Купить мерч «Эха»:

Суть событий - 2005-11-04

04.11.2005

.ПАРХОМЕНКО – Добрый вечер вы в Москве, это программа «Суд событий», я, Сергей Пархоменко, ведущий этой программы. Как обычно, по пятницам в это время обсуждаются события недели, я думаю, что посильнее события, чем события сегодняшнего дня, вряд ли мы с вами найдем, хотя много чего происходило связанное с этим совершенно неожиданным и трагическим происшествием, которые окружили лучший в мире город – Париж. И про это стоит поговорить сегодня, это связано с нашими московскими новостями, пока про всякие технические средства: 9633333 для абонента «Эхо Москвы», это пейджер, как вы понимаете, он работает, вот из него уже что-то посыпалось благополучно как всегда, 2031922 – это телефон, по которому мы станем с вами общаться в прямом эфире, может быть, во второй половине программы, ну вот, и я тоже в вашем распоряжении, ведущий программы «Суть событий», у меня достаточно большое количество вопросов, которые пришли по интернету, и почти все они крутятся тоже вокруг события сегодняшнего дня, вокруг этого праздника, так называемого. Сейчас будем с вами разговаривать про политику, про нас с вами, и Светлана Ростовская, звукорежиссер, я думаю, нам с вами в этом поможет.

Да, собственно один из моих сыновей работающий на «Эхе Москвы» сегодня меня встретил в коридоре, «Здравствуй, - говорит, - поздравляю тебя с днем русского фашизма». Правильно сказал ребенок, соображает, потому что так у нас получилось, вы слышали только что целый час обсуждение очень интересных, содержательных и уместных по поводу главным образом исторической подоплеки этого всего, я не буду, конечно, аврально туда погружаться, не буду никаким образом дублировать то правильное и нужное, что произошло в программе Евгения Киселева, скажу только, что вот что мне важно, переходя ко дню сегодняшнему от тех событий, которые обсуждались замечательными историками на протяжении предыдущего часа в эфире «Эха Москвы».

