Суть событий - 2010-01-08
С.БУНТМАН: Добрый вечер. Сергей Бунтман у микрофона. Я заменяю Сергея Пархоменко. Но, конечно, не смогу его заменить и дать вам ту суть событий, которую видит Сергей Пархоменко. Потому что все мы люди разные, как вы понимаете, и пытаемся разобраться в вещах, случающихся с нами, со страной, с миром, по-разному. Хочу ответить на ваши вопросы. И я думаю, вы будете звонить по телефону 363 36 59. Будем с вами говорить по телефону. Только, естественно, будем говорить не о радиостанции, а обо всем, что происходит на свете. Все, что вас озадачивает. Вот здесь был задан вопрос от Философа из Москвы: «Вы действительно уверены, что понимаете суть происходящих событий, или пытаетесь разобраться в них?» Вопрос в следующем: «Как вы думаете, если удастся понять суть, что это даст вам и людям в практической жизни? И стоит ли вообще оно того?» Если вы философ, то вы, наверное, тем и занимаетесь, что ищете суть, причинно-следственные связи, что из чего происходит, ищете суть событий. Что это даст в практической жизни? Даст все. Понимание даст, во всяком случае. Если вы действительно пытаетесь разобраться, а не говорите, что вы все понимаете и всем все расскажете. Я думаю, что изрядная доля, огромная доля иронии в заставке, в саморекламе программы Сергея Пархоменко «Я сейчас вам все объясню». Сергей Пархоменко пытается проникнуть в суть событий. Ну, как и мы все с вами. Если вы философ, то тем более. Чтобы знать. Остальное - это ваши действия. Тут меня спрашивают, замечательно, всегдашнее: «Не стоит ли организовать центр Симона Визенталя по расследованию, то есть охотиться за виновниками того, что произошло в 90-е?» Навязчивая идея. Так вот, Hobbit of Russian Empire, криптосталинист, каратель, если вы криптосталинист и каратель, то вы, наверное, или уже занимаетесь чем-то похожим, или займитесь. Займитесь, если вам нечего делать. А я так думаю, что вам нечего просто делать, что вы мучаетесь бездельем. Организуйте сами. А кто вам должен организовать? Симону Визенталю никто не организовывал его центр. Ищите, выискивайте честно, где были преступления, где что нарушено, посвятите этому жизнь. Вот, может быть, и получится толк.
Так, нашей радиопрограммы нет нигде, ни в какой газете, Олег из Ярославля, и больше на вопросы о радиостанции я не отвечаю. Очень интересно, задавали много вопросов о вчерашнем обращении рождественском патриарха Кирилла - не пережал ли он, не сместил ли акценты, правда ли он думает, что президент Медведев преуспел в преодолении кризиса с божьей помощью? Что вы нового услышали вчера вот в этом? Это что, заслонило все то, что говорил патриарх? По-моему, я не слышал в РПЦ за последние много-много лет, чтобы говорили простыми и доступными, ясными словами о сущности праздника Рождества. Вот это было бы главное, мне кажется. А церемония, она и есть церемония. Приходит туда президент. Это такое вот действо, светское во многом, когда стоит президент, потом подходит, подарками обмениваются. Приветствует патриарх верующих, присутствующих здесь иерархов и священников. Гораздо интереснее то, что делается, и то, что может делаться в РПЦ для того, чтобы ее преобразовать. А преобразование даже не то что намечается. Оно, в общем-то, происходит. Это очень интересно, на самом деле. Вот это интересно. А церемония, которая была вчера, была не хуже, не лучше. Я имею в виду не православную литургию, а слово патриарха. Оно было ясным, оно было очень доходчивым. И мне кажется, что в какой-то степени РПЦ сейчас обращается к очень важной и точной простоте все больше и больше. Называет вещи своими именами, гораздо меньше наводит тени на плетень, что свойственно очень многим людям, когда особенно такая вот структура, во многом традиционная и инертная, как огромная церковная организация - такая, как Русская Православная Церковь.
Картинки не будет. Не хочу я видео включать. Вы уж простите меня. Вы насмотритесь на все еще в 22 часа, когда у нас будет «Перехват». Так. Далее. Про радиостанцию я не отвечаю. Вот то, что хотел вам ответить по вопросам из интернета. Пожалуйста, +7 985 970 4545 - это для смсок телефон. И телефон есть для разговоров наших с вами. Разговор мы и включаем первый. Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Зовут Андрей, я звоню вам из Москвы. Вопрос у меня, конечно, есть. Вот вы рассуждаете о послании патриарха. Вообще говоря, по большому счету, послание ничего не стоит в том плане, что понятно, откуда оно исходит.
