Купить мерч «Эха»:

Гаспар Иосиф фон Преннер - портрет императрицы Елизаветы Петровны - Людмила Маркина - Собрание Третьяковки - 2009-04-12

12.04.2009
Гаспар Иосиф фон Преннер - портрет императрицы Елизаветы Петровны - Людмила Маркина - Собрание Третьяковки - 2009-04-12 Скачать

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Добрый день, я приветствую сегодня в нашей студии Людмилу Маркину – заведующую отделом живописи ХУШ – первой половины Х1Х века Третьяковской галереи. У микрофона Татьяна Пелипейко. Добрый день.

Л.МАРКИНА: Добрый день.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: У нас сегодня обсуждается портрет Елизаветы Петровны, портрет работы фон Преннера. И, честно говоря, вот, что называется, не было бы счастья, но помогла выставка, потому что, как я понимаю, это одна из тех работ, которая в основной экспозиции, если появляется, то не часто.

Л.МАРКИНА: Вы абсолютно правы. Сегодня мы говорим о художнике, который практически в экспозиции не бывает у нас, к сожалению, моему большому сожалению. Но действительно, благодаря выставке «Цветы – остатки рая на земле», это замечательное полотно, которое, по сути дела, символизирует всю Елизаветинскую эпоху, полотно кисти Гаспара Преннера появилось у нас на выставке в Инженерном корпусе. И его можно увидеть, тем более что выставка работает, напоминаю, до 10 мая.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А чем объясняется то, что эта работа, как и ряд других, не появляется практически, вот то же самое у нас было, когда мы говорили о портрете Веры Третьяковой, например. Почему они не висят? Мне, в общем, очень любопытно.

Л.МАРКИНА: Совершенно справедливый вопрос. Потому что мало места. Вот просто скажу.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Банально и элементарно.

Л.МАРКИНА: Да, да. Если бы было больше экспозиционных залов, конечно, мы бы картины эти выставили и показывали с удовольствием.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну что ж, так что сейчас работу можно видеть вживе, и её размер, какой примерно?

Л.МАРКИНА: Не примерно, а я вам даже сейчас точно скажу: это 202х157 сантиметров.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот поэтому вот этих двух метров или полутора метров стены, как правило, экспозиционеры основной экспозиции в старом, в основном, здании Третьяковской галереи почему-то для таких работ жалеют.

Те, кто в Москве, уже, может быть, видели её на выставке, или могут это сделать в ближайшее время и в течение ещё примерно месяца. Те, кому далековато или недосуг, могут это сделать на сайте «Эха Москвы», зайдя в разделе передач в передачу «Собрание Третьяковки». Вот, собственно говоря, там уже пребывает сейчас сама эта работа, а также несколько её увеличенных фрагментов. Зачем мы увеличили их, об этом мы, наверное, по ходу дела поговорим ещё.

Ну, теперь одна ещё обязанность, которую мы должны, конечно, исполнить прежде, чем перейдём к подробному разговору. Это объявление о призах нашей сегодняшней викторины.

Ну, во-первых, конечно, предлагается каталог выставки «Цветы».

Л.МАРКИНА: Можно я скажу, что он теперь стал редкостью.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да?

Л.МАРКИНА: Скупили этот весь тираж, даже вот сейчас я знаю, допечатывают. Поэтому тот, кто выиграет, получит эксклюзивный подарок, редкий.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Разумеется, кроме этого, можно выиграть и пригласительные билеты в Третьяковскую галерею. Билеты так называемые «вездеходные», то есть, по ним можно прийти в Третьяковку, прийти вдвоём, они на два лица, в любой день и в любое здание по вашему выбору.

Если вы с этими билетами захотите пойти на выставку «Цветы», то вы идёте в Инженерный корпус.

Далее. Вот очень такая симпатичная вещь, которая тоже сегодня пришла к нам от галереи, прямо завидую, что называется, это пригласительные билеты на концерты музыкального фестиваля, который сейчас проходит. В зале Врубеля идут концерты. И, в частности, 18 апреля, в 16 часов будет концерт барочной музыки. Ансамбль «Клематис» из Бельгии представит произведения Росси, Монтеверди, Ковали, Пёрселла и так далее, и так далее. Это 18-го, в 16 пара билетов кому-то достанется.

Л.МАРКИНА: Можно я вас перебью?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да.

