Память Святого Силуана Афонского - Вглядываясь в традиции - 2011-09-25
ОТЕЦ М. КОЗЛОВ: Вчера в Православной Церкви совершалась память святого, жившего совсем недавно. Ну, с точки зрения Вечности, недавно. Он ушел в путь всея земли в 1938-м году на Афонской горе. Православные люди хорошо знают этого подвижника. Его имя Силуан, преподобный Силуан Афонский. Чрезвычайно интересен путь этого человека к монашеству, к святости, к жизни в Боге. Был простым русским крестьянином, едва ли слишком грамотным, по причине внутренней драматической семейной коллизии посетившим Афонскую гору. И, между прочим, тоже приметно, не могу не заметить в скобках: русский крестьянин мог дойти до Афонской горы, и разговоры всяческие о закрытости нашего общества в императорской России будем принимать хотя бы с этими поправками. И так ему на Афонской горе понравилось, что крестьянский юноша остается там навсегда. Проживет много десятилетий, станет духовным центром русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне. К нему с разных стран будут собираться множество людей, потом в основном из русской эмиграции, видя в нем живого святого, человека, в котором правда Божия исполняется и который тебе о твоей жизни правду Божию скажет. Я хочу рассказать о нем только одну короткую историю, одно короткое повествование. Уже ближе к порогу его земной жизни, в 20-е годы его посещает один из русских священников, служивших тогда в Китае, где, как вы знаете, оказалось множество наших соотечественников, после гражданской войны бежавших от власти большевиков в Китай. Русские, как могли, старались свидетельствовать о православной вере окружающим их китайцам, но не очень просто получалось китайцам, хранившим свою этническую религию, несколько больше надежды было донести свидетельство о православии тем китайцам, которые были христианами, но других конфессий. И вот этот гость стал рассказывать преподобному Силуану о том, как он это делает. «Вот когда они идут на мессу, - он ходил проповедовать китайцам-католикам, - я становлюсь где-нибудь на подходе к их храму и начинаю им говорить, что их вера – блуд, что они если не покаются, все погибнут, что Ватикан – это синагога Сатаны, что Папа Римский – слуга Антихриста». Старик Силуан спросил своего гостя, каковы же плоды его проповеди. Про обращенных не очень можно было понять, а плоды исповедничества были, потому что иногда терпели, несколько раз сдали в полицию, один раз даже побили довольно сильно мужественного миссионера. И вот тогда старец Силуан сказал ему: «Отче, если вы будете этим говорить, что их вера – блуд, они вас ни за что не послушают, потому что их душа знает, что они хорошо делают, что в Бога верят, хорошо делают, что Божию Матерь призывают, хорошо делают, что святых почитают, хорошо делают, что ко Христу идут на богослужение. И этого их душа никогда не примет. А вот если вы им будете говорить, что они хорошо делают, что в Бога верят, хорошо делают, что Его Матери молятся, хорошо делают, что Его угодников стараются принимать за образ следования и от молитвы в Него не отстают, но вот то-то и то-то красивее, глубже, значительнее раскрыто в святом православии, то тогда и они вас послушают, и вы не зря время проведете, и все мы спасемся и Господь о нас будет радоваться». Вот если эти слова преподобного Силуана перевести на сухой язык методологии, мы можем сказать, что в этом его указании заложен очень важный методологический принцип общения и с иноверными, и даже шире – с инакомыслящими. Не обличить в первую очередь, не указать на изъяны и недостатки, а найти хотя бы искру истины в том, что говорит твой оппонент, постараться то доброе, что есть в душе, мировоззрении, во взглядах каждого человека, увидеть, поддержать и на этом добром строить его путь к более глубокому, серьезному, ответственному познанию мира, самого себя и Бога.