Звезды в интернете. Как и зачем? - Тина Канделаки - Точка - 2010-05-16
А.ПЛЮЩЕВ: 22 часа 15 минут. Мы начинаем видеотрансляцию на сайте «Эха Москвы», на сайте plushev.com. Программа «Точка», приветствую Виктора Захарченко, моего соведущего, который наконец вернулся.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.
А.ПЛЮЩЕВ: Привет. И вот Тина Канделаки, которая у нас сегодня многостаночница. Добрый вечер, Тин.
Т.КАНДЕЛАКИ: Привет, добрый вечер.
А.ПЛЮЩЕВ: Подключайтесь к нашей видеотрансляции. Тину видно не хуже, чем на сайте «Эха Москвы» 10 минут назад, и слышно, я надеюсь, не хуже. У нас также есть чат, сопровождающий видеотрансляцию. Я вижу, там уже есть какой-то народ, есть какое-то народонаселение. Прошу высказываться и задавать вопросы. Также и смс-приемник у нас работает - +7 985 970 4545. Я, честно говоря, смотрел не всю видеотрансляцию с Тиной, я усиленно готовился к эфиру. Поэтому, может быть, какие-то вопросы будут повторяться. Но, с другой стороны, не все ее тоже смотрели. Есть радиослушатели, которые только что к нам подключились. Как всегда в начале нашей программы, Виктор Захарченко имеет несколько минут на блиц-вопросы в количестве 10-ти штук к Тине, которая активно что-то твиттит.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Я думаю, что Тину не испугаешь требованием кратко и быстро отвечать на вопросы.
Т.КАНДЕЛАКИ: Кратко - испугаешь.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Собственно, наш блиц - это 10 коротких вопросов, на которые мы просим так же кратко, лаконично отвечать. Если Тина готова, я готов тоже начать.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, давайте попробуем.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Итак, первый вопрос сразу в лоб: знаете ли вы, кто такой Бобук?
Т.КАНДЕЛАКИ: Нет.
В.ЗАХАРЧЕНКО: У скольких членов Общественной Палаты есть Твиттер?
Т.КАНДЕЛАКИ: Я два им подарила. Нужно сказать, как их зовут?
В.ЗАХАРЧЕНКО: Желательно.
Т.КАНДЕЛАКИ: Я подарила Твиттер Павловскому и Фадееву.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Спасибо. Чем Твиттер лучше Живого Журнала?
Т.КАНДЕЛАКИ: Тем, что реагировать можно быстрее в любом месте, из любой точки.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Как часто вы чатитесь в Твиттере с президентом России?
Т.КАНДЕЛАКИ: Ну, так часто, как вы об этом думаете, видимо. Но на самом деле чатиться можно односторонне, не забывайте об этом.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Сколько человек ведут ваш Твиттер?
Т.КАНДЕЛАКИ: Я сама. Разве это сложно?
В.ЗАХАРЧЕНКО: Уго Чавес считает, что 200 человек - в самый раз.
Т.КАНДЕЛАКИ: Слушайте, я похожа на Уго Чавеса? Посмотрите на меня.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Честно - нет. Готовы ли вы размещать рекламу в своих блогах?
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, с удовольствием. Я к этому стремлюсь. И Плющев мне порукой в этом деле.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Какая будет цена за одну ссылку?
Т.КАНДЕЛАКИ: Ну слушайте, если поделить три миллиона, которые зарабатывает Ким Кардашян в год, то можно понять, что я буду дэмпинговать, потому что никто не даст мне заработать таких денег.
В.ЗАХАРЧЕНКО: После Твиттера вы захватите Facebook?
Т.КАНДЕЛАКИ: Слушайте, а вы считаете, что я могу идти только по этому пути? Вы имеете в виду, смогу ли я на заработанные через Твиттер деньги купить долю в Facebook’е? К сожалению, 10% купили уже до меня. Не думаю, чтобы гражданам России дали еще.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Скольких людей из ваших подписчиков в Твиттере вы знаете лично?
Т.КАНДЕЛАКИ: Как раз я честно признаюсь, что стараюсь френдить только тех, с кем знакома лично. Там есть пара-тройка людей, которые очень попросили, но в целом я стараюсь отвечать только тем людям, которых знаю лично.
В.ЗАХАРЧЕНКО: И последний вопрос. Знаете ли вы, какой самый популярный запрос с вашей фамилией по поисковым системам?
Т.КАНДЕЛАКИ: ЖЖ, я надеюсь. А давайте проверим?
В.ЗАХАРЧЕНКО: Я, честно говоря, не успел проверить. Это был последний вопрос. Спасибо большое за ответы.
А.ПЛЮЩЕВ: Тин, как тебе iPad?
Т.КАНДЕЛАКИ: Ой, мне очень нравится. А тебе как?
А.ПЛЮЩЕВ: У меня нету, я не в курсе. Так, видел его у некоторых людей. Тут видел уже с 3G - ты знаешь, работает по Москве, представляешь, и не на ломаной симке, а на обычной.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да?
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, не на обычной, в смысле, а на микросим, которая продается уже, да. Это я чтоб тебя унизить, ты понимаешь. У тебя не 3G же.
Т.КАНДЕЛАКИ: Ну понятно. Ты надеешься, что я даже не понимаю, о чем идет речь.
А.ПЛЮЩЕВ: Нет, когда ты сказала про 10% Facebook, я прямо, знаешь… зауважал. Нехило мы в новостях интернета-то разбираемся.
Т.КАНДЕЛАКИ: Более того, я тебе скажу, что Россия, это уже доказанный факт, является страной, активнее всех потребляющей дорогие телефоны, то есть напичканные и накачанные телефоны. Больше нас не потребляет никто. Поэтому понятно, что любая продукция. Насыщенная интеллектуально, скажем так, в России будет востребована тут же. Я прошу прощения, я просто не могу не ответить - что вы сказали, вас интересует, какие чаще всего запросы…
А.ПЛЮЩЕВ: Не знает, ответ отрицательный. Но она сейчас узнает.
Т.КАНДЕЛАКИ: Сейчас узнаю. Я работаю на то, чтобы, конечно же, в первую очередь были ЖЖ и Твиттер, но я уверена, что скорее всего не это.
А.ПЛЮЩЕВ: Пускай она этим займется. А мы с тобой вот на какую тему поговорим…
Т.КАНДЕЛАКИ: А первый вопрос? Я хочу знать ответ, кто такой…
А.ПЛЮЩЕВ: Бобук?
