Яблочный спас - Вглядываясь в традиции - 2011-08-21
ОТЕЦ М. КОЗЛОВ: Позавчерашний день, 19 августа, был праздник Преображения Господня, Яблочный спас. Что это за событие и почему оно включается в число двенадцати главных событий церковно-богослужебного года? Незадолго до своих крестных страданий Иисус Христос поднимается на гору Фавор, берет с собою трех своих самых близких ученик (Иакова, Иоанна и Петра) и преображается – то есть, изменяется перед ними. Один из евангелистов Марк пишет: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить, и лицо Его стало сиять, подобно солнцу». Ему явились два ветхозаветных праведника Моисей и Илья, беседовали с ним о том, что должно вскорости произойти. А потом очень трогательно: апостол Петр говорит, что нам так хорошо, Господи, тут с тобою, давай мы сделаем палатки, тебе одну, Моисею и Илье, нам, тут останемся». «Останемся» - имелось в виду… имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что там в низу этой горы, уже нас никогда не коснется. Но Господь берет его, других двух апостолов, спускается в этот мир, вскорости ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что он не просто хороший человек, бесконечно хороший, не просто верный принципам своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности своей идеи философ – что он есть сын Божий, человек, конечно же, настоящий, не фантом, по природе человек, но одновременно и Бог, сын Бога живого. И с тех пор это стало одним из принципиальных положений христианской веры. Собственно, без этого нет христианства, без того чтобы признавать Иисуса Христа настоящим человеком, не очередным перевоплощением, не бесплотным духом, имевшим только некую видимость плоти, а настоящим человеком, но при этом и настоящим Богом. Не сыном Божиим по Льву Николаевичу Толстому, в том смысле, как все хорошие люди являются детьми Божиими, и уж тем более не по Михаилу Афанасьевичу Булгакову просто хорошим человеком, а настоящим Богом. Праздник Преображения – это, кроме того, еще указание и напоминание нам, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности и в истории, вселенная есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам, на своем моторе движущаяся, а возлюбленное творение Божие. Человек – венец этого творения. И Господь не всегда понятными нам, но, несомненно, руководимыми его любовью путями ведет всю эту Вселенную, все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения, такого же просияния и прикосновения к Богу, какое испытали апостолы на Фаворской горе. И о том, что это становится реальным, знали в веках многие-многие подвижники благочестия, те, кого называли исихастами – то есть, молчальниками на горе Афон. Или такие, как преподобный Серафим Саровский, наш великий святой конца 18-го – начала 19-го веков, который оставил беседу с помещиком Николаем Мотовиловым, в которой рассказывал ему о том, что такое благодать Святого Духа, показал тому, какое это тепло, какое это умиление, какая это радость, какое это не умозрительно-философическое, а реально-жизненное прикосновение к живому Богу. И сегодняшний праздник со всеми его яблочками, со всем виноградом, который можно вкусить уже в эти дни после богослужения, начиная с минувшей пятницы – это, от этой малой радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения до великой радости всепроникающей благодати Божьей, напоминание о том, что не бойся зла. Тот, кто с нами, всегда сильнее того, кто против нас.