Купить мерч «Эха»:

Библиотека украинской литературы в Москве и что с ней стало - Валерий Семиненко, Юрий Кононенко - Город - 2007-10-20

20.10.2007

С. БУНТМАН – Добрый день. Программа «Город». И сегодня мы займемся историей, которая происходит сейчас на наших глазах, но не очень на наших глазах с Библиотекой украинской литературы в Москве. У нас в гостях пока только Юрий Кононенко, здравствуйте.

Ю. КОНОНЕНКО - Добрый день.

С. БУНТМАН – Но к нам, я думаю, Валерий Семиненко - сопредседатель объединения украинцев России подойдет. Здравствуйте. Подошел Валерий Семиненко. Я когда последнее время я заметил, я часто езжу по Трифоновской улице. И я вижу, украинская библиотека на Трифоновской, в местах, которые я хорошо знаю. Вот, думаю, как хорошо. Оказалось, что все не очень хорошо. Расскажите ситуацию и об истории библиотеки. Юрий, вы начнете или Валерий Семиненко?

В. СЕМИНЕНКО - Здравствуйте.

С. БУНТМАН – Какова ситуация сейчас с библиотекой. Чтобы мы зафиксировали настоящий момент, а потом мы бы об обстоятельствах, истории поговорили.

В. СЕМИНЕНКО - Коротко ситуация такова, что библиотека на грани закрытия, полного выхолащивания ее национального, культурного компонента, именно права полностью называться библиотекой украинской литературы. И все это началось сразу же в прошлом году, после торжественного открытия, то есть не открытия, а торжественного вручения ключей от нового помещения. То есть, в общем, хорошего великолепного помещения, не прошло и полгода, как библиотеку начало лихорадить, и в общем, мы до сих пор не можем получить внятный ответ, что же от нас хотят. Что мы должны сделать, чтобы библиотека работала полноценно.

С. БУНТМАН – Сейчас не полноценная работа.

В. СЕМИНЕНКО - В чем неполноценная. Во-первых, после нападок злостных нападок движения «Местных», в общем, направляемых и тому подобное, что якобы там образовалось гнездо украинского национализма, бандеровщины и прочие, прочие ярлыки. Непонятно, потому что и я, и Юрий Григорьевич Кононенко и многие, мы все с Восточной Украины. Я из Днепропетровска, из Харькова, даже этнически мы…

С. БУНТМАН – А если бы вы были западной Украиной, ну и что. Это обязательно, что ли.

В. СЕМИНЕНКО - Тогда бы вдвойне это все было. И начали нас обвинять в этом. Что вот, гнездо. К чему, почему так случилось. Может быть, потому что мы организовали круглый стол по рассмотрению проблем голодомора 1932-33 годов. Собственно, наверное, с этого и началось. Поскольку не прошло буквально несколько дней, как «Местные» тут как тут. И с лозунгами, причем подстрекательными, да и этническими: вам не поссорить два народа, вроде бы, кто собирался ссорить два народа. У Юрия Григорьевича и меня жены коренные москвички, семьи у нас смешанные. Даже на бытовом уровне никак нельзя ссорить два народа русский и украинский. И после этого сразу начало лихорадить библиотеку. Еще один шел пикет. Некоторое время затишье вроде бы все успокоилось, мы сначала молчали, думали, пронесет, но оказалось, но не пронесло. Мы начали сопротивляться, взывать, просить заступничества Украины, у посольства. Мобилизовали украинские организации России. Но, тем не менее, судя по всему, в некоторых властных коридорах вызрело намерение зачистить, как я называю украинское пространство в России. Чтобы оно было…

С. БУНТМАН – Даже так.

В. СЕМИНЕНКО - Именно так. Зачистить, не совсем его уничтожить, а сделать его…,. чтобы никуда не лезли, например, конкретный пример. Профессор Санкт-Петербуржского университета написала книжку «Иван Мазепа». Очень хорошая книжка. Издательство «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» выпустила книжку. Замечательная книжка. Мы наметили презентацию в библиотеке. И нет.

С. БУНТМАН – Почему? Она же вышла в России. В Санкт-Петербурге. По этому поводу можно было не только презентацию устроить, а круглый стол.

В. СЕМИНЕНКО - Совершенно правильно.

С. БУНТМАН – Потому что существует миллион мнений о Мазепе, невероятная трагическая фигура и понятно, что с разных сторон рассматривается по-разному.

В. СЕМИНЕНКО - Это действительно, недаром выдающиеся поэты: Пушкин, Байрон, каждый посвятил Мазепе поэму. Это действительно довольно неоднозначная, но очень известная историческая личность. И поэтому когда именно эта женщина в Санкт-Петербурге, исследователь Мазепы выпустила довольно объективную книжку об Иване Мазепе, показала, что было две правды. Была правда Петра, который строил империю, и расширял свои владения. И была правда Ивана Мазепы, который защищал автономию украинцев, вроде договаривался Богдан Хмельницкий. Но, тем не менее, эти две правды схлестнулись. И поэтому объективное историческое рассмотрение того, что было, оно ничему бы не помешало. Нам запретили это делать. Но мы перенесли презентацию в Историческую библиотеку. И хвала, слава Богу, директор Исторической библиотеки Михаил Дмитриев Афанасьев с удовольствием провел эту презентацию. Приехали издатели, приехал автор. Полный зал народу и ничего не случилось. Поговорили о Мазепе, о Петре, о том, о сем. И никто абсолютно не усмотрел в этом каких-то поползновений на вражду между русскими и украинцами.

