Купить мерч «Эха»:

Портрет Александры Петровны Струйской работы Федора Рокотова - Наталья Преснова - Собрание Третьяковки - 2006-11-12

12.11.2006

К.ЛАРИНА: Ну, что ж, начинаем нашу традиционную воскресную программу, просветительскую. Это просветительская программа?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Прогулка по Третьяковской галерее.

К.ЛАРИНА: Здравствуй, Ксюша!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день!

К.ЛАРИНА: Ксения Басилашвили здесь. И наш гид, который нас проводит по залам Третьяковской галереи, тоже с нами. Это Наталия Преснова, старший научный сотрудник Третьяковки.

Добрый день, Наталья, здравствуйте!

Н.ПРЕСНОВА: Добрый день!

К.ЛАРИНА: Перед кем мы сегодня преклоняемся? Мы сегодня преклоняемся перед Федором Рокотовым, и конкретно - перед портретом Струйской.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова

Снова смотрела Струйская на нас?

Ее глаза, как два тумана, - сказал поэт Заболоцкий.

Ну вот, не первый раз мы цитируем строки поэтические, посвященные картине.

Я думаю, что это многое объясняет, почему именно этот портрет сегодня перед нашими глазами.

В чем его особенность, я думаю, что мы об этом поговорим.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы так долго шли к этому портрету, что касается этих строчек про туман, по-моему, крайне верно, очень верно, потому что вместе с портретом, как будто из тумана выходит, из какой-то полудымки такой серой, возникает это прекрасное, юное лицо.

К.ЛАРИНА: Давайте мы слухи послушаем для начала, развеемся.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И вновь реставрационные мастерские. Без реставраторов мы не можем увидеть картину в ее первозданном виде.

И на этот раз о картине "Вдовушка" Федотова, о том, как проходила реставрация, расскажет Андрей Голубейко, заведующий реставрационным отделом Третьяковской галереи.

СЛУЧАЙ В МУЗЕЕ

А.ГОЛУБЕЙКО: Картина очень трудно воспринималась, во-первых, из-за стекла, а во-вторых, из-за того, что крокилер, - это такие сломы красочного слоя, - с приподнятыми краями, очень сильно в деформациях краска мешала восприятию картины, потому что проходили блики постоянно от света. И такого целостного восприятия картины у зрителя не было.

Была необходима реставрация, чтобы устранить крокелю, поскольку там довольно-таки цветной авторский лак. Была всего лишь методика разработана Третьяковской галереей на размягчение таких жестких сломов. Картина была дублирована после размягчения. Результат довольно-таки очень эффективный оказался.

Зритель практически может разглядеть детали, - там ручки, печати, подсвечники - кучу всяких мелочей, которые до этого были просто незаметны.

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ!

К.ЛАРИНА: Ну, а сейчас мы возвращаемся к Струйской. Давайте для начала все-таки поймем - кто это?

Наталия, пожалуйста, скажите несколько слов. Чтобы люди понимали кто это?

Н.ПРЕСНОВА: Александра Петровна Струйская, героиня нашего замечательного портрета, о чем сегодня идет речь, - была второй супругой Николая Еремеевича Струйского, бывшего прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка.

Она была урожденной Озерова. И она приходилась бабушкой русскому поэту Полежаеву. Дело в том, что один из ее сыновей - Леонтий, с Аграфеной Ивановой, дворовой девушкой сойдясь, в романтической истории у них был рожден внебрачный ребенок, который стал Полежаевым, русским поэтом известным. Вот к Струйской это имело родственное прямое отношение.

Кроме того, она доводилась родственницей Обоянинову, будущему фавориту императора Павла Первого, генерал-прокурору. Это вот круг ее родственных связей.

И самые, пожалуй, восторженные воспоминания о ней оставил русский поэт Иван Михайлович Долгоруков.

Если позволите, я буквально несколько строчек зачитаю из его воспоминаний. Он пишет о ней:

"Струйская была тверда, благоразумна, осторожна. Она соединяла самым хорошим смыслом приятные краски городского общежития.

Дома, в деревне - строгая хозяйка и мастерица своего дела, в городе не скряга, напротив, щедра и расточительна.

Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан был я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как об ней".

Вот такие замечательные слова в адрес нашей героини.

К.ЛАРИНА: Это заказной портрет?

Н.ПРЕСНОВА: Да. Дело в том, что портреты были в пару в пондан написанные, заказаны Рокотову в 1772 году, в честь свадьбы, женитьбы.

Это был для Струйского, как я уже сказала, второй брак, на рубеже 71-72 года. И ровно через год его выхода в отставку. В день постройки своего дома в Рузаевке, знаменитого имения, усадьбы, где он, выйдя в отставку, и пребывал.

И на этом портрете Александре Петровне 18 лет, ее супругу 23 года. И всю жизнь эти портреты бытовали вместе.

