Приживается ли платный контент? - Павел Рассудов, Виталий Студитских, Сергей Корнихин - Точка - 2014-05-11
11 мая 2014 года.
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Виталий Студитских, генеральный директор Амедиа ТВ; Сергей Корнихин, генеральный продюсер Ivi.ru; Павел Рассудов, председатель «Пиратской партии России».
Эфир ведут Александр Плющев, Сергей Оселедько.
А. ПЛЮЩЕВ: Действительно, Сетевизор у нас транслирует, но, по-моему, не всех гостей видно, скажем сразу. Может быть, нам как-то поправят видимость по ходу программы. Я пока представлю, кто у нас в студии находится. Ну, кроме меня, Александра Плющева, здесь мой коллега Сергей Оселедько. Добрый вечер.
С. ОСЕЛЕДЬКО: Добрый вечер.
А. ПЛЮЩЕВ: И наши гости сегодня: Виталий Студитских, гендиректор Амедиа ТВ.
В. СТУДИТСКИХ: Добрый вечер.
А. ПЛЮЩЕВ: Сергей Корнихин, генеральный продюсер Ivi.ru.
С. КОРНИХИН: Здравствуйте.
А. ПЛЮЩЕВ: И Павел Рассудов, председатель штаба незарегистрированной Пиратской партии.
П. РАССУДОВ: Здравствуйте.
А. ПЛЮЩЕВ: Добрый вечер. Ну, из списка гостей очевидно совершенно, что речь пойдет сегодня о кино в интернете. И мы бы сегодня хотели сконцентрироваться вот на каком вопрос: платный контент, платное видео, приживается ли оно в интернете? У нас была аналогичная передача по музыке, у нас была аналогичная передача по книжкам, много мы обсуждали закон, вот так называемый закон о пиратстве, и Паша у нас приходил, и из Амедиа у нас люди приходили, и из Ivi тоже. Вот сегодня мы все вместе собрались, для того чтобы понять, платят ли люди за видео в интернете. Ваши вопросы к нашим участникам: +7-985-970-45-45 или твиттер-аккаунт @vyzvon. Туда же можно и разные мнения слать. Ну, в общем, по прошлым передачам я более-менее себе эти мнения представляю, но, может быть, что-то изменилось, я не знаю. Мы, кстати, сможем, может быть, провести и голосование насчет платного контента, но ближе к концу. Сначала я бы хотел наших гостей из кампаний, предоставляющих вот этот самый платный сервис, узнать, как у вас дела, как продается. Можете ли вы нам хоть какие-нибудь цифры назвать?
В. СТУДИТСКИХ: Ну, давайте, наверное, я начну.
А. ПЛЮЩЕВ: Виталий Студитских.
В. СТУДИТСКИХ: Да, потому что у нас только платная модель существует. Ну, наше кредо, и мы с самого начала запускались, базируясь на том, что мы не будем опираться только на закон. Мы абсолютно уверены, что самое главное для пользователя – это удобство, и основными причинами и позывами для того, чтобы заплатить за контент, должно именно быть желание заплатить, а не оттого, что больше негде найти, что называется. После вступления в силу закона, в принципе, мы запустились где-то за два месяца до этого, не зная о том, что закон будет, мы с самого начала старались сделать так, чтобы наш контент был самым быстрым в интернете. То есть, мы все прекрасно знаем, что если мы говорим про сериалы, самое главное здесь скорость появления контента. И мы старались, с самого начала договорились с правообладателем о том, что мы будем получать серии день в день с Америкой. И это наше ключевое преимущество. Мы отладили работу, в прошлом году мы сделали более 850 показов серий одновременно с Америкой. Делалось это спустя 12, 10, иногда даже доходило до меньшего количества времени, часов после эфира в Америке. Это большая работа. Если мы говорим про фанатов сериалов (а такие у нас в основном и присутствуют), то это люди, которые жаждут появления новой серии, если мы говорим про такие названия, как «Игра престолов» либо «Настоящий детектив», лучший старт этого года, то люди ждали выхода этой новой серии буквально моментально, да? Вот в Америке он в 7 утра по нашему времени выходил, и на сервисе ты в 3 часа дня уже мог получить этот контент…
А. ПЛЮЩЕВ: Вы можете сказать, сколько день в день покупали серий «True Detective»?
В. СТУДИТСКИХ: Ну, цифры, наверное, абсолютные я не буду говорить, я сейчас могу сказать, что мы достигли уже более 20 тысяч подписчиков, если считать, что мы начали активные наши продажи где-то после Нового года только. Я считаю, что это хорошая цифра. Мы, естественно, планируем, если темпы будут сохраняться, то дорасти до больших цифр. Для нас это нормальная история, мы понимаем, что для нашего рынка и для людей, которые не привыкли платить вообще за контент, появление такого количества подписчиков – для нас это хорошая история. Опять же, мы видим, что как только мы выкладываем новую серию, у нас появляются новые покупки и новые подписчики. Это касалось и «Настоящего детектива», это касается «Игры престолов» и других хороших стартов, которые у нас будут в ближайшее время. Поэтому мы считаем, что, в общем-то, мы не опираемся на действие закона, но привычка платить за контент, она есть в Рунете и она растет.
А. ПЛЮЩЕВ: А закон как-то повлиял?
В. СТУДИТСКИХ: Закон повлиял на то, что есть некоторое количество сайтов, на которых люди раньше привыкли потреблять этот контент, они, в связи с законом, начали удалять его. Мосгорсуд работает, правообладатели подают иски. Соответственно, эти раздачи закрываются, дальше люди начинают искать, где, общаясь между собой, говорят: а вот там можно найти, можно что-то у Ivi найти, можно что-то у нас найти, можно что-то у других сервисов. Там, есть Play и другие. И они друг другу говорят, что а вот тут уже вышло, а вот здесь еще пока нет. Поэтому, да…
С. ОСЕЛЕДЬКО: А кроме сериалов что-нибудь смотрят?
В. СТУДИТСКИХ: А у нас, к сожалению или к счастью, мы позиционируем себя как…
А. ПЛЮЩЕВ: Специализируетесь.
В. СТУДИТСКИХ: Специализируемся, да, как сервис лучших сериалов планеты. Если говорить не про сериалы, то, наверное, больше к Сергею вопрос.
А. ПЛЮЩЕВ: Сергей, у вас две модели, и платная, и бесплатная есть. Про бесплатную мы много раз говорили – это рекламная модель и так далее. Вот интересно про платную. Как успехи, там, за последний год, покупают ли люди?