С. БУНТМАН – Поссорить русский и украинский народы. Скажите, административно, в чем сейчас это выражается.

В. СЕМИНЕНКО - Административно, что еще началось. Сразу приказ по закрытию библиотеки.

С. БУНТМАН – В чьем подчинении?

В. СЕМИНЕНКО - Управление культуры Центрального округа. Департамент по культуре правительства Москвы. И плюс правительство Москвы. То есть это чисто московское городское подчинение. Где-то прямо перед шевченковскими праздниками в начале марта сразу как гром среди ясного неба приказ о реформировании этой библиотеки. Сделать из нее библиотеку народов России. То есть это фактически размыть украинский компонент, ради чего мы собственно 18 лет добивались.

С. БУНТМАН – А другого места нет, библиотека народов России нужна. Чтобы мы могли почитать и те, кто хочет и те, кто знает, почитать литературу на татарском, башкирском языке. На том же украинском, который тоже один из языков народов России, на мордовском и так далее. Это правильно, но почему одно подменяется. У меня не так давно была передача, тоже такие якобы благие намерения. Потому что существует Дом скульптора давно, скульпторы сами починили еще в 70-х годах - здание. И под предлогом создания фонда культурного обмена между странами СНГ, сейчас готовое здание, в котором проводятся многие мероприятия, их список не надо проверять, как сейчас определенные органы делают, а часто ли там бывают мероприятия и не пустует ли здание, и не сплошная ли там пьянка-гулянка. А там действительно существуют мероприятия. Почему отбирать это, а не сделать в огромном количестве помещений, которые есть в Москве. Сам Лужков сказал, чтобы на первых этажах были библиотеки. Одна из них должна быть украинская в очень хорошем месте.

В. СЕМИНЕНКО - Мы собственно как раз и озадачены были весьма этим. Мы не против и увеличения сети библиотек на всех…

С. БУНТМАН – Так кто же может быть против?

В. СЕМИНЕНКО - Мы очень даже за. Но почему именно за счет украинской библиотеки. Тем более что история создания и развития этой библиотеки это притча во языцех. У нас горы, кипы документов, обращений на различные…, самое первое обращение подписал первый украинский космонавт Павел Романович Попович. В 1989 или 1988 году. О воссоздании библиотеки украинской литературы, которая в 1938 году была распоряжением сталинского режима ликвидирована полностью. И с 1988 года мы начали именно по инициативе общественных украинских организаций движение за воссоздание этой библиотеки.

С. БУНТМАН – Кирилл инженер пишет в Интернете: «Не нужно было в такую зависимость ставить себя от московских властей. Новые компьютеры, кухня для персонала! И в итоге постоянная жизнь в страхе, чтобы мероприятия, проводимые библиотекой, не слишком раздражали власти "украинскостью". Если вы вспомните, то чем беднее была библиотека, например, когда она была на Сортировочной, тем больше было жизни и драйва, и тем чаще там звучала украинская речь. Давайте делайте альтернативную библиотеку. Кидайте клич, книги соберём!»

В. СЕМИНЕНКО - Книги соберем. Из фондов библиотеки подаренных книг именно украинцами, и не только украинцами, а собирателями украинской литературы по сравнению с закупленными на бюджетные деньги больше. Всего фонды 50 тысяч, но я продолжу. После этого конечно мы подняли гвалт на весь мир. И сразу через несколько дней этот приказ был отменен о реформировании, библиотека вроде осталась. Но, тем не менее, не мытьем, так катаньем все-таки решили библиотеку привести в соответствие с воззрениями, может быть некоторых товарищей. Заменили директора, директор под страшным давлением вынуждена была уйти по собственному желанию. Вслед за директором постепенно начали уходить опытные сотрудники, знающие язык, культуру. Семь человек уволилось. Назначен новый директор, я не хочу сказать, что она как специалист-библиотекарь, я просто не знаю, но человек не знает ни украинского языка, не знакома с украинской культурой. И начала набирать людей, тоже не знающих ни украинского языка, ни культуры. И чувствуется так, что такое мнение, да необязательно, есть словари, то зачем обязательно знать язык. Это в библиотеке украинской литературы. Поэтому мы сейчас настолько озадачены, как так.

С. БУНТМАН – Я бы посмотрел, как у Екатерины Гениевой в Библиотеке иностранной литературы в соответствующих отделах работали бы люди без знания языка. Почему считается, что французский, английский, суахили надо знать, чтобы книжки распределять, а украинский не надо,

В. СЕМИНЕНКО - А украинский вроде и не надо. Вроде похожи.

