Купить мерч «Эха»:

Электронные книги и их будущее - Максим Мошков, Алексей Остроухов - Точка - 2010-11-07

07.11.2010
Электронные книги и их будущее - Максим Мошков, Алексей Остроухов - Точка - 2010-11-07 Скачать

А.ПЛЮЩЕВ: 21 час 14 минут, продолжаем программу «Точка». У нас в гостях Алексей Остроухов, сооснователь сервиса Bookmate.ru. Добрый вечер.

А.ОСТРОУХОВ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Наш эксперт постоянный. Ну, не очень постоянный.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Не очень постоянный.

А.ПЛЮЩЕВ: Виктор Захарченко. Очередной его comeback сегодня вы наблюдаете, редкий в последнее время. Вон, он тоже у нас присутствует. Добрый вечер.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Сегодня обсуждаем электронные книги. Мне кажется, на самом деле, вопросов здесь глобальных 2. Но я предлагаю сначала 10 вопросов от Виктора Захарченко в виде блица, а потом уже к двум перейдем, к двум большим.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Алексей, если позволите, 10 коротких вопросов, на которые жду такие же короткие ответы, но содержательные. И они потом, возможно, в ходе передачи, к ним вернемся.

А.ОСТРОУХОВ: Окей, будем стараться.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Итак, если готовы, поехали. Сколько сейчас зарегистрированных пользователей Bookmate.ru?

А.ОСТРОУХОВ: Сейчас 101 тысяча зарегистрированных пользователей.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Сколько из них платят?

А.ОСТРОУХОВ: Из них платят не сказать, что большая часть...

В.ЗАХАРЧЕНКО: Процент?

А.ОСТРОУХОВ: Процент не скажу, это секретная информация.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Нет, я ответил за вас: 1%. Идем дальше. Вам интересна идея выступать издателем в духе Самиздата Мошкова?

А.ОСТРОУХОВ: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Почему не уменьшается, а растет число форматов литературных книг во всем мире?

А.ОСТРОУХОВ: Ну, потому что выводятся новые платформы от разных производителей, которые никак не могут договориться.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Разнообразие читалок от интернет-магазинов, Amazon, Ozon – это хорошо или плохо для конечного читателя?

А.ОСТРОУХОВ: Очень-очень плохо.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Как вы относитесь к засилью пиратских копий электронных библиотек, в том числе и вашей?

А.ОСТРОУХОВ: Это некая необходимость, которая будет изменена только, в общем-то, с движением прогресса в этом направлении.

В.ЗАХАРЧЕНКО: В каком году в мире электронных книг будет продано больше, чем книг бумажных?

А.ОСТРОУХОВ: В этом.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А когда это произойдет в России?

А.ОСТРОУХОВ: Когда это произойдет в России, затрудняюсь ответить.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Реально ли в обозримом будущем внедрение электронных книг в российском образовании?

А.ОСТРОУХОВ: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Последний вопрос. Когда вы последний раз читали бумажную книгу?

А.ОСТРОУХОВ: Вчера.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Все-таки, не можете отказаться до конца.

А.ОСТРОУХОВ: Нет, не могу. (смеется)

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть все эти разговоры про то, что электронные книги убьют книги бумажные, это все миф?

А.ОСТРОУХОВ: Они не убьют, они просто станут ими... Ну, то есть она перестанет быть бумажной, она станет книгой, у которой много видов, то есть и бумажная, и электронная.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, вот, Плющев постоянно говорит о том, что я, вот, во все эти истории, про то, что подержаться за бумагу, я уже не верю. Правильно, Саш?

А.ПЛЮЩЕВ: Не-не, абсолютно не важно уже.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вот. То есть вопрос удобства или чего? Ведь, это, все-таки, колоссальный рынок – там, издательства, печать. «Убей бобра, спаси дерево» или как там? Вот, все эти истории. Глобальный рынок – он умрет? Все это переместится в электронные варианты?

А.ОСТРОУХОВ: Это, безусловно, переместится в электронное книгоиздание. Я даже хотел сказать больше. Что тема, скорее, сегодняшнего разговора – вообще, будущее книгоиздания.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, кстати, господа, я, вот, извините, прерву, просто совсем дилетантское замечание по поводу будущего бумажных книг, чтобы мы потом об электронных. Знаете, я зашел в книжный тут недавно, погулял по нему минут 40. Я понял вообще, куда идет бумажная индустрия. Это, конечно, глянец, абсолютный глянец, то есть книжки про еду, про готовку. Везде есть картинки. Помнишь как у Алисы? Что за книжка, в которой нет ни картинок, ни разговоров? Ну, вот, реально остаются, в основном, книжки, где картинки и разговоры. Всякие путешествия там... То есть это такая книга-журнал, всякие известные люди и так далее. Они очень красочно изданы и так далее. В читалке ты этого не сделаешь по-любому, вот, хоть ты убей. Ну, то есть нужен там уже... И в iPad не сделаешь.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Слушай, сейчас Алексей тебе будет рассказывать про, если я не ошибаюсь, понятие readertainment, где reader становится интерактивным.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Видишь, какую хорошую я тему вбросил?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, как раз речь идет о том, что книга становится более такой, ситуационной вещью. То есть, ну, на кухне, наверное, сейчас еще не так удобно читать электронную книгу, там, пальцем в подсолнечном масле перелистывать рецепты.

А.ПЛЮЩЕВ: То ли дело бумага – каждый палец вытер заодно.

А.ОСТРОУХОВ: Ну, я хочу сказать, что, наверное, стоит отдать должное Максиму Мошкову, которого мы подключим, в том, что в 1997 году он сказал, что интернет убьет кино, вино и домино, в 2003 году ему сказали, что не убил, и сейчас можно сказать, что убил, потому что Facebook, виртуальный секс, Вконтакте, интернет уже, в общем-то...