К.ЛАРИНА: Ну, и еще один вопрос, короткий, перед началом подробностей: а вот для вас лично, в чем особенность именно этой работы? Чем она Вам приятна и интересна?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, это действительно один из самых одухотворенных образов, женских образов, среди портретов Федора Степановича Рокотова. Он действительно пленит всех посетителей - он всем нравится своей необычайной женственностью.

Эта молодая женщина действительно изображена и с особой любовью, с особой нежностью, с особой теплотой художником.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А можно сказать, что у Рокотова впервые появился, вот у этого художника 18-го века впервые появился такой женский образ. Именно у него - вот такой мягкий, с такими живыми глазами.

К.ЛАРИНА: Глаза там как будто влажные такие.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Как-то глаз до этого не очень было видно у предшественников его, русских авторов.

Н.ПРЕСНОВА: Отчасти это действительно так. Можно сказать, что именно Рокотову принадлежит роль в создании камерного портрета, как особой группы ну что ли, группы портретов 18-го века. Разновидности портрета 18-го века.

И, в частности, его особого вида интимного камерного портрета, где художник старался не столько передать какое-то общественное социальное положение своего персонажа, а проникнуть в его внутренний мир. И вот эта попытка проникновения в какие-то душевные качества, "души изменчивой приметы" объясняют то, что эти глаза женские покоряют до сих пор наших посетителей.

К.ЛАРИНА: Ну, Вы знаете, вот у меня первая ассоциация сейчас возникла, может быть, вы сейчас закидаете меня помидорами, у меня возникла ассоциация с "Моной Лизой", когда я вот так готовилась к программе, и так посмотрела на эти глаза, на эту девушку. Как будто она в какой-то дымке припудрена немножечко. Нет тут какой-то переклички, на Ваш взгляд?

Н.ПРЕСНОВА: Понимаете, отчасти это объясняется не только пленительностью своего образа+

К.ЛАРИНА: Загадочностью.

Н.ПРЕСНОВА: Загадочностью, но и техникой живописи Рокотова.

Вот я начала отчасти этого касаться. И особенность его камерных портретов, и, в частности, женских портретов, как раз в том и заключается, что художник обращается к нейтральному, глубокому фону. Лица персонажей покрыты так называемым золотистым сфумато, то есть, дымкой. То есть, своеобразной дымкой. Создается впечатление иллюзорное, что лицо человека окутано слоем воздуха.

К.ЛАРИНА: Как будто светится.

Н.ПРЕСНОВА: Да. И свет использован художником так, что действительно он подсвечивает. Этот источник света он подсвечивает и лицо, и ткань костюма. И краски загораются. И создается такое иллюзорное ощущение, что и костюм, украшение, аксессуары, ювелирные украшения, которыми так любили оформлять дамский костюм, - это все загорается и искрится.

И, кроме того, живописный мазок Рокотова, то есть, след движения его кисти, авторский почерк его. Мазок Рокотова отличался особой подвижностью, свободой. Даже по выражению одного из исследователей, мне очень нравится это выражение: "он был таким извилистым до каприза". Это действительно темперамент художника, он прекрасно выражается в его мазке, в движении его кисти.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот в этот момент он работает пальцем иногда+

Н.ПРЕСНОВА: Да, да. И даже процарапывает определенно жесткими какими-то концами, допустим, ручки кисти. Даже были такие случаи. И у Рокотова это создает такую особую трепетность. Его живопись отличается особой сочностью, особой подвижностью. Вот эта трепетность письма, нежность, хрупкость, она и выражает, как нельзя лучше, вот эту одухотворенность образа: подвижность, переменчивость чувств - то, что и придает образу особую одухотворенность и загадочность.

То есть, средства художественного выражения художника прекрасно выражают, помогают ему выразить суть его произведений.

К.ЛАРИНА: Что мы дарим? Что-нибудь дадут сегодня?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Дадут! Мы сегодня по телефону поиграем. У нас есть Путеводитель "Шедевры Государственной Третьяковской галереи", - Путеводитель по Третьяковской галерее, такой обновленный, юбилейный; и есть билеты в Государственную Третьяковскую галерею, по которым вы сможете пройти и в старое здание - в Лаврушинский переулок, и в новое, где расположены экспозиции двадцатого и уже двадцать первого веков.

Нужно ответить на вопрос ВНИМАНИЕ!!!

Одно из своих стихотворных произведений Николай Струйский посвятил Екатерине Второй. К какому жанру сам автор относил это произведение?

Пожалуйста, отвечайте нам на пейджер и СМС: 725-66-33; и СМС: 970-45-45. Не забудьте код Москвы 985. И по телефону мы, наверное, после половины часа примем правильный ответ.

К.ЛАРИНА: Ну, и давайте тогда сразу биографию картины послушаем, наверное.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Нам сегодня сотрудник Третьяковской галереи Светлана Усачева представит биографию - Как картина попала в Третьяковку.

ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ

С.УСАЧЕВА: Портреты Александры Петровны и Николая Еремеевича Струйского попали в Третьяковскую галерею сложным путем.

Дело в том, что почти до последнего момента, почти до самой революции они оставались в родовом гнезде - в имении Струйских Рузаевке, которое находилось в Пензенской губернии, Инсарский уезд.

Имение это было замечательное. Кроме того, что там был огромный дворец, две церкви, огромный парк, оно было оснащено самыми передовыми технологиями. Кроме портретной галереи, там была еще и знаменитая типография. Известно, что Струйский был графоман и в этой типографии он печатал собственные творения. Известно, что этой типографией Екатерина Вторая хвалилась перед иностранными послами.

А в самом парке находился особый павильон с огромным танцевальным залом, зимним садом.

То есть, усадьба славилась, хотя находилась, по сути дела, в глуши.

Но, к сожалению, уже при внуке Струйских она пришла в упадок. И внук Николая Еремеевича Михаил был вынужден ее продать соседскому монастырю. И уже буквально через несколько лет ни здания, ни усадьбы как таковой, не существовало. А портреты хранились до 1901 года у правнучки Струйских - Сушковой. И, видимо, в минуту жизни трудную, она была вынуждена продать их Историческому музею. А уже из Исторического музея в 1925 году они попали в Третьяковскую галерею.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

К.ЛАРИНА: Ну, что ж, я теперь думаю пришла пора немножечко все-таки с Рокотовым познакомиться.

Мне вот много чего нужно найти в Интернете. Но из всего этого вала всякой информации, я почему-то остановилась все-таки на, извините, на "Жел. журнале". Мне просто интересно, как Вы прокомментируете вот такое короткое, такую короткую характеристику художнику, которую дала одна из участников Интернет-журнала:

"Рокотов - один из талантливейших российских художников-портретистов 18-го века. Пользуясь большой славой при жизни, после смерти он был забыт почти на целое столетие. Его произведения заново открывали художники мира искусства на знаменитых выставках 902-905 годов. Немалая заслуга в открытии Рокотова принадлежит Дягилеву. Источники материала о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. О Рокотове не оставили ни одной строчки даже те писатели и поэты, чьи великолепные портреты он создавал. Его картины находятся во многих музеях. Но, увы, некоторые из них так и остаются портретами неизвестных".

Н.ПРЕСНОВА: И еще можно добавить то, что последняя монография, и первая о Рокотове была написана в 50-е годы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: в 57-м году, совершенно верно.

К.ЛАРИНА: Это все соответствует действительности, такой грустный рассказ?

Н.ПРЕСНОВА: Я просто расстроена, честно говоря, такой информацией. Вы знаете, это специфическое все-таки.

Нет, несмотря на то, что последняя монография и первая вышла в 57-м году, все-таки в последние десятилетия вышло очень много статей исследователей. Это петербургские, московские, столичные исследователи неустанно занимаются Рокотовым. Это такой интересный художник, который постоянно провоцирует на какие-то поиски. Вот об этом хотелось сегодня рассказать. В биографии Рокотова исследователи нашли очень много интересной фактологии, очень много загадочного, что бытует до сих пор в плане версий, предположений, легенд, или точных фактов.

Вот с годом рождения художника до сих пор+

К.ЛАРИНА: Знак вопроса стоит.

Н.ПРЕСНОВА: Вот разночтения. Когда-то ряд исследователей относили год его рождения к 1732 году. И это было установлено на основании метрических книг в церкви. Книги Новоспасского монастыря в Москве. Когда Рокотов жил в последние годы в Москве, он жил в приходе Новоспасского монастыря. И вот по традициям того времени, являясь прихожанином этой церкви, в метрических книгах сохранились сведения о его возрасте.

Ряд других исследователей отнесли его год рождения к 1735-му, или 36-му году. И все-таки на сегодняшний

день, все-таки больше оснований выявить в качестве даты рождения Рокотова 36-й год, который установлен на основе исповедных книг церкви Никиты-мученика, на Старо-Басмнной улице, в Москве, где у Рокотова в 80-х годах

18-го века был свой дом. И также на основании архивных документов по Петербургскому Шляхетному кадетскому корпусу, как предполагают отдельные исследователи, Рокотов обучался в 60-х годах.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, вопрос о рождении - вопрос, а вот происхождение - происхождение - однозначно - из крепостных. Тут все ясно. Поэтому, наверное, вопрос рождения под вопросом.

Н.ПРЕСНОВА: Общеизвестно, что происхождение Рокотова связывают с происхождением из крепостных князя Репнина. И его рождение, и ранний детский возраст связывают с усадьбой Воронцово, подмосковной усадьбой Репниных. И можно сказать, что с самого раннего возраста Рокотов, видимо, приобрел каких-то покровителей не только в лице своего + князя Репнина, своего владельца, хозяина, но и в лице других людей, в частности, крупного мецената и президента Академии художеств Российской Ивана Ивановича Шувалова.

