюсь отвечать на вопросы, которые вы мне задавали.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вы знаете, Александр, вопросов много и очень много реплик. Например, Владимир из Санкт-Петербурга считает, что отсутствие политики на канале – это тоже есть политика.
А. РОДНЯНСКИЙ – Конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА – И таких реплик достаточно много. Мне хочется узнать, в какой вы степени доступности, когда мы можем увидеть вас в студии или вынуждены будем продолжать до конца разговор?
А. РОДНЯНСКИЙ – Давайте продолжать разговаривать, по ходу не прерываясь, я приеду.
Е. АФАНАСЬЕВА – Сейчас мы запустим интерактивное голосование и тогда продолжим разговаривать с нашим телефонным собеседником, сейчас “Рикошет”.
РИКОШЕТ
Е. АФАНАСЬЕВА – Сейчас мы, наверное, продолжим наш разговор уже с Александром Роднянским после новостей, я прочту еще несколько вопросов с пейджера и предлагаю вам, у нас есть две минуты, пока идет голосование, мы успеем принять несколько звонков. Я хочу услышать ваше мнение и по вопросу, который задан, и насчет выбора неполитического или политического телевидения, по поводу революции на СТС вы можете высказать свое мнение. Добрый вечер, вы в эфире, алло.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА – Вы знаете, извините, вы не обидитесь, мне как-то бессмысленной кажется постановка вопроса, ведь только владельцы канала, акционеры знают свои мотивы.
Е. АФАНАСЬЕВА – Мы спрашиваем вашу личную точку зрения.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА – Когда вы вопросы предлагаете, они должны нести смысловую нагрузку.
Е. АФАНАСЬЕВА – Мы интересуемся, когда слушатели, когда люди выбирают, будет телевидение с политической составляющей или нет, для них что первично в этом, бизнес-решения?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА – Вы же не так ставите вопрос, вы ставите – как вы думаете, почему.
Е. АФАНАСЬЕВА – Я еще раз повторяю, вы не совсем точно расслышали вопрос, я еще раз его повторю, если вы считаете, что политический выбор телевидения как не политического продиктован бизнес-интересами, т.е. больше рекламы пойдет, будут зрители выбирать не политическое телевидение, устали они от телевидения, вы звоните 995-81-21. Если вы считаете, что все-таки выбор телевидения как не политического продиктован политическими интересами, т.е. это какое-то опасение заниматься политической темой в России сегодня, это нежелание, может быть, попадать в сложные ситуации, как попадали в свое время разные телеканалы, или подвергаться цензурированию, вы позвоните по телефону 995-81-22. Мы еще успеем принять один или уже не успеем? Извините, новости.
НОВОСТИ
Е. АФАНАСЬЕВА – Итак, это “Телехранитель”, мы разговариваем о канале СТС с Александром Роднянским, правда, вынужденно разговариваем пока все еще по телефону. Задавали мы вам вопрос в программе “Рикошет”, считаете ли вы, что выбор телевидения как не политического продиктован, в первую очередь, бизнес-интересами или все-таки политическими интересами, т.е. какими-то нежеланиями попадать в сложные политические ситуации в нашей стране. Всего нам позвонило 778 человек, 19% из них верят в то, что это бизнес-интересы, 81% считает, что это, прежде всего, нежелание ссориться с властью, идти на конфликт. Такие результаты, Александр, как вы их прокомментируете?
А. РОДНЯНСКИЙ – Вы же так поставили вопрос. Есть же, совершенно очевидно, третья версия.
Е. АФАНАСЬЕВА – А третья какова?
