Купить мерч «Эха»:

Проект "Мастер и Маргарита. Я там был" - Фекла Толстая - Точка - 2016-11-06

06.11.2016
Проект "Мастер и Маргарита. Я там был" - Фекла Толстая - Точка - 2016-11-06 Скачать

А. Плющев

Московское время 22 часа 10 минут, добрый вечер. Вас приветствует Александр Плющев, программа «Точка», кстати, последний раз выходит на этом месте. Со следующей недели будет выходить на час раньше, в 21 час. И присоединится ко мне, я надеюсь, Сергей Оселедько, место которого я сегодня нагло занял, чтобы поближе быть к организаторам проекта «Мастер и Маргарита. Я там был».

Я рад приветствовать в нашей студии Фёклу Толстую, куратора проекта. Добрый вечер!

Ф. Толстая

Добрый вечер, друзья.

А. Плющев

И добрый вечер Екатерине Кондратьевой, менеджеру по коммуникациям компании Google, добрый вечер!

Е. Кондратьева

Добрый вечер.

А. Плющев

Согласно анонсу должна была быть здесь Алла Забровская, которую все знают как официального представителя Google в Центральной и Восточной Европе, в странах СНГ и России. Но Алла приболела, мы ей желаем скорейшего выздоровления, а Екатерина Кондратьева здесь ее, я надеюсь, полноценно заменит.

А. Плющев

Как раз, Катя, у меня к вам первый вопрос. Я сейчас секунду еще поболтаю чуть-чуть, вот буквально минуту. Дисклеймер небольшой, освобождение от ответственности. Вообще сегодня не очень технологическая программа. Почему? Потому что на самом деле мне очень нравятся вот эти проекты – чтения, если кто не знает, вы поймете, о чем идет речь. И я даже в первом принимал участие. И я-то воспользовался на самом деле служебным положением, для того чтобы позвать организаторов онлайн чтения моей любимой книги к себе студию, вот здесь и поговорить. Несмотря на то, что я был на пресс-конференции, на презентации, и так слежу, что происходит там и так далее.

Так вот, Катя, у меня к вам первый вопрос: зачем все это Google вообще в принципе?

Ф. Толстая

Саша, я прошу прощения, что я тоже влезаю, я просто хочу, чтобы наши слушатели понимали, что это все будет в прямом эфире 11-12 ноября.

А. Плющев

Конечно.

Ф. Толстая

Просто мы эти цифры еще не произнесли, мы говорим об этом абстрактно. А это все будет буквально на следующей неделе, так что мы уже в мыле, но постараемся на что-то ответить. Зачем это нужно Google.

А. Плющев

Да.

Е. Кондратьева

На самом деле, с одной стороны, может быть, на поверхности кажется, что это не совсем технологический проект, а с другой стороны, мы как раз благодаря современным технологиям пытаемся оживить такую правильную и нужную вещь, как чтение классической литературы. Потому что, может быть, нравится нам это или нет, но особенно молодое поколение проводит слишком, наверное, много времени в интернете и хотелось бы, чтобы люди находили там не просто какое-то развлекалово, не просто бездумно убивали время, а нашли что-то такое.

А. Плющев

Ну, то есть, вы предполагаете, что мы все взяли и поверили, что мировому злу, коим, естественно, является большая транснациональная компания, этому мировому злу или одному из его проявлений, вдруг неожиданно понадобилось возрождать чтение классической литературы?

Е. Кондратьева

Во-первых, не совсем неожиданно – все-таки третий год мы уже возрождаем, действительно, 2 года назад Фёкла как раз пришла с этой замечательной идеей в Google, и мы тогда прочитали «Анну Каренину», в прошлом году Чехова. И – хотите верьте, хотите нет, но да, для нас создание таких позитивных проектов, много негативной информации вокруг – зачем ее умножать? Мы как раз пытаемся создать что-то такое, на чем люди могли отдохнуть морально.

А. Плющев

Ну, понятно, что сообщение о том, что Google организует проект онлайн-чтения «Мастер и Маргарита» - это гораздо лучше сообщений о том, что Google оштрафован на очередные 500 тысяч рублей по делу ФАС.

Ф. Толстая

А можно мне тоже попробовать ответить на вопрос, который был адресован Кате.

А. Плющев

Давайте.

Ф. Толстая

Потому что я, собственно, действительно, как Катя сказала, 2 года назад позвонила в Google, а потом пришла это все рассказывать. И я искренне не ожидала такой масштабной поддержки со стороны Google, но надежда была. Почему? Потому что мне кажется, что и с точки зрения технологии это вещь, которую, я не знаю, делал ли кто бы то ни было до Google. Я имею в виду, что у вас такая прямая онлайн трансляция, «Анна Каренина» состояла из 700 отрывков, Чехов – около 600, здесь у нас тоже около 600 отрывков.

То есть, представьте себе, что с технологической точки зрения это непростая штука, и у Google есть технология Hangouts, на которой все это держится, это такая видеоконференция, которая поддерживает несколько точек одновременно онлайн. И мне кажется, что, во-первых, это такая проверка просто технологическая невероятная.

