Купить мерч «Эха»:

Игры: патриотические и не очень - Игорь Белкин, Андрей Подшибякин - Точка - 2014-02-09

09.02.2014
Игры: патриотические и не очень - Игорь Белкин, Андрей Подшибякин - Точка - 2014-02-09 Скачать

А. ПЛЮЩЕВ: В Москве 21 час 8 минут, здравствуйте, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Александр Плющев. Здесь же Андрей Ходорченков.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Всем привет.

А. ПЛЮЩЕВ: Добрый вечер. Приветствуем наших гостей. Игорь Белкин, журналист Ленты.ру.

И. БЕЛКИН: Здравствуйте.

А. ПЛЮЩЕВ: И Андрей Подшибякин, генеральный директор Social Insight, мой коллега по программе «STAR'цы Live» в Ютьюбе. Добрый вечер.

А. ПОДШИБЯКИН: Здравствуйте.

А. ПЛЮЩЕВ: И мы сегодня обсуждаем игры. В общем, редкая для нашей программы, надо сказать, штука. Они имеют отношение к интернету, поскольку о многих онлайновых играх пойдет речь. Тему мы сегодня назвали так: «Игры патриотические и не очень». Вот.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Давай сразу обозначим, что мы не имеем в виду Олимпийские игры.

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да-да, нет, мы про компьютерные. Хотя, может быть, мы в разрезе Олимпиады можем и о спортивных каких-нибудь заодно поговорить. Вопросы ваши: +7-985-970-45-45 или твиттер-аккаунт @vyzvon. Ну, тут можно, кстати, не только вопросы, какое-то мнение или позицию, особенно тех, кто играет в игры – я знаю, таких много среди аудитории радиостанции «Эхо Москвы», гигантское количество игроманов, и мы рады их приветствовать сегодня.

Ну, понятно, что стало поводом, да? То есть, поводов как минимум два.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Минимум три. Ну, озвучь те два.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, один – это, собственно, про белорусскую World of Tanks, названную кипрской оффшорной игрой, что сделал бывший уже директор Mail.ru по играм, выступая на круглом столе в Госдуме. Он потребовал как-то вообще принять меры к World of Tanks, поскольку она какая-то не очень патриотичная и там можно на фашистском танке расстреливать русский танк, оказывается, вот, и все об этом узнали. Но он недолго после этого проработал директором Mail.ru Group – вот какая силища у World of Tanks оказалась, вот, быстро его смело, просто моментально. Вот.

Второй повод, он, конечно же, очень грустный и трагичный, так сильно пошутить будет слишком черно, но тем не менее. После расстрела в школе опять заговорили, и даже, более того, какие-то законопроекты стали предлагать, касающиеся продажи игр так называемых 18+.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: С маркировкой 18+.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, да, ну, там, жестоких, шутеров, я не знаю, каких угодно. В общем, стало… что, обратно нужно пересесть? Не видно Игоря Белкина ни под какой камерой, вообще ни под одной.

И. БЕЛКИН: Зато будет слышно.

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Кстати, Игорь до передачи рассказывал, что сегодня исполняется его давнишняя мечта, потому что он со скольки лет слушает «Эхо Москвы»?

И. БЕЛКИН: Я начал играть в игры и слушать «Эхо Москвы» примерно в одно и то же время – с 12 лет.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: И что из этих двух вещей больше по твоей психике ударило?

(смех)

И. БЕЛКИН: И то, и то на самом деле.

А. ПЛЮЩЕВ: Отличный вопрос, Андрюша, отличный.

И. БЕЛКИН: У нас будет примерно час, чтобы я исповедался на эту тему.

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: … компьютерные игры стали какой-то вещью очень заметной, потому что олимпийское знамя, например, нес киберспортсмен, ну, то есть…

И. БЕЛКИН: Кибератлет, я бы даже сказал.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Вот. Ну, и какой у нас будет вопрос первый? Что они по поводу этого всего думают?

А. ПЛЮЩЕВ: Давайте начнем с самого, может быть, серьезного, я не знаю, но, во всяком случае, с трагичных вещей, потом будем к более веселым двигаться, наверное. Ну, вот в очередной раз – я уже помню этот разговор, не первый раз – в очередной раз сказали, что, значит, жестокие игры действуют на психику детей, они и так продаются 18+, но никто этот закон не блюдет, и надо поэтому превратить вот этот отдел, где продаются игры 18+, в секс-шоп. Ну, типа, условно…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: В зону, закрытую для общего доступа.

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да. Вот наши коллеги – большие специалисты в играх. Андрея Подшибякина я знаю как крайне жестокого человека, конечно, разрывающего все и вся на части. Вот. Вот давайте с него и начнем. Жестко пусть заявит.

А. ПОДШИБЯКИН: Я не знаю, почему Саша так меня обозначил в прямом эфире…

А. ПЛЮЩЕВ: Я с иронией, ладно.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, никто ж не видит…

А. ПЛЮЩЕВ: А то потом будут читать распечатку…

А. ПОДШИБЯКИН: Смотрите, что я думаю по этому поводу? Что ограничить доступ к взрослым играм – это, ну, довольно здравая идея, но для этого еще нужно будет ограничить доступ в торренты и в легальные магазины цифровой дистрибуции, куда пока по паспорту не пускают, но, может быть, начнут скоро. И это действительно благая, ну, благое намерение, детям, там, восьми лет незачем играть в игры, предназначенные для тех, кому больше 18. Но как это реализовать на практике – я вот затрудняюсь. Я не знаю, на самом деле вот Игорь Белкин, он гораздо более радикально к этим вопросам подходит, может, у него какие-то идеи есть на этот счет.

А. ПЛЮЩЕВ: Он тем более молодой отец, понимаешь, ему растить детей.

И. БЕЛКИН: Андрей тоже не такой уж старый…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Давайте уточним: а почему нельзя продавать это так, как продают сигареты? Вот когда тебе могут выдать эту игру только по паспорту. Зачем зону эту ограничивать, как в секс-шопе?

А. ПЛЮЩЕВ: На торрентах-то как паспорт?..

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Торренты – понятно.

И. БЕЛКИН: Вообще так это и должно работать сейчас. То есть, я вот с Андреем здесь не соглашусь по поводу отдельной зоны. То есть, рейтинговые ограничения соблюдать надо. То есть, это будет хоть какое-то успокоение для родителей. Несмотря на то, что мы в детстве все играли в игры 18+ и… ты сколько человек убил, Андрей?

А. ПОДШИБЯКИН: Не, ну, просто тут надо еще заметить, что…

И. БЕЛКИН: Почему ты уходишь от ответа?

А. ПОДШИБЯКИН: Подожди-подожди, детство наше было давно, я просто хочу сказать, и в то время убийство пикселя на экране приравнивалось, там, к геноциду, наверное. Сейчас-то это все гораздо более реалистично выглядит, и, ну, сравнивать с тем, что было раньше, нельзя. А вопрос в чем заключался?

