Купить мерч «Эха»:

Йонас Лид, великий авантюрист и дипломат, коллекционер и предприниматель, друг Фритьофа Нансена - к 150-летию со дня рождения великого полярного исследователя - Марит Вереншелль - Непрошедшее время - 2011-03-20

20.03.2011
Йонас Лид, великий авантюрист и дипломат, коллекционер и предприниматель, друг Фритьофа Нансена - к 150-летию со дня рождения великого полярного исследователя - Марит Вереншелль - Непрошедшее время - 2011-03-20 Скачать

Портрет норвежского консула Йонаса Лида (из автобиографической книги Й. Лида "Сибирь – странная ностальгия")

М. ПЕШКОВА: Среди дат года нынешнего две, которые не обойти: полтора столетия со дня рождения Фритьофа Нансена и столетие покорения группой Амундсена Южного Полюса. Год, открывшийся зимой торжественно в Тромсе, городе на севере страны, откуда уходили герои покорять северные моря, нацелен на то, чтобы имена великих норвежцев, их деяния вновь, как и раньше, воспеть по всей планете. Каким он был Фритьоф Нансен? О нем написано много, но по-русски литературы о нем, покорителе сердец многих мальчишек, литературы – кот наплакал. Мужество черпать нашим мальчикам остается, по-прежнему, разве что из книги «Два капитана». Слава богу, в работе нынче обстоятельно и по-русски написана биография Фритьофа Нансена, но сегодня разговор о его большом друге, консуле Йонасе Лиде. Кем он был: великим авантюристом и дипломатом, коллекционером и предпринимателем? Сейчас о нем сказали бы: «Ногой открывал дверь». Два года назад вышла впервые по-русски автобиография Лида, свыше двух десятилетий жившего в России. Ее название «Сибирь – странная ностальгия». Увлеченный коллекционер Йонес Лид собрал и вывез из голодной России предметы искусства, тем самым, наверное, спася и владельцев, может быть, от голодной смерти. Судьбу его коллекции проследила профессор истории и искусствознания университета в Осло Марит Вереншелль, внучка друга Нансена, художника-реалиста Эрика Вереншёльда, подготовившая выставку из сокровищ Лида в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в отделе личных коллекций в 2005-м году, когда Норвегия отмечала вековой юбилей расторжения унии со Швецией. Марит Вереншелль – гостья нашей радиостанции.

М. ПЕШКОВА: Каким образом и что за произведения легли в основу коллекции Лида? И каким образом удалось раскрыть многие тайны этой коллекции?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Лид родился в 1881-м году и умер в 1969-м году. Это норвежский бизнесмен, который очень многие годы своей жизни прожил в России. Он приехал в Россию в 1910-м году. Сначала он жил в России до революции. И здесь он организовал Сибирскую компанию. Основная идея Йонаса Лида – это создание северного морского пути из западной России через Норвегию к устьям рек Обь и Енисей. Тогда главная контора этой компании, Сибирской компании, находилась в Красноярске. Наряду с основной конторой, которая располагалась в Красноярске, он открыл еще несколько контор в других городах, в частности, в Петербурге, на Невском как раз около Дома книги, недалеко от Казанского собора. И также в Лондоне. Основная идея как раз была, вот, морской путь, когда могли по чистой воде без льда спокойно добираться по рекам, по Оби и Енисею к сокровищницам Сибири. И он также строил специальные суда, которые могли ходить по этим рекам.

М. ПЕШКОВА: Но жизнь этого человека порой напоминает жизнь авантюриста с большой буквы. Ведь он свое предприятие затеял тогда, когда ему было всего 19 лет. Что, он, с детства мечтал о том, чтобы стать покорителем земель? Что им руководило? Или, наоборот, дворянское тщеславие?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Он был не таким молодым, он родился в 1981-м году, а в Россию он приехал в 1910-м. Это было 29, почти 30 лет. Когда ему было 19 лет, из Христиании, - бывшее название Осло, в то время так называлось, - он отправился в Лондон и занимался предпринимательством там, прекрасно выучил английский язык. После этого он переехал в Германию и много лет работал там. Однажды по пути из Лондона в Париж он встретил одного англичанина, который работал в России и рассказывал ему о России. И вот именно тогда зародилась идея заняться предпринимательской деятельностью в России. Об этом он рассказывал в книге своих мемуаров, которую написал во время Второй мировой войны в Лондоне. Она вышла в 1943-м году и сразу стала бестселлером.

