Купить мерч «Эха»:

Киберспорт в России - Дмитрий Кравченко, Никита Бокарев - Точка - 2016-12-11

11.12.2016
Киберспорт в России - Дмитрий Кравченко, Никита Бокарев - Точка - 2016-12-11 Скачать

А. Плющев

Московское время 21 час 4 минуты, добрый вечер. У микрофона Александр Плющев, здесь же управляющий партнер компании… Notamedia Сергей Оселедько.

С. Оселедько

Добрый вечер. Я думал, ты забыл, как меня зовут.

А. Плющев

Нет, я вдруг засомневался в названии твоей компании, вдруг переименовали за это время, пока мы неделю не виделись. Это программа «Точка». И сегодня будем говорить о киберспорте. Полгода назад у нас была первая передача на эту тему. Я думаю, что и сегодня точно не последняя.

Вот смотрите, я как новостник не могу не обратить внимание на ленту новостей, которые приходят. Вот молния, в 21:03, агентство РИА Новости – я не знаю, Саша Климов говорил сейчас в новостях или нет, мы просто за дверью стояли не слышали, о спортивном событии: вольник Магомед Курбаналиев завоевал золото Чемпионата мира по борьбе в неолимпийских весовых категориях – например, сообщает агентство нам РИА Новости.

И мы даем такие сообщения в новостях своих, это нормальные спортивные, идут, кто какие медали завоевал и так далее. Я не помню ни разу у нас, чтобы киберспортивные новости в новостях обычного формата, и вообще чтобы они еще на ленте информационных агентств – у РИА Новостей, у ТАСС, и Интерфакса появились, я за свою жизнь не помню.

И хочу как раз обратиться к нашим гостям. А сегодня в гостях у нас Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России, добрый вечер.

Д. Кравченко

Добрый вечер.

А. Плющев

Ну, Acer – понятно – игровая техника.

Никита Бокарев, руководитель медианаправления холдинга ESforce, добрый вечер.

Н. Бокарев

Добрый вечер, друзья.

А. Плющев

Мы обсуждаем киберспорт в России, и вот вопрос по поводу того, что я тут цитировал. Когда информационные агентства общего плана такого, когда они будут сообщать про победы в киберспорте, про медали? И когда мы будем брать эти новости, сколько лет еще пройдет?

Н. Бокарев

Если ответить коротко, то, наверное, должны состояться сначала громкие победы, для того чтобы попало это в сводку новостей. Но сегодня уже очень многие киберспортивные новости попадают в эти сводки, просто они связаны не с золотом, например, российской команды на каком-то крупном турнире, а связаны в основном со знаковыми событиями для киберспортивной индустрии, то есть, например, когда вышла новость о том, что Алишер Усманов инвестирует 100 миллионов долларов в киберспорт, об этом написали все, вплоть до Форбса и Блумберга.

А. Плющев

Это правда, была такая история.

Н. Бокарев

Поэтому здесь, я думаю, нужно ожидать от наших команд побед в первую очередь, и как только наши ребята выиграют на мировом чемпионате, я думаю, что все их с удовольствием с этим поздравят.

С. Оселедько

У меня чемпионка мира сидела тогда в июле по какому-то страйку в эфире. Так вроде бы как есть победы, не так уж мы плохо выглядим.

Н. Бокарев

Дело в том, что киберспорту 15 лет, и за это время, конечно, были и победы, были и поражения. Вот нельзя, например, не отметить здесь успехи команды NaVi, которые попали в книгу рекордов Гиннеса как команда, выигравшая три крупных чемпионата мира за один год. Но в последние 2 года, к сожалению, нашим спортсменам, таким командам, как Virtus.pro, например, не удается дойти просто до такого самого крутого результата на чемпионате мира.

А. Плющев

Это Никита Бокарев, руководитель медианаправления холдинга ESforce.

То есть, мы стоим буквально на грани, на пороге, да? Потому что, конечно, тут история в некоем признании. Мне кажется, сейчас по нашей даже рассадке можно вот так провести черту – на одной стороне окажемся мы с Сергеем Оселедько, а на другой – наши гости. Или, я не знаю, может быть даже, Никита будет в одиночестве во второй команде. То есть, люди, которые как бы представляют, чем живет киберспорт, и им интересуются, их вообще напрочь нет.

С. Оселедько

Посмотри, буквально в первую минуту эфира пришло два вопроса. «Что такое киберспорт?» и «Что понимается под киберспортом?», то есть, тут даже можно вернуться к июльскому эфиру и спросить: а что это вообще такое?

А. Плющев

Давай. Я-то всегда живу представлением, что слушатели только что обновили, знаешь, прослушали – это для них вторая серия. Нет, конечно, нет.

С. Оселедько

В двух словах хотя бы, да.

Н. Бокарев

Я начну, да? Спасибо большое. Под киберспортом очень часто люди понимают разные вещи, особенно люди, которые совсем в этом не разбираются. Очень часто родители детей думают, что киберспорт – это просто компьютерные игры, вот это и есть киберспорт. На самом деле – совсем нет. Киберспорт – это соревнования по компьютерным играм среди профессиональных игроков и профессиональных клубов. Естественно, у киберспорта есть такая любительская, скажем, прослойка игроков, да, это ребята, которые еще не подписывают контракты с крутыми киберспортивными организациями, это люди, которые принимают участие в любительских состязаниях.

С. Оселедько

… игровой футбол, короче.

Н. Бокарев

Да, да, что-то в этом роде. То есть, можно сравнить киберспорт с традиционным спортом, например, с футболом. Разве что у нас еще вот какие-то детские юношеские вот такие секции, их еще не появилось практически. Но суть такая же.

А. Плющев

Ты куда отдала ребенка? – Ну, я вот…

С. Оселедько

… в Counter-Strike.

А. Плющев

Да.

Н. Бокарев

Понимаете, я здесь бы добавил, что когда-то давно футбол этот путь тоже прошел, правильно? То есть, были же люди, которые отдавали себя футболу, любили его, и другим, наверное, было сложно понять, почему они это делают. Когда кто-то говорил…

С. Оселедько

… вы про Англию 19-го века?

Н. Бокарев

Например, да. То есть, когда кто-то говорил: я буду профессиональным футболистом, это всем казалось, ну, весьма странным: он гоняет мячик и бьет им в ворота. Но сейчас новое время, время цифровых технологий, и совершенно логично, на мой взгляд, появление такого нового вида соревновательной деятельности.

А. Плющев

Да, но мне кажется, лучше даже сравнивать не столько с футболом – все-таки, это, во-первых, далеко было от нас, а, во-вторых, он ближе к классическим олимпийским видам спорта, сколько, например, с автоспортом.

