Купить мерч «Эха»:

Книги в интернете. Читаем легально? - Сергей Анурьев - Точка - 2013-03-10

10.03.2013
Книги в интернете. Читаем легально? - Сергей Анурьев - Точка - 2013-03-10 Скачать

А. ПЛЮЩЕВ: В Москве 21 час 8 минут. Добрый вечер, вас приветствует Александр Плющев, и сегодня Саша Белановский присутствует тоже у нас, правда виртуально. Саня, привет.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, Александр Белановский, кто не знает, находится в Лос-Анджелесе, там у него раннее утро, видимо, 9 часов 8 минут.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: У нас в этот день переводили часы вперед, так что у нас 10 часов уже.

А. ПЛЮЩЕВ: Здорово, нам повезло, теперь ты будешь, если будешь выходить к нам, совсем комфортно для тебя. Ну, шикарно.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Замечательно.

А. ПЛЮЩЕВ: Значит, и сегодня мы решили поговорить о книжках в интернете. Я, честно говоря, не помню, была ли у нас в «Точке» подобная тема когда-либо. Потому что мы часто говорим, там, о фильмах, о музыке, о разном другом контенте, а о книгах, ну, если и заходил, то уж как-то давно. И хороший повод к этому вернуться – это… я тут увидел, можно сказать, объявление, я бы так сказал, об акции сервиса Литрес «Читаем легально». И поэтому я подумал, что хороший повод позвать представителя этого сервиса. Сегодня к нам пришел генеральный директор сервиса Литрес Сергей Анурьев. Добрый вечер, Сергей.

С. АНУРЬЕВ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Вот. Значит, прежде всего, хочу как раз попросить Сергея сначала рассказать вот об этой акции насчет «Читаем легально». Она вместе с Минпечати, как я понимаю, совместно, вот. Что здесь делает Минпечати и что за акция? И что вы намерены в результате ее получить от людей? То, что они перестанут скачивать, там, я не знаю, пиратские книги или станут, там, покупать их только у вас, или еще что-нибудь в этом духе?

С. АНУРЬЕВ: Ну, мы за счет этой акции хотим донести, достигнуть трех целей. То есть, первая заключается в том, что, в общем, в интернете достаточно много ведется разговоров о том, что, там, книга должна быть цифровая бесплатная, авторы, в общем, должны писать за бесплатно, информационный век приводит к тому, что все должно быть, информация вся бесплатна, доступна. Во-первых, хотим показать, что авторам, в общем-то, не все равно, у них есть своя точка зрения на этот вопрос, и они, в общем, пишут книгу, не предполагая изначально, там, бумажная она, электронная, они пишут произведение. И профессиональные авторы хотят на этом заработать.

А. ПЛЮЩЕВ: Я прерву на секунду. Мы просто… для анонса. Мы услышим сегодня точку зрения авторов. Запланирован у нас Леонид Каганов, Дмитрий Глуховский, известные вам и писатели, и блогеры, вот. И их точку зрения мы тоже услышим. Кстати, есть у меня в загашничке еще один писатель, который, я бы так сказал, присутствует среди нас, вот, и он тоже скажет свои пару слов, свои пять копеек внесет. Прошу прощения, Сергей, я прервал.

С. АНУРЬЕВ: Вторая цель – это донести до читателей, в общем, полезность электронной книги, которая получается легальным путем. Там сразу несколько аргументов мы приготовили, целый ролик ознакомительный. И, в общем, опасность пиратской книги и безопасность и польза от легальной. И также мы хотим дать нашим читателям, читателям, которые ищут электронную книгу, ну, так скажем, навигатор по лицензионным ресурсам. Потому что зачастую мы сталкиваемся с непониманием обычного пользователя, какой ресурс легальный, какой нелегальный. Мы даже сталкивались с такими уникальными ситуациями, когда известные пиратские ресурсы, будучи недоступны в течение какого-то короткого времени, вызывали вопросы массовые у людей, почему этот, там, хороший удобный и наверняка легальный сервис вдруг оказался недоступен. И мы понимаем, что люди просто не понимают, что, да, качая бесплатно, можно качать действительно и у пиратов, это оказывается пиратство и вы поддерживаете пиратов. И мы таким образом хотим за счет наличия некой площадки, piratstvu.net, снавигировать людей и сказать им: вот эти площадки легальны, они сертифицированы, полезны, понятны. И если вы хотите скачать легальную книжку, идите к ним. Там не только мы, конечно, будем, будут и наши партнеры и конкуренты. Мы хотим просто дать некий именно навигатор по легальным ресурсам.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, пока, судя по всему, то, что я видел как раз на piratstvu.net, вас ваши конкуренты особенно-то не поддержали. Там есть вы и есть Минпечати.

С. АНУРЬЕВ: Нет, смотрите…

А. ПЛЮЩЕВ: Есть ряд издательств бумажных.

С. АНУРЬЕВ: Мы организуем акцию, так скажем, пулом интересантов развития легального рынка. Мы никого не заставляем в это втягиваться. Это в действительности Минпечати, РКС (Российский книжный союз), это ведущие издательства, это мы. Но при этом ссылки на легальные ресурсы мы постараемся дать максимально полные. Мы покажем и…

А. ПЛЮЩЕВ: А какова роль Минпечати вот в этой акции?

С. АНУРЬЕВ: Ну, Минпечати непосредственно само в этой акции принимает участие через Российский книжный союз. А Российский книжный союз, защищая интересы своих членов (это издательства и авторы), в общем, поддерживает нашу инициативу по пропаганде легального чтения в интернете и электронной книжки как таковой.

А. ПЛЮЩЕВ: Они участвуют как-то финансово?

С. АНУРЬЕВ: Финансово, идейно участвуют.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, поскольку это Минпечати, это наши налоги, интересно знать, сколько на это тратится денег, каково их финансовое участие.

С. АНУРЬЕВ: В прошлом году они профинансировали 500 000 рублей.

А. ПЛЮЩЕВ: На этот проект?

С. АНУРЬЕВ: Да. Наше участие как компании, оно в несколько раз весомее.

А. ПЛЮЩЕВ: А в чем, собственно, заключаются траты? На что будут потрачены?

