Купить мерч «Эха»:

Религиозное воспитание в школах Калужской области - Юлия Чернухина - Своими глазами - 2012-09-25

25.09.2012
Религиозное воспитание в школах Калужской области - Юлия Чернухина - Своими глазами - 2012-09-25 Скачать

О.БЫЧКОВА: Это программа «Своими глазами», у микрофона, Ольга Бычкова, напротив меня моя коллега, корреспондент газеты «Московский Комсомолец» и «Нью Таймс». Юлия Чернухина. Она съездила недавно в Калужскую область, написала большой, интересный материал в «Нью таймс» под названием «Крест на образовании» - это о том, как преподаются «Основы религиозных культур и светской этики» в городе Балабаново. Оказывается, основам православной культуры учат уже 10 лет.

Ю.ЧЕРНУХИНА: С 2002 года практически, фрагментарно.

О.БЫЧКОВА: Вы отправились туда, чтобы посмотреть, как это работает. Сразу нужно объяснить, почему в большинстве регионов начинают преподавать только с 1 сентября, а в Калужской области уже 10 лет как преподают основы православной культуры.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Прежде, чем ввести этот предмет по всей России, было несколько экспериментальных областей, их было до 19, постепенно там начинали вводить. Самое раннее – в Смоленской области, аж с 1999 г. Эксперимент проводился постепенно, в некоторых областях этот предмет был обязательным, в некоторых – факультативным. И Калужская область была одна из тех областей, где предмет был обязателен, но с 2002 г. шли методические наработки, а с 2007 г., когда директор школы включился в муниципальный образовательный проект, курс стал преподаваться системно, с 1 по 8 класс один раз в неделю. И на данный момент его изучают более 200 детей - это 45% школьников.

О.БЫЧКОВА: В одной школе?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да. В других школах курс тоже изучается, но там он не так силен - эта третья школа считается опорной, в нее идут методические разработки, она с таким уклоном.

О.БЫЧКОВА: А что из себя представляет город Балабаново? У вас написано, что там 30 тысяч населения – это совсем немного.

Ю.ЧЕРНУХИНА: На самом деле это средний городок России, региональный. Из Москвы туда ехать на электричке около двух часов, на маршрутке полтора часа.

О.БЫЧКОВА: Совсем недалеко.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да. Но есть такое мнение, что города, которые находятся подальше от Москвы, они более самостоятельны, а города в области – у них инфраструктура более разрушена, так сказать.

О.БЫЧКОВА: А тут какой случай?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Скорее, второй. Впечатление он производит не очень хорошее – там разрыты дороги, детские площадки заросли травой. Градообразующее предприятие – это спичечный завод, еще несколько предприятий, но в основном «Плитспичпром». Район, где располагается школа, отделен от центра железной дорогой, там одноэтажные хрущевки, пустыри, на улицах очень мало людей – сидят старики на лавочках. Производит впечатление пустынного города. Школа обычная, региональная, - 3-х-этажное небольшое здание, достаточно милое. На стене там советская атрибутика - надпись «Миру мир», голубок из кирпичей выложен. «Учиться, учиться и учиться». В принципе, она ничем не отличается от остальных школ – не скажешь, что там ведутся православные уроки. Единственное - кое-где на дверях там висит Православный календарь вместо обычного.

О.БЫЧКОВА: Школа отремонтирована? Как она выглядит?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Школа достаточно уютная, чиста, много цветов, видно, что люди заботятся, педагоги следят за порядком.

О.БЫЧКОВА: Как выглядит преподавание этого предмета? Ведет его специальная учительница?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Когда они только начинали, у них была мысль, чтобы урок вела одна учительница, потому что остальные боялись, что им не хватит знаний. Но сейчас там этот курс преподается каждым учителем начальных классов.

О.БЫЧКОВА: У них хватает знаний?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Для того чтобы набраться знаний у них там есть курсы районные повышения квалификации по этому предмету, и каждый учитель проходит по 144 часа обучения.

О.БЫЧКОВА: А не в начальных?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Не в начальных отдельные учителя, но я говорила с одной учительницей, которая перешла из другой школы, она признавалась, что боится, что ей не хватит знаний, поэтому около года она будет стажироваться на курсах, а потом приступит к обучению.