С. БУНТМАН – Пожалуйста, Юрий Кононенко.

Ю. КОНОНЕНКО – Сергей, вы знаете, что хотел сказать. Может быть начать полемизировать с Кириллом. На самом деле это достаточно сложный вопрос.

С. БУНТМАН – Кирилл, который предлагает: не надо было попадать в зависимость.

Ю. КОНОНЕНКО – И мне кажется, здесь нет никакого противоречия. Потому что история самой библиотеки она показывает, что успех тогда, когда соединяется общественная инициатива с государственной. Валерий уже сказал, что предыдущая библиотека или как мы называем – старая, она существовала в Москве примерно с 1918 по 1938 год.

С. БУНТМАН – Когда борьба с буржуазным национализмом и так далее.

Ю. КОНОНЕНКО – Началась она на волне большевистской революции и заигрывания с этими рабочими массами, потому что она была создана при рабочем клубе. А ликвидирована в 1938 году, когда все это уже заканчивалось и, причем последняя. Потому что таких библиотек было 17 в Москве. Не только украинская. Были три еврейские, цыганская, армянская, белорусская. Все это было закрыто в 1938 году. Хотя театры украинский и другие национальные учреждения были ликвидированы еще раньше. Как мы начали создавать библиотеку в конце 80-х годов, это был общественный подъем. Подъем, связанный с теми веяниями перестройки, которые были и мы часто говорим, что в создании этой библиотеки, это была как бы народная стройка. И тогда правительство Москвы, в котором в принципе, наверное, работали те же самые люди, что здесь, они это очень сильно поддержали, и воссоединение государственной поддержки и общественной дало очень большой результат.

С. БУНТМАН – Но время изменилось.

Ю. КОНОНЕНКО – Да, но понимаете, для меня остается загадкой, почему учреждение культуры, которое у нас же в России есть закон о библиотечном деле, есть нормативные акты, которые определяют, как работают библиотеки, почему происходит такая политизация работы и почему учреждения, вот это государственное учреждение культуры является заложником в каких-то моментах взаимоотношений России и Украины. Или еще чего-то.

С. БУНТМАН – Юрий, нам пишут несколько очень интересных замечаний. Ольга пишет и еще о том же Андрей. Ольга просто работает в бывшей Ленинке. И говорит, что там очень много есть литературы народов бывшей СССР, теперь России, представлено достаточно полно. Спецбиблиотека народов России нужна только господину мэру. Я бы не согласился с последним. Потому что замечательно было бы, если бы была не с такими сложностями, как ходить в госбиблиотеку Ленинку, а чем больше будет библиотек нормальных и университетских и квартальных и других, и просто общественных и государственных библиотек, в которых можно было бы ту или иную литературу и специализированных библиотек, тем лучше. Это необязательно делать одно за счет другого. Как раньше было: церковь за счет культуры, культура за счет церкви, когда возвращали здание. Одно другому не должно мешать. Просто я понимаю, насколько замечательны и привлекательны помещения, будь даже на самых окраинах Центрального округа, где сейчас помещается украинская библиотека. Так что одно другому не мешает. Извините. Но нет такого выбора. Или украинская библиотека, или библиотека народов России.

Ю. КОНОНЕНКО – Конечно нет. Тут еще вот что нужно сказать. Что этот отдел литературы народов бывшего СССР, а сейчас России называется, он на самом деле есть в Москве. При городской библиотеке Некрасова. Он есть. Его история тоже очень тяжелая. Потому что создавался он в начале 70-х годов. Была такая энтузиастка библиотечного дела Татьяна Пушкина, которая много лет этим занималась и особенно прямо об этом нужно сказать, малые народы России, которые или имеют свою государственность, автономные республики, или не имеют, это было в советское время практически единственным местом, где они могли поддерживать свою культуру. Проводить мероприятия, чтения, где был фонд такой. Драматичность истории этого отдела такова, что сейчас он существует, но в законсервированном виде. То есть, у него нет помещения. Конечно, нужно, чтобы этот отдел либо в качестве библиотеки, либо в качестве нормальных условий для отдела, он существовал. Но естественно причем тут украинская. Потому что когда 26 мая, о чем Валерий сказал, библиотеку нашу открывали, то присутствовала Людмила Швецова, первый зам. мэра Москвы, которая говорила очень правильные слова, что это правительство Москвы поддержало украинскую общественность, которая на протяжении многих лет ставила вопрос о воссоздании библиотеки. Для того чтобы пропагандировать украинскую культуру. И библиотека может быть, чтобы у слушателей не создалось превратного впечатления, она не является транслятором какой-то пропаганды…

С. БУНТМАН – А почему вы должны в этом оправдываться?

Ю. КОНОНЕНКО – Нет, вы меня не поняли. Я не оправдываюсь.

С. БУНТМАН – Александр из Абакана нам пишет: на Украине говорят, нет русификации Украины, скажем, нет украинизации России. Александр из Абакана, неужели ужасные совершенно украинские захватчики, голые по пояс запорожцы и прочие страшные гетмановские сердюки пришли к вам в Абакан и вас завоевывают. Что вы простите за мой французский, несете.