Т.КАНДЕЛАКИ: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: А, это один из самых популярных людей в русском Твиттере, сотрудник Яндекса и ведущий подкаста «Радио-Т». Он часто бывает в этой студии. Весьма уважаемый и популярный интернет-деятель.
Т.КАНДЕЛАКИ: Сейчас посмотрю. Интересно, так и набрать по-русски - «Бобук», да?
А.ПЛЮЩЕВ: Нет, не по-русски, а латинскими буквами.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Если вы преодолеете Бобука в рейтинге Яндекса, это будет победа.
Т.КАНДЕЛАКИ: Слушайте, ну я не могу бороться сразу со всеми мельницами. Здесь Плющева бы преодолеть, понимаете. Он Григорий Бакунов, правильно?
В.ЗАХАРЧЕНКО: Тина, ставьте реальные цели.
Т.КАНДЕЛАКИ: Слушай, ну он очень секси внешне.
А.ПЛЮЩЕВ: Да
Т.КАНДЕЛАКИ: Смотрите, он просто похож на солиста группы «Таймаут»!
А.ПЛЮЩЕВ: Слушай, зачем ты порекомендовал Тине? До этого она считала, что я самый секси.
Т.КАНДЕЛАКИ: А теперь Бобук.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Тина, Яндекс говорит, что вообще 200 000 твиттер-аккаунтов, поэтому есть поле для поиска.
А.ПЛЮЩЕВ: Вернемся. Подожди, пока Тина там набирает, я у тебя хотел спросить. Ты ведь сам добавляешь, в ЖЖ у тебя тоже есть по RSS, дневники знаменитостей в том или ином виде.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Знаешь, это одна из тем, которые хотелось бы сегодня обсудить. На самом деле, я фоловлю этих людей… ну, про Твиттер, наверное, мы больше всего будем сегодня говорить, хотя не факт. Я подписываюсь на тех людей, которые мне интересны в каком-либо контексте. У Тины, соответственно, хотел бы спросить, не вошел этот вопрос в блиц: как вы думаете, на вас больше подписываются в Твиттере те, кто считает Тину Канделаки интересным человеком, или же те, кто знает, что Тина Канделаки - это человек-картинка с экрана?
Т.КАНДЕЛАКИ: Знаете, это вопрос из плоскости - вы красивая или умная. Очень часто возникает вопрос у женщин скорее всего: он на меня обратил внимание, потому что я красивая или потому что все-таки я умная? Потому что даже самая последняя дура надеется на то, что она все-таки умная, как вы понимаете. Я вообще никогда не руководствуюсь такими категориями при строительстве взаимоотношений с людьми. Конечно, люди идут на то, что я Тина Канделаки. Я ж не выступаю под каким-нибудь другим ником - Капитан Куку, например, и только свои ребята знают, что это я. Соответственно, конечно, люди в первую очередь реагируют на имя и фамилию, на то, что это я. А дальше, все-таки я надеюсь, они начинают реагировать на то, что я делаю. Это же ресурс, которым я пытаюсь управлять и на который я пытаюсь оказывать влияние.
А.ПЛЮЩЕВ: Попрошу все-таки тебя выключить эту штуку. Разумеется, делаю я это из зависти исключительно, но прикроюсь я тем, что мне сигнализируют, что трещит звук, видимо.
Т.КАНДЕЛАКИ: Это потому что мне еще и смски идут, как ты понимаешь.
А.ПЛЮЩЕВ: Выключите все мобильные устройства, которые находятся у вас, все, пожалуйста, которые есть. Несколько ваших айфонов, айпэды и так далее. Почему я на «вы» стал обращаться? Ну хорошо. А зачем тебе-то самой это надо? Вот как ты попала в интернет - в блогосферу, в Твиттер и так далее? И с чего ты решила, что это тебе интересно и полезно и чем?
Т.КАНДЕЛАКИ: Саш, ну мы же друг другу во время интервью задаем такие вопросы, чтобы, возможно, как мне кажется, найти ответ. Здесь могут быть еще какие-то аргументы, которые есть абсолютно одинаковые и у тебя, и у меня, и у вас. То есть все, кто хотя бы как-то, извини за это уже привычное каждому инновационное слово «инновации»… все, кто инновационно мыслит, помимо того, что это единственная форма сохранения своего положения и единственная форма развития в дальнейшем - наличие тебя в интернете, то просто это как бы… без этого уже невозможно. Вот как жить без интернета, например, человеку, у которого есть дети? Дети постоянно находятся в интернете, дети чатятся ВКонтакте, дети создают свои группы. Если ты элементарно хочешь следить за жизнью своих детей, ты должен обладать самыми простейшими азами в пользовании интернета. Дальше. Если ты публичная фигура, то тебе необходимо пользоваться интернетом, потому что только умение пользоваться интернетом даст тебе возможность смотреть, что ты реально делаешь…
А.ПЛЮЩЕВ: Ну понятно. Но блоги - это друга вещь.
Т.КАНДЕЛАКИ: Как бизнес, ты имеешь в виду?
А.ПЛЮЩЕВ: В том числе и как бизнес. В том числе, может быть, и как самовыражение, в том числе и как площадка для общения. Это же я вижу, что ты в Твиттере отвечаешь очень многим людям, в том числе и тем, которых явно не знаешь лично, судя по контексту просто. И это наводит меня на мысли, что это такой канал, от которого не очень можно закрыться.
Т.КАНДЕЛАКИ: Вообще уже невозможно закрыться. Другой вопрос - ты защищаться можешь, только открывая, Саш. Если ты не открываешься в том смысле, о котором ты говоришь, то ты вообще не защищен. То есть есть только одна точка зрения. Я повторяюсь уже, потому что я говорила это в предыдущем эфире. Есть только одна точка зрения - людей, которые видят тебя, и нет твоей точки зрения, потому что ты не можешь ответить. Смотри, раньше же в Советском Союзе известным людям было гораздо сложнее, потому что если про них в газете «Правда» что-то писали, то все, на этом карьера заканчивалась.
А.ПЛЮЩЕВ: Или, наоборот, начинался взлет. Смотря что писали.
Т.КАНДЕЛАКИ: Ну да, конечно. Я имею в виду сейчас исключительно негативную информацию, потому что ты же, наверное, это имеешь в виду.