М. ПЕШКОВА: Был настолько популярной натурой, что ему открыли двери во всей России. Он даже был на приеме у Николая Второго. Он был у Коковцева, у министра. Его знали очень многие в нашей стране. Чем, на ваш взгляд, привлекала его личность внимание первых персон государства российского?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Ну, на самом деле, секрет его объясняется тем, что во время своей второй поездки он пригласил в нее Фритьофа Нансена, который пользовался огромной популярностью и известностью в России. Именно Фритьоф Нансен, который вместе с ним предпринял поездку по Енисею, открыл ему пути в такие высшие круги, как, например, к царю. И Фритьоф Нансен, он принимал участие – это было летом 1913-го года – ему было очень интересно посмотреть Россию, Сибирь, он проехал по Енисею, очень много фотографировал. Он дальше продолжил путь по Транссибирской железной магистрали, вплоть до Владивостока. И потом получил приглашение от царя проехать и в Санкт-Петербург, чтобы встретиться именно там с ним. То есть, двери открыл ему в Россию Фритьоф Нансен.

М. ПЕШКОВА: Что в своих мемуарах господин Лид пишет о визите к царю?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Мы не должны забывать о том, что, все-таки, тема должна вернуться каким-то образом к собранию произведений искусства, которая была собрана Йонасом Лидом. То, что касается его отношений с царем, то он хотел получить российское гражданство. И он хотел, чтобы сенат, российский сенат это утвердил. И в 1914-м году ему удалось это сделать, получить гражданство. Он был назначен новым норвежским королем, который тогда был, в Россию норвежским консулом в Красноярске. Кроме того, Йонас Лид в этом же году совершил очень большой подвиг, потому что, когда началась Первая мировая война, он был в Гамбурге, и ему удалось спасти целую флотилию русских кораблей, которые там находились, когда еще только вот появилось первое сообщение о том, что объявлена война, но еще не все о ней знали. И ему удалось вывести корабли и привести их в Сибирь. То есть, конечно, он сделал очень большое дело для России. За этот поступок, за этот геройский поступок русский царь в 1915-м году присвоил ему звание наследного почетного гражданина России.

Вы спросили о том, какое впечатление на него произвел также русский царь. Он, в общем-то, об этом, действительно, не очень много пишет, о своей аудиенции у русского царя Николая Второго. Единственное, что хочется сказать, он заметил, как он себя вел. Он хотел казаться расслабленным, таким, немножко свободным, но, в то же время, чувствовалось огромное напряжение, которое за этой вот непосредственностью скрывалось. Николай Второй был двоюродным братом норвежского короля Хокона VII

и также был в родственных отношениях с королевой, которая была урожденной английской принцессой. Йонас Лид чувствовал, поскольку русский царь и норвежский король были в родственных отношениях, некоторая лояльность по отношению ко всей царской семье, даже после революции, когда русский царь вместе со своей семьей был в Тобольске, Йонас Лид участвовал в проекте по его освобождению. То есть, изначально план был такой, что они царскую семью сажают в лодку, и она сначала по Иртышу, который является притоком Оби, они поплывут до Оби, потом по Оби они добираются вверх, и окончательно в Мурманск они должны были доставить царскую семью. Можно подумать, когда он пишет об этом в своей автобиографии, что здесь какая-то доля хвастовства есть или что-то, может быть, придумано. Но он, действительно, был в Англии, чтобы договориться об экономической поддержке этого проекта, и существует документация английской разведслужбы, в которой, действительно, подтверждается, что он был замешан в этот проект, и что это не просто его вымысел. Но Йонасу Лиду не удалось получить экономическую помощь именно в Англии, потому что, не смотря на то, что там король тоже находился в родственных отношениях, он был двоюродным братом российского царя, но они не захотели давать экономическую помощь для поддержания этого проекта по политическим причинам. Они боялись революции в своей стране. Йонас Лид предполагает, что об этих планах по его освобождению российского царя стало известно советскому правительству, советским властям, именно по этой причине они переслали его далее из Тобольска в Екатеринбург, где и была уничтожена царская семья.

М. ПЕШКОВА: Окончилась Первая мировая война, потом в России случилась революция, февральская, октябрьская. В эти моменты где был господин консул?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Во время октябрьской революции Йонас Лид находился в Петербурге и стал свидетелем штурма Зимнего дворца, и он писал о том, что каждый метр дворца, практически, был поврежден. Когда произошла октябрьская революция, Йонас Лид сразу понял, какая опасность угрожает Сибирской компании. И он проинформировал руководство в Кристиании о том, что нужно срочно спасать все, что можно спасти. Предложил поехать в Красноярск, чтобы организовать работу по спасению фирмы, этой компании. Однако, в Кристиании руководство не отнеслось серьезно к его предупреждениям, и отозвало Йонаса Лида из России в Норвегию. И таким образом все, чем владела Сибирская компания, было национализировано. Они потеряли все. Тогда руководство Сибирской компании в Кристиании было им очень недовольно, и они отозвали, он был уволен из этой компании.