Все эти соображения сложные, разнообразные, противоречивые, тонкие они каким образом были учтены, проанализированы, и взяты на вооружение теми, кто принимал решение об этом самом замечательном празднике, о том, чтобы именно на это изменить 7 ноября и именно такую предложить историческую мотивировку? Люди, которые принимали это решение, они каким образом это учитывали? Отвечаю, они никаким образом это не учитывали. Он выше этого, они все эти соображения благополучно «видали в гробу», они считают, что им виднее, они считают, что они сами как-нибудь справятся без этого вот. Это не первая история, у нас тут как-то русский язык как-то пытались…, это не первое пренебрежение подобного рода, такого пренебрежения к гуманитарному знанию, у нас тут русский язык пытаются реформировать на протяжении нескольких лет всякими экзотическими способами люди, которые «ни бельмеса» в этом не понимают. Теперь, значит, поучаствовали в восстановлении исторической справедливости, абсолютно не понимаю ни черта в том, что собственно на эту тему происходит. Отсюда случаются некоторые неожиданности. Смотрите, произошло сегодня событие, вполне чудовищное: 3 тысячи, по некоторым сведениям и больше, угрюмо под отвратительными лозунгами, с чудовищными воплями и с уголовной жестикуляцией прошли по городу, в общем, никто не противостоял, за исключением нескольких десятков человек, которые пытались выразить в вполне эпатажном стиле, забрасывая их презервативами с водой, свое возмущение, никто голоса не поднял, люди, которые шли мимо этого потока не плевали ему в след, машины, которые ехали мимо не гудели возмущенно, другие жители нашего замечательного города не вышли через 10 минут после этого митинга на улицы, чтобы выразить свое возмущение по этому поводу, в общем, ничего такого не произошло, это все вместе - чудовищное, отвратительное событие, более того, некоторые косвенные сведения, в частности, этот некий опрос жителей Москвы, который произошел сегодня, свидетельствует о том, что у людей в головах творится много всякого странного и много всякого ужасного, много всякой каши у них там в головах. Потому что если я задам вопрос фашисты ли вы, все-таки большинство людей с возмущением ответит: нет. А если задать тот же вопрос в более мягкой формулировке: вышли бы вы на улицу под этими лозунгами и перечислить эти фашистские лозунги, то, как видите, огромное количество людей отвечает: да. Так вот, в новостях НТВ семичасовых, этого события не было, в Вестях 2-ого канала, официальной государственной российской телекомпании, этого события не было, 30 секунд тому назад один сотрудник вошел в студию и отрицательно покачал головой, я его специально попросил посмотреть за программой «Время» 1-ого канала, тоже контролируемой государством, как и 2 предыдущих, будет ли это новостью, он пришел в студию и мне жестами показал, что нет, не было. Это означает страх и растерянность, в очередной раз, не в первый раз мы видим, что российская власть, разбудив лихо, испугалась его и убежала, оставила нас с вами наедине с этим лихом, что-то я не видел немедленного, экстренного заявления президента страны или хотя бы какого-нибудь важного официального лица, или хотя бы неважного официального лица, но они делают вид будто бы этого не произошло, этого не случилось. Почему? Потому что, не подумавши, потому что люди, которые таким образом попытались отменить 7 ноября, они не рассчитывали на такую реакцию, на такой поворот сюжета. Кстати, отдельная история. почему так взъелись на 7 ноября, те самые чиновники, которые с гиканьем и улюлюканьем реабилитировали гимн советский, более того я сказал бы сталинский, те самые люди, которые полностью восстановили и, я бы сказал, приумножили советскую, имперскую символику, те, кому бесконечно жаль утраченного могущества, утраченного величия, утраченных просторов, утраченного ужаса, наводимого на весь окружающий мир, утраченной бесчеловечности, утраченной управляемости, утраченных унижений огромной массы людей, добиться у власти, им бесконечно жаль, чего они вдруг решили отменить 7 ноября, да, дата ужасная, трагическая, из чего совершенно не следует, что ее можно так забыть, ее нужно переосмыслить, нужно попытаться понять как сегодня, так сказать, на трезвую голову относиться к тому, что произошло 7 ноября или в ночь на 25 октября. А так просто заменить другими, просто сдвинуть муляж праздника вместо праздника, я понимаю, что это наработанная технология, действительно у нас муляжные партии вместо настоящих, муляжные профсоюзы вместо настоящих, не нравится Союз журналистов, давайте на его месте надуем шарик, создадим структуру, которая его заменит, не нравятся, до смешного до анекдотов доходит, религиозные организации - заменим их на такие же только наши, любая на самом деле система, подставим свое, подставим фальшивое, подставим искусственное, пускай оно заполнит это место и постепенно вытеснит это настоящее или вытеснит всякую возможность настоящее на этом месте создать, это очень типичная отработанная технология. Одноразовый прием, которым российские политтехнологи, советов которых слушаются властители, или их владельцами надо называть России, управляющие сегодняшним Российским государством, этот прием освоили и считают, что он совершенно универсален, вот значит, подменим праздник.

Но надо все-таки уметь на что-то такое подменять хорошо придуманное, во всяком случае, а вот что получилось, и когда у меня спрашивают здесь вот при помощи интернета, Татьяна, место жительства написала Урал: «Долго ли в России просуществует праздник 4 ноября как праздник?» - Да нисколько он не просуществует, его и сегодня нет и завтра не будет, можно установить выходной день более или менее на любой случайное число, но праздники не назначаются силой, праздники берутся откуда-то, он не возникают, они постепенно укореняются на протяжении долгих лет и за ними должно стоять что-то важное, потом нужно это переосмыслить. Кто из Американцев в точности отдает себе отчет, что такое День благодарения, почему индейку надо есть на него? Ну, вот как-то постепенно обросло, обустроилось, и очень во многих странах есть праздники, которые вросли уже в землю и обросли сверху мохом, и никто в точности не помнит по какому поводу, но знают, что что-то важное, что всегда в это время надо чувствовать что-то определенное: в этот день нужно чувствовать гордость за свою родину, в этот день надо чувствовать любовь к своим близким, в этот день надо чувствовать солидарность с окружающими и всеобщую солидарность. Главный еврейский праздник, например, это день исхода из Египта, люди, которые серьезно заняты изучением религиозных книг, истории своего народа, они это конечно помнят, но в огромном количестве еврейских семей по всему миру это просто такой день, когда надо веселиться, ну и веселятся, день, когда нужно готовить что-то вкусное, готовить подарки, угощать всех вокруг, ну угощают, дарят, готовят, вместо этого приходит угрюмое назначение: будем праздновать освобождение от поляков. Кому помешали эти поляки, кому и чем они грозили, сейчас без понятия. В итоге получили вот что, получили день русского фашиста.