Л.МАРКИНА: Я хочу сказать, как получается всё не случайно. Барокко – ведь мы сегодня говорим о портрете, который действительно символизирует этот замечательный стиль, стиль барокко, Елизаветинское барокко. И она сама, кстати, очень любила музыку, и любила петь, и оперу итальянскую. Так что, у нас получается просто всё понятно, что так не случайно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но, вероятно, и цветы она тоже любила, если судить по этому портрету, к которому мы сейчас вернёмся.

А вот ещё билеты на концерт, это на 19 апреля, тоже будет в следующее воскресенье, в 16 часов, Московский камерный оркестр «Музика вива», и представлять они будут Гайдна, Шуберта, также Артёмова. Вот. Этот ансамбль играет на закрытии фестиваля 19 апреля, в 16 часов.

И, кроме того, тоже, уж, так сказать, архив Третьяковки – каталог выставки Рашида и Инессы Азбухановых, недавно прошедшая выставка в зале в Толмачёвском переулке.

Ну вот, с призами мы разобрались.

Вопрос. Вот мы видим здесь, что Елизавета Петровна изображена художником не нашим – Гаспар Иосиф фон Преннер.

Л.МАРКИНА: Австрийский мастер.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Австриец. Знаем мы и работы Каравакка, Корнема, и ещё ряд её портретов, сделанных художниками

зарубежными. Кстати, кое-кто из них работал в России тогда. Но есть её портреты, сделанные чисто нашими авторами. Вот, пожалуйста, вопрос, собственно, в этом и заключается: кто из русских художников писал портреты Елизаветы Петровны? Императрицы Елизаветы Петровны? Ваши ответы, пожалуйста. И, если ответы правильные, то вы сможете таким образом побороться за все призы, которые мы перечислили. Наш номер sms: код 985,

№ 970-45-45. И ещё раз вопрос: кто из русских художников, не один, я сразу скажу, не один, число не будем называть, не будем подсказывать, но это был не один автор, кто же из русских художников тоже замечен в написании портретов Елизаветы Петровны?

Итак, игра наша началась, а мы возвращаемся к разговору.

Это портрет работы Гаспара Иосифа фон Преннера «Императрица Елизавета Петровна», что называется, вот в венке из цветов. Ну, и сама хороша!

Л.МАРКИНА: Безусловно!

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это, какого времени портрет?

Л.МАРКИНА: Он датирован 1754 годом.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Значит, сколько же нашей героине лет-то тогда? Хотя это, конечно, невежливый вопрос. Но теперь…

Л.МАРКИНА: Ну, почему? Вопрос по существу. В этом году ей исполняется 300 лет. Она родилась в 1709 году. И вы знаете, она москвичка. Родилась в Москве, естественно, в декабре месяце, когда матушка – Екатерина Первая с отцом – Петром Великим прибыли сюда праздновать Полтавскую викторию.

И вот я всегда думаю: почему же они её назвали Елизавета, а не Виктория, допустим?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, не было, наверное, традиции. Виктория, может быть, тогда не была в русских святцах, имя такое.

Л.МАРКИНА: Может быть, наверное, да, да, да. Но

всё-таки, царственное имя, европейское имя. И у нас, если Екатерин было две, то Елизавета – единственная, первая и единственная.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Итак, вот наша Елизавета Петровна в таком венке из роз значит. Ей всё-таки, она здесь уже не девочка, а выглядит замечательно!

Л.МАРКИНА: Да, конечно!

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Польстил автор?

Л.МАРКИНА: Я думаю, что да. Не без этого. Но она действительно была хороша. И, если продолжать о ней разговор. Ну, у Петра Великого и Екатерины было много детей. Но, к сожалению, они все умирали в младенчестве, или, достигнув там пяти-шести лет. Особенно не везло с мальчиками, они два-три года и умирали.

Так вот, выжили две старших дочери – Аннушка и Лизетта.

Елизавета Петровна в отличие от старшей, всегда была, они как бы два контраста: та была высокая, брюнетка. АП эта – маленькая, полненькая, блондинка. Её Пётр ласково называл «Дочка-бочка». И её портретов множество. Мы будем говорить не только о Преннере.

Ну вот, детские портреты Каравакка известны. Причём, вот двух девушек он изобразил – Аннушку и Лизаньку это в Русском музее, когда они тоже с цветами, между прочим. Или даже есть удивительный портрет Лизанька обнажённая. То, что было в русской традиции просто невозможно. А во французской – можно. И даже была такая традиция.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И всё-таки оговоримся: Лизаньке там лет столько, что это ещё допустимо.

