Купить мерч «Эха»:

Художник-шестидесятник Виктор Попков и его картина "Хороший человек была бабка Анисья" - Светлана Капырина - Собрание Третьяковки - 2007-03-25

25.03.2007

К.ЛАРИНА: Добрый день! У микрофона вновь Ксения Ларина. Я вместе с Ксенией Басилашвили, Ксюша, добрый день, здравствуй!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день!

К.ЛАРИНА: С нами сегодня Светлана Капырина, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, здравствуйте, Светлана!

С.КАПЫРИНА: День добрый!

К.ЛАРИНА: И наш сегодняшний герой Виктор Попков, художник, хорошо известный, я думаю, москвичам, уж точно. Во всяком случае, когда Ксюша мне объявила, кто герой сегодняшней программы, у меня не возникло вопросов: я понимала, о ком идет речь.

А вот почему, я понимаю, что нужно об этом сказать - мы без всякого повода решили про него поговорить сегодня?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ты знаешь, как-то мы решили возвращаться к тем именам, которые кажутся незаслуженно подзабытыми, а художники очень достойные.

С.КАПЫРИНА: Да, совершенно верно. Ну и такой повод - все-таки 9 марта было 75 лет со дня рождения Виктора Ефимовича Попкова. Тоже приятный повод вспомнить, поговорить о его творчестве.

К.ЛАРИНА: Практически наш современник, по сути, если бы не трагическая нелепость.

С.КАПЫРИНА: Да, он - шестидесятник, трагически погиб в 42 года. А потом, это как раз то поколение, которое через себя пропустило войну, и всю жизнь говорило именно об этом. И хотелось бы сейчас вернуться к этой теме.

К.ЛАРИНА: Ну вот, смотрите, сколько мы уже накидали вам вперед маячков, дорогие слушатели. Но самое главное - про картину не сказали, которую мы будем сегодня рассматривать. А картина - это повод для того, чтобы поговорить о творчестве и жизни этого художника: "Хороший человек была бабка Анисья".

Я думаю, что может быть, мы ее опишем, вот самым простым способом - мы по радио работаем.

С.КАПЫРИНА: Да. В двух словах.

Эта картина была написана Попковым за год до своей гибели. И здесь изображена сцена кладбища - вокруг могилы группа людей под большим раскидистым дубом. И эта группа людей разбита на еще такие более мелкие группы. Мы слева видим старушек, укутанных в плащи, справа - одинокий, единственный мужчина, вспоминаем, что это деревня, на первом плане мальчик весь в красном, как бы обращенный в анфас к зрителю, и справа как бы под дубом, не имеющая отношения, вроде бы, к этой сцене, группа молодых таких деревенских красавиц-щеголих - они в красных сапожках, в красных платочках; и на втором плане за этой сценой пейзаж. Пейзаж из больших таких холмов. Вверху, слева, летят три сороки.

К.ЛАРИНА: Ну вот подробное описание. Если вспомнили, то хорошо, а если нет, то у вас будет время найти, может быть, в Интернете эту картину, чтобы она перед вашими глазами была.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Можно на колорит еще - на такой золотисто-красный окрик.

К.ЛАРИНА: Даю. Подробности потом. А сейчас у нас "Случай".

К.БАСИЛАШВИЛИ: "Случай в музее", его представит Елена Бехтева.

СЛУЧАЙ В МУЗЕЕ

Е.БЕХТЕВА: Как-то я вела по галерее группу ветеранов, которые, несмотря на очень преклонный возраст, были полны энергии, интереса к жизни.

Дойдя до зала Крамского, вижу, что они устали. Благо, в этом зале стояли банкетки. Я уговорила группу присесть, чтобы пока они отдыхают, развлечь какой-либо забавной историей.

Передо мной висел портрет Третьякова, и в памяти всплыл случай в музее, участником которого был сам Павел Михайлович.

После того, как галерея открылась для широкой публики, служитель с возмущением сообщил Третьякову, что предприимчивые замоскворецкие свахи устраивают в залах музея знакомства.

-Не страшно, - ответил Павел Михайлович, - пусть хотя бы таким образом лежит путь к искусству.

Через несколько дней я вновь вижу в галерее, в том же зале Крамского, может быть, поэтому я и обратила на них внимание, двух самых активных бабулечек из моей недавней ветеранской группы. С поистине актерским мастерством они разыгрывают сцену встречи после долгой разлуки. Сопровождавшие их молодая женщина и мужчина средних лет невольно знакомятся друг с другом. Такую многообразную пользу и в наши дни приносит галерея. А заветы Третьякова почитаются и в ХХ1 веке.

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Пожалуйста, Третьяковка как клуб знакомств, можно еще и так к этому относиться.

К.ЛАРИНА: А что мы дарим людям?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы сегодня предлагаем вам журналы: "Волд-арт музей". На самом деле, это российский журнал, который издается здесь, у нас в России. Сокращенно - журнал "Вам" и посвящен он проекту "Мыслящий реализм", который разворачивает одновременно на страницах журнала "Вам" и в стенах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. И, как говорит куратор этого проекта, и там, и здесь, хотя и

по-разному, работы современных российских художников

соседствуют с образцами живописи национальной реалистической школы Х1Х столетия.

Это проект Екатерины Дёготь. У нас есть и журналы "Вам", и билеты в Третьяковскую галерею.

Пожалуйста, нужно ответить на вопрос. Внимание!

Эта выставка знаменита визитом на нее Никиты Хрущева. Очевидцы говорят, что, только переступив порог в зал, Никита Сергеевич попросил показать "искусство правильное и неправильное", то есть, изначально был настроен весьма конфликтно.