И вот в последних статьях, как раз, в искусствоведческой литературе отмечено такое предположение у исследователей, что именно Шувалов в 1754 году взял с собой Рокотова в Петербург. И вот молодой в будущем художник оказался в Петербурге в 50-х годах.

И хотя исследования о первых учителях так же как-то не уточнены, но первую практику обучения Рокотова связывают с частной мастерской крепостного художника графов Шереметевых Ивана Петровича Аргунова в те годы.

И, кстати сказать, у него в мастерской, а в то время - во второй половине сороковых и в пятидесятых годах обучались Лосенко, Говлачевский и Кобенков. Это три бывших старших голоса певчих придворной певческой капеллы, которые по указанию императрицы Елизаветы Петровны были направлены в мастерскую крепостного художника для обучения живописи.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Лосенко, один из трех исторических живописцев.

Н.ПРЕСНОВА: Совершенно верно. А Голвачевский с Кобенковым в будущем самым тесным образом были связаны с Российской Академией художеств. Стали педагогами, преподавателями Академии художеств.

Вот так школа крепостных художников порождала и образовывала талантливых художников.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот Аргунов старший. Как я помню, он не освободился от крепостной зависимости. А Рокотов получил такое освобождение?

Н.ПРЕСНОВА: Да, Рокотов получил вольную от князя Репнина, в отличие от несчастного Ивана Петровича Аргунова, который всю жизнь оставался подневольным человеком.

Только его дети, так же художники - Николай и Яков в будущем получили вольную.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И вот, получив эту вольную, где он учился? Я понимаю, что он учился в мастерской, но ведь этого недостаточно, чтобы быть признанным

профессиональным художником.

Н.ПРЕСНОВА: Итак, первые опыты, как предполагают исследователи, он получил в мастерской Ивана Аргунова, также вот, находясь под покровительством Шувалова в Петербурге, он, опять-таки - это отмечено в современной литературе, он получил уроки живописного мастерства у Пьетро Ротари. Причем, в мастерской Ротари.

Ротари был в то время известным придворным портретистом. Это итальянский мастер, который работал в Петербурге на рубеже 50-х-60-х годов 18 века по приглашению императорского двора.

Так, в школе у Пьетро Ротари, уроки, полученные у Пьетро Ротари, и, наконец, по указанию Ивана Ивановича Шувалова в 1760 году Рокотов был принят в Российскую академию художеств, и стал обучаться профессиональному, то есть, он имел возможность получить профессиональное академическое образование.

И, как указано в старинных литературных источниках, он учился при Лорене, Грене и Фонтебасо, то есть при художниках французской школы. То есть, вот эти традиции итальянско-французской школы портрета 18 века, они отразились на его обучении.

К.ЛАРИНА: Напомню, здесь, в студии "Эха Москвы" Ксения Ларина и Ксения Басилашвили. Наша гостья - старший научный сотрудник Третьяковской галереи Наталия Преснова.

Говорим мы о творчестве Федора Рокотова, и конкретнее - о портрете Александры Петровны Струйской.

Ну, наверное, уже нужно ответить на наш вопрос. Ксюша, давай мы его повторим.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, я повторю вопрос, напомню. Вопрос вот как звучит:

Одно из своих стихотворных произведений Николай Струйский посвятил Екатерине Второй. К какому жанру сам автор относил это произведение?

Правильные ответы есть на пейджере, а мы начнем с телефона.

К.ЛАРИНА: Да. Имена наших победителей, которые правильно ответили на пейджере, это Александр - 930 и Елена 501.

Наталья, а Вы можете взять наушники, чтобы услышать, надеюсь, правильный ответ по телефону прямого эфира: 783-90-25.

Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте! Произведение называлось "Эпистола", а жанр - ода.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Все правильно! Спасибо большое!

К.ЛАРИНА: Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Анна.

К.ЛАРИНА: Анна, спасибо Вам.

И что у нас Анна получает?

Н.ПРЕСНОВА: Анна получает у нас+ Анна, Вы из Москвы?

АННА: Да, я из Москвы.

Н.ПРЕСНОВА: Тогда, Анна, Вы получаете и билет в Третьяковскую галерею, и Путеводитель "Шедевры Государственной Третьяковской галереи".

К.ЛАРИНА: Отлично. Анна оставила свой телефон. Мы с ней свяжемся, у нас все получится.

Ну, что? Поехали дальше, да?

Вот по поводу+ Я просто хотела вновь вернуться к тому, что я прочитала: действительно ли вот его поэты и писатели, чьи портреты он писал, не оставили о нем никаких воспоминаний, о Рокотове. Это правда?

Н.ПРЕСНОВА: Это отчасти, отчасти неправда. Дело в том, что действительно Рокотов портретировал очень многих деятелей культуры, литературы. Как, например, Сумарокова, кстати, по заказу супруга Струйской - Николая Еремеевича Струйского; поэта Майкова и поэта Домашнего.

