Купить мерч «Эха»:

Говорим по-русски. Передача-игра - 2013-05-19

19.05.2013
Говорим по-русски. Передача-игра - 2013-05-19 Скачать

К. ЛАРИНА: Доброе утро. Это радиостанция «Эхо Москвы». Мы начинаем наш большой эфир, который веду я, Ксения Ларина. Первая передача – «Говорим по-русски». В студии Оля Северская.

О. СЕВЕРСКАЯ: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: Наташа Квасова у нас сегодня звукорежиссер. Наташа, приветствуем тебя. Вчера был ужасно горький день. Невероятная потеря для нас для всех. Невероятная. Не только для культуры, а для общества в целом. Я говорю про Алексея Балабанова. Это боль утраты, которую будем чувствовать очень долго. Он ушел счастливо, в том смысле, что не мучился долго, скоропостижно скончался. Сердце остановилось – и всё. Хотя, конечно, он долго болел. Но он болел не только болезнью, с медицинской точки зрения, это была просто боль нашей страны. Алексей на себя принял всё – все наши грехи, все наши болезни, все наши кошмары.

Как мне кажется, каждым своим фильмом он пытался нас от этого освободить, пытался нам об этом сказать, начиная с самого начала, с 90-х годов. Это чудо какое-то. Такие люди рождаются раз в столетие. Чудо. Ужасно жалко. Последний его фильм, который мы смотрели, называется «Я тоже хочу» - это, конечно, был фильм-прощание, что уж тут говорить, и все это поняли, все, кто смотрел его работы, все, кто интересовался его творчеством.

Он был неуловимый, с точки зрения интервью какого-то, он ни разу не был у нас на радиостанции. Это ужасно жаль. Но, с другой стороны, всегда был внутри нас. Всегда. Царствие ему небесное. Он совершенно точно в раю. Через неделю, в субботу обязательно будем делать передачу памяти Алексея Балабанова, постараемся собрать его коллег, друзей. Сейчас в новостях великолепно сказал Витя Сухоруков о нем.

Кстати, артисты, которые с ним работали, вообще должны ему памятник поставить и цветы ему носить на могилу каждый день, поскольку он совершал настоящие открытия в них. Виктор Сухоруков лучшие роли сыграл у Алексея Балабанова, Сергей Маковецкий, Леня Бичевин, молодой актер, который сейчас ведущий артист Театра Вахтангова – его просто открыл Алексей Балабанов. Тут можно про каждого сказать, и про тех, кого нет, про Сергея Бодрова, конечно. В общем, это отдельный разговор. Я просто не могу не сказать про свои чувства невероятной горечи, досады, сожалению, боли. Царствие небесное Алексею. Гений, просто гений.

ИНФОРМАЦИЯ О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОГРАММЕ

К. ЛАРИНА: Еще раз здравствуйте. Ну что, мы с «Открывашки» начинаем?

О. СЕВЕРСКАЯ: Первые слова, которые я произнесу, это «пионер – всем ребятам пример», потому что сегодня 19 мая – день рождения пионерской организации. Вопрос был с пионерами связан. Мы предлагали вам выбрать правильный вариант ответа на вопрос, что означает слово «пионер» в переводе. Храбрец, борец или первопроходец. За это мы даем лот из двух полезных книг для всей семьи. Это «Дизайнерские открытки своими руками» и «Игрушки из помпонов».

К. ЛАРИНА: Никакого отношения к пионерской идеологии это не имеет, слава богу.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, не имеет. Хорошая альтернатива тому, чем занять детей вместе с их родителями.

К. ЛАРИНА: У нас уже есть победители, которые правильно ответили на смс. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. А сейчас телефон прямого эфира 8-495-363-36-59. Слово «пионер» в переводе значит храбрец, борец или первопроходец. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это первопроходец.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Мы записали ваш телефон.

О. СЕВЕРСКАЯ: У нас есть еще три вопроса, связанных с пионерией. Я предлагаю быстренько проверить знания наших слушателей, вручить им за это книжку «Трех муз» Юза Алешковского, а дальше уже к нашим обсуждениям, другим играм, вопросам и так далее.

