Табель о рангах - 2013-01-13
Меня в эти дни больше всего удивила история узбекского дворника Бахрома Хуррамова. Который сломал 12-летнему мальчику челюсть, да еще с сотрясением мозга.
Ведь картина поначалу была самая что ни на есть очевидная и козырная для тех, кто не любит всех этих «черных», «хачей» и тому подобных. Узбек, едва говорящий по-русски. Живет здесь и работает нелегально. Дети просто играли в снежки и случайно попали в этого узбека. А он взял да и побил ребенка. Именно что ребенка – мальчику-то всего 12 лет. Русскому мальчику, которого побил узбекский дворник в московском районе с классическим названием Южное Бутово. И мера пресечения была выбрана самая крайняя в виде ареста.
И тут начались чудеса. Когда за узбека-нелегала встали как один все жители дома, собирающие подписи, пишущие письма и дошедшие, как говорили в былые времена, до телевидения. Полиция, просящая заменить арест на подписку о невыезде, в связи с новыми обстоятельствами в деле – когда такое было? И мальчик, в эти 12 лет оказывающийся садистом и матерщинником, который бил сверстника, выкладывал видео в Сеть и с дружками регулярно травил этого узбека.
Пацана жалко: перелом челюсти и сотряс – это не шутка. И ведь дворник действительно виноват. Может его и травили и обижали словесно, но он же насилие применил и в этом случае не должно быть такого, чтобы узбека не наказали.
Но важно другое. Что ситуация не свелась к обычной ксенофобской бытовухе. Оказывается и при таком раскладе полиция может найти новые обстоятельства и народ наш может защитить узбека, работающего в столице на рабских условиях. И ребенок может быть не только жертвой, но и маленьким негодяем. И что национальность пострадавшего и обвиняемого не имеют никакого значения. Это так удивляет именно потому, что, как правило, все из описанного выше происходит с точностью до наоборот.
Но, конечно, ничего хорошего дворнику из Узбекистана не светило бы, если бы местные за него не вступились. А вступились они за него потому, что не по рассказам, не по дурацким стереотипам составляли свое представление об узбеках – а знали этого человека лично.
Многие наши проблемы и страхи происходят от того, что мы ничего друг о друге не знаем. Боимся людей только потому, что они на нас не похожи. У нас во дворе тоже работает дворник из Азии. Отличный парень. Встает рано, убирает чисто, все делает хорошо, все мы его уважаем и знаем не первый год. За что мне его ненавидеть? Чего мне его бояться?
А другая история недели получилась не такой оптимистичной. Обращение или якобы обращение челябинского сироты Максима Каргопольцева к Путину с просьбой отпустить его в Америку к тем, кого он уже фактически считает своими будущими папой и мамой.
История быстро свелась к тому, чтобы установить: а точно ли Максим просил Путина? А не было ли это провокацией, не науськивал ли кто-то парня? Начали доказывать, что мальчик чуть ли не здоров как бык и никаких проблем и отклонений у него нет. И в какой-то момент предъявили нам как будто его собственное опровержение, мол, его спровоцировали.
Но даже в этом опровержении есть главное: Максим действительно хочет уехать к новой семье. Здесь у него семьи нет и неизвестно будет ли когда-нибудь. А к этим двум американцам он ехать готов и хочет этого. И документы все уже почти были готовы. И здоровье у него, к сожалению, не богатырское. Но вот это всё как раз никого из начальства и не волнует.
Главное, чтобы не было провокаций против России. Чтобы доказать, что ничего Максим от Путина не хотел. Да не важно – было или не было документальное обращение, сам он его составлял или кто-то ему помог! Важно, что у парня, уже однажды потерявшего семью, теперь семью отнимают повторно. Важно, что в его судьбе могла произойти перемена к лучшему, а теперь не произойдет.
Пускай депутат хочет оформить опекунство, но Максим хотел уехать не к этому депутату, а к другим людям, пускай даже и в другую страну. Однако это не важно.
Судьба конкретного человека – не важна. Престиж государства – вот что самое главное. Не государство для человека, а человек для государства. Пока живем по этой формуле, так и будем жить в дерьме.