Купить мерч «Эха»:

Школьная форма против хиджабов - кто прав - Станислав Белковский - Своими глазами - 2013-01-08

08.01.2013
Школьная форма против хиджабов - кто прав - Станислав Белковский - Своими глазами - 2013-01-08 Скачать

О.БЫЧКОВА: Это программа «Своими глазами», у микрофона Ольга Бычкова и Марина Королева.

М.КОРОЛЕВА: Всем здравствуйте. Своими глазами я вижу только Ольгу Бычкову.

О.БЫЧКОВА: А я – тебя. Сегодня мы решили так сделать, потому что продолжаем расслабленно вести разговоры на разные темы, но темы важные, конечно.

М.КОРОЛЕВА: Ничего себе - расслабленная тема - хиджаб против школьной формы.

О.БЫЧКОВА: У нас небольшой гибрид программы «Своими глазами» и программы «Поехали» Марина Королевой, поэтому у нас такие «поехавшие» глаза.

М.КОРОЛЕВА: С глазами все нормально - мы не в хиджабах и не в школьной форме. Мы здесь, чтобы поговорить с вами на эту важную тему.

О.БЫЧКОВА: Потому что эта тема обсуждается уже недели и месяцы.

М.КОРОЛЕВА: Напомним - этот вопрос обсуждают в Татарстане, на Ставрополье и в других российских регионах – уместен или неуместен в школах хиджаб.

О.БЫЧКОВА: Под хиджабом мы понимаем платок, который закрывает волосы и оставляет открытым лицо.

М.КОРОЛЕВА: Это не чадра. Хиджаб – это платок, определенным образом завязанный, определенного фасона – но не более чем платок. Итак, к началу истории – она тянется несколько недель и месяцев, постепенно подогревается в обществе.

О.БЫЧКОВА: Это сюжет 2012 года не только у нас, но и в Европе.

М.КОРОЛЕВА: Мне кажется, в Европе все нормально. У нас это произошло в октябре 2012 г. На Ставропольском крае в школе поселка Каратюбе. Там директор запретила пяти ученицам-мусульманкам ходить на занятия в хиджабах. Родители девочек посчитали, что это нарушение их прав, обратились в муфтият, а потом и в прокуратуру. Но в прокуратуре запрет на хиджабы сочли обоснованным и соответствующим законодательством. Вскоре правительство края выпустило постановление о требованиях к внешнему виду и одежде школьников и запретило ученицам-мусульманкам носить в школу хиджаб. Документ вступил в силу 20 декабря.

Этот инцидент получал освещение в СМИ, а потом стал одним из вопросов Путину на итоговой декабрьской пресс-конференции. Он на него отвечал и высказался однозначно против ношения хиджабов: «В самом исламском мире авторитеты ислама говорят о том, что этого не надо делать – носить хиджабы в учебных заведениях. А мы у себя будем внедрять чужие нам традиции? Зачем?».

О.БЫЧКОВА: Кстати, когда я это услышала, я не поняла, о чем он говорит – в каких таких исламских странах, где это?

М.КОРОЛЕВА: До того, как высказался Путин, был комментарий министра образования Ливанова и он, комментируя этот конфликт в октябре, заявил, что не видит в ношении мусульманского платка нарушений каких-либо норм, - по сути, он разрешил носить хиджаб. Но тогда же в думском Комитете по образованию заговорили о том, что не ввести ли школьную форму единого образца, потому что это, мол, может снять все противоречия.

О.БЫЧКОВА: Автоматически.

М.КОРОЛЕВА: Да. В конце декабря, после того, как вступил в силу документ ставропольского правительства, запрет на ношение хиджабов, начался сбор подписей на сайте «Демократор.Ру», где можно любую петицию выдвинуть и проголосовать.

О.БЫЧКОВА: И их там немало, и все время происходят какие-то голосования.

М.КОРОЛЕВА: Да. Там мама трех девочек-школьниц из Самары, Каримова, сама мусульманка, написала петицию на имя президента с просьбой разрешить носить хиджаб. Там уже проголосовали 10 тысяч человек. 5,5 тысяч считают, что проблема существует, и поставлена правильно. И 4,5 считают, что такой проблемы не существует. Кстати, на этом сайте идут еще два голосовании е - одно в поддержку Путина, который высказался против хиджаба и еще одно голосование - хиджабы в школе как проявление исламского экстремизма. То есть, разогрелись. Полный набор, страсти кипят. Это предыстория.