К. ЛАРИНА: Давай.

О. СЕВЕРСКАЯ: В дореволюционной армии пионером еще называли некоего специалиста. Кого именно – разведчика, знаменосца или сапера? 8-495-363-36-59 – телефон прямого эфира. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Знаменосец.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, к сожалению. Следующий звонок.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Может быть, разведчик?

К. ЛАРИНА: Нет. Тут совершенно неожиданный ответ. Я этого не знала.

О. СЕВЕРСКАЯ: Но логичный.

К. ЛАРИНА: Давайте еще попробуем. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Николай. Это сапер.

О. СЕВЕРСКАЯ: Правильно, Николай.

К. ЛАРИНА: А почему сапер?

О. СЕВЕРСКАЯ: Потому что если что-то заминировано, то сапер первым идет, чтобы армия не погибла. Всё логично. «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры – дети рабочих», - эти слова наше поколение знает точно. А кто автор этих слов – Александр Жаров, Михаил Светлов или Никита Михалков?

К. ЛАРИНА: Олечка, шутка гения. Давайте попробуем. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Это Жаров?

К. ЛАРИНА: Это Жаров. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Эльдар.

К. ЛАРИНА: Молодец, дорогой. Ответил правильно – получил пирожок.

О. СЕВЕРСКАЯ: Крылатые слова из любимого всеми фильма про Чебурашку и крокодила Гену. Они очень хотели вступить в пионеры. А вот какая у них была альтернатива? Попасть в зоопарк, в живой уголок или в магазин игрушек?

К. ЛАРИНА: Т.е. им говорили: нет, в пионеры мы вам не примем, идите вы лучше…

О. СЕВЕРСКАЯ: А они говорили: мы туда не хотим, а хотим в пионеры.

К. ЛАРИНА: Куда им предлагали пойти - в зоопарк, в живой уголок или в магазин игрушек? 8-495-363-36-59 – телефон прямого эфира. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Магазин игрушек.

К. ЛАРИНА: Нет. Не помните классику. Еще попробуем.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Ирина. В живой уголок.

О. СЕВЕРСКАЯ: Правильно, Ирина. А они говорили: «Мы не хотим в живой уголок, мы хотим в пионеры. Спасибо вам за знания и про пионерию, и крылатых слов. Кстати, про крылатые слова.

К. ЛАРИНА: Это тема для обсуждения сегодня с вами.

О. СЕВЕРСКАЯ: Действительно, был такой бум на прошлой неделе, вызвавший много откликов и в прессе в том числе. В Чите местная «Вечерка» в честь своего дня рождения решила запустить кампанию по ликвидации фольклорной безграмотности и вывесила массу баннеров по городу, на которых фигурировали разные пословицы и поговорки. Один из баннеров был с надписью «Незваный гость хуже татарина». И местная татарская диаспора выступила резко против этого, даже попросила проверить баннер на экстремизм. Естественно, лингвистическая экспертиза экстремизма не нашла, но осадок остался.

В частности, наша коллега Ксения Туркова в «Московских новостях» написала очень изящную заметку про эту проблему и сказала, что если уж так подходить к фразеологическому фонду – извините меня за такое высокое обозначение, - к русским пословицам и поговоркам, то выражение «держи карман шире» можно тогда держать пропагандой взяточничества, а народную мудрость «Баба с возу – кобыле легче» феминистки могут оспорить.

К. ЛАРИНА: Не то слова. Что касается русских пословиц и поговорок, они иногда отличаются не то что неполиткорректностью, а просто откровенным хамством, унижением человеческого достоинства, расовой и прочей дискриминацией, гендерной дискриминацией.

О. СЕВЕРСКАЯ: Поэтому у нас с Ксенией возник к вам вопрос. Как вы считаете, стоит ли составить такой список неполиткорректных пословиц и поговорок, ограничить их употребление. Если вы считаете, что стоит, то скажите, что бы вы исключили.

К. ЛАРИНА: А у тебя какие еще есть примеры, кроме татарина?