Ю. КОНОНЕНКО – Сергей, я не оправдываюсь. Я просто говорю о том, что библиотека это информационное учреждение. Я на примере периодики хочу привести. Много лет есть такой принцип комплектования у нас, что мы, допустим, выписываем газеты общегосударственные, которые отражают точку зрения верховной рады Украины, правительства и газеты политических партий. Всех. То есть те, которые представлены в парламенте, а даже если не представлены, но занимают определенное положение в спектре украинской политики, то они выписываются. То есть речь идет том, что есть газета и «Партии регионов» и «Нашей Украины», и блока Юлии Тимошенко и блока Витренко. И коммунистической партии, и социалистической. Что угодно. То есть на самом деле читателю, как это и положено, дается широкий спектр мнений о том, что происходит в современной Украине на примере периодики.

С. БУНТМАН – Плюс еще можно не только в печатном виде в библиотеке, понимаете, работают специалисты, знающие язык, чтобы мы не плавали в Интернете, например, как это зачастую бывает, кто действительно интересуется всей ситуацией во всей ее полноте, объективной, восточной, западной, такой партии, сякой, оранжевой, бело-голубой. Ведь в чем прелесть специалиста, который тебе может сказать, на каком сайте можно посмотреть, какое издание и извините меня, перевести со словарем каждый дурак может и просто сказать, в чем смысл фразы, которую мы можешь на очень близком языке неправильно понять. Что с нами очень часто случается. На близких языках мы неправильно понимаем. Это нормальное культурно-просветительное, просите меня и политически цивилизационное учреждение. Вот в чем дело-то.

Ю. КОНОНЕНКО – Да и создавалось оно с достаточно большим трудом. Вы совершенно верно сказали. Вы представляете себе, что такое было за эти 19 лет создать коллектив, который бы разбирался в нюансах всего многообразия культурной и литературной палитры. У нас работали люди, которые не только знают язык, это были не только украинцы, это были люди, которые жили в свое время в Украине, которые по образованию своему по уровню культурному отвечали. И практически за буквально полгода уже можно сказать, что этого коллектива нет. Допустим, предыдущий директор. Это человек, который начала работать в библиотеке в 1994 году, которая прошла путь от простого обычного библиотекаря до директора учреждения. Которая понимала всю ситуацию и старалась действовать таким образом, чтобы библиотека именно была учреждением культуры. Ну и многие другие. И сейчас мы попали в такую ситуацию, Валерий здесь совершенно верно говорит, что на самом деле получается, вы абсолютно четкий пример привели с библиотекой иностранной литературы. Получается, что основной компонент неважен для, допустим, кадров. Это абсурдно.

С. БУНТМАН – Владимиру из Москвы, а также Олег Георгиевич замечательный, вот им как раз и нужна была бы такая, знаете, завернуть печенку с селезенкой в узел от ваших мыслей замечательных и пойти и посмотреть, как обстоят дела на самом деле. Они уже считают, что украинская библиотека обвиняет Россию в том, что Россия устроила голодомор, убирайтесь во Львов на улицу Шухевича и так далее. Вы считаете, что бандеровцы и УНА-УНСО единственные освободители Украины. Вот чтобы у вас не было такого представления, что на Украине сплошные русофобы и губители всего на свете, вот вам-то нужна библиотека. Вам нужна информация, если ваша кора головного мозга еще способна ее воспринимать. Вот для тех, кто способен, а не для тех, кто закоснел здесь, там, где в Куропотамии в своих глупостях. Вот для этого нужны газеты, библиотеки, книги, извините за выражение. Вот Лена спрашивает: есть ли в библиотеке цыганская или еврейская литература и других народов. Почему только украинская. Потому что украинцы извините, за вас отвечу, украинцы сделали библиотеку литературы. Что мешает. Между прочим, мне кажется, что с перестройкой, во-первых, цыганский язык и литература очень серьезно в 20-е годы был сделан, и потом, когда прервалось все, с 80-х годов существует и центр, и библиотека. Существуют центры, рядом с нами литовский центр замечательный. В старом посольстве доме Балтрушайтиса. Это должно быть, это не то, что может, это быть должно. Мы это должны делать. Точно так же как и русские культурные центры российские должны быть везде. И никто же не говорит, что мало библиотек на Украине и так далее. Ведь русских библиотек на Украине полно. Потому что часть жителей Украины, те, для которых русский родной.

Ю. КОНОНЕНКО – Там не русские библиотеки, а там просто фонды библиотек таковы, что например, в библиотеке Вернадского, это национальная библиотека Украины, там больше 90% литературы на русском языке. И в Украине нет такой библиотеки, где бы человек, который хотел бы на русском языке прочитать, не мог бы прочитать. А тут же ситуация совершенно иная. Наша библиотека единственная на всю РФ.