Итак, где и в каком году проходила эта знаменитая визитом Хрущева выставка?

Присылайте, пожалуйста, ваши правильные ответы на наш СМС: +7 985 970-45-45. Ну и все. Мы по телефону сегодня не работаем в этой программе. Поэтому только СМС-ки принимаем.

К.ЛАРИНА: Ну, а мы давайте уже тогда начнем наш рассказ о Викторе Попкове. Еще раз напомним, что в гостях у нас Светлана Капырина, которая про этого художника нам расскажет.

Ну вот, вспоминаю, или листаю даже репродукции, которые сегодня у нас присутствуют в студии, я понимаю, что это художник, которого я уже знала. Я помню себя в это время, когда он писал, я помню эти репродукции, этот стиль живописи, который тогда существовал - конец 60-х - начало 70-х годов. Такое все познаваемое из журнала "Юность", из "Огоньков", из "Работниц", - в хорошем смысле - из "Работниц" и "Крестьянок", там, где печатали репродукции современных художников. Этот стиль вот такой городской. Да?

С.КАПЫРИНА: Понимаете, суровый стиль в начале шестидесятых годов, на самом деле, как-то вышел на арену, что называется искусства, но многие художники работали в этом стиле, в том числе и Виктор Ефимович Попков. И, кроме Попкова, Никонов, Андронов, Осовский, Салахов Таир.

Дело в том, что вскоре, после как бы нашедшие свою пластику, пластику и живописный язык, очень многие художники отошли от этого направления, в том числе и Виктор Ефимович Попков.

Он написал свою картину "Строители Братска" в 61 году. Ее, кстати, вскоре уже приобрела Третьяковская галерея.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Знаменитая работа была.

С.КАПЫРИНА: Да, да. Знаменитая работа, она практически все время висит на экспозиции, ходит по выставкам. Ну, написал еще какие-то буквально два-три полотна, и пошел уже, как говорится, другим путем.

Собственно говоря, как и многие художники-шестидесятники этого направления. Поэтому, к сожалению, их только иногда знают, как самостильцев, но это отражает только одну сторону их творчества.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот эта вот работа - "Хорошим человеком была бабка Анисья", - мы все-таки сейчас вернемся к ней.

Я знаю, что здесь изображена его мама.

С.КАПЫРИНА: Да, совершенно верно.

К.ЛАРИНА: Вот на этой картине, да?

С.КАПЫРИНА: Да, знаете, здесь ведь и сын его изображен, сын Алексей. Вот висящий мальчик на дереве, справа, это сын Алексей, его мама, справа в группе.

Дело в том, что на самом деле, поэтому это конкретная, личностная такая боль и переживание для Виктора Ефимовича.

А с другой стороны, здесь очень много символов,

обобщенностей, ассоциаций, метафор. И поэтому это в принципе картина была реквием.

К.ЛАРИНА: Библейская картина. Сразу возникают ассоциации.

С.КАПЫРИНА: Да. Тема жизни и смерти, которая всегда волновала художников, начиная от эпохи Возрождения и заканчивается через Х1Х век, и заканчивая современностью.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но это конкретные похороны какие-то, это было событие?

С.КАПЫРИНА: Да. Это событие было. Была бабка Анисья из деревни Велигож, это недалеко от Тарусы. И она умерла. Ему прислали в мастерскую телеграмму. И он туда поехал. И по свежим воспоминаниям сделал множество эскизов, зарисовок, набросков.

Эта тема его волновала очень давно, где-то с 69 года. Но вот непосредственно после этого события, ее смерти, он написал в 73 году эту картину, с трудом ее транспортировал на первую осеннюю выставку на Кузнецкий мост. И очень долго думали: куда ее деть? - Картина большая, почти четыре метра. Там такая сцена есть, - повесить прямо над сценой, чтобы напротив зрителей, эффектно было. Но не разрешили, не получилось. Он повесил сбоку, и зато волею судеб в день панихиды на том же Кузнецком мосту, 12 ноября 74 года эта картина висела на этой сцене, но уже это была панихида по художнику.

К.ЛАРИНА: Давайте мы с конца начнем, чтобы напомнить нашим слушателям, как оборвалась его жизнь. Это такая громкая история была.

С.КАПЫРИНА: Да! Дело в том, что это было убийство инкассатором. Художник Попков был вместе с другими художниками, он стал "голосовать", на улице Тверская.

К.ЛАРИНА: Просто вышел, чтобы машину остановить.

С.КАПЫРИНА: Он стал голосовать, чтобы остановить машину, это была еще инкассаторская машина. И какая-то перепалка возникла между водителем и им. Он попытался облокотиться на машину, и водитель выстрелил. И, что самое ужасное, - уехал. Художники, которые были рядом с ним, были в подпитии, они пытались там что-то+ В общем, его все бросили. И, если бы не свидетельница, которая буквально на втором этаже посмотрела эту сцену, она была свидетелем потом на суде.

Его увезли потом в больницу как бандита, нападавшего на инкассаторскую машину, и никто и не знал, что это великий, знаменитый художник Попков. Понадобилось какое-то время.

Но вы знаете, - 74 год, и случилось это в 11 ночи. А уже в 2 часа ночи по "Голосу Америки" передавали, что полковниками КГБ убит известный русский художник Попков. И понадобилось очень много усилий художников того времени, председателя Союза художников Попова и других, чтобы восстановить.

К.ЛАРИНА: Что это была нелепая случайность трагическая.