А.ПЛЮЩЕВ: Игра «Мафия».

В.ЗАХАРЧЕНКО: И только домино держится. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Это «Мафия» уже. Все, привет. Нет никакого домино – одна мафия.

А.ОСТРОУХОВ: Ну вот. Поэтому книгоиздание – оно неизбежно будет приходить в электронную плоскость, и сейчас некий момент Напстера наступил. То есть когда-то вдруг появился Напстер, и всем музыка стала доступной. Сейчас появляется в мире тенденция, что книги становятся более доступными, законы не меняются и мы живем, все-таки, во взаимосвязанном обществе, где каждый уже соединен с каждым, и в этом обществе уже сложно контролировать, как бы, правообладание так, как раньше. То есть оно стало менее эксклюзивным и линейным. То есть сейчас ничто никому не принадлежит, поэтому речь не о том, в каком формате книга, а о том, как бы, насколько быстро ее человек получает. Там, вы сидите на кухне или на даче.

А.ПЛЮЩЕВ: Продолжай-продолжай. У нас просто на проводе Максим Мошков. И как только ты закончишь, мы его подключим.

А.ОСТРОУХОВ: Да. То есть человек, действительно, переходит в такую, совершенно новую парадигму, где его больше интересует не формат, не толщина обложки, не красочность иллюстрации, а то, когда он это получит, насколько удобно, насколько быстро и насколько это будет то, что ему нужно, то есть контекст, становится очень важен контекст. Потому что выходит все больше и больше совершенно разных продуктов, люди потребляют новости и в интернете, и кучу-кучу-кучу другой информации. Все смотрят на фиды друзей для того, чтобы искать новости. То есть это совсем уже другая среда.

В.ЗАХАРЧЕНКО: В итоге это неизбежный процесс, который просто вопрос времени.

А.ОСТРОУХОВ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: У нас на проводе практически первый библиотекарь Рунета Максим Мошков, основатель «Электронной библиотеки Мошкова». Максим, добрый вечер.

М.МОШКОВ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Тебя помимо меня, Александра Плющева беспокоит Алексей Остроухов, сооснователь сервиса Bookmate.ru и наш эксперт Виктор Захарченко.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Максим, скажи, пожалуйста. Сейчас такой, общего плана вопрос. С того времени как работает сервис Lib.ru, работает твой сайт, насколько изменилось отношение пользователя к электронным книгам? Как он их стал потреблять? Вот, как ты замечаешь это?

М.МОШКОВ: Ну, в начальный момент люди читали на компьютерах. Причем, какая-то часть читала с компьютера, какая-то часть, весьма заметная распечатывала. Собственно, чтение электронных файлов всерьез началось где-то после 2000 года, где-то так, в 2003-м, в 2004-м. А сейчас очень многие читают либо на электрокнижках, на мобильных телефонах – это сейчас становится основным направлением. То есть кончается чтение в компьютере, уже давно кончились распечатки, сейчас, как бы, интерес и продвижение именно электронных читалок. Причем, очень активно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Максим, если позволите, такой вопрос. Вы сервис Bookmate.ru знаете? Как его перспективы оцениваете?

М.МОШКОВ: Ну, как только он начал торговать, так его перспективы я стал оценивать меньше, чем раньше. То есть понятно, что зарабатываются деньги, но при этом отрезается очень заметная часть аудитории. В принципе, относился весьма неплохо – интересный был проект.

А.ПЛЮЩЕВ: Максим, еще вопрос. Просил меня мой главный редактор задать тебе. Его волнует, ты знаешь, что он заходит к тебе на Lib.ru, копирует тексты различные, читает, потом (НЕРАЗБОРЧИВО) – он у предпочитает этот способ. И очень его волнует соблюдение авторских прав, потому что мало ли вдруг как-то окажется, что он ворует. Поэтому он просил меня задать тебе вопрос, как с соблюдением авторских прав происходит дело?

М.МОШКОВ: Ну, я так понимаю, Михалков-то обещает за 1% все авторские права отмазать.

А.ПЛЮЩЕВ: А там, по-моему, книги, кстати, не входят.

М.МОШКОВ: Тогда из-за чего весь сыр-бор? Я тогда не понимаю.

А.ПЛЮЩЕВ: Как? А музыка, фильмы? Ты не знаешь об этом ничего?

М.МОШКОВ: То есть Михалков про кино и музыку? Ну, тогда совсем не интересно. С авторскими правами все просто – есть сайт Самиздат и сайт при библиотеке, где авторы сами размещают свои произведения. Эти тексты, размещенные именно своими авторами для чтения, абсолютно чисты и законны. Так что, в общем, если кого-то волнует идеальная чистота, там, милости просим, в Самиздат и в авторскую публикацию. Все остальные, Как бы, вопросы лучше выяснять с самими авторами.

А.ПЛЮЩЕВ: Максим, и еще едва ли не последний вопрос, если у ребят не будет ничего. Я тут уже сказал, что главных тут вопросов 2. Первый, авторские права – я уже спроси об этом. А второй – как раз это монетизация. Я так понимаю, что у тебя-то проект, в общем, и некоммерческий, Lib.ru, ты им особенно-то и не зарабатываешь. Больше того, наверное, тратишь.

М.МОШКОВ: Ну, я предпочитаю не зарабатывать так спокойно, но и иметь при этом нормальную, высокооплачиваемую работу, которая позволяет содержать свое хобби. Оно не очень дорогое.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну да. Это в виде хобби. То есть как только тебе вдруг, не дай бог, надоест, это все и прекратится. Ну, во всяком случае, развитие.