С. БУНТМАН – Александр из Абакана, я не буду вас больше читать, потому что вы не понимаете одной важнейший вещи. Вам хочется закрыться от всего на самом деле, но, судя по тому, как вы пишите, я не уверен, что с родным-то все в порядке языком. Каждый изучает и родной язык всю жизнь, и хотим и читать и изучать, но извините меня, украинцы в России в Москве и чтобы не было библиотеки при огромном числе украинцев, которые здесь испокон века живут и остаются украинцами и по культуре, и по всему. Почему это не должно быть. Простите меня, как в такой тяжелой ситуации как русские эмигранты после революции. Везде был центр, была библиотека, мы же говорим о сохранении культуры, почему везде, где ни присутствуем. Почему украинцы не должны именно обсуждать проблемы своей культуры и проводить мероприятия, причем у вас же, скажите, пожалуйста, у вас проводится анализ ДНК, чтобы на ваши мероприятия ходили только украинцы.

Ю. КОНОНЕНКО – Сами понимаете, что это смешной вопрос.

С. БУНТМАН – Понимаете…

В. СЕМИНЕНКО - Основная причина вот в чем. Нам что говорят, библиотека построена, помещение построено за деньги московского бюджета.

С. БУНТМАН – И что?

В. СЕМИНЕНКО - Деньги налогоплательщиков россиян. Но мы же тоже россияне. 254 тысячи украинцев живет только в одной Москве.

С. БУНТМАН – Это в стиле министра Соколова я вам скажу. За государственные деньги, значит, могу вам диктовать, что вам делать.

В. СЕМИНЕНКО - И раз вам Москва построила библиотеку, получается, пляшите под ту дудку, которую вам велят. То есть если посмотреть по центральному телевидению передачу про Украину или послушать, что говорят, просто такое впечатление, что там такой хаос, происходит неизвестно что. Снимаешь трубку и спрашиваешь: ребята, что у вас происходит. Нормально все.

С. БУНТМАН – Сложно.

В. СЕМИНЕНКО - Сложно. Я сам недавно приехал оттуда.

С. БУНТМАН – Тяжело выходит Украина из этого. Радует, кстати, что открыто политически выходит. Но смотрите, дороги у нас построены тоже за государственные деньги. И дома построены очень многие на государственные деньги. Это не означает, что представитель муниципалитета должен приходить ко мне и говорить, кто к вам пришел в гости. Какую книжку вы читаете.

В. СЕМИНЕНКО - Мы готовы плясать под какую-то дудку. Есть общественный совет.

С. БУНТМАН – Вы законы выполняете?

В. СЕМИНЕНКО - Да. Есть общественный совет.

Ю. КОНОНЕНКО – Можно одну минуту я скажу. Речь идет вот о чем. Что ведь как работают любые учреждения и в первую очередь государственные. Они должны выполнять законодательство РФ. И здесь нет никакого противоречия. Потому что пропаганда украинской культуры в постановлении правительства Москвы, в 2000 года была создана библиотека, там прямо записано, для чего она создается. Для организации доступа к информации на украинском языке, а также для знакомства россиян, то есть москвичей и вообще всех россиян всех национальностей с украинской культурой, историей и так далее. И отвечая на ваш прямой вопрос, конечно, два больших блока читателей и посетителей библиотеки это украинцы, которые не хотят забывать свой язык, свою культуру, они читают на языке. Но очень много россиян, то есть русских, евреев, других национальностей. Которые приходят, у нас более десяти диссертацией защищено российскими исследователями за 19 лет, которые пользовались фондом библиотеки. Потому что, что самое ценное в библиотеке, - это же ее фонд. После того как Ленинка, начиная с 1992 года перестала обязательный экземпляр получать, то практически, а мы стараемся комплектовать так, чтобы вот эти все точки зрения о событиях в современной Украине, об истории, литературе, культуре в целом были представлены, то практически же это можно сказать, для исследователей это единственное место, где можно посмотреть современную, в том числе и научную украинскую литературу.

С. БУНТМАН – И не научную тоже.

Ю. КОНОНЕНКО – Да.

С. БУНТМАН – Нет, и научную тоже. Потому что, в общем достаточно тяжело. Потому что мне говорят, на Украине вышли книги такие-то, по истории Украины. Например, 17 век, который больше всего меня интересует. Но говорят, поезжай, купи, когда наши корреспонденты едут туда. Это можно сделать в Москве. Я понимаю, что я могу по Интернету заказать и так далее. Я могу посмотреть. Кроме того, опять же можно спросить и подобрать библиографию. Это не значит, что я прочитал учебник украинский и со всем согласился, если я не согласен. Интересно знать, что там написано. Или книгу по истории или по книгу по культуре. Ладно, у нас на каждом углу бывает совершенно нацистская литература продается разного толка, искать что-то такое в украинской библиотеке я думаю, глупо. Света очень смешно пишет: на Трифоновской какой номер дома, я бы сходила.

В. СЕМИНЕНКО - Дом 61, милости просим. Библиотека выпускает план мероприятий на месяц. И по всем интересным событиям всегда откликается на самые интересные события, естественно, отмечаются дни классиков и России, и русских, и украинских. И я еще хочу продолжить.