А.ПЛЮЩЕВ: Да-да.
Т.КАНДЕЛАКИ: А здесь, если ты умеешь работать с негативной информацией и у тебя есть все эти инструменты, ты любую информацию можешь поставить себе на службу. Вообще, если говорить циничным языком интернета, то любая информация может быть монетизирована для тебя. То есть я могу любую информацию, связанную со мной, для себя монетизировать и извлечь из нее выгоду. И любой из нас может это сделать. Просто есть люди, которые, может, не совсем это допонимают, но мне кажется, что таких людей становится все меньше и меньше. Телевидение невозможно представить без интернета. Журналистику невозможно представить без интернета. Все прекрасно знают, что уже никто… Я тут приводила пример Олега Кашина - наверное, он последний из могикан, который еще куда-то ездит и сам пытается добывать информацию. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что журналисты вообще не хотят выходить из квартиры, они просто открывают интернет и начинают пользоваться как минимум Яндексом из самого примитивного, забивая отдельные ссылки, как максимум блогами других людей, которые, возможно, гораздо более качественные журналисты, нежели ты сам. Ты ж представляешь, сколько блогеров, и все они в той или иной области компетентны в зависимости от темы. Они были там, они видели это непосредственно, у них есть ролики, которые выложены. Зачем вообще из дома куда-то выходить? Нет ни одного предмета, о котором нельзя получить полную картину через интернет. Все!
А.ПЛЮЩЕВ: О котором нельзя получить иллюзию о полной картине.
Т.КАНДЕЛАКИ: Почему иллюзию? Люди с мобильными телефонами становятся самыми быстрыми журналистами на местах любых трагедий.
А.ПЛЮЩЕВ: Несомненно. Просто ты ж не видишь собственными глазами, ты видишь то, что снято. Снимают, как известно, один угол зрения, остальные остаются в это время не под камерой. Поэтому…
Т.КАНДЕЛАКИ: Поспорю. Много людей - много углов зрения. То есть если ты в одном ЖЖ посмотрел и сделал такой вывод, это одно, но если тебе не лень - это важный фактор - и ты посмотрел сто Живых Журналов, то сто процентов, скорее всего, твоя точка зрения будет уже более полной.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот интересный, на самом деле спор. Я не хотел бы сейчас о профессии журналистской разговаривать. Можно просто отдельно собраться и поговорить. Интересно поговорить о звездах и об интернете. Кроме двух членов Общественной Палаты, кого ты еще подсадила на Твиттер, на блоги? Давай о твоей проповеднической деятельности поговорим.
Т.КАНДЕЛАКИ: Просто с Фадеевым и с Павловским было весело. Они сами люди крайне продвинутые и прекрасно умеющие пользоваться любыми ресурсами. Просто я им принесла в рамочках. Я не помню, какая это была дата, но я в рамочках им принесла сертификаты от себя, что с этого дня они являются полноправными владельцами своих Твиттеров. Что касается меня, я не веду такую деятельность, просто в разговорах с известными людьми, если мы сталкиваемся, конечно же, так как эта тема меня волнует, она рано или поздно всплывает. Вот у нас, например, чтобы заострить угол разговора, постоянно возникали споры с Ксюшей Собчак. Она говорила - зачем это все надо, кому это все нужно. А тем не менее, потихонечку компьютерик на Apple мы поменяли, iPad купили, да и на айфончик, честно говоря, мы перешли. Потому что ни для кого не секрет, кто знает Ксюшу, что она много лет пользовалась самым простым, самым дешевым телефоном Нокиа, обладающим минимальным набором функций, типа «вкл.» и «откл.» Но теперь уже я ее полностью убедила в том, что надо перекомплектоваться. Она еще не имеет своего Твиттера и ЖЖ, но она уже очень четко понимает, как это работает. Потому что уже у нас на глазах belonika сделала просто блистательную карьеру. Я имею в виду Белоцерковскую. Вот люди говорят - состоятельный муж. Ну и что? Что, муж вместо нее писал? Нет. Все прекрасно знают, что это пишет она. В любой компании с ней окажешься - она тут же достает фотоаппарат, начинает фотографировать, тут же это размещает. Абсолютно полноценный блогер, выбравший интересную нишу, которая никого не оставляет равнодушным - покушать вкусно, как вы понимаете, хотят все, и монетизировавшийся так, что немногим писателям это удается. Правда же? Ее книжка рвала на Озоне все. Люди вкладывают деньги, чтобы их девушка написала какую-то книгу, а она не продается.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Я чувствую, мы сегодня не вставим пяти копеек. Если позволите, вернусь в сторону…
Т.КАНДЕЛАКИ: А почему пять копеек? Вставьте десять рублей. Не экономьте на мне.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Да, монетизация у нас сегодня будет одной из ключевых тем. Смотрите, мы все-таки начали вести разговор о звездах вообще. Если позволите, я буду называть вас звездой разговорного жанра. Человек, который говорит, который умеет держать дискуссию в стандартном ее понимании, чего, я подозреваю, большинство звезд российской эстрады и шоубизнеса просто-напросто не умеют. Существующий формат общения - как раз в формате газеты «Правда»: есть официальный сайт с сухими новостями о том, что группа такая-то поехала, выступила, выпустила клип.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть Тина изначально интерактивна, ты хочешь сказать.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Да. Это первое. А второе. Понятно, что вы человек известный. Зачем вам миллион фолловеров в Твиттере? Вам не хватает той известности, которая есть? Какая цель именно наращивания популярности в интернете?
Т.КАНДЕЛАКИ: Безусловно, так как, наверное, можно сказать, что в том же Твиттере, я не люблю фразы типа «я была одной из первых», но, скажем так, мое появление было заметным, и все видят, что я там много пишу, спамлю иногда даже чуть больше Плющева, потому что он самый известный и знатный спамер, конечно же, но…
А.ПЛЮЩЕВ: Не, я флудер. Спамер - это тот, который в коммерческих целях это делает. А я-то по глупости.
Т.КАНДЕЛАКИ: Просто тебе еще никто не платит. Спокойно.
А.ПЛЮЩЕВ: А потом я перейду из флудеров в спамеры.