И. БЕЛКИН: Ну, собственно, я не согласен с тем, что нужно ограничивать, потому что нужно тогда и как к порнографии относиться, например, к боевикам. То есть, «Джанго освобожденный» на DVD, например, продавать тоже в отдельном загончике. Вообще это должно быть вот как раз, как уже было сказано, как с сигаретами. То есть, есть маркировка 18+ - не надо продавать, и никаких проблем тогда ни у кого не будет. Потому что если вы не уверены в психическом состоянии, психологическом состоянии вашего ребенка, что это на него может повлиять как-то плохо, то…

А. ПОДШИБЯКИН: … то лучше ему играть в городки.

И. БЕЛКИН: … да, не покупайте ему эту игру, пускай играет в продукцию, предназначенную для его возраста. Если вы в своем ребенке уверены, то почему бы нет.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Игорь, ну, понятно, ты не психолог, но игры влияют на психику людей? Вот то, что ты читал.

И. БЕЛКИН: Вот то, что я читал, есть куча исследований, которые говорят, что, да, если ты будешь играть трое суток в игру, ты можешь умереть, например, от переутомления.

А. ПЛЮЩЕВ: Но это не влияние на психику.

И. БЕЛКИН: Влияние на психику…

А. ПЛЮЩЕВ: Это переутомляемость просто, и все.

И. БЕЛКИН: Про влияние на психику было исследование последнее, которое я читал, New York Times опубликовал в 2013-м году, которое выявляло корреляцию между игрой в жестокие игры и количеством насильственных преступлений среди подростков. И закономерность была выявлена следующая: когда люди в жестокие игры играют, количество преступлений, связанных с насилием, падает примерно вдвое. То есть, для людей это становится своего рода способом выпустить пар. То есть, то, что они не могут по ряду причин сделать в реальной жизни, хотя их посещает такая мысль – ну, как бы в голове всякие черти водятся – они просто реализуют все это в играх…

А. ПЛЮЩЕВ: А как вы думаете, почему на самом деле, почему… может быть, мы построим какую-нибудь конспирологическую теорию, я не знаю, Но, смотрите, вот для меня не было взаимосвязи между этими событиями, кроме того, что это подросток, да? Потому что подросток теоретически может играть в игры какие-то. Потому что никто не знает, играл он в эти игры или нет.

И. БЕЛКИН: Там была история, что у него отняли Xbox с GTA V и сказали, что вернут только летом.

А. ПЛЮЩЕВ: Когда? То есть, он…

А. ПОДШИБЯКИН: До или?..

И. БЕЛКИН: До, до. Естественно, до. Сейчас-то у него точно бы отняли. Вот. Но, типа, за два месяца до вот этого самого двойного убийства у него отняли Xbox. Но это одна из версий.

А. ПЛЮЩЕВ: Сколько, там, сколько подросток проводил за играми? Поскольку мы знаем, что он типа медалист, да, значит, он довольно много учился. Кроме того, он занимался каким-то самбо. Вот ты представляешь, Андрюш – ты много времени проводишь за играми, мы знаем это хорошо о тебе – ты можешь себе представить, сколько можно провести за играми, если ты каждый день, там, или через день занимаешься самбо и зубришь программу десятого класса?

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, это относительные вещи, потому что совмещать с играми, там, спорт, работу и даже семью некоторым из нас удается. Тут смысл в другом. Отвечая на вот изначальный твой вопрос на тему того, что почему именно игры, почему до них так докопались, мягко выражаясь, смысл в том, что игры – это молодой медиум как бы. И его очень мало кто понимает из тех, кто принимает высокие вот такого рода решения. И обвинить во всем игры – это все равно, что обвинить, там, 20 лет назад… ну, 20 – нет, там, 30 лет назад рок-н-ролл, например, в том, что человек надел яркие штаны и пошел развратом заниматься каким-нибудь. То есть, сейчас это легкая мишень, игры некому защитить. Это вот одна из вещей, о которых мы будем говорить дальше в связи с вот этим World of Tanks инцидентом. У игр нет голоса, который их бы... Ну, например, у кинематографа, если мы попытаемся обвинить в чем-нибудь кинематограф, да, то выступит обязательно Никита Михалков, там, Федор Бондарчук скажет: да вы обалдели что ли? Кинематограф воспитывает патриотические чувства. А про игры такого некому сказать. И в массовом сознании это некая, ну химера ужаса, которая подкрадывается к нашим детям и превращает их в убийц. Это такая штука вот…

А. ПЛЮЩЕВ: Подождите, а у игровой индустрии нет какого-либо союза, ну, вот у нас в стране?

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, были попытки его создать, насколько я помню, после вот той истории с Call of Duty, когда…

И. БЕЛКИН: Ну, да, но закончилось все ничем.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, в общем, нет. Короткий ответ на твой вопрос – нет. И я думаю, что еще долгое время не будет, потому что индустрии в общепринятом понимании этого слова, то есть, некой структуры, способной в предсказуемые сроки производить предсказуемый продукт предсказуемого качества, в России вот в играх нет как бы. Ну, надеюсь, появится.

И. БЕЛКИН: У нас в основном же самые большие игроки – не только и не сколько разработчики, сколько издательства, которые, собственно, ничего не производят. Поэтому они как-то…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: То есть, биться на стороне разработчиков вообще должны магазины, которые продают, потому что это в первую очередь касается их, их выручки каждодневной.

И. БЕЛКИН: Было бы неплохо, если бы за игры впрягся ритейл. Вот. Возвращаясь к изначальному вопросу Саши, Андрей совершенно точно сказал про рок-н-ролл. То есть, позиция, которая сейчас, с опозданием в 15 лет, докатилась до России… то есть, там, был Джек Томпсон в Америке, такой адвокат, который пытался запретить игры вообще и стал посмешищем очень быстро, вот, до нас это докатилось сейчас, там, через 15 лет после школы «Колумбайн». То же самое творили 30 лет назад, там, радикальные христианские проповедники, которые в музыке группы Queen находили послания от Сатаны, если промотать задом наперед, призывы к содомии и прочим гадостям, вот. И когда Чарльз Мэнсон и его коммуна убивали Шарон Тейт и так далее, тогда тоже все писали про то, что, вот смотрите, что рок-н-ролл с нашими детьми делает, превращает их в наркоманов и убийц.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну вот, и чтобы закончить эту мысль, смотрите, музыка давно не является никаким элементом влияния на что бы то ни было вообще, это некий такой… ну, просто индустрия для зарабатывания денег и проведения больших концертов. С кинематографом примерно такая же история происходит сейчас. Игры – это, ну, в общем… как бы это сказать? Это новая молодежная поп-культура. Я просто пока шел сюда, придумал, точнее, не придумал, а сформулировал в голове у себя одну вещь. Вот есть игры, на которые еще не обращено высочайшее внимание, вот сессионные так называемые онлайновые игры – это League of Legends…

А. ПЛЮЩЕВ: И ты хочешь обратить его как раз.

А. ПОДШИБЯКИН: Не-не, я не об этом. Dota и так далее. Так вот, смысл в следующем: в них играют реально миллионы человек по всему миру, платят в них там внутри сумасшедшие деньги, реально миллиарды долларов. И смысл в другом: что вокруг этих игр есть своя субкультура и свой язык. То есть, люди, которые проводят в них много времени, они с ними общаются на таком сленге, который мы даже, ну, не чужие играм люди, мы его просто не понимаем. То есть, это абсолютно такая закрытая внутри себя система. И, ну, как-то равнять все игры под одну гребенку – ну, это тоже такая странная штука.

