Купить мерч «Эха»:

Работа скульптора Исидора Фрих-Хара "Похороны товарища" 1926 г. - Елена Бушуева - Собрание Третьяковки - 2008-10-05

05.10.2008
Работа скульптора Исидора Фрих-Хара "Похороны товарища" 1926 г. - Елена Бушуева - Собрание Третьяковки - 2008-10-05 Скачать

К.ЛАРИНА: Начинаем программу «Собрание Третьяковки». Здесь Ксения Ларина, здесь Ксения Басилашвили. Ксюша, приветствую тебя.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Приветствую тебя.

К.ЛАРИНА: Сегодня мы говорим о скульптуре. У нас так вот параллельные проекты идут, да?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, о скульптуре, и притом об авторе, который я знаю, безумно популярен сейчас среди коллекционеров. Его вновь собирают. И, видимо, скоро поднимутся цены. Он появится на аукционах. Но при этом имя его остается практически неизвестным, хотя многие наверняка знакомы с его произведениями, что-то, наверное, стояло на полках, если не разбилось.

К.ЛАРИНА: Итак, «Похороны товарища», - так называется скульптура, которая сегодня стала поводом для разговора о творчестве Исидора Фрих-Хара. Так? Правильно я всё сказала?

Е.БУШУЕВА: Да. Всё совершенно верно.

К.ЛАРИНА: Лена Бушуева

Е.БУШУЕВА: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Да, добрый день. Елена Бушуева, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, наш сегодняшний гид.

Ну, действительно имя мало, что говорит слушателю среднему статистическому. Не гурману, не поклоннику творчества этого скульптора.

Давайте немножечко сразу какую-то визитную карточку, если представить его работу.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Во-первых, давайте сразу фамилию чётко, потому что не сразу и понятно.

Исидор – это имя.

Е.БУШУЕВА: Да. Григорьевич, и фамилия через тире, через дефис: Фрих-Хара. Или, как ласково называли Фрихарчик.

К.ЛАРИНА: Уже понятно, уже более или менее.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Уже понятно, что за человек да, сразу?

Е.БУШУЕВА: Причем, Фрих-Хара он был человеком, я так понимаю, очень колоритным. И для того, чтобы сразу представить себе его, люди, близко знавшие, сравнивали. Причем не только внешне он был похож на Пабло Пикассо, но вот и по темпераменту, по такой жизненной его вот какой-то витальной энергии и, как многие знавшие его скульпторы говорили, что он и в жизни был художником. Так же, как говорили о Пикассо.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Поведение какое-то было такое эксцентричное?

Е.БУШУЕВА: Нет, не столько эксцентричное, сколько, что вот весь процесс его быта был для него уже непрерывно, неразрывно слит с самим творчеством.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что это значит? Какой-то пример приведите.

Е.БУШУЕВА: А вот кто-то из тех, кто наблюдал за жизнью в его доме, говорили, что он ходил, наблюдал за, там скажем, какими-то цветами в саду. То есть, он подходил, рисовал, он продолжал как-то, двигаясь по дому, задевать какие-то предметы. Что он пребывал в процессе творчества. Вот это свойственно было Фрих-Хару. Вот он был человеком, который как бы не разделял быт и творчество.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но вы ещё сказали, что он был похож и на Пиросмани.

Е.БУШУЕВА: Да. И на Пиросмани.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А в этом смысле что?

Е.БУШУЕВА: Вторая такая вот ипостась.

К.БАСИЛАШВИЛИ: О Пиросмани мы знаем, что это такой бродячий художник, по сути. Абсолютно нищий, рисовавший на клеёнках.

Е.БУШУЕВА: Ну вот, как говорили, что для Пиросмани чёрная клеёнка то же, что для Фрих-Хара белый фарфор. Такое вот сравнение.

И действительно, есть даже, может быть, в какой-то биографии общее то, что и тот, и другой не получили профессионального образования. Фрих-Хара был самоучкой. У них были грузинские корни. Фрих-Хара родился в Кутаиси. И вот, как в последствии даже говорили, что может быть то, что он потом так любил фонтаны эти, это было такое из детства. Из детских лет пришедшее - вот это журчание воды на Кутаисских улицах.

Вот действительно в такой поздний уже по времени приход в искусство. Он начинает лепить, ему 21 год. Он родился в 1893 году. И в 20 лет вот он впервые начинает лепить, а в 21 год попадает в армию – 14-й год.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Здесь интересно, если ещё остановиться на биографии на самой ранней, интересны корни. Потому что появился он в семье человека, который занимался вином, виноделием.

Е.БУШУЕВА: Да. И предполагалось, что может быть он продолжит дело отца.

Во всяком случае, я просто вот хочу, чтобы мы действительно представили себе человека, который вот такой самородок. Вот. Он не сделан, то есть, это не продукт эпохи. Он делает себя сам. И даже он не просто делает себя, он уже рождается, и дальше вот живет в какой-то естественной среде. Он всё время, он всегда был очень естественным, он всегда был в своих проявлениях даже, может быть, неожиданным в чём-то. И ну мог и сказать что-то такое, что от него не ждали. Вот на одном совещании его даже такой человек, который был представлен художнику, сказал, что вы здесь можете выступать, но только лучше не надо.