Любопытно то, что все это происходит на фоне французских событий, и конечно, тут приходится очень много читать всякого злорадства, приходится читать как многие аналитики и обозреватели говорят: «Э, видите, сломалась пилорама-то у них тоже, а эти все говорят, что у них все хорошо, а у них на самом деле все не хорошо, у них машины переворачивают и жгут, вот. Нечего нас тут учить». Вообще есть чему нас учить, потому что Франция предпринимала колоссальные усилия на протяжении последних лет для того, чтобы справиться с этой проблемой, во Франции, действительно, огромное количество выходцев из исламского мира, из Северной Африки, огромное количество выходцев из заокеанских французских территорий, с Индийских островов, с островов Тихого океана, и из экваториальной Африки французской, в общем очень много там чужих. И проблема заключается в том, что эти люди начинают представлять опасность, начинают представлять угрозу, начинают представлять разрушительную силу тогда, когда они - по-прежнему чужие, грубо говоря, когда они не адаптируются к окружающему миру, новой жизни, не ассимилированы, если хотите, то понятно, что всякая ассимиляция, всякое врастание должно происходить в меру - так чтобы сохранять с одной стороны, этот идеал, такая красивая идея, с одной стороны сохранять национальное разнообразие, сохранять особенности, сохранять богатство, каждый приносит с собой свой цвет, свой талант, свою кухню, свои литературу, свой спорт, свое то, свое се, и конечно свою лигу в чемпионат мира по футболу французский, когда вдалбливают, что практически ни одного коренного, местного, здешнего француза в сборной Франции нет, а есть только эти все чужие, все они - Франция, и все они - сборная. Так вот, французы предприняли огромные усилия для того, чтобы этих людей принять, для того, чтобы они стали частью страны, частью французского народа, и смогли не все. Действительно, Париж окружен таким широким кругом, кольцом пригородов, которые по существу представляют из себя национальные гетто, где люди живут компактно, никто их не расселяет специально, никто их не загоняет, никто их не запирает, никто их там не держит, это происходит по ряду естественных причин, потому что там строится дешевое, государственное жилье, по госценам, есть очень мощная французская программа по строительству такого жилья, и оно вполне приемлемого, надо сказать, качества. Многие владельцы квартир в новостройках даже здесь в Москве позавидовали бы таком качеству, но оно по вполне умеренным ценам людям предоставляется от имени муниципалитетов, на это жилье претендуют люди не много зарабатывающие, в значительной степени люди безработные, многодетные семьи, вновь прибывшие, свежие граждане, только что получившие натурализацию, вот они там собираются в кучку и постепенно начинают жить какой-то своей жизнью. Постепенно оказывается, что это замкнутый круг, замкнутый мир со своими какими-то правилами, отделенный от окружающего мира, и этот барьер преодолеть очень трудно, как извне, так и изнутри. В конце концов, это замкнутое пространство, где давление поднимается. А давление поднимается, потому что проблемы есть, потому что - безработица, потому что дорожает все вокруг, потому что климат непривычный, потому что мечты не сбываются. Люди, которые приезжают из Мали, из Камеруна, они думают, что они попадают в центр мира и думают, что тут все неплохо, что счастье – вот оно, а, оказывается, нужно учиться, нужно работать много и тяжело, оказывается, нужно стараться, нужно пробиваться, нужно из кожи вон лезть, не очень получается - вот сколько отрицательных эмоций ждет эмигранта. Но ничего тут не поделать, тяжела эмигрантская судьба.