А второе, я думаю, что даже Google со всей его известностью все-таки в данном случае русская литература, но необязательно только русская литература, вообще культура, мировая культура, вещи, которые относятся к сокровищнице мировой культуры. И это все-таки очень крутые бренды, и даже такому, казалось бы – наверное, со стороны кажется, что ничего уже не нужно таким компаниям, как Google, но быть причастным к такого рода вещам, мне кажется, что это круто. Потому что при всей мощи Google, все-таки история этой компании не так велика. А совершенно очевидно, что Лев Толстой сто лет назад умер, но его будут помнить еще много веков, и Чехова, и Булгакова, и в этом отношении я вообще считаю, что любая культура гораздо крепче, чем и технологии, и политика, и государство. Культура мощнее, надежнее.

А. Плющев

Безусловно. Я технологический вам, Фёкла, задам вопрос, между прочим. Ну, не при Екатерине, конечно, он будет задан, но тем не менее, будет. Смотрите, вы же человек фейсбучный наверняка, пишете что-то в Фейсбуке там, нет?

Ф. Толстая

Нет, я иногда только подчитываю как информационный просто ресурс.

А. Плющев

Комментируете, лайкаете? Нет?

Ф. Толстая

Нет. Просто не хватает меня на все.

А. Плющев

Казалось-то, что… ну, не проверил, хорошо. Значит, просто в последнее-то время крайне популярны как раз видеотрансляции в Фейсбуке, где уже аудитория готова, она есть, она такая прямо какая-то не то чтобы массовая, но вы всех по именам знаете, представляете? Там, 100, 200, 500, тысяча человек, и вы всех их знаете по именам.

Ф. Толстая

Я прошу прощения, это не Google масштаб, это 4 миллиона, 3 миллиона вот было в прошлые годы. Ролик рекламный посмотрело 6 миллионов человек. По-моему, такие цифры. Я точно такого количества людей… Катя поправит меня.

А. Плющев

Я уверен, у вас было бы не меньше. Так?

Е. Кондратьева

У нас есть замечательная платформа Ютьюб, который является на самом деле самым популярным в отношении просмотра онлайн видео. Ну как, как не там?

А. Плющев

Конечно. Где, собственно, еще? Я обожаю наших радиослушателей, которые всегда найдут, каким образом повернуть тему, вот, казалось бы, в политическую плоскость. Вот я тоже не могу предположить, вы точно не предположите. И я, даже зная этих слушателей как облупленных абсолютно. Знаете, что они написали первое? «Пригласите Поклонскую, когда будете читать Грибоедова».

(смех)

А. Плющев

Обожаю их. Спасибо. Если что, наши смс: +7-985-970-45-45, Твиттер аккаунт @vyzvon.

Давайте для тех, кто еще не слышал вообще. Мы так разговариваем о проекте, совершенно верно Фёкла назвала с самого начала даты, а теперь, собственно, что в эти даты будет происходить. Может быть, кто-то, может быть, есть такие люди, которые даже как-то и Толстого с Чеховым не застали. Я имею в виду онлайн чтения, конечно же.

Е. Кондратьева

11 и 12 ноября, действительно, наверное, стоит описать как технологически и механически будет выглядеть этот проект. У нас сейчас уже отобраны 500 с лишним чтецов, текст разбит на 530, если не ошибаюсь, отрывков. 11 и 12 ноября люди, которые прошли конкурс, обычные интернет-пользователи вместе со знаменитыми людьми, которых мы приглашали.

А. Плющев

Какое, кстати, соотношение обычных и звездных?

Е. Кондратьева

Точно не могу сказать, потому что это все еще такая работа, которая в процессе, но это больше 300 обычных людей и больше 100 знаменитых. Дальше…

А. Плющев

Ну, да – плюс-минус.

Е. Кондратьева

Да, совершенно верно. Эти люди, которые прошли конкурс на сайте, прислали нам свои заявки, эти заявки потом бережно и очень внимательно отсмотрела режиссер проекта, которая уже третий год с нами работает, Наталья Анастасьева, обладатель «Золотой маски», эксперт, у которой уже и глаз набитый на то, чтобы лучших из лучших отобрать.

Ф. Толстая

И даже команда под руководством Наташи Анастасьевой, потому что все эти сотни и сотни видео отсмотреть…

А. Плющев

Сколько, кстати, было заявлено?

Е. Кондратьева

Несколько тысяч – точно сказать не могу, но больше двух тысяч.

А. Плющев

Прислали больше 2000 роликов?

Ф. Толстая

Да-да. То есть, люди читают. Во всяком случае, когда теперь Наташа слушает тексты, понятно, что в основном люди читают первую сцену, это естественно. Поэтому когда теперь когда Наташа слышит текст «в час небывало жаркого заката…»...

А. Плющев

Как они читают первую сцену? У вас же там должны были в результате чата, так сказать, распределять сцены. Разве не так?

Ф. Толстая

Это так, совершенно верно, но все с удовольствием попадают, многие попадают, во всяком случае, на Патриаршие пруды.

А. Плющев

А, то есть, это ваша система такая виновата, получается?

Ф. Толстая

Нет, система не виновата… подождите, вы меня зажали в угол технологией, я просто хочу сказать, что Наташа…

А. Плющев

Вы сами там напридумывали всего, а теперь разобраться не можете.