Вот Фрих-Хара была личность такая природная. И в своём творчестве он тоже был исключительно честным всегда. Он даже сам писал, что принято было делать портреты вождей, то есть, так, живя в сталинскую эпоху, он не делал таких портретов.

Он делал заказные вещи, потому что, конечно же, художник, и тем более скульптор всегда работает на заказ, без этого просто не проживешь. Но его заказные вещи вот как-то они были искренними, они были честными.

Поэтому вот мы с вами даже поговорим о разных работах. Ну, я думаю, что вот сейчас мы еще скажем и о той работе, которая у нас заявлена как основная. Вот здесь я думаю, будет любопытно узнать и о таком биографическом факте: он оказался в Красной Армии. Ну, естественно, это 17-й год. Он попадает в Чапаевскую дивизию. И вообще он так вот честно сражается за новую власть, но потом он попадает в плен. И вот некоторое время, находясь в плену, вот он даже должен был быть и расстрелянным. В общем-то, его как-то считали очень важной личностью. Его не расстреливают сразу, а некоторое время держат, полагая, что он знает какую-то важную информацию.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, он сумел создать себе такой ореол, да?

Е.БУШУЕВА: Да. Ну, во всяком случае, он был…

К.ЛАРИНА: Давайте мы все-таки что-нибудь …

К.БАСИЛАШВИЛИ: У нас есть вопрос, у нас есть призы. К сожалению, у нас нет книги, посвящённой Фрих-Хару просто по техническим причинам, потому что её нет новой.

Е.БУШУЕВА: Да. Вы совершенно правы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я так понимаю, что последняя – это семидесятые годы?

Е.БУШУЕВА: Вы знаете, вот последняя книга, которая была издана, я хотела сейчас её просто упомянуть очень кратко, это воспоминания самого Фрих-Хара. Она была издана к последней же выставке в Третьяковской галерее. Она была к столетию Фрих-Хара. То есть, соответственно, это вот, как это скажем? – Конец советской эпохи, 93-й год. И у меня есть очень большая надежда, я надеюсь, что ещё скажу, что, может быть, к 125-летию Фрих-Хара появится выставка.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Каталог. Хорошо. Тогда это издание Фрих-Хара вы можете найти в библиотеках. А на радиостанции «Эхо Москвы» вы можете получить билеты в Третьяковскую галерею, на те выставки, о которых я скажу в конце программы. А там много экспозиций . И на те новые, в том числе, можно по этим билетам пройти, и в Третьяковку на Крымском валу, и в Лаврушинский переулок, и в Инженерный корпус, и в те филиалы музея, которые существуют.

Кроме того, у нас ещё есть приглашения на новые выставки, на вернисажи. Это для тех, кто любит походить, побыть в такой тусовке, посмотреть на живых художников, в атмосфере побыть.

Итак, 9 октября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи состоится выставка Вячеслава Калинина «Палитра Маяковского и футуристов», 2007 год. Вот здесь работа вынесена на обложку. Я, честно говоря, думала, что эта работа как раз начала века, оказывается, создана совсем сейчас.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И еще у нас есть вернисажи. Сейчас открою заветный конвертик. Вот он. Выставка Александра Токарева «Человек-оркестр». Это тоже вернисаж, который состоится 7 октября в 18 часов, в зале, который любим Ксенией Лариной и Ксенией Басилашвили тоже: Малый Толмачёвский переулок, дом 6. Это выставочный зал в Толмачах. Там недавно выставка Любарова проходила. Прекрасный зал, получите большое удовольствие.

И, кроме того, я предлагаю вам билеты, то есть каталоги собрания Третьяковской галереи. Это журнал «Собрание Третьяковской галереи», точнее рассказы о тех выставках, которые были и будут, и каталоги художника Михаила Кулакова, чья выставка проходит в Третьяковской галерее. Ну вот, пожалуй, и всё с подарками. Но всё это не просто так – нужно ответить на вопрос. Внимание! Sms: +7 (985) 970-45-45.

Итак, в собрании Третьяковской галереи есть горельеф, изображающий довольных людей за заставленными различными яствами, фруктами столом. Работа носит сейчас название «Праздник в азербайджанском колхозе». Но первоначальное название – это цитата из Сталина, произнесённая им в речи от

35-го года. Что это за цитата, ну просто ставшая народной, можно сказать и до сих пор. Правда, сегодня мы уже в неё не очень верим. Итак, что это за цитата из Сталина, произнесённая в 35-м году, которая послужила названием для работы скульптора Фрих-Хара?