О.БЫЧКОВА: А сам предмет что из себя представляет? Никто этому из нас никогда не учился в российских школах раньше.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Как сейчас говорят все авторы учебников по «основам православной культуры», это курс культуроведческий. То есть, изучаются базовые религиозные символы, знаки – что такое молитва. Евангелие, читаются тексты. Какие бывают иконы, заповеди. Но дело в том, что это изучение очень тесно связано еще с внеурочной работой, то есть, после уроков детей часто отвозят в ближайший монастырь – у них есть договоренность с батюшками, и когда те дети, которые не изучают УПК по учебникам, по признанию учителей, они приобщаются к православной культуре через труд – едут в монастырь, помогают убирать листву, с ними проводятся какие-то беседы.

О.БЫЧКОВА: Священниками и монахами в монастыре?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да. Также у них много есть творческих конкурсов, когда рисунки на православную тематику, фестивали, сценки разыгрываются, выступления.

О.БЫЧКОВА: В этой школе 200 детей, родители которых выбрали «Основы». А сколько людей выбрали другое?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Там система без выбора. То есть, с этого учебного года, когда вводится этот модуль, там предлагаются на выбор 6 модулей, а так как это было в рамках эксперимента, там выбора не было – это был отдельный факультатив.

О.БЫЧКОВА: И всех туда поголовно? Но там же не только дети православные.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Там очень много есть мигрантов из цыганских семей - они все изучают «Основы».

О.БЫЧКОВА: Русские цыгане православные, а другие? У вас была история про юного буддиста.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Все ходят на этот урок. Но надо, наверное, немного понимать, что там все-таки другая реальность, чем в Москве. Родители не протестуют против этого курса – они рады.

О.БЫЧКОВА: Это родители православных детей. А другие?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Все. Понимаете, там такая система, что это считается данностью – предмет есть, и мы на него ходим.

О.БЫЧКОВА: А если предоставят выбор, как сейчас?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Видимо, тогда все снова выберут «Основы».

О.БЫЧКОВА: Но если есть уже 6 модулей?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Они как раз сейчас решают этот вопрос – как включить 4 курс по новому учебнику Андрея Кураева. Я честно пыталась найти какого-то родителя или ученика, которому бы не нравился этот предмет, который бы протестовал, но не нашла.

О.БЫЧКОВА: То есть, все довольны?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да. Там как обстоит дело? – учительница очень хороший человек, энтузиаст, она в свой предмет влюблена, она принялась этот план усердно внедрять в жизнь. И ее задача, так как она очень любит этот предмет, доказать, что этот предмет нужен. То есть, там проводятся беседы с родителями, - приходят на родительское собрание и показывают фрагменты с уроков. Она мне дала свой отчет, зачитаю то, что она пишет: сначала, в 2009-2010 г. она провела анкетирование, и 95% родителей высказались за новый предмет и только 5 выразили нейтральное отношение. Она пишет, что родители редко находят время, чтобы посетить урок, поэтому мы пошли другим путем. Стали демонстрировать фильмы, записанные на уроках, и это дало сильный эффект: «уже после первого просмотра несколько родителей признались в том, что только теперь, увидев своими глазами то, что происходит в классе во время урока УПК полностью согласны с введением нового курса, потому что это действительно важное и нужное дело».

О.БЫЧКОВА: Сергей из Самары: «Кошмар. Слушаю с ужасом – сплошное мракобесие» - у вас какое сложилось впечатление, чему учат на этих уроках? Не хочу говорить слово «катехизация», но это форма включения в православие людей, или это общекультурологический необходимый курс? Какое у вас впечатление?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Когда говорят, что это «общекульторологический курс мне кажется это лицемерием, потому что как может человек, автор учебника, или кто-то еще такое заявлять без учета особенностей детей? – тех же первоклашек, когда им каждую неделю на уроке демонстрируют иконы, возят по монастырям, - они это воспринимают это не как культурологию, они воспринимают это очень живо.