Если посмотреть конституция - что сделала Альфия Каримова, - она подробно приводит ст.28 конституции, где говорится, что каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию. И с другой стороны она говорит о хиджабах, обязательных для каждой мусульманки. Получается, что платок является обязательным предписанием религии для мусульманок, и согласно ст.28 никто не имеет право чинить препятствий в осуществлении своих прав. Не поспоришь.

О.БЫЧКОВА: и мы понимаем, что она права, по большому счету.

М.КОРОЛЕВА: Это с одной стороны. А с другой стороны, ты как относишься к тому, что девочки-мусульманки в московских школах появлялись бы в платках?

О.БЫЧКОВА: Честно говоря, я к любым запретам и регулированиям внешнего вида, не связанным с прикрытием или открытием наготы, отношусь плохо. По-моему, если человек хочет носить платок – пускай носит. Если человек хочет носить длинные волосы, никто не должен заставлять его стричься, как это делалось раньше в советских школах. То есть, ради бога, переживайте по какому-нибудь другому поводу, но только не по поводу нашего внешнего вида.

М.КОРОЛЕВА: Но это не просто внешний вид. Мы не о моде говорим, не о том, какое платье красивое или платочек. Мне кажется. Мы уводим вопрос от главного – человек, который пришел в школу в одежде соответствующего образца как бы говорит – я не такой как все, я другой. Это разделяет.

О.БЫЧКОВА: А что плохого в том, что девушка пришла в школу в платке?

М.КОРОЛЕВА: Ничего особенного нет, плохого точно нет, - это не мешает ей учить математику. С одной стороны. Но она по-другому выглядит. Человек смотрит на нее и понимает – она другая, не такая, как все. Хорошо ли это в детской среде?

О.БЫЧКОВА: То есть, ты считаешь, что родители, таким образом, обрекают ребенка на то, что он может быть изгоем или объектом насмешек? Ставят его под удар?

М.КОРОЛЕВА: Да, есть такой момент, который касается детской психологии. С другой стороны, государство у нас светское.

О.БЫЧКОВА: Как-то мы в этом иногда сомневаемся.

М.КОРОЛЕВА: Но по конституции религия у нас отделена. Школа это явно государственное учреждение - если это не воскресная школа, куда девочки приходят в платках длинных юбках. Но это особая статья. А здесь государственное учреждение, образование у нас публичное, всеобщее, одинаковое для всех вроде бы. А здесь мы сразу видим некую группу, которая отлична от других. Хорошо ли это? Цитирую Владимира Познера, он тоже задается этим вопросом: «Россия - светское государство? – да. В России есть государственная религия? - Нет. А коль скоро так, тогда Церковь отделена от государства и школа от Церкви». Если православные девочки в школу начнут ходить в платках и длинных юбках, мальчики-иудеи будут приходить в кипах.

О.БЫЧКОВА: И не каждый день недели.

М.КОРОЛЕВА: ну, суббота у нас в школах выходной? И будут мусульмане. К тому же кому-то будет разрешено совершать намаз 5 раз в день, и часовня для молитвы, что-то такое фантастическое.

О.БЫЧКОВА: И еще масса других вещей других конфессий и направлений могут появиться.

М.КОРОЛЕВА: В общем, у меня возникают вопросы. С одной стороны, ты права, и вроде бы ничего страшного - та же Каримова пишет, что это не мешает ребенку учиться. Если ученица в платке справляется с задачками, то ее одежда не должна остальных волновать.

О.БЫЧКОВА: Может быть, здесь речь идет о том, что нам не нравятся не платки, и даже не религиозность как таковая, - нас это не смущает. Нас смущает демонстрация, нарочитость.

М.КОРОЛЕВА: То есть, человек молча, но всем своим видом говорит: я принадлежу к определенной религии, соблюдаю определенные правила, я не такой, как вы. Вот это нужно в российских школах?

О.БЫЧКОВА: Послушаем мнение политолога Глеба Павловского, который считает, что решение нужно принимать на местном уровне, но федеральный центр должен тоже устанавливать свои правила.

Г.ПАВЛОВСКИЙ: Хиджаб - это традиционная религиозная одежда, и это опасно вносить в школу в целом в немусульманской стране. В Турции платок появился именно как эрзац запрещенного у него, - у них было даже запрещено, по-моему, остается запрещенным носить мусульманскую одежду в школах и университетах. Думаю, что правильно было бы эти решения принимать в целом по регионам, на основе общефедеральной предпочтительности единой школьной формы. Но в принципе, а зависимости от региона, здесь могут быть вариации.