С.БУНТМАН: Откуда?
СЛУШАТЕЛЬ: Первоисточник этого послания - наш товарищ, Владимир Владимирович Путин.
С.БУНТМАН: Да? А вы считаете, что он писал патриарху послание?
СЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что он задал тон этого послания.
С.БУНТМАН: Вам так кажется. А то, что говорил Алексий II покойный, это тоже писал Путин?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет. Так я не считаю. Алексий II - это, конечно, совершенно другой человек. Он жил в другое время. По-другому ощущал.
С.БУНТМАН: Ну, извините, я не очень понял, что вы имели в виду. Но это странно достаточно. Слушаем дальше. Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Меня зовут дядя Боря. Мне 88 с половиной лет, ветеран войны и труда. Могу ли я задать вопрос?
С.БУНТМАН: Так задавайте, ради бога.
СЛУШАТЕЛЬ: Может ли российское правительство предъявить требование германскому правительству?
С.БУНТМАН: За что?
СЛУШАТЕЛЬ: К 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне над фашизмом, чтобы Германия снабдила всех инвалидов войны, пораженных оружием фашистов, автомобилями?
С.БУНТМАН: Чтобы Германия, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Германия чтобы снабдила всех автомобилями бесплатными.
С.БУНТМАН: Я вас понял. Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬ: Второе. Тем, кто инвалиды войны и не имеет квартиры, чтобы немцы строили квартиры в России.
С.БУНТМАН: Немцы строили, хорошо.
СЛУШАТЕЛЬ: И третье. Платить инвалидам войны пенсии такие же, как платит российское государство.
С.БУНТМАН: Понятно. Я вас понял, спасибо большое. Германия заплатила страшные репарации, огромнейшие. Германия прошла денотификацию. Мало того, чтобы быть краткими, Германия в лепешку разбилась, чтобы заплатить узникам концлагерей. Германия сделала все, что могла, абсолютно. Сейчас прошло 65 лет, ветеранов крайне мало. Я считаю, что это будет позор для российского правительства, если оно будет сейчас требовать от Германии, чтобы всем построили квартиры и дали автомобили и заплатили еще такую же пенсию. Очень многое в Советском Союзе оплачивала Германия своим оборудованием, репарациями и так далее в восстановлении народного хозяйства. Пленные вкалывали, извините меня, за грубое выражение, работали здесь до середины 50-х годов, если я не ошибаюсь. Мне кажется, что Германия выполнила абсолютно все свои обязательства. И той Германии уже не существует. Я думаю, что российское правительство способно само оставшихся в живых ветеранов, слава богу, как наш 88-летний слушатель, снабдить всем, в чем они нуждаются. Дальше слушаем. Очень интересные у вас здесь вопросы. Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Меня тоже зовут Сергей, Москва. Мы, в общем, даже с вами знакомы. Я однажды был у вас в гостях. Но это не суть важно. Вы сказали о том, что наконец-то политика православной церкви, по словам Кирилла, стала ясной, понятной…
С.БУНТМАН: Нет, я не сказал, что она стала ясной. Она становится понятнее, и в послании гораздо больше ясных, человеческих слов.
СЛУШАТЕЛЬ: Совсем недавно, до Нового Года, было выступление, в котором наш новый патриарх достаточно странно высказался по поводу общечеловеческих ценностей. Что нам не нужно стремиться за Европой, что нам не нужно стремиться за ценностями, касающимися человеческой личности, как стремится демократическая Европа. Вот в новой политике церкви вы улавливаете ту же самую тенденцию?
С.БУНТМАН: Он это сказал, когда еще не был патриархом, по-моему, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, это было недавно.
