Купить мерч «Эха»:

Региональное телевидение России: мера свободы - Манана Асламазян - Телехранитель - 2004-08-22

22.08.2004

Е. АФАНАСЬЕВА - Добрый день, в эфире - "Телехранитель", программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть, в студии Елена Афанасьева. Каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые определяют развитие нашего телевидения. Сегодня наша тема - это региональное телевидение России. Давно прошли те времена, когда единое Гостелерадио являлось центром жизни и мышления. Возникло за минувшие 10-15 лет множество региональных компаний, которые в своих городах являются реальными конкурентами Первому и Второму каналу, превосходят даже их по рейтингам. Может быть, не первые, но есть и активно конкурируют. И об этом, и о том, какова сегодня ситуация на региональном телевидении, мы будем говорить с Мананой Асламазян, руководителем некоммерческой организации "Интерньюс", которая в нашей стране активно занимается развитием, помощью телевидению, этими толчками, которые дают импульс развитию регионального телевидения. Я хочу сказать о том, что, конечно, мы говорим о региональном, это не значит, что адресуемся исключительно немосковским слушателям, потому что и в Москве есть местное телевидение. Москва - это не только каналы Первый, Второй, Четвертый (НТВ), 'Культура' и ТВЦ, и ТВ-Столица, и М-1, которые в последнее время активно работают именно как местное телевидение. У нас на связи телефонной будет руководитель медиа-холдинга 'Четвертый канал' Екатеринбурга Игорь Мишин, это негосударственный холдинг, и руководитель студии телевидения 'Дон-ТР' из Ростова-на-Дону Людмила Бородина, это телекомпания, входящая в структуру ВГТРК. Мы сможем задать им вопросы, о том, как живут сегодня государственные и негосударственные местные телевидения. Манана, как кажется вам, какова нынче ситуация для регионального телевидения России? Она развивается, вектор, со знаком плюс, со знаком минус или идет какой-то застой?

М. АСЛАМАЗЯН - Добрый день, во-первых, уважаемые радиослушатели. Лена, точно так же, как ты сказала, что сейчас уже Гостелерадио не существует и т.д., и 15 лет назад возникли негосударственные телекомпании, то точно также нельзя характеризовать одним словом состояние регионального телевидения в России сегодня, потому что региональное телевидение в России - это большое количество таких, как 'Дон-ТР', структур, входящих в структуру ВГТРК, телекомпаний государственных. Это большое количество частных негосударственных телекомпаний, работающих в крупных городах России, где активно развивается экономика. Это и огромное количество маленьких телекомпаний в маленьких городах, которые тоже называются частными, негосударственными, независимыми, муниципальными, как угодно их можно назвать. Так вот, если говорить о крупных компаниях, то ситуация, конечно, очень положительная в экономическом смысле. Потому что у большинства телекомпаний уверенно растут доходы, у них рекламные рынки развиваются в городах, поэтому телекомпания стала больше зарабатывать, она может позволить себе купить лучше технику, больше платить чуть-чуть своим сотрудникам, показывать более интересные программы, изготовлять их. А на маленьких рынках, к сожалению, ситуация как была очень тяжелой, так и остается, потому что если нет экономики в городе.

Е. АФАНАСЬЕВА - Эти рынки зависят от величины города или от величины компании? Т.е. трудно маленьким городам или трудно маленьким компаниям, которые не успели начать вовремя, как, например, 'Четвертый канал' в Екатеринбурге?

М. АСЛАМАЗЯН - В основном, к сожалению, трудно маленьким городам, потому что нет рекламных рынков, нет рекламодателей, нет денег. И конечно, очень низкий уровень менеджмента в этих городах, поэтому телекомпания как бизнес-структура развивается медленно, плохо и т.д. Но у этих маленьких компаний есть современно другой потрясающий плюс, поэтому я, честно говоря, люблю даже больше с ними работать, чем с крупными холдингами в таких городах-миллионниках, потому что дистанция между людьми, работающими, пяти журналистами, работающими на этих маленьких компаниях, и сотней тысяч жителей, живущих в этом городе, значительно короче.

Е. АФАНАСЬЕВА - Это действительно совершенно другая атмосфера.

М. АСЛАМАЗЯН - Интонация другая у этих телекомпаний, атмосфера другая. Их все знают, они ходят по улицам, их узнают, с ними здороваются, им звонят чаще. Я была буквально две недели назад в Борисоглебске, там проходил пятый фестиваль телевизионных программ, называется 'Моя провинция'. Так вот, все работники этой маленькой телекомпании Борисоглебска, которые сидят на чердаке, в каком-то фанерном помещении с двумя магнитофонами, по-прежнему продолжая работать, их знают все в лицо. Праздник, который они устроили для города, этот фестиваль, привлек практически весь город, был на площади, был салют, банкет, все, что угодно. И это абсолютно другая атмосфера на этих телекомпаниях, поэтому с ними интересно. Очень хочется им помочь. Но, конечно, зарабатывать им негде, поэтому их будущее, в общем, для меня очень под большим вопросом.