Л.МАРКИНА: Она маленькая ещё, конечно, конечно. Хотя мы знаем и в более позднее время художник Гроот в 49-м году пишет её, но в виде Флоры, между прочим. Тоже она лежит. Это в Царском селе есть маленькая картина, которая, конечно, предназначалась для внутренних покоев. Конечно, в таком виде особенно царствующая императрица предстать просто не могла. А вот маленькой девочкой, я думаю, что Пётр, это, конечно, по его приказу делал Каравакк, он сыночка делал.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А кто б посмел иначе-то?

Л.МАРКИНА: Конечно! Вот есть изображение «Петечки-Шишечки», как его звал тоже любовно Пётр, в виде купидона. Так что, это как бы в обнажённом виде, ну облекалось в виде таком аллегорическом, в виде какого-то бога там античного, или богини, и так далее.

Ну, и в данном случае мы видим с вами Елизавету Петровну при царских регалиях: на ней корона, ордена Андрея Первозванного, в руке скипетр, перед ней – Держава. Она в таком платье, соответствующем выходу царскому, в горностаевой мантии. То есть, здесь, конечно, портрет парадный, царский, императорский.

Но особенность его в том, и уникальность, я хочу сказать, ничего подобного в русском искусстве больше нет. Вот этот царский цветник, который окружает образ Елизаветы Петровны.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Настолько, что один из наших слушателей даже прислал нам на сайт вопрос: «А фон Преннер, простите, был мастером портрета или натюрморта цветочного?».

Л.МАРКИНА: Очень хороший вопрос! Замечательный вопрос!

И тогда мы начнём с того, что вообще немножко, наверное, расскажем о художнике.

Художник, который представлен в галерее только двумя работами.

Какова же его биография?

Он родился, точная дата неизвестна, но предполагаем около 1720 года в Вене, а умер в 1766 году в Риме, в великом Вечном городе.

Происходил он из семьи живописца Преннера. И, когда художнику было 22 года, он уехал в Италию из Вены, где работал в Риме, в основном. И там он писал композиции для римских церквей, есть его аллегорические такие изображения. Например, в Музее Пушкина есть картина «Диана, застигнутая Актеоном», 1743 годом она датируется. Ну, такое мифологическое полотно, многоярусное. То есть, созданное вот в традициях барочной живописи.

Ещё известно, что Прееннер был гравером, делал также, иллюстрировал альбом гравюр по заказу римского кардинала в 45-м – 47-м году.

А в 1750 году по рекомендации графа Бьельке Михаил Илларионович Воронцов попросил у австрийского двора, как он пишет: «сильного портретиста для императорского двора в Петербурге».

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Так он, что попросил? Не крепостной же там в Австрии-то?

Л.МАРКИНА: Нет, нет, нет, конечно, ну он попросил рекомендовать. Получилось, что? Скоропостижно скончался придворный живописец Гроот, в 49 году осенью, и, видимо они, так сказать, вот я думаю, почему он обратился, может быть, обращался в несколько стран, может быть, в Вену. Потому что другой брат Гроот учился в Вене, рекомендовал. Не знаю. Но, во всяком случае, вот я нашла очень любопытный документ, когда работала в Архиве внешней политики России, и вот документ от 1 апреля 1751 года: «Повелеваем выписанному из Рима и определённому в службу на три года ко двору нашему живописцу Гаспару Преннеру, по заключению с ним тама кондициях с прибытии его в Санкт-Петербург августа 14 числа 1750 года давать по окладу бывшего при дворе нашего живописца Гроота по 1500 рублей в год». Это большой был оклад, большое жалованье. И вот по сути Преннер занял место Гроота. И, как мы видим три года, но пробыл немножко больше – до 1755 года. А потом вернулся в Рим, где он, собственно, и продолжал работу.

Но я хочу сказать ещё вот что, самое главное.

Вот известно сейчас 13 произведений Преннера в России. Но самый известный Ломоносова портрет.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А где он?

Л.МАРКИНА: Местонахождение оригинала неизвестно. Дошёл до нас этот портрет в многочисленных копиях и повторениях. И вот то, что вы всегда видите во всех энциклопедиях, учебниках, и так далее, вот это Преннеровский портрет. Просто мы этого не знаем, но это надо, конечно, иметь в виду.