С.БУНТМАН: А, недавно он это повторил. Потому что он всегда это говорил. Кирилл это всегда говорил. Спасибо большое. Я не думаю, что какие-то резкие перемены. Например, разговор об общечеловеческих ценностях. Во-первых, надо определить, что это за ценности. В очень многих заявлениях, которые были сделаны за прошедшие годы, тем же самым Кириллом, когда он был митрополитом, эти ценности были в искаженном виде. Это были такие, знаете, как америколибералы, как любят в интернете писать. Это была какая-то карикатура. И я думаю, что это разговоры все, на самом деле. Потому что по сути дела, если предлагает российская или русская цивилизация, если хотите, какие-то ценности, они совпадают с ценностями христианскими, с ценностями, которые разработал век Просвещения. И до сих пор, и, я думаю, что и в будущем будут эти ценности претворять. А так говорить - «Нам не надо». А что нам надо? Особый путь, особая духовность? Это все слова. И я бы даже сказа, что это болтовня, которая не имеет отношения к практическим делам. Если в практических делах Россия будет стремиться к изоляции, то тогда это гибель России просто-напросто. Это разговоры для бездельников абсолютно. Для тех, кто считает, что пока им что-нибудь не подарят, ничего и не будет. Все это разговоры. И особый путь - это болтовня стопроцентная. Это, может быть, представляет интерес для тех, кто этим занимается, всю жизнь ищет особый путь. Никакого особого пути нет. И я думаю, что это пора запомнить. Есть строительство страны, современной страны, страны, которая должна процветать по всем своим ресурсам, и человеческим тоже, если не будет бездельничать. Если будет сознательно относиться к самим себе как к народу, как к гражданам, не будет позволять издеваться над собой. Потому что сейчас диктатуры нет. И смешивать все на свете я бы не советовал никому. И как, например, наш друг криптосталинист, для которого все едино. Вот он поставил себе цель такую. Можно поставить себе цель - головой пробивать стену какую-нибудь. Или, например, согнуть телеграфный столб. Можно представить себе, что это полезная вещь. Можно. Можно приравнивать преступления Сталина чудовищные и чудовищного Сталина к тому, что делалось в России в 90-е годы. Можно все перепутать. Но при этом есть такая лукавая конструкция: «Но нацизм не похож на сталинизм, он - другое». А вот тут все приравнивается. Это каша в голове. Я думаю, что мы с вами тем и занимаемся, что пытаемся как-то в этой каше разобраться. Вот в чем дело. Никакого нет своего пути. Есть нюансы одного и того же пути, которые связаны с географией, с историей, с общим характером, с привычками людей, с традициями, которых у нас осталось - раз, два, и обчелся.
Тут задают вопрос, как я отношусь к тому, что предлагал Рябых, помощник архиепископа Иллариона, восстановить традицию согласно Манифесту 1814 года Александра I о том, чтобы считать 25 декабря по старому стилю Рождество Христово еще и праздником освобождения нашей земли от галлов, как было сказано, то есть победы над французами 1812 года. Можно. Но если ставить во главу угла восстановление праздников в честь побед… Ведь логика такая - вы слышали интервью на нашей радиостанции: что не одна победа в Великой Отечественной Войне - славная победа России. Да, не одна. В 1-ю Мировую войну прекратили читать молебны, потому что появился новый враг, появились новые опасности, новая ситуация, и Франция была союзницей, и как-то посчитали, совершенно справедливо, это нечестным - служить молебны о победе над нынешними союзниками. Было в этом и историческое чувство, и этическое чувство - в том, что отменили. Восстанавливать механически сейчас? Да можно все что угодно восстановить. Но чего мы добиваемся? Чтобы помнить свою историю. А мы свою историю уничтожаем и как раз затуманиваем каждый день. Вот пытаются уничтожить «расстрельный дом» - там, где заседал товарищ Ульрих и выносились приговоры. Это что? Чтобы не помнить. А помнить будем, например, молебен в честь победы над галлами. Да, была выдающаяся победа над Наполеоном. Была страшная война, очень тяжелая. И героизм русских солдат был невероятный. И да, это было избавление, уже когда прогнали с территории России великую наполеоновскую армию, остатки ее. Да, ну и что? Мы не сможем никогда войти в то же время, которое мы безнадежно утратили. Почему не строить новое время? помня, причем, обо всем. И о нашей собственной вине. Не только о победах. Давайте мы сейчас прервемся. Накапливаем вопросы. И попытаемся разобраться в сути событий в последующие полчаса.