С.КАПЫРИНА: Но муссировалось очень долго, такие ходили слухи, что убили.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это тоже было не случайно, что вот так отреагировали "Западные голоса", потому что художник, ну как-то не совсем вписывался со своими работами в социальную струю. Правда?

С.КАПЫРИНА: Вы знаете, он был художником очень талантливым. Он окончил Суриковский институт, учился у Кибрика. И буквально, в 61 - написал "Строители Братска", - и уже приобретает Третьяковка, участвовал на выставках; в 69-м, в Париже, в бейнале ему дают Гран-При за три известных его работы: "Двое", "Полдень" и еще третья работа.

Понимаете, как? - Он одно время был обласкан властями, где-то вот несколько лет: были заказы, покупали работы. Но это было недолго. Этот человек был абсолютно искренне правдив. Он всем говорил в лицо правду. И вообще это поколение, "А мы рукой на прошлое враньё", - как пел Булат Шалвович, - "А мы - с надеждой, в будущее свет", - они вообще не умеют врать. А Попков особенно отличался особой искренностью. Ну, правду слышать, это, как известно, не всем лестно.

И, например, он совершенно на такой случай: встать на каком-нибудь заседании членов правления МОСХА и выступить, против Серова, кандидатура которого просто не прошла, благодаря ему. Вы знаете, зал замирал, когда Попков с заднего ряда, "Есть отводы"? - спрашивали. Ну, все голосовали "за", знаете, да? 50 человек в списке, все поднимают руки - "За".

А Попков поднимал руку, и с этой протянутой рукой по красной дорожке мчался, можно сказать, бегом на трибуну и говорил: "У меня есть отвод". Вот он был такой человек.

К.ЛАРИНА: Я смотрю "Строители Братской ГЭС". Такая хорошая картина!

С.КАПЫРИНА: Картина знаменитая: она была на выставке "Москва-Берлин", она была на многих выставках, и вошла в историю искусства.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но удивителен, конечно, был его уход в деревню русскую.

С.КАПЫРИНА: Да. Вы знаете, у него был совершенно такой случай один:

О нем делал фильм режиссер, который как-то специализировался на фильмах о балете. И он пригласил Попкова в Большой театр, пытаясь натолкнуть его на эту тему. А он неделю походил и сказал: "Ты знаешь, не могу - меня на север тянет".

И вот он прикипел душой к северу. Он ездил на Мезень. Вы знаете, вообще-то у каждого художника-шестидесятника особенно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это север в районе?

С.КАПЫРИНА: Архангельская область. Есть какие-то свои любимые места. У Никонова - Алексин, Таруса, у Тутунова, например, Михайловское - Сороть, а Попков вот полюбил Мезень. Он ездил на север и привозил оттуда огромное количество эскизов. И самые свои знаменитые работы циклами писал: "Мезенские вдовы", "Северная песня". Его трогала судьба вот этих старушек. Он даже где-то в воспоминаниях написал: "Я отдал им три года своей жизни". Это такая трагедия ХХ века человечества - старухи одинокие остались. На них, собственно говоря, не только деревня, а вся Россия стояла. А, может быть, знаете, и до сих пор стоит.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, он просто приходил в деревню и снимал угол?

С.КАПЫРИНА: Да, он где-то дома снимал. Его приглашали, уже знали, и очень много писал с натуры самих вот этих старушек. Причем, тоже в воспоминаниях писал, что приходили мужья, недовольные. Он говорил: "Что вы все водку пьете? Вот гордиться надо, какие у вас жены"!

К.БАСЛИЛАШВИЛИ: То есть, были мужья, потому что, как я понимаю, его поражала тема одиночества, то есть, отсутствие мужчин, которых увела война навсегда, и пустые, женские деревни. Вот была его тема, на которую он вышел.

С.КАПЫРИНА: Да, Вы совершенно правы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ксюша, мы сейчас можем дать рубрику "Путь в галерею"?

К.ЛАРИНА: Да. Сейчас я дам рубрик у "Путь в галерею" и потом я тебе кое-что скажу, пока она будет идти: у меня тут есть новости.

ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ

Картина "Хороший человек была бабка Анисья" попала в Третьяковскую галерею в 1975 году для закупки. Но через полгода была выдана на персональную выставку художника, и некоторое время она пропала из поля зрения Третьяковской галереи.

Появилась она в Третьяковской галерее только в 82 году, благодаря усилиям сотрудников Третьяковской галереи.

Дело в том, что на эту картину претендовал также и Русский музей. Они очень хотели иметь ее в своем собрании. И поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы заполучить ее обратно.

Союз художников купил ее у наследников в 79 году, и передал в дар именно Третьяковской галерее.

Но пришлось идти на разные хитрости, чтобы все-таки вернуть ее: были искусствоведческие, реставраторские хитрости. И ездили специально, разговаривали с реставраторами, и сами упаковывали. Ну, как могли, вызволяли.

С 82 года картина находится в Третьяковской галерее. С тех пор она побывала на большой выставке "Этапы большого пути" в 86 году, - эпохальная такая выставка; в Гине она была, выставлялась на выставке "Берлин-Москва" в 2004 году.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

К.ЛАРИНА: Мы продолжаем программу. Я сообщила грустную весть и Ксении, и Светлане, что у нас не работает СМС, поэтому мы решили придумать еще один вопрос, уже тогда по телефону прямого эфира, чтобы хотя бы два победителя у нас были, но уже, видимо, во второй части программы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вопрос мы придумали.

К.ЛАРИНА: Вопрос мы уже придумали, так что у вас будет возможность получить все-таки призы заявленные, но по телефонам. Телефоны можно напомнить: 783-90-25 и 783-90-26.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Чтобы ближе понять Виктора Попкова и ту работу, которую мы сегодня представляем, нужно вернуться к его детству.