Ну, и в галерее всего две работы: вот портрет Елизаветы Петровны и портрет ещё детей графа Воронцова. Потому что, поскольку мы с вами уже, вот я сказала, Воронцов его протежировал, приглашал в Россию, и он создал целую портретную галерею семейства Воронцовых. И, в частности, вот этот детский портрет, который у нас есть, там маленькие дети Воронцовы на коне. А Артемий Воронцов – будущий крёстный отец Пушкина. Но это вот так всё перекликается.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И всё тесно очень увязано.

Людмила Маркина – завотделом живописи ХУШ – первая половина Х1Х века Третьяковской галереи сегодня наша гостья.

Мы скоро прервёмся на НОВОСТИ, и после этого вернёмся вновь к нашему портрету, к его деталям. Вот единственное только, а есть ли, граждане, среди слушающих нас специалисты по ботанике?

Я не случайно, я по просьбе нашей гостьи задаю этот вопрос.

Л.МАРКИНА: Да, да, да.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Почему?

Л.МАРКИНА: Потому что вот, обратите внимание на фрагмент, когда мы смотрим, слева от вас есть очень интересное растение: какой-то початок как будто кукурузы расцвёл. Мы не можем определить. Вот все остальные цветы поддаются определению. А что это за диковинное и фантастическое растение, мы не знаем. Может быть, вдруг найдётся человек, который нам поможет.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Короче, если вы можете, то присылайте, либо в виде sms-ок, либо на сайт, или, может быть, даже потом напишете на сайт в комментарии к расшифровке этой передачи, что это такое, если вы вдруг это знаете. Мы тогда обязательно передадим в Третьяковскую галерею это всё. А сейчас прерываемся на НОВОСТИ.

НОВОСТИ

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мы продолжаем разговор с Людмилой Маркиной – заведующей отделом живописи ХУШ – первой половины Х1Х века в Третьяковской галерее. Портрет Елизаветы Петровны, который сейчас живьём могут видеть зрители, благодаря тому, что в самой галерее, в Инженерном корпусе проходит выставка «Цветы», а портрет Елизаветы Петровны работы Гаспара фон Преннера действительно цветы содержат в большом количестве.

Вообще, весёлая у вас выставка. Насколько я помню, там масса всяких приключений цветочных вокруг.

Л.МАРКИНА: А можно я скажу?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Можно.

Л.МАРКИНА: Что сегодня, в Вербное воскресенье, на выставке сеть цветочных магазинов «Ирис» приготовила сюрприз для посетителей выставки. И я думаю, что те, кто нас слушает, еще успеют, могут прийти, посетить выставку до 7 часов. Там одаривать будут зрителей цветками ириса, на их глазах создаются пасхальные флористические композиции, и там можно, наверное, будет и приобрести эти коллажи, композиции и так далее.

К сожалению, я сама, видите, на эфире, а так бы с удовольствием тоже сходила бы и посмотрела, что там происходит.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, хорошо. Не знаю, хватит ли на всех ирисов, но уж консультации по поводу букетов, наверное, точно все получат.

Мы уже начинаем получать некоторые ботанические комментарии, но в основном насчёт пассифлоры, или страстоцвета, вот первый цветочек.

Л.МАРКИНА: Мы еще о нём поговорим.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мы к нему подойдём, да. А вот самый такой любопытный действительно, как кукурузный початок в синих лепестках он пока остаётся неопознанным. Но не теряйте надежды. Я думаю, что специалистов достаточно среди наших слушателей.

Что касается истории этой картины, подготовила ваша коллега Светлана Усачёва некоторые комментарии. Давайте послушаем это дело, а потом продолжим разговор.

ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ

С.УСАЧЁВА: Потрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Преннера поступил в Третьяковскую галерею в 1923 году. И перед тем, как он попал в наш музей, у него довольно интересная история, история жизни уже как памятника, как произведения.

Дело в том, что первоначально и это очень редкий случай и замечательный, он находился в родовом собрании графов Воронцовых. А поскольку сам Преннер был приглашён одним из представителей этого рода, то это весьма такое важное обстоятельство, картина находилась в имении Воронцовых, знаменитом довольно, имение Андреевское, и славилось и своей картинной галереей, и прекрасной библиотекой, замечательным дворцом, парком и даже театром, который считался вторым по значению после театра Шереметевых.

Вот там, вместе с другими работами Преннера, находилась и эта замечательная картина. Надо сказать, что последней владелицей этого произведения, как и самого имения, была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова.