Ф. Толстая

Смысл в том, что Наташа, которая слышит текст, который она слышала перед этим двести раз, она уже говорит: ой-ей-ей, - говорит она. Но я просто хочу сказать, что эти заявки, они очень разные, и это замечательно. И они есть, когда люди очень серьезно готовятся, репетируют, какую-то даже режиссуру придумывают, монтируют и так далее. А есть так, знаете, я не знаю, на уровне селфи: вытянули руку, что-то криво, куда-то снято, куда-то завалено, слышно: все, давай выключай, там и так далее. И тоже это все не отрезанное может присылаться.

Это, конечно, очень интересно. Но вся режиссерская команда очень внимательно это отсматривает, и эти пользователи, вот те, кто оказался достоин, будут принимать участие в чтении. Вот эти 500 отрывков – это связано с тем, что просто мы бы хотели, чтобы каждому человеку, условно, досталась страничка. А дальше Катя продолжит.

Е. Кондратьева

Дальше произведение распределяется среди всех этих чтецов, и они приходят на 11 площадок, которые разбросаны по 8-ми городам России, плюс еще пользователи будут приезжать на площадку в Тель-Авиве. Они будут приходить туда и по очереди по принципу эстафеты подключаться, читать свой маленький отрывок, передавать эстафету дальше, и все это будет собрано потом в Москве в координационном центре в нашем космическом таком оборудованном совершенно невероятном пространстве, будет собираться в единую трансляцию, которая будет выдаваться в прямой эфир на Ютьюб.

Кстати, особенность по сравнению с прошлым годом и предыдущими чтениями, в этом году мы решили – мы уже попробовали не спать двое суток все, мы решили, что больше мы на такие подвиги не готовы и, наверное, нет смысла.

Ф. Толстая

И просто нет смысла это доказывать. Потому что то, что мы читали без перерыва, и, конечно, в 3, 4, 5 часов утра и меньше людей смотрит, и тяжелее центральной России принимать в этом участие. То есть, как бы бить такие спортивные рекорды, когда ты говоришь о чтении, ну, вот нет необходимости, как нам кажется.

А. Плющев

То есть, вы двое суток...

Ф. Толстая

Но с перерывом, да.

А. Плющев

… на ночь в европейской части?

Ф. Толстая

Да, я думаю, что мы закончим где-то около 11-ти, начале 12-го в пятницу, потом спокойно выспимся и на следующий день в час дня продолжим эти чтения. Еще в середине субботы мы можем наслаждаться финалом замечательного романа булгаковского.

Е. Кондратьева

И, в принципе, само произведение логически разбито как бы на две части, поэтому очень удобно – первый день мы закончим балом у сатаны и выспимся и продолжим.

А. Плющев

Если после такого выспишься, конечно.

Ф. Толстая

Надо еще сказать, что в этом году – каждый год Google хочет что-то немножко добавить нового, при том, что формат остается неизменным. Но в прошлом году у нас были такие более театрализованные чтения, и понятно, что Чехов, и многие театры России присоединились к этому.

А в этом году мы хотели сделать акцент на именно визуальной стороне дела, и как-то, может быть, более интересно насытить картинку непосредственных чтений. И то, что предложил нам – мы пригласили такого замечательного режиссера и продюсера, и у нас в проекте он выступает креативным продюсером, Андрей Болтенко и его команда вместе с замечательным тоже художником и режиссером Антоном Ненашевым, вот те варианты, которые они нам показали, может быть, я не буду сейчас раскрывать все карты, но это интересно. То есть, это такое художественное добавление, что ли, вот наша картинка станет богаче за счет каких-то ассоциаций и таких художественных фантазий, которые в голове у художника будут рождаться. Что-то, какие-то картинки приготовлены заранее, продуманы. Но на самом деле вся партитура будет складываться тоже в прямом эфире. И поскольку мы используем технологию Хромакей – это я стараюсь быть более технологичной, я думаю, что слушатели знают, что это в телевидении очень часто применяемая технология, когда обычно на зеленом фоне чтец, но это позволяет нам сделать какие-то прекрасные миры, которые будут открываться вот в голове у читающего человека.

Мне очень нравится эта идея, которую Андрей принес, еще и потому, что это созвучно тому, что с нами происходит на самом деле. Вот мы можем читать книжку где угодно, мы можем сидеть на вокзале, в метро, мы можем валяться на диване, мы можем сидеть в офисе (хотя в офисе лучше работать) – все что угодно, и мы вот, вокруг нас жизнь такая, какая она есть.

Но как только мы открываем хороший текст, мы своей головой проваливаемся в совершенно другие пространства, которые полны самой лучшей на свете фантазией, потому что это та экранизация, которую ты сам делаешь для себя без ограничения бюджета, без ограничения спецэффектов, потому что это самое лучшее кино в голове. И это какое-то кино в голове мы будем силами наших замечательных художников и режиссеров как-то фантазию зрительскую немножко будоражить. Но это не экранизация, это очень важно, что это никакая не экранизация, потому что вообще немножко опасно с экранизациями Булгакова связываться.

А. Плющев

Да, и еще пойди найди удачную-то из тех, которые случались. Я имею в виду этот роман в частности.