К.ЛАРИНА: К истокам. Он москвич, да?

С.КАПЫРИНА: Да, вы знаете, в основном, он жил долгое время со своей матушкой Степанидой Ивановной на станции Челюскинская, это Мытищинский район, где он и похоронен.

Дело в том, что у него отец трагически погиб в 41 году на войне. И причем он погиб, вынося раненого с поля боя. Раненый спасся - выжил, а сам отец погиб.

К.БАСИЛАШВИЛИ: 36 лет было отцу.

С.КАПЫРИНА: Да. Он вернулся и показал их могилы. Это было под Смоленском. Поэтому мать, Степанида Ивановна осталась одна с четырьмя детьми на руках, и воспитывала их одна. Было всего единственное письмо от отца с фронта, который ей говорил, что "замуж не выходи, лучше поднимай наших детей".

К.ЛАРИНА: А можно я процитирую?

"Буду жив, буду писать, убьют - до свидания навсегда. Как сумеешь, так детей и расти. Ежели что, Стеша, помни мой наказ: замуж не выходи - четверо у тебя их. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Выучи детей, если сможешь".

С.КАПЫРИНА: Вот, собственно говоря, совершенно верно. Это была необыкновенная женщина. Вы знаете, настолько была с сыном теплая любовь и такие теплые взаимоотношения. Он часто ее брал к себе в Москву.

К.ЛАРИНА: А сколько там было детей-то?

С.КАПЫРИНА: Четверо.

Вскоре после гибели Витюши, - как она его всю жизнь называла, умер старший сын Николай от туберкулеза, тоже она его похоронила. То есть, у нее доля-то была тяжелая, конечно.

И Виктор рос таким правдивым, причем эмоционально правдивым - всегда за правду, знаете, во всех этих детских спорах всегда боролся за правду.

А когда подрос, стал учиться в Суриковском, закончил институт. У него была мастерская сначала на Фрунзенской набережной, а потом - на Брянской. И он часто мать к себе брал в Москву. Она ему говорила: "Витюш, что ты меня везде таскаешь? - И к Никонову (он дружил с художниками), и к Обрусову, и к Борвенко, и к Фридману - это вот его окружение близкое, - я не пойду".

-Да нет, говорит, мама, они тебя так уважают.

Была глубоко религиозная женщина, настоящая. И часто к ней в деревню он ездил. Поэтому, еще раз говорю, тема старушек, тема одиноких старушек была для него…

К.ЛАРИНА: Я цитирую, у меня перед глазами текст, который я себе распечатала. Я так понимаю, что это воспоминания Юрия Попкова, племянника, тоже художника.

Правда, интересно, что на дипломе он сделал больного Николая Островского. Да?

С.КАПЫРИНА: Да, да, да. Было такое. Такая тема его взволновала, совершенно верно.

Я же говорю, это были люди, художники, вообще поколение удивительное! Удивительных мастеров, которые вот видят человека в центре Вселенной.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И вообще, отношение к делу, конечно, тоже незаурядное. У него в книге, посвященной Попкову Виктору, опубликованы его воспоминания, вот мне бы хотелось тоже процитировать:

"Сейчас пишут в своих дневниках о том, как пришел он к этой теме старух и последствий войны, как он приехал на Мезень, в деревню, и пришел в избу, лег на пол, заснул. Потом вдруг проснулся. "Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей. И моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего.

Боже мой! Ведь во всей избе - только они, обиженные войной с самой молодости. Теперь уже старухи, вдовы. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся молодость проплывала сейчас перед глазами. Остались только воспоминания.

Ничего не оставалось, как тут же, лежа на полу, скомпоновать линейный эскиз будущей картины".

К.ЛАРИНА: Мы сейчас слушаем новости. Потом возвращаемся в программу, видимо, уже примем телефонные звонки и продолжим наш рассказ.

К.ЛАРИНА: Продолжаем нашу программу, посвященную творчеству Виктора Попкова. У нас сегодня в гостях Светлана Капырина, старший научный сотрудник Третьяковской галереи.

Напомним также, что у нас изменились правила игры, поскольку СМС у нас не работает, давайте по телефонам прямого эфира: 783-90-25, или 783-90-26 ответим на вопрос. Вот один вопрос, который мы задавали, давай его повторим, Ксюша.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Итак: Эта выставка знаменита, прежде всего, визитом на нее Никиты Хрущева. Очевидцы говорят, что только, переступив порог зала, Никита Сергеевич попросил показать "искусство правильное и неправильное". То есть, с самого начала был настроен весьма конфликтно. Где и в каком году проходила эта знаменитая выставка?

К.ЛАРИНА: Ну давай второй вопрос придумаем про творчество Виктора Попкова.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Назовите последнюю работу Виктора Попкова.

К.ЛАРИНА: Незавершенную? Она завершенная, нет?

С.КАПЫРИНА: Нет, нет, она незавершенная, хотя вы знаете… Можно дальше рассказать?

К.ЛАРИНА: Только не называйте ее тогда.

С.КАПЫРИНА: Нет, нет, нет!

Знаете, она осталась незавершенной, но она была также на Кузнецком мосту, на гражданской панихиде. Когда его отпевали, она тоже висела в зале. И говорят, по воспоминаниям художников, что она производила впечатление завершенности, она как бы завершалась, вы знаете, как бы последними минутами его жизни.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Более того, еще известно по воспоминаниям тех художников, которые его видели в работе над этой картиной, что он сам примерял на себя костюм главного героя и вживался в образ.

