Купить мерч «Эха»:

Говорим по-русски. Передача-игра - 2010-06-06

06.06.2010
Говорим по-русски. Передача-игра - 2010-06-06 Скачать

К. ЛАРИНА: А ведь я что-то хотела, я внесла какую-то мысль, и меня всю сбили, Оля.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ужас какой-то.

К. ЛАРИНА: Я вот несла мысль, думала, что я вот Северской, это и скажу.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вот кто только слышал, мы скажем, что у нас сегодня проходит экскурсия по радио «Эхо Москвы», залезают в нашу кухню.

К. ЛАРИНА: В нашу душу практически.

О. СЕВЕРСКАЯ: Практически в нашу душу, с микрофонами, с видеокамерами, это можно будет всё посмотреть в интернете.

К. ЛАРИНА: Журналюги проклятые.

О. СЕВЕРСКАЯ: Журналюги проклятые.

К. ЛАРИНА: Вторжение в частную жизнь.

О. СЕВЕРСКАЯ: Какие странные вопросы, ну что же поделаешь.

К. ЛАРИНА: Мы программу говорим «По-русски» начали с Ольгой Северской сегодня, Марина у нас приболела, мы её ждём, надеюсь, она у нас появится в следующий уик-энд, а сегодня у нас каков план.

О. СЕВЕРСКАЯ: План у нас грандиозный, план у нас глубоко поэтический сегодня, что совершенно разумно, потому что сегодня день рождения Александра Сергеевича Пушкина.

К. ЛАРИНА: Ты знаешь, что в программе «Ну и денёк» об этом не вспомнили.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это видимо уже аксиома, то есть считают, что об этом знают уже все.

К. ЛАРИНА: Яша Широков делал программу «Ну и денёк», он там поздравил всех, даже Томаса Мана, но как-то Александр Сергеевич не попал в список звёздных юбиляров.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ничего, зато у нас есть программа «Говорим по-русски», тут мы и поговорим совершенно замечательно, поэтому у нас, сегодня тема будет сугубо поэтическая обсуждаться, но о ней чуть подробнее чуть попозже. Скажу сразу, что и вопросы посвящены сегодня Пушкину, и прояснению тёмных мест из Пушкина заодно вместе с вами, вот так будет строиться наша викторина во второй половине часа. Много у меня ответов на вопросы, которые были с прошлого раза ещё, домашнее задание выполнено, так, что доложить будет о чём. Тему нам подсказали коллеги из «Российской газеты», потому что в пятничном выпуске, который любовно называется «Толстушка», был поставлен вопрос недели, нужна ли сегодня поэзия. Вопрос стоит совершенно не случайно, потому что кроме дня рождения Пушкина ещё мы прощаемся с Андреем Вознесенским, который конечно был поэт от бога. С этим просто нельзя не согласиться, поэт-реформатор мне кажется того, что называется поэтическим языком, и действительно совершенно самобытный, совершенно ни на кого не похожий, продолжающий традиции. Может быть, Маяковского в нашей поэзии, поэт, который дал толчок мыслям очень многим поэтам нового поколения, в частности мой любимый поэт, мой друг Алексей Парщиков, он, безусловно, испытал на себе влияние Вознесенского, и Серёжа Соловьёв, поэт, тоже совершенно точно. Но мы не будем сейчас делать никаких очерков о значимости, и о значении и Пушкина, и Вознесенского в наши дни, а хотим задать вслед за коллегами из «Российской газеты» вопрос недели, нужна ли сегодня вообще поэзия, нужны ли вам вообще стихи, и если нужны, то зачем. Я напомню...

К. ЛАРИНА: А тебе нужна поэзия?

О. СЕВЕРСКАЯ: Мне, конечно, мне она нужна хотя бы потому, что это моя профессиональная, ой для профессиональных исследований, я занимаюсь профессиональным изучением.

К. ЛАРИНА: А так для души хватаешь что-нибудь с полки?