Е. Кондратьева

Вот совершенно верно вы вначале сказали, что это ваш любимый роман, и как раз один из наших партнеров в этом году, Музей Булгакова, «Нехорошая квартира» и руководитель музея как раз говорил, что они проводили исследования, опрашивали людей: какой ваш любимый роман? Все отвечали: «Мастер и Маргарита». А когда они спрашивали: а какой роман вы ненавидите больше всего, они тоже отвечали «Мастер и Маргарита». Поэтому у людей настолько персональное отношение, настолько какое-то свое восприятие романа, что, наверное, самое худшее, и Андрей тоже об этом говорил на самых начальных этапах, когда мы обсуждали, наверное, самое худшее, что можно было бы сделать, это попытаться экранизировать этот роман.

Ф. Толстая

Лоб в лоб.

Е. Кондратьева

Поэтому действительно будет большое количество таких визуальных ассоциаций очень интересных.

Ф. Толстая

Я хочу добавить, что раз уж мы стали говорить о партнерах, что киноконцерн «Мосфильм» с нами пустился в это приключение, что особенно для нас приятно, в Год кино, и очень активно задействованы будут и павильоны «Мосфильма», и разные другие цеха и силы «Мосфильма».

А. Плющев

Будет это же не только в Москве, поскольку подключаются традиционно и чтецы из других городов. Давайте-ка мы и их вспомним тоже.

Е. Кондратьева

Совершенно верно, у нас 8 городов в России – Москва традиционно, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Новосибирск…

Ф. Толстая

Красноярск. По-моему, никого не забыли.

А. Плющев

И Иерусалим?..

Е. Кондратьева

Тель-Авив, да. Иерусалим, к сожалению, нет, но, конечно, Израиль не могли мы обойти, сам сюжет романа диктует. Поэтому, да.

А. Плющев

А почему не Иерусалим, простите? Собственно, где происходит-то все.

Е. Кондратьева

На самом деле мы просто решили, что одной из таких площадок, куда будут приходить чтецы, станет офис Google, который находится в Тель-Авиве, поэтому…

Ф. Толстая

Во-первых, не так легко в пятницу вечером и в субботу в Израиле организовать работу.

А. Плющев

Я и хотел, чтобы вы это напомнили. Особенно в Иерусалиме.

Ф. Толстая

Потом, на самом деле мы берем такую, из-за того, что мы в этом году делаем более сложную картинку, как это будет устроено? Люди читают на местах, и мы получаем картинку – во-первых, мы видим человека, сидящем на этом Хромакей, во-вторых, у нас есть еще другая камера, которая показывает нам немножко город и пространство. Дальше сигнал приходит в Москву, здесь художники в прямом эфире, исходя из характера чтения, из текста и собственной фантазии, вот просто это в прямом эфире оформляют, и дальше этот сложный сигнал, уже такой скомпилированный, измененный попадает на Ютьюб. Это все требует – вот я, когда мы начинали в этом году работать, я не понимала, это все требует невероятно большого потока интернета. И спасибо большое компании МегаФон, который по всей стране нам его предоставляет. Это не просто так, то есть, это уже такой уровень, мы залезаем в такие сложности, просто технические, что это невозможно организовать вот где угодно, как угодно. Это специально нужно готовиться, для того чтобы такого рода сигналы получать со всей страны. Это нелегко.

И представьте себе, что у нас нет, к сожалению, права на ошибку, потому что это все – вот мы сняли, вместе со звуком, но звук в этой всей системе – это, конечно, просто капля в море, я имею в виду, по трафику. И это все пришлось сюда, стало еще больше, уходит на Ютьюб, и мы хотели бы, чтобы люди с хорошим интернетом могли на Ютьюбе это смотреть в хорошем качестве. То есть, и вот так вот мы собираемся много-много часов.

А. Плющев

Я, кстати, не помню, сейчас трансляция - переключается качество, да? То есть, человек может переключить качество?

Е. Кондратьева

Да, даже автоматически подстраивается под качество интернета, который в данный момент у пользователя.

А. Плющев

То есть, если похуже – то…

Ф. Толстая

Она по умолчанию, по-моему, ставит на авто.

Е. Кондратьева

Еще пару слов буквально о площадках, потому что некоторые из этих площадок на самом деле будут открытыми, поэтому люди, может быть, которые не прошли кастинг или не хотели пройти, но хотели бы посмотреть и послушать чтение живьем, то вот, например, в Москве Новый Манеж, где мы уже второй год подряд будем читать, туда можно просто прийти и послушать, как обычные люди и знаменитости в том числе...

Ф. Толстая

Весь технологический процесс, да.

А. Плющев: И 11

го, и 12-го, да? Новый Манеж в Москве.

Ф. Толстая

Да.

Е. Кондратьева

Новый Манеж будет открыт 11-го числа, потому что 12-го числа в Москве будет тоже задействовано две площадки, но вторая из них – это московское метро, тоже очень интересное, депо.

А. Плющев

Ого!

Е. Кондратьева

Да. На самом деле у нас был уже очень приятный классный опыт работы с метрополитеном в прошлом году и в этом году.

А. Плющев

Метро, оно же никак не задействовано в романе, в котором его еще просто нет.

Е. Кондратьева

Мы тоже думали долго, какую логику применить к выбору площадок, и сначала…

Ф. Толстая

Это режиссерская идея.

Е. Кондратьева

Да.

Ф. Толстая

И надо сказать, что действительно метро – это очень московская история, поэтому не надо идти прямо, не надо ехать на Ленинские горы, не надо в Литинститут идти или в ЦДЛ, вот мы пошли таким путем, ну, не самым очевидным, что ли. Если вы хотите пойти на экскурсию «Булгаковские места в Москве», то они не совпадут с точками наших чтений.