С. АНУРЬЕВ: Ну, первое – это создание и поддержание сайта работающего. Второе – это создание понятных, доступных для целевой аудитории роликов, доносящих основные идеи. Это и с авторами, и просто снятые такие мультимедийные материалы, которые доносят до читателя идею о вреде пиратства и (неразб.). И, в общем, работу по поддержанию сайта. Ну, то есть, вот все это, весь этот пул работ, который, с одной стороны, вроде кажется не очень значительным, с другой стороны, требует организационных ресурсов и в общем финансовых. Потому что ролик чтобы снять, нужно арендовать студию, нужно скоординировать авторов. Ну, вы, наверное, лучше знаете, сколько все это стоит.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, есть, есть такое дело, что-то стоит, действительно. Вообще, ну, как мне показалось… я сначала посмотрел и подумал, что такая, конечно, очень выгодная акция для того, чтобы… ну, такое, я не знаю, такое промо, хорошее промо для сервиса Литрес. Ну, потому что… а что? Из этих роликов все узнают о вас. Ну, и так знают хорошо, да, узнают еще лучше, я не знаю, там, значит… И все это с помощью Минпечати. По-моему, здорово.

С. АНУРЬЕВ: Ну, я говорю, что финансирование наше в проекте намного более значимое, чем Минпечати. Плюс нам помогают финансово издательства. Таким образом, получается, что доля государственных денег там незначительная. А самое важное, что мы при этом не делаем нигде акцента, что это организовано Литрес, и не собираемся нигде прям пропагандировать, что вот…. В ролике, например, с авторами нигде не будет указано, что надо качать именно на Литрес, идти на Литрес, а именно будет отражена точка зрения авторов на то, что нужно покупать книгу лицензионную, да, легально. Также и о пользе легальной книги будет доноситься без упоминания какого-либо бренда, поэтому здесь… ну, мы, как, знаете, как мышь в молоке, мы должны карабкаться, потому что мы, условно говоря, лидеры рынка, и это наша задача, выстраивать его цивилизованно и в понятном русле нам.

А. ПЛЮЩЕВ: Александр, хочешь к нам присоединиться?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да

А. ПЛЮЩЕВ: Созрело у тебя какое-нибудь мнение

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Я немножко хотел бы свернуть вот именно с этой темы и спросить нашего гостя Сергея о том, какое у него ощущение от настроений людей. Вот меняется ли настроение людей в отношение легального - нелегального контента, если вы говорим именно о книгах? Там, скажем, динамика, да? Вот в прошлом…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да, раньше все качали пиратское, а сейчас потихоньку начали покупать – например.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Ну, например, да. Или как-то по-другому, может быть, более сложно.

А. ПЛЮЩЕВ: Или как не покупали, так и не покупают.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Это ты, Плющев, сказал.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, например. Просто есть разное развитие, вот я предлагаю…

С. АНУРЬЕВ: Со всеми сразу клиентами пообщаться не получается, особенно не получает с не клиентами пообщаться, но мы, по своей динамике, по динамике развития рынка и наших конкурентов, видим, что с каждым годом все больше и больше людей покупает легальную книгу и приходит к легальной книге.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: А в чем причина этого?

С. АНУРЬЕВ: Ну, сейчас, я не договорил.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да-да.

С. АНУРЬЕВ: Но при этом мы понимаем, что рост проникновения интернета и мобильной связи, и мобильных приложений, он опережает наши темпы и темпы развития рынка. То есть, мы понимаем, что, там, условно говоря, на 10 приходящих 1 человек выбирает для себя легальную книгу, а 9 – нелегальную. Здесь, с одной стороны, можно говорить об отношении, но я думаю, что примерно из 9, там, наверное, 1 человек принципиально, так скажем, пользуется пиратской продукцией, а 8 могут не знать о наличии легальных ресурсов, о пользе легальной книги, об отношении его любимого автора к нелегальной книге. И вот здесь этот вопрос же именно того, что пиратскую книгу не нужно рекламировать, она и так дешевая. То есть…

А. ПЛЮЩЕВ: А мне нравится «о пользе легальной книги». То есть, легальная книга вам будет гораздо полезнее, чем нелегальная (смеется). Просто вы поймете из нее гораздо больше. Она веселее часто.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Между прочим, между прочим, ты смеешься, а это может быть частью правды. Потому что когда ты заплатил деньги за что-то…

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … ты относишься к этому – я просто по себе это знаю – ты относишься к этому гораздо более внимательно…

А. ПЛЮЩЕВ: Согласен с тобой.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … гораздо больше ценишь.

А. ПЛЮЩЕВ: То, что не имеет цены, не имеет ценности, как говорит наша с тобой коллега Юлия Латынина.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот.

А. ПЛЮЩЕВ: И у нас на связи на прямой писатель самый настоящий Дмитрий Глуховский. Митя, добрый вечер.

Д. ГЛУХОВСКИЙ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Мне хотелось бы, вот чтобы ты, с точки зрения писателя, рассказал о том, каким образом в интернете распространяются твои книги, и как ты относишься к сервисам вроде Литреса, с одной стороны, и к, ну, я не знаю, к пиратским библиотекам или, там, полупиратским – с другой?

Д. ГЛУХОВСКИЙ: Ну, я вообще как бы начал свой путь к читателю с бесплатного распространения собственных книг на своих собственных сайтах. И, в общем, с этого пути никогда толком и не сходил, потому что все новые какие-то рассказы, или повести, или романы я публикую на своих собственных сайтах в открытом доступе. И мне кажется, что для автора, в особенности для автора относительно, там, более или менее молодого, важно… и гораздо важнее быть читаемым в принципе, чем, там, пытаться каждую возможную копейку своих гонораров не упустить. Поэтому моя-то как раз стратегия и тактика и убеждения заключаются в том, что пускай читают на здоровье, а я буду им всячески в этом помогать. Поэтому, распространителей пиратского контента я никогда не прижимал, ни на одну библиотеку пиратскую и на торренты, которые распространяют мои книги, я никогда не обращался с подобными просьбами, там, убрать или что-то такое. Правда, с Литресом я тоже договор не заключал, вот. За меня это, видимо, наверное, сделало издательство АСТ, которым я издаюсь. В общем, ко мне люди из Литреса никогда не обращались, и я с ними даже не знаю, как… а, нет, то есть, один раз обращались, я вру, Олег Колесников мне какое-то время назад писал, но какие-то там предложили довольно прискорбные условия, и, в общем, как бы, в итоге, ни о чем мы с ними не договорились. А, видимо, издательство АСТ как раз сочло, что копеечка – это все равно копеечка. Из десяти старушек уже, значит, будет 10 копеечек, со ста – рубль. Вот. Мне, в принципе, кажется, что в сегодняшнем мире важнее, чтобы люди вообще продолжали читать, с любых носителей. Совершенно очевидно, что в той или иной степени крах постигнет бумажную книгу, но коллекционки останутся, а покетбуки, наверное, будут полностью заменены электронными текстами в ридерах. И, ну, нужно просто, чтобы люди помнили, читали и узнавали имя и фамилию, значит, следили за всеми теми мирами, которые ты придумываешь, за теми героями, которых ты создаешь, и за теми, в общем, идеями, которые ты пытаешься привнести и распространить. Вот что принципиально. Вообще писательская деятельность не очень про монетизацию изначально. Писательская деятельность, она, мне кажется, другие цели должна преследовать…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, ты же хочешь получать за свой труд деньги, правда?