С. БУНТМАН – Я хочу сказать, что это знают 61, я никогда не знал, что это 61, но это совсем рядом с пересечением с улицей Гиляровского.

В. СЕМИНЕНКО - Мы готовы плясать, то есть плясать что, мы готовы выполнять российское законодательство.

С. БУНТМАН – Правильно, естественно.

В. СЕМИНЕНКО - Библиотека работает под непосредственным и плотным контролем Управления культуры. Все планы утверждаются Управлением культуры и департаментом культуры правительства Москвы. Поэтому предъявлять нам какие-то обвинения в русофобии или еще разжигании какой-то вражды, просто такая ерунда сплошная. Поэтому есть общественный совет при библиотеке, куда входят весьма уважаемые граждане. Поэтому мы сейчас добиваемся единственного: давайте соберем расширенный общественный совет. Пусть придут эксперты с государственных органов и организаций и причастных именно к библиотечному процессу. Пусть придут ученые, пусть придет читательский актив. И давайте вместе сядем и разберемся, что же мы делаем не так. Потому что явно библиотека стала заложником политических отношений между Россией и Украиной. Нам это не нужно. Мы граждане России, мы здесь живем, мы голосуем за…

С. БУНТМАН – За кого голосуем.

В. СЕМИНЕНКО - За кого голосуем, совершенно правильно. Поэтому впутывать нас, пусть Украина, да мы переживаем за политический процесс. Но пусть они разбираются сами. И не надо нам туда соваться и мы не хотим просто каким-то образом туда соваться. Пусть разбираются сами. И они, слава богу, я надеюсь, и даже не надеюсь, а уверен, что они разберутся.

С. БУНТМАН – Вот Сергей Алексеев, директор издательства из Томска спрашивает: какова политика комплектации. Об этом Юрий сказал сейчас. И его источники. И есть ли полный текстовый доступ он-лайн?

Ю. КОНОНЕНКО – Пока, к сожалению, нет, потому что это связано с некоторыми техническими трудностями, хотя часть каталога можно в Интернете найти. Что касается комплектования, библиотека универсальная, то есть она собирает литературу по всем отраслям знаний за исключением естественных наук, медицины, сельского хозяйства, то есть вы понимаете, что основной упор это гуманитарные знания об Украине, история, география, философия, социология. И практически почти 50% фонда это литература художественная. Комплектуется она в первую очередь конечно, литературой, которая издается в Украине, это совершенно естественно, потому что литература украинская, которая выходит кстати и на украинском и на русском языках, но безусловно, мы собираем также и издания, которые касаются украинской тематики, которая выходит здесь в России. И если слушатель это знает, то в России выходят разные издания. В том числе, например, печатается известное такое течение в российской общественно-политической мысли, что украинцы как народ это не народ, это просто часть общей ветви российского народа. Украинский язык это не язык. Но если говорить о научной точке зрения, конечно, мы с этим не согласны, но это представлено. И такая литература тоже есть, чтобы она показывала всю сложность исторического развития и украинского народа и русского. То есть комплектуется, как мы полагаем, достаточно полно.

С. БУНТМАН – Сергей тот же продолжает, издатель из Томска: как интегрирована библиотека в мировое информационное пространство. Например, много украинцев в Канаде и Австралии есть, есть украинские диаспоры во многих странах.

Ю. КОНОНЕНКО – Библиотека, в чем ее особенность. Она начала создаваться в конце 80-х годов. У нее сразу не было карточного каталога, и нет. То есть сразу был электронный каталог. Это очень важно. Сейчас порядка 30 тысяч наименований книг, около 20 тысяч записей в электронном каталоге, и он, в общем, скажем так, почти доступен в этом информационном пространстве. И мы часто даже получаем, как это ни смешно выглядит, иногда электронные письма из Украины, где нас просят дать часть какой-то книги или статьи, которой нет в Украине. Как это ни смешно. И само собой, что…

С. БУНТМАН – Это информационное пространство мировое.

Ю. КОНОНЕНКО - Конечно. Что говорить тут о России, о Канаде. Это очень важно.

С. БУНТМАН – Валерий из Бессоновки говорит, что нельзя украинскую культуру рассматривать в отрыве от российской. Гоголь – чей писателей. И так далее. Конечно, нельзя.

В. СЕМИНЕНКО - Кто как считает. Если он считает его русским писателем, я его считаю великим русским писателем по происхождению – украинцем. Тем не менее, я могу считать его и украинским писателем.

С. БУНТМАН – Язык русский, на котором он писал. Господи, а можно ли украинскую культуру рассматривать в отрыве, например, во многих местах от польской.

В. СЕМИНЕНКО - То же самое.

С. БУНТМАН – От татарской культуры. Вот простите меня, когда мы говорим, мы говорим больше о функции языка. Создано на украинском языке или создано на разных языках на Украине. Это все зависит от ракурса.

Ю. КОНОНЕНКО – Но слушатель в данном случае…

С. БУНТМАН – Но вы не отрываете?