М.МОШКОВ: Ну, система самопубликации, которую мы сейчас запустили, ей уже 10 лет, она сама по себе не прекратится. Там очень много народу вовлечено, буквально десятки тысяч людей. Поэтому там мое личное желание-нежелание этим заниматься вряд ли что-то значит. Мне нравится именно то, что авторы сейчас сами в состоянии размещать произведения, и литературы, размещенной авторами, вот, вагоны, мегатонны и десятки гигабайтов.

А.ПЛЮЩЕВ: Скажи мне, а как ты относишься к проектам, которые ставят своей целью тем или иным образом, беря плату за скачивание или, там, рекламу, или SMS, или чего угодно, заработать на том, чтобы предоставлять пользователям книги?

М.МОШКОВ: Да ради бога, хорошо отношусь. Как бы, кто хочет зарабатывать на этом деле, вперед и с песней. Кто не хочет, им тоже найдется место. Глупо зацикливаться на каком-то одном виде. У нас есть читатели, которые готовы платить за книжки – им эти книжки нужно дать и за деньги. Есть читатели, которые не готовы платить за книжки, и им тоже нужно давать литературу. Соответственно, поскольку есть и то, и другое, то все хорошо, все довольны.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Максим Мошков, основатель «Электронной библиотеки Мошкова» был у нас по телефону. Мы продолжим здесь с Алексеем Остроуховым, сооснователем сервиса Bookmate.ru. То есть, ну, это уже следующее поколение мы видим. Я думаю даже третье, мне кажется. Потому что было первое – это Мошков, и, может быть, там еще несколько людей. Потом второе – это те, кто пытались просто напрямую, там, типа за доступ платить деньги и так далее, не предоставляя никакого сервиса дополнительного. Потому что, что такое «дополнительный сервис»? Это значит, что я все равно должен просто скачать файл, теперь уже за деньги, и сам там с ним разбираться, форматы подбирать, там я не знаю, ну, подходит это к моей читалке или к моему устройству, короче говоря, или нет. Устанавливать там, как он у меня выглядит никто не знает, и так далее. Теперь появилось следствие поколение сервисов, которые, извините за тавтологию, предлагают дополнительные услуги, дополнительный сервис.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Смотри, мне кажется, довольно принципиальный момент я отметил в том, что говорил Максим, он сказал: «Я на этом не зарабатываю, мне так спокойнее». Потому сервис бесплатный и фактически, ну, это, наверное, позиция социальных сетей, которые говорят: «Весь контент, который добавляют пользователи, это контент, который добавляют пользователи. Если вы видите, что это нарушает ваши права, приходите, жалуйтесь, доказывайтесь – априори презумпция невиновности пользователей – доказали, все, мы это удалили». Наверное, та же самая модель работала у известных электронных библиотек: если вам что не нравится, приходите, доказываете, мы это убираем из публикаций. Ну, издательства какое-то время длительное не шли, не смотрели, не обращали внимания на интернет. Потом появились те, кто начал внаглую на этом зарабатывать, в каком-то виде получив электронную копию. Я поражался, когда это были какие-то GIF, да? Вот, формат GIF – отличный формат электронной книги. Они продавали там доступ...

А.ПЛЮЩЕВ: Кто, может, не очень понял шутку, это графический формат, не PDF – это просто снимок такой.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это, вот, сканировал после работы очень поздно, не было FineReader’а на работе, чтобы распознать. Вот. Теперь начинается третий интересный этап, когда, ну, насколько я понимаю, цель Bookmate.ru – это работа, все-таки, на цивилизованном рынке и договариваться с издателями в том числе, да?

А.ОСТРОУХОВ: Ну, безусловно. Потому что Bookmate.ru, все-таки, входит в группу компаний, которая занимается разными видами медиа, и наша основная цель – это, все-таки, модернизация культурной индустрии. И мы ставим перед собой чисто инфраструктурные задачи. То есть мы не просто хотим запустить удобный сервис для пользователя, но мы хотим запустить и внедрить новую модель книгоиздания в этой стране, которое ввиду масштаба этой страны, ввиду, как бы, тех территорий, на которых она находится и различных проблем, которые ввиду экономической ситуации, там присутствуют... Будь это то, что бумажные книги в огромном количестве регионов недоступны просто, то есть они туда, как бы, не пересылаются. То есть мы приходим к достаточно крупным издателям, с которыми мы сотрудничаем, и говорим «Ну как у вас вообще по демографики?» Они говорят: «Ну, 70% - Москва, 10% - Питер и 10-15% мы отгружаем в регионы». А у нас, как бы, на сервисе уже 80% человек – это люди из регионов, которые там это все потребляют. Поэтому мы, в общем-то, пытаемся сделать что-то для индустрии и что-то для пользователей, то есть чтобы снова появилась связь между теми, кто производит, создателями и теми, кто это потребляет. Потому что для человека, для конечного пользователя не важно, книга электронная или бумажная. Это просто книга, ему важна книга. То есть дайте почитать, главное, чтобы это было удобно. Сейчас всем удобно читать либо с телефонов, либо с компьютера начать в офисе, продолжить с телефона. То есть это уже внедряется, и проблема в том, что, как бы, в развитых странах компании вроде Amazon, у которых серьезные инфраструктурные мощности, то есть как бы есть определенный капитал, которым они обладают, они могут внедрять новые способы потребления в гораздо более эффективном ключе, нежели кто-то здесь.

Если не начать это делать, то в конечном итоге расстояние между потребителями, людьми, которые читают, и теми, кто создает (авторами), оно будет только увеличиваться. Потому что сейчас в России стоит такая проблема, что большинством прав на электронные книги издатели не обладают.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А кто обладает?