Д. ГЛУХОВСКИЙ: Я хочу получать за свой труд деньги, но людей, которые живут буквально писательским ремеслом, в нашей стране, может быть, ну, 30 человек, ну, 40 человек от силы, понимаешь? И изначально идти в эту историю ради того, чтобы зарабатывать деньги – ну, это… в Гослото, я думаю, больше шансов заработать денег, чем, ну… А писатели при этом…

А. ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, ты сейчас неплохо прорекламировал Гослото (смеется).

Д. ГЛУХОВСКИЙ: Извини.

А. ПЛЮЩЕВ: Все нормально.

Д. ГЛУХОВСКИЙ: Поэтому… ну, не важно, какое именно лото. Ну, в общем, в писатели идти ради денег глупо, вот. Это деньги настигают случайно или полуслучайно достаточно ограниченный круг лиц, вот. И поэтому относиться к этому как к бизнесу точно ни в коем случае не стоит. А с другой стороны, должны ли на этом зарабатывать деньги пираты – я считаю, наверное, не должны. Должен ли писатель думать о том, чтобы всех пиратов прищучить?.. Должен не писатель об этом думать, а должны об этом думать издатели. Потому что здесь столкновение двух вот групп лиц, которые зарабатывают…

А. ПЛЮЩЕВ: Смотри, смотри, вот просто маленький вопрос дополнительный. Никаких дополнительных денег от того, что Литрес или кто-то другой продает твои книжки в интернете, ты не получаешь, лично, как автор. Правда ведь?

Д. ГЛУХОВСКИЙ: Нет, ну, наверное, я думаю, что я как-то получаю…

А. ПЛЮЩЕВ: Только ты не контролируешь.

Д. ГЛУХОВСКИЙ: Ну, какие-то присылаются отчеты, но это просто сущие копейки, там… Литрес не за выгодно продает, а половину забирает издательство АСТ. Мне там капает что-то там такое невразумительное, вот…

А. ПЛЮЩЕВ: Понятно. Спасибо тебе огромное, спасибо большое. Это Дмитрий Глуховский, известный писатель, автор романов «Метро 2033» и других. Вот когда говорят, что мы выступаем от имени автора: вы хотите, чтобы авторы вам писали? Так не пиратьте их книги, покупайте за деньги. У меня всегда вопрос: сколько достается авторам? Ну, реально сколько платят авторам? Вот сколько топовые авторы получают от Литреса?

С. АНУРЬЕВ: Все по-разному.

А. ПЛЮЩЕВ: Это отличный ответ. Ну, хорошо. А максимально? Ну, например, максимально?

С. АНУРЬЕВ: Топовые авторы могут получать, условно говоря, за вычетом налогов, до трети, до 40% от стоимости книги.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, это тоже здорово. Просто тут еще важны, конечно, обороты. Просто я слышал – опровергните, если это не так, это, что называется, за что купил, за то продал – что топовые авторы, весьма топовые… я не буду называть фамилии. Ну, там, вы понимаете уровень, у нас их, в общем-то, десяток можно найти, наверное. Они в первые пару месяцев с начала продаж получают от Литреса или от подобных сервисов, ну, 200, ну, 300, ну, 400 долларов. А потом еще меньше, потому что продажи падают.

С. АНУРЬЕВ: Нет, это неправда.

А. ПЛЮЩЕВ: Больше?

С. АНУРЬЕВ: Это не топовые авторы, значит, были, да. Например, по книге, которая вышла в четвертом квартале одного из топовых авторов, мы только за один месяц заплатили автору больше миллиона рублей. Я не называю имени автора, не называю книгу…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да, это понятно, это понятно.

С. АНУРЬЕВ: … не называю, когда она точно вышла. Но это факт. И известны, так скажем… если вы взгляните на рейтинг Pro-Books, десяток книг, которые там стоят в рейтинге, они все продаются у нас тиражом больше тысячи, двух тысяч экземпляров в месяц. При средней цене, там, условно говоря, 150 рублей за книжку. То есть, вы понимаете, что мы получаем, в среднем, 10 000 долларов за книгу. Дальше мы отдаем издательству, дальше до автора доходит. Но это явно не 400, не 500 долларов, это какие-то тысячи долларов.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо, ответили. Я напомню, у нас Сергей Анурьев, генеральный директор сервиса Литрес, в эфире. И, кстати, свои вопросы вы можете направлять, я забыл сначало об этом сказать: +7-985-970-45-45, твиттер-аккаунт @vyzvon. Что вы и делаете уже. Вот добивая этот вопрос, один из наших слушателей спрашивает: «Если я куплю легальную книгу за 100 рублей, сколько получит писатель?» Понятно, что точной цифры не будет, но какая вилка, какой порядок?

С. АНУРЬЕВ: Понимаете, мы с писателем можем работать по-разному. Мы можем прямой договор…

А. ПЛЮЩЕВ: У вас есть много?

С. АНУРЬЕВ: У нас есть, немного…

А. ПЛЮЩЕВ: Большой процент?

С. АНУРЬЕВ: Там, 100-200 договоров у нас напрямую заключены.

А. ПЛЮЩЕВ: Это из скольких?

С. АНУРЬЕВ: Из скольких чего?

А. ПЛЮЩЕВ: Договоров.

С. АНУРЬЕВ: Понимаете, у меня один контракт с Эксмо, он может перекрывать все это. Или это один, который…

А. ПЛЮЩЕВ: Все, понял, понял. Извините, не очень в курсе вашего бизнеса, поэтому так интересуюсь.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот я, кстати, тут вижу – поправьте меня, если я не прав – вопрос-комментарий у нас на сайте к эфиру. «Благодарю нашего гостя за возможность донесения до читателей моих книг «Недетский дом» и «Родители vs Дети: советы психиатра». Андрей Петрушин». Это, видимо, автор, который как раз работает напрямую с вами, Сергей.