А. РОДНЯНСКИЙ – Помимо бизнеса, помимо того, что в телевизионном меню должны быть разные блюда. Просто так привыкли к тому, что существует телевидение в том только понимании парадигмы информационно-насыщенной. Если нет новостей, это значит, боятся или хотят, во второй версии, просто бизнес, преуспеть. Но в бизнесе преуспеть, т.е. преуспеть экономически, хотят все, и с новостями, и без новостей. Проблема-то в том, что есть определенная категория зрителей, которые хотят другого телевидения. И нельзя пренебрегать ее интересами. И как показывает, собственно, и практика телевизионная, не только в России, но и везде, таких каналов достаточно много. И если говорить о телевидении политическом, надо говорить о телевидении, которое ставит перед собой задачи, перефразируя великого классика, давайте судить по тем законам, которые сам перед собой автор ставит, ставит перед собой задачи политического освещения, должны быть внятными, объективными или сбалансированными, как минимум. А если ставить перед собой задачи делать, создавать некий иной мир и таким образом привлекать ту аудиторию, которая просто не интересуется новостями или не интересуется, скажем, рефлексом жизни через этот контекст, тогда делается другое телевидение.
Е. АФАНАСЬЕВА – Скажите, Александр, какое у вас было ощущение в дни Беслана, когда была эта страшная трагедия, вероятно, все-таки на канале СТС шли те же передачи, которые шли всегда, достаточно гламурные? Все равно это такой, в общем, глянец, который плохо вязался с тем, что творилось в этот день в стране и в душах людей. Какое у вас лично было ощущение?
А. РОДНЯНСКИЙ – Ощущение-то ужасное, но совершенно понятно, что у канала нет ни возможности, ни целей, ни задач включаться в отражение событий в Беслане. Если бы мы даже и сделали, условно говоря, представим себе фантастический вариант, что нечто, связанное с Бесланом, то зрители в меньшей всего степени искали бы новости на канале СТС из Беслана. Они бы искали их там, где, собственно говоря, и нашли. Не знаю, удовлетворены или нет, но искали там, где есть серьезная новостийная служба, и Первый канал, и “Россия”, и НТВ, и т.д. Мы же со своей стороны постарались не быть циничными, убрали из эфира юмористические передачи и попытались не раздражать чувства людей, вовлеченных, естественно, всех без исключения, кто наблюдал, оскорблять их лицезрением программ, не соответствующих моменту. Да, понятно, что в эти секунды, в эти трагические дни канал СТС не является, по меньшей мере, каналом первого, второго и третьего выбора. Но мы отдаем себе в этом отчет. Зато в дни более или менее стабильной жизни он является для некоторой или для большой части зрителей каналом первого, второго и третьего выбора. Такое телевидение, оно, по идее, в идеальном варианте, должно быть разным. И должны быть внятные новостийные каналы, когда в любую секунду ты можешь включить и получить ответы на интересующие тебя вопросы, и должно быть телевидение, как СТС, когда ты понимаешь, что ты не встретишься ни с катастрофами, ни с войной, ни с убийствами, ни с трупами, хоть на одном… большом количестве телеканалов в эфире, так.
Е. АФАНАСЬЕВА – Давайте еще несколько вопросов с пейджера. Сергей спрашивает, для каких детей идут мультфильмы в 6 часов утра?
А. РОДНЯНСКИЙ – Детки, между прочим, смотрят разное, у нас очень высокие цифры, они идут и в 7, и в 8, обращаю внимание Сергея, и в 10, и в 11, и каждый день с двух до четырех. Т.е. и в 6 утра смотрят дети. У нас их очень много, мультфильмов, это очень важная часть программирования СТС.
Е. АФАНАСЬЕВА – Михаил, независимый продюсер из Франции, спрашивает, как предложить документальный фильм вашему каналу?
А. РОДНЯНСКИЙ – Очень просто, связаться с каналом и предложить. У нас документальное кино мы любим.
Е. АФАНАСЬЕВА – Назовите, наверное, какой-то контактный телефон.
А. РОДНЯНСКИЙ – Давайте, 797 41 00.
Е. АФАНАСЬЕВА – Ольга интересуется, почему бы вашему каналу не взять к себе передачу “В нашу гавань”?
А. РОДНЯНСКИЙ – “В нашу гавань” – это замечательная передача, у нас будет, кстати сказать, в ближайшее время, 7 ноября, премьера передачи с ведущим Михаилом Ефимовичем Швыдким и Туттой Ларсен, которая родом из программы “Песни 20-го века”, что выходила на канале “Россия”.