Ю. КОНОНЕНКО – Мы же находимся здесь в России. Есть специальная подпрограмма, которая специально подчеркивает и выявляет взаимосвязь и взаимовлияние русской и украинской культуры. Например, здесь в Москве в России всегда была хорошая школа переводчиков с украинского. Это и переводчики старшего поколения сейчас есть и среднего поколения, и молодого. Они часто очень приходят в библиотеку, собираются в такой своеобразный клуб. Очень много проводится, если говорить о массовых культурно-просветительских мероприятиях, таких литературных вечеров, когда русские поэты или писатели, которые имеют украинское происхождение, они пишут на русском языке. Но у них есть украинские мотивы, или они подчеркивают, что они украинцы. Это очень важно для сближения культур. Поэтому здесь нет никакого противоречия.

С. БУНТМАН – Абсолютно. Я когда упомянул о совершенно другом культурном центре напротив нас на Поварской, где центр Балтрушайтиса, кто такой Юргис Балтрушайтис, - выдающийся русский поэт-символист. При этом он большой литовский дипломат, мне все говорят, что литовские стихи у него гораздо хуже, но это дело вкуса. Но это большой деятель двух культур и двух стран. Друг всех русских поэтов символистов и их коллег. Это все очень сложные вещи. А извините меня, у нас такая плохо я бы сказал, в общественном сознании исследованная модель развития в том же любимом 17, модель культурная. Русская символическая поэзия, русские вирши, откуда они идут. Они идут с юго-запада. И нам просто в сцепке нужно с той же Киево-Могилянской академией быть в изучении этих предметов. Я имею в виду даже не учеными, а в быту. А это делается с помощью книг и библиотек. Неужели непонятно. По-моему, ясно, проще пареной репы. Как это говорят по-украински, я не знаю.

В. СЕМИНЕНКО - Нам еще вменяют, обвиняют нас в том, что дескать, была выставка украинского поэта эмигранта, практически он не жил в Украине Евгения Маланюка. Честно говоря, я, поскольку в библиотеке не работаю, я его до того не знал. Но выставка книг была, просто на доске выставлены его книги. Да, и тут же пришли «Местные», начали обвинять, вот Маланюка выставили. У него много антирусских высказываний. Да, у него есть и против тоталитарного режима сталинского высказывания. Очень много. Но есть и другие высказывания. Есть другая поэзия. Просто мы его столетие отметили, что это действительно выдающийся украинский поэт. Дальше если подходить с этой точки зрения, давайте Тараса Шевченко препарируем. Его высказывания.

С. БУНТМАН – Давайте.

В. СЕМИНЕНКО - Да его гнать из этой библиотеки. Его из Москвы вообще надо гнать. Вы посмотрит его высказывания. «Разрытая могила» его поэма и все прочее. Поэтому тут если взять Тараса Шевченко препарировать и все высказывания, которые он против именно…

С. БУНТМАН – Много кого можно препарировать. А зачем это нужно. Тогда по-советски у нас будет такой Тарас Шевченко в овале висеть в школе, три строки в не совсем точных переводах и фильм соответствующий. Все, больше ничего не будет.

В. СЕМИНЕНКО - Больше ничего не будет.

С. БУНТМАН – Вот Александр из Абакана как сказал бы мой папа: вступил в профсоюз и исправился. Так вот, извините, Александр, просто шучу. Как создаются электронные каталоги в библиотеке и как можно посмотреть.

Ю. КОНОНЕНКО – Часть можно посмотреть у нас в Интернете. Но электронные каталоги создаются с помощью специальных библиотечных программ. То есть это достаточно развитое уже программное обеспечение. Для нас это, я сказал, что мы занимаемся с 1993 года, вводится библиографическое описание, то есть это целая система работы.

С. БУНТМАН – То есть нормально и это делаются особые программы и все это не такое простое дело, это не домашнюю библиотеку.

Ю. КОНОНЕНКО – Если можно, я Александру из Абакана скажу, что там, в Хакасии достаточно активное украинское общество. И если он захочет познакомиться с украинской культурой, то он там найдет.

С. БУНТМАН – Насчет нашествия, да. Это все понятно. Скажите, пожалуйста, давайте подытожим, какие перспективы и ситуация какая-то абсурдная на мой взгляд. И какой-то в этом есть то, что мне очень не нравится сейчас, какой-то активнейший, сверхактивной перестраховки всего. Это связано с кучей всяких законов и кучей глупостей, которые существуют в разных политических высказываниях. По-вашему реальные перспективы все-таки, вы правильную вещь делаете и делаете это публичным. Это надо знать и москвичей и не только это волнует. Это не подковерные договоренности. Но все-таки скажите, в каком состоянии все дела и как можно проследить за тем, чтобы это вышло в разумное русло.

В. СЕМИНЕНКО - Мы еще раз повторяем, что нам нужен открытый разговор. Разговор со всеми людьми как из власти, так из общества, заинтересованными в существовании и развитии украинской библиотеки. Нам не нужны какие-то действия, а потом их не объясняют, почему так происходит. И мы где-то отрывочно, мы прекрасно понимаем, почему так происходит. Ну, так скажите нам прямо. Скажите прямо, что, дескать, что мы заложники политической ситуации. Вот и все.