После революции эта работа попала во Владимирский музей. Вот уже из Владимирского музея, как я сказала, в 1923 году картина попала в Третьяковскую галерею в ноябре, начало 1921 года. Именно эта дата стоит на расписке, которая гласит, что картина выдана в Третьяковскую галерею на устраиваемую здесь выставку. Находится она постоянно в запасе. То есть, в экспозиции ее, к сожалению, зритель видеть не может. Но неоднократно картина выдавалась на выставки. Их было не так много за всю историю жизни картины в музее. Прежде всего, это была знаменитая выставка «У истоков русской живописи» 1925 года, которая проходила в Москве, затем две выставки, сравнительно недавние. Одна – прошла в 1996 году выставка была посвящена немецкой и австрийской живописи из собрания московских музеев. А год спустя картина украшала выставку «Екатерина Великая и Москва». И вот теперь она висит снова в экспозиционных выставочных залах в Инженерном корпусе. И вы можете её увидеть на выставке, посвящённой цветам.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну вот, такие приключения. И действительно, жалко, что эту работу редко можно видеть, и очень хорошо, что её сейчас можно видеть. Давайте вернёмся к цветочкам и к работе.

Л.МАРКИНА: Извините, пока не забыла. Вот интересная вещь: этот экземпляр находился у Воронцова, а ведь в Эрмитаже есть тоже работа Преннера. Тот же самый портрет Елизаветы Петровны, но без цветов. В Эрмитажной Романовской коллекции другой вариант, не такой цветастый, скажем так.

Я не знаю, может быть, почему, по каким причинам именно этот вариант был в частной коллекции. Я не думаю, чтобы он так уж не понравился Елизавете Петровне, не знаю, это загадка.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Может быть, владелец, частный владелец я имею в виду, заказал себе, ну по сути, повторение портрета. Ну, во-первых, оно должно было отличаться, а потом вот, может быть, это действительно, либо его пристрастия эстетические, либо это его отношение к изображаемому персонажу.

Л.МАРКИНА: И вот тут мы с вами так и не ответили на тот замечательный вопрос. Возникает вопрос: а сам ли Преннер писал такого рода цветы, цветник этот царский, или же есть такое предположение, такая гипотеза, поскольку художник был большей частью портретист, или вот он писал алтарные композиции, или мифологические картины. Вот таких цветов мы в его творчестве не знаем. Ничего подобного мы просто не видели. Это, я ещё раз говорю, уникальное явление. Ведь вот, насколько мы знаем, в истории искусства такое изображение в венке из цветов было популярно в католической иконографии, где представлена, как правило, Мадонна, Богоматерь с Христом и которую окружают вот эти цветы, написанные цветы, которые были как бы имитацией реальных, живых цветов, которыми украшали во время богослужения, вот эти молельные образа в религиозные праздники.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Тогда уже начинает возникать вопрос: цветы случайны? То есть, декоративны ли они просто? Или они имеют какое-то смысловое содержание по их выбору?

Л.МАРКИНА: Совершенно верно. И вот, когда, благодаря выставке «Цветы», я тогда и задумалась над той символикой цветов, которая здесь представлена.

И вот вспомним Державина:

«Я озреваю цветник, поставленный узором», здесь. И что же мы видим? – В центре, над самой головой императрицы, - это подсолнух. Подсолнух, который, кстати, этот цветок попал в Россию при Петре Великом только.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, он буквально не вошёл ещё в широкий обиход?

Л.МАРКИНА: Конечно, конечно. И, как редкостный цветок, он в Москве около Кремлёвских стен даже рос, вот этот тот самый подсолнечник, самый рядовой как бы, нам, казалось бы, чуть ли не, так сказать, любых огородов представитель. А это был цветок царский.

И не случайно вот в Нюрнберге, в книге «Символы и эмблематы», вышла эта книга в начале ХУП века, под изображением подсолнуха есть такая цитата: «Усну, когда скроется солнце».

А, вспоминая, опять-таки о ХУШ веке, король Людовик Х1У, король-солнце, да? Так понятно, что в какой-то степени символ королевской такой власти. Следующий цветок, который следует за королём-солнцем, это подсолнечник. Он в центре.

Теперь мы с вами видим, конечно, что тут доминирует царица цветов – роза. Тут и красная – классический символ земной любви и страсти; и розовая роза – это символ элегантной женщины в расцвете красоты.