То, что произошло в Париже, произошло не от того, что там нет никаких происшествий, преступлений как в сегодняшнем московской жизни, а от того, что они там, оказывается, были и принимали там формы гораздо более даже серьезные чем здесь. Ну, Ле Пена опять-таки вспомните, человек в финальный тур выборов выходил, миллионы голосов собирал, сидит в парламенте уже который созыв, так вот что нам собственное, какой у нас выбор – создавать скороварку осознанно, ну ждать, когда она взорвется, таким образом, или самим превратиться в одну огромную скороварку непроницаемую снаружи, то есть никого не впускать. Извините, в дерьме утонем в своем собственном, выясняется, что богоизбранный коренной народ нашей с вами родины не хочет убирать мусор, водить троллейбусы, торговать свеклой, возить мусор, и сжигать его, подметать улицы, работать сиделками, помогать старым и больным, не хочет делать грязную и тяжелую мало оплачиваемую работу, наш с вами коренной соотечественник, а вот этот приезжий черномазый, на которого наш с вами коренной соотечественник смотрит с таким презрением и отвращением, кто будет работать за гроши. Я очень советую всем, кто в этом сомневается, проделать 2 эксперимента: оказавшись в троллейбусе, автобусе, трамвае подойти к кабине водителя и заглянуть туда внутрь, посмотреть, кто там внутри сидит, это первое, а второе, если у вас есть немного свободного времени и вам любопытно езжайте на кольцевую дорогу, например, на место ее пересечения с Ярославским шоссе. Поучительнейшее зрелище, сейчас сезон уже более или менее кончился, хотя и сейчас, но летом стоят тысячи людей. Чего они там ждут? Они работы ждут, они ждут, что кто-то приедет и заберет их вскопать огород, накрыть крышу, вставить стекло, спилить дерево, поправить забор или еще что-нибудь, хоть что-нибудь. Кто это все взялся делать? Кто будет это делать, когда их всех сюда не пустят? Ни один большой город не способен себя прокормить без приезжих и не способен себя содержать без приезжих, это совершенно точно. Ни одно крупное российское предприятие не способно прожить сегодня без иностранных рабочих, без дешевой привозной рабочей силы не выживет Россия, совсем. Но значит, этой истории с непроницаемостью не получается, значит что? Ну, можно апартеид попробовать устроить, есть такая форма, есть даже опыт, есть страны, которые многие десятилетия прожили с этим, раздельное существование, да, пожалуйста, приезжайте, и оставайтесь людьми второго сорта: учитесь отдельно, лечитесь отдельно, селитесь отдельно, выбирайте себе свои отдельные какие-то органы самоуправления, в нашу политику не лезьте, сами себя развлекайте, в общем, колючей проволокой вас обтянем и живите. Чем это кончается, видим на примере ЮАР, Зимбабве. Мужественный оратор Мугабе, помните такой был, борец за равноправие угнетенных черных, так он там сейчас дает дрозда, придя к власти, вот он сейчас наводит порядок со всеми, кто держал его и еще десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы людей держал в ситуации апартеидной этой дискриминации. Так что не получается тоже. Мы с вами поговорим про то, как посреди этого жить с помощью телефона 2031922 поговорим после новостей, но знаете, просто как-то ни про что другое не поднимается рука, не поворачивается язык говорить по ходу этой сегодняшней программы, я думаю, вы понимаете, что с нами сегодня произошло что-то очень и очень важное. Новости, не удаляйтесь.

НОВОСТИ

С.ПАРХОМЕНКО – Пейджер 961-33-33 для абонента "Эхо Москвы" работает, сейчас мы с вами его почитаем, на него много уже всякого насыпалось. 203-19-22 - телефон, с помощью которого мы с вами попробуем пообщаться. Давайте, я действительно почитаю, что «наприходило» на пейджер. Мне кажется, что тот самый случай. "Нам предлагают принимать по 2 миллиона иностранцев в год, видимо, кому-то хочется увидеть в Москве повторение парижских погромов"; "Промелькнуло сообщение, что эмигранты не хотят работать, а хотят жить на пособие, у нас таких средств нет". Вот там, где промелькнуло сообщение, там и спросите, откуда оно там промелькнуло. Люди приезжают сюда за деньгами. Вы никогда не обращали внимание, сколько по городу рекламы фирм, которые занимаются переводом денег заграницу, международными переводами денег? И названия у них у всех какие-то странные, знаете, что это такое? Это фирмы, которые работают специально на то, что люди, приезжающие сюда и зарабатывающие свои гроши, не побоюсь этого слова, могли перевести эти деньги своим семьям. Такие маленькие конторки окружают, например, любой рынок, вот обратите внимание, уважаемые коренные москвичи. Не казалось вам странным, что вокруг рынков всегда там: "денежные переводы", "денежные переводы", "быстрые переводы" и так далее… Люди приезжают сюда работать, они не приезжают сюда играть в казино. У меня здесь кто-то спрашивает, а хожу ли я на рынок и бываю ли я в кафе. Хожу на рынок и бываю в кафе. Кто там работает? Вот они самые и работают. Они за вас работают, вы не захотели там работать, вы не смогли работать, вы не можете проснуться в 4 утра и перебирать картошку, для того чтобы потом продавать ее на рынке.

"Назовите вашу настоящую еврейскую фамилию". Просит меня Юрий Шевцов. Моя настоящая фамилия – Пархоменко, а вы антисемитская скотина, Юрий Шевцов, с этим и живите.

