Купить мерч «Эха»:

Ранее Средневековье Испании: обряды и обычаи - Наталья Малиновская - Непрошедшее время - 2014-01-19

19.01.2014
Ранее Средневековье Испании: обряды и обычаи - Наталья Малиновская - Непрошедшее время - 2014-01-19 Скачать

М. ПЕШКОВА: Филолог-испанист Наталья Малиновская в прошлой передаче рассказывала о зимних праздниках на Пиренеях. И о вышедших впервые по-русски испанских народных сказках. « Зеленая роза, или Двенадцать вечеров» - ее название. Сегодня говорим о темном Средневековье в Испании, затем о создателях испанской империи – Изабелле и Фердинанде. Вы станете обладателем книги испанских народных сказок, если ответите на вопрос: как глава католической церкви отметил религиозное рвение королевы Изабеллы и Фердинанда? Продолжение истории, рассказанной Н. Малиновской.

Н. МАЛИНОВСКАЯ: Превратности испанской истории начались в 7 веке, когда арабы легко и быстро завоевали Пиренейский полуостров. Им понадобилось на это меньше 10 лет. Недавняя римская провинция, а это прекрасное начало истории, оказаться римской провинцией и успеть воспринять азы той великой культуры. И эта римская провинция становится окраиной арабского мира. Как заметил поэт, есть времена, когда лучше жить в провинции, у моря. Там, вдали от столичных порядков и дышится вольнее. И Испании далеко от Рима дышалось вольнее. И теперь вдалеке от арабских столиц ей стало вольно дышаться. И в 7 веке началось почти вековое арабское владычество. Я замечу, что термина « арабское владычество» в испанской истории никто не отменял. Никого оно не оскорбило. Там по-прежнему продолжают называть вещи своими именами. Хотя 8 столетий – срок очень долгий – к этому арабскому владычеству за 8 веков успели привыкнуть, успели сжиться с ним, несмотря на то, что освободительная война, реконкиста, началась очень рано. Не успели завоевать, а она уже началась. Не получилось сразу свергнуть арабское иго, а за 800 лет к нему привыкли. Понятно, что все 8 столетий с равным энтузиазмом воевать невозможно. Завоеватели постепенно роднятся с покоренным народом. Женятся на христианках. Кастильские рыцари, в том числе национальный герой, ( НРЗБЧ) герой национального эпоса. Такое знамя реконкисты. Прежде, чем стать знаменем реконкисты, он поступал на службу к халифам. И ему удавалось разрешить какие-то междоусобные свои счеты со своими единоверцами. Восемь столетий складывалась особенная жизнь. Усваивали арабский язык, усваивали культуру. Купцы торговали. И вот на Пиренейском полуострове сложилось удивительное государство, к устройству которого было бы небезынтересно приглядеться сегодня. Для начала вспомним замечание испанского философа Ортеги – и - Гассета по поводу реконкисты. Он написал: « Не могу не усомниться в природном героизме нашего народа, которому на освободительную войну понадобилось целых восемь столетий». Такая медлительность сослужила добрую службу испанской культуре. Испанцам в очередной раз повезло с завоевателями, ведь арабская культура, которую принесли на Пиренеи арабы, она была несоизмеримо выше европейской. Все восемь столетий пресловутого ига рождавшаяся испанская нация усваивала эту глубокую культуру. Узнавала разную арабскую науку и духовную культуру Востока. И даже таким странным путем часть античного наследия пришла в Испанию и в остальную Европу через Восток. Опять скажу, что замечательный фундамент был заложен Римом в Испании. В итоге буквально в первые десятилетия арабского владычества Испания преобразилась. Кордову стали называть украшением мира и сравнивать с Константинополем, первым городом мира. А Гранаду, один из красивейших городов Европы, наверно, самый завораживающий город, о котором можно отдельно говорить часами, арабы выстроили Гранаду. Ее до них просто не было. Вскоре она, одна из трех андалузских столиц, стала центром не просто чужой арабской культуры, а центром своей, андалузской культуры, в которой поровну было Европы, Африки, Запада и Востока, строгой арабской изысканности и сумрачного