Белая роза олицетворяет собой небесное совершенство. И жёлтая – это цветок удачи. И в то же время жёлтый цвет – это золото можно сказать. Солнце, золото, - тоже понятная символика цветов.

Ещё один представитель цветка такого царского на полотне – это тюльпан. Причём, посмотрите, что живописец отлично знает самые различные сорта тюльпанов: тут большие и маленькие, с удлинёнными венчиками и выгнутыми лепестками.

Фантастическая окраска: снежно-белые, ярко-красные, пёстрые, в полосочку, и даже есть один такой бархатисто-фиолетовый, вот я говорю: может быть, это тот легендарный чёрный тюльпан …

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Тут уже начинаешь задумываться: вообще наш автор-австриец не привлёк ли какого голландца, потому что…

Л.МАРКИНА: Вот я говорю - это одна из гипотез.

Может быть, кто-то другой писал, знаток флористики, знаток ботаники цветов, который так уж точно выписал это.

Ну, и ещё я хотела обратить ваше внимание, что вот в этой цветочной массе мастер поместил такие цветы, как гвоздика, её называли «Цветок Зевса, рябчик» – Императорская корона называется этот рябчик. Вот, вот он здесь, да, да, да. Немножко тут вот на этом фрагменте мы видим его кусочек.

И, конечно, посифлора, «Кавалерская звезда». Как видим, все эти названия подчёркивают…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Почему «Кавалерская звезда», кстати?

Л.МАРКИНА: Вот сейчас, принадлежность изображённых растений к царскому дому. И вот цветки декоративной посифлоры, которые посмотрите – между околоцветником и тычинками, вот как будто бы такая корона получается, и происходит перекличка с орденской звездой Андрея Первозванного, которую мы видим на груди Елизаветы Петровны.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И они на одном уровне в картине?

Л.МАРКИНА: Конечно, конечно. Это просто зрительно, вот специально как бы зритель невольно переводит взор, и сразу сопоставление идёт, ну, что называется впрямую.

Потом обратите внимание, что тут есть – в этот венок вкраплены цветущие маки небывалой красоты. В данном случае мак не является олицетворением, как бывало часто - сна, символ сна, покоя. А они символизируют, вот цветущий мак – неувядаемую молодость и женское очарование. И вот тут я хотела бы сказать, что Елизавета Петровна, прелестная Элизабет, которая любила смехи и забавы, она была одна из самых весёлых императриц, царствующих на троне.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но даже в комичной «Истории государства Российского» «Весёлая царица была Елизавет, поёт и веселится» и так далее.

Л.МАРКИНА: Совершенно веселонравная, как говорили в ХУШ веке. Она была большая модница, как утверждают историки. Её ведь гардероб насчитывал около трёх тысяч платьев и два сундука чулок даже. Любила наряжаться.

Между прочим, в Третьяковской галерее мы видим работы Грота, где она представлена в маскарадном платье – в домино с маской. Ей очень шли мужские мундиры, мужское платье. Об этом Екатерина вспоминала в своих записках, что она была необыкновенно хороша, потому что её несколько такие полные формы подчёркивал мужской мундир, и поэтому Елизавета обожала делать маскарады, где все женщины должны были переодеваться в мужское платье, а мужчины, наоборот, - в платья на кринолинах. Тоже забавный такой момент.

Она любила охоту. Это тоже известный факт особенно по молодости, конечно, когда со своим племянником Петром Вторым они вместе охотились в окрестностях Москвы.

То есть, я думаю, что вот таких прямых не осталось свидетельств, но я думаю, что цветы она тоже любила, не могла она к ним оставаться равнодушной.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но, кстати говоря, что касается всё-таки этого цветочного венка, а не проводились ли какие-то исследования, уже те рентгеновские или иные, которые могли бы показать просто одна рука там, или нет?

Л.МАРКИНА: Да, да, этот вопрос напрашивается. Но я вам сказала большой размер произведения. Трудно, ведь, чтобы сделать рентген, это специальный нужен аппарат. И вот честно скажу: руки ещё не доходили, чтобы… Ну, я думаю, что после выставки теперь мы сможем провести вот такое специальное исследование.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ой! Пока вы ещё не сказали то, что вы хотите сказать, нам принесли как раз наших победителей, потому что много народу нам отвечало, много разного приводили, но те, кто писал прижизненные портреты Елизаветы Петровны, это Вишняков и это Антропов, собственно говоря.