М.КОРОЛЕВА: Вот он тоже заговорил о школьной форме.

О.БЫЧКОВА: Он считает, что школьная форма должна быть предпочтительней.

М.КОРОЛЕВА: Вспомни, это уже было - нужно было пришивать воротнички к коричневому платью.

О.БЫЧКОВА: А фартук, мерзкий, черный?

М.КОРОЛЕВА: А мальчики, которые мучились в серо-мышиных, потом синих костюмах? Это с одной стороны. С другой стороны, не было никакой проблемы с идентификацией и разделением по религиозному, национальному и какому угодно другому принципу. Может быть, существование многонационального, многоконфессионального государства подталкивает к такому решению этой проблемы? Недаром Комитета ГД к этому вопросу вернулся.

О.БЫЧКОВА: Да. Но мне кажется, что мы, как всегда, говорим о частностях и о том, что лежит на поверхности. Все прекрасно понимают, что вся эта история с хиджабами и крестами в действительности частный случай большой проблемы. Потому что мы прекрасно понимаем, что речь идет не об этом, не о платках.

М.КОРОЛЕВА: А о чем?

О.БЫЧКОВА: Речь идет о том, что государство никак не может определить свое отношение к религии как таковой. С одной стороны, у нас светское государство, светская школа.

М.КОРОЛЕВА: Как только оно пытается ввести элементы православной культуры, тут же сразу возникает вопрос, что делать с остальными конфессиями. Это правда.

О.БЫЧКОВА: Прекрасно и мило порассуждать о платочках, но, по-моему, это тема, которую мы обсуждаем, только для того, чтобы не говорить о более серьезных вещах.

М.КОРОЛЕВА: Но если мы не вносим в школу платки, то не вносим и все остальное – это понятно. То есть, если не платки - то и не крестики открыто, и не все остальное, не кипы.

О.БЫЧКОВА: А почему, собственно. В твоем Ставропольском крае в постановлении правительства говорится только про хиджабы, или про все?

М.КОРОЛЕВА: Текста у меня нет, но я видела его в изложении – они запретили ученицам-мусульманкам носить хиджаб. Видимо, со всем остальным у них проблем не возникает.

О.БЫЧКОВА: Но французы поступили по-другому. У них возникла проблема с хиджабами, и они сразу сказали – о, кей, - хиджабы, кресты, кипы, и еще разные другие атрибуты разных конфессий, которые носятся напоказ - запретить.

М.КОРОЛЕВА: Напомню, что этот закон, который регулирует ношение хиджабов, крестов, кип, действует с марта 2004 года, сопровождался, кстати, протестами не только мусульман, но и правозащитников и феминистских организаций. При этом, для соблюдения паритета, под закон, запрещающий символы, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность, попали не только платки, но и христианские кресты и иудейские пейсы и кипы, - нельзя. Даже пейсы нельзя, хотя, казалось бы, это просто особенность прически. Но нельзя. Это Франция.

Но если посмотрим все остальное - германия не запрещает носить хиджаб. В 2003 г. там была бурная дискуссия по этому поводу, дело дошло до Конституционного суда - оставили. Правда, все это там отдано на откуп землям. В Германии разные правила по отношению к платкам. В Великобритании никому в голову не придет запрещать что-то носить - там традиции совместной жизни с мигрантами таковы.

О.БЫЧКОВА: Там вообще другие традиции.

М.КОРОЛЕВА: Другое дело, что там кроме хиджабов позволено носить и паранджи.

О.БЫЧКОВА: Об этом я еще расскажу, но пока запустим голосование. Спросим не про школьную форму, спросим, нужно ли вводить школьную форму в российских школах для того, чтобы школа оставалась светским учреждением?

М.КОРОЛЕВА: Итак, надо ли ввести в России школьную форму единого образца для того, чтобы сохранить школу как светское учреждение. О.БЫЧКОВА: если школьная форма как атрибут светского государства нужна - 660-06-64. Если вы считаете, что не нужна, - 660-06-65, Запускаю голосование, и мы уходим на новости.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу. И продолжаем слушать мнения экспертов – Олег Сысуев, первый заместитель Совета директоров «Альфа-банка», который считает, что школы, скорее всего, будут иметь вполне однозначное и определенное мнение на этот счет.