духа. И жили там, особенно на юге, иначе, чем в остальной Европе. Испанию населяли три народа. Это завоеватели, их было много: арабы, испанцы. Не совсем корректно называть их испанцами, потому что нация только складывалась, но, условно говоря, испанцы. И издавна поселившиеся на Пиренейском полуострове евреи, их было тоже довольно много. Арабы установили на полуострове довольно либеральную систему правления. Во-первых, они не зверствовали. Никого не заставляли принимать свою веру под страхом той или иной кары. Начали они с того, что объявили равенство перед законом. Всех иноверцев уровняли в правах с собой, с завоевателями. И объявили свободное исповедание всех религий. Христианству и иудаизму дозволялось существовать в довольно гуманных рамках закона. Церкви и синагоги не закрыли, просто запретили строить новые. Молиться согласно своей вере дозволялось. Дозволялось молиться в церквях. Запретили колокольный звон, но с этим можно примериться. Даже судиться друг с другом христиане могли в своих судах. И по исламским обычаям они судились только тогда, когда одна из сторон исповедовала ислам. А так между собой разбирайтесь, согласно своей вере. Арабские властители проявили к вопросам вероисповедания терпимость, которая граничила с безразличием. И это было замечательно. Вот еще любопытная деталь, ее особо примечало еврейское население по той причине, что дотоле терпевшее притеснение, оно с радостью встретило завоевателей и стало их верным союзником. Они получили особый государственный статус покровительствуемых. Одновременно даны были налоговые скидки и позволения занимать высокие придворные должности, включая дипломатические. В свете этих послаблений показались не такими существенными ограничения. К примеру, нельзя сидеть в присутствии мусульман, нельзя ездить в седле. Нельзя строить дома выше тех, что принадлежат мусульманам. Их даже не оскорбляло повеление носить на одежде опознавательный знак в виде шестиконечной звезды. Не оскорбляло по простой причине: почему не носить, если на стенах христианских церквей мы по сей день видим шестиконечную звезду рядом с восьмиконечной, Вифлеемской. И тут же рядом символ Гранады – гранат. И все же часть испанцев добровольно приняла ислам, и стала принимать арабскую культуру. По-испански их называют « ренегадус», откуда корень наших ренегатов. Другая, более многочисленная часть испанского населения, сохранила свою христианскую веру, но восприняла с интересом и энтузиазмом арабскую культуру. И вскоре оказалось, что знают они арабский язык не хуже, чем свой, родной. Родной язык тогда еще не назывался испанским. Это был ( НРЗБЧ). Он только образовывался из латыни. Постановлений относительно языка арабская власть никаких не издавала. Как-то сам собой на полуострове воцарился трилингвизм. Т.е. испанцы владели классическим арабским, читали на арабском. Даже сочиняли стихи по всем правилам арабской метрики. И сверх того, свободно говорили на местном диалекте арабского. На испанском языке они тоже говорили. Многие знали еврейский язык и читали на арамейском. В этой странной языковой ситуации латынь постепенно отходила на второй план, хотя были знатоки латыни, и как-то забывалось. В официальной речи арабский вытеснял латынь. Этот трилингвизм сослужил замечательную службу всей Европе, потому что в Испании образовалась толедская школа переводчиков. Бесценный источник просвещения на века для всей Европы. Сотни мастеров высочайшего класса. Сотни мастеров нашей профессии работали в Толедо. Переводили с арабского на латынь. С латыни на народные языки. Это они, переводчики толедской школы, познакомили Европу с научными достижениями Востока, с литературой арабского и античного мира. В Гранаде стоит единственный в мире памятник переводчику. Больше нигде до этого не додумались. Понятно, легче поставить памятник Чижику, который водку пил. В Гранаде есть памятник переводчику. Я упомянула только малую часть того, что оставило арабское нашествие испанской культуре.