Т.КАНДЕЛАКИ: Конечно. Так как я, естественно, должна была сделать какое-то громкое заявление, которое позволит мне привлечь как можно большее внимание со стороны и журналистов, и прессы, и людей, которые пользуются Твиттером, конечно, я специально взяла и передернула, потому что мне же важно, чтобы меня цитировали. Смотрите, я поспорила с Плющевым, а Плющев бедненький даже не понимал, что это просто спор…
А.ПЛЮЩЕВ: Что это разводка.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, а теперь, смотрите, это становится темой для дискуссии. Потому что это интересно цитировать, это легко запомнить - Плющев и Канделаки поспорили: она хочет иметь 100 000 фолловерсов, это сложно и невозможно, а если говорить просто, чего я хочу, то, конечно, я хочу, чтобы все меня идентифицировали с этим крайне динамично развивающимся направлением. Я коротко приведу пример про Эштона Катчера. Ты, наверное, знаешь, да? Всем кажется, что красавчик, симпатичный мальчик, ой, какой он сладкий, у него супруга на 15 лет старше, Деми Мур - тянет, наверное. Это мнение обывателей. А в сухом остатке Эштон Катчер - это человек, который является одним из самых успешных бизнесменов от интернета сегодня, человек, который приходит в компанию и говорит на стартапе: «Ребята, вы мне даете 10-15-20%, я начинаю вас поднимать в Твиттере». Это абсолютно очевидный факт. Все люди, которые общаются в профессии, это знают. Он сегодня очень много зарабатывает на интернете, зарабатывает на этом серьезно, вкладывается в интернет и доказывает всем, что помимо того, что можно быть мачо, снимающимся в фильмах для девочек, можно быть очень серьезным бизнесменом, занимающимся крайне прогрессивными технологиями, вкладывающим деньги в то, что завтра будет стоить в 10 раз больше, чем сегодня.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Я правильно понимаю, что вы ждете стартаперов с деньгами?
Т.КАНДЕЛАКИ: Конечно. И я буду этим заниматься. Более того, я хочу на этом зарабатывать. Это для людей амбициозных одна из немногих оставшихся сфер, когда любой человек может сесть в социальный лифт и проехать. Терновский - все знают, это уже банальный пример, набивший оскомину. Но этот мальчик не был из семьи олигархов. Тем не менее, он придумал идею, на идею был спрос, и пожалуйста, монетизация у всех на глазах. Простите меня, нам с вами надо очень много усилий приложить, чтобы Wall Street Journal о нас написал, правда же?
В.ЗАХАРЧЕНКО: Вы что-то знаете, чего не знаем мы, наверное.
Т.КАНДЕЛАКИ: Нет, я не знаю ничего более того, что все. Что ему очень серьезные люди, занимающиеся интернетом как бизнесом, предлагали большие деньги, чтобы он продавал, и не знаю, как сейчас, я не держу руку на пульсе, но он отказался продавать.
А.ПЛЮЩЕВ: Я хочу просто пояснить нашим слушателям, которые, может, не в курсе нашей весьма узкоспециальной беседы. Многие, кто слушает, они в Твиттере, они знают. Ну, в общем, смысл такой. Однажды Тина Канделаки на одной из конференций с помощью видеообращения заявила, что она наберет 100 000 фолловеров в ближайшее время. Я сказал, что даже за год ей этого не удастся сделать. Фолловеры - это те, кто читает вас в Твиттере. И мы поспорили. Неважно, что стало целью, предметом, кто что будет выплачивать, проигравший и победитель, там не на деньги спор. Неважно. Важно то, что это действительно очень интересно. Ну правда, Тина очень известный человек. Как это вообще может быть? Действительно, Катчер и CNN тоже поспорили, кто быстрее миллион наберет. Там совсем другие масштабы просто. Причем я, с одной стороны, желаю выиграть спор и хочу, чтобы она не набрала 100 000. С другой стороны, я всячески ее поддерживаю. И, конечно же, если она выиграет, я буду ужасно рад за нее. Поэтому - друзья, к чему я все веду? Зафолловьте, пожалуйста - tina_kandelaki. Если вы в Твиттере.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Мы фиксируем сейчас - 11 649. Посмотрим, сколько будет в конце программы.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, давайте. Эти скромные цифры вы произносите с удовольствием, с неизъяснимым удовлетворением.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Почему? Нет, Тина. Мне до вашей популярности еще далеко.
А.ПЛЮЩЕВ: Да и мне далеко. Так что - чего уж мы будем тут мериться фолловерами? Нет, зафолловьте. И я всячески поддерживаю в этом Тину. Я надеюсь, что, может, хотя бы с моей скромной помощью мы приблизимся к цифре 100 000 к 31 марта 2011 года. Хорошо. Давай вот о чем поговорим. Есть ли на звездах, которые выходят в интернет, какие-либо условные социальные обязательства? Подавать пример, заниматься спортом, как Тина Канделаки круглосуточно это делает, или, я не знаю, призывать бросать курить, быть примером. Все, что угодно. Есть ли у них какие-то социальные обязательства перед аудиторией в интернете?
Т.КАНДЕЛАКИ: Социальные сети это начинают формировать, Саш. Вот смотри, приведу опять западный пример. Наверное, можно любить или не любить музыку Дженифер Лопес и то, что она делает, но, тем не менее, это фигура заметная в инфотейнменте всего мира. Когда человек во время интервью говорит, что он вообще никогда не заходит в интернет, потому что для него это дремучий лес, например, даже у меня, а я, в принципе, с ней человек одного поколения, ну как-то отношение сразу резко меняется. Потому что быть дремучим нестрашно, не хотеть научиться - страшнее. Вот когда человек мне говорит, что он не хочет этому научиться, будучи звездой, ну, это просто для меня абсолютно четкое ощущение, что этого человека в будущем не будет. Всем звездам, которые хотят остаться в будущем, просто необходимо обучаться этим технологиям, потому что если, например, раньше вы приходили и приносили свою очень крутую песню, какой-нибудь крутой продюсер вас брал и начинал раскручивать, и это все начиналось именно от этого продюсера по кирпичику строиться, то сейчас эта схема уже не работает. Все. Каждый сам должен строить свою империю. Империю в широком смысле этого слова. Каждый человек сегодня получает возможность, в независимости от того, в какой стране он живет, в каком городе он живет, быть услышанным всем миром. Реально. Вопрос - кто вы, что вы хотите сказать миру и есть ли у вас что сказать. А интернет для звезд стал испытанием. Потому что то, что ты, Саша, говоришь, оказалось некоей лакмусовой бумажкой, которая показала, что не все звезды имеют что сказать миру. А так как мы все-таки вышли из эпохи продюсерской, соответственно, очень многие звезды были дутыми и накаченными. Соответственно, выяснилось, что эти люди, которые были героями, про которых так много писали, которых активно навязывали, потому что не было других героев, им нечего сказать. То есть люди, у которых нет никаких аккаунтов, это не те люди, которые принципиально не хотят научиться интернету. Внутри себя это просто те люди, которым нечего сказать.