С. КОРНИХИН: Ну, смотрите, действительно, у нас совершенно… не совершенно, но в некотором смысле другая модель, нежели у Амедиатеки. У нас, во-первых, львиная доля каталога, больше 98% каталога бесплатно для пользователей, и это не только сериалы, это и анимация, и кино, и, соответственно, программы, телешоу. И у нас, значит, концепция была в том… мы запустились 4 года назад, мы запустились как только рекламный сервис. И мы понимали, что 4 года назад в, ну, насквозь пиратском Рунете пытаться предлагать кому-то за что-то заплатить деньги было, ну, смехотворно, по большому счету. И поэтому наша стратегия заключалась в том, что мы накапливали аудиторию, и на сегодняшний день у нас ежемесячная аудитория больше 30 миллионов человек, которая приходит посмотреть в том числе и наше кино, и очень много людей, как я вам рассказывал вне эфира, которые приходят посмотреть то кино, например, которое они не могут найти нигде, там, в кинотеатрах. В частности, у нас большое сообщество поклонников авторского кино, советского кино, например. Вот.
И дальше, после этого, после того, как мы накопили эту аудиторию, наша концепция заключалась в том, что мы части этой аудитории, той, которая готова платить и для которой действительно доступ к актуальному контенту является, ну, удобство доступа является важным фактором, мы предложили им фильмы от всех голливудских студий и, соответственно, то же самое, актуальные сериалы от крупнейших независимых западных производителей. Ну, у нас сравнимые с Амедиатекой успехи.
Можно сказать вот что. Понятно, что на сегодняшний день платформа PC, то есть, собственно, веб в традиционной его форме практически не является источником заработка. То есть, люди на компьютерах не готовы платить за контент. Ну, скажем так, практически нету игроков, которые бы генерировали какую-то значимую прибыль. Зато есть целый набор устройств, а именно планшеты, мобильные и Смарт ТВ, где два фактора совмещаются. Первое: эти устройства на порядок ближе к пользователю в том смысле, что это как раз устройства, созданные для медиапотребления, для развлечения. И второе: там очень проработан вопрос с пиратством, не на уровне законодательства, а на уровне просто маркетов самих этих платформ. И, соответственно, в этих условиях пользователи, ну, как правило, готовы заплатить… там все очень просто в идеале, это, там, в один клик приобретается нужное произведение. И учитывая, что альтернатива пиратская весьма сложна, чтобы вывести на ваш Смарт ТВ какой-то там пиратский контент, надо приложить гораздо больше усилий, чем просто нажать с пульта одну кнопочку, там уровень покупок гораздо выше.
Есть еще на самом деле, наверное, один фактор. Дело в том, что потребители этих устройств, то есть, те, кто их покупают – это наиболее обеспеченные слои населения. То есть, там, позволить себе панель за 2-3 тысячи долларов могут, там, в первую очередь наиболее обеспеченные жители нашей страны. Соответственно, у них и уровень трат на развлечения другой. Понятно, что чем более массовыми будут становиться эти технологии, тем, наверное, уровень готовности платить у этих людей будет снижаться. Но мы надеемся, что он будет непропорционально как бы снижаться. Я бы вот так сказал.
А. ПЛЮЩЕВ: С другой стороны, чем выше будет уровень жизни населения…
С. КОРНИХИН: Вот, да, да, это безусловно. Тут, кстати, на самом деле, наверное, для нас, например, это не вопрос уровня жизни населения, потому что люди на самом деле тратят огромное количество денег на развлечения, это вопрос, там, того, как это устроено в голове, и того, понимает ли пользователь, должен он платить или не должен он платить. Мы…
П. РАССУДОВ: Я думаю, что в первую очередь это, конечно, сервисы. Потому что то, что я сейчас от вас слышу – это просто какой-то бальзам, поскольку…
А. ПЛЮЩЕВ: Это Павел Рассудов подключился из Пиратской партии.
П. РАССУДОВ: 5 лет назад, когда мы встречались с вашим товарищем Акоповым, да, который кричал: в Рунете сто миллионов воров, я вас всех посажу в тюрьму! То сегодня вы говорите о том, что вы не хотите опираться на закон, репрессивную машину государства, а хотите делать удобный сервис, предоставлять фильмы, буквально как только они выходят в Америке, сразу уже здесь их в хорошем переводе, предоставлять их даже бесплатно, по разным моделям, там, по рекламной. В общем, удобно чтобы все это можно было оплатить. И это просто замечательно, что вы изменили свою стратегию и обратились лицом к пользователям.
Однако, я хочу сказать, что все-таки пользователи хотят платить деньги. Они, может быть, в меньшей степени хотят деньги платить перекупщикам авторских прав. При этом они активно поддерживают напрямую сегодня и кино, да? Вот можно вспомнить успех «28 панфиловцев», фильм, который собрал достаточное количество денег, для того чтобы снять кино. Причем они не нашли ни господдержки, ни каких-либо других спонсорских денег. И есть масса книг, различных проектов, которые находят поддержку непосредственно у пользователя, да? Поэтому, если рынок будет идти в сторону какого-то человеческого отношения между всеми участниками… а участники – это, безусловно, не только авторы и правообладатели, а это в первую очередь, может быть, даже пользователи, да? И вот этот баланс прав нужно искать между ними всеми тремя. Вот. Однако, надо сказать, вот вспоминали закон антипиратский, да? Собственно, все сайты, которые были заблокированы, я до сих пор к ним имею доступ, ну, с помощью специальных технических средств, в общем-то, не очень сложных – я думаю, что некоторые слушатели знают, что такое анонимайзеры, Тор или даже просто... ну да-да-да, можно хотя бы даже через Google Translate спокойно получать доступ к любому заблокированному сайту и, собственно, пользоваться всем тем, что на них есть. Потому что эти пользователи все равно будут обмениваться друг с другом информацией, это никуда нельзя извлечь. И я рад за то, что у вас бизнес все-таки идет в гору, вот, я надеюсь, что он у вас идет в гору, это ведь так?
С. КОРНИХИН: Идет.
П. РАССУДОВ: Вот. Потому что модель бесплатного, платного и, там, различных других моделей распространения информации, они могут спокойно существовать вместе, здесь…
С. КОРНИХИН: Тут все-таки я бы хотел расставить некоторые акценты.
А. ПЛЮЩЕВ: Да, пожалуйста.
С. КОРНИХИН: До того, как меня перебили, я хотел сказать вот что. Голливудские студии, например, мыслят следующим образом. У них есть в голове, точнее, у них есть в бумагах стратегия так называемых окон, да? И стратегия эта заключается в следующем. На каждом этапе жизни контента его нужно предоставлять тем пользователям, которые готовы заплатить максимальное количество денег. Первое окно – это окно кинотеатральное, где пользователь готов заплатить максимальное количество денег. Следующее окно до появления цифровой дистрибуции было окно DVD, да? И там все очень просто. Дальше окно платного телевидения, где пользователь все-таки должен за доступ к контенту заплатить. И в самых последний момент, через два года где-то после релиза какого-то голливудского кино оно может появиться на бесплатном телевидении, где пользователь уже ничем не платит, кроме своего внимания, за него платит рекламодатель. Проблема в том, что в… ну, там, какой-нибудь американский гражданин, у него эти окна зашиты как бы в голове, он знает, что он….