И общее окружение у него со Струйским составляли тоже многочисленные поэты, драматурги.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Державин тоже+

Н.ПРЕСНОВА: С Державиным он вообще служил в Преображенском полку, Николай Еремеевич Струйский.

Кстати сказать, Гаврила Романович Державин подтрунивал над качеством его сочинений, поэзии.

К.БАСИЛАШВИЛИ: С болотом сравнивал, по-моему

Н.ПРЕСНОВА: Я забыла немножко вопрос.

К.ЛАРИНА: А вопрос: почему воспоминаний никаких не оставили о Рокотове? Слова не нашлось доброго.

Н.ПРЕСНОВА: Кстати, Струйский явился одним-единственным из современников, которые оставили доброе слово о художнике. И он был действительно почитателем творчества Рокотова, и я, с вашего разрешения, немножко зачитаю. Таким языком стилистики 18-го века, это очень приятно слышать современному человеку, Струйским было составлено письмо господину академику Рокотову, где он обратился так:

Рокотов, достоин ты назван быти по смерти сына дщери Юпитеровой, ибо в жизни ты ныне от сынов Апполона уже любимцем той именуешься".

И, кстати сказать, Струйскому вообще был присущ такой высокопарный стиль изложения.

И в этом письме он, говоря о портрете Сумарокова, который он заказал самому Рокотову, о способности Рокотова передать внутренний мир персонажа пишет так:

"И когда ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в той час и пламенная душа его при всей его нежности сердца на оживляемом тобой полотне не утаилась".

Какие замечательные слова! Да? Которые говорят, что художник в своих камерных портретах не только умел передать внешнее сходство персонажа, но и прекрасно пытался погрузиться во внутренний мир страстей человеческих.

К.БАСИЛАШВИЛИ: К тому моменту, когда Рокотов подошел к созданию этих двух портретов Струйских, он уже был известен как художник?

Н.ПРЕСНОВА: В общем, да. Он был достаточно известен на этот момент. Год создания портретов - 72 год, как мы уже сказали, а этому предшествовал ранее Петербургский период Рокотова, это пятидесятые годы- вторая половина 60-х, и нужно сказать, что около 66-67-го годов в жизни, в судьбе Рокотова происходит такой коренной перелом - он покидает Петербург и переезжает в Москву. И отныне - со второй половины 60-х годов его творчество навсегда связано с Москвой.

И вторая половина шестидесятых, семидесятые, восьмидесятые годы - это период расцвета его творчества.

К.ЛАРИНА: А почему он переехал в Москву?

Н.ПРЕСНОВА: Многие исследователи связывают это, опять- таки предположительно, с его стремлением избавиться от столичной строгости, зависимости от Академии Художеств.

К.ЛАРИНА: А здесь все-таки императорский двор, Екатерина, которая к нему благоволила.

Н.ПРЕСНОВА: Это связывают с тем, что художнику как-то больше импонировала старушка Москва.

К.ЛАРИНА: Он хотел, видимо, избавиться от фавора такого, да?

К.БАСИЛАШВИЛИ: А мне кажется, что в связи с тем, что тогда не в чести были массонские кружки, в которые в то же время входили, я не знаю, насколько активно, - Вы сейчас нам расскажете, - Рокотов, может быть, уехав в Москву, освободился от зависимости от этой, от всяких преследований возможных.

Н.ПРЕСНОВА: О связи с масонами как-то вот Рокотова не освещены эти факты в литературе. Это больше приемлемо к личности Боровиковского. Я знаю, что он был членом ложи, там масса фактов, иллюстрирующих его судьбу. Что касается Рокотова, здесь как-то умолчание.

К.ЛАРИНА: Ну, а все-таки, почти придворный художник, писал лица самых высоких особ, королевских. И вдруг уезжает. Как можно было запросто отказаться от всего от этого и уехать?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Может быть, ему вообще не хотелось писать больше?

Н.ПРЕСНОВА: Вот таких точных фактов, которые помогли бы переменить коренным образом его судьбу, как-то не отмечено. Это, наверное, все-таки дальнейшие архивные поиски, которые отчасти, может быть, ответят на эти вопросы.

Но, поселившись в Москве, он становится свободным живописцем, как его называли. То есть, он работает по частным заказам многочисленным. Он массу москвичей переписал, - как говорят многие. И отчасти выполняет отдельные заказы от Академии Художеств.

И даже в последних источниках отмечено, что он именовался капитаном и посещал Английский клуб. То есть, он имел такой довольно значительный социальный статус. Огромный путь - от крепостного - и вдруг дворянские круги. Помните Грибоедова? "Ну, что ваш батюшка? Все английского клуба он верный, верный член до гроба?". Вот Рокотов так же посещал Английский клуб.

К.ЛАРИНА: И при этом, как я понимаю, слава одного из самых интеллигентных художников своего времени, если говорить именно о портретной живописи. Можно так сказать? Да?