А.ПЛЮЩЕВ: Сейчас, секунду, у нас срочное сообщение. Извини, я не могу ради этого не прерваться. Причем не по ленте новостей, как это часто бывает на «Эхе Москвы», а по Твиттеру. Действительно, для меня шокирующее сообщение пишет человек под ником Расстрига, это Сергей Леонидович Доренко: «Слушаю «Эхо Москвы», устал от RSN», пишет он. Я не верю своим глазам, ей-богу. Я не могу ради этого не прервать нашу программу. Твиттер - великая вещь.
Т.КАНДЕЛАКИ: Читаю Расстригу, никогда от него не устаю, и всегда слушаю. Я обожаю Доренко.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Плюс 4 подписчика в Твиттере у Тины Канделаки, только что обновилось. Два момента. Первый. Я все-таки открыл то, что Яндекс показывает, поисковые запросы с вашей фамилией. Ну, я думаю, что фамилия «Канделаки» - это скорее всего поисковые запросы, связанные с вами. 76 000 за последний месяц запросов, и большинство из них: первое - это «Тина Канделаки», остальные все - это запросы со словом «эро», «Тина Канделаки обнаженная», «голая» и так далее.
Т.КАНДЕЛАКИ: Это прекрасно.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Вы не боитесь этого ящика Пандоры?
Т.КАНДЕЛАКИ: Нет абсолютно.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Грань стала очень тонкой. С одной стороны вы, с другой стороны эти люди, которые несут не только позитив вам.
Т.КАНДЕЛАКИ: Слушайте, вы понимаете, в чем дело. Когда вы становитесь известным человеком, если у вас есть хотя бы малая толика мозгов, то вы должны отдавать себе отчет, что кто-то вашей фотографией пользуется в туалете. И не всегда в тех целях, о которых вы как мужчина подумали. Иногда в гораздо более худших. Кто-то может использовать вас вместе туалетной бумаги, но это часть профессии, и это нормально.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Но вы-то сами открываете эту дверь.
Т.КАНДЕЛАКИ: Я не открываю эту дверь. Она открылась в тот момент, когда меня три человека узнали на улице. А находясь в контакте с аудиторией, я просто показываю аудитории, что я абсолютно открыта. Потому что быть закрытой уже невозможно.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Не было потока негатива?
Т.КАНДЕЛАКИ: Вы знаете, его всегда было ничуть не больше, чем потока позитива. Я повторяюсь еще раз - я говорила уже у вас в эфире, я хожу в очень публичные места, я люблю пить кофе в «Старбаксе», я хожу в магазин «Зара», я захожу в Макдональдс, у меня дети его обожают, и ничто не мешает мне без какого-либо сопровождения свободно разгуливать в самых что ни на есть публичных местах. Ни разу никто на меня не кинулся, не плюнул в мою сторону.
А.ПЛЮЩЕВ: Тут был вопрос просто - продвигает ли кого-то Тина в Твиттере. Не знаю, как насчет Твиттера, но торговые марки, которые прозвучали, я думаю, уже там у них счет поубавился.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да ты понимаешь, что Макдональдс - настолько богатая и влиятельная марка, что, к сожалению, нам на ней никогда не удастся заработать.
А.ПЛЮЩЕВ: Он еще, собака, знаешь ли, стал и именем нарицательным, потому что теперь всякую забегаловку макдональдсом можно называть.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Второй момент - недавние события, связанные с Филиппом Киркоровым, его аккаунтом в Одноклассниках, который был взломан.
Т.КАНДЕЛАКИ: Его регуолярно взламывают, ничего нового в этом нету.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Он его взламывает?
Т.КАНДЕЛАКИ: Нет, ему взламывают. Киркоров очень любит Одноклассники, это известный факт, он из них не вылезал, был период. Была история с Малаховым, как они откуда-то выезжали, из какого-то далекого города, Малахов полусонный заснул, Киркоров сидел в Одноклассниках, Малахов проснулся, там задержали на несколько часов рейс, Киркоров по-прежнему продолжал сидеть в Одноклассниках.
В.ЗАХАРЧЕНКО: При том, что там, по-моему, было судебное разбирательство, которое закончилось семилетним сроком задержания девушки, обвиненной во взломе.
А.ПЛЮЩЕВ: Не-не, там такая история. Суда еще не было, было задержание. Она действительно сидела в тюрьме, выпущена под залог, под очень большой залог - несколько миллионов рублей, и это одна из бывших сотрудниц Киркорова, и суд впереди еще. Ей грозит семь лет, это правда.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Да, скорее вопрос о том, если идти по такому пути, как идете вы сейчас - полная ответственность и готовность общаться с аудиторией, существует ли вариант, при котором звезда может это делать через кого-то?
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, безусловно, конечно. У кого-то продюсеры в сто раз умнее, чем сама звезда. Но просто ко мне это не имеет отношения, потому что я не пою и у меня нет своего продюсера.
А.ПЛЮЩЕВ: Еще нет такого продюсера, не родился.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да. Я надеюсь, что я сама себе продюсер, насколько это возможно. И благодаря коллегам, которые работают в «Апостол Медиа Групп», мне есть с кем советоваться. Но если речь идет, допустим, о классических продюсерах, о взаимоотношениях продюсер-звезда, я беру пример из шоубизнеса, потому что там легче понять и объяснить, то, наверняка, может, Игорь Матвиенко понимает, что надо, чтобы у девушек, которые поют в «Мобильных блондинках», был свой аккаунт в Твиттере. Хотя приведу другой пример. Иосиф Пригожин и Валерия никому не дают покоя в Твиттере. Они очень активные покупатели разного рода гаджетов, и ты сам свидетель, они сами пишут, у них у обоих айфоны, мы с ними стояли и переписывались вместе. Из тех, кого я знаю, Сати Казанова. Причем она в такие беседы вступает, которые, казалось бы, ей, Сати Казановой, абсолютно не свойственны. Ну это, опять-таки, заблуждение постсоветского общества, в котором симпатичная девушка ничем, кроме собственных туалетов и мужиков, интересоваться не может. Но сейчас как-то тенденция стала все-таки переламываться. Симпатичные девушки могут тоже чем-то интересоваться.