Е. Кондратьева

Ну, да, если бы мы напрямую буквально интерпретировали, мы бы только в Москве и читали. Хотя во времена Булгакова уже было метро, просто он начал писать роман раньше.

А. Плющев

В романе нету.

Ф. Толстая

Это правда, потому что роман начинался – я не знаю, может быть, Булгакову не нужно метро в романе.

А. Плющев

Зачем? Фёкла Толстая, куратор проекта «Мастер и Маргарита. Я там был», и Екатерина Кондратьева, менеджер по коммуникациям компании Google у нас в программе «Точка». Через 2 минуты мы продолжим.

РЕКЛАМА

А. Плющев

22 часа 35 минут – московское время, смс наш +7-985-970-45-45, Твиттер аккаунт @vyzvon, веб-форма на нашем сайте echo.msk.ru, где идет и трансляция сетевизора, это все я говорю для того, чтобы вы присоединялись к нашему разговору. Впрочем, некоторые уже присоединились. Я как бы чуть-чуть попозже задам и ваши вопросы тоже.

Единственное, что, мне кажется, уже нет смысла обсуждать ценность проекта как такового. И Толстой «Анна Каренина», и Чехов, и был еще с телеканалом Культура у вас, Фёкла, проект отдельный, тут его тоже вспоминают, кстати, думают, что это что-то другое. Нет, это, в общем, все Фёкла Толстая делает. Все это уже доказало ценность и доказало как бы жизнеспособность. В общем, саму идею нет смысла обсуждать. Поэтому давайте обсуждать технические особенности или, может быть, у вас есть еще какие-то вопросы по содержанию. Я опять начну, как и в первой части, заходить к Google с разных сторон.

Скажите, пожалуйста, Екатерина, ведь это получается, что каждый следующий проект, он более затратный, чем предыдущий. Вы как деньги из своих американских акционеров вытрясаете на это дело? То, что Фёкла рассказала, тоже прямо какие-то затраты, не то чтобы, знаете ли, просто на Ютьюбе канал предоставить.

Е. Кондратьева

Какие-то временные, какие-то моральные затраты огромные, большое удовольствие. Нет, на самом деле, ну, а что, культура бесценна, мы с огромной радостью и удовольствием. Но на самом деле, если серьезно, то чтение – это самый наш крупный, самый любимый и самый такой затратный во всех смыслах проект.

А. Плющев

Мы можем его оценить как-то?..

Е. Кондратьева

Абсолютно неоценим.

А. Плющев

В деньгах.

Ф. Толстая

Я не знаю, честно говоря, никогда не знала бюджеты, но знаю, что очень большая часть московского офиса Google задействована в этой всей истории.

А. Плющев

Я думал, приносят последнее из дома…

Е. Кондратьева

Во-первых, проект действительно огромный, очень масштабный. Но все площадки, все партнеры, все знаменитые чтецы, которые нас поддерживают, все люди работают в партнерстве, участвуют в этом проекте на началах интерес, поэтому в этом смысле, конечно, очень благодатная тема.

А. Плющев

Сколько звезд на общественных началах удалось привлечь?

Ф. Толстая

Да все, никто не получил за это ни одной копейки.

А. Плющев

Понятно, что все. Я имею в виду, имена назовите.

Е. Кондратьева

Вы имеете в виду тех, кто будет в этом году читать?

А. Плющев

Конечно, если мы можем кого-то называть.

Е. Кондратьева

Да, мы можем, безусловно. Например, открывать чтение будет господин Золотовицкий.

Ф. Толстая

Артист Московского Художественного театра, ректор школы-студии МХАТ, один из самых блестящих и комиков – ну, я очень люблю Игоря Золотовицкого, так что мне кажется, что это очень трудная задача.

А. Плющев

Это он будет произносить: «в час небывало жаркого заката…».

Ф. Толстая

Да, но вы понимаете, что мы не могли это отдать человеку, который не будет понимать, что это за текст во всех смыслах этого слова.

Е. Кондратьева

У нас сейчас на самом деле больше 50-ти таких знаменитых интересных знакомых всем имен, это не только актеры, это, например, и спортсмены, олимпийские чемпионы.

Ф. Толстая

Политики традиционно очень любят наши чтения. И надо отдать должное политикам, что очень серьезно…

А. Плющев

Это наша клиентура. Кто из наших-то там?..

Ф. Толстая

Да, очень серьезно относятся обычно к подготовке и консультируются по поводу текста, как это лучше читать, по поводу ударений. То есть, я, честно говоря, не ожидала, потому что понятно, что у людей совершенно нет времени, ну, там, подумаешь, страничку текста прочитать – нет, относятся серьезно, не хотят ударить в грязь лицом.

По поводу артистов я еще хотела сказать, что второй день чтений наших будет открывать Сергей Безруков, и много прекрасных артистов, и много всяких людей, которые популярны в молодежной аудитории, я имею в виду и блогеров, и певцов. И это правильно, это интересно, потому что понятно, что основная наша аудитория – это аудитория довольно молодая, и им хочется смотреть на своих героев.