Е. АФАНАСЬЕВА – Да, и когда вы представляли свой сезон, был блистательный ответ господина Швыдкого. Его спросили слушатели, почему программа ушла с канала “Россия”, он сказал, а вы можете представить себе программу с названием “Жизнь прекрасна” на государственном телеканале?
А. РОДНЯНСКИЙ – Он так ответил, но “Жизнь прекрасна”, название, предложили Михаилу Ефимовичу мы, хотя бы исходя из того, что это название замечательного фильма, трагической комедии, как ни странно это словосочетание, удостоенной “Оскара”, режиссера итальянского и актера Бениньи, поставленную на событиях из Освенцима. Собственно, жизнь прекрасна даже в своем трагизме. Так вот, в этой передаче будет очень много песен 20-го века и 21-го, она, конечно, отличается от того, что было в эфире канала “Россия”, мы пытаемся ее в большей степени приспособить к интересам нашей аудитории. Мне кажется, что две таких программы в эфире, наверное, многовато для канала, в известном смысле ориентированного на аудиторию, значительно более молодую, чем аудитория замечательной программы “В нашу гавань заходили корабли”.
Е. АФАНАСЬЕВА – Одна Ольга интересует отчеством Роднянского, я скажу, что его зовут Александр Ефимович, только почему-то друзья его зовут Лешей. А, кстати, почему вас друзья зовут не Сашей, а Лешей?
А. РОДНЯНСКИЙ – Это давняя история, очень семейная. Так называла меня мама, поэтому все знают друзья, с детства, я уже даже не откликаюсь…
Е. АФАНАСЬЕВА – На Сашу как-то да, уже, по-моему, никто и не говорит, что это о вас речь идет.
А. РОДНЯНСКИЙ – Те, кто меня знает близко, не говорят.
Е. АФАНАСЬЕВА – Скажите, Ольга интересуется, не хотите ли вы объявить конкурс на новые лица канала? И очень ей хотелось бы поучаствовать, чувствует в себе потенциал.
А. РОДНЯНСКИЙ – Почему же нет? Мы очень часто обращаемся, вопрос состоит в том, чтобы Ольга как-то дала о себе знать, она прислала или на сайт канала, или на адрес канала свои какие-то данные и связалась. Дальше это все будет. У нас, кстати сказать, и для сериалов, например, для “Няни” мы посмотрели минимум 200 девушек, актрис профессиональных и непрофессиональных. Я говорю не только о сериалах, но и о ведущих программ. Например, программа “Снимите это немедленно”, искали очень долго, смотрели, я думаю, по меньшей мере, несколько десятков ведущих потенциальных. И опять же, остановились на тех, у кого не было никакого телевизионного опыта до сих пор.
Е. АФАНАСЬЕВА – Андрей спрашивает, на М1 останутся ли городские новости? И вообще, наверное, вопрос более глобальный, останется ли что-то от старого канала или вы поменяете все?
А. РОДНЯНСКИЙ – Многое останется, но, естественно, то, что, полагаю правильным в использовании на канале, в рамках той программной концепции, о которой я сказал общо, мне кажется, что это тема отдельного разговора, потому что я не готов отвечать, останется ли та или иная передача. Там есть некоторые достойные передачи, есть те, которые, совершенно очевидно, не устраивают нас по качеству. Есть масса способных людей, и мы совершенно не собираемся бросаться, шашкой каким-то образом размахивать, пусть никто не беспокоится. Я знаю, что многие беспокоятся, но первое и главное, что мы сказали, когда произошла сделка и покупка М1, мы сказали, чтобы и прочих наших новых станций, я должен, кстати, сказать, что нам принадлежит 21 станция вообще по России, телевизионные, и мы совершенно замечательно работаем со всеми нашими партнерами. У них есть и пространство для собственных действий, и в то же время они являются частью некой более универсальной концепции, которая в нашем случае называется каналом СТС. В случае М1 будет называться какой-то другой сетью. Тогда и найдем возможность поговорить о конкретных программах.
Е. АФАНАСЬЕВА – Татьяна считает, что на телевидении два канала, с которыми можно спокойно жить, строить дом и семью, это “Культура” и СТС, спасибо им.
А. РОДНЯНСКИЙ – Спасибо.