М. ПЕШКОВА: Известно, что он владел огромной коллекцией. Что это за коллекция? Какова судьба ее приобретения, собирания? Что с ней стало дальше?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Похоже, что Йонас Лид начал собирать свою коллекцию еще до революции. Потому что в его мемуарах можно прочитать, что, когда он жил на Большой Конюшенной улице, то его многие произведения искусства, находящиеся там, были разграблены. И некоторые из своих работ он видел потом в художественной галерее, в Эрмитаже. Йонас Лид очень много путешествовал, он также решил спасти, если это возможно, какие-то остатки Сибирской компании, и поэтому он отправился в путешествие в Сибирь. Там же он встретился с движением белогвардейцев, с Колчаком. Там у него тоже были какие-то проекты. Он, кроме того, к 20-му году вернулся опять в Москву и начал писать небольшую брошюрку для западных бизнесменов о том, какие отношения складываются в России, условия работы, политическая ситуация, и так далее.

М. ПЕШКОВА: Наверное, для того, чтобы узнать побольше о политической ситуации, он общался и с Троцким, и с Лениным. Как это было?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Он встречался с Лениным и с Троцким в 1917-м -18-м году, это было до того, как он уехал из России.

М. ПЕШКОВА: Профессор истории и искусствознания университета в Осло Марит Вереншелль про консула Йонаса Лида в «Непрошедшем времени» на радио «Эхо Москвы».

Что это были за встречи, как это все происходило? Что он говорит сам по этому поводу в своих воспоминаниях?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Он встречался с Лениным и с Троцким, это было в 1917-м или 18-м году и как раз было связано с национализацией Сибирской компании. Йонас Лид хотел каким-то образом добиться встречи с Лениным, чтобы попросить сохранить эту компанию, если это возможно, вообще, было сохранить. И когда он был на этих встречах, то он понял, что они были к нему очень холодны, и у него создалось… что они не принимали его. Он понял, что, несмотря ни на какие его попытки, спасти компанию не удастся.

М. ПЕШКОВА: А как же ему удалось вывезти культурные ценности? Это ведь была не маленькая коллекция? Тем не менее, она оказалась на Западе.

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Йонас Лид жил в Москве до 1931-го года. Свою коллекцию он начал собирать гораздо ранее, в 20-х годах. Причем, он специализировался на покупке предметов искусства небольших размеров. Особенно его интересовали предметы искусства и живописи пушкинской эпохи, которые имели очень небольшие размеры, то есть, для него важно было, чтобы размеры были небольшие. И, кроме того, он приобрел 9 небольших полотен графа Шереметьева, которые находились во дворце графа на Воздвиженке. Когда после революции было объявлен нэп, тогда появилось очень широкое поле деятельности для бизнесменов. Ленин относился очень положительно к предпринимательской деятельности, в том числе и иностранцев. И тогда в начале 20-х годов у Йонаса Лида своя фирма, его бизнес процветал, ему удалось сначала арендовать весь второй этаж здания на Большой Никитской улице дом 48, они вместе еще с одним шведом арендовали весь второй этаж. Но, по мере того, как время шло, и отношение к нэпу менялось, эта площадь все сокращалась и сокращалась. В результате у Йонаса Лида осталась небольшая комната, что также заставляло его выбирать предметы искусства небольших размеров. Во время Второй мировой войны, когда Йонас Лид находился в Лондоне и писал свою автобиографию, он также занимался тем, что он разбирал свою коллекцию и на каждой картине, на каждом предмете с обратной стороны он писал историю этой работы: где и когда он ее приобрел, у кого приобрел. Большинство предметов искусства были приобретены на аукционах, где выставлялись предметы искусства, национализированные у русских графов, князей и так далее. Особенно Йонаса Лида интересовала пушкинская эпоха, и он хотел с помощью картин и предметов искусства создать себе наиболее полную и живую картину того времени, той эпохи, когда жил Пушкин. У него был целый ряд картин, например, из Петербурга 1820-х годов в его коллекции. И, кроме того, его очень интересовал царский фарфор, и вот, чтобы на фарфоре были обязательно царские символы. Кроме того, Йонаса Лида очень интересовал Лермонтов, и он также собирал портреты офицеров времен Лермонтова. Дело в том, что граф Шереметьев находился в родстве с Лермонтовым по материнской линии через Вяземских, поэтому ему удалось на аукционах именно от графа Шереметьева приобрести ряд портретов офицеров лермонтовской эпохи. Из полка, где служил Лермонтов, гвардейский гусар, портрет нарисован в 1839-м году. На обратной стороне этого портрета Лид наклеил три дополнительных портрета небольших. Это три известных портрета Лермонтова. Он пишет, что он купил это у графа Шереметьева. И он считает, что сходство на этих портретах и картинах на оборотной стороне доказывает, что на этом портрете изображен Лермонтов. И очень интересная история произошла с этой картиной. Дело в том, что специалисты литературного Пушкинского музея провели очень большую исследовательскую работу. Дело в том, что, действительно, в то время был нарисован портрет Лермонтова, но не этот. И специалисты по манере письма, ссылаясь на год 1839-й, кто служил в этом полку в тот год и имел ордена, которые нарисованы на портрете, определили, кто именно изображен на этом портрете. И оказалось, что это – капитан Шевич.