О.БЫЧКОВА: Ну, показывают им икону - что тут плохого? - она рисуется по таким-то канонам, изображает то или это, - ну, наверное, это полезно, это просто та культура, в которой мы находимся, не обязательно только религия.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Но помимо этого там есть много всяких вещей. Если взять класс - там доска, на ней 10 заповедей, потом две иконы, потом идут заповеди «Блаженства», над доской небольшой иконостас, в углу аналой, на котором большой библейский справочный атлас, целый шкаф учебных пособий, заполненный житиями святых, историями монастырей - да, это справочные пособия. Которые используются на уроках. Но сама учительница рассказывает о том, как дети приветствовали этот класс – заходят дети, видят на доске заповеди, говорит, - мы не можем их заставить читать молитвы, курс у нас культурологический, но я смотрю на деток – у них начинают шевелиться губы, - они сами хотят произнести эти заповеди, начинают шепотом их проговаривать, чувствуется трепет и благоговение.

О.БЫЧКОВА: Трепет можно выражать и к таблице умножения – в этом нет ничего такого. Таня спрашивает: «Это курс Воскресной школы?»

Ю.ЧЕРНУХИНА: Это курс по учебнику Аллы Бородиной, который позиционируется как вполне светский. Это самый первый учебник по этому предмету.

О.БЫЧКОВА: А учебник Кураева употребляется?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Нет, только с этого года они начинают вводить.

О.БЫЧКОВА: Вы разговаривали с детьми – отличаются они от сверстников?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Больше всего я разговаривала с 7-классинками, детьми 12-13 лет, и основные вопросы касались этого курса и моментов церковной жизни, которые происходят – допустим, какое наказание нужно применять к группе пс, и нужно ли. Большинство сказало, что девушек осудить нужно, некоторые сказали даже, что нужно казнить, что им дали мало.

О.БЫЧКОВА: Господи. Значит, взрослые вокруг них так интерпретируют.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Понятно, что когда маленький ребенок говорит, что нужно казнить, он не воспринимает всерьез эти слова – как дети не воспринимают серьезно смерть, такие понятия. Они просто транслируют идеи, которые им передают взрослые. А идеи таковы. Другое дело, что если спросить детей в другой школе, они скажут то же самое. Тогда зачем этот курс, который должен прививать терпимость?

О.БЫЧКОВА: Не знаю, нужно ли объяснять эту ситуацию с точки зрения религиозных позиций. Сложный вопрос. Прервемся сейчас на краткие новости и продолжим беседу.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу. Правильно ли я понимаю, что сейчас во всех школах РФ родители могут выбрать для своих детей, что они будут изучать?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да. Но вопрос в том, что когда мы готовили эту статью, мы столкнулись тоже с некоторыми проблемами выбора. Формально заявлено, что все шесть модулей можно выбрать. Но фактически одна школа зачастую не может обеспечить введение не только шести модулей, а даже двух. Допустим, есть класс, там проводится голосование, большинство родителей выбирают «Основы православной культуры» - что делать остальным ученикам?

О.БЫЧКОВА: Во многих местах, я знаю, если не считать мусульманских регионов, выбирают «Основы светской этики» - это распространенная ситуация.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Это около 43%, а 30% выбирают «Основы». Но дело в том, что учителя жалуются на отсутствие часов в плане, недавно в Мытищах на этой почве у родителей были некоторые разногласия со школой - им поставили этот предмет по умолчанию, не проводя опроса. Они писали «Открытое письмо».

О.БЫЧКОВА: Им поставили по умолчанию «Основы православной культуры»?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да. И небольшая часть родителей там возмутилась, им пообещали поменять. Как поступают многие учителя? – школа находится в таком положении, что инициатива спускается сверху, учителей и педагогов ставят перед фактом, и они уже своими силами выкручиваются. В некоторых школах сейчас предпочитают «Светскую», чтобы не было религиозной розни, в Москве много школ, где учатся дети разных культур, разных конфессий, некоторые, если выбирают «Светскую, то ставят на этот предмет учителей истории, чтобы он больше рассказывал про исторические факты – все зависит от директора школы и от преподавателей. Если они сами увлечены «Основами православной культуры», то они будут этот предмет внедрять, преподавать.

О.БЫЧКОВА: И убеждать родителей, что надо выбрать именно это. Шесть модулей это что? - «Основы православной культуры», светской этики?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Основы мировых культур, основы буддистской, исламской культуры, иудаизм.