Е.БУШУЕВА: Ну, пока слушатели задумались, может быть,

кто-то вспомнил эту крылатую фразу, я бы хотела сразу по поводу этого горельефа сказать, может быть, несколько слов, что я очень надеюсь, что когда-нибудь этот горельеф окажется в нашей экспозиции. И вот в связи с этим мне хотелось просто сказать о наших хранителях несколько таких хвалебных слов, потому что, в общем-то, для того чтобы вещь, произведение, скульптура оказалась в залах, она должна быть в соответствующем экспозиционном виде. И вот этот самый «Праздник в азербайджанском колхозе» он состоит не из одного и не десятка даже фрагментов, а там более 20 фрагментов. И вот все они должны быть хорошо почищены, отреставрированы. Там, если есть небольшие повреждения, их нужно так аккуратно,

как-то так деликатно, не доделывая привести в экспозиционный вид. И вот всё это требует очень больших усилий.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А вот та работа, о которой мы сегодня говорим?

Е.БУШУЕВА: Она тоже была долгое время… Вот наши «Похороны товарища» они были разобраны на несколько фрагментов, то есть, это дерево…

К.ЛАРИНА: Не могу найти…

Е.БУШУЕВА: И дерево тоже нельзя делать из одного куска. Поэтому «Похороны товарища» они были, ну, я боюсь сейчас быть неточной, потому что хранитель знает всё это. По-моему, там было 13 или 14 фрагментов. Вот сейчас всё это единый мотив, установленный, вплоть до того, что даже вот постамента, подходящего под эту работу, не было. Она большая, очень крупная: 240 сантиметров всей этой уже собранной скульптуры. И вот для того чтобы она появилась в экспозиции, это были огромные усилия.

То есть, вот моя заведующая Людмила Викторовна, употребляя такую не совсем литературную форму, пробивала реставрацию этой работы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А как она попала в Третьяковскую галерею?

Е.БУШУЕВА: Она была куплена у автора. Это было вскоре после её создания, то есть, это, вы знаете, даже я, давайте я подсмотрю. «Похороны товарища» поступили в 29-м году от ИЗО Наркомпроса, то есть, ИЗО Наркомпрос приобрел у Фрих-Хара, а затем она была передана в Третьяковскую галерею. Все последующие выставки они уже шли из Третьяковской галереи. То есть, эта вещь существует в единственном экземпляре. И вещь действительно ну просто монументальная по своему решению, потому что она такая обобщённая по формам. Даже, может быть, в чём-то так сознательно скупая в выразительных средствах. Там почти нет деталей. Причём, как обычно, ты так идёшь и ещё в последний момент смотришь: ну, а что ж там такое? Сейчас обойдём со всех сторон и что-нибудь обнаружим. Вот неожиданно я задумалась: а почему в руке у одного из персонажей, (там 6 фигур, то есть, 5 мужских, одна женская фигура)…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Над гробом?

Е.БУШУЕВА: Да, у гроба товарища. Гроб покрыт знаменем. То есть, кроме этого знамени никаких деталей нет. Ну, напрашиваются ассоциации с предыдущими похоронами, которые были в истории, ну, в общем-то, это не Фрих-Харовская традиция у кого-то заимствовать. Он такой вот самостоятельный, вот пришедший.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Какой год здесь?

Е.БУШУЕВА: 26-й год. И причём, вглядываешься в лицо женщины и понимаешь, что это скорее такая боевая подруга. То есть, это не рыдающая жена, а вот все с такими товарищи лицами – отомстим за смерть друга. И почему-то в руке у одного из них фонарь.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И притом это лица жителей республик.

Е.БУШУЕВА: Да, я бы сказала такие вот характерно азиатские лица: вот такие скуластые лица, в общем-то, ну явно наших людей вот таких.

К.ЛАРИНА: НОВОСТИ слушаем, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Продолжаем нашу программу. У нас такой человек закрытый. Я вот, пока шли Новости, пыталась чего-то обнаружить в Интернете, чтобы так поглядывать краем глаза, но очень, очень мало информации. Но я тут кое-что нашла. Но я думаю, что Лена Бушуева нам больше расскажет про его творческий путь-то. Как там всё происходило?

Мы уже поняли, что он такой самоучка, что он из такой простой семьи. Он башкир?

Е.БУШУЕВА: Всё-таки скорей большая часть его крови,

по-видимому, грузинская, но такая очень смешанная. То есть, у него, вот в отличие от Пирсомани, который был чистым грузином, как говорили, вот Фрих-Хара он такой как бы вот сложных кровей.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Несколько вопросов есть и про его имя, и про фамилию: Исидор Фрих-Хара.

Е.БУШУЕВА: Исидор?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Этимология какая-то есть?

Е.БУШУЕВА: Фрих-Хара явно фамилия не грузинская. Вот это всегда и наводило на мысль о том, что всё-таки там скорее какие-то азербайджанские вот корни могут быть. И, может быть, ещё более сложные какие-то намешаны. Что-то из более древнего даже какого-то.

К.ЛАРИНА: Ну вот, смотрите: до 15 лет жил в Кутаиси. И, наверное, его прочили в наследники винодельческой компании.