Е. АФАНАСЬЕВА - Через некоторое время мы включим телефон, и вы сможете присоединиться к нашему разговору. В 17:27 у нас будет 'Рикошет', мы зададим вам вопрос, лично для вас какие телевизионные новости важнее, это общегосударственные, которые дают федеральные каналы, такие, как Первый, Второй, НТВ, или местные новости вашего региона? В 17:27 вы сможете присоединиться к разговору. А пока мы продолжаем разговор с Мананой Асламазян. Манана, некоторое время назад вы регулярно проводили конкурсы 'Новости - время местное', 'Интерньюс' организовывал. Потом стало проходить ТЭФИ-регион, куда, в общем-то, достаточно плавно вошла эта информационная составляющая вашего конкурса.

М. АСЛАМАЗЯН - Влился конкурс, да.

Е. АФАНАСЬЕВА - В этом году несколько уникальная ситуация. Выяснилось, что очень трудно проводить ТЭФИ большое и ТЭФИ региональное подряд, поэтому пройдет ТЭФИ не осенью, как в прошлом году, для регионов, а весной. И как-то получилось, что этот год получился без большого телевизионного смотра для регионов, нет какого-то такого, нет возможности сравнить, сопоставить, увидеть, как развивается региональное телевидение. У вас проходят все равно какие-то семинары, встречи, как вам кажется, что сейчас самое главное для телекомпаний региональных? Их главное бедствие кроме финансового, это?

М. АСЛАМАЗЯН - Потухшие глаза. На самом деле, мы будем проводить в этом году свой конкурс, потому что мне кажется, та болезнь, которой, к сожалению, заражены наши национальные каналы, - единомыслие, отсутствие разнообразных серьезных новостей, отсутствие нормальных жителей, граждан нашей страны на экране и т.д., - к сожалению, охватывает и большие региональные телекомпании. Потому что, казалось бы, они достигли финансового успеха, вроде, все хорошо зарабатывают, все есть там и т.д., но они не стали неотъемлемой частью своего города, своей аудитории, своей локальной части, того пункта, где они живут. Так вот, к сожалению, им стало скучно, мне кажется. С приходом благополучия финансового ушел какой-то азарт, ушло желание потрясать основы вообще жизни и т.д. На самом деле, мы с тобой говорили, Лена, перед началом, я не знаю, можно говорить или нет, пусть Алексей Кириллович простит меня. Алексей Кириллович Симонов, руководитель, президент фонда защиты гласности, написал книгу, он написал книгу о том, как развивалось региональное телевидение за прошедшие 15 лет, и он назвал ее, по-моему, потрясающе - 'Конец праздника непослушания'. Т.е. время, когда молодым ребятам, начинающим телевидение в разных городах России, казалось, что они сейчас строят новую жизнь.

Е. АФАНАСЬЕВА - Но это, наверное, не только для регионального телевидения хорошее определение.

М. АСЛАМАЗЯН - Конечно.

Е. АФАНАСЬЕВА - И для телевидения, а может, для всей, в общем-то, такой когда-то всколыхнувшейся части страны, а сейчас потухшей, погасшей, как вы сказали о погасших глазах в самом начале. У нас страна, по-моему, с несколько погасшими глазами.

М. АСЛАМАЗЯН - Это глобальная проблема, Лена, но об этом можно говорить бесконечно. Оно конечно, проблема точно также коснулась регионального телевидения, как и всех остальных. Поэтому, к сожалению, мало новых проектов, мало надежд на то, что их передачи смогут вообще что-то такое изменить в жизни их города, в жизни их соотечественников, в жизни их компаний там и т.д. Поэтому, честно говоря, мы для себя решили, что ТЭФИ - это замечательный конкурс, он профессиональный конкурс, он определяет лучшие программы за сезон, он определяет лучших исполнителей, продюсеров, журналистов и т.д. И региональный ТЭФИ точно также определяет лучшие программы. Но для нас очень большая проблема - ушедшая с регионального телевидения социальная тематика. Т.е. нам кажется, что есть огромное количество тем, которые, к сожалению, точно так же, как не освещают большие национальные каналы, точно также боятся освещать региональные телекомпании. Это то, что для себя мы так внутренне называем табуировано. Они в целом, конечно, не табуированы, об этом можно говорить, но просто интерес к ним угас. Это и здоровье нации, это национальный вопрос, это вопросы толерантности, это вопросы отношения к чужому вообще, к любому. Поэтому мы для себя решили, что для того, чтобы заменить наш конкурс 'Новости - время местное', который мы проводили несколько лет подряд, мы начнем в этом году новый такой смотр региональных телекомпаний. У конкурса пока еще нет названия. Региональные телевизионщики предлагают несколько таких - 'Время действовать', 'Время Ч', т.е. расшифровывают его как 'Время чрезвычайное', 'Частное', 'Честное', и т.д. Мы еще не придумали точное и окончательное название. Но это будет конкурс табуированных тем, мы попробуем посмотреть, какую же социальную тематику и каким образом, с каким уровнем анализа предлагают сегодня региональные телекомпании своей аудитории. Причем, конечно, каждая компания работает в отдельном городе, в зависимости от уровня квалифицированной подготовки журналистов, в зависимости от уровня их представлений о том, что же такое журналистика, эти компании по-разному удовлетворяют, освещают эти темы. Но мы посмотрим в целом по стране, что получится.