"Уважаемый, Сергей Борисович, ни на одном канале не обнаружил в новостях сообщения о том, что творилось сегодня в моем городе, только по радио из новостей. А на экране Путин и комсомолки, Путин и попы, увы, это наша родина. Марина, Москва". Да, действительно, это то самое, про что я говорил, хотя мне здесь сообщают, что "REN-TV" отважилось что-то такое передать в своих новостях. Вот: "В новостях "REN-TV" был подробный репортаж о шествиях в центре Москвы, где-то минут 5-7, так что не все так плохо. Иван". Да, не все так плохо, пока есть телеканал с очень ограниченной, по сравнению с государственными каналами, аудиторией, но все-таки он есть, и он может себе это позволить. А каналы, контролируемые государством, в том числе "НТВ", не могут себе этого, видимо, позволить, им стыдно, они боятся, им страшно, они не знают, что с этим делать, им команды не поступало, как это трактовать.

"Смените пластинку, вы точь-в-точь то же самое говорили, когда вышла антисемитское письмо депутатов". Да, когда вышло антисемитское письмо депутатов, я говорил, что власть испугалась, что власть не отреагировала на это, что она оставила нас со скотами наедине. Смею заметить, что с тех пор пострадавших евреев не было. Смею заметить, с тех пор не было и пострадавших авторов этого письма, никому из них не отвинтили голову, некоторые из них до сих пор сидят в Думе, другие претендуют на то, чтобы в эту Думу выбраться, третьи входят в общественные палаты и подписывают разнообразные письма, смею заметить.

"Сергей Борисович, мне кажется, вы ошибаетесь. Абсолютно официальное лицо, председатель Мосгордумы сегодня по вашему собственному радио высказался, на мой взгляд, совершенно однозначно и определенно, чего же еще вы хотите? Александр". Тут же рядом: "Сергей Борисович, одно неважное лицо сегодня выступило с невнятным объяснением, не сказав самого главного, что это являет собой разжигание национальной розни. Людмила Петровна". Знаете, я как-то не заказывал, не договаривался. На самом деле, конечно в этой ситуации должна быть официальная реакция, бывают такие случаи, когда арестуют траулер в норвежском море - должна быть официальная реакция, когда самолет падает в Литве – должна быть немедленная официальная реакция, когда фашисты идут маршем по Москве – должна быть немедленная официальная реакция.

Между прочим, я еще посмотрю, какая реакция будет с той стороны, я вот помню, азербайджанская диаспора московская очень целовалась взасос, что с мэром Москвы, что с президентом России и как-то клялась в любви, взаимопонимании и единении. Приезжал и Ильхам Алиев как-то, столько розовых слюней пролили вокруг. Между прочим, им тоже неплохо было бы и им, и армянскому посольству, и таджикскому посольству, и узбекам, и украинцам, и всем вокруг неплохо было бы, на самом деле, задать пару вопросов российскому МИДу в этой ситуации. Пусть меня называют кем угодно, пусть говорят, что я провоцирую и «науськиваю», ну вообще, из этого состоит международная справедливость. Если наши сами не соображают, значит, кто-то должен их к этому подталкивать. Кто-то должен им показывать на то, что они не делают своей работой, те самые официальные лица, которые не реагируют на это, не проводят расследования по этому поводу, не дают этому оценок. Значит должен кто-то работать за них, ничего тут не поделаешь. Ну, собственно, ладно, давайте поговорим по телефону, давайте поговорим про это. Как вам кажется? Вам все равно? Вам легко жить в этом городе? Вы по-прежнему будете мне объяснять, когда я говорю: эта страна…я что-то такое, я кого-то этим обижаю? Вот эта страна это допускает сегодня. Жду вашей реакции, только с аргументами, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Владимир. Мне очень не понятно, почему вас, все-таки, называют бациллами гниения, объясните, пожалуйста?

С.ПАРХОМЕНКО – Спасибо, пошел вон, следующий, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Ирина, я из Москвы. Вот я говорю, что я из Москвы, мы живем уже несколько лет в Москве, у нас нет регистрации, мы специалисты хорошие, которых здесь ценят очень…

С.ПАРХОМЕНКО – Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ – Я родилась вообще в Москве, у меня родители военные, мы много где жили, последний раз мы приехали из Ростова-на-Дону, у меня прописка в Ростове-на-Дону.