О. СЕВЕРСКАЯ: Конечно. Вот у меня, я хватаю с полки, я на самом деле безумно люблю Марину Цветаеву, не случайно ею начала заниматься как раз в университете, но она действительно, ну ты же сама знаешь, что есть например стихи для ума, которые просто кажутся интересными, а есть стихи, которые хочется присваивать, в данном случае я не сама придумала это слово, это замечательный философ языка Рикёр сказал: «Когда ты присваиваешь себе текст, делаешь его своим, ты присваиваешь заложенную в нём судьбу». Вот некоторые стихи действительно про то, что ты переживал сам, или про то, что ты как бы чувствуешь, но пока не знал, как это выразить, и вот в этом случае тебе их хочется взять, присвоить, и сделать каким-то своим таким чувством стихотворным. Но кроме всего прочего, я ещё как русист могу сказать, что учит стихи, бывает иногда очень полезно, потому, что это позволяет выучить правильное ударение в слове, или например, осознать какие бывают варианты.

К. ЛАРИНА: А поэты, мы уже об этом много раз говорили, достаточно вольно обращаются со словами, и иногда позволяют себе...

О. СЕВЕРСКАЯ: Иногда то, что нам кажется именно поэтической полностью, сегодня, именно с позиции сегодняшнего дня, это как раз была совсем не вольность, а норма в то время, когда писали поэты. Например, музыка была во времена Пушкина, у нас сейчас музыка, это тоже как-то позволяет задуматься именно о том, что может это не вольность была такая поэтическая, и в некоторых случаях это действительно помогает выучить. Появилась очень интересная статья в «Московском комсомольце», ещё кроме «Российской газеты», «Пушкин в переводе на русский, молодёжь понимает великого поэта только со словарём» - утверждают наши коллеги журналисты.

К. ЛАРИНА: Ты меня, кстати, прости, я тебя сразу перебью, вот перед нашей передачей на «Детской площадке» я устроила небольшую викторину на знания Пушкинских стихов, и попросила наших детишек, чтобы они прочитали нам любимого Пушкина. Там конечно многие читали наизусть, это было слышно, а кто-то взял книжку, и стал спотыкаясь о каждое слово, читать отрывок, сложнющий из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях. И Пушкин, конечно, плакал, потому что там не было никакого стихотворного размера, ударения все беспорядочно были расставлены, и интонационные в том числе, незнакомые слова потому что, потому что ребёнок произносит незнакомые слова.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вот кстати «Московский комсомолец» попросил студентов второго курса МГТУ имени Баумана негуманитарного факультета прочитать вдумчиво выбранные места из Евгения Онегина, после чего просили честно этого товарища указать на выражения, смысл которых непонятен. Что туда попало. Повеса, вот я тоже такую маленькую сделаю выборку, на почтовых. Абсолютно непонятно, совершенно непонятно рядом с повесой, что такое кокетки записные, бригет абсолютно неизвестная сущность, ямская карета уже давно, кавалергард, видимо даже «Звезду пленительного счастья» человек не видел, и никогда не слышал такого слова, хотя его и Окуджава его повторял в прошлом веке, а не в позапрошлом, но вслед за Пушкиным безусловно, сплин непонятно, вериги непонятно.

К. ЛАРИНА: А что понятно-то?

О. СЕВЕРСКАЯ: Непонятно что такое аршин, представь себе, непонятно что такое нивы, непонятно что такое лампадка, лучинка.

К. ЛАРИНА: А что понятно?

О. СЕВЕРСКАЯ: И многие другие ещё вещи, непонятно что такое Царьград, например, ну Византия, это Константинополь.

К. ЛАРИНА: Вот Вознесенского нашла стишочек, который я очень любила в отрочестве, кстати, про новые слова: «Стоял январь, не то февраль, какой-то чёртовый зимарь, я помню только голосок, над красным ротиком парок, и песенку, летят вдали, красивые осенибри, но если наземь упадут, их человолки загрызут».