К.ЛАРИНА: Ну давайте уже телефоны включим. Можно взять наушники, Светлана, чтобы услышать правильные ответы наших слушателей. Надеюсь, что правильный. По одному вопросу выбирайте.

Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте!

К.ЛАРИНА: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Сергей.

К.ЛАРИНА: Сергей, пожалуйста, выбирайте вопрос и ответ давайте.

К.БАСИЛАШВИЛИ: На один вопрос.

СЕРГЕЙ: Выставка в Манеже. 62 год.

С.КАПЫРИНА: Замечательно!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Совершенно верно!

К.ЛАРИНА: Оставляйте номер вашего телефона, Сергей. Всё правильно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но Попков в ней не участвовал?

С.КАПЫРИНА: Нет, были работы его там.

К.ЛАРИНА: Давайте еще один звонок послушаем. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Валентин.

ВАЛЕНТИН: Может быть, это "Шинель отца"?

К.ЛАРИНА: Нет. Давайте еще попробуем. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день! Меня зовут Сергей. Это картина "Осенние дожди".

К.ЛАРИНА: Да, совершенно верно. А кому она посвящена? Кто там изображен?

СЕРГЕЙ: Я затрудняюсь сразу сказать.

К.ЛАРИНА: А! Понимаем! В Энциклопедии посмотрел.

Хотели нас перехитрить? - Не получилось!

Пожалуйста, кто же изображен на этой картине? Это и второе название, да?

Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Константин меня зовут.

По-моему, это Пушкину посвящено.

С.КАПЫРИНА: Да, да. Совершенно верно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Такая маленькая, тоненькая фигурка. Домик в Михайловском.

К.ЛАРИНА: Про отношения его с Пушкиным, может быть, чуть-чуть тоже об этом поговорим.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он же не случайно уехал в Михайловское.

С.КАПЫРИНА: Вы знаете, он ездил вообще очень много по стране, начиная от Абакан-Тайшета и заканчивая вот Мезенью, Севером, и Велигожем, и в Михайловское ездил, и Ферапонтово очень любил. Он буквально был в последние годы своей жизни в этих местах.

Вот, кстати, про Пушкина. Не многие знают, что когда он писал свою "Бабку Анисью", вот картина, о которой мы сегодня говорили, у нее было масса вариантов. И он много отбрасывал во время работы. И на одном из вариантов был Пушкин изображен с мольбертом.

Есть такой эскиз, где был слева Пушкин.

К.ЛАРИНА: В толпе провожающих?

С.КАПЫРИНА: Это вечная тема - вечный Пушкин, вечная тема.

Был вариант, где был изображен художник с мольбертом, тоже на этой картине. Там какие-то были мужики еще.

Но он отсекал все лишнее, пока вот пришел к самой-самой сути. И поэтому она такая собранная. Там очень много символов.

А еще я хотела сказать, вот почему такая богатая география?

Он, когда был в Доме творчества в Тарусе, и на лыжах, снегом, снега много, пошел через Оку - искать деревню бабушек, которых он так любил писать. И вот так он нашел Велигож. И потом приехал, он очень дружил с Карлом Фридманом, и говорит: "Карл, такую деревню нашел. Покажем Пластову, как писать деревню"! Вот он влюбился буквально с первого посещения.

К.ЛАРИНА: Но пейзажей, как таковых, у него же нет.

С.КАПЫРИНА: Есть очень много как бы акварелей, графики много, и в том числе и пейзажей. Хотя, конечно, фигуративная жизнь, полотно.

42 года! Вы понимаете? Он написал где-то около 70, наверное, таких полотен монументальных, можно сказать, и где-то более двух тысяч эскизов, набросков.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Только дуб один сколько он раз переписывал?

С.КАПЫРИНА: Дубы он подсмотрел в Архангельском. Его очень интересовали извилистые листики. И даже на картине можно посмотреть - там настолько прожилки на дереве, не то, что иллюзорно его это интересовало. Он после массы эскизов все-таки приходил к более такому ассоциативному мышлению и более, конечно, символические образы в этой картине давал. Но исследовал все, как просто дендролог - вплоть до мельчайшего.

А, кстати, вот Кибрик, его учитель спросил, когда он написал эту работу, он, конечно, пригласил в мастерскую своего учителя. И Кибрик его спрашивает: "Витя, а где изображение дождя"? - Все в накидках, провожающие в накидках, а нет изображения дождя. Вот, что феноменально! На что ему Виктор Попков ответил: "Вы знаете, дождь - это слезы этих людей".

И на самом деле, не сразу обращаешь внимание, потом начинаешь присматриваться: там и плачут, и с платочками, а дождя, как такового, нет. Это тоже вот символ такой. Понимаете?

Так же, как и необыкновенный этот мальчик на первом плане - он же в ярком ало-красном. Вообще, красный цвет символ какой-то потрясающий!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он все пишет в красном, у него такие алые, красные цвета в этом цикле старух.

С.КАПЫРИНА: Вы знаете, да, он часто использует этот цвет, и писал "Мезенских вдов", - такая картина есть, использовал алый цвет, и еще он, когда размышлял о них, он говорил, что у него был такой огромный ассоциативный ряд, например, после поездки в Ферапонтово.

Смотря, как написал Феофан Грек пробелами, или сировками свои фрески, он тут же, приезжает когда, картина "Бабка Анисья" написана темперой, не маслом.

Это похоже, аналогия, конечно, древнерусской живописи.

Потом он стал прорисовывать все буквально вот этими "сировочками". Это гигантский труд, потом уже завершающие такие моменты.