Н. Бокарев

Ну, например.

А. Плющев

Потому что сначала, наверное, было непонятно – ну, как это, моторы, они же гоняют – это же не люди делают, да? Человек мышцу-то не вкладывает свою, там – быстрее, выше, сильнее, вот это все.

С. Оселедько

Не скажи – там же надо быстро колесико крутить…

А. Плющев

То же самое абсолютно – тоже быстро надо, и точно, и с головой. Кстати, там какой процент головы в киберспортивных соревнованиях? Извините за вопросы такого, может быть, общего и дилетантского плана, но тем не менее.

Н. Бокарев

Совершенно нормальный вопрос. Сложно сказать, это зависит от игры. Есть, например, самые популярные на сегодняшний день так называемые киберспортивные дисциплины, это Counter-Strike, Dota и League of Legends. Это три самых популярных киберспортивных игры в мире. Dota2 и League of Legends – это так называемые MOBA игры, это такой игровой режим, когда есть 5 героев в одной стороны, 5 с другой, и задача – уничтожить базу друг друга, при этом применяя все возможные приемы, взаимодействие. Вот просто чтобы построить команду в Dota, нужно реально приложить огромное количество сил, для того чтобы познать все аспекты и тонкости игры. То есть, в этих играх больше сотни героев, которые могут выбрать игроки. Какой-то герой плохо выступает против другого определенного героя. Когда игроки выбирают этих героев, они применяют все свои знания, вообще, они пытаются построить какую-то игровую модель, предугадать, каких героев может взять соперник. Поэтому в Dota, наверное, 50% успеха – это голова.

Что касается Counter-Strike – это так называемая стрелялка с видом от первого лица, action называется этот жанр игровой. Counter-Strike очень сильно заточен на командное взаимодействие и на просто лютые тренировки, чтобы тренировать реакцию, тренировать стрельбу, тренировать выход на позицию, защиту позиции и так далее.

То есть, в киберспорте помимо того, что у людей работает голова на эту тему, они принимают огромное количество решений. То есть, вообще игровой процесс в киберспорте – это цепочка принятых решений двумя командами. Одни принимают решение сделать такую атаку, другие реагируют на это, и способность аналитически мыслить, она действительно очень важна для киберспорта. И кроме того, конечно, еще очень важная составляющая киберспорта – это опыт, как и, наверное, в любом спорте. То есть, не надо думать, что реакция – это прямо ключевая тема для киберспорта. Хороший пример – команда Virtus.pro, где сейчас игрокам уже сильно за 30 лет, они выступают на мировой арене больше 10-ти лет, и они по-прежнему являются чемпионами мира.

А. Плющев

Ветераны уже.

Н. Бокарев

Да. Они хотят вот как раз своим примером показать, что не только в реакции дело.

С. Оселедько

То есть, киберспорт – это интеллектуальная игра, как шахматы?

Н. Бокарев

Я думаю, что да, он гораздо ближе к этому жанру, да. То есть, там, конечно, присутствует так называемая физкультурная составляющая, да, то есть, довольно сложно на самом деле играть несколько матчей напряженных подряд, это требует действительно выносливости. Кроме того, как было замечено, здесь игроки делают огромное количество таких микродвижений, то есть, они кликают мышкой и кликают клавиатурой, все это имеет свой большой смысл, и профессиональные игроки делают это действительно очень быстро, то есть, моторика пальцев, да, например, если брать физическую составляющую, она должна быть действительно на очень высоком уровне. Вот этим мы от шахмат как раз очень сильно отличаемся.

А. Плющев

Знаете, для меня самое большое удивление, что не то, что проводятся турниры. Вообще, мне кажется, любая интересная игра людям - могут проводиться турниры, они могут быть более-менее массовыми и так далее. Для меня-то самое большое удивление – это то, что это оказывается зрелищным для огромного количества людей. Вот мне, уже с точки зрения возраста моего, это я как бы вижу и я это могу принять, а вот умом понять я это никак не могу.

С. Оселедько

Я тоже на эту тему удивился. Вот мы буквально за минуту до эфира говорили о том, что вот будет проходить Эпицентр, и там в прошлом году 8 тысяч человек что-то смотрели по киберспорту.

Н. Бокарев

Это в октябре было.

С. Оселедько

Отлично. Я тоже попытался себя представить одним из этих зрителей, и совершенно не понимаю, что я там могу увидеть, и почему это должно меня увлечь настолько, чтобы я на это несколько часов жизни потратил. Я сам не играю.

Н. Бокарев

В первую очередь, конечно, надо разбираться в игровом процессе. То есть, для человека, который не играет в Counter-Strike или в какую-то из перечисленных игр, ну, довольно сомнительное удовольствие наблюдать за соревнованиями, учитывая, что, ну, какой-то даже базовой информации об игровом процессе у человека нет. Можно сравнить это с какими-то там нишевыми видами спорта, там, правила которых сильно запутанные, и если ты этих правил не знаешь, то ты не понимаешь просто, что происходит. Поэтому в киберспорте та же самая история. Но для людей, которые в теме, которые играют, которые способны увидеть неожиданные решения, сильные ходы, вот это есть зрелище.

И еще очень важная особенность киберспорта в отличие от традиционного спорта – когда поклонники футбола смотрят какой-то матч с участием, например, «Реала» и «Барселоны», ну, может быть, там, полпроцента из них это делает, чтобы подчеркнуть какой-то финт, какую-то комбинацию, которую они потом там на своей тренировке в секции применят, да, или в матче, там, во дворе или где-то.

А. Плющев

Мы смотрим как шоу, конечно.

Н. Бокарев

Да. А в киберспорте у вас есть возможность переложить то, что вы увидели, на свою игру, попытаться переложить. Вот буквально через 5 минут после того, как вы посмотрели, например, финал какого-то турнира или просто матч профессиональных команд. Вы можете заметить такие фишки, которые вам помогут играть лучше, которые вам помогут найти какие-то новые механики и новые ходы.

А. Плющев

То есть, это еще в некотором роде научно-практическая конференция.

Н. Бокарев

Совершенно верно.

С. Оселедько

Комментаторы там есть типа Уткина? Ну, чтобы, там: ой, посмотрите, как ловко этот игрок заскочил, там на базу и что-то там взорвал…

Н. Бокарев

Понимаете, культура комментирования киберспорта, она сейчас, наверное, только формируется, но киберспорт не был бы так популярен, если бы несколько лет назад, в районе 7 лет, может быть, чуть больше, не появилось такое понятие, как стриминг. Стриминг – это прямая трансляция того, что у вас происходит на компьютере, в интернет, то есть, грубо говоря, вы можете играть, а все остальные люди будут смотреть, как вы это делаете, вы это будете комментировать.