Е. АФАНАСЬЕВА - Здесь вопрос есть от нашей слушательницы из Саратова Аллы Сергеевны - как развивается телевидение в Саратове, спрашивает она и упоминает одну из редакторов местных, которая переехала в Москву, это, в общем, по-моему, общая тема. Потому что, конечно, приток очень хороших местных журналистов в Москву, где их поглощают крупные структуры, особенно такие большие, как ВГТРК, например, это жалуются все региональщики.

М. АСЛАМАЗЯН - Знаете, у меня вчера был очень грустный день, потому что как-то так случилось, что в одном регионе мы решили для себя сравнить, сколько человек прошло через наше обучение и сколько из них осталось в журналистике. Дело в том, что мы 13 лет уже учим региональных журналистов разным аспектам их профессии, журналистов - журналистике, директоров мы учим, как руководить. Через наши тренинги прошло 13 тыс. человек за эти годы. И мы вчера взяли один конкретный регион, из которого на наших семинарах за эти годы побывало 127 человек. Из одного города, конкретного города 127 человек в разное время учились на наших семинарах. Сейчас в журналистике осталось 28, т.е. практически четверть из тех людей, которые когда-то начинали. Текучесть большая. И текучесть по нескольким причинам, мне кажется. Прежде всего, конечно, платили мало, самые активные находили другие возможности зарабатывать, уходили, потому что для них, видимо, журналистика не была миссией, не была призванием и т.д. Вторая текучесть, безусловно...

Е. АФАНАСЬЕВА - Манана, извините, перебью, мы сейчас запустим наше электронное голосование.

М. АСЛАМАЗЯН - Хорошо.

Е. АФАНАСЬЕВА - И продолжим тему, в чем же причина того, что региональные журналисты, яркие и блестящие, уходят из профессии или уезжают в Москву. Итак, сейчас 'Рикошет'.

РИКОШЕТ

Е. АФАНАСЬЕВА - Итак, мы говорим с Мананой Асламазян, руководителем некоммерческой организации 'Интерньюс', о том процессе оттока местных журналистов, не только переезда в Москву ярких лидеров, в общем, это было всегда. И большая часть крупных московских ярких замечательных звезд, они все начинали, большая часть начинали в провинции. А именно об уходе из профессии, о том, что пришли в свое время молодые талантливые ребята. Кто-то воспринял профессию как миссию, кто-то воспринял как способность зарабатывать деньги. И они уходят.

М. АСЛАМАЗЯН - Уходят по-разному, уходят чаще всего в пиар, в отделы взаимоотношений, связей с общественностью какого-то местного начальника или местных органов власти, или местных крупных структур и т.д., потому что они знают, что такое журналистика, хотят зарабатывать больше. И этих людей мне не жалко. Если журналист путает журналистику с пиаром, ради бога, пусть уходит, может быть, они были случайными людьми. Уходят некоторые, действительно, не очень большой процент, но довольно талантливых, энергичных замечательных людей, уходит и уезжает в Москву. И слава богу, если им здесь удается устроиться так, чтобы они могли раскрыться еще больше. Но к сожалению, все, с кем мне приходилось сталкиваться, а это, поверьте, не десяток людей, а сотни людей, которые из провинции приехали, пытались устроиться в Москву, потом приходят к нам и говорят - не можем, атмосфера другая, не хотим здесь, не хотим из Москвы уезжать, но и в СМИ не во всяких им хочется работать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Мы продолжим наш разговор с Мананой Асламазян после новостей.

НОВОСТИ

Е. АФАНАСЬЕВА - Еще раз добрый день, в эфире 'Телехранитель', в студии Елена Афанасьева, со мной Манана Асламазян, руководитель некоммерческой организации 'Интерньюс'. Мы задавали вам вопрос, какие лично для вас новости важнее, общегосударственные или местные. И голоса распределились почти поровну, 49% проголосовало за общегосударственные, 51% за местные. А слушательница Ирина на пейджер написала вопрос, аналогичный вопросу, что важнее в обеде, первое блюдо или второе, ответить невозможно. Всего приняло участие 490 человек. Странное такое несоответствие, в общем, слушателей не так много, как всегда, проголосовало, а вопросов на пейджере множество. Мы обязательно чуть позже на них ответим, а сейчас у нас на связи из Ростова директор студии телевидения 'Дон-ТР' Людмила Бородина. Добрый день, Людмила.

Л. БОРОДИНА - Добрый день, Елена, добрый день, Манана.

М. АСЛАМАЗЯН - Здравствуйте.

Е. АФАНАСЬЕВА - Мы говорим сейчас о том оттоке кадров, который невольно случился в последнее время на местном телевидении, о том, что уходят из профессии молодые люди, многие из тех, кого учила организация 'Интерньюс', которую представляет, возглавляет Манана. У вас есть эта проблема, Люда?

Л. БОРОДИНА - Вы знаете, у нас есть, конечно, проблема утечки и перетечки кадров, но, на самом деле, это не самая большая проблема, которая у нас сейчас существует. Я слушала эфир с самого начала. Сейчас разбередил душу ваш разговор, естественно. И сейчас услышала результаты рейтинга. Вы знаете, наш рейтинг по поводу того, какие новости интересуют людей, конечно, другой, т.е. другие цифры. У нас местными новостями интересуются гораздо больше, чем федеральными. Это и понятно, потому что гораздо интереснее знать, например, что происходит в соседнем дворе, чем там где-то далеко. И в самом начале эфира вы говорили о том, что маленькие компании. У нас немаленькая компания, у нас город-миллионик, и 'Gallop' нас считает, но по сути наши ведущие, наши журналисты, они тоже не ездят на иномарках бронированных, понимаете, они ездят на работу в автобусах. И они слушают людей, разговаривают с ними, т.е., по сути, у нас это общение остается.