НОВОСТИ
С.БУНТМАН: Мы продолжаем. 363 36 59. Что меня очень удручает - это постоянные разговоры: или - хи-хи-хи, мы разведем мамонтов и будем на них охотиться, это будет наш особый путь, хи-хи-хи… Какие-то удрученные разговоры о том. Или - мы ничего не можем, или - мы лучше всех. Давайте делать что-нибудь, в конце концов! Меня здесь спрашивают: «Почему Медведев переназначил Дарькина?» А почему ему не переназначить Дарькина? Так у нас страна устроена. Мы с вами прошляпили, что больше выборов нет в стране. Так чего теперь жаловаться-то? Кто способен пойти на то, чтобы восстанавливать выборы? Две с половиной немногочисленные партии, которые больше декларируют это, чем воплощают? Вы хотите выборов настоящих? Если вы действительно хотите, тогда объединяйтесь, делайте политические партии, общественные организации. Ой, у нас плохой закон. В советское время люди брали и объединялись, брали и делали. А теперь также ханжески хвалят советское время за то, что там люди сопротивлялись. Черт возьми! Хотите - делайте! Пытайтесь, делайте! Что нам все стонать, я не понимаю? Потому что это плохо, то плохо. Да, плохо. Давайте попробуем разобраться, как плохо и почему и к чему это ведет. И делать что-то надо, наверное. Вот сидит человек, я не знаю, лузгает семечки на диване и считает, кто где бездельничает. Например, журналисты бездельничают, потому что они только говорят или только пишут. Политики бездельничают. Оппозиция бездельничает. Вот - ха-ха-ха, выходят на площадь! А вы выйдете на площадь за что-нибудь за свое. Хоть во двор выйдите и сделайте что-нибудь полезное в своем дворе, прежде чем кричать на правозащитников, на людей, которые пытаются что-то сделать. Да, а государство наше российское сейчас сделало все для того, чтобы мы превратились в клиентов. Мы не существуем практически. Мы только существуем как объект политики. Потом по каким-то своим малопонятным критериям президент сделает по алфавиту с Абельцева президентский резерв. А это то, что должно появляться само - через политические организации, через политические партии. Здесь посчитали, что за последнее десятилетие появилось меньше компаний, чем за любые два года из 90-х. людям не надо. Хотят встроиться. Ну и очень хорошо. Чего тогда жаловаться? Чего жаловаться, чего требовать от кого-то, если сами не хотим ничего делать? Телефон слушаем. Чем-нибудь займемся. Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Юрий Александрович. Скажите, как мне быть? Вот я в течение десяти лет борюсь с государственными чиновниками и объявляю их грабителями, и никто не реагирует - ни Генеральная прокуратура, ни московская тем более.
С.БУНТМАН: А где вы их объявляете?
СЛУШАТЕЛЬ: В послании, в заявлениях.
С.БУНТМАН: А вы считаете, что получили ваши заявления, и они будут реагировать? Да, мы грабители. Или что такое?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я бы хотел, чтобы кто-нибудь конкретно разобрался с тем вопросом…
С.БУНТМАН: У вас есть конкретное дело?
СЛУШАТЕЛЬ: Да-да, безусловно. Я им 10 лет занимаюсь.
С.БУНТМАН: Вы подавали в суд на кого-то конкретного?
СЛУШАТЕЛЬ: Подавал в суд. Первый суд дал добро, второй отказал. И так далее - пошло, пошло. Дело все в том, что 500 тысяч рублей - мне все говорят, что с государством зря бы борешься, они тебе их не отдадут…
С.БУНТМАН: Но вы боретесь? Вы хотите вернуть эти деньги?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, безусловно. Потому что у меня отняли их чиновники государственные незаконно. Я пытаюсь добиться, чтобы хоть кто-нибудь внимательно прочел и вызвал меня: «Юрий Александрович, ну что делать-то? Давай разбираться». И никому нет дела. Я говорю - ограбило государство меня, а они молчат. Как будто бы так и надо. Рэкет в порядке вещей.
С.БУНТМАН: Я понял. Спасибо. Вы подаете в суд, и это правильно. Это очень непросто, но вода камень точит. «Надо дать жилье всем ветеранам войны 1812 года. Эдуард, бомж». И вам, наверное, тоже. Я вас поздравляю. Я думаю, что вы к нам придете и расскажете свои впечатления от Бородинской баталии, от Смоленска, от Малоярославца. Очень здорово. Очень много у нас юмора. Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Я звоню из Вологды. Включила радио и слушаю вот сейчас. Не знаю, кто говорит, но вы знаете, вы так здорово говорите, что нужно работать. Просто мне кажется, тут даже разговаривать-то не о чем.