И. БЕЛКИН: Ну, вот рядовому слушателю то, о чем говорит Андрей, может напомнить популярное видео. Там была фраза «Immolate Improved» что значит «Вероятность файер резиста предельно мала», да? То есть, я даже сам с трудом понимаю, о чем идет речь, но вот…

А. ПОДШИБЯКИН: Я, кстати, очень хорошо понимаю, почему…

И. БЕЛКИН: Ну, вот, Андрей, поэтому ты здесь сегодня.

А. ПЛЮЩЕВ: Отлично. Ну, вот упомянутый инцидент с Call of Duty, несколько лет назад же это было, да? Это когда игру запретили к продаже, пока не вырезали один из этапов, да? И. БЕЛКИН: Консольных версий так и не появилась официально, вышло только ПК с вырезанным уровнем вообще.

А. ПЛЮЩЕВ: Это по той причине что там был захват аэропорта и расстрел…

А. ПОДШИБЯКИН: ... мирных жителей, да.

А. ПЛЮЩЕВ: … заложников, да.

А. ПОДШИБЯКИН: Zakhaev International Airport это еще и называлось, к тому же.

И. БЕЛКИН: Там аэропорт был имени Закаева. Вот. Еще дополнительную лепту внесли наши некоторые СМИ, которые переврали эту историю просто на весь манер и истерию только подогрели. Они писали, что в игре изображен со всей детализацией аэропорт Шереметьево-2, вот это вот все. Понятное дело, что к Шереметьево-2 этот аэропорт не имел никакого отношения, но аэропорт имени Закаева, и там можно было типа стрелять в гражданских.

А. ПЛЮЩЕВ: И он нас подводит, конечно, ко всяким играм, к такому вопросу, как игры как, я не знаю, инструмент пропаганды, например, или, там. инструмент, я не знаю, международной политики, да? И вот это как раз та ситуация, которая в некоторой степени обсуждалась в Государственной Думе. Ну, другое дело, что, возможно, поводом для этого заявления, которое мы уже цитировали, стали какие-то корпоративные интересы или, там, я не знаю, может быть, даже личные. Но, тем не менее, насколько сейчас игры, ну, могут использоваться как инструмент пропаганды вообще, как внутри страны, может быть такое, внутренне-патриотическое, я не знаю, так и как пропаганды международной?

И. БЕЛКИН: Ну, смотри, наверное, могут, но то, о чем говорят депутаты, к патриотическому воспитанию молодежи не имеет никакого отношения. Здесь, собственно, у вопроса две стороны. Первое: что мы подразумеваем под патриотизмом, да? Это любовь к родине, там, культ победы в Великой Отечественной войне или культ, там, тотальной лояльности существующей власти, да? Тут большой вопрос, что и какой именно патриотизм тут подразумевается.

Второй вопрос в том, что депутаты говорят об играх, о шутерах, там, и о прочих играх, которые подразумеваются для аудитории 18+. То есть, как можно патриотически воспитывать молодежь, если вы говорите про игры 18+, которые, по идее, вообще-то им и не надо продавать? А совать пропаганду в игры для взрослых – это тоже контрпродуктивно, потому что, ну, к 18-20 годам у человека уже в голове обычно сформировалась, там, любовь к родине, вот эти вот все дела, и зачем дополнительно его этим пичкать насильно – я не совсем понимаю.

А. ПОДШИБЯКИН: Смотрите, тут есть еще такой момент, что в играх нет мейнстрима. Вот сегодня мы в другом эфире и с другими людьми это обсуждать пытались. Нет игры, по умолчанию в которую играли бы все. Там, есть, например, ну, какие-то социально-мобильные истории, ну, общепризнанно популярные, вроде Angry Birds, да, в которых пропаганду не впихнешь ничего, при всем желании, кроме ненависти к свиньям, может быть, к зеленым, которые там присутствуют. А есть та же самая Call of Duty, которая как «Трансформеры», которая каждый год выходит, все плюются, но все равно исправно платят деньги и играют в нее. Это, как Белкин справедливо заметил, для пользователей 18+. То есть, во-первых, когда нет мейнстрима, невозможно вести какую-то понятную точечную пропаганду. Но, с другой стороны, опять же, мы много тут играем, в общем, да? И есть вот ощущение некой такой… ну, понятного культурного кода, который, условно, в американских играх заложен: бэтлфилд, Call of Duty. Причем Battlefield конкретно шведами производится, которые не имеют к Америке никакого отношения, но там совершенно очевидно, что геополитические враги плетут козни, но американский солдат всегда со всем разберется. Это, кстати, довольно такая понятная и прямолинейная история. И к ней не может быть никаких вопросов, потому что протогонист, ну, он у подавляющего большинства целевой аудитории – простите меня за все эти слова, да? – он должен ассоциироваться вот с понятными какими-то…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Андрей, ты, может быть, знаешь, а со скольки лет Call of Duty в Соединенных Штатах продается?

А. ПОДШИБЯКИН: С 18, как и….

И. БЕЛКИН: Могут продать ребенку только в присутствии родителя при его согласии. В Call of Duty играет очень много детей, и за рубежом тоже на рейтинги многие, скажем так, не уделяют им должного внимания. Но сцены, которые я видел в магазинах, когда там приходили дети за Call of Duty, если они были без родителей, их разворачивали. Они приходили с родителями – и у родителей, там, 2-3 раза спрашивали, что, там, чувак, ты уверен, что твой ребенок должен в это играть? Он: да-да-да, все нормально.

А. ПЛЮЩЕВ: Интересно на самом деле, потому что как раз нам говорят вот многие наши инициаторы ограничений, говорят, что у нас меньшие ограничения, чем в тех же Соединенных Штатах. Ну, в общем, по большому счету, так и есть. Ну, в смысле, на деле реализуется.

И. БЕЛКИН: На деле в магазинах всем плевать.

А. ПЛЮЩЕВ: Просто всем плевать, да. Просто за проданные сигареты могут привлечь, а за проданную игру – нет, вот и все.

И. БЕЛКИН: Ну, ответственности никакой нет, и вообще рейтинги для аудиовизуальной продукции для нас в новинку. Они год как существуют, да? Они на всех сайтах висят, вот на «Эхе» у нас там 18+ тоже висит...

А. ПЛЮЩЕВ: Значит ли это, что введение вот этих самых возрастных отметок, оно, в принципе, было не особенно-то эффективным? Или нет?

И. БЕЛКИН: Это был правильный первый шаг, просто никто не додумался до того, как заставить эту систему работать. Ее надо заставлять работать, но не запретами, не выгораживанием, не засовыванием игр, там, в секс-шопы, да? Потому что это сильно ударит по индустрии в целом, и деньги из России просто эти уйдут.

А. ПОДШИБЯКИН: А вот а как? Я тоже хочу в адвоката дьявола поиграть. А как ты оградишь продавца… подожди, дай я задам тебе вопрос. Вот как ты оградишь продавца, которому… вот сейчас стоит школьник, который за GTA пришел, зажав сто долларов, ну, или, там, рублевый эквивалент, в потном кулаке, и продавец смотрит такой: нет тебе, короче, 18 – пошел вон. И как бы, ну, это же просто невозможно представить себе просто. Должны быть какие-то… что вообще должно быть, что должно угрожать?..