Е.БУШУЕВА: Во всяком случае, он должен был изучать,

по-моему, винодельческое, и какое-то кожевенное дело. Вот он начал так заниматься вот какими-то такими практическими вещами, которые делаются руками. И то, что он впервые как-то столкнулся со скульптурой, это произошло в возрасте 16 лет. Его это очень заинтересовало, но, в общем-то, о профессиональном образовании на тот момент еще не могло идти речи. И вот уже, когда он оказался оторванным от дома, он оказался в армии, он начал делать первые работы и даже выставку небольшую такую своих работ в армии.

К.ЛАРИНА: Это война.

Е.БУШУЕВА: Да, это война, 14-й год.

И уже вот после 17 года он, как такой вот человек, который себя зарекомендовал во всех так отношениях положительно, потому что он даже занимает какое-то там командное положение.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Армейское, да?

Е.БУШУЕВА: Да.

К.ЛАРИНА: Командует отрядом в полсотни бойцов.

Е.БУШУЕВА: Да, совершенно верно.

Он потом будет делать работы, посвящённые этому периоду, этому времени. У него будет работа – там памятник такой небольшой Чапаеву, и очень любопытная работа, причем, мне хочется о ней сказать, она сейчас у нас в экспозиции. И в экспозиции будет ещё недолго, всего, наверное, два месяца, может быть, даже чуть меньше, потому что у нас есть такой, в общем, наша гордость: зал скульптуры, целиком экспонируется только скульптура. Такой 24 зал на Крымском валу. И в этом зале смена экспозиций примерно где-то вот раз в полгода меняется. Вот сейчас там есть такая экспозиция «Труд и оборона» и в качестве обороны есть две работы Фрих-Хара: это «Гармонист Вася», и работа «На Южном фронте перед наступлением. Полевой штаб Красной Армии на манёврах».

К.ЛАРИНА: Значит, он воевал всю гражданскую. Он начал воевать с 14 года, как только его в армию забрали. Вот я смотрю: на Туркестанском фронте воевал, и давайте я прочту.

Е.БУШУЕВА: Он после ранения оказался в Самаре.

К.ЛАРИНА: Участвовал в боях против белочехов, наступавших на Самару. Прорваться не удалось. Под станцией Рипяги был окружен. Как опасного преступника переправили в Уфимскую тюрьму. А оттуда в «поезде смерти» среди других важных заложников повезли в Омск. Удалось бежать. То есть, это

какая-то удивительная такая эпопея. Боже!

Е.БУШУЕВА: Вот удивительная такая идея в свое время по поводу важных заложников.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Как раз еще эпизод один из биографии Исидора Фрих-Хара, мирного скульптора: участвуя в подавлении анархо-максималистского мятежа в Самаре, ворвался в опорный пункт восставших и парализовал их огневые точки.

К.ЛАРИНА: Боже мой!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Принимал участие в сражениях с белочехами. Ну, это ты уже сказала. Но вот это вот: парализовал боевые точки…

К.ЛАРИНА: Здесь я тоже прочитала в одной из справочек про него, что он отличался какой-то храбростью, отвагой, такой безрассудной почти. Да?

Е.БУШУЕВА: Да, да. Сам Фрих-Хара, когда Метлянский, покойный уже, замечательный скульптор. Он сказал, что он хочет слепить скульптурный портрет Фрих-Хара. Он сделал его на коне. И Фрих-Хара, по-моему, это очень понравилось. И, когда он, наконец, увидел уже готовый портрет, он сказал: «Спасибо тебе за то, что ты не сделал меня в красных штанах, потому что все почему-то рассказывают, что я был именно в красных шароварах, а это совсем неправда».

К.ЛАРИНА: Революционные шаровары.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ходят вообще легенды о нём, о том периоде жизни. И тогда, когда этот автор был жив, наверняка тоже было. И вот один из таких примеров.

Однажды его чуть было не расстреляли свои, то есть, красные, потому что он вступился за какую-то женщину, которая везла продукты. Её приняли за спекулянтку, ну и грозил расстрел на месте ей, если бы он не вступился за неё.

Е.БУШУЕВА: В общем, Фрих-Хара – человек такой, как мы поняли, даже почти безрассудный в стремлении к справедливости и к правде. И при этом настолько смелый, что как я уже сказала, когда его изобразили на коне, он не сидящим верхом на коне был, а танцующим лезгинку на спине коня.

К.ЛАРИНА: Он вообще внешне как выглядел?

Е.БУШУЕВА: Небольшого роста, лысоватый. Но потом вот лысый уже к концу жизни. И, ну такой довольно действительно характерной восточной внешности. И очень живой, подвижный. Причем, опять-таки характеризующий его эпизод: когда ему было уже далеко за 70, в зале на Кузнецком мосту во время собрания художников надо было подвинуть рояль на сцене. И попросили мужчин кого-то из зала подняться помочь. Вот никто не поднялся. Первым выскочил Фрих-Хара. Причём тут уже все стали помогать двигать этот рояль. В результате Фрих-Хара потом столкнули в зал. То есть, он упал, повредил ногу. Некоторое время посидел дома. Потом сказал: «Не могу больше сидеть». И опять стал выходить из дома, сбегать. Он был действительно очень такой живой, подвижный человек. И все, кто его знал, вот какие-то такие всегда о нем рассказы, такие неформальные. Они действительно сразу рисуют образ человека, с которым было интересно общаться.