Е. АФАНАСЬЕВА - Люда, скажите, пожалуйста, из всех вопросов, которые приходится решать вашей компании, она государственная, но деньги, как я понимаю, вы получаете не только из бюджета, но и сами зарабатываете, что для вас сейчас главное? Это вопрос материальный какой-то, нехватки средств или вопрос нехватки кадров? Или тех погасших глаз, о которых Манана говорила? Может быть, какого-то ужесточения контроля? Что сейчас первично?

Л. БОРОДИНА - Что первично, а что вторично?

М. АСЛАМАЗЯН - Сложный вопрос задала.

Л. БОРОДИНА - Очень сложно, конечно, ответить на этот вопрос. Вы знаете, самая большая беда, которая, я думаю, вне зависимости от того, государственная компания или частная, это контент, контент программ.

Е. АФАНАСЬЕВА - Контент, я скажу слушателям, это содержание эфира, это то, что слушатель видит, собственно, по телевизору.

Л. БОРОДИНА - И здесь мы просто пожинаем плоды, понимаете, телевидение - это отражение того, что происходит в обществе, зеркальное отражение. Если какое-то время, десятилетие, не занимались спортом, то сейчас мы смотрим Олимпиаду и говорим - ну где же наше золото, где наше серебро, да? А спортом-то не занимались, ведь это же выращивать нужно было.

Е. АФАНАСЬЕВА - Но телевидением, в общем-то, занимались в прошедшие 10 лет, как занимались из центра, так и на местах пытались заниматься. Манана хочет что-то сказать.

М. АСЛАМАЗЯН - Лена, занимались ровно тем, что принесло такой результат, мне кажется. Людмила, я не знаю, согласитесь вы или нет, но вы говорите - содержания не хватает, вам не хватает, как мне кажется, не развлекательного содержания, потому что развлекательных программ на центральных каналах огромное количество. Вы партнер ВГТРК, и там у вас 90% времени идут национальные программы, развлекательного и не менее развлекательного характера. Мне кажется, самая большая проблема - это очень резкое за последнее время сокращение острых программ на телевидении, как на центральных каналах, точно также и уходят какие-то публицистические, слово неправильное, может быть, в обозначении телевизионных программ, но публицистические программы, программы социальной направленности, программы прямого эфира. Точно так же, как они исчезают и с центральных каналов, мне кажется, их количество сокращается и на региональном. Поправьте меня, если я не права.

Л. БОРОДИНА - Я на 100%, даже на 150% с вами согласна, с прошлого года, т.е., конечно, канал 'Россия', по сути, в регионе, это большой корпункт, т.е. мы выходим 13 раз в день с новостями. И у нас четкие и жесткие рамки, т.е. мы должны 8-10 минут, большая часть, допустим, большее время - это 20 минут, выходить в информационном стиле. Это информационные программы. Здесь есть свои плюсы, правильно, это современная форма подачи, здесь есть некий драйв. В общем, это то, что зрителям нравится, то, что они смотрят. Я вам уже говорила о том, что рейтинги, например, наших выпусков, конечно, выше, чем федеральных, но есть и свои минусы. Вы помните, что на ТЭФИ говорил тот же Познер, т.е. это причесывание под одну гребенку. В принципе, выходят новости-клоны, ничего интересного нет.

Е. АФАНАСЬЕВА - Да, Людмила, я перебью, мы с Мананой несколько раз участвовали в жюри разных конкурсов, где были местные новости. Как раз когда выходят новости, 'Вести' с приставкой какого-то региона, то сразу видно, что это все примерно одинаковые студии, одинаковое оформление, но очень трудно найти отличие, понять, чем отличаются 'Вести' в одном краю страны от 'Вестей' в другом.

Л. БОРОДИНА - Эти строго установленные рамки, они-то как раз и влияют на тот самый контент, о котором я вам говорю. Но Манана затронула еще очень больную для нас тему, это тема ухода больших форматов, ухода культурных программ, программ социального характера. Да, конечно, это большая беда. Так вот, почему я говорила о спортсменах, я возвращаюсь к этому, потому что понимаете, наша компания была компанией, которая делала документальные фильмы, по 'России' эти фильмы шли на ура.

М. АСЛАМАЗЯН - Да, Расторгуев у вас делал замечательно.

Л. БОРОДИНА - Конечно, и сейчас десятилетие эти фильмы не были востребованы, т.е. вообще эта сфера деятельности нашей не была востребована. И вдруг сейчас, когда появилась возможность делать фильмы, мы пришли к тому, что их некому делать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Потому что потеряли кадры, уже ушли из профессии те, кто делал, документалисты.

Л. БОРОДИНА - Конечно, это селекционная работа, т.е. здесь точно так же, как работать нужно десятилетиями над воспитанием хорошего спортсмена, который сделает золото, здесь нужно тоже вести селекционную работу.

Е. АФАНАСЬЕВА - А кроме документального кино, у вас уходят ребята? Вы их вырастили, подготовили, они вдруг поняли, что журналистика, в общем, это не та профессия, которую они хотели заработать, можно где-то рядышком, в другой профессии?