О.СЫСУЕВ: насколько я представляю себе, платок и хиджаб это разные вещи. Вопрос на самом деле очень сложный, но я думаю, что платки вполне можно разрешить носить – если это предполагает соблюдение религиозных традиций той или иной части российского населения, что касается школьной формы, то если бы у нас система образования была бы на самом деле устроена так, что значительная часть серьезных решений принимала бы общественность в лице попечительских советов школ, то уверяю вас, что практически все приняли бы решение о том, чтобы форма школьная была в определенных школах. Делается это, на мой взгляд, для того, чтобы избежать конфликтов, связанных с проявлением зримым разного достатка в семьях учащихся и думаю, что этот вопрос, как мне кажется, надо отдать на рассмотрение этих общественных попечительских советов школ.

О.БЫЧКОВА: даже не субъектов федераций и регионов, а именно школ, родителей?

М.КОРОЛЕВА: не могу согласиться с Олегом Сысуевым. Мне кажется, что Россия это такая страна, где все надо решать единовременно и однообразно.

О.БЫЧКОВА: Ты за вертикаль власти?

М.КОРОЛЕВА: нет. Я за единый закон для всех в данном случае. Потому что, мне кажется, если это отдать на откуп даже регионам, уже не говоря о попечительских советах, мы никогда из этой дискуссии не выберемся. С другой стороны, действительно, вопрос о школьной форме обсуждается давно.

О.БЫЧКОВА: Только по разным поводам.

М.КОРОЛЕВА: Именно. Помнишь, когда школьную форму отменили, и сначала эта идея безумно нравилась всем, а потом стала нравиться все меньше, и то здесь, то там возникали вопросы, не ввести ли снова школьную форму. Но сначала никто вообще не говорил о религии, а говорили про разные достатки. И вдруг, неожиданно, в последние 5 лет вдруг этот вопрос выплыл с неожиданной стороны.

О.БЫЧКОВА: Послушаем Станислава Белковского.

С.БЕЛКОВСКИЙ: Мое мнение, что носить хиджабы нельзя в российских школах – это неправильно. Именно поэтому я считал и считаю, что мусульманские регионы Северного Кавказа, как основной регион концентрации исламов, должны быть отделены от России, должны покинуть состав РФ, и рано или поздно, это случится. Но школьная форма тоже не является панацеей, поскольку она нисколько не ограничит ношение хиджабов. Можно носить и школьную форму и хиджабы одновременно.

О.БЫЧКОВА: Эта точка зрения близка к моей – платочки это мило, но дело не в платочках.

М.КОРОЛЕВА: Там было более радикальное мнение – не уйдут регионы, и нам придется с этим разбираться.

О.БЫЧКОВА: Прости меня за эту антигосударственную мысль - даже если эти регионы уйдут как регионы, у нас останутся другие регионы, где живут люди, которые придерживаются различных религиозных взглядов. Все равно не все уйдут, все равно останется кто-то, кто будет отличаться от других.

М.КОРОЛЕВА: Давай объявим результаты голосования.

О.БЫЧКОВА: Объявляю. Олег Сысуев сказал, что общественность будет за школьную форму. В нашем случае 82,2% за школьную форму – надеюсь, в том смысле, о котором мы говорим. И всего лишь 17,8 – против школьной формы. Олег Сысуев был прав.

М.КОРОЛЕВА: А теперь послушаем общественность по телефону.

СЛУШАТЕЛЬ: Влад, из Москвы. Я хотел бы высказать такую мысль - школьную форму носить только в школе, а когда человек выходит за пределы школы, он может одевать, все что угодно - и хиджаб и кришнаитские материи и нудисты. И, кроме того, формы может быть несколько видов и внутри регионов они могут утверждаться.

О.БЫЧКОВА: Так это вы к чему клоните?

СЛУШАТЕЛЬ: Как – к чему? Что человек, когда приходит в школу, он приходит в единообразной форме для этой школы. А за пределами школы можно что угодно надевать. В школе должно быть единообразно, но в той форме, которую выберет совет школы. Как сегодня говорил Онищенко – чтобы она удовлетворяла гигиеническим требованиям, прежде всего.

М.КОРОЛЕВА: Это несомненно.

О.БЫЧКОВА: Но это уже другая религия.

М.КОРОЛЕВА: Только единственное – конечно, предполагается, что на улице каждый может ходить, в чем угодно.

О.БЫЧКОВА: Ну, не знаю, у нас есть республики, где все женщины должны ходить в платках.

М.КОРОЛЕВА: Давай хотя бы со школой разберемся. Улицу не будем брать в расчет.