А. ПЛЮЩЕВ: То ли дело свободолюбивые россияне!
(смех)
А. ПЛЮЩЕВ: Они не такие зазомбированные, не такие роботы.
П. РАССУДОВ: Кстати, (неразб.) в Америке показывает, что это не совсем так. Там 70% уровень пиратства среди молодежи, не сильно отличается от России.
С. КОРНИХИН: Ну, одновременно с этим и основные сборы в кинотеатрах делает молодежь, и одновременно с этим и основными пользователями платных сервисов…
П. РАССУДОВ: А это просто все, что Apple, понятно, что это все платные сервисы, да? У них просто такая инфраструктура.
В. СТУДИТСКИХ: Ну, Netflix – это не Apple, если мы говорим про…
А. ПЛЮЩЕВ: Кстати, вот про Netflix хотел пару копеек добавить. Ну, просто у меня есть статистика по моему собственному сайту, и там на пятом месте по популярности из моих собственных записей – как смотреть Netflix и Hulu в России, причем просто, за деньги, там не пиратский, а за деньги. Вот. И людей крайне это интересует. Более того, с Netflix же какая история? Впервые этот сервис снял, он сам снял сериал, не то что у него он впервые вышел, а он сам снял сериал, который у нас показывался на Первом канале, «Карточный домик».
С. КОРНИХИН: Он не совсем его снял, он снял его в партнерстве с несколькими телекомпаниями. Ну, условно, для простоты скажем, что на территории Америки снял.
В. СТУДИТСКИХ: Брендинг его.
С. КОРНИХИН: Да, брендинг его.
А. ПЛЮЩЕВ: Вот.
В. СТУДИТСКИХ: И собирается второй снимать.
А. ПЛЮЩЕВ: Это означает, что, во всяком случае в Соединенных Штатах, сервис этот как-то себя не так плохо чувствует.
С. КОРНИХИН: Ну, это очень дискуссионный вопрос. Конечно же, они не окупили 100 миллионов долларов, потраченных на производство этого сериала через прилив абонентов, это понятно, что львиная доля этих денег – это маркетинговые затраты. Но, конечно, в целом вообще объемы рынка таковы, что они могут играть в игры другого порядка, в частности в производство. Например, я не могу себе представить, что Ivi, там, в ближайший год-два займется производством не в партнерстве, например, с каким-нибудь каналом, который возьмет на себя большую часть средств. И в этом смысле, в некотором смысле возражая Пиратской партии, хочется сказать, что на самом деле, ну, наша-то позиция в том, что надо… ну, хотелось бы, чтобы пользователи больше понимали о том, что производство контента – это штука затратная и что это удовольствие, которое для них предоставляется… И вы там упомянули о том, что дистрибьюторы или, там, посредники, они как будто бы ничего не делают. Вот и мы, и Амедиатека, например, тратим огромные деньги и много усилий, для того чтобы очень быстро переводить контент для российского зрителя.
В. СТУДИТСКИХ: Сначала мы тратим на то, чтобы его просто приобрести.
П. РАССУДОВ: есть момент понимания вот для меня как пользователя. Когда я был за границей – я иногда смотрю, собственно, ваш сайт, кино на вашем сайте – я не смог посмотреть фильмы советские, понимаете? Потому что права для другой страны не распространялись. То есть, для меня был заблокирован этот фильм.
А. ПЛЮЩЕВ: Так что же ты своими средствами-то не воспользовался, Павел.
П. РАССУДОВ: Я был вынужден, я был вынужден после этого пойти и скачать, все, как я это делаю…
В. СТУДИТСКИХ: Вот, собственно, опять вопрос правообладателям, потому что мы тоже не имеем прав на территорию Украины и Белоруссии, например, если говорить…
П. РАССУДОВ: Да и не только Украина и Белоруссия, другие страны тоже, наверное.
В. СТУДИТСКИХ: То, о чем говорил Сергей, совершенно верно, есть окна и есть точно такое же деление по территориям, когда вы получаете окно…
П. РАССУДОВ: Смотрите, это последнее окно, это советские фильмы, да?
В. СТУДИТСКИХ: У них тоже есть правообладатели, вы будете удивлены.
П. РАССУДОВ: Вы знаете, есть проблема, заключается в том, что истинным правообладателем этих фильмов являемся мы, все граждане Российской Федерации, поскольку они были оплачены на деньги советских налогоплательщиков, это советское культурное наследие.
С. КОРНИХИН: Подождите, есть Фонд кино, например, который ежегодно финансирует.. или, там, Минкульт лучше возьмем, прям прямую историю, который финансирует каждый год производство какого-то количества фильмов. Почему-то после этого права принадлежат не Министерству культуры, а людям, которые его произвели. И дальше…
П. РАССУДОВ: Это неправильно.
С. КОРНИХИН: Это…
П. РАССУДОВ: То есть, подождите, вот вы платите налоги…
С. КОРНИХИН: Дайте закончить. Значит, дальше… это вопрос в том, во что мы играем, да? В развитие инфраструктуры, в создание некой индустрии или в волшебство для пользователя. Дело в том, что пользователь в этих отношениях – ну, как бы не единственная фигура. Существуют продюсеры, существуют авторы. И эта система должна работать. В этом смысле зритель как бы, ну, он заплатил налоги свои, да? А дальше Министерство культуры приняло решение о том, что оно выделит какие-то средства на развитие индустрии в целом, в том числе, например, авторского кинематографа России. Но при этом все творцы, которые в этом участвовали, они сохраняют свои права на то, чтобы определить ту форму распространения этого контента, который им кажется правильным, потому что это их авторское произведение. И…
С. ОСЕЛЕДЬКО: То есть, я правильно понимаю, что мы дважды и трижды платим за одно и то же?
С. КОРНИХИН: Ну, сейчас, смотрите. Дело в том, что Минкульт не платит все деньги за производство, он платит лишь часть. Но он же не претендует пропорционально на эту часть прав. Он говорит: я таким образом развиваю индустрию. Что касается советского кино, это другая история, там очень сложная правовая ситуация, но, де-факто, правообладателями на сегодняшний день являются студии. Вот у меня заключен договор с Ленфильмом, с Мосфильмом, со студией Горького и прочими. И дальше они, ну, вот по юридической ситуации, которая есть на территории Российской Федерации, они могут сказать: я хочу дать вам только территорию России. Они могут мне дать территорию всей планеты, но, поскольку есть огромное количество, там, телевизионных контрактов, которые они могут заключить на других территориях и которые должны быть эксклюзивными, они мне эти права не дают. Это их личное дело.