О. СЕВЕРСКАЯ: Здесь как раз, несмотря на то, что этих слов в словаре нет, они абсолютно понятно про что, и совершенно замечательное словотворчество такое. Но вот у Пушкина это то, что мы процитировали, это как раз не словотворчество. Вот да, печально, хорошо, что выходят словари. Например «Словарь иносказаний Пушкина» Валерия Сомова, мы его даже разыгрывали в нашем эфире, наши слушатели слегка с ним знакомы, он появился, и там, слава богу, можно прочесть с помощью него, как ты говоришь, сложнющее стихотворение «Зимнее утро», потому, что там кроме северной Авроры, есть ещё и звездою севера явись.

К. ЛАРИНА: А как начинается «Зимнее утро»?

О. СЕВЕРСКАЯ: Ксюша, ты мне задаёшь такие вопросы, я знаю, я сейчас вспомню.

К. ЛАРИНА: У меня сегодня ребёнок прочитал фрагмент из стихотворения «Зимнее утро».

О. СЕВЕРСКАЯ: Мороз и солнце, день чудесный.

К. ЛАРИНА: Я его спрашиваю: «А как начинается стихотворение» - «Ой, не помню». Мороз и солнце день чудесный, а ты всё дремлешь друг прелестный.

О. СЕВЕРСКАЯ: Так вот что такое северная звезда севера, всего лишь полярная звезда, это имеет в виду Пушкин, это разъясняет Валерий Сомов, это хорошо, что есть словари, и это хорошо, что можно читать Пушкина со словарём, вопрос только в том, будем ли мы читать Пушкина, нужны ли нам сегодня стихи. Если хочешь, могу ещё такую маленькую подборочку мнений опрошенных значительных людей «Российской газеты». Борис Пастернак, генеральный директор издательства «Время».

К. ЛАРИНА: Он издаёт стихи.

О. СЕВЕРСКАЯ: Он издаёт стихи, но, тем не менее, он говорит: «Русская поэзия сейчас переживает пору расцвета», то есть, он считает, что всё не так плохо, способствует этому интернет, то есть он как раз считает, что русская поэзия сегодня нужна. Виктор Ерофеев, тоже наш один из любимых писателей считает, что поэзия обязательно нужна, и особенно в России. Елена Образцова, знаменитая певица, считает, что да, стихи совершенно необходимы, потому что именно они возбуждают тонкие строки души и тонкие струны души, и позволяют этим струнам прозвучать. Юрий Мамин, кинорежиссёр, считает, что поэзия нужна только тем, кто в ней нуждается. Михаил Боярский, знаменитый актёр, считает, что без поэзии никак нельзя, потому что поэзия это язык, на котором можно говорить с богом. Есть что возразить против этого?

К. ЛАРИНА: Вот этого я больше всего боюсь.

О. СЕВЕРСКАЯ: Боишься того, что мы сейчас это услышим.

К. ЛАРИНА: Что Боярский заговорит с богом, да. Давайте мы по телефону... Какой же у нас телефон, 363-36-59 поговорим про это, дорогие друзья, как вы считаете, нужна ли сегодня поэзия, нужна ли она вам лично. Если нужна, то для чего, для чего вы открываете томики стихов, и для чего вы цитируете что-нибудь вслух или вспоминаете про себя, для чего она вам сегодня, некогда тут о душе подумать.

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, и нужно ли вообще учить стихи, помогает ли это, например, русскому языку.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

Слушатель1: Здравствуйте, это Александр. Для меня поэзия это острое чувство жизни, это как глоток хорошего выдержанного вина, поэзия это оргазм, вот это для меня чувство поэзии.

К. ЛАРИНА: А вы следите за современной поэзией?

Слушатель1: К сожалению, за современной нет, современная она немножко не музыкальна.

К. ЛАРИНА: То есть вам в этом должна быть музыка в стихах?

Слушатель1: Да, Ахмадулина, Рубцов, Блок.

К. ЛАРИНА: А вы наизусть много стихов знаете?

Слушатель1: Вознесенского некоторые стихи знаю.

К. ЛАРИНА: А вы специально учили или это просто в памяти остаётся?

Слушатель1: Осталось в памяти, тем более я читаю, Блока, и Бэллу Ахмадулину.

К. ЛАРИНА: То есть, если резюмировать, в чём вам видится главный смысл поэзии в обычной человеческой жизни, для чего она нужна?