С.ПАРХОМЕНКО – А в какой области вы специалисты?

СЛУШАТЕЛЬ – Я переводчик, муж у меня адвокат. Мы приехали, потому что нас сюда звали очень долго, мы здесь были нужны. Понимаете, вот это все, сегодняшний праздник, я весь вечер слушаю, пытаюсь дозвониться, это праздник национального единства или все-таки всенародного?

С.ПАРХОМЕНКО – Спасибо за вопрос, очень правильный вопрос. Никто в точности подробно об этом не подумал. Вот до этого места никто не додумал эту историю. Это праздник единства чего-то там такого, ну, в общем, сейчас попразднуем, как сказал лидер, вот этих самых, официальных профсоюзов Шмаков, он сказал: "Ну, за стол, за праздничный сядем". Действительно, это главное, а больше ничего не нужно, на самом деле. Из чего праздник-то состоит? – хлопнул, закусил, заснул. Об этом никто не подумал, никто не взял этого в голову: а что в точности – получили результат. Спасибо вам, извините, я вынужден сейчас повесить трубку, потому что там какие-то помеха на линии, очень все щелкает, попробуем еще один взять звонок. 203-19-22, алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Владислав, я из Саратова. У меня такой к вам вопрос, во-первых, по поводу праздника, мне кажется, что лучше праздновать все-таки 4 ноября, чем 7 эту красную заразу нашу, это личное мое мнение. А вот по поводу этого шествия, а может наши ультра-правые, которые сегодня шли, берут пример, в общем-то, с Прибалтики?

С.ПАРХОМЕНКО – Да ни с кого они пример не берут.

СЛУШАТЕЛЬ – Вот, например, Латвия. Она вошла в Европейский союз, там ходят нацисты, и вроде это принимает, потому что ведь в ЕС очень трудно войти, например, Турции вот уже 40 лет входит, а Латвию сразу взяли, и вот у меня такой вопрос: Может, они действительно оттуда берут? Европа, вроде как, принимает…

С.ПАРХОМЕНКО – Все, спасибо. Значит, на самом деле, никто ничего не принимает, на самом деле, это является предметом ожесточенных и тяжелейших дискуссий - и то, что происходит с неонацистами в Германии, и то, что происходит в Латвии, и то, что происходило с Эстонией, история с этим несчастным гнусным, надо сказать, памятником, который поставили, потом сняли, потом поставили в какой-то сарай или в какой-то двор, потом вытащили обратно, судили, рядили, разбирались, вся страна этим жила, пол Европы это обсуждало. На самом деле, у прибалтов серьезные неприятности по этой части, и мало чего их куда приняли, но обсуждение-то происходит, и мнение-то высказывается, и пусть они попробуют не обратить на это внимание, пусть они попробуют не произнести по этому поводу, по меньшей мере, каких-то правильных слов. Скоты есть везде, идиоты есть везде, и ни с кого они пример не берут. Люди, которые шли по Москве, они что-нибудь вообще об этом знают, они чего-нибудь об этом думают? Нет, они «черных» хотят гнать из Москвы. А на самом деле они хотят даже не этого, они хотят продемонстрировать свою силу и свою злобу ко всякому, кто попадется им на пути. Им так сильно мешают эти приезжие, они чего-нибудь отнимают? Вот эти люди, которые шли сегодня, они что, потеряли работу, потому что их кто-то, видите ли, вытеснил? Мясо их кто-то съел? Кто-то их место занял? Эти люди никогда не работали, никогда ничего не имели, никогда ни к чему не стремились, у них просто много энергии и чудовищная злоба ко всему, что их окружает, нормальная хулиганская психология: купи у меня кирпич, и ничего за этим нет, просто гнусь эта вскипает в таких формах, это самое простое, это самое примитивное, это самое поверхностное, это то, что первое приходит человеку темному и грязному на ум – разозлиться на соседа, потому что этот сосед выглядит чуть иначе. От темноты и от грязи, больше ни от чего это не происходит, от необразованности, не от того, что газет про Латвию начитались, вы чего, Владислав, с чего вы это взяли? Когда эти люди последний раз радио слушали, где им что-то такое рассказывают про Латвию? Они вообще знают, где Латвия находится? Поехали дальше, алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Михаил, я по пунктам. Вы говорили, что в троллейбусах и в автобусах работают товарищи из Украины и так далее, вы не забывайте, что оплата работы водителя троллейбуса и автобуса сейчас составляет 20-25 тысяч. Второй момент, будучи сотрудником налоговой полиции в свое время и работая в управлении спецзащиты, охраняя здание на Неглинке - Министерство по налогам и сборам, там 2 года назад была реконструкция, огромная реконструкция, так вот, строители там были разные и с Воронежской, и с Курской, и из Таджикистана.