А.ОСТРОУХОВ: Авторы. То есть, по сути, как бы, есть огромное-огромное количество авторов, которые никак друг с другом не общаются, которые какие-то из них вообще ни с кем не общаются, права на бумажные книги принадлежат издателям, права на электронные принадлежат им самим. И интерес к их книгам есть, и интерес к их книгам есть на федеральном уровне, где там просто бумажных копий нет.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Почему издатели не договариваются, не берут у них права на электронные версии?

А.ОСТРОУХОВ: Я объясню. Потому что мы переходим из экономики вещания, где, к примеру, представьте круг, а внутри него еще один круг, где-то в середине. Вот, кто в середине этого круга, внутри большого круга, эти зарабатывают. Все, как бы, вокруг – они могут пойти и убиться. То есть это была условно такая ситуация, что, как бы, кто-то один вещает, у него монополия, он искусственно создает дефицит, все остальные, как бы, на него молятся. Сейчас ситуация такая, что все друг с другом соединены, уже экономика другая, то есть экономика отходит от экономики копии к экономике потребления, доступа. И русский издатель – он не понимает к сожалению в виду там многих-многих-многих причин, что нужно инвестировать в новую экономику. То есть это процесс неизбежный, но в виду того, что русский издатель – все-таки, это больше ритейлер, то есть это меньше издатель... Это я не хочу никого оскорбить, но так экономически сложилось, что русский издатель – он берет мощностями, как бы, ритейла, то есть он уже особо ничего другого не делает за редкими исключениями. И там серьезные, в принципе, деньги крутятся, и по инерции это, как бы, создает некую иллюзию, что бизнес, вроде как, работает. На самом деле, это очень тонкая грань между тем, когда он работает и когда он не работает. К сожалению, в виду там того, что, все-таки, мы не в развитой части света живем, а, как бы, чуть в другой...

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вы общаетесь напрямую с авторами?

А.ОСТРОУХОВ: Конечно, мы общаемся напрямую с авторами.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Они более, ну я не знаю, конструктивно настроены по сравнению с издателями?

А.ОСТРОУХОВ: После определенного количества бесед и расширения сознания, они достаточно позитивно на это смотрят.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Меня пугает фраза «авторы с расширенным сознанием». (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Нет-нет, после долгих бесед и расширения сознания чего они там с ними делают?

А.ОСТРОУХОВ: Ну, это, на самом деле, правильный вопрос, потому что, действительно, приходится и с авторами, и издателями проводить серьезную работу перед тем, как они начинают понимать, почему, на самом деле, это гораздо более эффективный способ, как бы, дистрибутировать книги. Для авторов это гораздо более выгодно, потому что цепочка создания стоимости или приращивания стоимости – она, на самом деле, при модели цифрового книгоиздания уменьшается примерно в 10 раз. То есть в старом мире, в старой экономике был автор, агент, издатель, дистрибьютор, ритейл, какие-то еще сопутствующие сервисные функции, работа которых и нужда ее оплачивать создавала конечную стоимость. В итоге, как бы, автор все равно получал какую-то очень фиксированную, небольшую, как бы, плату, а конечный потребитель покупал вдруг книги за какие-то баснословные деньги.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это все напоминает историю древнюю про Стивена Кинга, который попробовал издавать свою книгу, дать доступ к ней онлайн, продать, там получил какие-то деньги. Но Стивен Кинг в тот момент, когда он это все запустил, он был известным автором, спрос на него был колоссальный. Понятно, наверное, что те же самые авторы, начинающие, скажем так, они идут к издателю еще для того, чтобы получить какую-то поддержку. Готов ли Bookmate.ru выступить, сказать, что «ребята, отойдите от всего этого звена громоздкого, не надо кормить нахлебников, а давайте придете к нам и вы получите профит намного больше».

А.ОСТРОУХОВ: Ну, я вам скажу, что, на самом деле, очень скоро мы будем готовы, потому что сейчас там полмиллиона человек ежемесячно заходят на Bookmate.ru, там уникальных посетителей, из них так как Bookmate.ru закрытый еще сервис, он не запущен публично, там зарегистрировано больше 100 тысяч человек. И как только мы откроемся публично и запустим определенное количество еще других функций, которые вообще изменят отношение Bookmate.ru – это мы будем делать презентацию в декабре. Пока не могу раскрывать, что именно будет, но это будет очень серьезно. Мы будем готовы, на самом деле, автору предлагать гораздо больший объем медийности, нежели издатели. Объясню почему. Не потому, что мы мощнее издателя. Просто потому, что когда есть издатель, вообще, как бы, издатели рулят этим бизнесом, то 99% авторов будут получать отказ, особенно в этой стране.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А у вас будет ниже порог входа? То есть трэша будет больше?

А.ОСТРОУХОВ: Дело не в том, что будет трэша больше. У нас просто гораздо лучше алгоритмы балансировки. То есть человек может сам себя промотировать, выносить информацию о себе, как бы, уже в онлайн-среде, выносить ее в социальные сети, использовать.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, история с Гекльберри Финном и Томом Сойером, который говорил «Давайте, красьте забор и платите за это деньги». Bookmate.ru собирает за счет авторов, таким образом продвигаться.

А.ОСТРОУХОВ: Ну, типа того. Просто смысл в том, что мы не собираемся инвестировать в каждого автора, но мы инвестируем в то, чтобы дать возможность автору работать самостоятельно. Потому что есть огромное количество авторов, которые не подписаны на издателя, но у них уже есть определенная медийность. Также и с музыкантами. То есть, есть музыканты, у которых десятки тысяч фанатов, но они не выпускают музыку альбомами.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Каков процент авторов, с которыми вы общаетесь, готов выкладывать свое творчество бесплатно?