Вот те воспоминания, которые были изданы, о которых я уже упоминала, к его столетию, это воспоминания, записанные его зятем. Потому что он не писал. Вот Мария Петровна Холодная, его супруга, она написала сама очень интересные воспоминания. Она рассказывает там и о знакомстве с Фрих-Хара, и немножко о своей собственной жизни, и о том, что было до Фрих-Хара, потому что она была замужем за Таклиным. Так что тут есть рядом тоже много интересных имён. Потому что именно Таклин как раз и вводит Марию Петровну в мастерскую Сары Дмитриевны Лебедевой. И там как раз она и познакомится с Фрих-Хара.

Ну, к тому моменту уже отношения с Таклиным как-то разладились, потом вот они оказались, уже, будучи женой Фрих-Хара и матерью двоих детей, Мария Петровна оказалась в одном доме с Таклиным. Они жили в доме на Масловке, и рассказывает о том, как она приходила к Таклину, помогала, ухаживала за ним, когда он сильно заболел. Я так понимаю, что здесь не было никакой ревности со стороны Фрих-Хара: они были все дружны. А впоследствии потом она упомянула, что Таклин даже подарил свою любимую бандуру, как бы потом бандуру забрал.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ещё характеристика, забавная характеристика Веры Мухиной после этого героического образа, который выстроился в нашей студии: «Удивительный человек, - говорила о нём Мухина, - светлый, доверчивый с ничем не продуваемой наивностью. Очень добрый, и искусство его доброе».

Действительно, там много всяких голубков, каких-то детишек, кошек, узбеков-продавцов. Вот такого искусства.

К.ЛАРИНА: При этом он такой вот чапаевец – с шашкой наголо.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Человек эпохи, я бы сказала.

К.ЛАРИНА: Можно я прочту победителей?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Остановите спам! Спам остановите! Это прямо, как зомбирование.

К.ЛАРИНА: Да, действительно, когда смотришь экран нашего компьютера, то становится как-то не по себе.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Страшно становится.

К.ЛАРИНА: Потому что здесь вот «Жить стало лучше, жить стало веселее» повторяется сколько раз? Вот так, на вскидку?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не знаю.

К.ЛАРИНА: Тысячи и тысячи. Знаете, как мантра такая. Мантра!

Наши слушатели победили. Это: (перечисляет имена и номера телефонов победителей).

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я напомню, что мы спрашивали: как первоначально называлась работа Фрих-Хара, которая сейчас носит название «Праздник в азербайджанском селе»? А она называлась «Жить стало лучше, жить стало веселее». Фразу эту произнёс Сталин в речи 35-го года, там, по-моему, было первое какое-то заседание, посвящённое стахановцам. Ну, и она пошла в народ глубоко.

Е.БУШУЕВА: Эта работа и существует сейчас под этим названием, просто некоторая коррекция. Это название ну так неожиданно исчезло. Ну, как мы понимаем, что после ХХ1 съезда.

К.ЛАРИНА: После того, когда культ личности развенчали.

Е.БУШУЕВА: Да, совершенно верно.

К.ЛАРИНА: А вот вы говорите: бюстов не лепил этих вождей. Ну, так у него же вон, сколько людей живых, в смысле исторических персонажей: Пугачёв, Разин, Халтурин, Салават Юлаев.

Е.БУШУЕВА: Нет, я сказала, что Сталина не лепил.

К.ЛАРИНА: Да. Вождей не было.

Е.БУШУЕВА: Вот он делал, по-моему, Катаяма, да Японской компартии дети. Нельзя сказать, что он вообще не делал бюстов. Но он не делал таких вот совершенно заказных вещей ради славы, ради денег, ради орденов. То есть, он все-таки делал то…

Вы знаете, из его воспоминаний мне очень понравилась эта фраза. Я даже в какой-то момент, по-моему, её попыталась сама так заложить закладочкой. Там написано, что «Я думаю, самое главное не думать никогда, что могут заплатить.

Кстати, я жаловаться не могу. Платят или не платят мне абсолютно безразлично. Я имею огромное удовольствие: я иногда делаю то, за что не обязательно можно платить».

Ну вот, обратите внимание, на вот эту вот дословную цитату. Здесь не совсем согласования чёткие, потому что, как мы говорили, забыв родной язык, он не совсем правильно говорил по-русски, и поэтому у него действительно в речи такие вот немножко были…

К.БАСИЛАШВИЛИ: С грузинским акцентом.

Е.БУШУЕВА: Да. Ещё такие вот были отрывистые фразы. И он действительно делал то, что ему было интересно. Вот ну не делал он, скажем, портретов Сталина. Но у него были голубки, наверное, голубки, которые могут стоять у кого-нибудь ещё.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Фаянсовые голубки?

Е.БУШУЕВА: Фаянсовые голубки.