М. ПЕШКОВА: Наталья Малиновская, филолог-испанист, об испанском Средневековье на « Эхо Москвы» в программе « Непрошедшее время».

Н. МАЛИНОВСКАЯ: Я не сказала об архитектуре. Ради того, чтобы ее увидеть, едут и едут в Испанию не только искусствоведы. Отдадим должное не только гуманным арабским халифам, но и тем, кто их постепенно сменял, потому что все-таки реконкиста шла, и земли отвоевывались у арабов. На этих землях образовывались сначала маленькие, а потом они укрупнялись, ранние испанские королевства. Короли этих испанских королевств каким-то чудом сохранили систему арабского правления вместе с этой удивительной веротерпимостью. Сначала они совершенно не помышляли об установлении на своих землях религиозного единомыслия. Не только из гуманизма, радели они не о свободе совести, а о государственной пользе. Им хотелось, чтобы остались жить на отвоеванных землях арабы, которых они видели. И мастеров своего дела, и очень полезного купечества. Да и замечательно образованных людей. В результате такого правления множество мусульман осталось жить на этих территориях, способствуя их процветанию. В каждом испанском городе появился и мавританский квартал, и еврейский квартал, причем вовсе не гетто. Это довольно фешенебельные кварталы в центре города рядом с рынком, рядом с Соборной площадью. Жить там было престижно, удобно. Поразительно, что кварталы эти существуют до сих пор. Когда вы в Гранаде входите в такой квартал, вы сразу понимаете, что это другой город, другая традиция, другая культура. С первого шага по этим улицам это понимаешь. Эти короли, христиане покровительствовали иноверцам. Они давали им разного рода привилегии. Испанцам, своим единоверцам, они никаких привилегий не давали, потому что те должны быть счастливы уже тем, что живут они у себя на родине. А иноверцам, дабы им неповадно было мятежничать, их надо было чем-то порадовать. К примеру, иноверцам христианские короли выдали потрясающую привилегию – амнистию за все преступления, которые они могли совершить или совершили до переселения в такой-то город. Если эта привилегия с чем-то и может сравниться, то с беспримерной папской буллой, которую Папа римский отпускал крестоносцам при начале крестового похода. Все грехи, которые им случилось совершить до того, и все те грехи, которые они совершат на пути в Святую Землю. Такое беспримерное гуманное отношение к иноверцам испанские короли проявляли. И объявили себя королями трех религий. Встречая короля, христианина, католика, при въезде в город к нему выходили три процессии. Христианская процессия со статуями святых, процессия мусульманская несла свои святыни. И иудейская процессия со свитком Торы в ларце. Все в национальных костюмах, с национальными инструментами. Они пели, играли, танцевали национальные танцы. Это немыслимое зрелище довольно долго существовало в Испании. Король останавливался у городских ворот, каждая процессия его приветствовала. Потом происходило нечто, вроде концерта народной самодеятельности в трех ипостасях. И король равно благосклонно выслушивал все речи. Таково было в Испании темное средневековое время. Такая одна впечатляющая деталь. В 15 веке, когда темнело, из Рима пришло повеление упорядочить богослужение. Тут же немедленно ( НРЗБЧ) отправилась петиция, подписанная местными церковными иерархами с просьбой дозволить и впредь раввину ( НРЗБЧ) руководить в местном соборе церковным хором и обучать прихожан пению и танцам. Представьте себе, разрешение было дано. Такая любопытная информация к размышлению. А уж то, что испанские университеты приглашали преподавать иноверцев, это разумелось само собой. Довольно долго королевская власть в Испании оставалась защитником иноверцев. Ей удавалось долго их охранять от церковного произвола, но время шло, папская власть крепла. Церковные иерархи становились ближе к трону в Испании. Веротерпимость покидала правителей. Иноверцам становилось неуютнее. Многих крестили насильно. Тут же новых христиан стали подозревать в исповедании их старой веры. Наконец, в 16 веке, в золотом веке испанского возрождения была учреждена инквизиция. Принята доктрина чистоты крови. Как показывает мировая история, нигде так чистоту крови не блюдут, как там, где ее попросту быть не может. Чистоту крови требовалось проследить на 4 поколения вглубь. В результате таковых изысканиях появились титулы вроде «нечистый, граф». Что же делать, если в роду, где-то в 44 поколении затесалась арабская или еврейская кровь? Но ( НРЗБЧ) наличествуют, и от титула отказываться не хочется. Надо снабдить его эпитетом. Тогда же иноверцев отстранили от государственных должностей. Запретили выкрестам вступать в монашеские ордена и учиться в университетах. Тогда в Испании возникло понятие « раса», которое потом как-то позабылось. Чем дальше шла испанская история, тем этот конфессиональный признак становился не существеннее, и вытесняла его этническая дискриминация. Если отсюда посмотреть, то кажется, тень, отброшенная в 21 в. будущего. Та удивительная жизнь, о которой я рассказала, приоткрыв только одну ее сторону, кончилась с воцарением Фердинанда и Изабеллы. Тех правителей, которых больше всего и знают за пределами Испании. Правителей, создавших испанскую империю. Это они объединили страну, они завершили реконкисту и отвоевали Гранаду. При них Колумб открыл Америку. Но это при них было угодно сделать Испанию католической державой, истребив понятие « король трех религий». Им захотелось получить от Папы римского именование католической королевской четы. И они его получили. ( НРЗБЧ) Золотой розой, которой Папа римский наградил их за то, что они сделали такой подвиг во имя веры. И в самом конце 15 века они издали указ об очень быстром изгнании из Испании сначала евреев, через несколько лет арабов. Как раз тогда, когда Колумб отплывал, чтобы открыть Америку, Ему даже не из кого было набрать команду, потому что все профессиональные моряки были заняты перевозом изгнанных людей за пределы Испании. Колумб получил разрешение набрать команду по тюрьмам. С этими головорезами он отправился открывать Америку. Так кончилось испанское Средневековье, и сгинуло по слову великого поэта, Гарсиа Лорка, великая культура, равной которой не было больше на Пиренеях. Он мечтал век назад, чтобы начали изучать наследие этой культуры, андалузской культуры. Это отдельная история, спустя 10 лет после его смерти был создан центр в Гранаде по изучению арабской культуры, сделаны были потрясающие открытия. И стало ясно, что не в Провансе родились трубадуры. Они пришли через Испанию с Востока. Их культура, их стилистика, их поклонение прекрасной даме – все это пришло в Европу из Испании, из замечательной страны. Это уже история другая, история изгнанников, которые сумели сохранить свой язык. Они жили среди других народов, но они сохранили испанский язык 15 века. Испанский фольклор 15 века, в устной традиции еще в 20 веке можно было услышать песни 15 века так, как их пели в 15 веке.

М. ПЕШКОВА: Как звучат испанские колядки? Слушаем вместе с вами. В испанской традиции во время Крещения особенного ничего не происходит. О праздниках поговорим летом. В последующих программах с Н. Малиновской от истории перейдем к удивительной жизни, к домашним обрядам. К тому, что нас удивляет в другом народе. Звукорежиссер - Антон Морозов. Я – Майя Пешкова. Программа « Непрошедшее время».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024