С. АНУРЬЕВ: Видимо, да.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Как раз тот самый случай.

С. АНУРЬЕВ: Видимо, да. И я как раз хотел прокомментировать вот мнение Глуховского, что можно, в общем, и не работать с легальными каналами, ну, то есть, с магазинами. То есть, конечно, непосредственно сайт Дмитрия тоже является легальным каналом, это же сайт автора. Но главное и важное, чтобы были такие площадки, как мы и как наши конкуренты, чтобы у автора был выбор, по крайней мере, да? Не все могут содержать собственный сайт, иметь, там, огромную аудиторию, иметь собственные средства, чтобы заработать эту аудиторию. Не для всех могут обстоятельства сложиться так, чтобы эта аудитория возникла бесплатно, да? И в таких случаях важно иметь площадки, через которые можно свои книги донести, по крайней мере, до какого-то избранного сообщества своего, еще как-то, да? То есть, вот таким образом сотрудничая с легальными ресурсами, можно добиться этой цели.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот, кстати, Сергей, продолжая эту тему, я задумался: вот если я автор, у меня есть произведение, я написал книгу, как вот, на ваш экспертный взгляд, как вам кажется, стоит ли мне издавать ее, то есть стоит ли мне ее печатать?..

А. ПЛЮЩЕВ: В бумаге.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: В бумаге, да, то есть традиционным способом ее издавать. Или, может быть, проще обратиться к вам или, не знаю, к вашим конкурентам, к вашим коллегам и издать на сайте. Может быть, это будет выгоднее, проще, удобнее и так далее.

С. АНУРЬЕВ: Сложный вопрос для меня. Потому что мы работаем все-таки с электронной книгой, а не бумажной. И тут, опять-таки, Дмитрий Глуховский говорил, что писательство – это не про деньги, как он сказал. То есть, там зарабатывают 30-40 авторов в стране. Наверное, с ним можно согласиться. С другой стороны, издается в бумаге намного больше авторов в год.

А. ПЛЮЩЕВ: При том, что книги самого Дмитрия, они фантастически популярны были в свое время, серии «Метро».

С. АНУРЬЕВ: Ну, просто, видимо, Дмитрий относится к этим 30-40 авторам. А при этом есть еще тысячи авторов, которые издаются в издательствах и что-то зарабатывают. Я не скажу, что они, там, могут заработать много. Это достаточно для того, чтобы вести только писательскую деятельность, не подрабатывать нигде, не иметь основного места работы. Но все-таки издание бумажной книги – помимо денег, это еще и канал распространения и донесения книги. Потому что в электронном виде, допустим, предположим, что читает 10-20% аудитории автора. Как донести книгу до остальных 80-90? Через бумагу, через распространение, через сеть киосков, магазинов, где человек придет, возьмет книгу и прочтет.

А. ПЛЮЩЕВ: Не, ну, в любом случае, это отлично как подарок, по-любому, что подарок от автора, что подарок от читателя, который хочет кому-то эту книгу донести, вот. Кстати, у вас не реализована система подарков внутри сервиса?

С. АНУРЬЕВ: Мы думаем над этим.

А. ПЛЮЩЕВ: Вот я, допустим, Белановскому хочу подарить книгу. Естественно, у нас как-то бумажные уже между нами не принято, знаете ли…

С. АНУРЬЕВ: Мы думаем над этим.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Моветон!

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

С. АНУРЬЕВ: Просто сейчас у нас нет ограничений на то, чтобы вы купили книгу у нас и, например, скачали и переслали по емэйлу, да? То есть, у нас нет в этом никакого ограничения, поэтому вы можете всегда поделиться со своими друзьями. Но мы думаем ввести такой сервис, чтобы вы просто вбили имя и, в общем, книга ушла.

А. ПЛЮЩЕВ: Ага. Значит, я вот еще о чем хотел спросить. Ну, я вот в некотором смысле тоже, знаете ли, не столько писатель, сколько автор. У меня давным-давно вышла книжка, сборник моих статей про интернет-сервисы, вот.

С. АНУРЬЕВ: Я даже ее купил бы.

А. ПЛЮЩЕВ: Да вы ее можете за 1,99 купить у себя на Литресе, вот. Она правда устарела сильно морально, вот. Я сегодня ее обнаружил, когда готовился к эфиру. Думаю: черт, неужели она там может быть? И она там оказалсь!

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Как раритет.

А. ПЛЮЩЕВ: Нет, понимаешь, конечно, товарищи, не покупайте ее за 1,99, при всем уважении к Литресу, это очень дорого за… ну, там 66 рублей получается за абсолютно устаревшую книгу. Ну, потому что…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Подожди, я сейчас смотрю, сейчас она стоит 45.

А. ПЛЮЩЕВ: Что 45, рублей?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да.

С. АНУРЬЕВ: Ну, это она стоит в веб-канале.

А. ПЛЮЩЕВ: Вот. А я-то смотрел с Айпода, вот. Видишь, как по-разному для разных людей. Сегрегация абсолютная (смеется). Кто, значит, в веб-канале, тот… Это у тебя из Америки дешево.

С. АНУРЬЕВ: Нет-нет, через веб дешево.

А. ПЛЮЩЕВ: Я шучу, да. Значит, да, через веб дешево, а вот, значит, с Айпода люди денежные, и они могут заплатить. Смотрите, я с издательством, когда, значит, передавал им права, уже давным-давно разобрался и, собственно, все им передал уже. Вот. Это вот типичнейший случай, когда автор не получит ни копейки, ни шиша он не получит с продажи на Литресе – это я.

С. АНУРЬЕВ: Надо разбираться с договором, что вы передали, на каких условиях. Может, вы на единовременной выплате…

А. ПЛЮЩЕВ: Да, именно так. Поэтому… ну да, я передал. Я ничего, я же не хочу этих денег, совсем не хочу. Но я говорю: граждане, не платите деньги, не платите, потому что я не получу ни копейки.

С. АНУРЬЕВ: Так вы уже получили.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, я уже получил

С. АНУРЬЕВ: Уважайте своего издателя, он же вложился.

А. ПЛЮЩЕВ: Издатель уже все получил. Все, тираж продан, там, сколько надо было, вот, все нормально, все хорошо.

С. АНУРЬЕВ: Поговорите со своим издателем. Может, ему хочется еще.