Поэтому своими корнями комментирование в киберспорте идет из стриминга. И оно такое, довольно любительское, то есть, на эту тему даже сейчас идет такая очень оживленная дискуссия, в нее вовлечены очень многие, в том числе и Василий Уткин тоже был. Мы с Василием такую запустили шутку просто на 1 апреля прошлой весной, что Василий уходит из футбола и идет к нам комментировать киберспорт.

Поэтому пока это все только-только появляется, люди пытаются понять, как говорить о киберспорте на понятном языке, что тоже люди, которые пришли на Эпицентр, например, привели своих детей, которые не знают ничего об игровом процессе, им было сложно понять вообще, что комментаторы говорят, потому что используется огромное количество всяких специфических терминов.

А. Плющев

Я правильно понял, что привели детей, а не все наоборот – не дети родителей?..

Н. Бокарев

Но это в каждой семье по-своему там кто кого привел – неизвестно. Но смотивировали дети, конечно.

А. Плющев

Мне кажется, что если бы у меня ребенок играл, то он бы меня водил, а не я его.

Н. Бокарев

Вероятно.

А. Плющев

Очевидно, да. Я бы хотел все-таки подключить к нашей беседе генерального директора компании Acer Дмитрия Кравченко, потому что пока здесь идет образовательная часть. У нас сегодня вторая образовательная программа про киберспорт, мы вносим некоторую такую лепту в его популяризацию. Я думаю, когда-нибудь, когда мы откопаем эту передачу из анналов, мы будем над ней очень сильно смеяться, ну, примерно как правила футбола рассказывать или автогонки, почему они так трещат или ревут, что-то в этом духе.

С. Оселедько

А, может, наоборот.

А. Плющев

Да. Ну, неважно. Я каким образом Дмитрия хотел привлечь. Смотрите. Вот что говорит нам Никита Бокарев. Он говорит: они смотрят за тем, как играют профессиональные игроки, чемпионы, и могут какие-то фишки, там, туда-сюда и так далее. Ну, это клево. Если у тебя есть на чем, если есть возможность, ведь, наверное, профессиональный спортсмен, мне кажется, оборудование профессиональных спортсменов точно так же как и в любом виде спорта немножечко отличается от того, чем и на чем себе могут позволить играть те, кто приходит смотреть.

Д. Кравченко

Если позволите, я немножко более академическое определение киберспорта, которое в принципе о том же, но это соревнование в виртуальном пространстве. То есть, соответственно, это соревнование, и идея любого соревнования, что у всех изначально шансы должны быть равны. То есть, они должны быть, если на современный спортивный лад, без допинга, без каких-то вещей…

А. Плющев

Отдельно поговорим про допинг.

Д. Кравченко

… которые можно там докупить, подкрутить и так далее. То есть, наибольшую зрелищность этому всему придает тот факт, что каждый может и все в равных условиях, ну, потенциальных.

Соответственно, и понятно, что играют – самая популярная тема – это игра на компьютерах, хотя существуют, безусловно, приставки, тоже огромный рынок, но именно киберспортивные дисциплины – это игра на компьютере, на РС. И сами по себе эти массовые игры типа Counter-Strike, Dota и League of Legends, они, если говорить о требованиях оборудования, они не супер требовательны к оборудованию, то есть, у них действительно порог ко входу очень низок, то есть, каждый…

А. Плющев

Подождите, секунду, а вот вы все время рассказываете людям в своих рекламах про игровые компьютеры…

Д. Кравченко

Да-да.

А. Плющев

Они не нужны для этого?

Д. Кравченко

Вот давайте разберемся. Соответственно, для вот этих интернет-игр, в принципе, их прелесть в том, что порог ко входу, как я уже сказал, низок, и если у тебя не совершенно морально устаревшее оборудование, а более-менее актуальное на сегодняшний день, не самое дорогое, ты можешь играть. Другое дело, это игры, которые так называемые «трипл-A» тайтлы, это новинки, которые прежде всего поражают своей богатой графикой и каким-то супер навороченным с точки зрения вычислительной техники игровым процессом, вот эти игры, чтобы в них играть на максимальных настройках, и чтобы вы действительно получали от этого удовольствие, для этого нужны самые современные компьютеры, самые современные процессоры, системы охлаждения, видеокарты, которые стоят уйму денег.

Вот эти игры, они пока не являются самыми популярными киберспортивными дисциплинами, они для индивидуального использования, и вот именно такого рода игры, они являются драйвером обновления парка.

А. Плющев

Кстати, есть вот эти три классические игры, которым уже прилично лет, и по ним проводятся соревнования, и так далее. А есть ли перспектива у каких-то других игр, которые там выпускаются в гигантских количествах, войти, пополнить этот список?

Н. Бокарев

Да, конечно, есть.

А. Плющев

Как вторая лига?

Н. Бокарев

Да, совершенно верно.

А. Плющев

Какая-нибудь Формула-1…

Н. Бокарев

А все так и есть. Есть, например, Тир-1 дисциплин, наиболее популярных, которые там сильно впереди с большим отрывом, а в Тир-2 мы можем увидеть уже с вами два десятка игровых тайтлов. И в том числе туда попадают такие тайтлы, о которых говорил Дмитрий сейчас, которые как раз стимулируют человека сделать какой-то апгрейд своего железа.

Хороший пример, например, Call Of Duty, то есть, Call Of Duty выходит каждый год, и каждый год какие-то принимаются крутые графические решения, чтобы человек имел возможность посмотреть вообще всю красоту графики, там, геймплея и всего. И по Call Of Duty проводится огромное количество турниров. Причем, не только на РС, но еще и на консолях.

Еще один хороший пример, например, игра Battlefield, я думаю, тоже многие слышали, также по ней проводится много соревнований. FIFA – симулятор футбола от Electronic Arts, тоже огромное сообщество соревновательных игроков.

А. Плющев

Знаете, внесу все-таки, а то у нас елейный какой-то разговор получается. Меня прямо подзуживает что-нибудь гадкое сказать. Ну, потому что, знаете, что это мне напоминает? Я вдруг подумал, что если бы проводился чемпионат по курению марихуаны – почему? Поясню. Ну, да, мальчишка, допустим, сидит уроки не делает, спортом не занимается и, в общем, бьет баклуши, все время пялится в экран и там что-то значит шарашит. Теперь, оказывается, это…

С. Оселедько

Делом занимается.