М. ПЕШКОВА: Каковы еще ваши открытия, если речь идет о коллекции Лида? Каким образом вы получили доступ к этой коллекции? Как вам стало о ней известно?

М. ВЕРЕНШЕЛЛЬ: Еще был открыт совершенно неизвестный портрет, написанный Тропининым нашего российского баснописца Ивана Андреевича Крылова. И еще там был портрет шведско-норвежского короля Оскара Второго. Во время революции нижняя часть этого портрета была простреляна пулями, испорчена картина. Судя по надписи с обратной стороны, этот портрет был выполнен Константином Маковским, а то, что было внизу написано на портрете, разобрать было невозможно, поскольку она была изрешечена пулями, и так и не смогли ее отреставрировать. Оказывается, что этот портрет был нарисован в 1860-е годы, когда Оскар Второй был еще принцем. Причина того, что я заинтересовалась собранием Лида: я познакомилась с одной женщиной, которая в последние 20 лет его жизни, Йонаса Лида, была его домохозяйкой. Сейчас ей уже 94 года и она стала соседкой моей мамы по комнате в Осло. Это было в конце 80-х годов, когда она узнала, что я являюсь искусствоведом, историком, то она проявила ко мне интерес и попыталась меня заинтересовать именно этой темой, Йонасом Лидом. Тогда она стала снабжать меня литературой, рассказывать о нем. Она дала мне прочитать две автобиографии Йонаса Лида 46-го и 61-го года. Его также книгу о Сибирской компании. И она считала, что это очень печально, что забыли в настоящее время Йонаса Лида. Она считала, что это было совершенно незаслуженно. Она была его домохозяйкой, где он поселился после того, как вышел на пенсию. Это было в Ромсдале. Если смотреть, это южная Норвегия, но если мы будем брать расстояние между Берлином и Тронхеймом, то это находится на северо-западном побережье. Ромсдал называется это местечко, где он поселился. Меня подключили к проекту российско-норвежскому «Россия и Норвегия – соседи. История через века». Тогда по телевизору по норвежскому показывали небольшой сюжет, где я на заднем плане вдруг увидела ту усадьбу, в которой жил Йонас Лид в последние свои годы. И был показан портрет как раз Оскара Второго, который был в то время особенно никому неизвестен. Тогда я решила, что мне нужно к этому подключиться и рассказать людям об этом побольше. И тогда я связалась с племянником Йонаса Лида, который унаследовал эту коллекцию. Дело в том, что Йонас Лид сделал профессиональные такие таблички под своими работами, и я к нему обратилась, чтобы он мне их прочитал и назвал. И когда племянник Йонаса Лида стал мне называть, какие предметы находятся в этой коллекции, я поняла, что почти все они имеют очень известные российские имена художников, тех, кто делал предметы искусства. Тогда я решила, что мне самой необходимо туда прилететь и посмотреть, что там находится. Я сразу же взяла билет на самолет из Осло, прилетела и целый день я посвятила тому, что я очень тщательно фотографировала и подписывала предметы этого собрания, кто, когда это сделал и как это называется. Я сразу поняла, что это предметы очень высокого класса, что это первоклассное российское искусство, несмотря на то, что я занималась русским искусством второй половины 18-го века. Я тогда сделала целый альбом с фотографиями тех предметов искусства, которые были в собрании, и привезла их на семинар в Москву, который как раз был посвящен подготовке выставки в 100-летию независимости Норвегии. И я показала этот альбом женщине, которая является сотрудником Академии наук и музея Кунсткамера в Петербурге. И она была как раз на этом семинаре. И она, конечно, сразу же зажглась интересом к этому собранию. Я показала также альбом с фотографиями работ из коллекции Йонаса Лида сотрудникам Пушкинского музея и Третьяковской галереи. У меня к этому времени уже был очень хороший контакт с этими двумя галереями, потому что я – историк-искусствовед.

М. ПЕШКОВА: Марит Вереншелль, профессор истории и искусствознания университета в Осло о консуле Йонасе Лиде. Как сказали бы сейчас, Нансен оказался в роли пиарщика поездки Лида в Россию в 13-м году. Не в этом дело! Нансен вокруг – это первая программа в цикле о юбиляре. Звукорежиссеры – Николай Котов, Анастасия Хлопкова. Я – Майя Пешкова. Программа «Непрошедшее время».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024