А. ПЛЮЩЕВ: Они эксплуатируют, они эксплуатируют вот это вот. Я больше чем уверен, что мой случай не единичен, что, значит, договариваются о единовременной выплате, а это как получается? Это не книги, типа как у Глуховского, миллионными тиражами, ну, а, допустим, узкоспециальные, как моя. Вот. Несколько тысяч экземпляров, да? Там, или несколько десятков, не важно. Ну…

С. АНУРЬЕВ: Все-таки есть разница.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо, несколько тысяч, десяток тысяч. Я не знаю, сколько печаталось, без понятия абсолютно, тем более что у нас это никак не контролируется в стране, абсолютно, никоим образом. Вот я не имею никаких инструментов для этого. Вот. Договариваются на единовременную выплату, там других вариантов-то нет на самом деле, по большому счету, если ты никто, сам по себе писатель. А таких в первой тридцатке, о которой говорил Глуховский, много, вот. И они не получают ни черта с этих электронных продаж. Вот так.

С. АНУРЬЕВ: Вы же получили. Вы сами себе противоречите.

А. ПЛЮЩЕВ: Я получил за издание, все. А потом все права навсегда, понимаете…

С. АНУРЬЕВ: То есть, вы получили за авторское произведение…

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно, да.

С. АНУРЬЕВ: … свои деньги.

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно, да.

С. АНУРЬЕВ: Это очень важно, подождите. Когда издатель издает книгу тиражом меньше 3-5 тысяч, считайте, что он работает в убыток.

А. ПЛЮЩЕВ: У меня не было меньше 3-5, даже меньше 5 (смеется).

С. АНУРЬЕВ: Ну да, им повезло с вами, с кем-то, наверное, не повезло…

А. ПЛЮЩЕВ: Да, может быть.

С. АНУРЬЕВ: … кого они издавали в этой редакции, в этом специфическом секторе. Вы понимаете, что такое… я так понимаю, что это компьютерная литература, можно ее так классифицировать…

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да.

С. АНУРЬЕВ: Это один из самых страдающих сегментов издательского рынка, потому что, сами понимаете, специалисты, в общем, которые пользуются потенциально этой книжкой, им, в общем-то, бумажная книга не особо нужна.

А. ПЛЮЩЕВ: Это правда.

С. АНУРЬЕВ: У них на расстоянии трех «w» находится любая информация, которая нужна. Поэтому это сектор очень сложный. И тут вот о том, что издатель паразитирует на интересах автора, тем более что он заплатил за авторское право – это такая спорная тема. Здесь лучше издателя иметь, чтобы поговорить.

А. ПЛЮЩЕВ: Тут да, тут да. С другой стороны, это, конечно, такой B2B разговор, это обращение к писателям: друзья, коллеги, я бы даже сказал, в некоторой степени, наступает эра электронных продаж, вот. Единовременная выплата вообще, конечно же, уже должна уйти в прошлое, или она должна быть такой, чтобы крыть и электронные продажи, вот. Как они там будут бороться с пиратами – это, собственно, их дело. И я, надо сказать, никогда, например, не размещал ссылки на пиратские библиотеки на свою книгу, как мог помогал издательству. И тут раз – книжка продается за 60 рублей, за 66, а ты ничего с этого не получаешь. Ну, и хорошо.

Значит, пошли к другой теме. Очень много здесь смс, которые... сейчас, во-первых, очень быстро на одно отвечу я. Павел Соколов пишет: «Не лучше ли система добровольных пожертвований авторам от читателей на будущую книгу, а также система прочел – понравилось – заплати?» Ну, во-первых, мы на других, на других сегментах, типа музыки, всего прочего, это много раз видели – не работает. Но как вы думаете, вот генеральный директор сервиса, который на этом живет, он скажет: «Нет, лучше»? Что вам здесь?..

С. АНУРЬЕВ: Тут недавно была, кстати, статья солиста группы Radiohead. Но, правда, она так была подана интересно, что он раскаивался в своем поступке…

А. ПЛЮЩЕВ: Когда выкладывал альбом?

С. АНУРЬЕВ: По итогам того, что они не произвели с рынком и вообще с индустрией, он раскаялся, что они выложили в интернет этот альбом. Я не уверен, что это интервью дословно переведено, правильно донесен смысл, но, в общем, я в такой трактовке его прочитал. И вообще, на мой взгляд, сервисы предварительного сбора средств, они, ну, имеют право на жизнь, потому что должна быть такая платформа. Мы пробовали у себя на сервисе, у нас это не работает. То есть, людям проще заплатить за книгу нам доллар-два-три, скачать ее и, в общем, не поддерживать вот этих эмоций, бурных волн: я, давайте соберем, и тогда…

А. ПЛЮЩЕВ: Тут спрашивают меня: «Зачем все права отдали на свою книгу?» Я же объяснял. Ну, еще раз могу объяснить. Там так тебе представляют, что либо ты подпишешь этот договор, либо у тебя нет книги. В общем, все просто. Так что, когда у вас будет книжка, вы с ней куда-нибудь обратитесь и попробуйте ее издать.

С. АНУРЬЕВ: Тут хороший вопрос другой: а зачем вы писали книгу и издавали?

А. ПЛЮЩЕВ: Они предложили, вот, но на таких условиях.

С. АНУРЬЕВ: То есть, вы все равно каких-то своих личных целей добивались, не только денежных, написав эту книгу.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, как? Подарить друзьям, там… (смеется) Вот все.

С. АНУРЬЕВ: Систематизировать знания, не знаю, привести все это в порядок как-то, не знаю…

А. ПЛЮЩЕВ: У меня не было других целей, не знаю. Чего там систематизировать?