Н.ПРЕСНОВА: Да, да. И круг моделей у него достаточно известен. Помимо того, что Сумарокова портретировал, Майкова, как я уже сказала. Большую часть московского дворянства портретировал.

К.ЛАРИНА: Всех известных людей. А с другой стороны, почему так много неизвестных, действительно?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, это вообще свойственно портретам, русским портретам 18-го века, когда действительно персонаж не определен, в силу отсутствия сведений о его бытовании. Не каждому портрету повезло в том плане - где он хранился. Не всегда можно проследить так называемые провинансы - историю бытования произведения.

Вот Струйским повезло. Мы совершенно отчетливо представляем историю хранения, где они бытовали. И, конечно же, вот так сохранились многие портреты, которые на сегодняшний день числятся так: "Портрет неизвестной в темно-красном платье", "Портрет неизвестной в белом". То есть, портреты с костюмами так и названы в запасниках современных музеев. И это не только относится к творчеству Рокотова, но и многих других портретистов.

Но встреча со Струйскими не была случайной - они были знакомы, и вообще их очень много связывало.

Ну, во-первых, сам Струйский Николай Еремеевич был такой личностью - одиозной: таким чудаком слыл. Вот. "Тамаковский чудак". И в Москве жил, и в Рузаевке.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, наверное, Московский чудак, - можно его так назвать.

Н.ПРЕСНОВА: И в противовес своей благообразной, приятной в манерах жене, как отмечал Иван Михайлович Долгоруков, Струйский был чудаком. И странным и в манерах вести себя, и в одежде, и в отношении к окружающим он был человеком, таким типом помещика, который сочетал в себе и такие замашки крепостника-самодура, и даже где-то достаточно агрессивного по отношению к своим крепостным крестьянам. Это объяснялось тем, что в Пугачевский бунт он потерял всех своих родных. Может быть, этим отчасти объясняется его жестокость по отношению к своим крепостным.

К.ЛАРИНА: А правда, что у него своя тюрьма была для крепостных?

Н.ПРЕСНОВА: Вот про тюрьму я точно не могу сказать. Но вероятно, потому что современники отмечали его несколько жестокосердное отношение к своим крепостным крестьянам.

И все это соотносилось, сочеталось с его любовью к искусству, к просвещению.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А как он одевался? Расскажите!

Н.ПРЕСНОВА: А одевался он странно. То есть, не только поведение было странным, но и манера одеваться. И я даже буквально две строчки зачитаю из Записок Долгорукова, с которым Струйский был хорошо знаком. И Долгоруков неоднократно его посещал в той же Рузаевке. И он писал о нем:

"Все обращение его было дико, одевание странно: он носил с фраком парчовый камзол, подпоясывался розовым кушаком шелковым, обувался в белые чулки, на башмаках носил бантики и длинно повязывал прусскую косу".

К.ЛАРИНА: Он вообще нормальный был?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это такой век был, может быть. Нет?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, да. Вот такие чудачества были.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А у меня есть такие подозрения, что был жесток.

Н.ПРЕСНОВА: Но в то же время, вот видите, издавал книги, сочинял стихи. Стихи, кстати, были порой даже смешными. Я уже сказала, что подтрунивал над ним Державин.

Вот, если мне позволите, я зачитаю буквально начало вот этой знаменитой "Эпистолы", которую, к моей радости, наши радиослушатели так быстро отгадали. Строчки из "Эпистолы", посвященные Екатерине Второй, за которую, кстати, он получил от императрицы в качестве подарка бриллиантовый перстень:

К тебе, монархиня,

Несть в жертву велю

Весь чистый огнь души.

И к трону вопию:

Простри ко мне твой луч,

Превосходящих с трона.

Внимание царей для муз

Им есть корона.

Вот такой высокопарный, напыщенный стиль, который немножко смешил даже современных профессиональных поэтов.

И помимо такого пламенного поклонника Сумарокова-поэта он был не то что поклонником Екатерины Второй, но просто таким экзальтированным был почитателем императрицы. Не случайно он посвятил ей

К.ЛАРИНА: Фанатом.

Н.ПРЕСНОВА: Фанатом, буквально таким фанатичным поклонником. Дело дошло до того, что когда он узнал о смерти императрицы, он даже заболел горячкой, у него отнялась речь, и он умер.

К.ЛАРИНА: От переживаний.

Н.ПРЕСНОВА: От переживаний, это послужило для него таким ударом - потеря, кончина императрицы. Такой человек был.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он императрицу любил больше, чем супругу.

К.ЛАРИНА: А дети были у них? Я читала, что у них 18 детей было.

Н.ПРЕСНОВА: Да, вы знаете, я в литературе обнаружила опять-таки разночтения - кто-то пишет о том, что у них было 18 детей. Но из этих 18-ти четверо были близнецами.