К.ЛАРИНА: А ещё сервизы?

Е.БУШУЕВА: Были и сервизы. Но были очень интересные вот такие вот крупные изделия ещё.

К.ЛАРИНА: А Пушкин какой-то странный?

Е.БУШУЕВА: 37-го года Пушкин, по-моему, на диване, да там такой?

К.ЛАРИНА: Да, там такой зеленовато-белый такой там. Фарфор, или что это?

Е.БУШУЕВА: Но это ведь и юбилей такой тогда был странный, потому что юбилей был - 100 лет…Ну, об этом не говорят, но 100 лет, как убит. Который почему-то отмечался почти, как праздник. Вот такое время, так вот.

К.ЛАРИНА: Тогда убийства отмечались пышнее, чем дни рождения.

Е.БУШУЕВА: Дата круглая.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Такой заковыристый – это же Ноздрёв. Помнишь, как рисовали Пушкина? Как Ноздрёва.

И такой полулежащий Пушкин, но надо сказать, что такая немножко чуть-чуть иногда, ну как бы так скажем, «сдвинутая анатомия» - не совсем точная, она как раз придавала, я бы сказала, обаяние вот этим вещам. Потому что как раз вот «Чапаевский гармонист Вася» - это просто такое, ну анатомически неточное изображение фигуры, но исключительно выразительное, подкрашенный цемент. Материал вот этот совсем не эстетический.

К.ЛАРИНА: Ксения готовит цитату.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Мы перешли уже в тридцатые годы, о Конаковском заводе начали говорить. Мне хочется процитировать реакцию кого-то из анонимных критиков, то есть, тогда-то, наверное, его знали, сейчас – уже нет, об образе «Шашлычник» Фрих-Хара. Было выставлено на отчетной четвертой выставке экспозиций его произведений. И вот, что сказал этот автор:

«Идейность этого образа реакционная апологетика мелкого торговца. В крепкой, упитанной с призывно поднятой рукой фигуре узбека, в круглом, гладком лице с миндалевидными глазами отражено тупое, тихое, растительное существование. Узбек сыт и не переутомляется. Реакционная идейность образа дана в плановой объёмности стилизованной фигуры. Линии текут мягко и уютно. Этим образом Фрих-Хара борется не с пролетариатом, а в рядах буржуазии. Этим образом он не организует пролетариат в борьбе с его классовым врагом, а затушёвывается в сущность классовой борьбы». Вообще, как-то вроде и похвалили, и поругали, да? Непонятно.

Что он должен делать? Он мелкий торговец, он рад, он доволен жизнью. Всё прекрасно!

Е.БУШУЕВА: А что он хотел сказать этим? Что шашлычник узбек? Сыт и доволен жизнью?

К.ЛАРИНА: Действительно. Это фарфоровая?

Е.БУШУЕВА: Фарфоровая настольная скульптура.

К.ЛАРИНА: Цветные, раскрашенные.

Е.БУШУЕВА: Великолепно раскрашенные. Причём, не раскрашенные, а вот как-то он ощущал вот этот цвет. То есть, они у него рождались уже в цвете.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А это единичные работы были, или они в серии шли?

Е.БУШУЕВА: Это, конечно, в серии. У него был замечательный негр под пальмой. Вот это ещё одна работа, которая у нас есть.

К.ЛАРИНА: А где он видел негра под пальмой?

Е.БУШУЕВА: Ну, это явно фантазия, вымысел. Причём, там нападает тигр в этот момент на негра, который вот спокойно пребывает под пальмой. Сейчас правда это не светится всё, потому что здесь не подведено электричество, но вообще это торшер.

К.ЛАРИНА: Серьёзно?

Е.БУШУЕВА: Да. Он есть у нас в залах, так что можно прийти посмотреть. То есть, у нас постоянно в экспозиции три работы замечательные наши: «Похороны товарища», которые сейчас у нас экспонируются. И, когда в прошлом году у нас открывалась экспозиция, для них нашли замечательное место – 16-й зал начинается именно с этой работы. Там рядом несколько работ как раз того же 26-го года. Так что все они поддерживают друг друга. Там и работы Дейнеки, и портрет Фаворского работы скульптора Чуйкова, так что работы Штелленберга. В общем, там всё очень как-то уместно.

И вот есть у нас, я бы сказала, что-то ещё две, которые очень хотелось бы, чтобы успели посмотреть, потому что они у нас исчезнут из экспозиции, из 24-го зала, через пару месяцев. Возможно, они уже не скоро появятся.

К.ЛАРИНА: Уедут куда-нибудь?

Е.БУШУЕВА: Они будут опять в запаснике. Потому что «Чапаевского гармониста Васю» явно в экспозиции больше никуда не поставят, и вряд ли у нас где-то окажется «Красная Армия перед наступлением».

К.ЛАРИНА: А мне захотелось спросить, знаете, просто успеть ещё о его окружении ближайшем. Я имею в виду даже больше не семью, а вот кто оказал на него влияние? С кем он дружил из художественной богемы того времени?