С.БУНТМАН: Понятно. У вас есть вопрос какой-нибудь ко мне?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, у меня вопросов нет. Я создала свое дело и вот сейчас занимаюсь этим делом. Я просто поздравляю вас с такими словами. И чаще говорите людям, россиянам, что работать надо, и все наладится.
С.БУНТМАН: Спасибо большое. Вам успехов. И с наступившим новым Новым Годом, с наступающим старым Новым Годом. Спасибо вам большое. «К кому вы обращаетесь? Мы выходим и делаем». У меня единственный здесь маленький микрофон, маленькая студия. И я надеюсь, что достаточно большая аудитория. Я делюсь с вами вот тем, что я не могу понять. Не то что я понимаю, скажем. А тем, чего я не могу понять. Разве мы не должны бороться за свои права? Разве мы не должны бороться за Конституцию? Вот «вышли смешные люди» - 31. Почему они смешные, скажите, пожалуйста? Они делают, в общем, то, что каждый из нас, если недоволен, должен делать по-своему. Вот человек ходит по судам. Меня спрашивает представитель местного бизнеса, как он сам пишет здесь в интернете: «Зачем такие длинные каникулы?» У него нет таких каникул. Он, наверное, работает. У нас нет таких каникул. Ну хорошо, сделало государство каникулы. Мы это пообсуждали, покритиковали, повзвешивали, сравнили с каникулами майскими, которые были, что было бы полезнее. Да, запомнили такое дело. Но вот они есть. Кто нам мешает их с толком провести, эти каникулы? Вот покажите мне пальцем на того человека, который мешает нам провести эти каникулы нормально? Кто мешает нам, кроме кривого пола или обилия пуговиц, как в старом анекдоте? Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Добрый вечер. Антон, Саратов. Хотелось бы сказать следующее. Мы еще живем в социализме, в коммунизме до сих пор. У нас, у людей, которые живут сейчас, тот электорат, на который опирается «Единая Россия», еще живет при коммунизме.
С.БУНТМАН: Вы можете мне ответить, Антон, почему?
СЛУШАТЕЛЬ: Почему? А потому что гнобение коммунизма засело до такой степени в голове у человека, у этого электората, что поменять его невозможно ничем, даже демократией. Наверное, мое поколение…
С.БУНТМАН: А сколько вам лет, Антон?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 33. Оно сейчас потихонечку начинает осваивается. Потому что нас гнобили еще и пионерством, и…
С.БУНТМАН: Простите, но это же 20 лет прошло! Больше 20…
СЛУШАТЕЛЬ: Подождите. Вот когда пройдет 30-35, когда та молодежь, которая сейчас есть, придет к управлению (я не говорю, к власти, а к управлению), будут начальники молодые, вот тогда, возможно, что-то изменится. Старшее поколение сейчас, 40 лет, отойдет от этого.
С.БУНТМАН: Но согласитесь, что само ничего не приходит и не уходит. Все зависит от человека.
СЛУШАТЕЛЬ: Согласен.
С.БУНТМАН: Чего не хватает? Что мешало за 20 лет… я не говорю, в государственном устройстве, в группах олигархов или подолигаршников… что мешало человеку нормальному, который читать умеет, читает газеты, книги, смотрит какие-то фильмы нормальные, что ему мешает?
СЛУШАТЕЛЬ: Согласен. Олигархи, я с вами соглашусь, они молодцы. Человек, который вышел из завода, от станка, сделал свой бизнес и сейчас ворочает миллионами, который не спал ночами… Я знаю, что это такое. В свое время я это проходил. Он молодец, я горжусь им, я патриот. Но, скорее всего, наверное, поколение мое уже воспитывает собственных детей в другом направлении - в направлении, что ты должен идти и доказывать, что это твое. А вот поколение моих родителей не будет ходить, оно не будет доказывать. Ну и ладно. Знаете, как берут так, рукой махают - а, ну и…
С.БУНТМАН: Ну, я думаю, что ваши родители примерно моего возраста, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно.