П. РАССУДОВ: То есть, это их лично дело, то, что касалось раньше всех. Ну, просто я здесь хочу момент отразить, что то, что принадлежало, культура принадлежала народу. Искусство, сегодня становится частным…
С. КОРНИХИН: ПО этой же логике все танки, произведенные в советское время, значит, любой из нас имеет возможность на них покататься. Это же не так. Они принадлежат военным частям, они имеют…
В. СТУДИТСКИХ: Кстати, то же самое касается жилищного фонда города Москвы. Давайте тогда пойдем возьмем все квартиры, которые были приватизированы после 91-го года, скажем, что они, в общем-то, принадлежат Советскому Союзу, ну, которые были построены с 17-го года, и скажем, что мы имеем право в них жить. Ну, просто здесь был закон выпущен…
П. РАССУДОВ: Собственно, смотрите, люди и стали в них жить, да? Они жили в этих квартирах и они их приватизировали. Здесь же люди, которые получили за это деньги, извлекают деньги еще раз. А теперь я, находясь, или наши соотечественники, которые находятся за границей, не могут получить к этому доступ нормальным каким-то человеческим образом, который вы пытаетесь предоставить.
В. СТУДИТСКИХ: Нет, есть отдельный вид прав, Павел…
П. РАССУДОВ: На самом деле, смотрите, я на вашей стороне, ведь вам же было бы самим выгодно, если бы эти фильмы вам бы предоставляли эти киностудии сегодня бесплатно.
В. СТУДИТСКИХ: Я предлагаю все-таки вернуться к началу дискуссии, потому что… Сергей, я думаю, тоже присоединится, что после, там, я не знаю, связано ли это с законом, либо просто с цивилизацией некоторой нашей аудитории, либо наши сервисы стали чуть удобнее, но я вижу, там, с 13-го года рост количества платежей. Я хотел сказать, что, например, в Apple Store тоже отмечают достаточно хорошее пользование iTunes и говорят о том, что рост продаж фильмов у них, например, опережает их бизнес-кейс. Мы разговаривали с главой, они приезжают сюда раз в квартал и удивлены теми темпами, которые показывает Россия. Мы, в общем-то, идем, я считаю, что тоже нормально, и ключевым драйвером здесь выступает, Павел, не то, что мы людей заставить заплатить, или то, что мы блокируем какие-то сайты. Ключевым драйвером выступает, опять же, удобство и, опять же, вот эта пресловутая свежесть контента. Я думаю, что Сергей меня поддержит. Если он получает какой-то фильмовой контент мимо этого окна – был, по-моему, такой прецедент…
С. КОРНИХИН: И не один.
В. СТУДИТСКИХ: Не один. Вы получаете некий хороший всплеск покупок, который приводит к тому, что идет хорошая монетизация, и здесь уже вопрос к самим авторам. Мы, к сожалению, зарубежный контент, с этим поделать ничего не можем, потому что там окна жестко распределены, но наш контент удается уже брать на продажу чуть раньше или одновременно…
С. КОРНИХИН: Мы открыли, там, фильм «Вий»…
В. СТУДИТСКИХ: Это был очень хороший прецедент.
С. КОРНИХИН: «Авантюристы» у нас…
В. СТУДИТСКИХ: Цифровая дистрибуция удобна, человеку смотреть дома хорошо. Сергей начал говорить про Смарт ТВ – это очень хороший сегмент, и то, что показывают наши коллеги из Play, я считаю, что это действительно хороший результат, потому что у нас на территории есть, там, больше ста тысяч человек, которые с удовольствием покупают фильмы, покупают фильмы в HD, покупают его буквально одновременно с показом либо спустя в неделю после показа в кинотеатрах. И действительно люди уже начинают платить, и это никоим образом не связано с антипиратским законом, больше всего это связано с тем, что это удобно, тем, что это HD, тем, что это очень быстро, и тем, что ты можешь посмотреть его дома, взять любимый попкорн, может быт, пиво и спокойно расслабиться.
А. ПЛЮЩЕВ: Ну, тут еще, конечно, вопрос удобства именно. Вот вы сказали, удобно. Удобно-то удобно, но вот, например, я не пользовался Амедиатекой, не знаю, ничего не могу сказать, но вот что касается Ivi: прекрасная штука, но я не могу ее взять с собой в самолет, она онлайн-видео, вот. И что мне делать в этом случае, посоветуйте.
С. КОРНИХИН: Ну, во-первых, многие авиакомпании предоставляют Wi-Fi на борту…
А. ПЛЮЩЕВ: Я тут воспользовался, собственно, я твит не успел отправить, как мои 10 долларов улетели в иллюминатор.
С. КОРНИХИН: Да. Нет, это, конечно, юмор. Если серьезно, то мы работаем над… сейчас мы запускаем на нашем детском приложении возможность скачать контент, и мы… дело в том, что, опять же, как бы понятно, что пользователю в это не хочется вникать, но это отдельный вид прав, тем не менее…
А. ПЛЮЩЕВ: Конечно.
С. КОРНИХИН: … которые я должен очищать и которые я должен каким-то образом монетизировать.
А. ПЛЮЩЕВ: Просто поймите меня как пользователя. Я очень хочу вам заплатить, только мне очень хочется каких-то дополнительных фишек, которые меня будут стимулировать это делать. Вот, например, Виталий сказал о том, что сериалы появляются день в день – это хороший стимул.
С. КОРНИХИН: В этом смысле все, что касается платного контента, мы со следующего квартала запускаем возможность скачать его на любое устройство, как вы делаете это в iTunes, то есть, так же у вас будет возможность…
А. ПЛЮЩЕВ: Внутри приложения.
С. КОРНИХИН: Да. Более того, она уже сейчас доступна для части контента. Ну, соответственно…
В. СТУДИТСКИХ: Это правда, это отдельный вид правда, мы тоже с этим столкнулись, потому что сериалы взять с собой в дорогу – самое милое дело, в отпуск. Это действительно отдельный вид прав, его надо сначала…
А. ПЛЮЩЕВ: Что там было, «Интерны»? Помнишь, история…
В. СТУДИТСКИХ: Да, история с «Интернами». Просто это отдельный вид прав, и нам, для того чтобы его закупать, потому что за это придется отдать дополнительные деньги, надо, чтобы таких, как вы, появилось, там, тысяч 10. которые бы нам четко сказали, что из-за этого…
С. КОРНИХИН: Даже есть еще некоторая сложность. Это, во-первых, отдельный вид прав, а еще и отдельный… ну, как бы правообладатели, они мыслят еще категорией защиты контента, поэтому мы…
В. СТУДИТСКИХ: DRM.
С. КОРНИХИН: Да, так называемый Digital rights management system. И вот на онлайн видео – это одна система, а на оффлайн смотрение просто другая. Ее надо еще внедрить, протестировать, защитить перед ними, после этого предоставить нашим пользователям такую возможность. Мы двигаемся семимильными шагами в этом направлении, до конца года у наших пользователей такая возможность будет.