Е. АФАНАСЬЕВА – Я предлагаю сейчас попробовать все-таки подключить слушателей, хотя это будет чуть трудно, потому что у нас на одной линии как раз связь с нашим гостем, но через одну линию вы можете дозваниваться.
А. РОДНЯНСКИЙ – Я готов отвечать.
Е. АФАНАСЬЕВА – Я еще последний вопрос, пока вы дозваниваетесь, задам с пейджера, Александр, скажите, сколько будет выходить “Доброе утро с Киркоровым”, если я правильно понял, в прошлый приход на “Эхо” вы говорили, что она будет снята. Неслучайно Алексей из Ростова-на-Дону, где был конфликт.
А. РОДНЯНСКИЙ – Да, эта программа, есть обязательства, связанные с контрактом, мы их выполняем, у нас нет никаких оснований прерывать контракт, волюнтаристски мы никогда не действовали. Включаться в общие кампании осуждения, даже в случае справедливых каких-то совершенно обстоятельств, связанных, в обсуждения мы никогда не включаемся, у нас до марта есть обязательства. До марта программа выходит в эфир, дальше, я думаю, будут некие новые планы у канала СТС, тогда, наверное, уже и новые программы.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА – Я позволю себе сказать, что, на мой взгляд, вопрос поставлен некорректно, потому что однозначно бизнес, который связан с таким мощнейшим воздействием на общественное мнение, он не может не учитывать политической позиции. Конечно, когда канал создавался, годы выбиралась, конечно, ниша, связанная больше с бизнес-мотивацией. Но на сегодняшний день, когда демократическая декорация нашего общества практически снята, сегодняшняя позиция, налаженная, заключается в том, выбор и развитие это в область бизнеса телевидения однозначно отсчитывается от политической внутренней позиции владельцев канала. Если бы эти люди занимались производством детских носков, скажем так, тогда можно было бы говорить о выборе, только исходя из бизнес-ситуации, рыночной ситуации. Поэтому здесь не может быть никакого другого контекста. Нужен ли такой канал? Разумеется, нужен. И конечно, есть огромная аудитория этого канала. Но, так или иначе, вы понимаете, о чем я говорю?
Е. АФАНАСЬЕВА – Да, мы слушаем.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА – Так или иначе, так сказать, это однозначно демонстрирует, конечно, понимание владельцами этого канала и нежелание работать в области информации, исходя из реальных условий и того наглядного опыта, который все мы видим, что происходит с другими каналами.
Е. АФАНАСЬЕВА – Отрицательного опыта, вы имеете в виду?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА – Разумеется, потому что для того, чтобы выбирать позицию, так сказать, с телевидением информационным, аналитическим, смотрите, кому это удается пока более или менее, так сказать, независимо, пока только “Рен ТВ”. А все остальное дальнейшее давление – это, в общем, не благодаря условиям, а абсолютно вопреки. И наглядная иллюстрация, так сказать, это час назад эфир Алексея Венедиктова, когда не властные структуры, а когда рядовой обыватель визжит в эфир со скандалом – убирайтесь отсюда. Мне не удалось дозвониться до Алексея Венедиктова, но я хотела бы предложить радиостанции вот что, когда происходят такие звонки, разумеется, каждый имеет право на свое мнение, но немотивированный, неаргументированный и просто хамский скандал.
Е. АФАНАСЬЕВА – К сожалению, это уже к нашим слушателям, да, у вас вопрос есть к Александру Родянскому, он нас слушает.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА – Я желаю только ему успеха, очень жаль, что сама я в силу своих материальных обстоятельств, я давно пенсионерка, у меня очень нищенский образ жизни, я от федералов получаю 768 руб. пенсии по инвалидности, я не имею возможности это делать, строить свой дом, понимаете? Хотя, так сказать, культурные и эстетические интересы у меня остались колоссальные.
Е. АФАНАСЬЕВА – Интересно, для вас есть, Валентина, хоть какая-то передача на канале СТС, интересная для вас?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ВАЛЕНТИНА – Вы знаете, я вообще, к сожалению, не могу смотреть канал, потому что у меня уже больше 9 лет нет телевизора, сгорел старый и приобрести новый я просто не могу, поэтому у меня осталось пока только радио.