Вы посмотрите, как написана плащ-накидка на первом плане, вот там есть группа людей, она как бы укутана.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Такая прозрачная.

С.КАПЫРИНА: И получается, что эта полупрозрачная накидка напоминает крылья ангела, потому что фигура, стоящая спиной к зрителю, она со спины, казалось бы, как крылья ангела, вот эта вот накидка. То есть, это, конечно, живописно очень красивое полотно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это были настоящие экспедиции его в деревню?

С.КАПЫРИНА: Да. Он жил там по нескольку месяцев, по полгода, то на Мезени, на севере, то в Архангельской области, то приезжал сюда вот, под Тарусу, где Велигож.. Вообще, он был очень плодотворным художником.

Все даже вспоминали его учебу: надо принести два-три рисунка. Попков приносит 14, не меньше!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Такой работящий был.

К.ЛАРИНА: Ну вот, все-таки мы его как с вами определяем? Как деревенщика? У него лирика городская замечательная же.

С.КАПЫРИНА: Нет, вы знаете, не совсем. Деревенщик немножечко, вот знаменитые, великолепные художники, такие, как Гаврилов, Зверьков, Стожаров, Кугач, все-таки Сидоров, - вот это немножечко направление, которые искренне любили деревню, посвящали ей свои полотна.

Попков, я бы сказала, не только деревенщик, но он гораздо шире этого понятия, потому что его интересовала не только судьба деревни, как таковая, но и более вселенские вопросы бытия. Конечно, это человек в центре его проблем: его страдания, его мучения, его любовь.

К.ЛАРИНА: Светлана, а вот еще хотелось бы, чтобы вы немножечко рассказали о его окружении, потому что я вот листаю каталог, альбом и вижу, что здесь очень много конкретных людей, которые его окружали, помимо близких. Вот мама - понятно, но здесь еще какие-то друзья, которых он писал.

С.КАПЫРИНА: Он дружил с художниками, как я говорила, и еще повторюсь: он дружил с Павлом Фёдоровичем Никоновым, - рядом были мастерские, он с ним всё время советовался, и с Фридманом, и с Осовским, и с Ивановым.

Вот, кстати, был тоже такой эпизод: он почитал учителем Браговского, Эдуарда Браговского, очень любил его живопись, очень многому учился у него. И однажды дал интервью журналистам, и они написали: вот учитель Виктора Попкова не Кибрик, а Браговский. И тогда обиженный Кибрик приходит - что такое, Витя? Я - твой учитель! Он нагнулся, поцеловал ему руку и сказал: "Учитель Вы мой, если Вы умрете, я первым приду Вас поцеловать". Но вот жизнь так сложилась, что Кибрик его пережил на четыре года.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он одинокий человек был, Попков?

С.КАПЫРИНА: Нет, у него была семья.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но он уезжал на полгода?

С.КАПЫРИНА: Семья ехала вместе с ним.

Клара Калиничева, художница, вместе с ним училась, и семья была - сын Алексей. Но ездил он много вместе с художниками, вместе со своей семьей, и сам. Это, конечно, был такой гениальный художник. Ему нужна была свобода,

в каком-то определенном смысле слова.

К.ЛАРИНА: А он при жизни вообще был востребован как художник? Как его оценивали современники? Официальные власти?

С.КАПЫРИНА: Его очень почитали. Официальные власти его какое-то время любили - он был лауреат Государственных премий. В 59 году в Париже, на биенали и так далее. Но из-за своего конфликтного характера, из-за того, что он настолько не умел лгать и говорить, конечно, ему было тяжко с чиновниками. Но это было недолгое время. Он делал и заказные работы, писал, в основном, конечно, писал сам для себя, для истории, но оценить по достоинству его величие, конечно, как это часто, увы, бывает, можно было после его гибели. И об этом много стали писать сразу, вскоре, что Попков вывел за собой целое поколение.

Вот он при жизни не особо дружил с будущими семидесятниками, но вот я помню, он как-то Ситникова похвалил, начинающего молодого художника, и с Зулинским очень дружил, с Дмитрием Дмитриевичем, близко, - это его поколение; Виктор Иванович Иванов - его поколение;

Браговский, Фридман, Осовский, Никонов, - вот это его окружение, которому он доверял.

К.ЛАРИНА: Но когда мы говорим "шестидесятник", - вот о чем мы тему начали, мы же что-то вкладываем не только относящееся именно к этому времени, а что-то еще? В чем выражалось это?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он всё время вспоминает в своих дневниках Окуджаву, его песни, постоянно.

С.КАПЫРИНА: Помните, один из слушателей позвонил и сказал: "Шинель отца", - попытался ответ дать. Тоже ведь знаковая картина в его жизни, когда поколения на ней выросли.

Это автопортрет, во-первых, во-вторых. Как бы он на себя примеряет шинель отца. Естественно, по аналогии с поколением. Вот это вопрос поколения становится: вот как? Что? - Вот эти размышления. Это поколение всё прошло войну - кто-то подростком, кто-то уже более взрослым, кто-то юношей. Но это все поколение, которое прошло войну: кто-то в эвакуации был, кто-то остался в Москве, но это неважно, - это все поколение, которое помнит и знает войну, поэтому оно особо такое надломленное. И очень глубокое, я бы сказала поколение. Такое глубокое по мышлению, по мировоззрению.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И шинель-то тоже реальная?