В. СТУДИТСКИХ: Собственно, как и у нас.
С. ОСЕЛЕДЬКО: Тут еще вопрос про скорость, да? Скорость – это хорошо, но я так понимаю, что наибольшей популярностью у вас пользуются зарубежные сериалы, там очень остро вопрос локализации стоит. То есть, не влияет ли скорость появления на качество локализации, на качество озвучки, качество перевода?
А. ПЛЮЩЕВ: Значит, прежде чем Виталий начнем отвечать, потому что ты прав абсолютно, задавая этот вопрос, потому что несколько смсок в самом начале, как только мы сказали про Аметиатеку, точно так же были эти же самые вопросы про локализацию. Например, из Самарской области: «Почему такое отвратительное качество локализации? Ни к Гоблину, ни к Лостфилму даже не приблизились. Кому нужна скорость трансляции, если смысл убьют напрочь?» - спрашивает Михаил. «Ужасный перевод, озвучка иностранных сериалов в Амедиатеке, потому что хорошо перевести и озвучить слишком дорого?» - спрашивает Дмитрий. Ну, и еще парочка была.
В. СТУДИТСКИХ: Ну, я могу сказать так. Если это, допустим, идет про «Игру престолов» разговор, то мы впервые на рынке сделали перевод 19-ю голосами, а не 4-мя, как это было до этого. Но мы взяли ту же самую студию, которая впервые переводили на нашем рынке, пиратский перевод – это известная очень студия Кравец, которая в Питере находится, как раз для Лостфилма она его и делала.
Если говорить о том, что есть претензия к нашему переводу, то их две, этих претензии обычно. Первая, она смысловая, потому что английский язык достаточно богат и есть разные вариации на тему перевода. И вторая претензия, которая к нам постоянно прилетает – о том, что у нас нету мата. Это наша позиция, мата у нас в переводах не будет. У нас огромное количество вопросов в социальных сетях, что мы теряем «перчинку». Но мы эту позицию будем выдерживать и дальше, особенно в свете нового закона, который выходит на территории России. Мы считаем, что русский язык достаточно богат для того, чтобы перевести все «перчинки», использую нормативную лексику.
Отвечая на вопрос Александра о скорости перевода, вот в эти 12 часов мы укладываемся именно с переводом, потому что мы серии, конечно же, получаем не за 12 часов, мы получаем где-то за неделю, это те версии так называемые именно для перевода, их невозможно выложить никуда. «Игру престолов» мы получили за две недели, перечеркнутую и в черно-белом варианте, но можно было уже рассмотреть Колокольникова и понять, что он там сыграл. То есть, мы реально очень хорошо подходим к этому вопросу, мы серьезно готовимся к этой теме и выкладываем переводы, повторюсь, к ним могут быть вопросы, именно из-за специфики, но мы используем именно те студии, которые раньше переводили… если мы говорим про «Shameless», то это та же студия, которая делала перевод для Алекса, там, и так далее. То есть, мы используем пиратские вот эти Новафильмы, Кравецы и так далее…
А. ПЛЮЩЕВ: Но, с другой стороны, у вас же есть возможность и в оригинале посмотреть, и с субтитрами.
В. СТУДИТСКИХ: Так точно, мы с января этого года запустили… сначала мы запустили на вебе эту возможность, потом мы запустили на обоих видах приложений. В ближайшее время запустим на Смарт ТВ. Это возможность смотреть на английском языке с русскими субтитрами. Если есть такое желание – вперед.
А. ПЛЮЩЕВ: Вот только что Олег прямо во время вашего ответа написал: «А что насчет выбора языка аудиодорожек и субтитров?».
В. СТУДИТСКИХ: Уже доступно.
А. ПЛЮЩЕВ: У вас в Ivi есть субтитры?
С. КОРНИХИН: Есть, мы тоже их запустили в начале этого года, но у нас, у Аметиатеки в этом смысле… Аметиатека – это бутик, в этом смысле они очень точечно подходят. У нас 40 тысяч единиц контента на сайте, поэтому мы потихонечку, ну, начиная с самых востребованных тайтлов… Кстати, отвечая на вопрос про скорость, можно сказать, что на самом деле для фанатов сериалов очень часто подходит версия в оригинале, потому что им очень важно слышать, ну, то есть, как бы гигантская часть производства современных сериалов – это звуковая часть, терять ее на даже самую волшебную озвучку просто обидно. Поэтому люди с гораздо большей готовностью смотрят субтитры, субтитры изготовить гораздо проще, и в этом смысле с матом, это действительно в ближайшем будущем, видимо, законодательное ограничение, вот. Что же касается качества, то здесь, ну, сложно себе представить, что студии, как мы и Амедиатека, которые платят деньги за это, могут сильно отставать от пиратов. Скорее это вопрос привычки, может быть, к каким-то голосам, еще к чему-то. Но, в целом, мы видим, что, там, у нас, например, актуальные серии «Спартака», актуальные серии «Ганнибала», актуальные серии «Ходячих мертвецов» смотрят в оригинале с огромным удовольствием. Нам прямо пишут: спасибо большое, что выложили оригинал, нам достаточно.
Еще, опять же, если говорить про то, кто эта аудитория – это самая… ну, те, кто сейчас готовы платить – это самая продвинутая аудитория, и она часто владеет просто языком.
А. ПЛЮЩЕВ: Павел, хочу спросить у тебя… Павел Рассудов, председатель штаба незарегистрированной Пиратской партии...
П. РАССУДОВ: Уже не председатель.
А. ПЛЮЩЕВ: Да?
С. КОРНИХИН: В процессе передачи его сместили.
П. РАССУДОВ: … еще прошлого года, да, я ушел с должности.
А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Значит… ну, ты же в штабе все равно состоишь, правда? Значит, скажи мне, ты чувствуешь, что вот эта вот электоральная поддержка Пиратской партии, она постепенно тает, потому что люди начали платить за контент, как мы выяснили сегодня в ходе нашей программы.
П. РАССУДОВ: Собственно, мы изначально предлагали своим сторонникам платить, но платить непосредственно авторам, а не правообладателям, потому что всегда есть разница между автором и правообладателем, и автор не всегда является правообладателем. И поэтому мы как раз таки являемся сторонниками прямой поддержки тех произведений, которые вам понравились. Если вам понравилось, заплатите, не знаю, придите на концерт. Ну, то есть, конечно, за CD, музыку, я считаю, что, конечно, уже бессмысленно платить, по-моему, просто умерла эта история, поскольку mp3-файл сегодня является промо-материалом музыканта. То есть, если не будет распространен миллион его аудиозаписей, к нему просто не придут люди на концерт.