Где-то отмечены сведения, что у них было 9 детей. В любом случае, это была многодетная семья. Это было очень чадолюбивое семейство.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А вот к тому моменту, когда создавался портрет, что влияет на Струйского? Вот ей 18 лет.

Н.ПРЕСНОВА: Совершенно юная особа, вышедшая замуж буквально некоторое время назад, что называется.

И вот молодые супруги уехали в Рузаевку, в провинцию - в Пензенскую губернию. Поселились вот в этом саде.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Она вышла из своего дома, я имею в виду родительского, и попала в какой-то сумасшедший дом.

Н.ПРЕСНОВА: Струйский был достаточно образованным человеком своего времени: он владел несколькими иностранными языками, у него была в усадьбе прекрасная библиотека, картинная галерея. И он увлекался оптикой.

И, кстати сказать, к его чудачествам можно отнести то, что он в с воем доме-дворце, в усадьбе устроил такой кабинет наверху, на самом верху усадебного дома, который назвал Парнасом. И он там любил уединяться. Причем, запрещал всем посещать свой кабинет. У него там пыль уже накапливалась вековая, что называется. И он не разрешал ничего убирать прислуге, чтобы вот это сохраняло ощущение нетронутости. Философия такая была. Чтобы никто не вторгался в его обитель.

И он предавался там чтению книг, сочинению своих стихов.

И опять-таки Иван Михайлович Долгорукий так о нем сказал:

"Влюбясь в стихотворения собственно в твои, издавал их денно и нощно".

К.ЛАРИНА: Давайте, мы успеем еще про Рокотова поговорить, тут-то не было таких чудачеств? Он сам по себе, что за личность был?

Н.ПРЕСНОВА: Он жил в этом доме у Струйских, он не то чтобы жил, он мог приезжать в гости, общался со Струйскими. Приезжал так же, как и Долгорукий к ним в Рузаевку.

Кстати, неизвестно точно, где были написаны эти портреты - в самой ли Рузаевке, или в Москве. Точно ответить на этот вопрос нельзя.

Но известно, кстати сказать, что Рокотову Струйский заказывал несколько портретов. Вот почитая его как талантливого портретиста, он несколько портретов заказал, помимо своего портрета и портрета супруги, он ему заказал портрет Неизвестного в треуголке, который в настоящее время находится в Третьяковской галерее в экспозиции, также это портрет Неизвестного в зеленом кафтане, Сумарокова и портрет Екатерины Второй. - Вот эти три портрета в Историческом музее, в Москве.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не перенял ли художник манеры заказчика?

Н.ПРЕСНОВА: Струйский неоднократно, неоднократно заказывал Рокотову портреты для своей коллекции. И, кстати, все эти перечисленные портреты хранились в Рузаевке, а потом попали в Исторический музей.

То есть, это как бы ядро его коллекции - Рокотовское.

И их действительно многое связывало. Например, Струйский так доверял Рокотову, - вот к вопросу о его чудачествах. Наверное, он видел в нем такого стабильного, профессионального художника. Именитого, даровитого, что отдал ему в обучение своего крепостного Петра Зяблова, который написал, скопировал картину Рокотова "Кабинет Шувалова".

Кстати сказать, Рокотовская картина не сохранилась на сегодняшний день, а копия работы живописца Петра Зяблова сохранилась и находится в настоящее время в Историческом музее. Такой казус.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А у Рокотова был свой дом, какая-то квартира, где он жил? И позволяли вот эти средства от заказов оставаться свободным?

Н.ПРЕСНОВА: Совершенно верно. Он именовался свободным живописцем. И, переехав в Москву, известно, что уже в 80-х годах, это точно известно, что он имел в Москве свой дом на Старой Басманной улице.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Купил?

Н.ПРЕСНОВА: Видимо, купил, да, исполняя многочисленные заказы.

Дело в том, что, еще даже живя в Петербурге, до московского периода, до переезда в Москву, он имел уже свою мастерскую, где обучал учеников.

Известно, что он имел многочисленных учеников, но перечислить их, поименовать пока вот невозможно.

К.ЛАРИНА: А семья?

Н.ПРЕСНОВА: Вот о семье тоже ничего нельзя сказать, к сожалению, это пока неизведанная такая страница его биографии. Жена, дети+

К.ЛАРИНА: Он, конечно, большую жизнь прожил.

Н.ПРЕСНОВА: Для того времени это очень большой отрезок времени.

К.ЛАРИНА: Насколько востребован он был в течение всей жизни?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, судя по его заказам, можно сказать, что у него целая галерея сохранилась его образов. И хотя самые последние, вот, как я уже сказала, период расцвета падает на 70-80-е годы, а вот к 90-м годам немножко его творчество идет на спад, видимо, возраст сказывается. И к 90-м годам уже относится меньшее количество произведений, дошедших до настоящего времени.

К.ЛАРИНА: И опять же, возвращаясь к началу: действительно сто лет умолчания было вокруг его имени? Что мирискуссники открывали его для себя и для публики Рокотова в начале века двадцатого?