А. Плющев

Да. Он может карьеру себе…

С. Оселедько

Да, и очень богатым человеком стать.

А. Плющев

Да, и денег заработать. Вот это, представляете себе, всю дорогу лежать…

С. Оселедько

Нашему поколению с этим сложно смириться.

А. Плющев

… курить бамбук или что-нибудь покрепче, и ты на этом еще и заработаешь да и состоишься. Тоже какая-то несправедливость.

Н. Бокарев

Это ключевая тема, что считать баклушей. То есть, для того чтобы добиться хороших результатов в киберспорте, нужно действительно много себя в это вложить. И это большой труд. И это ни в коем случае и не баклуши, и не бамбук. То есть, это человек, который постоянно получает новую информацию, он учится общаться, он учится работать над собой. Если человек спортом не занимается, ему будет сложно добиться в киберспорте чего-либо. Это целый комплекс мер. Просто люди любят игровой процесс. Вот в чем корень всей этой истории?

Потому что играть по сети – это круто. Ты общаешься, у тебя происходит куча событий, кто-то шутит, что-то идет не так. Это масса эмоций. И при этом человеку не нужно никуда выходить из дома. Но никто не говорит о том, что он вообще должен перестать выходить из дома. Почему? Человек может сам заниматься своим тайм-менеджментом, распределять свое время. Учиться в университете, общаться с друзьями, уделять время семье и тренироваться. Почему нет? Так живет любой спортсмен.

С. Оселедько

Вот Виталия Авилова очень интересует вопрос профессиональных заболеваний таких спортсменов. Глаза, нервы, геморрой? – это его предположения. А что еще?

Н. Бокарев

Может быть, у Дмитрия другое будет мнение на эту тему, я вам отвечу следующим образом: мы пока не знаем.

А. Плющев

Мало времени прошло?

Н. Бокарев

Ну, конечно. Еще нету киберспортсменов-пенсионеров, да, например, которые скажут, там, вот у меня глаза болят, да, или что-то. Сегодня – Дмитрий, опять же, я думаю, согласится – те же мониторы, они настолько технологичные стали по сравнению с тем, с чего это все начиналось, что при правильных настройках, при правильном положении человека, в общем, ничего у него с глазами не происходит.

А уважаемому слушателю, который задал эти вопросы, смогу ответить следующим образом: любой офисный сотрудник обладает абсолютно теми же проблемами. Мы говорим о киберспорте, как о чем-то таком невероятном, а на самом деле вся страна в офисах сидит по 9 часов в день за компьютером, и никого это как-то не беспокоит.

А. Плющев

Да, и временами тоже занимаются киберспортом.

С. Оселедько

Но это уже у кого как.

А. Плющев

У кого ферма, у кого шарики, там, у кого что еще там и так далее.

Много вопросов на самом деле от наших слушателей, я благодарен, это мы еще даже не объявляли, куда их слать. +7-985-970-45-45, Твиттер-аккаунт @vyzvon или веб-форма на нашем сайте – прошу.

Тут Таня очень интересуется, много вопросов задает. Хороший вопрос: «Кому больше приносит пользы киберспорт: играющим или производителям?» Причем, производителям, я так понимаю, она имеет в виду, я не знаю что, но я бы здесь и про производителей игр и про производителей компьютеров поговорил бы. Что скажете?

С. Оселедько

Но это к Дмитрию, да, вопрос.

Д. Кравченко

С моей точки зрения, производители игр, издатели игр, они, безусловно, поощряют все эти комьюнити, потому что в том числе можно приобретать всевозможную игровую атрибутику, ну, где-то можно приобретать апгрейд оборудования или еще что либо, что нечестное соревнование, где-то можно приобретать так называемые скины, то есть, раскраску своего автомата или что-то такое, там, крутой лук какой-то, которым можно поразить других.

А. Плющев

Ну, мерч какой-то, наверное.

Д. Кравченко

Да, мерч какой-то вокруг этого и так далее. То есть, с этой точки зрения производителям игр, издателям, им интересны вот эти все соревнования, поскольку чем больше аудитория, которая играет в эти игры, тем больше денег они потенциально занесут этим самым издателям.

А. Плющев

А вам, можно подумать, неинтересно?

Д. Кравченко

Это вторая часть моего ответа. Безусловно, поскольку все играется на компьютерах, так или иначе, понятно, что косвенно компьютерная индустрия, она тоже выигрывает от того, что в это играют. Но, как я уже сказал, наиболее значимая с точки зрения инвестиции в оборудование игры – это «трипл-A», это не киберспортивные дисциплины, не самые популярные киберспортивные дисциплины.

А. Плющев

Ведь вообще, давайте чуть-чуть остановимся на этом. Ведь вообще, если это начинает быть популярным, широко популярным, и показывать по телевизору, сейчас целый канал киберспорта есть, да? Уже начал вещание?

Н. Бокарев

Да, конечно.

А. Плющев

И, по-моему, на Матч-ТВ обсуждали, показывать киберспорт, не показывать.

Н. Бокарев

Сейчас регулярные программы уже выходят.

А. Плющев

Есть, да, хорошо. Вот если его популяризировать таким образом, конечно же, мне кажется, в любом случае это само по себе двигает компьютерные игры в целом. И триповые, и не триповые – любые просто. Вот это как бы считается не то что нормальным, а это считается интересным, престижным, веселым каким-то и так далее. И, естественно, это влияет на ваши продажи, не прибедняйтесь.

Д. Кравченко

Так я и не собирался. Нет, действительно, чем больше людей играют в компьютерные игры – но если честно, вот положа руку на сердце, то компьютеры покупали, там, не знаю, 20-30 лет назад прежде всего для того, чтобы, ну, если ты не специалист – не инженер, не бухгалтер, для дома покупали для того чтобы поиграть. Поэтому других причин, как правило, не было. Ну, понятно, была еще какая-то причина образовательная, но такая она была сильно косвенная. Но в основном все покупали компьютеры поиграть в игры.

А. Плющев

А разве покупают-то как раз не те самые приставки, если для дома поиграть-то? На телеке-то уж приятнее.

Д. Кравченко

Приставки тоже.

А. Плющев

Если для дома. Не так профессионально или как мальчишки…

Н. Бокарев

Понимаете, это как лыжники и сноубордисты. Там такая же абсолютно история. То есть, вот есть те, кто пользуются персональными компьютерами, а есть консольщики, игроки, которые играют только на консолях. А есть еще огромная доля коррелирующей аудитории, у которых есть и то, и то.

А. Плющев

Ну, там еще внутри приставок есть...

Н. Бокарев

Ну да.