Е. АФАНАСЬЕВА – Спасибо, Валентина, всего доброго.
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – У меня, скорее, даже не вопрос, а мнение.
Е. АФАНАСЬЕВА – Пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Большинство нашего телевидения сейчас представлено на 90 где-то процентов, это по моему мнению, из низкопробных шоу с какими-то совершенно не умеющими по-русски разговаривать мальчиками и девочками.
Е. АФАНАСЬЕВА – Скажите, может быть, вы тогда уже конкретно, у вас есть какие-то претензии по каналу СТС, подобные шоу, то вы их назовите, Александр ответит вам.
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Вы понимаете, если бы я запоминал названия шоу.
Е. АФАНАСЬЕВА – Так тоже невозможно, понимаете? Если вы, например, написали одну книгу, а вам говорят – все книги плохие, и ваша, и все подряд, не читал вашей, но все плохие.
СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Я еще не закончил фразу, понимаете, по поводу фильмов также хотел сказать, которые не первой свежести показывают, в том числе и на канале СТС. Пускай они там даже замечательные когда-то были фильмы, все они уже, в принципе, пересмотрены.
Е. АФАНАСЬЕВА – Придется сейчас все-таки послушать, что скажет Александр Роднянский по поводу фильмов. Александр, вы слышали мнение слушателя?
А. РОДНЯНСКИЙ – Конечно, слышал.
Е. АФАНАСЬЕВА – И что насчет не первой свежести?
А. РОДНЯНСКИЙ – Вы совершенно правы, трудно спорить с подобным мнением.
Е. АФАНАСЬЕВА – Да, вы только, наверное, вернулись из Канн, на прошлой неделе, с кинорынка, наверное, там насчет свежести получше?
А. РОДНЯНСКИЙ – У нас очень много и новых фильмов, вообще телевидение – это же не кинотеатр, это принципиальное, кстати сказать, обстоятельство, которое очень часто по привычке еще с советских времен не учитывается уважаемыми телезрителями. Телевидение очень любит повторное кино. Кинотеатры любят премьерное кино, туда идут смотреть, помимо того, чтобы получить удовольствие от аттракциона, каковым является кинопросмотр, еще идут смотреть абсолютно премьерные фильмы. А по телевидению с огромным успехом идут сериалы и фильмы 20, 30, 40, 50-летней давности. Поэтому это никогда не являлось в случае хорошего качества кинематографа, никогда не являлось минусом. Что же касается нас, у нас очень много будет премьер, и премьер российских, я просто не хочу заниматься рекламой программ СТС, как правильно сказал зритель чуть ранее, очень много. Давайте ограничимся общей фразой, очень много премьерных фильмов, даже на этой неделе и на следующей, и практически каждую неделю что-то премьерное выходит.
Е. АФАНАСЬЕВА – У нас очень неожиданные отклики на выступление Валентины, сразу несколько сообщений, которые хотели бы ей телевизор подарить. Валентина, позвоните пожалуйста к нам в редакцию, сообщите свои координаты. Тут есть несколько желающих с вами связаться.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Во-первых, я хочу поддержать вашего руководителя канала, что, действительно, хорошо повторять старые фильмы. Честно говоря, у меня и дочь молодая, и я, и мы смотрим, в основном, старые фильмы. А по СТС очень довольны, что вы показываете старые мультфильма, желательно, конечно, чтобы было побольше старых мультфильмов, а не мультсериалов. Это пожелание. А так спасибо за канал.
А. РОДНЯНСКИЙ – Спасибо.
Е. АФАНАСЬЕВА – Такое мнение, кстати, несколько и на пейджер сообщений, где пишут, что любят старое кино, но есть и те, кто благодарит за дорогую “Настю”. Нет, там “Маша Березина”, по-моему, и за “Грехи отцов”, Анна пишет, желает успехов.
А. РОДНЯНСКИЙ – Спасибо.
СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР (РОСТОВ-НА-ДОНУ) – У меня вопрос есть Александру.