В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть это такой лакмус, который покажет реальную глубину каждого человека.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да нет, ну глубину очень сложно увидеть через Твиттер. Просто мы же привыкли мыслить клише. Если человек стал членом группы «Фабрика», то дай бог ему сто лет жизни, и умирать он будет членом группы «Фабрика», а вообще, жизнь такая штука, что член группы «Фабрика» может вырасти, измениться и стать абсолютно другим человеком. Банальный тоже пример, набивший оскомину: если бывший бодибилдер стал губернатором Калифорнии, значит, люди как-то все-таки меняются. Да и Рональд Рейган тоже прошел очень несвойственный, с точки зрения мыслящих людей, путь. Правда же? И таких людей я могу привести очень много. Да и вы мне таких же людей приведете.
В.ЗАХАРЧЕНКО: А Твиттер - это некая новая форма? потому что был какой-то всплеск активности, связанный с теми же Одноклассниками, были проекты, фотоальбом выпускался, где многие звезды подтвердили свои аккаунты.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Одноклассники - это все равно общение один на один. На стене пишет много девочек звездным мальчикам, но там нет никакой публичности. Ну, можно повесить несколько фотографий. Твиттер - это общение уже от первого лица.
Т.КАНДЕЛАКИ: Твиттер, наверное, для тех, кто более прогрессивно мыслит. Сейчас не хочу обижать любимых Одноклассников. Просто Одноклассники дали возможность огромному количеству людей объединиться в общую группу. В ней 22 или 24 миллиона сейчас, Саш?
А.ПЛЮЩЕВ: Не считал, я сбился.
Т.КАНДЕЛАКИ: Ну, понятно, что самая большая партия страны - это все-таки партия Одноклассников.
А.ПЛЮЩЕВ: ВКонтакте.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, конечно. Но, тем не менее, и то и другое дает возможность тем, кто искал, ищет, кого-то хочет найти с разными целями - знакомства, восстановления знакомства, продолжения знакомства, - все уже друг друга нашли. Все-таки Твиттер, наверное, для тех в большей степени, кто следит за информацией. Твиттер - это более информационная социальная сеть, потому что здесь ты больше ищешь информацию не о людях, а о том, что происходит. Во всяком случае, я вот так Твиттер разделяю с Одноклассниками.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Какими сервисами вы еще пользуетесь, кроме поиска, почты? Просто интересно, насколько широк круг ваших интересов.
Т.КАНДЕЛАКИ: «Коммерсант» я читаю, очень люблю сайт «Коммерсанта», я пользуюсь им очень активно.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Скорее о сервисах. СМИ - понятно.
Т.КАНДЕЛАКИ: Я не сижу ВКонтакте и в Одноклассниках. Я просматриваю Одноклассников, и я сейчас стала бывать ВКонтакте больше, потому что дети очень активно пользуются им, приходится им объяснять, как, чего и что, потому что они же совсем открытые, они-то не понимают многих вещей. И слава богу, что не понимают, что плохие дяди тоже могут смотреть те ролики, которые они выкладывают, и те видео, которые они выкладывают. Ну что еще? наверное, вот и все, если вот из таких сервисов.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Как ваш эксперимент с интернет-телевидением? Я слышал, что вы вышли.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, мы вышли, потому что оказалось ненужным делать то, что YouTube делает гораздо лучше, чем мы, и больше, чем мы. YouTube масштабирует все. Тем не менее, мы этот путь, я считаю, прошли очень успешно, потому что это дало возможность научиться обкатывать многие телевизионные продукты в интернете. А, как вы знаете, компания «Апостол Медиа Групп» занимается пиаром, занимается продакшном. И так как мы занимаемся продакшном и пиаром одновременно и знаем, как масштабировать продукты в интернете, это дает нам возможность пиарить и свои продукты, и те, которые мы пиарим в рамках СТС. Это очень важно. Это настолько серьезная часть рекламной кампании для любой программы. Более того, не только рекламной кампании, но и возможности вообще предугадать и понять, как та или иная программа будет складываться. Проще говоря, раньше программу снимали, максимум, может, проводили какие-то фокус-группы, которые позволяли во время выхода программы, во время ее подготовки, подготовить продукт к тому, чтобы аудитория его приняла. Но, в то же время, вы ж понимаете, что корректировать по ходу очень сложно. И фокус-группы тоже… ну сколько, 20-30 фокус-групп соберешь? А тут ты снял передачу, выложил, дал возможность людям смотреть, и все! Ты сразу понимаешь, какая реакция аудитории. По количеству просмотров в YouTube ты сразу можешь понять, надо это кому-то или не надо. Вот сейчас прелестный ролик парней, которые поют «Леди Гагу». Вот пожалуйста. Понимаете, собрались и сделали, и все смотрят. Или, например, Маллоу, парень, который перепел Джастина Тимберлейка. Пожалуйста.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Вы готовы перейти из обычного телевидения в интернет-телевидение?
Т.КАНДЕЛАКИ: А зачем переходить, когда это практически уже одно и то же?
А.ПЛЮЩЕВ: Тебя переведут просто.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да-да, переведут на цифру ты даже не успеешь этого почувствовать. Это будет не больно и приятно.
А.ПЛЮЩЕВ: Не совсем дело в цифре, но все равно, конечно, все к тому идет, нет смысла скакать. Я вот что хотел спросить. Одно время ты выступила с такой инициативой про сбор талантов. Как она продвигается? Потому что часто очень бывает, что люди известные делают громкое заявление, а потом как-то об этом не очень слышно. Пиар-эффект прошел, и до свидания.
Т.КАНДЕЛАКИ: Нет, буду очень активно это делать, Саш. Это же сложный вопрос. Надо собрать, все это сделать, все это масштабировать.
А.ПЛЮЩЕВ: На какой стадии это сейчас?