С. КОРНИХИН: Можно здесь маленькое уточнение? Вот это вот… ну, как бы это позиция, которая отбрасывает, например, музыкальную индустрию где-то на уровень 17-го века, когда музыкант зарабатывал исключительно концертами, выступлениями, больше у него не было ничего, да? С тех пор появилась звукозаписывающая индустрия, и благодаря этому, там, с где-то второй половины 20-го века мы имеем взрыв огромного количества независимых лейблов, которые производили огромное количество в том числе… огромное количество волшебной музыки, которые… то есть, мы сформировали огромную индустрию, которая имела возможность производить для нас… которая имела как культурное значение, так и сама себя поддерживала.
П. РАССУДОВ: Нет, индустрия была довольно узка, и на самом деле сейчас, именно когда стало широкое развитие пиратства и интернета, появилось значительно больше разнообразной музыки. Не только какая-то мейнстримовская, которая диктовалась MTV, другими, там, телеканалами или через радио. Ну, потому что сегодня люди получают в свою нишевую, интересную, очень качественную чудесную музыку ту, которую они хотят получить, ее стало совершенно больше…
А. ПЛЮЩЕВ: Мне вообще не очень понятно, почему мы сегодня музыку обсуждаем.
П. РАССУДОВ: Ну, просто было такое парирование, поэтому нельзя было это проигнорировать, понимает? Поэтому, здесь…
А. ПЛЮЩЕВ: Да, Сереж, давай.
С. ОСЕЛЕДЬКО: Вот тут Евгений из Испании спрашивает: «Почему вы называете переводчиков пиратами? Что они у кого воруют?»
В. СТУДИТСКИХ: Ну, наверное, здесь идет речь о сайтах, которые размещают у себя…
А. ПЛЮЩЕВ: Не-не, вы сказали «студия переводчиков пиратская», вы сказали.
В. СТУДИТСКИХ: Я имел в виду, которые используются для того, чтобы… если мы говорим про сайт Лостфилм или сайт Кинозал, допустим, прости господи, и так далее, то они используют свои ресурсы, для того чтобы делать переводы. В случае, когда они делают этот перевод и выкладывают просто перевод, естественно, это не пиратство. Но если выкладывают видеофайл и к нему прикрепляют перевод, то в этом случае, с точки зрения закона, это пиратство. Поэтому я и говорю, что есть некие пиратские переводы в моем понимании… это как раз я говорю про релиз. Если мы говорим просто про то, что студия сделала субтитры какая-то или кто-то там сам, один персональный человек выложил субтитры для какого-то видеофайла и выложил у себя – ну, вперед, каждый потребитель может…
А. ПЛЮЩЕВ: Павел, мне кажется, не ответил на вопрос о снижении поддержки партии, увлекшись музыкой и ненужностью платить за mp3.
П. РАССУДОВ: Совершенно такого нет. Знаете, год назад все тот же самый Акопов (просто это такой чудовищный антипират) кричал о том, что через год не будет в Рунете ни одного пирата, мы запускаем Амедиа, да? И, собственно, ну, вот видите, я сижу в студии, люди по-прежнему качают в интернете. Я думаю, что…
А. ПЛЮЩЕВ: Александр Завенович, он здорово будирует интерес к этой теме.
П. РАССУДОВ: Это троллинг, но, собственно, это троллингом и остается. Потому что есть пиратство, и оно останется, и это, понимаете, пиратство – это, ну, просто в жилах людей. Понимаете, мы с детства копируем. Мы сначала копируем то, как с нами играют родители, да? Потом мы копируем то, что нам рассказывают в учебниках в школе. После этого… копирование – это естественный процесс, понимаете? Поэтому с этим бороться бесполезно.
В. СТУДИТСКИХ: Павел, если вы сами возьмете скопируете, снимете «Игру престолов» в Москве, то…
П. РАССУДОВ: Пожалуйста, я у вас его возьму и скопирую, хорошо.
С. КОРНИХИН: Нет, если вы снимете…
В. СТУДИТСКИХ: Снимете, копируя, да? Или, там, «Настоящий детектив»…
С. КОРНИХИН: На самом деле…
П. РАССУДОВ: На самом деле, вы думаете, что? Вот вы сейчас так это иронизируете, на самом деле почти все искусство – это, так или иначе, переработка произведений культуры прошлого, поэтому…
В. СТУДИТСКИХ: Я ни разу не иронизирую, я очень волшебно отношусь к сериалу «Оттепель», который прошел недавно…
А. ПЛЮЩЕВ: Просто переработка, знаете ли, материала прошлого, ремейки и копирование файлов и раздача друг другу – мне кажется, нельзя вообще сравнивать.
П. РАССУДОВ: Ну, знаете, и мэшапы есть, и ремиксы, люди много производят новых культурных объектов на основании предыдущих...
А. ПЛЮЩЕВ: Это правда, но 99%...
П. РАССУДОВ: А, знаете, есть просто… вот если мы все-таки про законодательство немножко поговорим, да, есть вот пресловутая 1273 статья в ГК, которая гарантирует нам возможность в личных целях воспроизводить, передавать объекты, которые охраняются нашим законом. Но там есть проблема, проблема заключается в том, что нужно доказать необходимость. Вот это слово «необходимость» необходимо изъять, тогда, собственно… ну, потому что в суде это очень сложно доказать. Как это, необходимость? Почему мне было необходимо посмотреть этот фильм? Ну, вот я считаю, необходимо было, кто-то считает иначе.
В. СТУДИТСКИХ: А мы сейчас вот пытаемся Павлу дать слово, чтобы он убедил наших зрителей, вот те самые пресловутые 20 тысяч, которые у нас сейчас платят, чтобы они завтра перестали платить. Мне лично кажется…
П. РАССУДОВ: Да нет, если они хотят платить, если платят – прекрасно…
С. ОСЕЛЕДЬКО: Мы, наоборот, пытаемся убедить остальных, чтобы они платили.
С. КОРНИХИН: Смотрите, это есть любимая телега одного из, там, деятелей культуры российских. Он сказал, по-моему, прекрасную вещь. Он говорит: давайте внесем законопроект о том, чтобы сделать водку бесплатной. У него будет фантастическая электоральная поддержка, какой не видел как бы… рейтинг Путина не приблизится к этой электоральной поддержке. Только это абсурдная сама по себе постановка вопроса, да? И если в случае с бесплатной водкой это почему-то очевидно…
П. РАССУДОВ: Я вам объясню, почему это очевидно. Потому что вот, например, если у вас сейчас есть микрофон, и я у вас его заберу, у вас его не станет, да? Это очевидно. Если я у вас скопирую микрофон, то он у вас останется. Это также очевидно.
С. КОРНИХИН: Каким образом вы его можете…
П. РАССУДОВ: Каким образом копирую? Просто беру Ctrl + C, Ctrl + V, понимаете? Все, он у вас скопирован. А вот в этом есть разница между материальным объектом и нематериальным объектом. Поэтому… ну, потому что вы…
А. ПЛЮЩЕВ: Паш, дай сказать, подожди.