О.БЫЧКОВА: Если ты в школе запрещаешь платок, или заставляешь, наоборот, ходить в платке, рано или поздно это начинает распространяться на всю остальную жизнь. Запрет есть запрет.

М.КОРОЛЕВА: Я об этом и говорю – школа это государственное светское учреждение, и образовательный институт тоже должен быть светским. Должен?

О.БЫЧКОВА: Должен. Слушаем еще мнение слушателя.

СЛУШАТЕЛЬ: Марина, Москва. Я сейчас аспирант, но ярко помню свои школьные дни, честно говоря, я против всякой школьной формы. У нас пытались ввести, однако был родительский совет, и было высказано мнение, что это будет очень дорого. Понимаете, прорвать не очень качественные штаны проще, чем джинсы.

О.БЫЧКОВА: Хорошо, вот вы приходите в школу без формы, а там сидят дети в хиджабах – это вам как?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне это как-то нормально, честно говоря. Могу привести пример – так получилось, что у нас в одном классе было множество разных национальностей, и честно говоря, было ужасно. Потому что задирались жутко. Была некоторая стая хулиганов, человек в 5.

М.КОРОЛЕВА: Представьте себе, что эти дети разных национальностей будут одеты в соответствии с религиозными конфессиями, будут выделяться в группы и вести себя соответственно.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня есть параллельная идея, как эту проблему решить. Я считаю, что вызывает агрессию и детское недовольство то, что неизвестно детям. В принципе человека пугают неизвестные факторы – неизвестно, что за дверью, и страшно туда заходить Мне кажется, что в младших классах, когда девочки еще не носят хиджабы, необходимы некоторые культурологические уроки, которых у нас не было вообще. Нам по географии говорили про страны Южной Африки, и некоторые хохотали, говорили про кокосы и дикарей. Они не знают, что в Южной Африке, например, есть прекрасно развитые города и государства.

О.БЫЧКОВА: То есть, основы религиозной культуры, где изучаются разные религии и конфессии – это спасение?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, да. Наши подростки, особенно сейчас – я преподавала на первых курсах, общалась с молодыми ребятами, и вижу, что люди не знают очень многого. Из обычных культурных аспектов - просто с этим не сталкивались.

М.КОРОЛЕВА: Мне кажется, будет интересно, если нам позвонят люди, которые были в других странах и видели, как это там бывают, или люди, которые живут, например, в Казани, где тоже остро стоит эта проблема.

О.БЫЧКОВА: Когда ты говорила, что только в одной Франции приняли законодательный запрет, я хотела сказать, что у меня такое ощущение, что мы у нас не можем ни на что решиться. А какие-нибудь англичане, американцы, не обращают на это внимания. Потому что абсолютно уверены в том, что они светские – религия у них в одном месте, а школа, светское государство, другом.

М.КОРОЛЕВА: Мне кажется, ты неправа. Время от времени в разных странах появляется пузырь в виде прецедента. Расскажу про США. Это было в 2004 г., в штате Оклахома чиновник из ведомства Министерства образования выпустил указ, который запрещал ношение мусульманских головных уборов в средних школах штата. Поводом стал спор между 14-летней мусульманкой и директором школы. Директор не желал, чтобы ученицы приходили на уроки в платках. Девочку из школы отчислили, потому что она не хотела подчиняться этому требованию. Она обратилась в суд. И через пару месяцев Минюст США постановил, что дирекция школы полномочия превысила, что это была дискриминация по религиозным мотивам и были нарушены права ребенка на образование. Девочку допустили к занятиям, директору школы пришлось извиняться – правда, не уволили. Это стало прецедентом, а там прецедентное право, и с тех пор юные американские мусульманки никаких проблем с ношением хиджабов в школе не имеют.

Про Францию мы говорили - там, в 2004 г. возник какой-то случай, и ее приходилось разруливать и решать.

О.БЫЧКОВА: Перед лицом государства вставал этот вопрос, и оно давало ответ.

М.КОРОЛЕВА: Да. Швейцария – если говорим о других странах.

О.БЫЧКОВА: Там была история с минаретами.

М.КОРОЛЕВА: Совершенно верно. Был референдум. И швейцарцы запретили возводить в стране высокие минареты. Что касается хиджабов, то там речь шла не о школьницах - школьницам в Швейцарии все разрешают: хочешь хиджаб – носи. Но речь шла об учителях и преподавателях. И приняли законы самоуправления кантонов. Запретили носить учителям хиджабы в школах. Но ученицам – нет.

