отец Максим Козлов - Вглядываясь в традиции - 2011-05-01
ОТЕЦ М. КОЗЛОВ: Ни один праздник не празднуется в Церкви так долго, как Пасха. Каким-то срок день, каким-то – неделя, а Пасхе – 40 дней. И 40 дней будет звучать торжественное приветствие «Христос воскресе», тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех (то есть, умершим) жизнь (живот) даровав». И это ликование будет отзываться в сердцах сотен тысяч и миллионов людей так же, как оно отзывалось на протяжении столетий до того. И каждое воскресенье этого пасхального периода исполнено особенного значения. В свете Пасхи перед нами поставляется тот или иной человек, та или иная встреча: разговор Христа уже по воскресению его, но до того, как он вознесся на небо. И предлагается нам подумать, а что я и этот человек, а что для меня значит, и для всей Церкви значит, для всего человечества значит этот разговор. Вот в первое, сегодняшнее воскресенье, речь идет об апостоле Фоме. Ну, все знают, Фома неверующий. Поменьше людей знают, что, собственно, произошло. Фома однажды не оказался вместе с апостолами, когда они собирались на молитвы и на богослужения и на трапезу. Не оказался, так что очень имел основания этому пожалеть. Именно на эту молитву и на эту трапезу к ним является воскресший Христос. Они ему рассказывают, как это было. Можно представить, как, захлебываясь, ликуя, не имея силы молчать, рассказывают. Он говорит: «Не верю. Не верю, пока сам эмпирически не ощущу». Он так, очень жестко высказывается. «Пока руки не вложу в ребра, пока ноги не почувствуют прикосновения моих пальцев. Вот тогда скажу: «Да, воскрес». А не то, что вы все здесь, фантом какой-то видели, и у вас коллективное заблуждение». И через неделю он его видит, видит, и Христос ему предлагает: «Давай, пробуй, вкладывай руки. Вот рана от копья, вот можешь увидеть, что я не привидение». И Фома тогда отвечает (ничего ему уже не надо трогать): «Господь мой и Бог мой». И слышит ответ Христа: «Это, конечно, все хорошо, Фома, что ты поверил, но как счастливы те, кто не видел и уверовал». И отсюда возникает два пути богопознания, ни один из них не закрывается для нас Богом. Один путь – интеллектуального поиска. Господь, не оттолкнув Фому, не обличив его за его отказ поверить словам других людей, своих же собратьев-апостолов, говорит: «Да, вы можете так меня искать, вы имеете право на честное сомнение, вы не призваны просто подчиниться внешнему авторитету и сказать: «Поскольку традиция так предписывает, поскольку есть многовековая практика, то вот и вы давайте, делайте, как все». Нет же». И это оправдание, оправдание от Бога всех тех бесконечных поисков, дерзаний мысли, сомнений и заблуждений, через которое проходило человечество и конкретный человек в искании Бога. Но, указав на правомерность и на оправданность такого пути, Христос говорит, - и это очень утешительные на самом деле слова, - что есть богопознание открытое. Тем, кому нет таких полетов мысли, кто вовсе не обязательно является неким гением интеллекта или вынужден преодолевать сомнения и колебания, а тот, кто детской простотой веры и чистотой буши может просто откликнуться и обрести знание не менее глубокое, не менее непосредственное и не менее утверждающее в том, чтобы жить-то по-божьи через прикосновение чистой детской верой. И вот это от Бога данное оправдание двух путей мы здесь должны бы не забывать и один другому никогда не противопоставлять: науку и религию, церковь и, интеллектуалов и простецов. Ибо Христос руки открывает всем. Давайте же, ну. Хотя бы перед лицом Воскресения Христова не ругаться друг с другом.