Слушатель1: Острое восприятие жизни для меня, времени, образа?

К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое, но это человек поэтизированный, сам по себе звонил, понятно, что с поэзией он живёт постоянно в душе. Алло, здравствуйте.

Слушатель2: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Добрый.

Слушатель2: Я звоню на «Эхо Москвы».

К. ЛАРИНА: Да.

Слушатель2: Я хочу сказать, что мне лично стихи помогают просто жить, я, допустим, обожаю Кофнера, и я его читаю почти ежедневно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Наизусть или по книжке?

Слушатель2: Просто я заволновалась сейчас, но кое-что могу и наизусть.

К. ЛАРИНА: Отлично.

О. СЕВЕРСКАЯ: Прекрасно, как вас зовут?

Слушатель2: Меня зовут Ирина Аркадьевна.

О. СЕВЕРСКАЯ: Спасибо Ирина Аркадьевна.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте, алло, говорите, пожалуйста.

Слушатель3: Алло.

К. ЛАРИНА: Да, мы слышим вас.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вы в эфире.

Слушатель3: Я хотела бы прочитать одно стихотворение Андрея Вознесенского, оно очень короткое.

К. ЛАРИНА: Давайте.

Слушатель3: Это просто его знаковое стихотворение. «Любовь моя, как я тебя люблю».

К. ЛАРИНА: Погромче.

Слушатель3: «Любовь моя, как я тебя люблю,

Особенно когда тебя рисую,

Но вдруг в тебе я полюбил другую,

Вдруг я придумал красоту твою,

Но почему к друзьям тебя ревную,

И к мрамору ревную и к углю,

Вдвойне люблю, когда тебя леплю,

Втройне, когда я точно зарифмую,

Я истинную вижу красоту,

Я вижу то, что существует в жизни,

Чего не замечает большинство,

Я целюсь как охотник на лету,

Ухваченный художнической призмой,

К божественному, тянет божество».

К. ЛАРИНА: Спасибо, прекрасные стихи, прекрасно Вы их исполнили, с чувством. Алло, здравствуйте.

Слушатель4: Алло.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

Слушатель4: Добрый день, я хотела сказать, что у нас на журфаке на последнем курсе по курсу русской литературы профессор Новиков всегда нас заставлял учить стихи.

О. СЕВЕРСКАЯ: Молодец какой Владимир Иванович.

Слушатель4: Да, он это обосновывал тем, что это красиво, что это тренирует память, это нам даёт что-то такое, что не даст проза. И принимал он экзамены, там обязательно надо было выучить девять стихотворений разных авторов. Это было замечательно, потому что я не учила стихов очень давно, а вот на экзамене я выучила все абсолютно стихи, и с огромным удовольствием читала ему Цветаеву.

К. ЛАРИНА: А что это вам лично дало?

Слушатель4: Не знаю, это был какой-то такой мир каждого из этих людей, каждого из поэтов. То есть, хочется понять, какой-то надрыв в этом слышен, и что-то, что человек миру несёт.

К. ЛАРИНА: Понятно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Понятно, спасибо большое. Вообще замечательно Владимир Иванович придумал, что не поставлю экзамен, пока не выучите девять текстов стихов.

К. ЛАРИНА: Правильно. Ещё звонки, пожалуйста, 363-36-59. Алло, здравствуйте.

Слушатель5: Здравствуйте.

О. СЕВЕРСКАЯ: Здравствуйте.

Слушатель5: ...

К. ЛАРИНА: Нужно сделать радио потише, тогда мы будем тебя слышать, но собственно говоря, ты уже отключился, и очень жалко, а мы хотели с тобой поговорить. Алло, здравствуйте.