А. ПЛЮЩЕВ: Почему с сигаретами работает?

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Подождите, но давайте…

А. ПЛЮЩЕВ: И с алкоголем.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Де-факто, де-факто как минимум половина людей, которые играют в GTA вот сейчас, им меньше 18 лет.

И. БЕЛКИН: Ну, не половина…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Но таких очень много.

И. БЕЛКИН: Хорошо, скажем так: значительная часть…

А. ПЛЮЩЕВ: Не знаю, судя по нашей программе «STAR'цы Live», их три четверти, тех, кто, Андрюша, пишут и звонят…

И. БЕЛКИН: … да, им нечего делать, они много пишут в интернете.

А. ПЛЮЩЕВ: Может быть, это его аудитория.

И. БЕЛКИН: Просто какой нормальный взрослый человек пойдет писать в газету, ну, серьезно, да? И, там, на форум. Он поиграл – ему хорошо. Ну так вот, как заставить. Точно так же, как заставляли с сигаретами – штрафовать.

А. ПОДШИБЯКИН: Ребят, но, простите, сигареты все-таки убивают, да? А игры, они просто могут неприятными показаться…

И. БЕЛКИН: У нас есть общественный консенсус, что детям не положено то-то и то-то. Исходя из него, мне кажется, можно вводить какие-либо санкции людям, которые продают не полагающуюся продукцию детям.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Подождите, но поскольку у нас противоположной стороны сегодня в эфире нет, я попробую выступить в качестве….

И. БЕЛКИН: Хорошо, давай, включай…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Согласен ли ты с тем, что очень много лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, играют в эти компьютерные игры?

И. БЕЛКИН: Конечно, абсолютно.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Согласен ли ты, что почти в каждом магазине их можно купить?

И. БЕЛКИН: В каждом.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: В каждом. Согласен ли ты с тем, что... ну, то есть, если сейчас эти запреты начнут работать, это сильно на отрасли отразится, то есть, те люди, которые продают эти диски, они будут нести какие-то убытки?

И. БЕЛКИН: Да, но убытки будут несравнимо меньше, если всю индустрию вообще загнать в секс-шопы, которые будут вне пути следования нормальных людей.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Нет, если в магазинах перестанут это продавать, то следующим шагом молодых людей, которым не будет 18 лет, они будут это все скачивать в интернете, правильно? То есть, это уведет в какую-то серую зону. Выход-то где? Непонятно.

И. БЕЛКИН: Ну, выход здесь, собственно… смотря какую цель мы преследуем. Если мы хотим защитить детей от чего-то, то вообще-то у детей есть родители, которым бы иногда неплохо отвлекаться от, не знаю, там, газеты «Тульский пермяк» и смотреть, что там твое дитя делает. А во всем винить торренты, проклятый Запад и чертовы видеоигры – это самый простой, но, к сожалению, не самый правильный путь.

А. ПОДШИБЯКИН: Я чуть-чуть добавлю, можно?

А. ПЛЮЩЕВ: Да, пожалуйста.

А. ПОДШИБЯКИН: Две минутки буквально. Здесь есть, ну, реально две стороны, да? Первая – это что родители, действительно, как Игорь справедливо сказал, должны понимать, чем занимаются их дети, и понимать, как… ну, с двух сторон, опять же, да? Что, во-первых, не все игры – это плохо, но есть игры, которые ребенку реально лучше не показывать. А смысл в том, что родители этого, по большей части, к сожалению, сами не особо понимают. Это вот одна из причин, по которой мы здесь вообще об этом разговариваем. Мы как бы, ну, пытаемся вот то, что я сейчас сказал, донести до максимально широкого круга телезрителей.

А что касается продажи, ограничения ее и так далее, то, ну, здесь есть вполне отработанные мировые практики. Например, в тех же Штатах сигареты продаются, вот с недавних пор их не выставляют на стойку. То есть, они лежат внизу. Если ты хочешь купить, ты просто спрашиваешь: есть ли у вас такие-то и такие-то сигареты? Они на тебя смотрят, если тебе есть, ну… хотя в любом случае они просят предъявить документ, удостоверяющий личность. Но это как вариант. То есть, никто же не говорит, что игры 18+ будут продаваться конкретно в секс-шопах с неоном и порнографией и страпонами. Просто, ну, есть форматы, которые это позволят сделать достаточно безболезненно.

А. ПЛЮЩЕВ: Ок.

И. БЕЛКИН: Мне кажется, это будет все-таки болезненно, потому что кино 18+ не продается по запросу…

А. ПЛЮЩЕВ: С этим разобрались, хорошо. Но ведь большАя часть, если не сказать бОльшая, играет в онлайновые игры или качает на торрентах, как мы сказали, да? Вот с этим чего делать-то? Вообще ничего не сделаешь же.

А. ПОДШИБЯКИН: Вот смотрите, что касается онлайновых игр, есть такая забавная штука, да? Мы уже обсудили, что в «цивилизованных» (сейчас я сделал кавычки в воздухе) странах рейтинги действительно достаточно жестко соблюдаются, но во всех онлайновых играх есть такая приписка к этим рейтингам всегда, что мы не несем ответственности за интерактив, за то, что у вас там происходит, что у вас происходит в онлайн. То есть, если вы играете с добрыми и вежливыми людьми – отлично, good for you. Если вы играете с какими-то негодяями, которые вас обижают грязными словами и призывают вас к чему-нибудь, то мы за это не несем никакой ответственности. То есть, короткая версия того, что я сейчас сказал: способов отрегулировать онлайновую активность в играх, ну, ее как бы нет.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Нет, а если говорить о насилии в компьютерной игре, ну, то есть, они же делают автомат. Они не отвечают за выстрел этого автомата...

И. БЕЛКИН: Не в этом дело. То есть, если ты играешь, там, в игру 10+, а в онлайне к твоему ребенку приходят в команду люди и рассказывают, что они делали с его мамой вчера вечером и что она заплатила им за это денег – вот за это издательство и разработчик ответственности не несут. Вот Андрей говорит ровно об этом. То есть, все, что происходит в онлайновых играх – это как бы такая серая нерегулируемая зона, это опять привет родителям, которые должны поглядывать за тем, что их ребенок делает.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Специально для российских законодателей читаю смску: «В The Sims допустимы однополые пары, можно запретить за пропаганду гомосексуализма».

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, 18+ поставь, и не будет никакого…

И. БЕЛКИН: Mass Effect тоже можно…

А. ПОДШИБЯКИН: Давайте не будем перечислять игры сейчас…

И. БЕЛКИН: Давайте не будем давать им идей.

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: The Sims.

(смех)

А. ПЛЮЩЕВ: Значит, возвращает нас Виктор. По-моему, есть такой стереотип, я не знаю, правильный он или нет. Он пишет: «Стрелялки – по-моему, существенный фактор формирования подростковой, да и не только психики, они делают рутинной, обыденной, обратимой смерть, делают легкое отношение к ней. Умер – можно взять и купить новую жизнь». Но есть ли у нас какое-либо статистически оправданное количество случаев, когда люди по этой причине, что вот можно взять или купить новую жизнь, убивали?