С. АНУРЬЕВ: Но просто я не верю, что, там, издательство заплатило за 2-тысячный, там, 5-тысячный, 10-тысячный тираж такую сумму, чтобы можно было писать, там, не знаю, 2-3 месяца.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, это сборник же. Я же говорю, это сборник статей. Его нужно было только систематизировать, и все. Значит, еще. Да, вот большая тема, большая тема. Несколько человек здесь сразу пишут следующее примерно. Я одну процитирую смсочку. «Литрес нечестно играл на рынке читалок, пытаясь заблокировать программы конкурентов, на что им жестко указало интернет-сообщество, опустив рейтинг их читалок до нуля». Это довольно большая тема, надо сказать. И благодаря этой истории, например, я узнал о – я не знал об этом, правда – о приложении Читатель, и сейчас о нем узнает еще больше народу, вот. По-моему, о совершенно шикарном, которое позволяет не только читать, не только скачивать книги и так далее, вот, но и позволяет их слушать. Вот те наши слушатели, которые, в силу каких-то причин, еще не знают об этом приложении, я сейчас всячески его рекомендую, особенно тем, у кого проблемы по зрению. Я знаю, среди наших слушателей таких очень много и они крайне страдают от того, что инструментов для чтения, инструментов, которые специально для них предназначены, у них нет, либо они очень дорого стоят. Приложение Читатель, оно позволяет не только читать, но и зачитывает вслух различные книжки, которые у вас там в библиотеке есть. Я сегодня испытал его, оно очень – ну, в смысле, на слух – оно очень неплохое.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: А вот я смотрю, оно само по себе стоит 33 рубля.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, это правда, но книги в нем… ну, то есть, ты книги в нем добываешь, как в обычном интернете. Ты можешь туда любую книжку, которую ты скачал себе… где-то ты ее взял, платно, бесплатно – это уже дело там десятое. Ну, то есть, оно инструмент, оно читалка, оно тебе ее прочитывает, вот в чем дело. Понимаешь, да? То есть, ты можешь в библиотеке Мошкова, между прочим, абсолютно легальной, по суду, библиотеке скачать туда себе книжку, и она тебе ее прочтет вслух, очень неплохо. Не с выражением, конечно, но, правда, Саш, очень неплохо.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Убедил.

А. ПЛЮЩЕВ: Вот. Вот да, эта история, когда вы нажаловались в AppStore и в Google Play (он сейчас так называется) на Читателя, и еще там была пара приложений, и это действительно очень возмутило людей. Причем там же была такая история, что внутри приложения нет пиратских книг.

С. АНУРЬЕВ: Внутри приложений, в частности, Читателя, стояла ссылка, три ссылки на пиратские источники, захардкоженные так называемые. То есть, при установке приложения вы получали жесткий выбор из трех пиратских ресурсов и Либ.ру. И, собственно, люди, таким образом… каждый, кто скачал это приложение, попадали, так скажем, в отсутствие выбора легального ресурса фактически. То есть, на первом месте стояла, там, самая большая пиратская библиотека, потом поменьше, поменьше, потом на четвертом, по-моему, месте стояло Либ.ру. Понятное дело, что люди уходили, скачивали книги пиратским образом и потом уже слушали через это несомненно полезное приложение. Кстати, не единственное. Есть приложение Войсолар, по-моему, или Войсдрайв, которое тоже замечательно читает книжки на русском языке. И вообще сама технология text-to-speech, она не уникальна. Если вы вспомните развитие событий с электронной книжкой, второй, по-моему, Киндл запускался с text-to-speech технологией, Покетбуки, по-моему, шестисотые или до этого, трехсотшестидесятые (сейчас точно не вспомню), запускались с технологией text-to-speech. То есть, сама тема полезна, да. И ее, в общем, пробовали использовать для, так скажем, монетизации электронной книжки. Но – возвращаясь к вопросу – наша жалоба в основном касалась именно захардкоженности ссылок. И вот Moon+ Reader тот же самый, который в Google Play, на который мы написали жалобу, именно такой же был вопрос: были захардкожены в самом приложении, жестко прописаны ссылки на пиратские источники контента. Это единственный предмет нашей жалобы был. Почему эти два разработчика не отреагировали на эту жалобу – тут у каждого есть свои причины. У меня один большой вопрос: почему разработчики программы Читатель, компания ЦРТ, которая имеет, там, 600, или 700, или 800-миллионный оборот годовой, имеет государственную поддержку, как я понимаю, сотрудничает с ФСБ, со спецслужбами, с разными зарубежными компаниями, позволила себе выпустить такое приложение, в котором были жестко записаны 3 ссылки на пиратские источники? Как может компания, которая работает, ну, в России, соответственно, в легальном поле, позволить себе выпустить такое приложение?

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, я, кстати, не знаю о том, и не знал, возможно, это так, не могу здесь оспорить насчет жестко прописанных ссылок в той версии, которую я скачал сегодня. А разработчики приложения Читатель уверяют, что в iTunes стоит точно та же версия, которая была запилена. В ней исключительно ссылка одна – на Либ.ру.

С. АНУРЬЕВ: Возможно, сейчас это так и есть, потому что… Я говорю, возможно, сейчас так и есть, потому что я не скачивал приложение в эти выходные. Мы предприняли определенные шаги вместе с разработчиками этой программы, чтобы его восстановить, но уже без захардкоженных ссылок на пиратские ресурсы.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, я эту историю… почему мы эту историю рассматриваем – потому что, ну, раз вы как бы являетесь инициаторами акции «Читаем легально», то рынок и наши слушатели, ваши читатели потенциальные… и, кстати, многие из них вполне себе действующие, я, например, я клиент Литреса, или Алекс Экслер, известный ваш критик, писатель…

С. АНУРЬЕВ: Критиком он стал вот именно из-за этого случая.

А. ПЛЮЩЕВ: В том числе, в том числе, там не только одна эта история была. Вот, Значит, и тоже ваш клиент, между прочим, заодно. Поэтому мы имеем право знать, кто нас призывает читать легально и какие мы выводы должны из этого сделать. Известно, что Литрес образовался же, ну, как бы в результате слияния нескольких библиотек в свое время. Правильно я, ничего не путаю?

С. АНУРЬЕВ: В результате объединения усилий…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, объединения усилий.

С. АНУРЬЕВ: … людей, которые делали библиотеки, да?

А. ПЛЮЩЕВ: Ведь они никуда не делись: там, Альдебаран и другие?

С. АНУРЬЕВ: Они не делись. Люди сделали легальный ресурс, на который, в общем-то, и направили свои усилия.

А. ПЛЮЩЕВ: А у вас сейчас с ними какие взаимоотношения?

С. АНУРЬЕВ: Ну, мы с ними сотрудничаем по переводу людей в легальное русло. То есть, мы там поддерживаем актуальные карточки книг, брендовых авторов и не брендовых, и оттуда… во-первых, даем на этих библиотеках возможность читать эти книжки, а во-вторых, даем переходы, если человек хочет купить ее, скачать, на наш ресурс. Плюс на ресурс, который продает эти книги в бумажном виде.