Т.КАНДЕЛАКИ: Идет работа. Очень много предложений поступило. Мы же и своими силами пытаемся это сделать. То есть мы рисуем проект и смотрим, как это будет выглядеть. Мы ж должны, когда проект полностью нарисуется, расписать его стратегию, мы ж не можем стратегию составлять в тот момент, когда он станет публичным. И, конечно, мы отсматриваем огромное количество предложений, которое поступило мне, за что я пользователям очень благодарна. Люди на абсолютно бесплатной основе предложили очень много дельных вещей. Более того, начиная от того, как нарисовать этот сайт, заканчивая тем, чтобы на этом сайте работать, на этой платформе. Поэтому я буду это делать и я это доведу. Более того, знаешь, сейчас же очень много сообщений поступает заняться теми или иными вещами, так как я член Общественной Палаты. Мне говорят - давайте вот это или вот это. Я говорю: вы знаете, я ничего не хочу, потому что я считаю, что распыляться бессмысленно, иначе, как ты правильно сказал, будет это все в рамках громкого заявления, громкого крика в поле - все услышали, и хорошо. Я не хочу громко кричать в поле, я хочу в рамках того, чем я сейчас занимаюсь в Общественной Палате, именно этот проект довести от начала до конца. Ты знаешь, Саш, если по большому счету, дело в том, как будет выглядеть этот ресурс. Дело в сознании. Вот мы сейчас до эфира говорили с Алексеем Алексеевичем.
А.ПЛЮЩЕВ: Венедиктов имеется в виду.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да. То, что сейчас происходит в связи с системой образования, оно требует бесконечной, ежедневной, очень примитивной разъяснительной работы, потому что вообще никто в целом ничего не понимает, что делать с детьми, что делать с детьми одаренными, как их учить, чему их учить, на каких основаниях, на общих или не на общих, бесплатно или платно, вообще никто ничего не понимает. Я, например, в РГГУ читала лекцию, и девочка встает и на полном серьезе говорит, 2-й курс, простите меня, факультет журналистики, она говорит: «Вы знаете, у меня сестричка переходит в 5-й класс - все образование становится платным». Я ей говорю - ну это не так. Огромная аудитория сидит, это журналисты будущие, и это же не то что девочка плохо подготовилась - это люди так думают, что все, в 5-й класс переходит, и образование платное. Вот как человеку объяснить, что нет? Как вообще всем объяснить, что и как? Что будет так же, как было раньше, а что будет изменяться. Поэтому и одаренных детей это тоже касается. Одаренные дети - это же как раз те дети, которые больше всех хотят учиться, конкурировать. Все, о чем мы говорим, что я делаю в рамках Твиттера, того, что я буду делать с одаренными детьми, это все вопрос конкуренции. То есть я хочу конкурировать с другими звездами, поэтому я использую все доступные мне методы, в том числе и Твиттер. Да, я в Твиттере проявляю максимально возможную активность, потому что это мой инструмент конкуренции. Я активнее, я нновационнее, я знаю, как это монетизировать, я считаю, что стать популярной телеведущей, чтобы ждать звонка от кого-то с предложением вести какую-то очередную передачу, сегодня уже является просто неандертальским подходом к телевидению. Надо самому создавать программы, создавать темы для этих программ, предлагать то, что тебе интересно, и то, что ты бы хотел вести, а не то, что тебе предложит продюсер, и если ты даже не хочешь это вести, но тебе нужно в рамках профессии существовать. Дальше. Что касается детей и что касается образования. Чтобы у детей не было таких вопросов, которые вы задаете мне, когда они станут известными взрослыми или неизвестными, но тоже взрослыми, надо им с самых детских лет объяснять, что будет конкуренция, потому что это капиталистическое общество, и условия равными не будут ни для кого. Условия для конкуренции будут равными. На любом месте конкурируй, вперед! Говорить о том, что все места заняты… Ну, все места заняты в «Газпроме», хотя люди тоже приходят и уходят. Правда же? И от этого никуда не деться. И одни уйдут, а другие вырастут. Все проходит. И любая занимаемая должность, любое занимаемое место всегда является временным. Это такие, как ни странно, очень банальные простые вещи, которые, в частности, не все понимают. Ну вот, например, мой товарищ Андрей Малахов является единственным ведущим Российской Федерации, у которого в программе рейтинг 30. Больше таких ведущих в РФ нету. Нет ни одного. Когда пишут статьи, я читаю, и мне смешно. Ну хотя бы кто-то взял и признал. Богомолов пишет: «сирены гламура подвинулись на пьедестале, и в жанре развлечений типа инфотейнмент только двое или трое сумели сохранить позиции», в частности, успех «Прожектор Пэрисхилтон» очевидный, и я очень люблю эту программу, но бесконечный, не заканчивающийся, и, абсолютно понятно, долгоиграющий успех Андрея Малахова не сравнится ни с одним другим успехом. Такого просто нет. Идем дальше. Если бы Андрей Малахов жил бы в Америке, это Опра Уинфри. Он уже и есть Опра Уинфри чисто технически. Но только если Опра Уинфри вам говорит «купите этот телефон», вы идете и его покупаете. Если Опра Уинфри говорит вам «голосуйте за Арнольда Шварцнегера, вы голосуете. Это женщина, которая является самым крупным человеком-магазином в США. Одновременно и магазином, и продавцом в этом магазине. Богатейший человек, который монетизирует свою популярность ежесекундно. По популярности у нас Малахов - это Опра Уинфри. Когда каждый ведущий говорит «я бы хотел быть Опрой Уинфри», может, все хотят, но она уже есть.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Почему Малахов не в интернете?
Т.КАНДЕЛАКИ: Потому что он не знает, как монетизироваться.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Вы ему расскажете, я надеюсь?
Т.КАНДЕЛАКИ: Я все время ему это говорю.
А.ПЛЮЩЕВ: И он до сих пор не знает. Наш слушатель постоянный из Финляндии, Андрей Матенко, все время долго думает, но под конец отличный вопрос задает. «Интересно ли Тине что-нибудь немонетизируемое? - спрашивает он через Твиттер меня. - И если да, то что?»
Т.КАНДЕЛАКИ: Вы знаете, если серьезно отвечать, это советское мышление. Эквивалентом успеха все равно являются деньги. Если мы говорим о работе. Правда же? Если мы говорим о каких-то других категориях, то, конечно, мне важнее всего мои дети. Это сложно показывать, потому что это крайне пошло в публичной дискуссии, но я с таким же рвением и энтузиазмом, поверьте мне, развлекаюсь по-детски с собственными детьми. Рассказывать об этом подробно не считаю нужным, но кратко отвечу вам, что люди, неистовые в чем-либо, в работе в том числе, они так же неистовы во всех остальных сферах своей жизни и деятельности. Вот.