И. БЕЛКИН: Практически нету таких случаев. Суть-то как раз в этом. То есть, было 2-3 случая, когда люди, естественно, с отклонениями в психике, чтобы было первопричиной, естественно, брались за оружие, чтобы воспроизвести какую-то ситуацию из игры, вот, но, как правило, это все выдумываются на самом деле отмазки. Потому что я вот как раз писал на днях про это, в детстве в песочнице мы играли в Красную армию против фашистов. И там, конечно же, мы друг друга убивали, кидались камешками, там, стреляли из пестиков, «Я тебя убил», «Ты в меня попал». И понятное дело, что когда войнушка эта оканчивалась, и Советский Союз, конечно же, взял Рейхстаг, в нашем случае это была вентиляционная тумба для гаражей, и фашисты мертвые валялись там, отряхивали с себя грязь, вот. Они потом вставали и типа возрождались, да? И то же самое фильмы, которые мы смотрели в детстве со Шварценеггером: в него стреляли примерно два миллиона человек сразу, и там…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Но технологически компьютерные игры за последнее время очень сильно выросли, их подчас не отличить….

И. БЕЛКИН: Я сейчас про игры, кстати, не говорил вообще ни разу. То есть, у ребенка вообще нету понимания того, что такое смерть, ну, в таком, в общечеловеческом смысле. И мне кажется, здесь не игры виноваты. Потому что, ну, если мы сейчас говорим о том, что дети берутся за оружие, потому что, там… вернее, убивают кого-то, потому что в играх им показали, что можно возродиться – я считаю это абсолютной демагогией…

А. ПОДШИБЯКИН: У меня есть очень хороший пример про это, да? Что, ок, там, да, почему люди, которые чемпионы в Mortal Kombat, не выходят драться на улицы? Там же тоже совершенно очевидно, что тебе десять раз дали по лицу ногой и файерболом, а ты нормально пошел дальше здоровый.

И. БЕЛКИН: … можно вырвать позвоночник и потом снова с ним…

А. ПОДШИБЯКИН: Кстати, про Mortal Kombat, как это правильно называется, были ровно такие же разговоры в свое время, когда он вышел, выступали соответствующие, значит, депутаты, только не в России, а в Штатах, пытались запретить… сенаторы, да. И была очень большая организация controversy по этому поводу. Но, тем не менее, все смирились, и все хорошо.

И. БЕЛКИН: Я, опять же… 15 лет назад говорилось то же самое, что вот эти дети, которые в это играют, кем они вырастут? Ну, вот мы здесь сидим, норм. Нам норм.

А. ПЛЮЩЕВ: Мне в этом смысле понравилась сегодня демотиватор один такой, когда сидят такие боевики, у них там, значит, бороды, оружие. И надпись: мы такие жестокие, потому что играли в компьютерные игры.

И. БЕЛКИН: Там со Сталиным самая классная картинка. Я был такой жестокий из-за шутеров. Вот. Еще вот тем, кто задает вопросы про то, что вот шутеры не учат ли детей убивать, я предлагаю, там, не знаю, если бы можно было, провести такой эксперимент. Вот возьмите фильм «Чучело» и раздайте героям этого фильма по стволу. Вот. Мне кажется, тогда получился бы криминальный боевик в стиле Тарантино. Потому что у детей вообще очень сложно все в голове. В школе обижают, там, учитель двойку поставил, хулиганы побили. И ты в какой-то момент зол на большое количество людей, ничего не можешь сделать в силу, там, возраста или, там, каких-то юношеских своих дефектов. Вот. И когда у тебя появляется возможность как-то взять и отомстить обидчикам – а вот у этого нашего московского школьника что-то такое появилось в виде двух стволов, которые неправильно хранил его отец – то он просто взял и сделал. Если детям раздать оружие, видеоигры, не видеоигры, рок-н-ролл, не рок-н-ролл – начнется такой трэш, что мало никому не покажется.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Пример из моей личной жизни. Мой брат пошел в армию только потому, что он проникся этой эстетикой, играя в шутеры где-то с 15 лет, он честно это признавал. То есть, это как-то влияет, ты с этим согласен. То есть… или нет?

И. БЕЛКИН: Точно так же можно насмотреться боевиков и пойти в армию. Это может быть что угодно. Это может быть книга, это может быть видеоигра, это может быть кино.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Слушай, ну, другая степень участия, очевидно.

И. БЕЛКИН: Она кажется нам другой только потому, что мы с этим феноменом знакомы не так давно. Несмотря на то, что игры существуют с 76-го года, для России это довольно новое явление, на которое как на что-то не детское, такое более масштабное, стали обращать внимание буквально лет пять назад. И у всех существует ощущение, что вот у видеоигр какая-то нереальная степень воздействия, не сравнимая ни с чем. Да ничего подобного, это абсолютно то же самое, что книги, что телевидение, кино и так далее. То есть, просто у разного поколения были разные интересы.

А. ПЛЮЩЕВ: Может ли игра стать не столько вдохновителем, сколько таким наглядным пособием, так сказать, ну, например, по обращению с оружием?

И. БЕЛКИН: Ну, я уверен, что ни один из чемпионов по Counter-Strike не в состоянии собрать автомат Калашникова. Более того, был эксперимент, когда этих кибератлетов вывозили на полигон, давали им полное обмундирование спецназовское, вот, и ставили стрелять. И результат был довольно-таки смехотворный. То есть, ну, я не знаю, почему вот чемпионы по FIFA не становятся мегафутболистами…

А. ПОДШИБЯКИН: Смотрите, я просто, да, чуть-чуть давай немножко вклинюсь. Понятно, что меня-то видеоигры лучше всего со световым мечом, наверное, научили обращаться, да?

И. БЕЛКИН: Отсядь от меня, пожалуйста.

А. ПОДШИБЯКИН: Нет, я в плане теоретически, да? Но если вот серьезно говорить, что я вот поздно начал водить машину, мне было 28 лет на тот момент, когда это произошло. Но до этого я уже много лет играл в гонки активно, да? Я не могу вам сказать, что, там, имеет это что-то общее с управлением реальным автомобилем, но у тебя абсолютно другая реакция. Потому что ты отсекаешь мелкие какие-то детали, которые там... на которые я, возможно, не обратил бы внимания, если бы я до этого десятками и сотнями часов на мониторе и на телевизоре не смотрел, там, по зеркалам заднего вида. И реакция, рефлексы и тому подобные вещи, они там, безусловно, становятся лучше, если ты этому уделяешь много времени. Но другой вопрос, что это же можно другими способами достичь, это же не обязательно…. И, опять же, свою улучшенную реакцию, улучшенные рефлексы ты же не обязательно будешь использовать для убийств, там, и прочих мерзостей. Вот.

А. ПЛЮЩЕВ: Давайте, поскольку нам тут напоминают, что наша беседа – банальное теоретизирование и просто демагогия, и все построено на двух мыслях, «игры безвредны» и «технически их нельзя запретить», тогда перейдем к… вернемся, точнее, мы уже пытались переходить…

И. БЕЛКИН: И приписка: «Жду вас внизу».