С. КОРНИХИН: Значит, история очень простая. Разница, там, с точки зрения дистрибуции, безусловно, есть. С точки зрения затрат на производство – никакой.
П. РАССУДОВ: Есть. Ну, как? Подождите, на производство нового микрофона вам нужно затратить еще столько же металла и труда.
А. ПЛЮЩЕВ: Павел, ну, дай сказать.
С. КОРНИХИН: Когда, там, есть продюсер, который прикидывает, у него есть, там, своя идея, вот он хочет снять кино – и он прикидывает, что он может получить с дистрибуции от пользователей, да? И дальше, если он свои затраты окупает, включая все методы дистрибуции, которые у него в голове есть, в своей голове, да, в бизнес-плане, то он запускает это производство, идет на риск, производит это кино, потом предлагает его пользователям. Важно, что предлагает на тех условиях, которые кажутся ему справедливыми, не пользователю, а ему. Потому что он пошел на риск, он затратил свои деньги и он как бы мечтает после этого свой риск окупить. Вы говорите о том, что не надо его спрашивать, он свои затраты произвел на этапе производства, поэтому все, что касается дистрибуции, мы его спрашивать не будем. Да конечно нет. В этом смысле, если мы найдем прекрасный пример с булкой хлеба, если мы найдем способ красиво выносить из заднего двора завода по производству хлеба хлеб, то через месяц хлебная фабрика закроется, и хлеба не будет. То же самое случится и с продюсерским центром, если он не будет зарабатывать, если он не будет окупать свое производство, он просто закроется.
П. РАССУДОВ: Слушайте, но Голливуд живет и не закрывается, вам не кажется? Несмотря на высокий уровень пиратства, про который все так плачут.
С. КОРНИХИН: Российская, например, киноиндустрия…
П. РАССУДОВ: Российская, она не из-за пиратства, мне кажется, знаете…
С. КОРНИХИН: Я рад, что… ну, как бы ваша оценка здесь, безусловно, важна, но есть объективные факторы. Там, уровень… ну, рынок DVD, например…
П. РАССУДОВ: Вы посмотрите, сколько смотрят из России пиратских фильмов российских и не российских, и вам станет очевидно, что, ну…
В. СТУДИТСКИХ: С точки зрения окупаемости голливудских фильмов Россия занимает понятно какое место, да?
П. РАССУДОВ: Может быть, проблема не только в пиратстве. Потом, если вы говорите…
В. СТУДИТСКИХ: Если мы говорим про российские фильмы, русские фильмы, то мы четко понимаем, что русские фильмы окупаются только у нас…
С. КОРНИХИН: Конечно.
В. СТУДИТСКИХ: … на нашей территории. И в связи с тем, что такой уровень пиратства, мы имеем эти проблемы. Есть волшебный пример Швеции, где…
П. РАССУДОВ: Мне кажется, просто фильмы иногда у нас очень плохие.
В. СТУДИТСКИХ: Ну, давайте не будем обсуждать искусство как таковое.
П. РАССУДОВ: То есть, вот это вот мы не будем обсуждать…
В. СТУДИТСКИХ: Есть хороший пример Швеции, где достаточно высокий уровень пиратства, но при этом достаточно широкий и большой уровень потребления платного контента, да? Вот если у нас останется точно так же, как в Америке, допустим, где HBO заявляет о том, что, в общем-то, оно не против того, что пиратствуют «Game of Thrones» (сам против себя выступлю), но при этом первую серию 4-го сезона посмотрело 7 миллионов человек, а скачало 5 миллионов человек. Вот когда у нас будет ровно такая же пропорция по тому, что у нас 7 миллионов человек заплатили за первую серию, а 5 миллионов скачало пиратское, мы, наверное, тоже будем спокойно относиться к пиратству и говорить о том, что оно, в общем-то, не мешает нам развиваться. Но когда у нас 20 тысяч человек заплатило за эту первую серию, а в интернете скачало 3 миллиона, наверное, это все-таки на текущий момент времени проблема рынка. И если это будет продолжаться… Павел, я закончу. Если это будет продолжаться дальше, то возможно, что вот у нас с Сергеем не останется денег на то, чтобы привозить легально сюда это кино, да?
П. РАССУДОВ: Тогда это будут делать собственно пираты, которые делали это до сегодняшнего дня, и очень успешно. Собственно, вы даже на сайте пишете, что вы теперь стали не хуже, чем пираты, да? То есть, вы…
С. КОРНИХИН: Послушайте, это же скорее вынужденная позиция.
П. РАССУДОВ: Ну, это прекрасно, что пираты вас вынуждают быть более эффективными, более качественными.
В. СТУДИТСКИХ: Мы не против конкуренции, абсолютно, мы за то, чтобы… я не буду скрывать, что мы строили свой сервис, исходя из лучших проектов, которые были на текущий момент времени, там, тот же (неразб.) и так далее. Да, и мы смотрели на Ivi, я думаю, что Ivi тоже за нами приглядывал вполглаза.
С. КОРНИХИН: Очень внимательно.
В. СТУДИТСКИХ: Да. Соответственно, мы внимательно смотрим на рынок. Если мы понимаем, что на этом рынке показывать сериалы без рекламы, без вирусов, без того, чтобы куда-то залазить и исследовать, что такое торренты, понимать, что это за слово такое и так далее, если тебе удобно расстаться один раз в месяц, там, с какой-то суммой денег и за это получить целый месяц лучших сериалов планеты, и ты сделал этот выбор – ну, вперед. При этом я не думаю, что, там, 300 рублей – это такая супер-мега-цена…
П. РАССУДОВ: Хотите еще совет бесплатный? Сделайте хотя бы первую неделю, чтобы можно было подключиться к вашему сервису в тестовом режиме без денег.
В. СТУДИТСКИХ: У нас больше полугода был этот режим, мы давали несколько дней бесплатно…
П. РАССУДОВ: Сейчас закрыли?
В. СТУДИТСКИХ: Нет, почему? Мы промоакцию проводим – вперед, можно пользоваться.
А. ПЛЮЩЕВ: Ну, кстати, по-моему, и Netflix, и Hulu неделю ты бесплатно подключаешь…
В. СТУДИТСКИХ: Один день.
А. ПЛЮЩЕВ: Один день? По-моему, неделю там было. Но неважно.
П. РАССУДОВ: Ну, хоть сколько-то, чтобы попробовать, посмотреть.
В. СТУДИТСКИХ: Кстати, Netflix подымает цены опять. Это к вопросу о том, что на рынке происходит американском. У них было два раза снижение цены, потом они подымали. То есть, в принципе, понятно, что запуск «Карточного домика», я думаю, второй сезон у них привел к некой востребованности монетизации.