О. СЕВЕРСКАЯ: «Баба с возу - кобыле легче» мне не очень нравится. «Любовь зла – полюбишь и козла», Ксюша иронизирует, что это может быть и призыв к зоофилии, так это может быть истолковано. Я бы так не истолковывала, но я считаю, что слова программируют наши жизнь, поэтому не стоит это часто повторять, мне кажется.

К. ЛАРИНА: А откуда это всё родилось? В народе действительно?

О. СЕВЕРСКАЯ: Народная мудрость.

К. ЛАРИНА: Народ у нас недобрый, судя по поговоркам.

О. СЕВЕРСКАЯ: Было интересное исследование фразеологии в «Ридерс Дайджест». Получается очень интересный портрет нашего народа. Он очень любит полагаться на судьбу.

К. ЛАРИНА: Ничего не делать. Что ни возьми: «Береги любовь – глаз цел будет». Вот с чем это связано? Типа если любовь уйдет, то останешься без глаз, типа получишь.

О. СЕВЕРСКАЯ: Валерий Мокиенко очень любит приводить пример интернациональных поговорок. Есть очень много выражений с начальной функцией «пьян как». Когда я учила французский язык, нам еще учитель в школе объяснял, что французы говорят «пьян как поляк», а поляка – «пьян как француз», все кивают друг на друга. Там очень много – и немцы, и голландцы, и финны, и швецы, и чехи, и русские фигурируют в этом печальном списке.

К. ЛАРИНА: Короче, думайте, дорогие друзья. Может, действительно, стоит какие-то поговорки изъять из обращения, просто запретить и всё.

О. СЕВЕРСКАЯ: В силу их неполиткорректности.

К. ЛАРИНА: Действительно, есть оскорбительные вещи. Я согласна с татарами, что такая пословица, связанная с незваным гостем, должна быть забыта навсегда. Ты помнишь, как по этому поводу шутят иногда? Заменить на незваный гость лучше татарина.

О. СЕВЕРСКАЯ: Она уже пришла от Вадима на нашу смс-ленту. Я бы не вывела из обращения, но подумала бы, стоит ли ее помещать на баннер в городе, если учесть, что там есть точки напряжения в обществе сейчас. Но это наша история. Как Мамай прошел. Тоже изъять.

К. ЛАРИНА: Вот, пожалуйста: там, где хохол пройдет, еврею делать нечего. Из этой же серии – что немцу хорошо, то русскому смерть. 8-495-363-36-59 – телефон прямого эфира. Есть ли у вас такие поговорки и пословицы, которые оскорбляют ваше человеческое достоинство, или, по вашему мнению, оскорбляют чье-то человеческое достоинство, связанное с национальностью, с гендерными признаками, с различием в поле и возрасте? Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Арина. Меня жутко бесит пословица так называемая: сучка не захочет, кобель не вскочет.

К. ЛАРИНА: Точно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что эту пословицу придумали взбесившиеся кобели.

О. СЕВЕРСКАЯ: Понятно.

К. ЛАРИНА: Ужасно грубая, оскорбительная, мерзкая.

СЛУШАТЕЛЬ: И самое главное – не соответствующая действительности.

К. ЛАРИНА: И в разговорах, особенно когда встречается в художественной литературе, обычно эту поговорку употребляют самые мерзотные и отвратительные персонажи. Согласна.

О. СЕВЕРСКАЯ: Сергей Султанов через Твиттер нам прислал политкорректную замену поговорки «баба с возу»: «Леди, покидающая автомобиль, увеличивает его скорость».

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня есть поговорка. Где армян прошел, там еврею делать нечего.

К. ЛАРИНА: Мы про это уже сказали. Вам кого больше жалко? Причем про армян, и про хохлов, и про евреев - такая конструкция используется в разных вариантах.

О. СЕВЕРСКАЯ: Есть еще другое выражение: это мое армянское, или мое еврейское, счастье. Это означает, что, если уж не везет, так именно мне.

К. ЛАРИНА: Народ у нас активно вспоминает всякие гадости из русского фольклора. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Майя. Сказали, что русские составляют поговорки, пренебрежительные к другим нациям. Есть такая поговорка, которая касается и русских, - радость, что у соседа корова сдохла.