А.ОСТРОУХОВ: Мы, на самом деле, не общаемся на такой модели. То есть наша задача в том, чтобы инвестировать в новую среду и показать вообще, что в этом направлении есть потенциал, что на нем может быть построен бизнес. Поэтому то, как мы строим стратегию общения с авторами – это, все-таки, то, что «Ребята, давайте начинать пробовать». Мы сможем понять, что как потребляется. Потому что на Bookmate.ru достаточно уникальный момент – на Bookmate.ru есть возможность смотреть, кто сколько читает, как он читает книгу, где и прочее-прочее. То есть мы даем эту платформу, мы пробуем и постепенно мы понимаем, чьи книги как могут, в общем-то, потребляться. То есть это важный момент.

А.ПЛЮЩЕВ: У меня много вопросов от наших слушателей. Я постараюсь некоторые задать, некоторые, может быть, переформулировать. Очень много спрашивают про форматы. Я вот как это хочу переформулировать. Я посмотрел, что предлагает Bookmate.ru – пока это только для iPhone, iPad, компьютеров, для Android будет, для Symbian будет чуть попозже. То есть это мобильные, как правило носимые с собой мобильные устройства, но не читалки. У нас сейчас все более и более популярны читалки. Я не могу – и это, мне кажется, невозможно – провести сравнение, сколько читает людей на мобильных устройствах, в смысле на телефонах, сколько на читалках. Ну, читалки можно найти, а, вот, сколько из мобильных устройств из них пользуются функцией чтения найти трудно. Ну так вот. Почему ставка сделана именно на это? Мне кажется, что сейчас народ только распробовал читалки – вот, судя по вопросам, это так.

А.ОСТРОУХОВ: Я объясню. То есть первое, что я хочу сказать, и там извинят меня за это производители читалок, советую людям не покупать читалки, потому что будет сложнее и сложнее находить для них книги. Потому что сейчас, как бы, и так очень мало ритейлеров, которые продают в цифровом виде книги, репертуар очень маленький – их будет становиться все меньше. Потому что файлы – это переходный формат, и это как, вот, MP3-файлы. То есть, как бы, были диски, потом MP3-плееры, и сейчас все переходит в облако.

А.ПЛЮЩЕВ: Друзья, а вот тут только что вы слышали типичный пример, как человек, который зарабатывает на этом деньги, он пытается вас сбить с пути истинного.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да-да-да.

А.ОСТРОУХОВ: (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Потому что вы можете сейчас получить все это бесплатно. Другое дело, что вам, конечно же, придется некие навыки изучить. Хотя, я не знаю, что такое изучение навыков, когда ты заходишь на тот же Lib.ru, полностью копируешь весь текст... Я не знаю, может быть, я сейчас говорю какие-то страшные вещи, пиратские. Но тем не менее, так делают миллионы людей. Они заходят, копируют весь текст, помещают его на свое мобильное устройство. Просто! Вот это самый простой способ. Вообще не надо разбираться ни в каких файлах. Тут люди знают про fb2, молодцы, про epub знают, ну и так далее. Копируйте в txt в обычном, и все, и суете на свое устройство. Можно прямо с него, с устройства зайти и скопировать. А человек говорит вам: «Вы нигде не купите». Понимаете? Он вас программирует на то, чтобы вы ходили и покупали.

А.ОСТРОУХОВ: Не-не-не, наоборот...

В.ЗАХАРЧЕНКО: Алексей, если позволите, я свои 5 копеек вставлю. На самом деле, такие сервисы – это... Ты говоришь, действительно, о самой простой форме.

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я говорил о еще более простой форме, о GIF. Ну, нужна тебе книга, ты будешь ее в GIF’ах читать. Да, это самый простой формат. Книга в каком-то виде появилась в сети доступной. Все равно бесплатные сервисы – их будут уничтожать, покупать, но они будут появляться, эти сервисы, где ты можешь все это скачать. Ты себе в txt перегнал и читаешь, да? Насколько я понимаю, задача Bookmate.ru еще и в том, чтобы вокруг всего этого выстраивать интересную инфраструктуру. В том числе очень интересная вещь, связанная со статистикой. Эту статистику никто не соберет тебе в оффлайне, ну, то есть с обычными бумажными книгами о том, как читается. И с теми же файлами непонятно, кто их скачал.

А.ПЛЮЩЕВ: А нам она зачем как читателю?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, я лично верю вот в эту историю, когда многие сервисы жили идеей, что там 9 фильмов с твоим другом, 10-й тебе понравится. Как рекомендательный сервис, мне кажется, очень здоровая идея.

А.ПЛЮЩЕВ: А, ну в смысле именно рекомендательный характер.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да. Что читают твои друзья. Вот, я прямо сейчас зашел на Bookmate.ru и увидел... Ну, извините, это не реклама. Я не пользуюсь Bookmate.ru, потому что он не работает пока в оффлайне. Но как раз очень много обвязок, которые могут быть интересны. Надеюсь, что мы дойдем до момента с разной интерактивностью книги. Книга – это не только... Вот, для меня интерактивность самая большая в книгах, которую я видел, это «Война и мир», где были гигантские вставки на французском, которые можно было прочитать и не читать, когда в школе изучали. На самом деле, работая на каком-то устройстве, даже в том же браузере, по которому идет Bookmate.ru, ты получаешь возможность работать и с видео, и с относительными ссылками, ведущими да куда угодно. То есть я за Bookmate.ru глобально, за идею Bookmate.ru, за идею, все-таки, цифровой.