Л. БОРОДИНА - Вы знаете, с телевидением, в принципе, Лена, вы уж знаете, рождаются всегда.

М. АСЛАМАЗЯН - Расстаться трудно.

Л. БОРОДИНА - Да, это рождаются в душе с этим. Расстается только очень малое количество людей, переходит в какую-то другую сферу деятельности, может быть, становится денежная какая-то часть привлекательной более, но, на самом деле, из телевидения только в телевидение и уходят. Но только на другой уровень переходят. Наверное, так я бы ответила.

М. АСЛАМАЗЯН - По-разному, все-таки из маленьких городов переезжают в большие, из больших в Москву, откуда-то уходят в разные места.

Л. БОРОДИНА - Уровень свой повышают каким-то образом.

М. АСЛАМАЗЯН - В некоторых случаях они, действительно, вынуждены уходить, потому что на маленьких компаниях, у вас тоже не очень хорошо платят, но все-таки платят гораздо лучше, чем в маленьком городе, я не знаю.

Л. БОРОДИНА - Конечно.

М. АСЛАМАЗЯН - Поэтому когда у тебя уже появляются дети, ты пришел, я не знаю, в 20 лет после института такой, многообещающая работа, телевидение и т.д., а год, два, три, каждый день катушка, новости, и зарплата не повышается, конечно, хочется чего-то другого. Поэтому я не могу осуждать всех, кто бросает, особенно на маленьких компаниях, работу. Осуждаю я себя. Вы знаете, я сейчас слушала вас, Люда, и думала. Четыре, пять, шесть лет назад, когда мы делали семинары для руководителей телекомпаний и т.д., я говорила - зачем вы производите столько некачественного продукта, как вам не стыдно, вы должны конкурировать с большими национальными каналами, ваши местные программы очень скучные, плохого качества? Не умеете их делать, лучше делайте только новости хорошо и сокращайте ваши другие программы, культурные, я не знаю, про бабушек и дедушек, краеведческие и т.д.

Е. АФАНАСЬЕВА - В итоге ВГТРК и выстроило абсолютно так свою политику, они сделали большие корпункты, они выстроили грамотно новости, а про бабушек и краеведческие программы, в лучшем случае, ушли на небольшие дециметровые каналы, которые смотрит, конечно, гораздо меньше зрителей, чем вторую кнопку.

М. АСЛАМАЗЯН - К сожалению. Процесс еще и мировой, понятно, что развлекательное телевидение очень в мире во всем там набирает, можно на это бесконечно кивать и говорить о том, что зритель не хочет, или пипл не хавает, по-разному, вы знаете в зависимости от терминологии. Но если хорошо делать, так зритель хочет качества еще.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ольга пишет, например, у нас, что смена кадров на телевидении - это замечательно, потому что региональные программы часто ведут журналисты с 20-летним стажем, их лица и манера подачи информации уже надоели, несмотря на их профессионализм. Вот такое мнение на пейджере.

М. АСЛАМАЗЯН - Где она нашла, это несколько ГТРК, которым больше 20 лет.

Е. АФАНАСЬЕВА - Людмила, вашей компании сколько лет?

Л. БОРОДИНА - Нашей компании 45 лет.

М. АСЛАМАЗЯН - Таких несколько всего было, их всего 40 на всю страну было таких старых, остальным всем значительно меньше.

Е. АФАНАСЬЕВА - Мы приглашаем слушателей присоединяться тоже к разговору, говорить о том, что они думают о региональном телевидении, о местном. Это программа 'Телехранитель', говорим мы с Мананой Асламазян, руководителем некоммерческой организации 'Интерньюс'. И на связи по телефону у нас Людмила Бородина, директор студии телевидения 'Дон-ТР' из Ростова-на-Дону. Пожалуйста, звоните нам. Мы готовы выслушать ваши точки зрения о региональном телевидении. Здесь есть несколько вопросов на пейджер. Например, пишет Игорь - уходят хорошие журналисты, обученные 'Интерньюс', потому что вступают в конфликт с администрацией и властью, уходят не только журналисты, дальше там более подробно об одной ситуации. Людмила, а у вас конфликты какие-то случаются во взаимоотношениях, может быть, с местной властью или это достаточно выстроенная ситуация, раз вы государственное телевидение?

Л. БОРОДИНА - Вы знаете, на самом деле, конечно, совершенно свободных вообще людей даже нет.

Е. АФАНАСЬЕВА - Телевидение, свободное от власти, формулирует Владимир Владимирович Познер, когда говорит о независимости какой-то, раз мы упоминали сегодня главу академии телевидения.

Л. БОРОДИНА - Я не знаю, может быть, он говорил о чем-то идеальном, что хотел бы видеть. Но что есть на самом деле или нет, я в этом сомневаюсь. Что же касается региональных компаний, я беру нашу компанию, от власти она зависит гораздо меньше, чем, скажем, федеральные каналы.

М. АСЛАМАЗЯН - Людмила, дело в том, что, я с вами абсолютно согласна, конкретные ГТРК региональные сейчас значительно меньше, чем это было до того, зависят от местных властей, поскольку председатель ваш назначается из Москвы, поскольку финансируетесь вы из федерального бюджета и т.д. Т.е. та зависимость, которая была еще 10 лет назад, она, безусловно, с приходом Олега Борисовича Добродеева перешла на второй план.