С.БУНТМАН: Это очень разные люди, я вам скажу, в каждом поколении очень разные люди. Спасибо, Антон, большое, всего вам доброго. И я думаю, что не стоит нам ни в коем случае… Ну вот, смотрите, вот когда мы читаем, мы знаем, люди нам рассказывают, кто-то это относит на счет завоеваний, например, социализма, когда люди, преодолевая совершенно идиотические препоны, которых сейчас нет вообще, пытались создать свою жизнь. Люди пытались, имея минус такой, минус сякой, поражения в правах дикие, поступить и получить образование высшее, найти работу, что-то делать. И не только чтобы себя прокормить. Да, чтобы прокормить. Кормить семью. Они пытались что-то делать. Когда все было заорганизовано и когда мышь не проскочит. А проскакивала. Люди меняли место жительства. Для того, чтобы выжить и добиться во многом своей цели, они подпольно читали, они занимались самообразованием, они узнавали то, чего нельзя было узнать. И что, нужны искусственные препятствия для того, чтобы осознать себя, свое место какое-то, пытаться его найти? Вот что, обязательно нужно какое-то… Вот сидят, ковыряют пальцами, крутят усы, пряди волос и думают - ах, какую бы придумать национальную идею, как управлять страной! Да давайте вот мы с вами для себя сформулируем - чего я хочу? Или я требую от государства, чтобы оно все для меня сделало, или я себе нахожу какую-то роль даже и для того, чтобы это государство как-то переделать? Нет, нам не нужны новые революции, поэтому мы ничего делать не будем. При чем тут новые революции? При чем тут кровавые бунты? Каждый из нас может что-то делать. Вот, мои родители пенсионеры. А что я делаю для своих родителей, каждый задумался? И ведь делает же! Ну вот смотрите… У меня одни вопросы. И меня эта пассивная негражданственность очень удручает. Гораздо больше, чем - да забудьте вы: вот, я жертва социалистического эксперимента, но в Советском Союзе было все хорошо. Это уживается в голове? Уживается. И это повод для того, чтобы ничего вообще не делать, а потом кого-то ругать. Давайте разберемся, кого и за что надо. Какие, собственно, претензии мы хотим предъявить тому же государству? А можем, и обязаны даже! Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Михаил, Подмосковье. Насчет претензий вы сказали к собственному государству. Слишком много сразу же мыслей. Даже не хочу начинать, потому что слишком долгий разговор. Я, собственно, хотел сказать, вот вы упомянули т.н. пассивную гражданственность, гражданскую позицию, из-за чего… Вы понимаете, мне кажется, что в настоящее время активности у населения быть не может в принципе.
С.БУНТМАН: Почему?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, во-первых, люди успешные, которые все прекрасно понимают, им есть что терять, и на улицу они никогда не выйдут. Они будут обсуждать, они будут смеяться в кулуарах, они будут уезжать. Но на улицу они не выйдут. Потому что им есть что терять. А подавляющее большинство населения настолько зомбировано, оно настолько разучилось мыслить и самостоятельно делать выводы, что для того, чтобы выгнать их на улицу…
С.БУНТМАН: А кто разучил мыслить?
СЛУШАТЕЛЬ: А это одна из претензий, кстати, к власти и к государственности, с моей точки зрения. Вот с точки зрения сохранения этой власти, власть действует абсолютно правильно. С точки зрения самой власти. Понимаете, о чем я говорю?
С.БУНТМАН: Ну да, понимаю. Правильно. И никогда не узнает, что тут неправильно, потому что никто не скажет.
СЛУШАТЕЛЬ: Разумеется. Более того, мне уже 45 лет, я успел побывать и коммунистом, и послужить в армии, и позаниматься много чем, и сейчас пытаюсь заниматься пока еще, но я хочу сказать - даже посмотрите, на что направлена наша новая реформа образования. Ведь это же просто убийство образования как такового и, прежде всего, удар по людям, которые потенциально могут сами мыслить и делать самостоятельные выводы. Я не говорю, правильные или неправильные, но самостоятельные.
С.БУНТМАН: Ваше предложение тогда. Если вы не принадлежите к тем, кто зомбирован, ваше предложение. Вот что можно сделать? Да, реформа такая, сякая. Хорошо, мы ее обсуждаем, входим в советы, мы пытаемся собирать мнения, есть люди, которые этим занимаются. Что конкретно можно сделать?
СЛУШАТЕЛЬ: Уверен, дело в том, что предложения у меня нет абсолютно никакого, потому что в этой ситуации конкретной политической, вот в этой стране, которая сейчас в этих пределах и, особенно, с этой элитой, любое разумное предложение никогда не пройдет, потому что вся система работает исключительно на сохранение того порядка вещей - и в политике, и, разумеется, в экономике, который есть на сегодняшний день. Любой шаг вправо-влево серьезный повлечет за собой автоматически… ну, разбалтывание и расшатывание режима.