Л.МАРКИНА: Да, совершенно правильно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: О чём совершенно правильно сказали очень многие, но вот те, кому повезло это сделать чуть раньше, это: (перечисляет имена и первые три цифры номеров телефонов победителей). Вот наши победители.

А мы возвращаемся к Елизавете, к портрету, к цветам и к Гаспару фон Преннеру.

Л.МАРКИНА: Ну, и вот здесь мы с вами логично выходим на иконографию Елизаветы Петровны.

Как я уже говорила, Каравакк был первым художником, который писал Елизавету маленькой девочкой. Но ведь, что интересно? Когда она вступила на престол в 1741 году, то Каравакк был уже придворным живописцем Анны Иоанновны, и она оставила его на этом посту. И более того, Каравакк стал тем художником, которому был поручен важнейший заказ: сделать первое изображение новой императрицы для российских посольств за границей.

Понятно, что фотографий не было, а надо было распространить портрет императрицы. И он стал законодателем вот того официального типа, которому следовали другие художники. И, в частности, тот же и Вишняков, и отчасти Антропов.

Между прочим, почти нет профильных портретов императрицы. Почему?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А вообще, есть ли они так уж часто в это время профильные портреты? Медальные портреты.

Л.МАРКИНА: В гравюре есть Чемисова. А в принципе, потому что у неё был некрасивый профиль. Не было такого носа с горбинкой, и она прекрасно понимала, что невыигрышна, в отличие, скажем, потом от Екатерины с её римским прямо профилем.

Елизавета Петровна не любила профильных портретов, их нет. Так вот, Каравакк был…

Между прочим, если уж отвлечься, скажу. Я тоже работала в архиве внешней политики России, и нашла вот этот документ, который рассказывал о заказе Каравакка очень любопытно, как присылали наши послы, получив эти портреты.

Характеристика каждого дипломата очень интересна.

Один сухо там писал: «Вот получил портрет императрицы. Докладываю».

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Получил – расписался?

Л.МАРКИНА: Да. Другой писал: «Я этот портрет поставил в лучшей зале, я его окружил драпировками. Портрет нашей матушки-императрицы смотрится прекрасно!» И так далее, и так далее.

И, между прочим, вот эти 14, как известно сейчас, портретов, кстати, написал не только Каравакк, но и его ученики, как выясняется, конечно, он один не мог.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Размножали просто.

Л.МАРКИНА: Да, размножали эти портреты. Вот они теперь – источник тех изображений, которые встречаются у нас. Есть какие-то в музеях, но вот на том антикварном рынке, который сейчас вот наполнен такими работами.

В частности, на Сотбис был прошлым летом. Я как раз считала, что вот из этой серии портретов.

Затем, конечно, важный ещё портрет, вот я говорила о художнике Гроте, который писал её не только с маской, не только обнажённой в виде флоры, но и знаменитый портрет Елизаветы Петровны с арапчонком (1743 года), где она представлена в виде полковницы Преображенского полка. Всегда, со времён Петра Первого покровитель был, патрон преображенцев полковник не генерал. И в окружении опять же, рядом, вернее, с арапчонком.

Но ещё замечательнее изображение уже в пятидесятые годы, конечно, Пьетро Ротари, приехавший в Россию, пишет.

Вот, кстати, Преннер, я вернусь к этому, Преннер создал свой тип иконографический Елизаветы Петровны, непохожий ни на какие другие. И почти его не повторяли. Ну, есть там копии в Ярославском музее, один русский художник делал. Но он не был так широко принят и использован, как, скажем, тип Ротари.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А, кстати говоря, в то время при ней сохранялась ли традиция на дипломатических нотах, ну таких вот официальных, красиво оформленных делать портрет. Вот, например, сейчас можно было видеть в федеральных архивах в зале на выставке рядом две грамоты Петра молодого и молодого Карла шведского.

Л.МАРКИНА: Да, да, я обратила на них внимание.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Так там везде наверху, в виньетках, в верхней части листа, и там, в овальчике, портрет – мальчик тёмненький, мальчик светленький. Конечно, замечательно, но это источник, действительно источник информационный. А вот при ней это было ещё?

Л.МАРКИНА: Вот вы знаете, это видимо были, конечно. Но я думаю, что мы это увидим, если это есть, мы достанем это. Нам помогут наши коллеги из архива.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Древних актов, конечно, потрясите их.

Л.МАРКИНА: Конечно, конечно! Светлана Романовна Долгова, безусловно, нам поможет.