С.ПАРХОМЕНКО – Согласитесь, тенденция существует – Москву - и не только - строят не москвичи.

СЛУШАТЕЛЬ – Так вот, зарплату, мне сами рассказывали, они получают таким образом: они приходят, в ведомости карандашом написана сумма, они расписываются ручкой, потом товарищи ластиком стирают то, что было там написано, и ставят там суммы в 2-3 раза больше. Вот так вот, зарабатываются деньги. И когда вы говорите, а кто нас возит на маршрутках, если вы в маршрутке хоть раз ездили, видели?

С.ПАРХОМЕНКО – Ну, кто?

СЛУШАТЕЛЬ – Что думаете с Белгородской или с Курской области, Воронежской ребята не хотят работать?

С.ПАРХОМЕНКО – Ну и что, что дальше?

СЛУШАТЕЛЬ – Почему им-то не дать работу, вот что дальше.

С.ПАРХОМЕНКО – А они хотят этой работы? Они просят этой работы?

СЛУШАТЕЛЬ – Требуют, а не просят.

С.ПАРХОМЕНКО – Вы знаете, что-то я этого не видал, чтобы они сильно требовали или просили. Отчего-то очередей не стоит.

СЛУШАТЕЛЬ – Вот, азербайджанцев я на стройке тоже не видел, я их видел только на рынке и в кафешках.

С.ПАРХОМЕНКО – Почему, по-разному, а на самом деле, действительно существует разделение. Азербайджанцев много на рынке. А вы на рынке работали, когда-нибудь? Вы примерно представляете себе, что это такое?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, я вставал в 5 утра, знаю и представляю, что это такое. А когда человек в Воронежской области привозит картошку на этот рынок, ее не дают ему там продавать, нет.

С.ПАРХОМЕНКО – Отлично, пускай люди из Воронежской области как-нибудь организуются. Существуют, на самом деле, выработанные человечеством формы организации всей этой торговли, пусть кооператив устроят, пусть профсоюз организуют, пусть почешут репу и придумают каким образом преодолеть это. Они же этого не делают. Ладно, Михаил, на самом деле, мы сейчас увязнем с вами во всяких мелких подробностях. Факт остается фактом, это придумал не я, и это сказано не мной, и это можно прочесть в тысячах разнообразных источников, большой российский город сегодня, ни большой, ни средний, ни маленький, между прочим, я уже тут про Кинешму пару раз рассказывал, которая выкинула всех своих азербайджанцев, чуть с голоду не подохли всем городом - российский город не может сам прожить сегодня. И это, в конце концов, нормально. Берлин тоже не может прожить, и Париж не может, и Барселона не может, и Рим - никто не может прожить без приезжих. В Риме, я своими собственными глазами видел, там есть некий парк, такой скверик, в котором собираются украинские няни и сиделки, их там тысячи, Рим без них не обойдется, римские семьи, где есть больной человек или маленький ребенок, они знают, где искать, они знают, кто придет. 203-19-22, алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Вас беспокоит Аркадий.

С.ПАРХОМЕНКО – Аркадий, вы только не пугайтесь, у вас такой какой-то голос…ничего, все в порядке.

СЛУШАТЕЛЬ – Не считаете ли вы, что существует заблуждение насчет того, что Россия является российской империей? Вот скажите теперь – не столько вопрос, сколько совет – куда мне русскому человеку податься, когда Россия распадется на кусочки?

С.ПАРХОМЕНКО – Вы знаете, Россия не распадется на кусочки, Аркадий, вы не волнуйтесь, так не надо уж особенно драматизировать. Россия существовала в веках и будет существовать в веках, и она, как сказано было одним умным человеком, переживет и это маленькое правительство. Как ни будь она уцелеет в результате всех этих глупостей. Просто времени много теряем, знаете, Аркадий, чего обидно. Теряем очень много времени вот в этом всем, проходя самостоятельно, по новой ошибки и проколы, которые были проделаны многими уже на протяжении последних десятилетий. Тормозим сильно в обоих смыслах этого слова. Знаете, есть такой молодежный термин: "Не тормози! Не тупи". Соображать надо. Вот история с сегодняшним праздником – это история от тупости чиновников, которые «не подумамши, не додумамши, не доформулировавши» – и получили. И будут получать еще. И машины будут жечь в Москве. Потому что, конечно, эта пушка даст отдачу. Несомненно. И громить будут в Москве. Те будут громить и эти, и тех, и этих. И много интересного нас с вами еще ждет и не только в Москве. А Россия не развалится, не волнуйтесь, все будет хорошо. Ну, что следующую линию возьмем. 203-19-22, алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Это Елена из Перми. У меня к вам вопрос: если таджик приедет со своей семьей, 15 детей, одна или две жены…