С. Оселедько

А всякие там планшетики, смартфончики… там же можно поиграть.

Д. Кравченко

Это тоже огромный рынок, просто он не имеет отношения к киберспорту.

С. Оселедько

То есть, с Айпадами не приходят пока еще?

Н. Бокарев

На самом деле попытки происходят уже сейчас. То есть, уже есть несколько таких довольно громких тайтлов игровых, которые по своей механике абсолютно схожи с MOBA играми, и игроки, участники соревнований, выступают на своих планшетах реально, то есть, это уже произошло.

А. Плющев

То есть, какая-то есть там во второстепенных лигах?

Н. Бокарев

Это просто отдельная история, то есть, есть, например, разработчик и издатель этих игр, он делает соревнования, есть комьюнити у этих игр, сообществ игроков, они могут делать соревнования сами. Просто я, раз уж зашла речь, немножко прокомментирую по поводу отношения разработчиков и издателей к этой истории.

А. Плющев

Давайте, да.

Н. Бокарев

Я могу сказать, что до 2008-2009 года разработчики и издатели вообще на эту тему не думали. То есть, они не видели в этом никакого смысла. Киберспорт родился не потому, что кто-то куда-то заплатил, что-то организовал, а потому что люди сделали сами. То есть, разработчики не имели никакого отношения вообще первые лет, наверное, 10 к киберспортивным турнирам. И когда мы даже приезжали к разработчикам, что-то им говорили, что, ребята, нам нужна вот такая помощь, они говорили: ладно, ребята, идите играйте, занимайтесь своими делами, понятно.

А сейчас любой разработчик просто торопится заявить всему миру, что его игра, помимо того, что она классная, уникальная, она еще и киберспортивная дисциплина. Но Дмитрий сказал совершенно ключевую вещь – для того чтобы считаться киберспортивной дисциплиной, у игры должен быть внутриигровой баланс, то есть, игроки должны обладать одинаковым набором инструментов и возможностей, и только тогда это может считаться состязанием. Вот далеко не все игры под эти параметры подходят.

А. Плющев

Еще есть вопрос, опять же, от Тани, я хочу на нем и закончить нашу первую часть нашей программы. Он такой не очень серьезный. Она спрашивает: «А это мужской спорт?».

Н. Бокарев

Ну, как вам сказать?

А. Плющев

Я просто вот упомянул, что сидит мальчишка, там, и так далее, и может теперь выбиться в люди…

Н. Бокарев

Преимущественно да. То есть, если говорить про профессиональную сцену. А если говорить про девушек-игроков, геймеров, скажем, не спортсменов, не киберспортсменов, то их миллионы. То есть, девчонки играют наравне с ребятами. Причем, это совсем не значит, что они в какие-то там другие игры играют, они играют в те же MOBA игры, в те же шутеры, в стратегические игры, в квесты – во все. То есть, культура игры, сегодня уже все молодое поколение этим занимается. И не важно, кто там, мальчик или девочка.

А. Плющев

Я не знаю, мне кажется, World of Tanks – типично мужская игра…

Н. Бокарев

Ну, наверное, да. Наверное, там процент женщин меньше. Но я вам скажу так, что с 2003, по-моему, года, проходят так же и международные соревнования среди девушек.

А. Плющев

А там по полам делится все?

Н. Бокарев

Ну, конечно, то есть, у них свой зачет, у них свои отборочные этапы в их странах, потом они летят на финал международный и там уже играют все со всеми другими странами. У них абсолютно свой киберспорт. Просто он совсем другой с точки зрения зрелищности. Ну, то есть, то, что девчонки играют – это, конечно, здорово, там наверное кого-то это прямо трогает, но они просто играют не так круто, как ребята. У них свои женские ошибки начинаются, женские проблемы в коммуникации во время игры.

А. Плющев

Такой сексизм…

Н. Бокарев

Нет, я не хочу никого обидеть, это просто…

А. Плющев

Ради бога, ваше мнение. Нет, на самом деле, то же самое про женский теннис, я помню еще, говорили. Сейчас никто не говорит…

С. Оселедько

Но женский теннис-то мы любим не за это.

А. Плющев

Значит, через пару минут мы вернемся, вы пока можете задавать вопросы - +7-985-970-45-45, Твиттер-аккаунт @vyzvon и веб-форма на сайте echo.msk.ru.

РЕКЛАМА

А. Плющев

Программа «Точка», здесь помимо меня с Сергеем Оселедько еще и Дмитрий Кравченко, он возглавляет, генеральный директор Acer в России и Никита Бокарев, руководитель медианаправления холдинга ESforce.

И говорим мы о киберспорте в России. Ваши вопросы по-прежнему приветствуются, можно самые разные задавать. Вы, собственно, это и делаете.

Я бы хотел вернуться к деньгам и соревнованиям. Просто здесь в самом начале нашей программы пришло как бы замечание от нашего слушателя Александра из Татарстана, судя по всему, он пишет, вы упомянули, Никита, NaVi команду, он говорит: «NaVi с Украины, у нас же киберспорт на полном дне. Некоторые считают его несерьезным, хотя в Европе миллионы зарабатывают на турнирах». Отвечайте.

Н. Бокарев

Отвечаю. Изначально исторически – вот есть такое понятие СНГ, да? Куда входили в свое время все наши страны, которые были в Советском Союзе, когда жили вместе. И в киберспорте вот между этими командами, между этими людьми, установились очень-очень позитивные дружеские отношения. То есть, это складывалось годами, проходили турниры в Казахстане, в Белоруссии, в Украине, в России, и вся вот эта делегация профессиональных игроков все время ездила друг к другу в гости. Это остается и сейчас, несмотря на всю напряженность в отношениях между странами сейчас по разным причинам, мы все равно стараемся всегда оставаться, помнить, кто мы друг для друга и стараться друг друга поддерживать. Поэтому, исторически в СНГ все болеют – ну, нет разделения такого, там, выиграли белорусы – значит, это не мы выиграли. Нет, это тоже мы выиграли. Нам за них тоже радостно. И, более того, в команде NaVi играют, например, два российских игрока, то есть, за них тоже можно поболеть. Почему нет? Поэтому, киберспорт вообще, ну, вот мы, как функционеры, как бывшие игроки все, мы воспринимаем любую победу СНГ-команды как нашу общую победу.

С. Оселедько

Кстати, вам тогда вопрос: а есть ли национальные сборные?