О.БЫЧКОВА: Тогда уточню свое соображение. Мне кажется, что главное, когда государство имеет сформулированное мнение на этот счет и уверено в себе.

М.КОРОЛЕВА: Либо оно формулирует свое мнение, или обращается к гражданам, проводя референдум.

О.БЫЧКОВА: В любом случае, государство и общество чувствуют себя достаточно сильными и уверенными, чтобы принять какое бы ни было решение – разрешить, или запретить.

М.КОРОЛЕВА: И самое главное, что у граждан и государства есть доверие друг к другу. Граждане понимают, что государство будет решать, прислушиваясь к их мнению.

О.БЫЧКОВА: Послушаем мнение журналиста Леонида Радзиховского, который, по-моему, оказался радикален.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Эта проблема, как известно, во всем мире, в Европе, в частности. Думаю, что тут нам тоже не нужно изобретать велосипед – почти во всех школах мира хиджабы запрещены. Понятно, что в мусульманских регионах - Дагестан, Чечня, - естественно, они носят хиджабы, это их проблемы. А в русских регионах, уж не знаю, как сказать - в русских? В общем, в немусульманских регионах России, конечно, ношение хиджабов нужно запретить. Потому что, во-первых, это раздражает других детей и родителей – это раз. Во-вторых, это очевидным образом раскалывает класс, противопоставляет одну часть другой, - это два. В-третьих, это вольно-невольно, пусть с малой форме, но поощряет фундаменталистские настроения. Поэтому мне кажется, что это надо запретить. Другое дело, что я думаю, что в России, в отличие от Европы, никаких проблем с этим не будет. У нас народ до сих пор дисциплинированный, и никто по этому поводу возникать не станет. А уж поощрять такое дело специально явно не стоит.

М.КОРОЛЕВА: Я вот услышала 2мусульманские» и «немусульманские» регионы – мы вообще где живем? У нас единое государство, с едиными законами, или нет?

О.БЫЧКОВА: Или нет.

М.КОРОЛЕВА: Как это?

О.БЫЧКОВА: Так.

М.КОРОЛЕВА: Наш закон об образовании един? А конституция одна на всех? Тогда о каких мусульманских или немусульманских регионах мы говорим? И почему в немусульманских регионах нужно запретить, а там – пусть носят. Как это может быть? Либо мы всем разрешаем…

О.БЫЧКОВА: А что делать, если у нас страна состоит – так получилось, - вот себе назавоевывали в империю всего на свете, теперь у нас страна состоит из разных конфессий, культур и на самом деле из разных стран - вот она такая.

М.КОРОЛЕВА: Давайте все произнесем, как есть – мы какие, как мы это будем делать?

О.БЫЧКОВА: Об этом я и говорю – в нас есть внутренняя неуверенность. И в обществе, и в государстве – мы не можем принять решение. Мы не знаем, боимся, не решаемся, не продумали до конца, нам не хватает ума, может быть, еще чего-то – мы все время колеблемся. Вот в чем проблема.

М.КОРОЛЕВА: Давай послушаем еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ: Максим, из-под Питера, рядом с границей Финляндии. Тема волшебная. У нас, в южной Финляндии, кто как хочет, так и одевается. Я не боюсь противопоставления хиджаба или пейсов. Я боюсь другого противопоставления - пионерских галстуков и женских и мужских школ.

М.КОРОЛЕВА: Давайте не доводить до абсурда.

СЛУШАТЕЛЬ: Но мы живем в нашей стране.

М.КОРОЛЕВА: В нашей стране вопрос стоит так - школьная форма, или хиджаб.

СЛУШАТЕЛЬ: школьная форма вообще исключается сразу. Во Франции. Швейцарии есть католические школы.

О.БЫЧКОВА: И у нас есть воскресные.

СЛУШАТЕЛЬ: Волшебно. Дети вообще любят переодеваться – вспомните Гарри Поттера.

О.БЫЧКОВА: Какой вы добрый человек. Как хорошо вам в южной Финляндии.

СЛУШАТЕЛЬ: пусть учителя лучше учат детей.

О.БЫЧКОВА: И послушаем мнение Юрия Сапрыкина, который все очень четко взвесил.

М.КОРОЛЕВА: пусть подведем нам итоги.

Ю.САПРЫКИН: Я считаю, что школа должна оставаться светским институтом, но это все требует некоторой последовательной политики. То есть, если мы говорим запретить хиджабы и ввести школьную форму – хорошо. Но давайте тогда не пускать туда и православных.

О.БЫЧКОВА: И это была программа «Своими глазами».