А.ПЛЮЩЕВ: Я, кстати, например, ну, вот, когда ты пробуешь сервисы, там, условно – я не про книги сейчас говорю, а условно – такие элементарные как iTunes, например, да? Вот, Appstore или даже Ovistore, несмотря на все, может быть, претензии к нему. Нет, тем не менее. Кстати, в Ovistore – там удобнее платить, например, между прочим. И тогда ты понимаешь, что иногда легче заплатить реально, чем, так сказать, колготиться со всеми этими файлами, копировать чего-то, потом это все еще перекорежится. Зачем это надо? В этом смысле ты прав. Но! Я просто говорил о конкретном прямо примере, который Алексей привел.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Нет, на читалки их не пустят – это очевидно. Они не пробьются во все... В (НЕРАЗБОРЧИВО), в Kindle, я так думаю. Ну, пока, по крайней мере.

А.ОСТРОУХОВ: Давайте я объясню. То есть если бы мы жили в Америке, я бы сказал: «Ребят, покупайте во имя бравого дела и Kindle, и покупайте файлы, и прочее, и прочее». Здесь я говорю людям «Не покупайте», потому что, ну, этого вопроса-то нет. То есть зачем покупать устройство за 10 тысяч рублей, чтобы на него можно было найти 300 книг, да? То есть это странное вложение денег.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, вот, Олег из Москвы пишет: «Бесплатных книг в сети полно, за жизнь не перечитать. У меня 80 тысяч в fb2». Может быть, он обманывает?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Здесь 2 разные категории. Читалки от магазинов, вот, Kindle, Озоновский продукт, и читалки, в которые вообще загоняют файлы любым образом.

А.ПЛЮЩЕВ: У меня здесь 5 страниц вопросов, и практически в каждом упоминается либо Pocketbook, вот те читалки, о которых говорит как раз Витя.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Сонивский есть.

А.ПЛЮЩЕВ: Сонивский очень популярен у нас. Хотя, мне кажется, ерунда абсолютная, но ужасно популярен – он красивый.

В.ЗАХАРЧЕНКО: У меня лежит, пылится. Отличная вещь.

А.ПЛЮЩЕВ: Он красивый, просто его прям приятно. В метро когда смотришь, молодец – сонивский ридер.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, понимаешь, тут же... Извините, Алексей, мы с Плющевым поспорим немного на эту тему.

А.ПЛЮЩЕВ: А у нас дискуссия.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, пришел такой гад как iPad, который все это, вот, просто топчет ногами.

А.ПЛЮЩЕВ: А нифига. Ну, он красивый, он замечательный. Я понял, что я лох, что его не купил, уже какую передачу это повторяю. Но как с электронными чернилами-то быть? Где в iPad электронные чернила-то ваши? Ну?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я не понял вопроса, извини.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну как? Это когда ты можешь читать при любом свете, это когда у тебя глаза не портятся, потому что у тебя...

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да-да, я помню рекламу, которая была, где человек с iPad сидел, себе солнечные ванны делал. Я думал, вопрос времени, на самом деле. Ушел от ответа. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Да, я про софт Nokia все время слышу, что это вопрос времени.

А.ОСТРОУХОВ: Нет, ребят, смотрите, тут дело, все-таки, в простоте. То есть, действительно, можно скачивать тексты, на них будет уже убитая верстка – это уже не будет книгой, это будет текстом. Наша задача, все-таки, в том... То есть я не пропагандирую Bookmate.ru как способ потребления, потому что он достаточно еще в зачаточной стадии. Но Bookmate.ru – это, скорее, действительно, про рекомендации, про то, чтобы понимать, что читают ваши друзья и иметь очень простой и быстрый доступ к огромному количеству книг. Производители устройств, ну, как бы, я считаю, немного неправильно поступают, потому что они выводят устройства на рынок и говорят пользователю «Ищите контент к ним как хотите». Мне кажется, что на уровне производителя, на уровне сервиса это неправильно, потому что у нас, как бы, стандарт чуть другой, мы хотим сделать решение, которое будет простым, доступным и дешевым. И человек, купив, не будет задаваться вопросом, а где мне найти, а где мне скачать, а будет получать качественный продукт, который будет наиболее сильно отражать реальную книгу.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Алексей, мне кажется, мы говорим сейчас немного о будущем. Потому что, ну, под устройства типа Pocketbook, под них сейчас есть 0,01% всех книг. Под вашу книгу, ну, издаваемую, под вашу, наверное, есть 0,1% книг. Но все равно это еще остается глыба, все равно этого мало – нет того одного места, где можно прийти и с удобного пользователю устройства получить доступ ко всем его книгам. Платно, бесплатно – это уже второй вопрос. У издательств нету книг в электронном виде, на их сайтах.

Я, вот, скажу честно, я несколько бизнес-книг очень хотел найти в электронном виде, готов был заплатить, охотно плачу, ну, вот, поддерживаю сервис всячески. Искал-искал-искал-искал. Спасибо друзьям, пиратскую версию получил, читаю.

А.ПЛЮЩЕВ: А мне нравится, что люди... Вот это, знаешь, это все равно, что посадить здесь человека из Майкрософта перед аудиторией линуксоидов. Потому что... Алексей, готовы к жесткому прям?

А.ОСТРОУХОВ: Конечно, только жестко. Давайте. Самое жесткое.

А.ПЛЮЩЕВ: Вадим пишет: «Что за ересь несет этот чудак из Bookmate.ru? Саша, прибей его чем-нибудь. В Китае массовое внедрение читалок. Что же ты врешь, скотина?» Я обычно не читаю такие смски, но тут очень смешно.

А.ОСТРОУХОВ: Я отвечу?

А.ПЛЮЩЕВ: Да, пожалуйста.