С.КАПЫРСКАЯ: Да, это шинель, правда, отца жены. Но писал он, конечно, примеряя к себе, к своему поколению, чтобы поразмыслить на эту тему.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Посмотрите, какой перелом идет, вот интересно! Может, вы скажете, говорил ли сам об этом художник? - Вот он такой вполне официальный, такой свежий, действительно журнал "Юность", стройки ГЭС его волнуют, динамизм страны - он весь в это вовлечен, в такое движение. Соответственно, и картины, и колорит один, и пейзажи совершенно другие. И вдруг - раз, такой какой-то как вот слом проходит, и вдруг появляется такой глубокий алый цвет, и вдруг - тема одиночества. И он уезжает в тишину. Как будто жизнь поделилась на две половины. Почему так было?

С.КАПЫРИНА: Естественно, почему его картины часто снимали с выставки, и вообще ему доставалось, конечно, и в критике, и в прессе. Все время - повесят картину, потом

какое-то проходит время, начинают снимать. Он очень переживал это.

Это разве образ советского человека, оптимистически глядящего в будущее? Вот "Одинокие старухи", что это?

Это были с точки зрения советской психологии абсолютно антисоветские картины. И боялись провокаций.

Вот, кстати, когда были его похороны, на Кузнецком мосту, тоже, может быть, мало кто знает, был перекрыт Кузнецкий мост - настолько боялись провокаций, что на втором этаже этого выставочного помещения сидели, ну, как это? - ОМОН, - сейчас говорят, - человек 20-30. На всякий случай!

И когда к кладбищу поехала процессия, этот ОМОН сопровождал в автобусах: боялись каких-то все время выступлений.

Сейчас прошло время, и уже непонятно - чего боялись? Что такого особенного в его картине?

К.ЛАРИНА: А потому что, вот вы сами сказали - вражеский голос сообщил о его гибели, о том, что его убили.

С.КАПЫРИНА: Да. Он же не писал комсомольцев с горящими глазами, с широкими подбородками.

К.ЛАРИНА: Они очень уважительные, даже вот комсомольцы на стройках они очень-очень…В этом нет преувеличения, в этом нет неправды, мне кажется, что вполне советское.

С.КАПЫРИНА: Да, они благородные, они с достоинством.

Вот, например, известный актер МХАТа Леонидов говорил: "Что такое реализм? - Реализм - это правда. А что такое соц. реализм? Это то, что нам нужно знать о правде".

К.БАСИЛАШВИЛИ: Интересно, кого он среди своих учителей видел, помимо современников?

С.КАПЫРИНА: Здесь был и Ренессанс, конечно. Александр Иванов, - это была просто мировая величина, которая всегда его учитель, Мэтр, с большой буквы, он очень любил древнерусскую живопись, как мы говорили: иконы, и Ферапонта во фреске. И он любил традиционную живопись. Он не был поклонником, нигде я не помню его высказывания об авангарде. Это не было, видимо, его коньком. А любил такую традиционную, крепкую живопись.

К.ЛАРИНА: А вот эти картины, то, что называлось на советском языке "мелкотемьем", типа: "Двое", "Развод", "Ссора" - это же все, по сути, к официальной живописи советской имело мало отношения. Вот здесь не было разлада? Наверняка, был.

С.КАПЫРИНА: Конечно, конечно! Сами темы, которые он выбирал, не соответствовали вот этому, советскому - ура! С песнями! Вперед! - Конечно!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я вас очень прошу: напомните историю создания картины "Двое". Это же очень интересно - это навеяно кино.

С.КАПЫРИНА: Да. Я напомню, что мужчина и женщина лежат рядом, но на каком-то расстоянии друг от друга. И между ними, как некий такой электрический ток, потому что это не столько, может быть, картина о любви, которая людей объединяет, а сколько еще и разъединяет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: С огромной энергетикой какой-то.

С.КАПЫРИНА: Да, а позировала, кстати, ему мама. Он приехал как-то к ней в деревню, - я что-то где-то читала, в воспоминаниях его. И он говорит: "Мама, хочу картину "Двое" написать". А она говорит: "Ну, как мне - стоять"? - Да нет, - лежать.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но ведь в основе был фильм "Нищий".

Фильм неореализма, итальянский. Он увидел, и по этому воспоминанию он сначала просто хотел воссоздать увиденное на экране. Но потом понял, что нужно убрать все детали.

И опять-таки, это получилось размышление о судьбе вот того, военного поколения мать и отец!

С.КАПЫРИНА: Да, мать и отец, он и она, мужчина - женщина. Можно бесконечно считать, сколько здесь символов, но картина, конечно, потрясающая. Не даром дали Гран При, вы представляете, там было более шестисот работ в Париже, и именно эта была удостоена почетного диплома. За картину "Двое", в 69 году. В Париже.

К.ЛАРИНА: Автопортретов у него очень много, - вот еще раз, все-таки, мы напомним, что он очень молодым ушел из жизни.

С.КАПЫРИНА: Да. В 42 года.

К.ЛАРИНА: И получается, что у него очень для такого возраста активного, у него очень много автопортретов получается в его жизни.

А вот смотрите, причем я так вижу, что он здесь некоторые вещи, где он сам себя шифрует. Ну, когда мы понимаем, что это не называется автопортретом.

С.КАПЫРИНА: Как-то завуалировано дает, да, есть такое.

К.ЛАРИНА: Это что такое значит?

С.КАПЫРИНА: Вы знаете, это все его такие размышления и поиски. Не то, что он прямо вот иллюзорно передавал, что называется, вот так, как себя вижу, - как в зеркале. Это не зеркальное такое отображение.

К.ЛАРИНА: Даже в споре он лежит, спорит с женой в одной постели, это он!

С.КАПЫРИНА: Да, отвернувшись друг от друга, они читают газеты.