А. ПЛЮЩЕВ: … значит…

(смех)

А. ПЛЮЩЕВ: … к, с одной стороны, коммерческой составляющей, с другой стороны – патриотической. Что, по-вашему, произошло на этих слушаниях в Госдуме знаменитых? Как бы вы охарактеризовали это?

И. БЕЛКИН: … про мэйловского чувака?

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да.

И. БЕЛКИН: У людей у некоторых, которые оказываются в непосредственной близости с властьимущими, иногда происходит такое, знаете, желание себя вот показать, распустить хвост и продемонстрировать глубокое чувство сопричастности к судьбам родины, что собственно, и произошло. Вот. Собственно, благодаря этому в Mail.ru освободилась хорошая вакансия.

А. ПОДШИБЯКИН: Нет, ну, это все слишком просто звучит на самом деле. Я думаю, что здесь имел место спонтанный лоббизм, назовем это так, что, возможно…

И. БЕЛКИН: Выслужился чувак, в общем.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, подожди. Ну, возможно, он просто хотел как-то сделать это как лучше. Вы же не забывайте, пожалуйста, все, что там не велась никакая запись, там не было никакой стенограммы, там не было прессы с камерами, да? Он, в общем-то, не знал, что кто-то сидит и снимает это на Твиттер, там, из-под парты. Вот. И, собственно, если бы не высокая гражданская сознательность присутствовавших там журналистов, об этом бы никто никогда не узнал, и кто знает, вообще чем бы все это обернулось. Вот.

И. БЕЛКИН: Это не оправдывает все…

А. ПОДШИБЯКИН: Да нет, речь не о том. Это был совершенно дикий какой-то поступок. Судя по скорости реакции со всех сторон, там, да, это, видимо, действительно была личная инициатива. Потому что, ну, о чем-то другом думать как-то даже и не хочется в этом контексте. Вот. Но другой вопрос, что вот один раз кто-то записал, там, из-под стола на телефон, и это стало известно, а на следующий визит придет кто-нибудь и не запишет, и расскажут еще что-нибудь про оффшорные танки, которые на самом деле не оффшорные ни разу и так далее.

И. БЕЛКИН: На фоне этой истории просто с «Дождем» недавней все, собственно, потому и напряглись. Собственно, комизм этой ситуации, - я сейчас для слушателей объясню, - то есть, на тот момент представитель Mail.ru, которая тоже, кстати, выпустила игру про танки, сказал про белорусскую игру World of Tanks, что там фашисты могут… люди на фашистских танках только целыми днями тем и занимаются, что уничтожают россиян. Вот. На самом деле ситуация, мягко говоря, иная, потому что World of Tanks вообще там своими ивентами, кампаниями и прочим как раз патриотизм тот самый и воспевает. Самая крутая техника там российская, советская, вот, и там постоянно проходят мероприятия, посвященные, там, знаменитым танкам и битвам Второй мировой. То есть, ситуация была перевернута вообще с ног на голову.

А. ПОДШИБЯКИН: Да-да-да, и я даже расскажу чуть больше. Была, я где-то недавно читал, прекрасная совершенно история, как, значит, пользователь World of Tanks написал некое публичное покаянное письмо на форумах, что вот я всегда играю за советские танки, с самого первого дня, значит, тра-ля-ля, а тут, значит, в мое отсутствие моя дочка провела один бой немецко-фашистскими танками…

И. БЕЛКИН: Американским.

А. ПОДШИБЯКИН: На американском танке, да. И я прошу меня покарать и удалить запись об этом из всех как бы, значит, там…

А. ПЛЮЩЕВ: Анналов.

А. ПОДШИБЯКИН: … анналов, да.

И. БЕЛКИН: Ребенка я наказал, но вина моя, я понимаю. Пожалуйста, удалите…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А вот как вам кажется, что-то в компьютерных играх может оскорбить честь, достоинство кого-либо вообще? Ну, вот про блокадный Ленинград можно сделать компьютерную игру?

И. БЕЛКИН: Ну, была такая игра Company of Heroes 2, из-за которой был громадный, конечно, скандал, вот, где… я, честно говоря, в нее не играл, поскольку жанр совсем не мой, но из того, что я читал, я смог понять, что советская армия там изображена, ну, совсем уж…

А. ПОДШИБЯКИН: Я в нее играл, там, как сказать? Это действительно несколько выглядит странно, да? Ну, не до степени странно, что писать петиции, но это, в общем, некий… это, знаете, что мне напомнило? Вот по силе, так сказать, культурного воздействия. Помните фильм про Рембо, где он в Афганистане вот, значит, там с советскими солдатами сражается? Вот это примерно такой же уровень клюквы и некоего такого, ну, как бы – как сказать? – предвзятого подхода, да? То есть, ответ на вопрос, можно ли оскорбить – ну, можно, конечно. Другой вопрос, что я не думаю, что это было сделано намеренно. То есть, явно люди не хотели себе просаживать продажи таким образом, просто хотели выразить другую точку зрения.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Тогда поскольку я противоположную сторону представляю, я хотел бы спросить: а историческое соответствие должно быть в компьютерных играх или нет?

И. БЕЛКИН: В игре про инопланетян – я думаю, нет.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Нет, а в игре про Великую Отечественную войну, например?

И. БЕЛКИН: Оно в основном везде и есть.

А. ПОДШИБЯКИН: Нет, подождите, а что мы берем за историческую точку отсчета, какую историографию мы используем в этом случае? Есть какая-то общепринятая?

А. ХОДОРЧЕНКОВ: У тебя, например, на экране бегут солдаты, они убегают от противника, потому что им страшно, с белым флагом бегают. А на самом деле в реальной жизни этого не произошло. То есть, есть некое искажение того, что было на самом деле, какого-то исторического факта. Так можно или так нельзя?

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, это я вам правда сейчас страшную вещь скажу, что если игра при этом хорошая, то… ну, опять же, давайте из смежной области пример. Вы помните тарантиновский фильм…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: «Бесславные ублюдки».

А. ПОДШИБЯКИН: … который, кстати, дурацкий, да, но финал, где они Гитлера там валят в кинотеатре, он, в общем-то, противоречит всем историческим канонам. Тем не менее, никто не жалуется.

И. БЕЛКИН: Да наоборот, всем хорошо.

А. ПЛЮЩЕВ: Не, ну, многие, кстати, вот с художественными произведениями это происходит сплошь и рядом, когда говорят: слушайте, ну, на самом-то деле было не так, там, он-то был добрый, или, наоборот, он был сволочь и вообще всем бошки рубил направо и налево, а вы-то его хорошим показываете, и так далее.

И. БЕЛКИН: Всем угодить невозможно.

А. ПЛЮЩЕВ: Абсолютно.

И. БЕЛКИН: А что касается игр про Вторую мировую, если взять, там, шутер, допустим, то там обычно все нормально. То есть, если брать ту же самую серию Call of Duty, то первая и пятая, где фигурировали советские войска в больших объемах, заканчивались тем, что, собственно, пиковой точкой кампании было взятие Сталинграда и водружение советского флага.