А. ПЛЮЩЕВ: Понятно, спасибо. Александр, ты молчишь. Что-нибудь добавишь?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да, я просто заслушался и сейчас как раз изучаю приложение Читатель, вот, которое ты так мне разрекламировал.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, в том числе, да. Мне ужасно понравилось как раз то, что я всю Мошковскую библиотеку фактически туда могу засунуть. За 33 рубля – знаешь, не самое дорогое удовольствие.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: В общем, да.

С. АНУРЬЕВ: Полезное приложение, полезное.

А. ПЛЮЩЕВ: Да. И, ну, я так понимаю, вы можете сказать, что конфликт между вами исчерпан?

С. АНУРЬЕВ: Ну, я могу сказать, что у нас остались не лучшие ощущения от сотрудничества с разработчиками программы Читатель. Мне кажется, они повели себя очень нечестно и непорядочно, потому что, в общем, там предыстория – кто хочет, может найти и наши пресс-релизы, и наши, в общем, статьи на…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да.

С. АНУРЬЕВ: … ComputerBild. Там была целая предыстория. Мы… я хотел бы донести нашу точку зрения. Мы подавали жалобу, мы никого специально не закрывали, мы подавали жалобу на то, что там были размещены ссылки на пиратские источники контента, которые вводили в заблуждение человека, который покупал это приложение за деньги. И почему Читатель не отреагировал вовремя на нашу жалобу и не признал публично перед Эпплом свою вину, а там какими-то способами тайно убрал эти ссылки, перевыложил приложение, а потом наша жалоба нагнала, так скажем, новую версию приложения, и его снесли – это вопрос в основном к Читателю. Ну, они неплохой пиар получили за наш счет. Это, наверное, тоже неплохо для той аудитории, которая пользуется этим приложением.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Каждый, возможно, получил то, на что рассчитывал. Ответьте мне… Саш, я тебя не прервал или прервал?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Нет-нет, продолжай, продолжай.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, значит, ответьте мне вот на какой вопрос. Я… как-то тут прямо ударило меня так, что я стал читать классику. На мой взгляд… я вообще даже очень сильно удивляюсь, когда я в магазин-то прихожу, и там за классику просят весьма приличных денег.

С. АНУРЬЕВ: Должны доплачивать, да?

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Не то чтобы доплачивать, я вам поясню. Ну, во-первых, а) это public domain, ну, само содержание, очевидное, потому что авторы умерли, к сожалению, очень давно. Вот. А во-вторых, ну, я так полагаю, что все-таки у нас есть, там, Министерство культуры и Минпечати, например, вот, которое, как мне кажется – это мое личное мнение, не примите близко к сердцу – вместо того чтобы, в общем, запускать ролики в интернет, вот, оно бы, конечно, лучше профинансировало бы, скажем так, продажу по символическим ценам или вообще бесплатное распространение классической литературы в интернете. Лучше всего, конечно, бесплатно. Я думаю, что у Министерства культуры и у Министерства печати уж тем более на это, в принципе, как-то ресурсов хватит. Но учитывая последние веяния, типа того, что, как заявил один из членов Общественной палаты, у нас изучение Салтыкова-Щедрина вредно для детей, вот, я думаю, что и моя идея останется утопичной. Вот.

С. АНУРЬЕВ: А в чем идея?

А. ПЛЮЩЕВ: Идея в том, чтобы легально, через такие магазины, как Литрес, за счет государства распространить классическую литературу. По-моему, отличная идея.

С. АНУРЬЕВ: Отличная. И мы распространяем.

А. ПЛЮЩЕВ: Бесплатно? У вас можно скачать бесплатно? Подождите…

С. АНУРЬЕВ: Классическую литературу.

А. ПЛЮЩЕВ: Да ладно!

С. АНУРЬЕВ: Наберите Пушкина и скачайте - бесплатно.

А. ПЛЮЩЕВ: Я пытался Толстого – за все берут приличные деньги.

С. АНУРЬЕВ: Скачайте сейчас. То есть, мы где-то месяц назад запустили классику бесплатно, и, в общем… наши конкуренты компания Аймобилко запустила это уже давно..

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да, Саш, я тут тоже хотел добавить еще, что сервис Bookmate, которым я очень активно пользуюсь, он тоже… вот я с ним познакомился где-то уже года полтора назад, и вот с тех пор я постоянно вижу там предложения бесплатно прочитать классику. То есть, это, в общем… там это тоже есть.

С. АНУРЬЕВ: Ну да.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Довольно много классической литературы, которую даже без регистрации бесплатно…

А. ПЛЮЩЕВ: Отлично. Мне тут (неразб.) пишет: «А что, проблема скачать классику в интернете бесплатно? Ее в качестве бонуса в читалки заливают». Это прекрасно, нет никакой проблемы. Для таких людей, как мы с вами, безусловно, проблемы нет, вообще. Это хорошая вещь, хорошая штука для общего образования нации. Когда вам, так или иначе, но… здорово, что у вас это происходит, просто замечательно, вот. Когда вам дают классику почитать, или продают ее, или подпихивают, или подсовывают – это на общем состоянии нации лучше сказывается. Один из тысячи да прочитает.

С. АНУРЬЕВ: Тут единственный есть момент – что не все понимают, где граница классики есть. Потому что зарубежная переводная классика, она может все еще быть охраняемой. Сейчас вот не приходят, ну, там… Конан Дойля многие произведения охраняются, потому что переводчики, либо их наследники, они еще в праве находятся. Поэтому мы, конечно, даем доступ к русской классике и, по возможности, к зарубежной, но не ко всему сейчас можно дать доступ. Пользователи могут… у них могут возникать вопросы, почему вот эта книга не доступна. Потому что автор – ну, еще не совсем классик, по российскому закону.

А. ПЛЮЩЕВ: Так, значит, спрашивают у вас еще. Так, это рассказывают про то, как человек лоханулся сам…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: На сайте у нас Паблишер, наш постоянный слушатель, спрашивает про проект Google Books, как вы оцениваете перспективы этого проекта?

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, кстати, отличный вопрос.

С. АНУРЬЕВ: Проект, ну, на мой взгляд, перспективный, потому что, там, я смотрел через статистику ЛайвИнтернета количество устройств на базе Андроида, которые есть на руках у людей – это миллионы, миллионы устройств, и все они имеют возможность к родному магазину Google Play подключиться и начать читать книгу. Это, конечно, перспективный проект в этом плане, потому что такой канал доступа к книге. У каждого, считайте, в кармане лежит свой собственный книжный магазин потенциально.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Саш, ты пользовался?