О.БЫЧКОВА: Вы бы что выбрали, если бы у вас был ребенок-школьник?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Либо «Основы светской этики», либо «Основы мировых культур».

О.БЫЧКОВА: Я бы тоже так поступила, пусть будет шире охват. Я читаю ваш репортаж в журнале «Нью Таймс», - тут вы описываете, как беседуете со школьниками. Вы спрашиваете: есть ли у вас в классе неверующие? Мальчик Вася: был Артем, он был буддистом, его родители были буддисты. Егор: Буддисты это то, которые верят в бога-Солнце. Вася пишет: Цыгане тоже слишком выпендрежные. Все это явно говорит о том, что кто-то детям должен был объяснить, кто такие цыгане, буддисты и мусульмане, - явно этого не сделано. И этот курс, при всей светскости и культурологичности, совершенно им не помогает в том, чтобы понимать друг друга.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Тут тоже вопрос – курс не помогает, или дети не хотят слушать, или родители. Родители не против того, чтобы детей немножко пообращали в православие.

О.БЫЧКОВА: Но если бы им предложили что-то другое, может быть, они тоже были бы не против – мы этого не знаем.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Скорее всего, были бы не против.

О.БЫЧКОВА: Все-таки я не понимаю до конца - учительница, которая там преподает, как она понимает свою миссию, чему она учит детей? По тому, что вы рассказываете – развешенные иконы, молитвы, - это история, больше похожая на Воскресную школу при церкви, чем на светскую школу.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Это учительница начальных классов, очень добрая женщина, просто небесной доброты, очень открытый, хороший человек. Но она свою миссию видит в духовно-нравственном воспитании. То есть, допустим, из ее отчета: «Преимущество курса УПК очевидны. Учитель начальных классов стоит, а самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения, именно мы, учителя не только на отдельном уроке, а на всех других уроках, а также во внеурочной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они могли бы строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией, основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно и объективно историю отечества, всесторонне исследовать и преподавать творчество поэтов и писателей» - то есть, все, что она делает, она делает из самых благих и искренних побуждений.

О.БЫЧКОВА: В этом нет никаких сомнений.

Ю.ЧЕРНУХИНА: И она считает такой путь единственно верным в этом небольшом городке, где молодежь зачастую много пьет, употребляет наркотики – там были с этим проблемы.

О.БЫЧКОВА: А церковь там есть?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Там есть одна церковь.

О.БЫЧКОВА: Там есть Воскресная школа?

Ю.ЧЕРНУХИНА: не знаю, вроде бы есть.

О.БЫЧКОВА: «Детишки шепчут губами «не убий», при этом громко говорят «казнить» - ну и курс, ну и учителя, - это наше будущее?»

Ю.ЧЕРНУХИНА: Я бы сказала слово в защиту учителей, потому что могут пойти нападки – учителя делают все возможное в этой среде, в рамках, которые им поставили. Они искренне хотят седлать как лучше, но по природе своей, по своему сознанию они считают, что лучше так.

О.БЫЧКОВА: Дмитрий: «Как ведут себя неправославные - например, им нужно совершать намаз несколько раз в день» - как с этим? Вы много видели мусульман?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Видела. Неправославные ученики слушают курс с удовольствием, так как учителя говорят, что они должны знать историю страны, в которую они приехали жить. Но единственные возражения были от евангелистов-баптистов, когда там пришли родители и долго критически рассматривали учебник, а потом сказали – ребенок, ты будешь сюда ходить, потом пришли к директору и принесли с собой набор больших дисков, спросили, почему вы, если вводите вашу культуру, давайте изучать нашу тоже. На что учителя сказали, что наш курс общий, подразумевает изучение всех конфессий.

О.БЫЧКОВА: Но называется все-таки «православной культуры», а не «христианской». И что эти протестанты?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Ходят на уроки. Просто многие вопросы, которые тут задают, кажутся нам острыми - как это на эти уроки ходят люди других конфессий и никто не возмущается, а они не чувствуют себя притесненными, и в этой системе координат они считают/, что так и нужно. У них нет каких-то претензий.