К. ЛАРИНА: А как она полностью формулируется?

СЛУШАТЕЛЬ: Я только эти слова помню.

К. ЛАРИНА: Как вы думаете, она имеет какие-то реальные обоснования для такого суждения? Это говорит о русской зависти традиционной. Это так?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Ведь это же народная мудрость.

К. ЛАРИНА: Сами про себя придумали.

СЛУШАТЕЛЬ: Придумали про всех, про себя в том числе.

К. ЛАРИНА: Действительно. Одна из популярных поговорок, по поводу у соседа корова сдохла, ее часто упоминают в разных речах и текстах.

О. СЕВЕРСКАЯ: Альберт из Екатеринбурга вспоминает: заставь дурака богу молиться, он лоб расшибет. Действительно, часто говорится сейчас, что это оскорбляет чувства верующих.

К. ЛАРИНА: Вполне возможно. В зависимости от контекста – как употреблять, конечно. Еще телефон. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Об украинцах говорят: не зъим, так понадкусываю.

К. ЛАРИНА: А кто сочинил эту поговорку, как вы думаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Подозреваю, что русские. Я это слышала, когда жила в пограничной с Харьковской Белгородской области.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

О. СЕВЕРСКАЯ: Много у нас защитников прав животных. «Пьян, как свинья» считает оскорблением свиней Александр Волжский. «Курица не птица» уже фигурировало много раз.

К. ЛАРИНА: Женщина не человек.

О. СЕВЕРСКАЯ: И Наташа с детства ненавидит «собаке собачью смерть».

К. ЛАРИНА: Вот ужасная поговорка, я ее ненавижу: «Не делай добра, не получишь зла». Можно, конечно, оправдывать свою черствость, равнодушие и нежелание помочь другому человеку. Горбатого могила исправит.

О. СЕВЕРСКАЯ: Работа не волк, в лес не убежит.

К. ЛАРИНА: Можем составить список, конечно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Мне кажется, не стоит.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Мы возвращаемся в программу «Говорим по-русски». Напомню, смс +7-985-970-4545, программа открыта для ваших вопросов.

О. СЕВЕРСКАЯ: Есть уже вопросы, которые поступили на наш сайт в Интернете. Я думаю, что в связи с Чемпионатом мира по хоккею и конкурсом «Евровидение» довольно часто в новостях повторяется фраза о том, что кто-то завоевал какое-то место. Наши слушатели озаботились, правильно ли это по-русски. Наверное, если мы говорим о месте, то логичнее было бы, чтобы спортсмен или певец его заняли. Например, лучше сказать, что Дина Гарипова заняла 5-е место, хотя в известном смысле она и завоевала его, потому что это достаточно большой успех. Но если мы говорим о «выиграть», то это скорее медали или призы. Так что правильное беспокойство. Еще нас всё время спрашивают, что может быть очень, а что не очень, с какими наречиями. Например, может быть очень жарко, очень холодно.

К. ЛАРИНА: А очень прекрасно быть не может.

О. СЕВЕРСКАЯ: Все считают, что так не может быть. В принципе, русский язык этому сопротивляется. И ужасно прекрасно не может быть. А мы говорим «ужасно красив», мне это, например, нравится.

К. ЛАРИНА: Мне тоже. Потому что «прекрасно» - сама по себе степень превосходная.

О. СЕВЕРСКАЯ: Совершенно верно. Может быть «прекраснее» - там есть другие способы образования этой превосходности. Ну да, есть сочетания, такие же как и с прилагательными. Но вот это «ужасно хорошо» вполне допустимо в разговорной речи, потому что это такое слово, которое делает более интенсивным проявление хорошести, именно эмоциональный такой знак.

К. ЛАРИНА: Хочу прочитать вопрос, который Владимир в бане нам прислал: «Обнаружил, что слово «комментарий» в старых словарях пишется с одной «м» - в словаре Даля, в словаре Михельсона. У Ушакова оба варианта». Интересно, почему произошел такой процесс усложнения написания.