Е. АФАНАСЬЕВА - Т.е. Олег Борисович как крупная фигура на телевизионном рынке, позволил своим телекомпаниям играть в более не зависимую от местной власти игру? Я правильно вас, Манана, поняла?

М. АСЛАМАЗЯН - Безусловно. А негосударственные компании, которые в вашем же регионе, безусловно, сильно зависят от власти. Они зависят от власти во многих вопросах, не только каких-то политических, но и чисто экономических, помещения, свет, вода, я не знаю, место для строительства дома и т.д. И в этом смысле сейчас для меня, если раньше я воспринимала для себя региональную телекомпанию как некую команду людей, то сейчас я абсолютно четко для себя различаю журналистов этой компании и руководителей этой компании. Во-первых, очень много сменилось или вступило, если раньше эти телекомпании региональные негосударственные принадлежали двум-трем, одному энтузиасту, который 10 лет назад это все начинал, то постепенно власть заставляет их каким-то образом, я не знаю, какое слово приличное употребить, отдать часть имущества племянникам, сыновьям, я не знаю, каким-то дальним родственникам представителей этой власти. Потому что, естественно, формально ни один губернатор, ни один мэр не владеет телекомпанией лично. Так вот, как только возникают новые владельцы у телевидения и меняется баланс, взаимоотношения между людьми, которые начинали вместе 10 лет назад журналистами и менеджерами, я просто миллион примеров таких могу назвать, когда они начинают меняться. И бывшие единомышленники становятся теперь уже не врагами, по крайней мере, но начальник пытается как-то выстроить своего журналиста. Если он, журналист, покладистый, то с радостью соглашается и выполняет любые пожелания. Если нет, то уходит.

Е. АФАНАСЬЕВА - Давайте попробуем подключать слушателей, у нас одна телефонная линия занята связью с Ростовом, поэтому трудно к нам дозвониться, но все время мигает телефон. Присоединяйтесь, я пока прочту с пейджера. Василий пишет, что в Питере есть два независимых канала, один из них ТРК-Петербург, принадлежит администрации, весной вообще испортился, прошел реорганизацию, второй '100' не лезет в политику, а лучшие новости в Питере - НТВ-Петербург. Такое мнение. Манане Евгения говорит -огромное спасибо за труд, 5 лет была корреспондентом в регионе, сейчас шеф-редактор на центральном канале, но 'Интерньюс' помог изменить жизнь.

М. АСЛАМАЗЯН - Спасибо.

Е. АФАНАСЬЕВА - Таких мнений очень много. Я уж все зачитывать не буду, распечатаем потом пейджер для Мананы. Отлично знаете, что независимости СМИ нет, наиболее независимым является 'Эхо Москвы', не будем зачитывать опять все комплименты. У нас есть из Кемерова сообщение, что местное телевидение приводит в ужас, т.к. большинство программ выполнено абсолютно непрофессионально. Что касается новостных, они необъективно освещают ситуацию в регионе. Может быть, потому, что они слишком зависят от местной администрации, считает Ольга из Кемерова. Алло, добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ (МОСКВА) - Если, конечно, время не лимитировано, то я бы сказал так, если взять региональные новости, во-первых, то, конечно, по М1 идут слабые новости. Утренний эфир, понятно, с 8 до 11, там идет все нормально по будничным дням. А если взять, конечно, федеральные новости, то сильнее 'России' нет. Для Москвы, 'Региональная Москва' и федеральные новости. У меня такая оценка.

Е. АФАНАСЬЕВА - Спасибо вам за вашу точку зрения. Манана, как вы считаете, в Москве могут быть местные новости или Москва от этого отрешена?

М. АСЛАМАЗЯН - Безусловно, такой огромный город, как Москва, заслуживает не одного, несколько выпусков местных новостей. В Нью-Йорке, например, есть сетевые большие новости, которые делает АВС и т.д., есть 'Нью-Йорк 1', который с утра до вечера делает бесконечные очень интересные новости, связанные с жизнью ньюйоркцев, с их бытом, их проблемами, вопросами и т.д. Это обязательно. Почему в Екатеринбурге должны быть местные новости, а в Москве их не должно быть? Другое дело, я бы тоже, если бы отвечала на этот вопрос, я бы не знала, как ответить, потому что, безусловно, человеку нужно много информации разнообразной, в том числе и федерального характера. Поэтому сказать, что местные новости важнее, чем национальные, а национальные важнее, чем местные, невозможно. А потом, иногда бывают новости, которые вообще всю страну, они, в принципе, локальные, но что такой 'Норд Ост' был? Это же не общенациональная история. Я, может быть, неправильный пример привела.

Е. АФАНАСЬЕВА - У Людмилы в регионе, который Людмила представляет, был скандал с журналисткой и Киркоровым, который стал. Людмила, вы его освещаете больше, чем центральное телевидение, или в таком же объеме?

Л. БОРОДИНА - Я думаю, что объем-то, может быть, и такой же, но просто у нас несколько меняется тематика, т.е. для нас Ароян - это наша жительница, к ней обращаются люди непосредственно. Понимаете, чем региональное телевидение отличается от федерального, у нас оно открытое, т.е. у нас открыт канал общения, интерактив, т.е. люди могут позвонить и задать вопрос лично, не куда-то далеко, а здесь рядом.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вопрос спорный, это новость местная или это новость федеральная? Как бы вы ответили, Людмила и Манана?