Н. Бокарев

Были попытки определенные, и даже до сих пор проходит несколько таких серий турнирных по разным играм, где ключевым требованием является, чтобы у всех участников команды было гражданство одной страны. Но можно провести аналогию, например, с футболом, не знаю, насколько корректно, все-таки клубный футбол значительно более интересен людям. Понятно, что там чувство патриотизма у кого-то просыпается…

А. Плющев

Чемпионат мира…

Н. Бокарев

Может быть. Но с точки зрения качества игры дело в том, что когда игроки собираются на сборную, у них очень мало времени, чтобы там как-то поиграть, понять, какие-то заготовки сделать крутые. А когда именно команда профессиональная выступает, ты просто видишь море всевозможных идей, отработанных там очень долгое время, и без этой отработки просто нельзя показать такую игру. Поэтому это такой как бы случай, какая команда…

С. Оселедько

… что скучно, не на что смотреть?

Н. Бокарев

Пока нет.

Д. Кравченко

Я не знаю, опять же, это мое частное мнение, но эта дисциплина вообще, как сказали, я имею в виду историю с киберспортом, ей 15 лет, это вообще суперновая тема, а футбол – это сотни лет, да? И так далее. То есть, это все родилось недавно и вообще интернет, и вообще игры – это то, где нет границ.

Н. Бокарев

Совершенно верно.

Д. Кравченко

И поэтому, тут, наверное, имеет значение, кто из СНГ, кто не из СНГ, но так или иначе спорт, даже традиционный спорт, ну все-таки люди стараются быть вне политики.

А. Плющев

Давайте про деньги, раз про политику не хотим. Ну, в смысле, не не хотим, а не можем никак подобраться с этой стороны. Про деньги. Откуда берутся деньги во всем этом? Вот, допустим, традиционные виды спорта, там как правило далекие от спорта спонсоры и телетрансляции. Вот, собственно, две составляющие. Что здесь?

Н. Бокарев

Дмитрий, я с вашего позволения начну тогда. Совсем недавно в киберспорт была интегрирована механика, которой раньше не было. И эта механика дала возможность совершить просто серьезнейший рывок всем профессиональным командам. Дело в том, что когда вы, например, играете в Counter-Strike, у вас перед руками всегда оружие, с которым вы бегаете. Вот в Counter-Strike вы можете приобрести, например, наклейку команды Virtus.pro и приклеить ее к вам на оружие. И вот доходы от продажи этой наклейки, они будут делиться между издателем и командой профессиональной. То есть, игроки и клубы профессиональные зарабатывают прямо внутри игры.

Если у них хорошая репутация, если за них все болеют, если они показывают яркие результаты, они зарабатывают больше денег, это никак не влияет на игру саму, то есть, это чисто вот дизайн, чисто вот налепил что-то себе, как, не знаю, там, поклонники «Спартака», например, московского что-то себе клеят на пенал и на все, что можно. Это такая же механика.

А вторая тема – это, конечно, спонсорство по аналогии с традиционным спортом, то есть, приходят рекламодатели, у них есть возможность там продвигать свою продукцию. Дмитрий, я думаю, знает об этом очень хорошо как руководитель компании Acer. И сегодня это, конечно, тоже львиная доля доходов киберспорта, причем, и команд, у которых сегодня по 8-9 спонсоров у каждой. Например, взять команду Virtus.pro, или, опять же, NaVi, и объемы спонсорских контрактов сегодня уже значительно выше, чем они были, например, 5-6 лет назад. Потому что аудитория уже другая собирается.

А. Плющев

Какой интерес у спонсоров? Потому что мы себе представляем, что футбол смотрят миллионы, даже шахматы, вот там сейчас Касперский начал спонсировать…

Н. Бокарев

Ну, это спонсорство всего, то есть, это может быть кейс, связанный с командой, когда какая-то компания становится ее спонсором или партнером. Предоставляет ей какое-то оборудование, ребята это оборудование тестируют, рассказывают о нем, рекомендуют его, становятся лицом этой марки. И для профильной мотивированной аудитории это работает очень хорошо. Кто лучше, чем киберспортсмен может продавать компьютер или мышку, которые для него являются как бутсы для футболиста? То есть, это работает вот по такой модели.

Н. Бокарев

Рекламные контракты спортсменов.

Н. Бокарев

Конечно. Хороший пример можно привести относительно просмотров, вы говорите, футбол смотрят миллионы. А турнир Эпицентр в мае прошлого года собрал у экранов 30 миллионов людей по всему миру. Разве это не результат? Вообще, глобальные аналитики рынка сегодня склонны утверждать, что единственный спорт, который остается популярнее, чем киберспорт, по всей этой статистике, это футбол. Вот и все.

С. Оселедько

Кто все эти люди?

А. Плющев

Да, фантастически все, потому что, ну, вот спроси – вот сейчас выйдем мы на улицу – спроси людей: вы слышали про Эпицентр? Если только они будут там, я не знаю, старше 25-ти лет или 30-ти, никто, ни один не скажет. Значит, эта аудитория разделилась по возрастному признаку. Я уверен, что те, кто 25-, скажем так, чем ниже, тем больше будет процент ответивших, что они знают. И точно так же будет больше процент тех, кто ходил сам, покупал билеты, приходил.

Н. Бокарев

Просто это молодая история.

А. Плющев

То есть, мы разделились в этом смысле по возрастному признаку. И, там, про олимпиаду, даже про соревнования по легкой атлетике, про матч за шахматную корону в конце концов знают все или, во всяком случае, большая часть взрослой аудитории. А это прямо совсем другое явление, с которым надо жить как-то.

Н. Бокарев

Что значит, знают? Знают, потому что говорят в новостях, знают, потому что видят новости где-то в интернете. Я думаю, что 99% людей, которые знают про матч за шахматную корону, не сидели на специализированных шахматных сайтах и не обновляли страничку с каждым новым ходом. Какая-то часть, конечно, занималась этим. Просто это традиция, это уже хороший понятный контент для всех новостников, всего медиа. Киберспорт пока только становится этим контентом, нам тоже еще есть над чем работать в плане качества, для чтобы мы были готовы презентовать любые наши турниры и другие активности, аудитория, которая не занимается компьютерными играми, не понимает в них.

Вот я говорил сегодня в эфире на эту тему, что комментаторы зачастую в киберспорте очень часто говорят на таком языке, который человеку не геймеру, не игроку, будет ну, просто очень сложно понятен. А когда профессиональный комментатор киберспортивный начинает пытаться кого-то чему-то учить, его кор-аудитория, ядро его аудитории начинает ему говорить: ну, комон, как бы, давай нормально, пожалуйста, комментируй, там, все разберутся сами, как-то. То есть, это люди в теме. Киберспорт – это для тех, кто уже давно в компьютерных играх, кто понимает их специфику, разные игровые модели.