А. ПЛЮЩЕВ: Но мне кажется даже, что вообще соответствие историческим реалиям, как ты сказал, особенно в изобразительном плане, в деталях – это один из главных залогов коммерческого успеха игры. Потому что вот World of Tanks, он, конечно, чем берет, то это каким-то фантастически точным соответствием всех этих танков, значит, реальным конструкциям и реальным машинам. И, более того, однажды я что-то спросил что ли, по картинке какой-то танк, или упомянул какой-то танк, и мне тут же, в общем, насыпалось комментариев миллион. Ну, люди играют и они знают их по World of Tanks, возможно, никогда вживую не видели. Вот. И, таким образом, люди изучают в том числе и историю, в частности технику истории. Это к твоему вопросу насчет соответствия. Вот в смысле всяких деталей, кто как одет был и так далее… А насчет того, как развиваются события, там, и не противоречат ли они тому, что было на самом деле… Ну, а, знаешь, вот реконструкции исторические бывают, люди там одеваются в мундиры, там, и ну гонять друг друга по лесам. Вот. Там же тоже часто не соответствует, там, Бородино, бывает, выигрывает кто-нибудь. Вот.

И. БЕЛКИН: Ну, вообще игры про войну как раз близки к таким историческим реконструкциям, плюс благодаря им молодое поколение, ну, или более взрослое, если игра 18+, узнает о том, какое оружие использовалось во Второй мировой войне.

А. ПЛЮЩЕВ: Возвращаясь к случаю в Государственной Думе, слушайте, я слышал еще одну интересную версию насчет того, что… это к нашему с вами бизнесу, ну, вот, в смысле, к описываемому нами с вами бизнесу имеет отношение. А не была ли это рекламная акция World of Tanks?

И. БЕЛКИН: Знаешь, как фильм Inception: нам надо еще на уровень спуститься, да, то есть, мы уже на третий уровень пошли. Нет, ну, нет, явно нет. То есть, я не думаю, что как бы человек согласился подставиться настолько, чтобы…

А. ПОДШИБЯКИН: Смотрите, тут просто это бритва Оккама, потому что World of Tanks сейчас реклама такая не очень нужна, у них и так все хорошо, какие-то там невероятные сборы и гросс, и нет, и все, и телевизионная, кстати, реклама довольно талантливая пошла.

А. ПЛЮЩЕВ: Неплохая очень.

И. БЕЛКИН: Сейчас на консолях запускается у нас…

А. ПОДШИБЯКИН: В смысле, вот и так подставляться под какую-то гипотетическую перспективу странного паблисити – это, ну, точно нет.

А. ПЛЮЩЕВ: Понятно. Как вы думаете, будут ли продолжаться подобного рода попытки как бы построить такую патриотическую игровую индустрию? И чем они закончатся, если будут?

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, смотрите, значит..

А. ПЛЮЩЕВ: Точнее, построить игровую индустрию под патриотизм, подпричесать ее.

А. ПОДШИБЯКИН: Смотрите, что касается… вот я чуть-чуть, там, приоткрою некую информацию, известную мне, что World of Tanks – это не просчитанная история. То есть, не то чтобы господин Кислый и его коллеги сидели, и тут им в голову пришла идея, как в мультфильмах лампочка зажглась: давайте сделаем игру про танки и заработаем миллиард. Это некий был… как сказать? Ну, это gamble. То есть, они поставили на это, на то, что это выстрелит. А этом, чтобы вы понимали, не очень востребованный setting был на тот момент. Ну, то есть, setting – как мы это переведем?

И. БЕЛКИН: Окружение игровое.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, в общем, да.

И. БЕЛКИН: Игровая вселенная.

А. ПОДШИБЯКИН: То есть, с гораздо большей долей вероятности все поверили бы в какую-то современную войну, военные действия на тот момент, или в какую-то фантастику, или в фэнтези, а такие более-менее реальные исторические декорации – это было очень… ну, смелый ход. И вот он выстрелил…

И. БЕЛКИН: .. всем надоело к тому времени, потому что 10 лет подряд выходили игры про Вторую мировую, и в один прекрасный момент все сказали: блин, надоело. И тут World of Tanks внезапно.

А. ПОДШИБЯКИН: Да. И то, что он так выстрелил, так сработал, ну, будет, во-первых, означать, что все будут пытаться его клонировать. Но я просто пытаюсь сказать, что насильно заставить разработчиков делать патриотические игры – это, ну, верный путь в никуда, потому что…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: То есть, нужен госзаказ.

И. БЕЛКИН: Нет, нет. Сейчас в России… то есть, на этом заседании…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Мы же пытаемся как-то смоделировать то, что будет в будущем, поэтому хотим…

И. БЕЛКИН: На заседании прозвучала мысль про то, что нужно взять и заказать студии DICE патриотический шутер. Вот. Это как примерно: давайте Майклу Бэю закажем фильм про Вторую мировую войну, вот, с Хабенским в главной роли и Гошей Куценко.

А. ПОДШИБЯКИН: Хорошая идея.

И. БЕЛКИН: Это идея просто отличная, вот, будет очень смешно, много денег просадят, но потом будет о чем шутить. Не про два же унитаза вечно. Вот. Нельзя взять и насильно заставить в России вдруг внезапно сделать игру….

А. ХОДОРЧЕНКОВ: В России есть хорошие разработчики, которые могут делать качественные игры?

И. БЕЛКИН: Онлайновые – да.

А. ПОДШИБЯКИН: Стойте, дайте я, пожалуйста, вас перебью. Это 1С компания, известная многим, которая выпустила игру «Ил-2 Штурмовик» предельно патриотическую, которая заработала тоже достаточно денег, наград, всего-всего. Одно время мне казалось, что компания 1С – это где-то до 2008-го года было, до кризиса – занимается исключительно производством патриотических игр про Вторую мировую войну: это и «Противостояние», и «Silent Storm», и «В тылу врага», и все-все-все. То есть, они делаются, они имеют, ну, сейчас уже не знаю, насколько… они делались, они имели даже какую-то, ну, ограниченную популярность. Ни одна из них международным большим хитом не стала, но вот сейчас Nival делает «Блицкриг 3» про советские танки. Почему же танки? Вот интересно. И, собственно, тут оно все идет и происходит, я не думаю, что какие-то нужны дополнительные усилия. Просто, ну, у патриотизма в этом понимании, у него несколько ограниченный рынок, как мне кажется.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Нет-нет, госзаказу, вот если государство начнет платить компаниям, чтобы те выпускали патриотичные….

И. БЕЛКИН: Такие прецеденты уже были. Был шутер ФСКН…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Слушай, ну, они, наверное, все очень плохого качества, поэтому все поржали…

И. БЕЛКИН: Совершенно верно, все поржали. Собственно, история здесь в чем? В России сейчас нету… депутаты, когда говорят про игры и патриотизм – давайте так, по полкам разложим – они говорят, что, конечно же, подразумевается, что нам нужен наш ответ Call of Duty, чтобы вышла игра, наколбасила 25, там, триллионов долларов в продажах, чтобы ее покупали в Америке и проникались тем, как у нас хорошо. Сейчас в России сделать это может примерно никто. Единственная студия, которую я знаю на территории бывшего СНГ, которая может сделать более-менее сносный шутер – это 4А она, кажется, называется…

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, она, в общем-то, примерно это и делает…

И. БЕЛКИН: Украинская.

А. ПОДШИБЯКИН: … только по произведениям писателя Глуховского.