Л. БОРОДИНА - Начнем с того, что эта новость была сначала на местном уровне, а потом она уже раскрутилась дальше и дальше, кстати сказать, не без помощи 'Эха Москвы', 'Эха Ростова' то есть, как раз впервые она прошла именно по радио.

М. АСЛАМАЗЯН - То, что касается кумиров, очень часто становится новостью национальной. На этом построено огромное количество программ на телевидении, вы посмотрите, поэтому в этом смысле местная или не местная, конечно, эта новость стала общенациональной только потому, что Филипп Киркоров - фигура общенационально известная. А если бы это касалось какой-нибудь звезды ростовской эстрады, то вряд ли 'Эхо Москвы' или какая-то другая компания.

Е. АФАНАСЬЕВА - Спасибо. Люда, мы вынуждены попрощаться с вами, чтобы могли ответить на вопрос слушатели, потому что трудно держать канал связи. Большое вам спасибо, удачи, успехов, а мы продолжим с Мананой Асламазян, еще у нас есть несколько минут. Мы ждем ваши звонки и готовы на них отвечать. Манана, как вам кажется, когда у вас будет конкурс в ближайшее время, я вернусь к тому, что я как раз участвовала в нескольких проводимых вами конкурсах в качестве члена жюри. И прошлым летом было очень грустное ощущение, в отличие от предыдущих лет, когда все члены жюри, а там были известные телезвезды и руководители телевидения, специалисты, были в каком-то очень удрученном состоянии.

М. АСЛАМАЗЯН - Дело в том, что для чего проводятся конкурсы, не только для того, чтобы выяснить победителя, выдать ему какой-нибудь приз, да. А для того, чтобы, особенно для локальных телекомпаний, которые не видят работы друг друга, если мы все видим центральные каналы, у нас есть возможность разговаривать друг с другом, хороший или плохой ведущий Парфенов, предположим, то жители одного города не видят, естественно, телекомпанию, работающую в другом городе. Поэтому конкурс - это место, где можно сравнить, где можно посмотреть друг на друга, понять как бы уровень, критерий профессии.

Е. АФАНАСЬЕВА - Не только сравнить, увидеть, как этот вектор развития регионального телевидения.

М. АСЛАМАЗЯН - И вектор развития, абсолютно согласна абсолютно.

Е. АФАНАСЬЕВА - Который в стране, как ни странно, несмотря на разность регионов, вдруг сливается в общую сумму.

М. АСЛАМАЗЯН - Так вот, 5-6 лет назад, когда начинали конкурс 'Новости - время местное', мы все, приезжающие на конкурс звезды отечественного информационного вещания, проводили семинары, учили и говорили, мы без конца смотрели вместе программы и пытались эту планку выстроить. И очевидно, очень хорошо ее выстроили, потому что через 4 года, после того, как уже четвертый конкурс, третий конкурс проводился, все программы внешне выглядели очень квалифицированно, профессионально, безусловно.

Е. АФАНАСЬЕВА - Профессионализм очень сильно повысился.

М. АСЛАМАЗЯН - Но куда-то ушла эта непрофессиональная интонация.

Е. АФАНАСЬЕВА - Искренность, да?

М. АСЛАМАЗЯН - Искренность, и все стали делать, как у больших.

Е. АФАНАСЬЕВА - Давайте послушаем, да, что считают наши слушатели. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ ВЛАД (ЕКАТЕРИНБУРГ) - Я в свое время много лет работал в Пермской ГТРК в прямом эфире, ведущим прямого эфира, и учился профессии, в том числе, в центре 'Практика' в Нижнем Новгороде.

М. АСЛАМАЗЯН - Нины Зверевой, да.

СЛУШАТЕЛЬ ВЛАД - Она - очень великолепный человек, до сих пор ей благодарен за то, что она дала мне в профессии. Но вынужден был уйти, потому что прямой эфир ушел из ГТРК, сейчас там одни новости, а я любил интервью в прямом эфире, это настоящая журналистика. Сейчас занимаюсь международными разными делами. Мне кажется, что в том числе и в этом тоже, нет прямого эфира - нет настоящего телевидения.

М. АСЛАМАЗЯН - Скучно или нескучно?

Е. АФАНАСЬЕВА - Что-то у нас со связью, к сожалению, мы вынуждены выключить. Видите, Игорь позвонил как один из примеров того, что как-то уходят из эфира люди. Добрый вечер, вы в эфире, алло.

СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ (КОРОЛЕВ) - Я вас немножко знаю, точнее, я учился в 'Интерньюсе', большое спасибо, я учился и на организации отдела продаж, и на руководителя.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ощущение, что вы учили всю страну, Манана, видите, сколько.

М. АСЛАМАЗЯН - 13 тыс., я же говорю.

Е. АФАНАСЬЕВА - Звонки совершенно не отбираются на 'Эхе' и попадают все время ваши ученики.

СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ - Да, большое спасибо. Но вы знаете, у меня такая ситуация, что мне пришлось уйти из директоров, я 10 лет был руководителем телекомпании местной небольшой, полный тупик.

Е. АФАНАСЬЕВА - Игорь, а что случилось, почему тупик?

СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ - Понимаете, явного такого конфликта какого-то, чтобы что-то было, нет. Но просто тупик, когда мы выросли и поняли, журналисты и редакторы, и уперлись в то, что дальше уже такие отношения внутренние городские, что все. И тут и финансовые, и организационные, понимаете, и этот тупик настолько угнетал, что пришлось просто уйти.

М. АСЛАМАЗЯН - Я попробую объяснить слушателям, потому что я понимаю, почему Игорь говорит о том, что тупик.

Е. АФАНАСЬЕВА - Спасибо вам, Игорь, да.

М. АСЛАМАЗЯН - Маленький город Королев, рекламы нет, деньги будут поступать из муниципалитета. Я сейчас не говорю про королевского мэра, но я предполагаю, что есть какой-нибудь маленький договор.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ситуация типична для всей страны, для небольших городов, да.

М. АСЛАМАЗЯН - Да, абсолютно типична. Договор между телекомпанией и муниципалитетом. Муниципалитет думает, что если он дает 20 тыс. руб. в месяц телекомпании, то она должна выполнять любые ее пожелания. А 20 тыс. руб. в месяц для телекомпании - это ничто, потому что телевидение - вещь очень дорогая. Создаваемый телевизионный продукт стоит дорого, это люди, это техника, это связь, это оплата электричества и т.д. А деваться дальше некуда. Королев, он вещает на свои маленькие 100 тыс., предположим, поэтому, к сожалению моему глубочайшему, я говорю, что, с одной стороны, в этих телекомпаниях работают энтузиасты, интонация там потрясающая, они хотят служить своей аудитории. С другой стороны, с точки зрения экономики, с точки зрения настоящего телевизионного бизнеса это бесперспективные компании. Их кто-то должен финансировать. Если финансирует власть, то она требует выполнения своих требований. Если финансирует какое-то крупное предприятие, то оно будет требовать от того же Игоря, чтобы он с утра до вечера говорил.

Е. АФАНАСЬЕВА - Если в Королеве несколько компаний, разными структурами финансируемых, это хорошо. Вот если все в одной...

М. АСЛАМАЗЯН - Как правило, нет. Как правило, у нас все маленькие города имеют одно градообразующее предприятие, одного крупного директора, который все решает в этом городе.

Е. АФАНАСЬЕВА - Добрый вечер, вы в эфире, алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Я тоже из города Королева.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вот как у нас.

СЛУШАТЕЛЬ - Безработный тележурналист. В общем, знаю, о чем говорит Игорь, есть тут такая компания 'Подлипки'.

М. АСЛАМАЗЯН - Вы были в Борисоглебске?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, я не был.

М. АСЛАМАЗЯН - А, я просто не расслышала.

СЛУШАТЕЛЬ - Я просто хочу предложить проводить конкурс 'Время местное' персонально среди компаний, где аудитория до 100 тыс. населения.

Е. АФАНАСЬЕВА - Есть, конкурсы делятся, новости на новости больших городов и на новости маленьких.

М. АСЛАМАЗЯН - У нас так и было, да.

Е. АФАНАСЬЕВА - Понятно, что новостям Ростова и Екатеринбурга конкурировать новостям Королева или какого-нибудь маленького города невозможно, поэтому и на ТЭФИ делятся номинации.

СЛУШАТЕЛЬ - Я как раз из Свердловской области, я знаю, что маленькие студии испытывают самые большие трудности по технике, по финансам.

Е. АФАНАСЬЕВА - 'Интерньюс' пытается помогать.

М. АСЛАМАЗЯН - Их очень много, они действительно испытывают очень большие трудности. И я даже не знаю, каким образом, человек, который сможет придумать, что сделать, каким образом независимым способом финансировать маленькие региональные телекомпании и маленькие районные газеты, по-моему, заслуживает спецприза ТЭФИ и любых призов и т.д., потому что это действительно проблема. Люди работают, в принципе, выход, конечно, есть. Если бы это были такие общественные, все говорят об общественном телевидении, по большому счету, но если город хочет иметь свое собственное телевидение, если жители хотят каким-то образом каждый день узнавать, где перекроют воду, по какой улице, я не знаю, на какой улице будут ремонтировать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вот видите, вы пришли к тому, что спрашивать сегодня, да, надо было, наверное, задавать вопрос, готовы ли платить вы за свои местные новости.

М. АСЛАМАЗЯН - Может быть, но в развитых странах это решается путем создания таких общественных телекомпаний, community TV, когда телекомпания финансируется.

Е. АФАНАСЬЕВА - Антон, последний самый вопрос с пейджера, спрашивает, обучаете ли вы людей, уже работающих на телевидении?

М. АСЛАМАЗЯН - Только таких.

Е. АФАНАСЬЕВА - Насколько я знаю, обучают. К сожалению, у нас время истекло, мы на множество вопросов и звонков ответить не успеваем. Это была программа 'Телехранитель', вела ее Елена Афанасьева, у нас в гостях была Манана Асламазян, директор некоммерческой организации 'Интерньюс', которая занимается обучением, в первую очередь, региональных телевизионщиков. На связи по телефону была Людмила Бородина, директор студии телевидения из Ростова-на-Дону. Всего доброго, до встречи через неделю.

М. АСЛАМАЗЯН - До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024