А.ОСТРОУХОВ: Не, понимаете, как бы, в Китае есть и массовое внедрение каких-нибудь флуоресцентных палочек, но это не значит, что, как бы, это что-то значит. (смеется) То есть в Китае массово внедряется практически все, что угодно. Здесь, все-таки, речь идет о том, что ребят, можно, как бы, в туалет ходить общественный, можно в туалет ходить на радиостанции «Эхо Москвы», а можно ходить в туалет дома. Все эти вещи друг друга взаимно не исключают, да? То есть где-то больше понравится, где-то меньше. Ну, как бы, но все это, в принципе, одно и то же. Поэтому, как бы, если кто-то хочет, чтобы скачать любимую книгу, проделывать тот путь, который был недавно озвучен, что искал-искал-искал-искал и скачал через 2 дня пиратскую копию, пожалуйста. Но если кто-то хочет просто быстро получить доступ к какой-то любимой книге, то...

В.ЗАХАРЧЕНКО: Так, я ж хотел. Хотел получить, и на Bookmate.ru посмотрел. Но нету в электронном.

А.ОСТРОУХОВ: Ну, потому что это все только в зачаточной стадии.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это как с кино. Хочешь посмотреть фильм, вышел отличный фильм «Мегамозг» анимационный. Хочу посмотреть, готов заплатить, но мне придется ждать еще следующей весны, когда он выйдет на DVD.

А.ОСТРОУХОВ: Да-да. То есть мы живем, все-таки, ну, как бы это ни звучало странно, мы живем, как бы, в стране третьего мира, и здесь люди, которые выпускают книги, они против тех, кто их читает.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть на Западе цифровая дистрибуция книги происходит одновременно с выходом ее в бумажном виде?

А.ОСТРОУХОВ: Конечно, уже очень давно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть на Amazon сейчас ты заходишь и всегда видишь ссылку.

А.ОСТРОУХОВ: Есть определенные исключения, но, в целом, тренд такой. Потому что все идет к тому, что бумажная книга должна промотировать цифровую, а цифровая бумажную, они не должны конфликтовать.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вы отслеживаете происхождение книг, которые закачиваются вам пользователями?

А.ОСТРОУХОВ: Ну, конечно. Ну как отслеживаем? На уровне того, это купленные книги или оцифрованные, или просто кто-то там вычитал. Ну, конечно, это можно понять, потому что есть какие-то книги, на которые априори нет цифровых прав – мы знаем, какие книги продаются, какие книги не продаются. Потому что у Bookmate.ru есть 2 уровня сервиса – есть платный уровень сервиса, где, в основном, книги авторов и издателей, с которыми мы подписаны, да?

В.ЗАХАРЧЕНКО: А пиратам вход сюда.

А.ОСТРОУХОВ: А бесплатный – это, как бы, для людей, вот вы, к примеру, скачали книгу в электронном формате и хотите читать его на своем iPhone.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я правильно понимаю, что доступ к этому файлу получат и другие пользователи Bookmate.ru?

А.ОСТРОУХОВ: Они получат доступ к вашей библиотеке, соответственно, впоследствии, как бы, к этому файлу. То есть вы несете ответственность как человек, закачавший его, за этот файл.

В.ЗАХАРЧЕНКО: К вам приходили жаловаться издатели? Ну, обладатели прав, скажем так?

А.ОСТРОУХОВ: Конечно, приходили жаловаться обладатели прав, на что мы им, в общем-то, всем говорим, открыто это заявляю, готовы заключать договора. И ровно для этого это сделано. То есть мы инвестируем в новую бизнес-модель, мы уже показали, что на уровне потребления это очень удобно для пользователя, потому что на уровне, как бы, чтения электронного именно онлайн, это, как бы, основной сервис сейчас в СНГ. Да, есть Lib.ru, но Lib.ru чуть про другое, потому что это не интегрированная система. Здесь система интегрирована, она провязываться будет с социальными сетями – это чуть другое.

То есть мы говорим: «Ребят, вот мы сделали такую прекрасную вещь. Буквально, как бы, какой-то гигантский труд на уровне интеллектуальной мысли, то есть в плане технологии, и это работает. Приходите, давайте свои произведения и зарабатывайте на этом деньги. И, в общем-то, не ходите к издателям, которые вам все равно платят очень мало». Ну а кто работает с издателями, пусть работает – мы будем работать с издателями. Мы, как бы, подписываемся с самыми крупными издателями.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Слушайте, есть же отличная идея, как это все организовать. Мне кажется, просто гениальная и надо брать процент за ее озвучивание. Где-нибудь под Воронежем открываете подпольный цех, туда завозите всю свежую литературу, сканируете, выкладываете, все это раскручивается. Люди приходят к вам, видят литературу, приходит автор и вы говорите: «Да пожалуйста, мы готовы заключать договора, все хорошо».

А.ОСТРОУХОВ: Ну, оно, в принципе, практически так...

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я ничего лишнего не сказал, извините?

А.ОСТРОУХОВ: Не, не сказали ничего лишнего, оно практически так и происходит.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты географически угадал, понимаешь? (смеется)

А.ОСТРОУХОВ: Я вам объясню такую, как бы, очень фундаментальную вещь, чтобы понять, что мы делаем. Проблема, в целом, человека, вообще глобальная состоит не в том, что он часто говорит «Меня не любят, меня недолюбливают», а в том, что человек не может принимать ту любовь, которая всегда к нему идет. Примерно та же ситуация с издателями и с авторами. Когда к нам приходит издатель и говорит «Вы меня недолюбливаете» или автор говорит «Вы меня недолюбливаете», он просто не может принять ту любовь, которую мы ему даем. То есть мы инвестировали существенные деньги, как бы, мозговой ресурс в то, чтобы создать платформу, как бы, уникальную даже на уровне всего мира в этой стране, для того чтобы все могли зарабатывать в новой среде, где людей уже не интересует конкретная копия книги – их интересует найти то, что им нравится, знать то, что читают друзья, получить рекомендацию, контекст. Вот такие вещи. Не сделает это кто-то, то, как бы, бизнес бумажный – он будет просто уменьшаться и уменьшаться, а количество людей, которые будут проделывать странные манипуляции, чтобы скачивать пиратские книги, увеличиваться. И это будет заканчиваться тем, в общем-то, чем оно сейчас и заканчивается – все ходят и говорят «Ой, как плохо».