С.ПАРХОМЕНКО – Не приедет, у него денег не хватит, у таджика, везти всю эту семью, он один приедет, гроши свои, заработанные здесь, будет отправлять туда на прокорм своим 15 детям.

СЛУШАТЕЛЬ – А тогда получается, что он обворовывает наших детей?

С.ПАРХОМЕНКО – Чем это он их, интересно, обворовывает? Он же эти деньги зарабатывает. Заработайте их вы. Чем он обворовывает?

СЛУШАТЕЛЬ – Я живу на пенсию и должна работать дворником, 500 рублей получать? Я не могу содержать свою семью.

С.ПАРХОМЕНКО – Вы не должны, а молодой человек должен работать дворником, который хочет этой работы. А не хочет этой работы, пусть смириться с мыслью, что на этом месте будет таджик. Или вы хотите, чтобы вашу помойку никто не вывозил? У вас есть мусорный контейнер возле подъезда?

СЛУШАТЕЛЬ – Я бы его вывозила, если бы мне платили достойную зарплату.

С.ПАРХОМЕНКО – Знаете, всякая работа стоит столько, сколько за нее готовы платить. Вот за эту работу готовы платить вот столько. Если вы хотите, чтобы вам за это платили достойную зарплату, вам придется сначала, как жильцу этого дома, заплатить достойные деньги в качестве коммунальных платежей. Согласны? Или вы хотите за коммунальные платежи платить гроши, а чтобы человеку, который вывозит мусор, платили достойные деньги. Это как у вас в голове укладывается, а, Елена? Эти деньги откуда должны взяться?

СЛУШАТЕЛЬ – Но тогда те же самые 15 человек, которые приехали, тоже должны платить за коммунальные услуги.

С.ПАРХОМЕНКО – Какие 15 человек приехали? Мы с вами договорились, что они не приехали, они остались там. Приехал только папа.

СЛУШАТЕЛЬ – Тогда получается, у него укороченные проблемы, не сравнимые с моими. Я должна вырастить ребенка, он приезжает, получает, живет. Я тоже могу жить в определенных условиях, если я одна. А если у меня семья, я вынуждена находить себе более достойную работу, более дорогую, оплачиваемую.

С.ПАРХОМЕНКО – А у него что, нет детей? Елена, у него тоже семья. Но на самом деле, это совершенно типичная ситуация. Это абсолютно типичный аргумент: он нас обворовывает. Значит, он вас обворовывает только в одном случае. Реальные претензии можно иметь к приезжему «гастарбайтеру», если он занимается демпингом на рынке рабочей силы. Перевожу на русский язык. Вот вы инженер, вы боретесь за свои права, вы выбиваете себе достойные условия существования. Приезжает штрейкбрехер, приезжает человек, который говорит: "Не надо мне большой зарплаты, не надо мне социальной защиты, не надо мне статуса, ничего мне не надо, только дайте мне немножечко этой работы. Начинается конкуренция за рабочее место. Заведомо на худших условиях приезжий соглашается, значит, тот, кого он вытесняет, умеет право иметь к нему претензии. В нашем случае ничего этого не происходит. В огромном большинстве ситуаций приезжие претендуют на ту работу, за которую россияне браться не хотят, которая в противном случае осталась бы не сделанной. Как вы понять не хотите?

Ладно, погрузились в эти подробности, в эти детали. Но на самом деле мне интересно, что будет дальше. Мне интересно и довольно страшно думать про то, что будет дальше, потому что сегодня я видел отвратительную рожу, спрятанную внутри наших с вами соотечественников, и не видел ответа им. Не видел, что бы кто-то готов был им противостоять. Это очень печально. Подумаем об этом до будущей пятницы. Счастливо. Это была программа "Суть событий" и я, Сергей Пархоменко. До свидания.