О. СЕВЕРСКАЯ: Хороший вопрос от Владимира. В русском языке что-то бывает логично, что-то нелогично. Я не специалист в латинском языке, я не романист, поэтому я очень боюсь ошибиться… Надо смотреть, как слово образовано.

К. ЛАРИНА: Вопрос хороший. Возьми его себе на дом.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это не про русский язык. Можно сказать про обратное. Шопинг, когда он только возник в русском языке, писали с двумя «п», точно так же, как блоггинг, блогер с двумя «г», а сейчас пишут с одним. Если в «комментарии», там это «м» может быть как-то продлено, а звуки «п» и «г» долгими быть не могут, поэтому не нужно нам это передавать двойными согласными. Еще к прошлой передаче один из наших слушателей прислал новое заграничное словцо – шопировать. Это, насколько я понимаю, заниматься шопингом. Не покупать что-то, а шопировать.

К. ЛАРИНА: Может быть, сыграть еще?

О. СЕВЕРСКАЯ: Давай.

К. ЛАРИНА: Какие у нас подарки?

О. СЕВЕРСКАЯ: У нас подарков много. У нас есть два романа Татьяны Устиновой «Там, где нас нет», для любителей детектива, два романа-загадки, романа-расследования «Дафна», Жюстин Пикарди его автор. Если мы будем вспоминать замечательного актера Жана Габена, день рождения которого отмечали 17 мая, 109-я годовщина со дня рождения, в будущем году будет юбилейная, то так мы и сделаем. Кому-то Устинову, кому-то Жюстин Пикарди.

К. ЛАРИНА: Кто-нибудь помнит, кто такой Жан Габен?

О. СЕВЕРСКАЯ: Я думаю, что, конечно, все помнят.

К. ЛАРИНА: Квасова, ты знаешь, кто такой Жан Габен? Вот, пожалуйста. Молодое поколение.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ужас какой. Кошмар.

К. ЛАРИНА: А Ален Делон? Слава тебе, господи.

О. СЕВЕРСКАЯ: Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо – всех их, снимаясь с ними, Жан Габен ласково называл «малыш». Говорю для тех, кто забыл или никогда не знал, кто такой Жан Габен. Это легенда кинематографа, французского кинематографа. «Набережная туманов».

К. ЛАРИНА: А с чего у тебя начался Жан Габен?

О. СЕВЕРСКАЯ: С «Набережной туманов». Потом я еще девочкой смотрела с родителями в кинотеатре «Зарядье», которого больше нет, «Тайну фермы Мессе». Его, кстати, повторяли по нашему телевидению в прошлом году.

К. ЛАРИНА: А я любила фильм «Двое в одном городе» с Делоном.

О. СЕВЕРСКАЯ: Потрясающий фильм.

К. ЛАРИНА: Он был так популярен в нашей стране – это я Квасовой говорю, - что даже делали мультфильмы с персонажами в образе Жана Габена. Это было время Марчелло Мастрояни, Жана Габена… Кого еще назвать из культовых зарубежных фигур?

О. СЕВЕРСКАЯ: Жерар Филип.

К. ЛАРИНА: Но мультфильм «Ограбление по…», там как раз они с Делоном.

О. СЕВЕРСКАЯ: Жан Габен еще войну прошел и воевал.

К. ЛАРИНА: И Жан Вальжан, конечно, из «Отверженных».

О. СЕВЕРСКАЯ: В общем, мы с Ксенией вас призываем, если вы не знаете, кто такой Жан Габен, зайдите, найдите в «Википедии», посмотрите фильмографию и не поленитесь посмотреть, вы получите огромное удовольствие от его фильмов, от его актерской работы. Он родился в актерской семье, точнее папа его был актером. Кстати, это уже у него был такой сценический псевдоним – Габен, Фердинанд Габен. Габен был жутким сорванцом, актеров не жаловал и говорил, что по папиным стопам, чего папа очень хотел, ни за что не пойдет. Называл актеров… кучей тряпья, картофельными очистками или мусорными корзинками.