А. Плющев

Да. И вот, например, Ольга спрашивает – я не ожидал этого вопроса: «А на ТВ можно будет посмотреть?» - спрашивает Ольга. Возможно, этот вопрос как-то продиктован тем, что вы делали с телеканалом Культура. Мне-то вот странно, когда, если есть возможность посмотреть в интернете, зачем еще какой-то ящик используете. Все же пользуются интернетом. Разве нет? Хотя Ольга прислала этот вопрос по смс – может быть, она не очень пользуется, я не знаю.

Ф. Толстая

Тогда хорошо, что она слушает программу «Точка».

А. Плющев

Да, конечно.

Ф. Толстая

Это верный путь к расширению своих возможностей, дорогая Ольга. Я хочу сказать, что, вот имея опыт двух разных типов проекта, то, что мы делаем с Google уже третий год подряд, и в прошлом году мы сделали с ВГТРК, телеканалом Культура, радио Маяк, Россия и так далее, принимали участие, стало понятно, что это совершенно разная аудитория, просто абсолютно разная. И я так конечно понимаю, при том, что я сама работаю на телевидении, что будущее, понятно, за интернет-трансляциями, как бы ни назывались, в какие бы Ютьюб-каналы потом этот контент ни собирался, понятно, что мы все будем смотреть через интернет. Я думаю, что года через 2 закончатся эфирные какие-то… ну или за 5, 7, 10 – очень скоро, совсем на нашей памяти.

Е. Кондратьева

На самом деле да, в этом году не будет телевизионной трансляции, но, во-первых, и потому что мы все-таки ориентировались больше на молодую аудиторию, скажем так, которая все-таки преимущественно сидит в интернете, а, во-вторых, все-таки телевизионный эфир – это такой бесценный ресурс, а в интернете – пожалуйста, вещай кто хочешь, сколько хочешь, в прямом эфире…

А. Плющев

Бесценный в смысле денег, да.

Е. Кондратьева

В смысле денег и в смысле количества каналов, эфира, это все такое, ограниченный ресурс, а интернет тем и хорош, что, пожалуйста, возьми телефон, подключайся, и вещай в прямом эфире. Любой человек бесплатно.

Ф. Толстая

На самом деле в основе этих проектов лежат абсолютно бесплатные технологии, которые доступны всем. И, конечно, вот спрашивали по поводу финансовой составляющей – конечно, Google вкладывает деньги, но скорее в организационные вещи, которые просто из-за масштаба такого гигантского проекта невозможно сделать вот так просто, не наняв каких-то людей, которые помогут это организовать.

Но я все очень жду, что люди подхватят саму идею таких общих трансляций просто сами, потому что ничего не нужно, нужно иметь, не знаю, любой способ коммуникации, чтобы договориться с друзьями, знакомыми, пустить это по любым, не знаю, соцсетям, как угодно, войти в Hangouts и сделать трансляцию на Ютьюб. Я вот все жду, что, я не знаю – школьники Псковской области возьмут и организуют чтение своего прекрасного Александра Сергеевича Пушкина или все что угодно. И это все открыто, это все бесплатно. Это все уже такой мощности и такой надежности, что еще, простите, дал мне опыт телевизионного такого марафона, что все-таки пока что, конечно, уровень надежности, что ли, телевизионного эфира вот то, как полет в космос. Вот у вас есть страховочная аппаратная, если вдруг что, если выключили свет – это еще такие старые, в прекрасном смысле слова, технологии, которые не дадут тебе пропасть ни так, ни сяк, никак.

Но я вижу, как совершенствуются интернет-технологии и Ютьюб, да, например, на первой трансляции «Карениной» у нас бывали, мы начинали с каким-то количеством срывов, у нас предусмотрен такой резервный, что ли, чтец, который, если вдруг, мы не получаем сигнал из Нарьян-Мара, у нас там сорвался интернет, тут кто-то, человек, чтобы континуум текста продолжался, кто-то подхватывает. И все меньше, с каждым годом это все надежнее и надежнее технология, можно за нее не бояться.

Е. Кондратьева

Да, еще важный момент, о котором еще не упомянули, в том числе отвечающий на вопрос, почему не нужна, наверное, здесь телевизионная трансляция, часть чтений будет происходить в формате 360, который, собственно, на телевидении пока никак…

А. Плющев

Обогнали.

Е. Кондратьева

Да. Применить пока что невозможно. Будет сцена как раз бала у сатаны, последняя сцена в первый день, которая закроет наши чтения, и она как раз будет в формате 360 тоже в прямом эфире, это новая технология, которая в этом году стала доступна на Ютьюб, и тут можно будет уже не просто с компьютера, деск-топа так называемого тоже можно будет, но самый класс будет в том, чтобы взять мобильный телефон…

А. Плющев

И крутиться вокруг своей оси.

Е. Кондратьева

… и находить чтецов, и смотреть, как люди читают, передают друг другу эту чтецкую эстафету, и в этом как раз будет…

А. Плющев

Как раз вот технология 360 – это очень интересная штука, только входит в нашу жизнь на самом деле. Мы вот недавно, сидя с друзьями в баре, обнаружили как раз, что изъян этой технологии, знаете, какой он? Если вы сидите за стойкой, то вы не можете показать фотографию друг другу, то есть, каждый будет видеть другое изображение. Ну, поскольку она крутится, вот телефон, как ты его покрутишь, ты должен крутиться вокруг своей оси, для того чтобы посмотреть 360.

Ф. Толстая

Тогда надо просто барный столик, который крутится, вот и все.