А. ПЛЮЩЕВ: Гугл Плеем – нет, ни разу.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Google Books.

А. ПЛЮЩЕВ: Что, прости?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Google Books.

С. АНУРЬЕВ: Ну, это один из архивов.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, да. Да я и в целом Гугл Плеем еще ни разу не пользовался, поскольку у меня есть телефон только на Андроиде, вот, а на телефоне я как бы предпочитаю не очень читать, не очень предпочитаю читать. Возвращает наш слушатель к одной из тем. Михаил пишет: «Если автор, - это к моей, - если автор издает книги за свой счет, тогда автор должен получать все. А раз вас издали бесплатно, то все права, по справедливости, принадлежат издателю». Да, да, да, совершенно верно, но я говорю о том, что аргумент, что бедные авторы ни черта не получают, и поэтому мы их продаем за деньги вот там, и вот только покупая, вы как-то помогаете авторам, он здесь не играет, не играет абсолютно.

С. АНУРЬЕВ: В частном случае вашем.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, и в таком, и в таких. А их, я боюсь погрешить против истины, но едва ли не большинство.

С. АНУРЬЕВ: Большинство по количеству, ну, возможно, да, по количеству человек.

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да, но не по обороту. Возможно, да, возможно. Но на самом деле, вот возвращаясь к началу нашего разговора про вашу акцию «Читаем легально», для тех, кто, там, в ней примет участие и призовет из писателей, наверное, это здорово. Понятно, что их больше всего пиратят, и, там, так сказать, они больше всего теряют на этом. Кстати, вот о пиратстве, да? Если люди ничего не зарабатывают на этом. Ну, это такой, стандартный вопрос очень всегда. Ну, там, кто-то выкладывает музыку, кто-то – фильмы и так далее. Они же ничего на этом не зарабатывают, какие же они пираты?

С. АНУРЬЕВ: Ну, как правило, зарабатывают. В 99% случаев это приводит к тому, что человек зарабатывает. Популярные библиотеки, которые содержат пираты, ну, вот эти пиратские библиотеки, могут приносить своему организатору до пяти-десяти тысяч долларов в месяц. Ну, я не знаю, по-моему, нормальный заработок такой.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Побочный эффект пиратства, зарабатывание денег.

С. АНУРЬЕВ: Ну, нет. Действительно, это можно отчасти даже трактовать как именно такое классическое пиратство, да? Осуществление незаконной деятельности, с точки зрения зарабатывания денег, с целью зарабатывания денег.

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Вадим из Москвы пишет… Да, я тут вынужден принести извинения, не можем мы дозвониться до Лени Каганова почему-то, вот. Видимо, он, может быть, не включил телефон, выйдя из кинотеатра, где он был, не знаю. Ну, ладно, услышим его как-нибудь в другой раз. Вадим из Москвы пишет: «Напрямую слышал от известного фантаста, что после электронной публикации книга быстро копируется пиратами, и бумажные продажи проседают минимум на 60%. И какой для начинающего автора смысл?»

С. АНУРЬЕВ: Проблема в том, что книга копируется в любом случае, продажи все равно проседают на 60%. То есть, у нас, например, были эксперименты с издательствами. У нас сейчас действует, там, правило, что мы выкладываем книгу из жанра фантастика, фэнтези через 10 дней. Мы пробовали выкладывать, там, популярных авторов через 30, но книга на пиратские источники протекает быстрее. То есть, человек покупает книгу в бумажном виде, идет кладет ее на сканер – через час она у него в электронном виде, и он ее отправляет в сеть. Поэтому тут нельзя сказать, что за счет того, что книга появилась у нас или у наших конкурентов, она стала распространяться.

А. ПЛЮЩЕВ: Наши слушатели молодцы. Они уже проверили вас и пишут: «Правда, Чехов – много бесплатно. Сервантес, «Дон Кихот» - видимо, не классика. Бунин – много бесплатного. «Темная аллея» - 7 рублей за рассказ».

С. АНУРЬЕВ: Ну, Сервантес действительно охраняется.

А. ПЛЮЩЕВ: До сих пор.

С. АНУРЬЕВ: Переводы Сервантеса, точнее, некоторые, я не скажу, что весь Сервантес. Давайте так вот уточним: «Дон Кихот» в переводе, который у нас представлен на сайте, он охраняется.

А. ПЛЮЩЕВ: Завершая, собственно, наш разговор, я хотел бы спросить... вот Саша задавал похожий вопрос. Ваши обороты по продажам, они увеличиваются год от года?

С. АНУРЬЕВ: Ну, как я сказал в начале, да, увеличиваются.

А. ПЛЮЩЕВ: У вас, ну, какая цель? Я имею в виду, по тем же самым оборотам. Вот выйти, допустим, к две тысячи, не знаю, четырнадцатому году на… ну, плюс 100%, плюс 200. Сколько увеличить?

С. АНУРЬЕВ: По сравнению с 12-м?

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, например, да.

С. АНУРЬЕВ: Ну, мы планируем…

А. ПЛЮЩЕВ: У вас какие темпы, темпы?

С. АНУРЬЕВ: Ну, последние три года мы растем сто и более процентов в год. То есть, соответственно, в 13-м мы хотим получить в два раза больше, чем получили в 12-м. В 14-м… тут уже начинают большие цифры играть у нас. То есть, уже обороты измеряются даже не десятками миллионов рублей в год. И тут, конечно, поддерживать такие темпы роста по 100%... Ну, понимаете, это большие цифры. Это, как, помните, история: если положить по зернышку…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, да.

С. АНУРЬЕВ: … на шахматную доску, можно разориться к концу. То есть, мы все-таки ориентируемся на рост такой достаточно существенный, мы пока видим потенциал. То есть, мы хотели бы к концу 14-го быть фактически в 4 раза больше, чем были в конце 12-го.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть, люди постепенно покупают, покупают и покупают.

С. АНУРЬЕВ: Да, постепенно люди обеспечиваются мобильными устройствами, с которых можно читать, и переходят в легальное русло.

А. ПЛЮЩЕВ: А вы хотите их убедить…

С. АНУРЬЕВ: Мы хотим, чтобы не только они покупали устройства и за счет этого становились нашими читателями, но и доля конвертации в легальность, она увеличилась.

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. У нас в гостях был генеральный директор сервиса Литрес Сергей Анурьев. Саша Белановский напрямую из Лос-Анджелеса…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Спасибо, пока.

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо, всего доброго.

С. АНУРЬЕВ: Всего доброго, до свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024