В.ЗАХАРЧЕНКО: Слушайте, вспоминали мы Напстер, вспоминали Шона Паркера. Собственно, он, надеюсь, не ваш акционер.

А.ОСТРОУХОВ: Пока нет.

В.ЗАХАРЧЕНКО: История успеха, один из героев фильма «Социальная сеть». Так вот, вопрос следующий. А вообще, ну, вот, если во всех этих идеях, зачем вообще Bookmate.ru тогда? Почему автор не может, ну, какой-то гипотетический распределенный сервис на уровне торрент-сетей, где автор выкладывает свою книгу и она также спокойно расходится, прикрученный какой-нибудь биллинг простой.

А.ОСТРОУХОВ: Ну, смотрите, это будет тогда просто дистрибуция, да? Но, как бы, нужно делать такой продукт, который кроме дистрибуции...

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть вы про шашечки? Не только ехать, но и шашечки еще?

А.ОСТРОУХОВ: Да. То есть вот это правильная аналогия. Потому что мы хотим сделать очень простой, как бы, продукт, который может масштабироваться вне внутренней среды и выносить свою информацию и книги во все существующие медиа-рупоры, которые могут доносить ее до конечного потребителя. То есть задача в том, чтобы дать, как бы, автору, писателю не монтировку, а дать ему танк, чтобы он на этом танке... Ну, это очень плохая аналогия, она такая, не созидательная, но смысл в том, чтобы дать ему очень мощный инструмент для того, чтобы свое произведение пустить в народ. Вот, в общем-то, и все.

А.ПЛЮЩЕВ: У нас буквально 3 минуты осталось с небольшим. Я хочу просто пользовательских вопросов парочку задать успеть из тех десятков, которые к нам пришли.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Самые жесткие.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, ну, может быть, они, кстати, не очень в тему будут. Но мне хотелось бы, чтобы мы это обсудили все равно. Вот, у нас спрашивает Света М., журналист: «Книга в бумажном варианте, безусловно, будет существовать долго, хотя бы детские книги, для которых важен именно такой формат и картинки, возможность перелистывать. А, может, уже есть какие-то форматы электронных книг для детей?»

А.ОСТРОУХОВ: Конечно же, есть формат электронных книг для детей, и вообще интерактивная книга, где очень, как бы, такой, наращенный функционал по ее потреблению. Она развивается, опять же, в развитых странах. То есть уже есть такие, как бы, издания, которые уже в цифровом виде. Это не супертренд, но это есть.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Возвращаясь к iPad, я, вот, думаю, что для моего подрастающего ребенка соотношение будет 50 на 50 – бумажная литература, перелистываемая и того, что организовано в виде интерактивных решений на iPad.

А.ПЛЮЩЕВ: Возможно. Вот еще один вопрос, который похожий на этот. Очень многие задают вопрос о внедрении учебной литературы на электронных носителях.

А.ОСТРОУХОВ: Я скажу, что, вот, возьмем в пример Америку, там потребление электронных учебников – оно чуть ли уже не сравнялось с потреблением учебников в бумажном виде. Есть целые компании отдельные. Ну, кроме того, что учебники на Amazon продаются, то есть, есть специальные там части, но есть отдельные компании, которые чисто предоставляют устройства для электронных учебников и в каких-то огромных количествах там есть.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, что проблема как раз в том, что литературу-то можно перевести, но вопрос в создании, опять, программы, Российская национальная электронная читалка, да? Которую можно выпустить, во всех школах внедрить, потому как, я думаю, в регионах само устройство восприятия. Ну, там с компьютерными классами беда. А что с электронными читалками? Видимо, большая проблема.

А.ОСТРОУХОВ: Ну, я вам скажу, что мы в этом направлении двигаемся – это такая, ну, как бы... То есть немного (НЕРАЗБОРЧИВО), что называется, немного ранней информации, но мы как раз в этом направлении двигаемся, потому что, действительно, в этой стране решение может быть только такое. Потому что страна большая и, конечно же, самый быстрый способ...

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, как раз техническое обеспечение – не самая главная проблема. Ну, в смысле, со временем. Потому что каждая новая технология все быстрее и быстрее проникает. Мы знаем, что еще проводная телефонная связь не везде проникла, а практически стопроцентное покрытие мобильным. Ну и 3G точно также быстро идет, хотя, нет еще широкополосного.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, знания нужно интегрировать прямо в мозг детям и отменять ЕГЭ и прочие глупые экзамены. (все смеются) То есть, хочешь – не хочешь, а они у тебя уже там.

А.ПЛЮЩЕВ: Дорогие мои, мне остается только интегрировать в наш с вами мозг знание того, что мы заканчиваем нашу программу. Вообще, мне кажется, еще и половину проблем не обсудили, значит, рано или поздно соберемся еще как-то в том или ином виде эту тему обсуждать. Электронные книги и их будущее. Благодарю Виктора Захарченко, который по-прежнему появляется в нашей программе. Алексей Остроухов, сооснователь сервиса Bookmate.ru сегодня отчитывался, отвечал на ваши жесткие даже не столько вопросы, сколько реплики. Пойду прибью его чем-нибудь, не сочтите за экстремизм. Спасибо большое. Через неделю «Точка» на своем месте.

А.ОСТРОУХОВ: Спасибо.