А. Плющев

Ты другу не можешь показать то же самое, что видишь сам. Вот это очень интересный аспект будущего. Извините, отвлекся, да, от собственно проекта. 360 – интересно, только бал у сатаны будет, кстати, он 18+ получается по ограничению?

Е. Кондратьева

Постольку поскольку у нас не будет, как мы уже сказали, экранизации, будет только текст в чистом виде, хороший вопрос, кстати говоря. Я думаю, что это все-таки будет что-то типа 6+.

А. Плющев

Бал у сатаны – как его экранизировать 6+?

Е. Кондратьева

Нет, экранизации не будет на самом деле…

Ф. Толстая

… просто в этот момент на самом деле люди, которым нет 18-ти…

Е. Кондратьева

Они уже спят в это время. Потому что в 11 часов примерно по московскому времени будет этот отрывок, этот эпизод.

Ф. Толстая

Понимаете, нет смысла на самом деле все чтения делать в формате 360, потому что 360 очень связан с тем, что показывается. Заметьте, что большинство роликов в Ютьюбе, которые лежат на 360, это какие-то очень короткие такие невероятные события – или ты в середине водопада, или ты мчишься на каких-нибудь лыжах, или на парашюте, или на чем-нибудь таком, поэтому, конечно, формат чтения, который, ты должен сосредоточиться на тексте, чтобы ты его услышал.

Главное 360 происходит у тебя в голове, как мы уже говорили, да? Или вообще не 360, а сколько хотите градусов там себе намеряйте.

Поэтому делать 360 в течение 15-ти часов, ну, может быть, нам бы хотелось, но мы стараемся оставаться адекватными разумными людьми и с режиссерской точки зрения это не так интересно. А взять одну сцену яркую, в которой много персонажей, интересную сцену – вот мне кажется, что это, я надеюсь, что это правильный путь, по которому мы пошли. И вот там, пожалуйста, вертите головой.

Е. Кондратьева

На самом деле бал у сатаны – это уже немало, потому что хронометраж этой сцены, он час, и на самом деле наша задача – сделать так, чтобы зрителям, нам бы хотелось, чтобы они каждый присоединялся и смотрел часами. Не знаю, посмотрим, какое это будет среднее время, но нам бы хотелось, чтобы целый час людям было интересно оглядываться вокруг себя.

А. Плющев

Вы же меряли прошлые проекты, сколько смотрят в среднем? Не меряли?

Ф. Толстая

Нет, но у нас есть статистика, по-моему, по «Карениной» заходов на трансляцию 3 миллиона, по-моему, если не ошибаюсь. Мы отдаем себе отчет, что это не зашел человек на 36 часов, это понятно.

А. Плющев

Я спрашивал, сколько средний просмотр, сколько один человек в среднем смотрит. У вас же все есть.

Е. Кондратьева

У мне нет этой статистики перед глазами, но я думаю, что это минут 10.

Ф. Толстая

Это не так мало для…

А. Плющев

Совсем не мало.

Ф. Толстая

Здесь надо, конечно, сказать, что еще текст должен быть хороший. У нас очень хороший текст, потому что все-таки мы технологиями как-то людей привлекаем. Но дальше, если то, что мы представляем, не будет интересно, то понятно, что люди очень быстро уйдут. И в этом смысле, конечно, тот опыт, который у нас был, это и «Каренина», и Чехов, это очень затягивает.

Е. Кондратьева

Но вот я думаю, что в Чехове на самом деле, мне кажется, время просмотра было больше еще и потому, что сам формат диктовал – все-таки коротенькие рассказы, человек если подключался, он понимал, что…

А. Плющев

… смотрел до конца.

Е. Кондратьева

Да, это не 36 часов, огромный, понятно, гениальный текст, но тем не менее, когда у зрителя, слушателя есть возможность услышать историю от начала и до конца, и это какой-то хронометраж, который вот позволяет потратить время здесь и сейчас, то почему нет? Посмотрим, что будет в этом году. Очень интересно.

А. Плющев

Ну, «Мастер и Маргарита» тоже очень популярный текст…

Е. Кондратьева

Там короткие главы тоже.

А. Плющев

… который многие знают чуть ли не наизусть.

Ряд целый вопросов, которые связаны с политическим подтекстом. Александр из Москвы спрашивает: «Вы не боитесь, что православная общественность может сильно обидеться на ваш булгаковский проект и устроить охоту на ведьм?» Ну, вообще, вспоминая, какой, уже упоминавшийся здесь персонаж, рекламу устроил еще не вышедшему фильму Алексея Учителя, в принципе, можно и допустить – отчего нет?

Ф. Толстая

Вы знаете, если сейчас ориентироваться на то, что могли бы так называемые православные активисты предположить и на что обидеться – вообще ничего невозможно делать. Это непредсказуемая история. Она, на мой взгляд, совершенно - моя голова этого не понимает - то есть, нерациональна, просчитать это невозможно. И я думаю, и рада, что, мне кажется, судя по просмотрам других проектов, которые у нас были, что есть гораздо больше людей, которым это интересно, которые хотят такие новые формы взаимодействия с книгами пробовать, испытывать. Я не говорю, что это должно всем нравиться. Мне кажется, что это любопытно, что можно что-то открыть новое для себя в тексте. А так, бояться – всего можно бояться, тогда ничего не надо делать.