И. БЕЛКИН: Это украинская студия, из выходцев из студии, которые делали игру S.T.A.L.K.E.R., которая сейчас занимается серией «Метро». Вот. Они сейчас выпускают, собственно, «Метро 2033», Метро, там, Last Light, по-моему, она называлась, вот эта вторая часть. В принципе, я не знаю, там, можно ли считать ее патриотичной игрой, про Москву после ядерной войны, но вот это вот единственная студия, которую я знаю в бывшем СССР, которая может сдюжить. Вот. И я не вижу никакой перспективы, чтобы она взяла и сделала что-нибудь такое патриотичное. Плюс, я говорю, я опять не понимаю, что такое патриотичная игра. Вот ты знаешь, Андрей?

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, я могу предположить, да? То есть…

А. ПЛЮЩЕВ: Когда наши побеждают все время. И все. Что тут?

И. БЕЛКИН: Просто, смотри, у России очень богатая история, да? То есть, Россия – это не только Советский Союз. Я считаю, что в России была куча событий замечательных, кроме Второй мировой войны. Полет Гагарина в космос, там, не знаю, как мы от татаро-монгольского ига избавлялись, на худой конец, богатыри – что угодно, Но вот все вот уперлись во Вторую мировую, и вот даешь патриотизм. И вот выхода отсюда нет.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, это, мне кажется, просто самый распиаренный именно СМИ… не распиаренный, плохое слово. Тем более…

И. БЕЛКИН: Самый очевидный.

А. ПЛЮЩЕВ: Самый очевидный, оставшийся еще в памяти у живущих людей через рассказы, там, через очевидцев и так далее. Ну, это очевидно, он не только в играх, и в культуре так.

И. БЕЛКИН: Гораздо более выигрышным ходом здесь, мне кажется, было бы покопаться в истории куда-нибудь раньше, но никто этого не хочет делать.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, почему же? Был «Всеслав Чародей», который лет 16 уже разрабатывается.

И. БЕЛКИН: Он выйдет, я думаю, внуки поиграют.

А. ПЛЮЩЕВ: Да нет, масса великих вещей. Одна война 812-го года чего стоит. Кстати, есть игры же наверняка?

А. ПОДШИБЯКИН: Эти, «Казаки», да.

И. БЕЛКИН: «Казанки».

А. ПОДШИБЯКИН: GSC. Тоже украинцы, кстати, делают.

И. БЕЛКИН: … стратегия…

А. ПОДШИБЯКИН: Как и большинство патриотических игр.

А. ПЛЮЩЕВ: Кстати, «Ил-2» упоминают люди, Он довольно популярный, вот среди нашей, во всяком случае, аудитории. Вован из Ленинграда написал, что в него играют в основном взрослые, по опросам, 30+. А Булгаков напоминает, что в «Ил-2» вполне можно было летать и на мессершмитах, между прочим.

А. ПОДШИБЯКИН: Кстати, да.

И. БЕЛКИН: Игра вышла 13 лет назад, единственное.

А. ПОДШИБЯКИН: Боже мой, уже 13 лет назад.

И. БЕЛКИН: 2001-й год же, да?

А. ПОДШИБЯКИН: Кошмар.

И. БЕЛКИН: Да, 13 лет.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А вот наш слушатель Максим пишет: «Хочу симулятор выборов в России, побыть на месте Чурова».

И. БЕЛКИН: Уже есть такой, там в Айтюнсе болтается. Очень несмешная игра.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Маркировка 18+.

И. БЕЛКИН: Да, кстати, да.

(смех)

И. БЕЛКИН: Эротика, легкое насилие.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошее, да… ну, избирательное право с 18, да. Ну, последний вот факт, с которого мы начали сегодня – то, что наш киберчемпион был одним из тех людей, которые несли флаг. То есть, вместе с Терешковой, например. Нормально так? И с той самой журналисткой, которая освещала Сирию. Вот. Значит, говорит ли не только этот факт, но вообще… он маленький, этот факт, небольшой совсем, могли выбрать кого угодно, наверное, да? И мы бы тогда не обсуждали. Но вообще вот все наше сегодняшнее обсуждение, тем более мы через 2 минуты заканчиваем, говорит ли оно о том, что игры у нас стали, я не знаю, играть все большую роль, или к ним больше внимания? Что происходит в этом смысле с игровой индустрией? То есть, с точки зрения властей, СМИ и людей.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, вот я думаю, что Игорь нам расскажет такую общеполитическую точку зрения…

А. ПЛЮЩЕВ: А я думал, СМИ, потому что…

А. ПОДШИБЯКИН: … а я потом общечеловеческую.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А я перезадам вопрос. Кажется вам, это все получилось потому, что это связано с Великой Отечественной войной, или потому, что это компьютерные игры?

И. БЕЛКИН: Что именно?

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Вот эта история с…

И. БЕЛКИН: С депутатами?

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Да.

И. БЕЛКИН: Мне кажется, они просто не знают, что бы еще такое запретить, что бы еще такое придумать.

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, я не будут так радикально. Мне кажется, что это комплекс факторов, который, вот, ну, оно сложилось просто, и все. И тут еще и вот это выступление про оффшорные танки. И все это привлекло… я просто, ну, езжу, как телезвезда какая-то интервью даю каждый день про то, что игры – это добро, а не зло. И просто так получилось, и, ну, оно будет так получаться дальше, потому что к играм внимания становится все больше. И я не помню, говорили мы об этом или нет, но участники вот этого круглого стола с депутатами, они с удивлением писали в своих, там, значит, социальных сетях, что депутаты, они вообще адекватные чуваки, они понимают, что это за игры, они в них играют, они, там, с какой-то…

И. БЕЛКИН: Но закон предложил-то другой депутат, не тот, который был на круглом столе – вот в чем…

А. ПОДШИБЯКИН: Ну, бог с ним, неважно. Я просто к тому, что…

А. ПЛЮЩЕВ: Вы имеете в виду Кирилла Кабанова? Он вообще не депутат.

И. БЕЛКИН: Не-не-не, мы сейчас не про Кирилла Кабанова. Это Михеев был из «Справедливой России».

А. ПЛЮЩЕВ: Все, я понял, да, да.

И. БЕЛКИН: Его на том круглом столе не было.

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да-да, из «Справедливой России».

А. ПОДШИБЯКИН: Вот. А на том круглом столе люди вполне какие-то дельные мысли высказывали, и даже кто-то написал в Фейсбуке, что поразительно, насколько журналисты выглядели менее адекватными, чем депутаты Государственной Думы. И я думаю, что уровень самоосознания и уровень вот того, что называется exposure, то есть, ну, как бы видимости игр в публичном пространстве, он будет расти и дальше. К хорошему или к плохому – непонятно.

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Подошло к концу время нашей программы. Андрей Ходорченков, мой коллега, был с вами…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Александр Плющев.

А. ПЛЮЩЕВ: А также Игорь Белкин, журналист, я даже не постесняюсь этого слова, обозреватель Ленты.ру. И генеральный директор Social Insight Андрей Подшибякин. Спасибо большое, что пришли.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Спасибо.

А. ПОДШИБЯКИН: Пока.

И. БЕЛКИН: Пока.