О.БЫЧКОВА: А система координат в чем состоит?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Что есть уроки православия, что человек должен быть верующим. У многих, наверное, даже нет мысли о том, что это неправильно.

О.БЫЧКОВА: А другие учителя – вы с ними разговаривали, они тоже так думают?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да, что так и должно быть. Единственная учительница. Которая возражала, была атеистской ярой советской закалки и рассказывали, что сначала ей очень не нравился этот предмет, но через некоторое время она как бы смирилась, взяла себя в руки, помягчела, стала более мягкой после того, как начла вести этот предмет.

О.БЫЧКОВА: Вам понравилась та история, которую вы наблюдали? Мне не все понятно до конца, мне кается, что в школе нужно изучать религиоведение в широком смысле или светскую этику. А изучать православие самое подходящее дело изучать в Воскресной школе при церкви – понятно, что священник расскажет об этом лучше, чем учительница, которая училась на курсах.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Я считаю, что такие уроки не должны преподаваться в школе, потому что православной культуре мы много узнаем из уроков истории, литературы.

О.БЫЧКОВА: Какое впечатление у вас сложилось от людей, с которыми вы там разговаривали?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Двоякое. С одной стороны, мне очень понравились эти люди своей добротой, искренностью, стремлением сделать как лучше даже в условиях этого маленького городка, воспитывать детей, чтобы они завтра не пошли разбойничать, не попали в тюрьму. Это то единственное, в чем учительница, о которой я говорила. Видит выход.

О.БЫЧКОВА: То есть, других средств воспитания у нее не осталось, - так получается?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Фактически. Причем, на уроках православия они изучают не чисто православие, это все привязано к патриотизму, к моральным беседам, - что есть добро, что есть зло, как жить хорошо.

О.БЫЧКОВА: Это хорошо.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Но не должно объединяться с религией.

О.БЫЧКОВА: А родители что говорят?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Родители говорят, что сами иногда читают этот учебник. На родительских собраниях эта преподавательница старается объединить родителей и детей, проводит какие-то тренинги – допустим, родитель и ребенок отвечают на одни и те же вопросы, потом они сравнивают.

О.БЫЧКОВА: А на базе русского литературы или чего-нибудь еще не проводят таких тренингов?

Ю.ЧЕРНУХИНА: В том-то и вопрос – все такие вещи спаяны именно с этим предметом.

О.БЫЧКОВА: А может, это такая мода? Новый предмет, новые веяния. Там все привычно, а здесь можно что-то сделать по-другому?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Возможно.

О.БЫЧКОВА: У нас разные мнения от слушателей. Мария: «Замечательно, что есть такая школа, нужно таких побольше», другой слушатель: «Я в шоке от того, что слышу».

Ю.ЧЕРНУХИНА: Честно говоря, я до сих пор не могу определиться со своим отношением. С одной стороны я понимаю, что упреков в адрес учителей не может быть, должны быть упреки в адрес того, кто заставил их это делать, кто спустил сверху именно такую систему координат – что учить добру нужно именно с помощью этих уроков.

О.БЫЧКОВА: Ну да, учителя приспосабливаются к той системе, в которой находятся, они это делают всегда, это понятно, действительно они стараются делать это как можно лучше. А о результатах обучения в течение 10 лет этому предмету? Стала лучше ситуация в городе? Меньше стали пить и садиться в тюрьму?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Сама учительница отвечает, что результат будет через 10-15 лет, когда эти дети приведут своих детей. Но вопрос в том, какие это будут дети. Допустим, те же православные активисты, - мне показалось, что эти ребята могут сейчас впитать какие-то шаблоны, стандарты, и потом придерживаться таких взглядов, которых придерживаются сейчас православные активисты – очень много появилось людей, допустим, когда на «Винзаводе» недавно открывалась выставка "Духовная брань» и когда туда пришли казаки с ногайками.

О.БЫЧКОВА: То есть, станут людьми, которые воспринимают все примитивно и однозначно.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Которые оперируют какими-то православными понятиями, а действуют совершенно по-другому – во имя православия могут ударить девушку по щеке, например.