К чему я говорю? Мы сейчас планируем замечательную выставку: Елизавета Петровна и Москва.

Вот к 300-летию, правда не получится открыть, как положено, в декабре 2009 года, потому что мы будем праздновать Полтаву, начиная уже вот с июня, в Москве будет, но сначала в Эрмитаже в Питере, в мае, потом в июне откроется в ГИМе, потом в Кремле будет выставка, посвящённая Полтаве.

И мы свою выставку на 10-й год немножко сдвигаем. Там же, в Инженерном корпусе мы откроем эту выставку, посвящённую Елизавете Петровне, которая будет ну как бы завершать собой трилогию: в 97 году была «Екатерина Великая – Москва»; в 98-м году – «Пётр Великий – Москва», и вот москвичка Елизавета Петровна…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Уж совсем москвичка законная.

Л.МАРКИНА: Конечно, ну, как и Пётр родился в Москве.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, в отличие от Екатерины.

Л.МАРКИНА: Безусловно. И мы хотим сделать выставку, конечно, на основе всех наших московских музеев. Мы используем все наши такие связи добрые, которые установились со времён вот этой выставки, предыдущих выставок и так далее.

Вот я анонсирую как бы эту выставку. Я надеюсь, что ваша программа ещё доживёт до неё.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, спасибо, конечно! (смеётся).

Л.МАРКИНА: И мы тогда, может быть, посвятим ещё

Какому-то портрету Елизаветы Петровны и расскажем о ней, может быть, подробнее.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но будут версии, но будут версии по цветку, но вот так вот пишет Андрей: «Очень похоже, что это королевская лилия». Надо сначала выяснить, что за королевская лилия такая?

Л.МАРКИНА: Не знаю.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это же не символ здесь, здесь реальный какой-то цветок изображён. Будем искать.

Значит, это ещё раз: на большом портрете, это почти рядышком с концом скипетра вот такой вот с синими лепестками, и со странным таким то ли пестиком, то ли чем-то таким в виде початка по центру цветок. Вот тот самый цветок, который разыскивает Третьяковская галерея.

Ещё нам Екатерина из Москвы пишет: «Примите в вашу передачу мои строки». Значит, это вам, отделу живописи ХУШ - первой половины Х1Х века:

Ковёр цветов, прекрасный сон,

Как в час назначенный проснувшийся бутон,

Притягивает и манит…

И вот, по-моему, дальше оборвалось. Но красиво.

Л.МАРКИНА: Как жалко! Здорово!

Между прочим, стихов, посвящённых цветам, множество.

И вот у меня в каталоге «Цветы», моя глава. Я взяла строки Вяземского:

«Поклонники прелестной Флоры».

Вот эти «Поклонники прелестной Флоры» - те художники, которые любят цветы, умеют их блистательно изображать, мы видим их на выставке «Цветы» в Инженерном корпусе, куда я ещё раз вас приглашаю.

Приходите! Не ждите майских праздников. Все поедут на дачу, и будут видеть цветы воочию, а вот, пока ещё есть время, приходите, вы увидите много-много интересного!

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это примерно до середины мая?

Л.МАРКИНА: До 10 мая.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: До 10 мая, и вот интересно, надеюсь, нам попозже сообщат всё же, как может быть, будут дополнительные дни в праздники майские для посещения.

Л.МАРКИНА: Да, конечно, конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Будем ждать. Я бы хотела напомнить ещё раз о музыкальном фестивале, который идёт в Третьяковке. И концерты будут в следующую субботу и в следующее воскресенье. Барочный ансамбль из Бельгии в субботу будет играть, 18 числа, и наш ансамбль «Музика вива» будет играть соответственно в воскресенье 19 апреля в главном здании Третьяковской галереи. Так что, подробности выясняйте там.

Я ещё раз благодарю Людмилу Маркину за разговор о Елизавете Петровне и цветочной теме в искусстве, в данном случае, в портрете Елизаветы Петровны работы Гаспара Иосифа фон Преннера. Наверняка, у вас там ещё много было имён, но…

Л.МАРКИНА: Я тоже благодарю вас за внимание. Я жду, очень жду. Может быть, мы действительно с вами вместе загадку этого цветка раскроем.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ещё раз, значит, пишите нам на сайт, или пишите в Третьяковскую галерею, если у вас есть версии ботанические по поводу этого таинственного синего цветка на портрете Елизаветы Петровны.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024