Н.ПРЕСНОВА: Это не только относится к творчеству Рокотова. Для многих художников 17-го века историография их творчества действительно как-то надолго их умалчивает.

К.ЛАРИНА: А с чем это связано?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, с какой-то традицией такой литературной. А потом действительно и мирискусники, многие литераторы, исследователи русского искусства начала двадцатого века как бы по-новому пересмотрели. Как переоценка ценностей происходит. Так периодически происходило. И действительно многих художников открывали заново.

И выставки организовывали. И, кстати сказать, первая персональная выставка Рокотова была в 23-м году, в первые советские годы. 1923 год.

К.ЛАРИНА: А до этого ничего не было?

Н.ПРЕСНОВА: Персональной выставки его не было. Какие-то произведения его участвовали в крупных выставках - в Таврической выставке 1905 года, вот которую Дягилев, он был комиссаром этой выставки, и о других каких-то портретных крупных таких проектах.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Есть еще не открытые произведения Рокотова, на Ваш исследовательский взгляд? И сколько их в Третьяковской галерее? Что можно посмотреть?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, я думаю, на сегодняшний день все-таки есть еще не открытые произведения Рокотова, которые могут числиться в рубриках "Работы неизвестных художников", или считаться Рокотовскими под вопросом, то есть, предположительно относится к его кисти. И это работа будущего - вот подтвердить, изучить, заново пересмотреть многие произведения. Такова судьба многих произведений не только Рокотова, но и других портретистов 18-го века. Как-то с течением времени накапливается все-таки блок данных атрибуционных по творчеству определенного художника, когда накапливается материал в отношении его манеры письма, сравнение с его бесспорными произведениями, - все это дает опыт для исследований неизведанных его произведений, особенно, которые хранятся в других музеях, вдали от Петербурга и Москвы, где у нас все-таки возможностей больше для изучения его вещей.

А что касается коллекции Третьяковской галереи, она довольно многочисленна, и в зале, естественно, не все вещи представлены, представлена лучшая коллекция произведений, достаточно много вещей. Но какая-то их часть хранится еще в запаснике.

В Русском музее, в Петербурге очень много его произведений хранится, часть вещей в Историческом музее. Вообще, нужно сказать, что его произведения рассредоточены по многим музеям нашей страны.

К.ЛАРИНА: Вообще, когда смотришь его работы, портреты, трудно даже себе вообразить, что это работы, выполненные на заказ.

Вот об этом, насколько он там чувствует, интуитивно, может быть, вот какое-то внутреннее свечение, да, если мы говорим о женщинах. Но мне кажется, что у него наверняка был свой образ идеальный женский, может быть, к которым он сам пытался приблизиться, даже с помощью тех женщин - известных и неизвестных, которых он писал на заказ.

Мне кажется, что. Короче говоря, он дарил им больше, чем они того заслуживали. Может быть, я ошибаюсь.

Н.ПРЕСНОВА: Может быть, он видел в них просто это.

К.ЛАРИНА: Он домысливал Струйскую. Но это все-таки знакомый человек. Я так понимаю, да?

Н.ПРЕСНОВА: Будучи портретистом 18-го века, ну как, наверное, всякий художник, старался лучшее в человеке раскрыть. И он видел своего персонажа, героя своего портрета в лучших, со стороны лучших каких-то проявлений. Может быть, где-то даже стараясь, не то чтобы приукрашивать свою модель, но, в общем-то, показать, искренне показать то лучшее, что в человеке он открывал.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И при этом удивительно, что абсолютно нет никаких характеристик самого Рокотова: каким он был человеком, как он выглядел?

К.ЛАРИНА: А у него есть автопортреты?

Н.ПРЕСНОВА: Автопортреты, к сожалению, неизвестны.

К.ЛАРИНА: А был ли Рокотов вообще?

Н.ПРЕСНОВА: Самый первый портрет, самый ранний, который до сегодняшнего дня известен работы Рокотова, это портрет Неизвестного молодого человека 1757 года. Это даже не Петербургский период. Он хранится у нас, в Третьяковской галерее. И какое-то время исследователи считали, что это автопортрет художника.

Затем вот эту версию исключили.

К.ЛАРИНА: А зря! Это было бы красиво.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, это сложно доказать. Это сложнодоказуемо. И какое-то время считали, что и до сих пор предполагают, что это портрет гравера Чинусова. Русского гравера Чинусова. То есть, очень сложно такое давнее время изучать - 18 век, в силу неполной сохранности архивных документов, фактологии и ряду других причин.

К.ЛАРИНА: Ну, все. Заканчивать мы должны.

Наталья Преснова, старший научный сотрудник Третьяковской галереи приоткрыла нам завесу тайны вокруг имени Федора Рокотова.

Ну, а сейчас мы приглашаем вас на выставку и, в первую очередь, в Третьяковку.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024