О.БЫЧКОВА: Кира спрашивает, можно ли этот урок не посещать?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Он считается факультативным, то есть, учительница говорит, что не посещать можно. Дети говорят, что не посещать нельзя. Но тут дело в ожиданиях преподавателей и учеников от предмета. То есть, ей это настолько нравится, что как можно не посещать, если все чудесно и хорошо, если дети довольные и счастливые уходят с уроков?

О.БЫЧКОВА: Татьяна пишет, что для такой жизни это хорошо – действительно, мы знаем, что в этих городках, где безработица и пьянство, это и хорошо.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Кто-то пишет, что лучше бы изучали основы юриспруденции вместо таких уроков.

О.БЫЧКОВА: Вы описываете в конце 32-летнего Ивана, молодых людей, которые сидят на лавочке за школой – это вы зачем пишете? Чтобы сказать, что жизнь продолжается так, как продолжается?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Возможно, да. У меня не было цели осуждать или порицать этих учителей, высказывать свое мнение. Цель репортажа была показать все, как оно есть на самом деле. То есть, когда рядом с этой школой сидит компания с пивом, сигаретами, там несколько человек, вышедшие из тюрьмы, показывающие татуировку с колоколами, они говорят, что тоже верующие и православные. Это, скорее, символ: кто из нас без греха, хотя мы верующие.

О.БЫЧКОВА: Дети ходят в церковь, родители их водят на службы?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да, посещают. Причем, у многих родители верующие, ходят регулярно в храмы. Но отношение тоже разное – интересно, как дети транслируют идеи взрослых. Один мальчик что говорил: богу достаточно того, чтобы ты один раз пришел в церковь – просто его навещал, с ним пообщался, и все, этого достаточно. Вот такое восприятие. Некоторые рассказывают о том, как их родители держат пост. Один мальчик есть, у которого родители православные, ион сказал, что он сам не православный, агностик.

О.БЫЧКОВА: Сколько лет мальчику? Наверное, у него сложный возраст отрицания.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Кстати, у него в анкете было написано по поводу пс, что их нельзя наказывать, а сидят они потому, что Путин их посадил, - но конечно, это единичный факт.

О.БЫЧКОВА: А что учительница об этом говорит? Вы у нее спрашивали?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Нет, не успела.

О.БЫЧКОВА: Пожалели. Город производит впечатление религиозного и богобоязненного, несмотря на людей с пивом около школы? Какое у вас впечатление сложилось? Церковь одна на 30 тысяч населения.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Да, говорят, что там бывают такие очереди, что ездят в соседний монастырь, Боровский. С одной стороны, город производит впечатление религиозного, - по признакам того, что существует такая школа, я гуляла по этому городу, спрашивала жителей. Но вопрос в том, какой это уровень.

О.БЫЧКОВА: Вы о чем спрашивали?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Как их дети, ходят ли на уроки православной культуры. Их это не тревожит – ну, ходят и хорошо. С другой стороны, вопрос в том, какого порядка эта религиозность. Существует ли она как глубокие идеи действительно, или как формализованные ритуалы?

О.БЫЧКОВА: А вам как показалось?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Я не знаю, не хочу говорить за всех жителей города, я не религиовед.

О.БЫЧКОВА: И вам не хочется говорить плохо и их оценивать.

Ю.ЧЕРНУХИНА: Вообще это очень сложные вопросы - вопросы веры. Сказать, что кто-то верит формально и просто исполняет ритуалы, а кто-то по-настоящему – это сложно. Но если человек пьет пиво, отсидел за разбой в тюрьме и говорит, что он православный - ну, не знаю.

О.БЫЧКОВА: С другой стороны, при чем здесь пиво?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Пиво днем, вместо рабочего дня.

О.БЫЧКОВА: Тем не менее, в школе вам понравились, эти люди в школе произвели на вас положительное впечатление?

Ю.ЧЕРНУХИНА: Я до сих пор не решила для себя до конца этот вопрос. Конечно, я бы не хотела, чтобы так было везде. Возможно, эти люди свою энергию духовную, свои силы, может быть, лучше направили бы на что-то другое. В то же время люди своей открытостью и честностью мне понравились.

О.БЫЧКОВА: Понятно. Спасибо вам большое за рассказ.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025