С. Оселедько

И этих людей так много, что…

А. Плющев

Непонимание киберспорта вот этого, в том числе и сленга, оно умрет вместе с нами, оно естественным путем уйдет.

С. Оселедько

Но некоторые еще пытаются прыгнуть в этот поезд. Вот Степан из Москвы спрашивает: «Где можно записаться в киберспортсмены, и чтобы платили хорошую зарплату?»

Н. Бокарев

Дмитрий, я отвечу Степану из Москвы?

Д. Кравченко

Давайте.

Н. Бокарев

На самом деле какого-то такого тривиального ответа однозначного на сегодняшний день нет. А киберспортивные команды – очень разным путем можно в них прийти.

С. Оселедько

Это секты.

Н. Бокарев

Как это происходит обычно? Вы, например, играете в Counter-Strike по вечерам. Вам просто нравится – вы так отдыхаете. Вы собираетесь с какими-то не известными вам людьми в команду, просто вас игра так с ними свела, и вы с ними играете. Предположим, во время этого матча какой-то из игроков у вас вызвал какую-то симпатию – ну, он адекватный, он хорошо информацию дает, вас поддерживает, какие-то важные вещи вам говорит. Вам с ним приятно играть. Вы этого человека добавляете в друзья – кидаете ему запрос по аналогии с социальными сетями. Если он к вам испытывает такие же эмоции, да, он вас добавляет.

В следующий раз, когда вы собираетесь играть, вы уже ему кидаете инвайт, приглашение, и идете с ним вдвоем уже, например, в этот рейд. Постепенно вас становится пять, десять, собираются какие-то кланы, команды. У всех разные цели.

А. Плющев

Очень похоже на интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?».

Н. Бокарев

Ну, что-то в этом роде. В общем, ключевая фишка здесь, для того чтобы двигаться в правильном направлении, это иметь вокруг себя единоличников с теми же целями. Потому что очень часто игроки, которые хотят стать профессионалами, ну, просто закатываются с какими-то людьми играть, а у этих людей нет такого желания. То есть, они как бы говорят, что, да, мы сейчас в соревнованиях будем играть, сейчас тренироваться начнем… но не начинают.

Поэтому самое главное – это найти людей с той же мотивацией, с той же целью, что и у вас. А где это произойдет? Это может произойти в любом матче на паблике, вы можете прийти на какой-то турнир, там с кем-то познакомиться и так далее. Этих людей просто сотни тысяч, кто активно ищет себе новых игроков.

А. Плющев

Таня очень активно сегодня спрашивает: «Сколько часов в день нужно тренироваться для нормального результата? На сколько времени человек выпадает из жизни?» Чем больше, тем лучше.

Н. Бокарев

Все зависит от игры. То есть, у каждой игры есть свой уровень конкуренции. Если вы, предположим, играете в Call Of Duty, ну, вам, конечно, все равно придется много тренироваться, для того чтобы добиться результатов, но по сравнению, например, с Dota-2, League of Legends или Counter-Strike конкуренция там, ну, просто смешная. То есть, в Call Of Duty на турнир может собраться, там, 60, 70 команд, и это считается очень много, а для, например, Counter-Strike там тысяча, 2, 3, 4 тысячи команд – это такое как бы обычное дело. Ну, посчитайте по шансам просто, как вот там разница какая, в 40 раз получается, да?

Плюс еще важно понимать, в какой роли выступает игрок. То есть, игрок же не всегда сам себе игрок, игрок очень часто еще и капитан, или, например, внутриигровой координатор, а это накладывает огромную, другую работу, да? Придумать тактики, всем объяснить, как сделать, там, всех вовремя собрать. Это целое дело. Поэтому все зависит, наверное, от того, какая цель стоит, какая выбрана игра. И, наверное, от каких-то талантов человека, это тоже имеет большое значение. То есть, есть игроки, которым, ну, дано что ли, вот у них не трясутся руки, они всегда в себе уверены на любых финалах, на любых соревнованиях.

А. Плющев

Я неожиданно подумал, опять же, по аналогии с обычным спортом: а легионеров покупают, переманивают команды друг у друга?

Н. Бокарев

Да.

А. Плющев

Расскажите об этом.

Д. Кравченко

Я не о переманивании, я лишь не знаю, сколько на этапе становления надо играть, наверное, нет никаких пределов, я просто имел возможность общаться с несколькими профессиональными игроками, они, к удивлению моему, говорили, что достаточно часа 3 в день тренироваться.

Н. Бокарев

Это потому, что у них уровень просто уже определенный есть, понимаете? Им как бы выйти на пик формы уже гораздо проще. Они уже выходили на него десять раз, они знают всю свою специфику. Но перед нормальным чемпионатом мира большим, ну, 2-3 часа в день – это просто смешно. Ну, то есть, это вообще не подход. С таким подходом там ничего не выиграешь.

С. Оселедько

А вот предельный возраст?..

А. Плющев

Я хочу про легионеров еще немного. Это как происходит вообще?

Н. Бокарев

Все очень просто – киберспортивные клубы заключают контракты спортивные со своими игроками на определенное время, на определенную зарплату и на прочие условия. Трансферный рынок, то же самое. Другая команда может обратиться к клубу, сказать: вот у тебя есть игрок вот такой-то, он нам безумно нравится, у тебя с ним контракт еще на полгода, вот мы его хотим выкупить. И дальше это решается уже между командами, они добиваются соглашения по этой сделке, как и в любом спорте.

А. Плющев

Вот еще перспективка денег-то где.

Н. Бокарев

Но пока это так себе. То есть, это уже появляется, уже появляются свои звезды, появляются, скажем, наиболее медийные игроки, у которых как раз вес в плане интереса спонсоров и партнеров, он значительно выше, чем у просто игрока, который показывает результаты. Вот хороший пример – Денди из команды NaVi, который там снимался везде. Про него снимали фильм Free to Play сами разработчики Dota. То есть, это медийная фигура, у него миллионы подписчиков.

Или если говорить о комментаторах, например, Виталий Волочай «v1lat», комментатор студии RuHub, это тоже человек, у которого миллионы подписчиков, люди смотрят его трансляции. Конечно, он звезда.

Д. Кравченко

Это как, знаете, переводя на язык двадцатилетней давности, вот были переводы от Гоблина, помните? Это из той же серии.

Н. Бокарев

Ну, что-то в этом роде.

А. Плющев

Ну, это нормальное такое формирование бизнеса. Или как озвучка фильмов, необязательно смешная, вполне себе профессиональная.

С. Оселедько

Много вопросов про предельный возраст. Хорошо – с молодежью все понятно.