Е.БУШУЕВА: Я думаю, те, с кем он вместе работал в Конаково. Для того поколения это такие тоже знаковые фигуры. Это: Лебедева, там была Мухина, там был, вот я сейчас не очень уверена был ли там Чуйков, и там был Фаворский. И причем интересно, что именно Фрих-Хара привлекает их всех в творческую группу, которая разрабатывает для Конаково как раз такие вещи, которые потом отдаёт на поток.

Так что, Фрих-Хара, сам, научившись этому фарфору, он туда. И Мария Петровна Холодная она тоже работает потом на Конаковском заводе.

К.ЛАРИНА: А из тех, кто не художники. Я не знаю, правда, что он с Есениным дружил?

Е.БУШУЕВА: Знаете, не буду. Может быть, потому что я так понимаю, что это был, наверное, какой-то не очень долгий период, судя вот просто по датам.

К.ЛАРИНА: Я вот это прочитала, что дружба его с Есениным она как раз вылилась в итоге в «Пугачёва». Это такой образ был под влиянием стихотворения.

Е.БУШУЕВА: Думаю, что да. Вот я думаю, что это вполне, просто знаете, может быть, я, поскольку я так довольно быстро проскакиваю воспоминания, просто тут меня в связи с моим собственным юбилеем вот на это не хватило.

К.ЛАРИНА: А когда у вас юбилей?

Е.БУШУЕВА: А у меня на этой неделе была очень круглая дата.

ВЕДУЩИЕ: Поздравляем!!! (аплодируют).

Е.БУШУЕВА: Я так, как-то в промежутке, одним глазом посмотрела…

К.ЛАРИНА: На Фрих-Хара.

Е.БУШУЕВА: Я как бы всё время пребывала в Фрих-Хара.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А вот завод в Конаково, на который в 26-м году поступает работать Фрих-Хара, в то время, что он собой представлял? Это дореволюционный, да? С большими традициями завод. Фарфоровый просто?

Е.БУШУЕВА: Ну, в общем-то, это завод, да, с большими традициями, фарфор и фаянс. Поэтому то, что вот привносит Фрих-Хара, это действительно такая вот очень новая струя.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это агитация была? Агитационный фаянс они стали выпускать?

Е.БУШУЕВА: Отчасти агитация. Но обычно он все-таки и вот такие функциональные были задачи – делать для нового потребителя, нового человека такие предметы, которые как-то советский быт должны пропагандировать.

То есть, Фрих-Хара, в общем-то, здесь привносит какие-то новые темы. Там у него была «Швея», вот мы уже называли узбека-шашлычника и грузина-шашлычника. И он делает очень интересно, вот я уже говорила, такие крупные формы, как раз вот этот замечательный «Праздник в азербайджанском селе». Это, кстати для выставки, для ВДНХ. Для Азербайджанского павильона. Там была ещё «Стахановка хлопковых полей», и ещё был «Чабан». В общем, теперь они оказались в разных музеях, потому что «Чабан» в Петербурге, а «Стахановка» в Перми. Так что, может быть, они когда-нибудь соберутся где-нибудь вместе.

К.ЛАРИНА: Собирать керамику и фарфор проще «Культурную революцию в Китае».

Е.БУШУЕВА: Ну вот, очень надеюсь, что у нас сейчас, если появится все-таки, будет дореставрирован, наконец, наш «Праздник», то будет, может быть, и повод собрать их потом.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А какими материалами он пользуется? Я понимаю, что он был такой мульти-инструменталист? Дерево в скульптуре?

Е.БУШУЕВА: Был такой материал ему подвластный лепным, он работал в бронзе. А вот фарфор просто волею судьбы оказался таким тоже вот материалом, которым всегда он имел возможность использовать цвет…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но говорят, что он и на ЛФЗ (неразборчиво) пробовал работать, Ленинградский фарфоровый завод, бывший Императорский, но что-то не вышло.

(Говорят все хором, понять что-либо трудно).

Что? С белогвардейцами столкнулся? Там всё-таки Сомов работал в это время.

Е.БУШУЕВА: Я думаю, что дело даже не в этом. А в том, что в традициях ЛФЗ какие-то более изысканные по самому скульптурному характеру вещи.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Так не по идеологическим причинам?

Е.БУШУЕВА: Нет, я думаю, что это не идеология, а вот именно чисто художественные несовпадения. То есть, здесь больше каких-то всё-таки возможностей вот тот такой наивный, народный стиль использовать, который так характерен для Фрих-Хара, тем более что фаянс всё-таки материал, который, ну так скажем, чуть погрубее, чем фарфор, он просто делает вещи более, может быть, объемными. Хотя вот у него есть ведь и фарфоровые вещи. А фарфоровые все-таки предполагают ведь обилие деталей, каких-то мелких фрагментов. Но у Фрих-Хара у него таких фрагментов, я думаю, всё-таки меньше, чем у многих других скульпторов вот этого времени, потому что у нас есть замечательные вещи. И я думаю, что у нас будет специально вот, когда выставка фарфора должна очень скоро быть, там появятся два великолепных совершенно торшера в виде ёлок. Они уже отреставрированы, они уже так готовы к тому, чтобы….