А. Плющев

Это – очень прямо согласен с вами, хочу разделить.

А я-то бы, если бы и боялся, то совсем других вещей. Ну, я имею в виду, что роман-то очень непростой, и многие люди как-то к нему так весьма суеверно относятся, и, например, говорят, что именно поэтому, что он такое непростой, что Михаил Афанасьевич такой непростой, говорят, что именно поэтому-то экранизации не всегда, мягко говоря, удаются. Вам сигнал не приходил через нехорошую квартиру?

Е. Кондратьева

Нам ежедневно приходят сигналы. Мы с таким количеством всяких – маленьких и крупных, технических и разных проблем, сталкиваемся. Но я думаю, что это все закончится в четверг вечером.

Ф. Толстая

И все будет хорошо.

Е. Кондратьева

И в эфир мы выйдем в отличной форме. Очень сложно, мне кажется, ничто еще так сложно не давалось…

Ф. Толстая

Не без вопросов, не без проблем. Вот какие-то препятствия возникают все время, это правда. Но с другой стороны, это такое, мне кажется, суеверие, очень понятное, людей, прежде всего театральных, я думаю, а уж если мы говорим о Михаиле Афанасьевиче, то он близок миру театральному.

Но я хочу вам сказать, что вот на предстоящей неделе будет премьера фильма Павла Лунгина «Пиковая дама» - тоже есть на самом деле люди, которые не берутся и за этот текст, полный мистики и каких-то вещей, которые вот… но Павел Семенович берется – и хорошо, и интересно. А мы возьмемся за «Мастера и Маргариту». Не будем только впрямую это делать. Я надеюсь, что все эти опасения, которые возникают у театральных людей и у киношников, они нас не будут касаться – но читать-то можно. Те, кто читают, с ними же ничего не происходит.

А. Плющев

Я только, знаете, за 360 боюсь, за весь Хромакей, за то, что читать – первые два проекта, мне кажется, все доказали. Уже я говорил об этом, и чего там – тем более, такой текст.

То, с чего вы начали, Екатерина. Смотрите, вы говорите, что Google таким образом возрождает интерес к чтению классики. Это будет уже третий проект Google и четвертый фактически у Феклы Толстой, да? А вы как-то чувствуете, что как-то сдвинулось с места немножечко, интерес к классике-то, он как-то вернулся или нет?

Е. Кондратьева

Вы знаете, я бы вообще не стала говорить так, это все-таки слишком ответственное, слишком громкое такое заявление, что интерес к классике якобы умер или исчез, и мы его должны возродить.

А. Плющев

Ну, это вы сказали вначале.

Е. Кондратьева

Да. Скорее так, скорее, может быть, популяризировать и сделать как-то ближе к тем форматам, к которым привыкла современная молодежь, скажем так. Все-таки я бы не сказала, что интерес к чтению, я очень искренне надеюсь, что он жив, как и Чехов, как и Булгаков, и Толстой. Поэтому, нет – возрождать, я бы так не стала громко говорить.

Ф. Толстая

Это бесконечный процесс, которым мы должны заниматься, если нам это интересно. И недаром делаются какие-то новые экранизации, недаром ищется сейчас, все вот думают о каких-то новых формах популяризации чтения, продвижения чтения, и это невозможно померить цифрами. Ну, что, стали лучше читать классику, перестали зевать у Толстого? Не знаем. Но мне кажется, что… вы никогда это не померите, но мне кажется, что цифры просмотров, интереса людского вот просто непосредственно вот там, столько-то миллионов человек зашло и что-то посмотрело, послушало, почитало, все это потом еще собирается на замечательных сайтах, которые остаются от проектов, есть сайт «Каренина. Живое издание», есть сайт Чехова, где можно смотреть текст, слушать, смотреть трансляцию, все это разложено в очень удобном, как Google умеет, в системном поиске, то есть, не просто там многочасовые Ютьюбы, которые вы не знаете, как где крутить, а очень все систематизировано, удобно. По крайней мере, те люди, которые зашли и к этому прикоснулись, я думаю, что, ну, вот они что-то для себя новое открыли – в известных текстах, в неизвестных текстах – что-то такое хорошее произошло. Потихонечку, потихонечку. Не будем говорить, что мы весь мир перевернем. Потихонечку будем делать.

Знаете, как хорошо, вот что в этом проекте еще гениально, что ты делаешь какое-то хорошее дело все вместе. Вот это ощущение совершенно невероятное. И только некоммерческие проекты такими могут быть, мне кажется, и только культурные проекты, вот они дают невероятный драйв. Почему мы это делаем, какое рациональное объяснение? Ну, нету его такого прямого. Почему Google вкладывается в это? Потому что это очень классно.

А. Плющев

Отдельно хочу поблагодарить Фёклу Толстую за то, что в худших традициях интервью не дала мне спросить, что же будет дальше, каковы творческие планы, так сказать – время кончилось. Спасибо.

Куратор проекта «Мастер и Маргарита. Я там был» Фёкла Толстая, а так же Екатерина Кондратьева, менеджер по коммуникациям компании Google были у нас сегодня в программе «Точка». Удачи вам 11 и 12 ноября на чтениях «Мастера и Маргариты». Пока!

Е. Кондратьева

Спасибо огромное!

Ф. Толстая

Спасибо, Саша.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024