С.БУНТМАН: Ну а вы что делаете? Вот вы осознаете…
СЛУШАТЕЛЬ: Я понял, о чем вы говорите. Мне кажется, что подавляющее большинство людей, которые мыслят, давным-давно для себя сделали вывод, что основное, что они сделают в этой жизни, это просто-напросто работать на свою семью, на своих родственников, конкретно на себя, выживая в той ситуации, которая сейчас происходит. К сожалению, для настоящих патриотов… Вот я считаю, что раньше, в советское время, я был настоящим патриотом. Я абсолютно искренне гордился всем, чем можно было гордиться. Я переживал определенные острые моменты. Я переживал гибель Советского Союза, в какой-то степени переживал.
С.БУНТМАН: И? ну, предположим. А дальше?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. А дальше у меня произошло… Просто, понимаете, когда сплошь и рядом… сложно, на самом деле, я не готов сейчас исповедоваться.
С.БУНТМАН: Вот. Понимаете, не исповедь требуется. Просто мы с вами разговариваем, потому что меня очень интересует - вот система не та, не такая, да, распался Советский Союз. Если бы существовал Советский Союз из нормальных демократических республик, с нормальным народовластием, а не с советским псевдонародовластием, то, может быть, оно было бы и поинтереснее, и посильнее, и повеселее.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, возможно.
С.БУНТМАН: Но если у нас есть некоторые данности, из них, например, нынешняя существующая власть - это не данность ни географическая, ни историческая, потому что мы живем в наше время и можем изменить, не восстановить Советский Союз, это химера, а можем что-то делать. Спасибо большое. Я хочу сказать просто несколько слов. И скоро нам с вами расставаться. Единственное, что я хочу сказать по сути событий и по сути нашего умонастроения. Вот человек, который заботится о себе, взрывает эту систему. Ставьте себе задачу. Вам не нравится, что требуется в ЕГЭ, в этих тестах бесконечных и в этих штуках, которые предлагают нам, вопросники, ответники - вы своим детям читайте книги, вы своих детей не заставляйте, а привлекайте их вместе с собой размышлять и относиться… Да, вот ввели ЕГЭ - что, его теперь не сдавать и не поступать в университеты, в институты, если я хочу получить образование? Ставьте задачу, ставьте цель. Да, государство не проходит очень во многом своего пути. Давайте пройдем наш, нашу часть пути. Для себя. А если думать, что - ну вот, хорошо, всегда мы успеем, денег накопим - едем или что-нибудь сделаем, куда-нибудь денемся. Никуда мы не денемся. Потому что уезжают не откуда-то, если не выгоняют, если это не какое-нибудь репрессивное государство, а куда-нибудь. Ребята, которые едут работать по-настоящему и которые рассчитывают, что они там реализуются лучше, пусть едут, все нормально. И это забота государства - сделать действительно условия в России для тех, кто собирается по-настоящему работать, конкурентоспособными. А человек должен строить свою жизнь. И если он заботится о стране, он лично взрывает ту реформу, которая ему не нравится, он организуется. Если он этого не делает или не выполняет свои общественные функции… у нас большая часть СМИ не выполняет свою общественную функцию. Например, мы поставили себе задачи - вот мы этого хотим, выполнять общественную функцию, информировать, анализировать, думать, а не пропагандировать. Вот когда мы будем выполнять свою общественную функцию и пройдем свою пути, наши требования к тому же самому государству будут гораздо более вескими и емкими. Сначала давайте уберем лень совсем, как мне здесь описывают - «Мы собираемся толпой вокруг брошенного окурка и думаем, кто его бросил», это очень хорошая такая басня, картинка здесь, «и можем обсуждать, кто его бросил и как это нехорошо», но первое движение - это взять, поднять и выбросить в урну. И так, в общем-то, во всем. Единственное, о чем могу в начале этого года попросить: давайте пройдем свою часть пути и будем заниматься своим делом и делать все и понимать, что, где, когда нам мешает, где мешаю я сам себе, а где мне действительно, на самом деле, мешает государство своими идиотскими законами или своими антидемократическими учреждениями. Когда поймем, может быть, станет поинтереснее. И не считайте всех идиотами, пожалуйста, окружающих. Тоже одно пожелание. Ура. Встретимся в программе «Перехват».