Е. АФАНАСЬЕВА – Да-да, он слушает, задавайте.
СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР – Вы не боитесь конкуренции, сейчас ведь все практически каналы только развлекательные? Первый, Второй, НТВ.
Е. АФАНАСЬЕВА – Спасибо за вопрос.
А. РОДНЯНСКИЙ – Это хороший вопрос, на самом деле, это по существу. Если раньше СТС был очень, как мы говорим, отстроен, т.е. очень отличался концептуально от того, что являлось программной концепцией каналов, и Первого, и “России”, и НТВ, в частности, то сегодня, в самом деле, в связи с качеством новостей, таким отходом, что ли, от полноценного информационного вещания, все занялись вещанием, это очень общее слово, я, кстати сказать, его сам не очень люблю, но, тем не менее, уж будем использовать, раз так, развлекательным. И поэтому мы обсуждали это неоднократно. И впервые такой большой разговор в рамках СТС у нас состоялся уже полтора года тому назад, когда стало очевидной эта тенденция для нас. И единственный способ борьбы, это, конечно, качество и очень ясная направленность на своего зрителя, т.е. мы будем бороться, естественно, я понимаю вопрос, за очень качественные сериалы, мы будем бороться за открытие новых жанров. Я сегодня говорил, для нас очень важно было открыть жанр, поставить его на ноги совместно с компанией “А-Медиа”, это длинного костюмного телевизионного романа, каковым была “Бедная Настя”, как начался в эфире под названием “Грехи отцов”.
Е. АФАНАСЬЕВА – Кстати, извините, Александр, перебью, а почему “А-Медиа” делает не для вас, а для “Рен ТВ” наш ответ “Сексу в большом городе” по-мужски, “Холостяки”?
А. РОДНЯНСКИЙ – Мы не захотели, если честно, мы же, в общем, работаем очень тесно с “А-Медиа”, я как раз хотел сказать, что у нас два жанра, которые мы вместе производим. Это длинные, очень сложные костюмные сериалы исторические и второе, это комедийные сериалы. А “Холостяки”, во-первых, это мини-сериал для нас, 24 серии, это немного. А, во-вторых, это все-таки, я же говорю, принципиальный момент для канала, который в прайм-тайме все-таки имеет намерение и очень твердую, я бы сказал, решимость показывать фильмы, программы и сериалы, способные заинтересовать и детей, и подростков, не готов взяться за производство и демонстрацию сериала, который рассчитан на поздний пост-прайм-тайм. Т.е. на 22 и позже, мы для этого времени, у нас, если помните, “Секс в большом городе” шел в 11 часов.
Е. АФАНАСЬЕВА – Тут, кстати, есть вопросы, будете ли вы показывать вторым эфиром то, что идет сейчас на НТВ?
А. РОДНЯНСКИЙ – Да, конечно, у нас будет и премьерный, и второй показ новых серий “Секса в большом городе”. Кстати сказать, что любопытно, он у нас шел успешнее, мне так кажется, чем на НТВ. Видно, эта аудитория, она в большей степени заинтересована в такого рода сериалах, она в большей степени смотрит СТС.
Е. АФАНАСЬЕВА – Давайте, наверное, сейчас последний звонок примем.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Скажите, можно сказать свое мнение об СТС?
Е. АФАНАСЬЕВА – Да, пожалуйста, конечно, только, если можно, компактно, у нас эфир заканчивается.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Очень коротко, с точки зрения человеческой культуры, это самая дебильная программа.
Е. АФАНАСЬЕВА – Тогда давайте корректнее, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Все.
Е. АФАНАСЬЕВА – Нет, это не мнение.
А. РОДНЯНСКИЙ – Компактно, с другой стороны.
Е. АФАНАСЬЕВА – Давайте все-таки еще звонок, добрый вечер, вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Мне нравится очень Канделаки, ваша ведущая, несмотря на то, что я уже престарелая, и детские “Умники”.
Е. АФАНАСЬЕВА – “Самый умный ребенок”, да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – И у меня просьба, если, конечно это невозможно, но вдруг, фильм был такой “Рапсодия” американский давнишний, там играет Элизабет Тейлор и Михаил Чехов.