К.БАСИЛАШВИЛИ: Новогодних, да?

Е.БУШУЕВА: Вы понимаете, такие специфические осветительные вот эти приборы. И там действительно такие почти новогодние вот все украшенные, с украшениями ёлки. Так что один из них точно будет с освещением. Может быть, даже и два будут светящимися, так что, в общем-то, у нас готовятся такие новые сюрпризы. В экспозиции у нас Фрих-Хара будет присутствовать и при смене.

К.ЛАРИНА: Интересно, это мы говорим про штучные вещи. Они на конвейер уходили вот его такие работы?

Е.БУШУЕВА: Ёлки, насколько я понимаю, они были сделаны только вот в единичном экземпляре. Потому что они, если я не ошибаюсь, они были сделаны только по какому-то специальному заказу. По-моему, даже для какого-то иностранного павильона. Вообще, он работал в Брюсселе, он ездил в Италию.

Он даже умудрился потеряться во Флоренции и в полицейском участке, как потом его зять рассказывал, непонятно, на каком языке, сумел объясниться и доехать до дома.

К.ЛАРИНА: Ну вот, «Негр под пальмой»….

Е.БУШУЕВА: «Негр под пальмой» просто великолепный!

К.ЛАРИНА: Да ещё торшер, вообще…

Е.БУШУЕВА: Торшер «Негр под пальмой».

К.ЛАРИНА: Мы должны заканчивать уже, к сожалению.

Что ты там обнаружила, Ксения?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, я к тому, что мы должны уже завершать.

К.ЛАРИНА: Очень жалко, что как-то так. Хочется ещё поподробнее поговорить.

Е.БУШУЕВА: Ну вот, если через 10 лет мы сохранимся, то у нас будет, я надеюсь, выставка. И будет повод.

К.ЛАРИНА: А каталоги действительно есть новые? То, что вы показываете, или же там такая старая, и чёрно-белая вся продукция?

Е.БУШУЕВА: Да, это всё, что было в …

К.ЛАРИНА: То есть, нового каталога нет?

Е.БУШУЕВА: Увы, пока нет.

К.ЛАРИНА: Сделайте!

Е.БУШУЕВА: Ну, я надеюсь, что, в общем-то, у нас будет возможность, и мы обратимся к Фрих-Хару.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое! Лена Бушуева, наша сегодняшняя гостья. И запомните, пожалуйста, если кто не знает, имя скульптора: Исидор Фрих-Хара, про которого мы сегодня узнали очень-очень много.

Е.БУШУЕВА: Спасибо!

К.ЛАРИНА: Ну, а теперь наш анонс традиционный.

«ЭХО МОСКВЫ» РЕКОМЕНДУЕТ:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Кто не хочет сэкономить? Каждый из нас, наверное. Сегодня и 12 октября такую возможность – сохранить лишний рубль Третьяковская галерея предоставит студентам. Они могут бесплатно посетить выставки и постоянные экспозиции Третьяковки. А 19 октября их примеру могут последовать ребята младше 18 лет.

А теперь о том, на что можно рассчитывать.

В филиале Третьяковки, в музее Анны Голубкиной открылась новая выставка, которая собственно и есть реконструкция мастерских самой Голубкиной и Сергея Конёнкова.

В залах много работ из фондов. То есть, публика их видела очень редко, если вообще эти произведения демонстрировались.

Отрадный факт! Особенно радует появление работ Конёнкова, учитывая крайне скудную, устаревшую экспозицию музея его имени на Тверском бульваре, и в принципе несправедливо малое участие скульптур этого автора, состоявшим, между прочим, в переписке с Иосифом Сталиным, в современных экспозициях.

Выставка Конёнкова-Голубкиной – в Большом Лёвшинском переулке, 12 открыта до конца января.

И до 26 октября работает выставка русского пейзажиста, который жил и творил в Италии, ФёдораМатвеева. Это тихие итальянские пейзажи, нагретые солнцем, времени зарождения русской живописи.

Первая персональная выставка Матвеева открыта к 250-летию со дня его рождения в Инженерном корпусе галереи.

В музей изобразительных искусств имени Пушкина поводов пойти два: Берлинская выставка немецких художников-экспрессионистов, объединённых группой «Мост».

Именно их искусство было объявлено фашистами в тридцатые годы дегенеративным. Сочная, молодая живопись.

И еще несколько лет назад вполне доступная для коллекционеров: одну работу можно было приобрести за 150 тысяч долларов, - поведал мне один собиратель.

После серии выставок в крупнейших залах Европы цены на произведения этих мастеров возросли многократно.

И ещё классно организованная экспозиция произведений скульптора Альберта Джакометти. Его высоченный, гиперболически удлинённый в размерах «Человек шагающий» - символ и великой депрессии, и всех тираний ХХ века, и в принципе уязвлённости одинокой личности в необъятной Вселенной.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024