К. ЛАРИНА: Это сам Жан Габен говорил, когда еще сам артистом не стал?

О. СЕВЕРСКАЯ: Когда еще был подростком.

К. ЛАРИНА: Вот как папа его воспитал. Артисты – это куча тряпья, картофельные очистки или мусорные корзинки? Выбираем ответ по телефону 8-495-363-36-59. Здравствуйте

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Елена. Может быть, куча тряпья.

К. ЛАРИНА: Совершенно верно. Елена, вы тоже считаете, что артист – это куча тряпья?

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно, нет. Хотя артисты бывают разные.

К. ЛАРИНА: Сам Габен точно не куча тряпья.

СЛУШАТЕЛЬ: Замечательный артист, я его очень люблю.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

О. СЕВЕРСКАЯ: Идем дальше. Франсуа Трюффо, известный французский режиссер считал Габена опасным человеком, поскольку тот вмешивался в работу режиссера еще на стадии написания сценария, требовал, чтобы в фильме обязательно была быть… сцена признания в любви, сцена гнева или сцена молитвы.

К. ЛАРИНА: Итак, по мнению Жана Габена, в фильме обязательно должна быть… сцена признания в любви, сцена гнева или сцена молитвы.

О. СЕВЕРСКАЯ: Без этой сцены он отказывался сниматься.

К. ЛАРИНА: Это чисто актерские амбиции. В чем актер силен, то он и требует от режиссера – напиши мне сцену такую, потому что лучше меня такую сцену никто не сыграет. Получается, вопрос можно так переформулировать: что у Жана Габена лучше всего получалось – сцена признания в любви, сцена гнева или сцена молитвы? Так он себя сам оценивал. 8-495-363-36-59 – телефон прямого эфира. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Галина. Сцена гнева, может быть.

К. ЛАРИНА: Конечно. Спасибо, Галина. Тем более у него был имидж статичного артиста, в том смысле, что он был внутренне всегда собранный, сдержанный. Проявление эмоций – это всегда было событие в фильме.

О. СЕВЕРСКАЯ: Кстати, современники говорят, что в жизни ему сцены гнева очень удавались.

К. ЛАРИНА: Марлен Дитрих была?..

О. СЕВЕРСКАЯ: Раз ты вспомнила Марлен Дитрих, я немножко поменяю бумажки. У них был роман.

К. ЛАРИНА: Да какой.

О. СЕВЕРСКАЯ: Марлен Дитрих его так и называла – любовь моя. А Жан Габен Марлен Дитрих, свою большую любовь, называл… моя великая, моя недосягаемая или моя королева?

К. ЛАРИНА: Это по-французски, как вы понимаете. Он же по-французски говорит, как Ален Делон. 8-495-363-36-59 – телефон прямого эфира. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Моя великая.

К. ЛАРИНА: Правильно.

О. СЕВЕРСКАЯ: И еще одна знаменитая актриса - Мишель Морган.

К. ЛАРИНА: Это «Набережная туманов».

О. СЕВЕРСКАЯ: Она написала книгу, в которой говорила о кинематографе, в частности о Габене тоже. Мишель Морган там писала: Габен – это… обнаженный нерв, обнаженное сердце или обнаженная истина.

К. ЛАРИНА: Прекрасно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Очень красивые слова, да.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Может быть, обнаженный нерв?

К. ЛАРИНА: И это тоже. Но это не главное. Давайте еще попробуем. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Сердце.

К. ЛАРИНА: Нет. И еще пробуем. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Ирина. Обнаженная истина.

К. ЛАРИНА: И это правильно. Спасибо.

О. СЕВЕРСКАЯ: «Габен – это обнаженная истина, которую навязывает вам экран, - писала Морган в книге «Такими глазами». – Он не играет своего героя, он живет в нем. Его естественность увлекает меня». Вот так красиво мы проводим из нашей программы Жана Габена.

К. ЛАРИНА: А я открываю ленточку и смотрю, что здесь у нас пишут. «Интернет-жаргонизм «комент» и сейчас пишется с одной «м». Это правда.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это логичнее. Лев нам прислал замечание, что до войны «коэффициент» писали через одно «ф». Вполне возможно.