С. БУНТМАН – Если хотите в чем-то обвинить, обвиняйте прямо, а не занимайтесь спором хозяйствующих субъектов.

В. СЕМИНЕНКО - Совершенно правильно.

Ю. КОНОНЕНКО – Да, потому что вообще я скажу про себя. Для меня это своего рода гуманитарная катастрофа. Потому что вы представляете себе, что было огромному количеству людей, энтузиастов этого дела, 20 лет собирать этот фонд, эти книги. Вот Валерий сказал, что мы написали более 700 писем Юрию Михайловичу Лужкову для того, чтобы вообще библиотеку создать. А получается, что, создав ее, мы оказались в какой-то совершенно непонятной ситуации сейчас.

С. БУНТМАН – Да, но Кирилл с чего мы начали нашу передачу, с его сообщения, он конечно в крайности идет, что давайте альтернативную, да не давайте альтернативную. Давайте еще одну. А эту библиотеку именно достаточно наивно, очень глупо защищать, потому что мы не понимаем эти вещи. Мы не должны понимать вот эти дурацкие намеки, простите. И подковырки. Не должны это понимать. Существует важная вещь – украинская библиотека. Как другие библиотеки существуют в Москве и другие культурные учреждения. Они существуют для того, чтобы свободно обсуждать проблемы. Для того чтобы был доступ ко всей полноте информации у всех нас. Вот так вот.

В. СЕМИНЕНКО - Мы даже решить вопрос, даже вопрос руководства библиотекой, давайте объявим конкурс на всю Москву. Неужели во всей многомиллионной Москве не найдется специалиста по украинской литературе, знающего язык.

С. БУНТМАН – А вам скажут, муниципальные существуют процедуры, кого хотим, того и назначим.

В. СЕМИНЕНКО - Вот так нам и говорят.

С. БУНТМАН – Это неправильно.

В. СЕМИНЕНКО - Я считаю, это неправильно.

С. БУНТМАН – Может быть это соответствует какому-то параграфу, закорючке и статье какой-то, какого-нибудь административного документа, но это неправильно по сути. Это очень по-совковому, не по-советски, а по-совковому, понимаете. Это глупость очень большая как мне кажется. Еще был вопрос, по сути гораздо более я бы сказал: есть ли у вас видеотека, аудиотека?

Ю. КОНОНЕНКО – Да, очень много. Более 2 тысяч наименований. Потому что, начиная с начала 90-х годов, первая часть конечно аудиодиски самая большая. То есть это записи украинской музыки и эстрады и классик и народных песен. Но библиотека также активно собирает и мультимедийные материалы, которые сейчас в Украине в большом множестве появляются. DVD-фильмы. То есть, представлено в данном случае украинское киноискусство.

С. БУНТМАН – Здесь спрашивают: а редкие фильмы, которые почти никогда не показывают можно посмотреть.

Ю. КОНОНЕНКО – Конечно.

С. БУНТМАН – И старые, и новые. Важная история.

В. СЕМИНЕНКО - И еще библиотека очень плотно работает с украинским образовательным центром. Мы пытаемся создать, у нас пока не получается, украинскую школу в Москве. То есть это фактически она русская школа, но с украинским этнологическим компонентом. Там история, народоведение, все прочее.

С. БУНТМАН – Как говорят с преподаванием ряда предметов…

В. СЕМИНЕНКО - Да. На украинском языке. Сейчас образовательный при 124 школе центр работает, последний год с осени сейчас появилось у нас много детей. Украинцы привели 1-2-3 классы. Мы создали большие группы. И библиотека как раз очень плотно работает с нами, дети там и праздники проводят, и много литературы мы получаем для образовательного центра через библиотеку. Мы работаем с детьми. И преподаватели очень довольны и родители.

С. БУНТМАН – Так что, ну что же. Хорошо, я желаю украинской библиотеке всяческого процветания и нормального отношения. Потому что те истерические выпады, якобы общественные движения, потому что они не общественные движения, это очень опасные движения. И те, кто их создает, они не знают, какой опасности они таят всевозможные, местные, тамошние, здешние, тутошние. Все это очень опасно для тех, кто их создает. Вы выпускаете таких джинов из таких бутылок и обостряете на тех местах, где совершенно не нужно этого делать. Существует нормальная жизнь, в которой есть и украинская литература, и ее библиотека. И она должна быть в Москве. Это абсолютно ясно и несомненно. Я поблагодарил бы еще раз, это какой 61-й дом? Тут нет никакой рекламы, друзья мои, можете вообще не ковыряться в этом. Тоже мне реклама. Книжками буду брать. И я должен сказать, что у нас в гостях были Валерий Семиненко и Юрий Кононенко. Это объединение украинцев в России и библиотека. Спасибо большое. Я желаю вам всяческих успехов и процветания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024