А. РОДНЯНСКИЙ – Помню, да, его, конечно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Я его всю жизнь ищу, наверное, 30 лет, нигде не могу найти.
А. РОДНЯНСКИЙ – Давайте мы поищем.
Е. АФАНАСЬЕВА – Александр поищет, спасибо, Елена. У нас подходит к концу эфир, сейчас, как всегда, в конце у меня анонсы, которые мои коллеги подготовили из программы “Неделя”, выбрав самое интересное следующее, предлагают вам не пропустить. Александр, вы послушаете, если захотите что-то добавить, пожалуйста. Итак, Арина Бородина из “Коммерсанта”, Ирина Петровская из “Известий”, Анна Качкаева, радио “Свобода” и Александр Нахалов, газета “Газета”, все вам люди, прекрасно известные, Александр. Они предлагают вам не пропустить на следующей неделе, во-первых, сериал “Холостяки”, о котором мы только что сказали, он стартует на “Рен ТВ” в 22 часа завтра, это мужская русская разновидность “Секса в большом городе”, Марат Башаров, Дмитрий Певцов, Евгений Стычкин, Олег Фомин. На НТВ завели “Детский утренник”, Тимофей Баженов, “Сказки Баженова” в воскресенье в 8.15, позовите своих детей к эфиру. Не можем не прорекламировать и программу, которую делают совместно с “Эхо Москвы”, это в рамках программы “Сегодня утром” на НТВ с завтрашнего дня начинается программа “Это правильно”. Ее делают Марина Королева, Ольга Северская, а также создатели Хрюна и Степана, студия “Пилот ТВ”. Самих Хрюна и Степана не пускают даже и говорить про русский язык теперь, но будут другие персонажи. Первый канал, поругавшись с Игорем Крутым, ищет свою замену “Песням года”, это будет программа “Новые песни о главном”, 23 октября в 18.40 премьера. Любопытно будет посмотреть фильм Дмитрия Киселева “Самостийная Украина”, канал “Россия”, в пятницу, 22.10. При той позиции активной, которую занимают два государственных российских канала на нынешних украинских выборах, любопытно посмотреть, сможет ли Дмитрий Киселев дать какую-то объективную картину этих выборов. Кстати, как вы считаете, Александр, сможет?
А. РОДНЯНСКИЙ – Не сможет. Он и в Украине, где я работаю, не занимается объективной картиной, но неважно.
Е. АФАНАСЬЕВА – Т.е. это будет все то же про Януковича?
А. РОДНЯНСКИЙ – Наверное.
Е. АФАНАСЬЕВА – К 60-летию Победы “Война священная”, документальный сериал на канале “Культура”, начинается 18 октября в 17.55, это Игорь Беляев, начинается фильм первый, “Брест”. И возобновившаяся программа “Профессия – репортер”, хорошо стартовала, опять-таки, повторно на НТВ, 23 октября в 19.40 программа Александра Зиненко “Другая семья” о нестандартных семьях. Что бы вы добавили к этим анонсам, Александр?
А. РОДНЯНСКИЙ – Вы знаете, этого немало, я уж точно не буду добавлять ничего от СТС, чтобы, опять же, не было рекламы. Мне любопытно, на самом деле, что получится из “Холостяков”, мне любопытно все, что связано с документальным кино. Любопытно все, что предшествует выборам в Украине, совершенно точно, занимает огромное место, я бы так сказал, несопоставимо большее по сравнению с предыдущими годами в российском эфире. И на это бы я обращал внимание, это такая драматургия.
Е. АФАНАСЬЕВА – Ну что же, это была программа “Телехранитель”, вынужденно выходившая в экстренных условиях по телефону, потому что Александр Роднянский не доехал.
А. РОДНЯНСКИЙ – По моей вине.
Е. АФАНАСЬЕВА – Придется вам приехать к нам еще раз, поговорить уже в студии.
А. РОДНЯНСКИЙ – Я готов.
Е. АФАНАСЬЕВА – Да, всего доброго, Александр. Это была Елена Афанасьева, до встречи через неделю, всего доброго.