К.БАСИЛАШВИЛИ: У нас заработал пейджер. Очень активный наш слушатель Илья, я не могу не процитировать - он всегда принимает участие в наших программах: "Перед женщинами, которых изобразил в своем творчестве Попков, хочется приклонить колено и склонить голову. Поразительное проникновение, любовь и уважение к русской женщине. Большое спасибо"!

С.КАПЫРИНА: Замечательные слова! Я рада, что есть еще какие-то люди, которые помнят его творчество, любят.

Его картины мы всегда на экспозицию вешаем, и сейчас мы готовим новый этап экспозиции, в мае.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И еще был вопрос: судили ли инкассатора?

С.КАПЫРИНА: Да. Был суд, ему дали всего семь лет. Потому что бесконечно они оправдывались, что вот - зарплата маленькая.

Кстати, человек, который убил, вообще, у него было, чуть ли не пятилетнее какое-то образование, пятилетка даже. И он был сильно выпивши, как показала экспертиза: он выпил стакан вина и стакан водки перед этим. Где-то, знаете, собирая выручку, и вот все это потом всплыло на суде. Причем, очень многие художники хотели присутствовать на суде, чтобы как-то его оправдывать надо, что он не бандит. - Это же очень было серьезно. А им дали другой адрес. Они приехали по другому адресу, и никто там не присутствовал на этом суде. Ну, в общем…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я смотрю на фотографии - такой очень сосредоточенный человек. И немножечко другой образ, чем на автопортретах - он какой-то всегда чуть-чуть растерянный. И вот мне интересно - друзья говорят, что он предчувствовал свой уход.

С.КАПЫРИНА: Да, вы знаете, он предчувствовал. Вообще, была какая-то цепь у него нелепых, трагических таких случайностей: умер близкий, погиб, в Ферапонтово, как раз, Горбенко, его очень близкий художник, друг, настоящий друг. Он должен был уехать, вообще, в эти дни его не должно быть в Москве - на похороны. Он сказал жене Клариссе: "Покупай билеты". Вот пока она ходила, он что-то передумал, и у него какие-то начались терзания - он поехал к Никонову, Никонов его вышел провожать, говорит: оставайся у меня, - Нет, я поеду домой. - Он не мог себе найти места. И вот буквально двое суток он нигде не мог, что называется, приткнуться: и в мастерской, и так, и так - ну, нигде не получалось, как-то все это нелепо.

И потом у него вообще отношение к смерти было: рано погиб отец, какие-то уходили близкие. Вот эти вот бабушки, с которыми он всегда, он так все это глубоко переживал. Ушел близкий друг. Как-то все это не спроста.

К.ЛАРИНА: А мама?

С.КАПЫРИНА: Мама тоже жила долго еще после его смерти, она пережила его и старшего сына. Тоже тяжкий крест такой.

К.ЛАРИНА: Ну что? Мы должны заканчивать уже программу. Успели многое сегодня. Даже успели со слушателями поговорить по телефону.

Спасибо большое Светлане. Светлана Капырина, старший научный сотрудник Третьяковки, спасибо за то, что так много рассказала про Виктора Попкова.

Ну, а сейчас у нас Анонс: мы приглашаем куда-то. Куда мы приглашаем?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, в музеи и галереи Москвы.

К.ЛАРИНА: Спасибо!

С.КАПЫРИНА: Всего доброго!

"ЭХО МОСКВЫ" РЕКОМЕНДУЕТ:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Настоящий подарок весны: первая в России выставка Амедео Модильяни, графическое нашествие - синтез оперы и музея. Но вначале - в Третьяковскую галерею.

Старое здание Третьяковки подверглось нападению актуального искусства. Но не волнуйтесь. Встреча двух культур - проверенной временем и новейшей осталась мирной.

В 36 зале галереи, рядом с коллекцией самого Третьякова, в окружении знакомых картин свои работы представили современные художники.

Небольшая выставка - плод и рефлексия художников по поводу известных с детства картин отечественных реалистов Х1Х века.

Юрий Альберт - самый мудрый: не вступая в соревнование с классиками, он скромно оставил карандашную черточку на стене, отметив тем самым свой рост, как детстве. Другие авторы, подобно передвижникам, сочувствуют народу. Отсюда образы нищих, юродивых, исполненных в технике фотографии.

Выставка "Мыслящий реализм" в Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок, до 15 марта.

Графику показывают редко. Тем ценнее выставки.

В новом Манеже смотрите "Худграф". Это сборная экспозиция.

Персональная, и, увы, посмертная выставка Гарифа Басырова "Обитаемые пейзажи" проходит сразу же на нескольких площадках, в том числе в филиале Музея Пушкина, в Денежном переулке и в галерее "Ковчег".

Большие графические листы Басырова об одиночестве, если брать тему, и о безупречном владении мастерством, если размышлять об исполнении.

В Музее современного искусства обратите внимание на выставку "Мастера", а особенно на художника Юрия Купера - будто тронутые морозным инеем картины.

Сейчас Купер вместе с режиссером Александром Сакуровым работает над оперой Модеста Мусоргского "Борис Годунов" в Большом театре как художник-постановщик.

Музей современного искусства, Петровка, 25.

И, наконец, безусловное событие года: в Музее изобразительных искусств открылась выставка Амедео Модильяни, первая в России, из собрания музеев мира.

Скажу лишь: да, естественно, очередь, да, из музея не уйти: магически притягивают линии, тёплый колорит, и главное - огромное сочувствие и любовь, которыми наполнял Модильяни образы самых простых людей. Потому и не отходят зрители от картин: это искусство о них. Шедевры Модильяни в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. До июня.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024