А. Плющев

Да, не начать ли нам с Сережей?..

С. Оселедько

Да, может, еще не поздно?..

Д. Кравченко

Статистика аудитории, вот которая не играет, а смотрит, она, в принципе – я как-то видел статистику – да, действительно, доминирующая часть аудитории – это 21-35 лет, но тем не менее, людей 13-17 лет и 35-45 – их близкое количество, как ни странно. То есть, людей интересующихся.

А. Плющев

Это в мире или у нас?

Д. Кравченко

Это я видел американскую статистику.

А. Плющев

Я не зря спросил, потому что я пару раз был на Е3, на игровой выставке в Лос-Анджелесе, и там первое самое сногсшибательное впечатление – это вовсе не игры.

Н. Бокарев

Очереди.

А. Плющев

Да. Но из кого они состоят. Что это не подростки, это не дети, это бывают постарше нас с тобой, Сережа, люди. И их много, их фантастически много в смысле в процентном соотношении. То есть, они играют давно, и они так воцерковлены прилично, в том плане, что они и с мерчем, и со всеми делами, вот с историей, чуть ли не с комиксами, я не знаю.

С. Оселедько

Мы про допинг хотели спросить.

А. Плющев

Да.

С. Оселедько

Пока еще время осталось.

Д. Кравченко

Но это не ко мне.

С. Оселедько

Есть ли у вас международный антидопинговый комитет? Что он берет на анализы у людей?

Н. Бокарев

Вообще этот вопрос с допингом в киберспорте, он так всерьез поднялся приблизительно год назад, после того как один из американских игроков, по-моему, команды Cloud 9, в одном из своих интервью сказал, что они вместе с командой пили какие-то таблетки, которые типа реакцию улучшают, там какой-то медикамент.

Дело в том, что игрок, находящийся на сцене, который играет на соревнованиях, на него смотрит там 10 камер со всех сторон, его просто под микроскопом, по сути, рассматривают, он испытывает огромный прессинг там, ну, за счет аудитории и за счет вообще общей ответственности. И просто даже такой проблемы у нас никогда не было. То есть, это вот какие-то ребята в Америке попробовали какие-то таблетки попить, чтобы там стрелялось лучше.

Здесь речь идет про концентрацию, про фокусировку на моменте, на хорошую игровую форму, про хорошие коммуникативные способности с другими людьми. Я, честно, даже не представляю себе, как можно в киберспорте употреблять какой-то допинг.

С. Оселедько

Мне в прошлый раз вещали про то, что можно какую-нибудь зараженную клавиатуру притащить с собой с каким-нибудь софтом…

Н. Бокарев

Нет, это исключено абсолютно. То есть, во-первых, у игроков на соревнованиях одинаковые компьютеры у всех. Все их мышки, все драйвера – это все проверяется. То есть, вы сейчас говорите о так называемых читах, это болезнь вообще, там, многих игр, в которых есть читы, но киберспорта это вообще не касается. То есть, на любом официальном турнире все максимально прозрачно и максимально открыто.

Д. Кравченко

И если говорить об отборочных каких-то соревнованиях, там происходит все по интернету, но я не знаю, насколько там возможны какие-то злоупотребления, но если говорить про финалы, они происходят на площадке, которая специально подготовлена, там соревнуются на одном и том же оборудовании совершенно разные команды, поэтому по определению все всё равно в одинаковом положении.

С. Оселедько

Свою любимую клавиатуру с собой не возьмешь?

Н. Бокарев

Нет, клавиатуру можно взять с собой, но на нее ничего поставить дополнительно не получится. Геймеры всегда выступают на своих игровых дивайсах, любой чемпионат мира, там, все приезжают со своими наушниками, клавиатурами, мышками, компьютеры уже предоставляет чемпионат.

А. Плющев

Философский вопрос задает Владимир из Москвы: «Киберспорт Counter-Strike, все игры имеют цель уничтожить, убить, зарезать. Где тут спорт?» Ну, я так вспомнил про биатлон – ну, в принципе, там тоже, в общем, убить мишень, ну, какая разница?

Н. Бокарев

Важно просто, отчего люди мыслят, да? По поводу спорта. Дело же не в том, что происходит какой-то выстрел, или какое-то действие. Дело в том, что люди состязаются между собой в том или ином показателе. Это может быть гонка на лыжах со стрельбой по мишеням, или это могут быть шахматы, тоже крайне агрессивная игра, где нужно бить другие фигуры, да? Вообще, очень жесткая игра. Это вопрос того, как смотреть на это. Если, например, говорить о Dota и о League of Legends, это вообще такие мультяшные игры, то есть, это фантазийные персонажи, у которых там сила магии, там, и всего, они там морозят, стреляют фаерболами, выкапывают каких-то огромных монстров. Это такой сказочный геймплей, сказочный сеттинг по сути. И он как бы не violent, в нем нет насилия как такового, какой-то там кровищи или акцента на этом, да? То есть, в киберспорте вся история в том, как команды взаимодействуют между собой, и какие неожиданные игровые решения она принимает во время матча. Вот в чем вопрос.

С. Оселедько

А есть какие-то такие жанры, которые сейчас набирают популярность, в самом начале был такой вопрос – стратегии, гонки и так далее?

А. Плющев

У нас минутка осталась на этот философский тоже вопрос.

Д. Кравченко

Набирающие популярность жанры… Ну, безусловно, ну, я знаю, что в основном они индивидуальные, все эти жанры, то есть, из разряда, там, «трипл-A», но, я не говорю про киберспорт, я не знаю.

С. Оселедько

Сейчас в основном шутеры от первого лица?

Н. Бокарев

Смотрите, вообще изначально, вот королем киберспорта изначально считается игра StarCraft, это стратегия, и это как раз безумно популярная в Корее, в Китае. В Корее просто несколько телеканалов было посвящено этой игре. Это стратегия, где каждый игрок сам за себя строит базу, управляет всеми процессами.

Fifa

футбольный симулятор, пожалуйста; Need for Speed – гонки, пожалуйста, было масса турниров.

Просто сейчас несколько игр вылезли прямо очень сильно вперед. Но эти сообщества никуда не делись, просто их соревнования не столь масштабны.

А. Плющев

Явно не последняя наша передача про киберспорт в России, благодарю Дмитрия Кравченко, гендиректора Acer в России и Никиту Бокарева, руководителя медианаправления холдинга ESforce.

Спасибо вам большое! Как-нибудь еще встретимся. Мы с Сергеем Оселедько тоже с вами прощаемся.

С. Оселедько

Пока.

Д. Кравченко

До свидания.

Н. Бокарев

Всего доброго.