А.ПЛЮЩЕВ: Я даже как-то не рассчитывал на такой краткий ответ, честно говоря. Тина Канделаки у нас в эфире, напоминаю я за пять минут до конца нашей программы. Здесь еще был вопрос, мы сегодня практически игнорируем вопросы от наших слушателей. Извините. Вот хорошие вопрос под конец тоже: «А что Тина скажет миру относительно торрентов, авторских прав, в том числе и ее прав?» - спрашивает Федор. Не секрет, что многие звезды опасаются интернета не только из-за вот этой открытости, папарацци и всего прочего, но еще и потому что считают интернет соучастником воровства их авторских прав.
Т.КАНДЕЛАКИ: Слушайте, авторские права на что? На мои передачи? Воруйте их на здоровье! Там в кадре я. Авторские права на песни? Западные музыканты уже давным-давно все поняли, и они сами размещают все…
В.ЗАХАРЧЕНКО: Далеко не все.
Т.КАНДЕЛАКИ: Ну, те, кто понимает, за теми будущее. Потому что невозможно здесь сформировать поле, в котором это будет регулироваться.
А.ПЛЮЩЕВ: Я немножко шире вопрос ставлю. Не только по отношению к тебе, но и по отношению к тем, у кого действительно есть что украсть. Или ты считаешь, что нечего красть?
Т.КАНДЕЛАКИ: Вы знаете, я считаю, что как раз интернет сформирует новую реальность, в которой красть будет гораздо менее интересно, нежели создавать. Почему люди боятся, что у них что-либо украдут? Потому что они что-то создали или приобрели, не факт, что они такое же смогут создать и такое же смогут приобрести. А в интернете это немного другие категории. Это очень сложный разговор, мы в пять минут не уложимся. Что украдут? Песню украдут, фильм украдут? Книгу украдут? Заходишь, скачиваешь и читаешь. От этого что, люди перестанут покупать книги? Да нет. Люди перестанут покупать диски? Да нет. Это всегда такой популистский разговор - за всех бедных, против всех богатых. Вот и все.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Представьте, ваш аккаунт взломают, кто-то получит доступ.
Т.КАНДЕЛАКИ: К частной переписке?
В.ЗАХАРЧЕНКО: Нет-нет, просто получит доступ к инструменту влияния.
Т.КАНДЕЛАКИ: Понимаете, в чем дело, я же это пойму. Если я начну читать свои собственные записи в Твиттере, которые написала не я, ничего сложного нету в том, чтобы создать тут же параллельный аккаунт, в котором выложить видеоролик со словами о том…
В.ЗАХАРЧЕНКО: Вам нечего терять в интернете?
Т.КАНДЕЛАКИ: Конечно.
А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, у Тины Канделаки есть параллельный аккаунт в Твиттере, между прочим.
Т.КАНДЕЛАКИ: Да, пишет там человек. И что мне?
А.ПЛЮЩЕВ: Но настоящая Тина Канделаки - tina_kandelaki.
Т.КАНДЕЛАКИ: Вот смотрите, проводим этот эксперимент. Проще простого. Взломали. Я начинаю благодаря моему удивительному айфону 3G записывать ролик, вот я снимаю вас.
А.ПЛЮЩЕВ: Вы слышали? Она меняет голос!
Т.КАНДЕЛАКИ: Конечно. Дорогие друзья, вы же понимаете, что Тина Канделаки - это я, кто снимает ролики. Поэтому - пожалуйста, все, кто зафолловит меня прямо сейчас, сегодня вечером почувствует абсолютное счастье. Вот я прикладываюсь рукой к айфону - вы точно так же сможете к нему приложиться, и вы поймете, что все болезни и головные боли уйдут прямо сейчас. Не потому что я приложилась пальцем, а потому что рядом со мной самый известный медиа-целитель Александр Плющев, друзья. Вот и все. Сейчас, пока ты будешь говорить, я это выложу, и все будет понятно.
А.ПЛЮЩЕВ: Подожди только, сейчас не выкладывай - опять фонить начнет. Выйдем из эфира через две минуты.
В.ЗАХАРЧЕНКО: Рефреш: 11 649 было на старте, сейчас - 11 664. 15 человек.
Т.КАНДЕЛАКИ: Скажите, что я еще гадаю бесплатно.
А.ПЛЮЩЕВ: На самом деле, просили спеть. Мне кажется, что это было лучше, чем спеть. Самая натуральная песня только что прозвучала в исполнении Тины Канделаки. Я вижу роль звезд, в том числе и в популяризации интернета, то, чем я всегда в незвездном статусе занимался, и я страшно благодарен, в том числе и Тине. Тина выступила в этом году на РИФе в моей секции, и я видел, как люди, интернетчики, разделились на две группы: у одних было очень четкое неприятие Тины, а другие с удовольствием слушали, но потом все равно, чтобы не показаться какими-то не отраслевыми, говорили - ну, это ж Тина Канделаки, господи. Но, тем не менее, все слушали, хлопали. Все нормально. Меня что поразило? Единственный человек в моей секции, который пришел с докладом. Все остальные просто пришли отвечать на вопросы.
В.ЗАХАРЧЕНКО: По старинке.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, они, может быть, и не знали… Тина подготовилась - у нее был напечатанный доклад, и она выступила с блестящим докладом, за что я ей признателен. Вообще, мне кажется, звезды очень многое делают для популяризации. Может быть, даже не все пойдут в интернет и задержатся там, потому что там есть Тина Канделаки или Филипп Киркоров или еще кто-то, но лишний мотив выйти в интернет у них будет. И это важно. Потому что чем больше населения будет в интернете, я здесь абсолютно согласен с Тиной, тем более динамичным будет наше общество, а потом, может быть, как-то и сознание наше будет меняться.
Т.КАНДЕЛАКИ: Помнишь, что я сказала во время доклада? Ты еще рассмеялся. Там одна фраза: если вас нет в Яндексе, значит, вас нет в жизни.
А.ПЛЮЩЕВ: Я помню только одно: Плющев - это уже не человек, Плющев - это СМИ. Спасибо тебе огромное, что пришла сегодня, рассказала за себя и за того парня, между прочим. Я думаю, этот разговор мы еще будем продолжать. Тина Канделаки, Виктор Захарченко, Александр Плющев. Большое спасибо. Это была программа «Точка».