К. ЛАРИНА: «Откуда появилось выражение «вполне себе»? Раньше было просто «вполне», - спрашивает Александр.

О. СЕВЕРСКАЯ: Я очень люблю это выражение, я написала про него даже целую статью, в «Учительской газете» вы ее можете найти, именно по моей фамилии, по «вполне себе». Но скажу в нашем эфире для тех, кто не хочет рыться в Интернете. Оно появилось логично. Есть выражение «так себе» и «вполне себе».

К. ЛАРИНА: Вполне себе ничего.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ну как тебе этот фильм? Вполне себе. А как тебе эта книга? Так себе. Логично тогда строилось. Но там очень много курьезов. Например, в рекламе японской машины – очень люблю этот пример – говорят, что из ее окна дорогу вполне себе хорошо видно. Это ужасно. На самом деле это антиреклама, потому что дорогу должно быть просто видно или просто хорошо. Я не очень понимаю, что значит вполне себе приличные люди. Это слово-паразит, потому что его частотность неимоверная. Раньше слово «история» повторялось каждые 7 минут эфира, я даже считала специально. «История» сейчас пошла на убыль, зато «вполне себе» встречается и встречается.

К. ЛАРИНА: Мы тут заразили любовью к Габену всех наших слушателей. Они вспоминают фильмы. Конечно, фильм «Кот», фильм «Гром небесный». «А как звали актера в «Касабланке»? Они похожи». Хамфри Богарт, по-моему.

О. СЕВЕРСКАЯ: Еще отвечу на вопрос. Новомодное словечко «гомофобия».

К. ЛАРИНА: Какое же оно новомодное?

О. СЕВЕРСКАЯ: Оно сейчас часто повторяется.

К. ЛАРИНА: Потому что страна такая.

О. СЕВЕРСКАЯ: В связи со скандалами, с новостями. Это ненависть не к человеку, а именно к гомосексуалистам. Но есть ли слово «гомофилия»? Да, оно есть. При этом оно совершенно не обязательно означает влечение к себе подобным, именно такое эротическое, потому что это может быть просто влечение к кому-то, с кем вы предпочитаете дружить, кому вы изливаете душу и так далее. Но все-таки это эмоциональное тяготение преимущественно к лицам собственного пола.

В прошлый раз был задан мучительный вопрос, как правильно произносить порядковые числительные, если мы именуем год. Мне очень понравилось, что вопрос был двух тысяч тринадцать или двух тысячи тринадцать. Дорогой друг Наталья, которая прислала нам этот вопрос в Интернете в прошлый раз, ни тот, ни другой вариант неверны, забудьте их навсегда. У нас год сейчас две тысячи тринадцатый. Т.е. две тысячи будут неизменны, а дальше будет четырнадцатый, пятнадцатый… Даст бог, доживем до каких-то лет.

К. ЛАРИНА: До цугундера.

О. СЕВЕРСКАЯ: Наше время категорически истекает.

К. ЛАРИНА: «Пьян как сапожник» - провоцирует ненависть к социальной группе.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это наши отголоски. Немножко про серьезное перед тем, как будет «Альманах». Хочу тоже вспомнить. Вчера в связи с кончиной Алексея Балабанова многие журналисты, в том числе в информационных программах, вспоминали афоризмы из его фильмов. «Голосуешь за худого – глядь, через год сидит кабан в телевизоре и еще учит меня жить». «Тормозить ногами надо, а не головой», - прекрасная цитата из «Брата-2». «Да что ж это такое, были люди как люди и вдруг все сразу стали кретины». И последнее: «Думать меньше надо, а соображать больше».

К. ЛАРИНА: У него всего фильмы такие, они наполнены афоризмами, цитатами, они останутся на века. Я надеюсь, телевидение тоже откликнется на эту утрату, и мы еще обязательно в эти дни увидим и фильмы о Балабанове, и его гениальные фильмы.

О. СЕВЕРСКАЯ: Жалко ужасно.

К. ЛАРИНА: Всё.