С. КОРНИХИН: А с другой стороны, у меня есть прекрасная история на эту тему. Три года назад, как раз когда они первый раз подняли цены, я прилетал в Америку, мы ездили как раз проводить переговоры с голливудскими студиями. Я прилетаю, значит, в аэропорт Лос-Анджелеса, офицер на таможне меня спрашивает: вы с какой целью? Я говорю: я вот, значит, из русского онлайн-кинотеатра. Он, конечно, ничего не знает ни про русских, ни про онлайн-кинотеатры. Говорю: ну, аналог Netflix. Он встал в своей будке и сказал: пусть они горят в аду, - сказал он, - они подняли цены! Это было самое лучшее, что у меня было. Я приходил домой… Вот. И это было какое-то выступление…
А. ПЛЮЩЕВ: Неужели они настолько подняли цены? 8 долларов в месяц…
С. КОРНИХИН: Но когда… если бы у нас было такой уровень вовлечения, конечно… то есть, когда для человека это жизненно важная составляющая, то, понятное дело, речь о пиратстве не идет. Но, к сожалению, мы пока не в такой позиции, пока что мы потихонечку отгрызаем у пиратства какую-то малюсенькую территорию, притом что соотношение, как правильно было сказано, там, 1 к 1000.
А. ПЛЮЩЕВ: А скажите, вот вы как-то возрастной граф или социальный граф своих платных подписчиков отслеживаете? Кто эти люди? Кроме того, что вы сказали, Сергей, что это люди, как правило, обеспеченные. Молодежь, не молодежь – кто? Средний возраст?
С. КОРНИХИН: Ну, смотрите…
А. ПЛЮЩЕВ: Домохозяйки?
С. КОРНИХИН: Часто это, ну, у нас, например, видно, что это часто люди из регионов, у которых… дело в том, что в Москве и в Питере, в крупных городах-миллионниках очень хорошо с развлечениями, и вообще за внимание пользователя борется огромное количество…
А. ПЛЮЩЕВ: Огромная конкуренция.
С. КОРНИХИН: Да, огромная конкуренция. А вот как раз в небольших городах, меньше, там, 500 тысяч, например, жителей, там прямо происходит пик. У них очень небольшой выбор, и видно, что люди, которые обеспечены в этих городах, они как бы, для них мы одна из небольшого количества альтернатив, поэтому там есть такой, например, срез.
В. СТУДИТСКИХ: Есть еще такой, наверное, срез тоже, о том, что 18-35 – наверное, это основная «ядерная» аудитория, это люди, которые больше ценят свое время, и вместо того, чтобы тратить его на то, чтобы пойти куда-то на пиратский сайт и поисковиками заниматься, искать где-то этот контент .проще, если ты его здесь увидел, ты его здесь же приобрел и пошел пользоваться. Просто мы прослеживали движение, например, очень интересное было исследование о том, как ведут себя люди на сайте Кинопоиск. Очень интересная была история. Когда люди заходят на сайт Кинопоиск, там можно посмотреть, а потом следом идут на торрент. То есть, увидели, какие фильмы в настоящий момент времени подымаются и находятся в топах, после этого сразу же моментально идут на торренты. Я думаю, что с появлением, там, Ivi+, который хорошие мейджоровские фильмы начал показывать, Плея и других там нескольких онлайн-кинотеатров, которые фильмы тоже показывают день в день с Америкой, то есть, в общем-то, день в день с премьерами в кино, раньше, чем это происходит у пиратов, то, соответственно, будет потребление вырастать, и, как следствие, монетизация тоже будет расти.
С. ОСЕЛЕДЬКО: Кстати, вопрос хороший в связи с ассортиментом. Вот платных сервисов уже больше десятка, и у каждого свой контент, а в торрентах все в одном месте. Не было мысли сделать какой-нибудь агрегатор, обмениваться контентом?
С. КОРНИХИН: У меня есть любимая телега на эту тему. Значит, чтобы сагрегировать контент Турбофильма, например, ну, нужно, я не знаю…
В. СТУДИТСКИХ: Миллионов сто.
С. КОРНИХИН: Да, я думаю, даже больше, то есть, больше ста миллионов долларов. Это космическая сумма, которую…а рынок российский исчисляется пока что десятками миллионов в год, да? Соответственно, это просто несопоставимые вещи. А аудитория Турбофильма – это несколько десятков тоже тысяч пользователей, они не в состоянии сгенерировать уровень... То есть, если на одну сторону весов положить Netflix, который на контент тратит порядка трех миллиардов долларов в год, для него это как бы понятная величина. И то, кстати, предложение Netflix, например, по контенту, оно сильно слабее, чем то, что есть у Амедиатеки и у Ivi, например, потому что они получают в так называемом втором платном окне только сериалы, эти сериалы, они сначала идут в закрытых платных сетях, их нельзя найти на Netflix, они там появляются через многие месяцы после того, как эти сериалы выходят в сетях.
В. СТУДИТСКИХ: Это правда, да.
С. КОРНИХИН: Вот. И люди готовы за это платить, потому что у них есть вот эти окна встроенные в голове. А в случае с Россией, соответственно, к сожалению, пока ситуация…
В. СТУДИТСКИХ: Я думаю, что некий проездной мы все-таки когда-нибудь договоримся, сделаем, потому что есть уже и история Афиши, которая, в общем-то, неплохо себя показала…
С. КОРНИХИН: Есть, да.
В. СТУДИТСКИХ: … есть другие агрегационные площадки, по-моему, Кинопоиск как раз этим сейчас занимается. Будут некие агрегаторы, я думаю, что выступит какая-то площадка, внешняя обычно это должна быть.
А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Я вот ждал этой смски всю программы, но не дождался, дождался другой. Я ждал смски насчет того, что наш уровень жизни, он оправдывает пиратство. Нет, никто не прислал. Зато Виталий из Санкт-Петербурга прислал: «Народ под гнетом коррупционной системы имеет право на пиратство». И это большой прогресс, я считаю. То есть, уже пеняют не на уровень жизни, а на коррупционную систему. И, действительно, мы сегодня отмечаем прогресс. 20 тысяч, не 20 тысяч, а все-таки как-то мы чуть-чуть цивилизуемся, какие-то выстраиваются правила игры, плохо ли, хорошо ли, но еще, там, года полтора-два назад вот такую передачу, как сегодня, я себе не мог представить. Ну, это был нонсенс. Все всё тащили просто. Сегодня мы это обсуждаем, самое начало. Дай бог, обсудим когда-нибудь, когда это будет уже более или менее развитый бизнес. Спасибо большое. Благодарю наших гостей: Виталия Студитских, генерального директора Амедиа ТВ, Сергея Корнихина, генерального продюсера Ivi.ru, и Павла Рассудова, председатель… уже не председателя штаба незарегистрированной Пиратской партии. Мы с Сергеем Оселедько с вами прощаемся. Спасибо большое, до свидания.