Слушатель6: Алло, здравствуйте. Я хотела бы сказать про поэзию, что для меня поэзия, и думаю что не только для меня, а для многих людей. Поэзия оттачивает чувства, а когда человек переполнен чувствами, и читает стихи или сам пишет стихи, он выражает в них всю свою душу. И вот тот, кто читает эти стихи, им сопереживает, он понимает всю эту тонкость чувств, которую выразить можно только поэзией, может быть музыкой, может быть природой, любование природой, то есть это та энергия, которая взращивает в нас красоту, ощущение богатства и гармонии мира. И русские поэты в этом настолько преуспели, настолько это общепризнанно, и те, кто были, и те, кто есть, и те, кто сегодня пишет, то есть сегодня поэзия это особый мир.

О. СЕВЕРСКАЯ: Спасибо большое, как вас зовут?

Слушатель6: Меня зовут Марина, Санкт-Петербург.

К. ЛАРИНА: «Да какой же ты русский, раз не любишь стихи,

Тебе люди гнилушки, а они светляки.

Да какой же ты узкий, если сердцем не брат,

Каждой песней нерусской, где глаголы болят,

Неужели с пелёнок не бывал ты влюблён,

В родословный рифмовник отчеств после имён.

Словно вздох миллионный повенчал имена,

Марья Илларионовна, злата Юрьевна,

Ты, робея, окликнешь из имён времена,

Словно вызовешь Китеж из глубин иль меня,

Словно горе с надеждой позовёт из окна,

Колокольня нездешняя Ольга Игоревна».

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, я это стихотворение люблю с университетского детства, это замечательное стихотворение Андрея Вознесенского. Я вот нашла иллюстрацию своей мысли, тоже специально из Андрея Вознесенского искала, как стихи помогают выучить правильное ударение. Например, есть такое слово как ломоть, правда есть ещё вариант ударения на ломоть, например мо множественном числе там можно говорить только что-то о ломтях. И вот тебе, пожалуйста, отрывочек из стихотворения «Первый автобус». «В тумане буханкою хлеба автобус ползёт как слепец, ломтями пшеничного света, свет окон ложится на лес». Вот, пожалуйста, выучили стихотворение, и уже не сделаете ошибок.

К. ЛАРИНА: Что это было?

О. СЕВЕРСКАЯ: Ничего страшного, это не гроза, это я случайно томиком увесистым словаря ударений задела штатив микрофона. Напомним ещё, пожалуй, нашу СМС-ку +7-985-970-45-45, вы можете и туда присылать ваши мнения. А у Ксении готов ещё один...

К. ЛАРИНА: «Когда написал он Вяземскому с искренностью пугавшей, поэзия выше нравственности, читается выше вашей, и Блок в гробовой рубахе уже стоял у порога в реальную иерархию, где бог в предвкушении бога. А вы, кто перстами праздными поэзией лезете в раны, вы, прежде всего, безнравственны, поэтому и бездарны». Это всё Андрей Вознесенский, я его немножечко так сократила, прочитала первые две строфы, и последнюю. Вообще в стихах все ответы на наши вопросы зафиксированы. Потому что стихи и помогают понять то, что с тобой происходит, если говорить о каких-то первых пробах чувств, вот почему поэзия так необходима в подростковом возрасте, когда ты не понимаешь что с тобой, и эти стихи как-то тебе подсказывают, что с тобой происходит, это очень такое подспорье. И ещё, когда ты уже становишься взрослым человеком, я вот, например, про себя говорю, что есть такие вещи функциональные. Меня стихи, как молитва, успокаивают, я могу что-нибудь безотчётное говорить, бормотать вслух, кода мне нужно принять там какое-то решение, подумать, или уединиться. Вот такая музыка стиха завораживает, правда же, настраивает, как Сирано де Бержерак, который сочинял стихи, он сначала входил в ритм, и когда он входил в ритм, у него тут же рождается из ритма слово.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это, правда, и наверно в заключение этой темы, могу вспомнить свой собственный школьный опыт, и сказать нынешним юношам. Вы знаете, что замечательный способ завоевать сердце девушки, это прочитать ей стихи, поговорить о стихах, потому, что я помню, что у меня в моём школьном детстве был такой опыт, когда мне мальчик по телефону прочёл: «Послушайте, ведь если звёзды зажигаются, то значит это кому-нибудь нужно» Маяковского. Ну, всё, звезда зажглась тут же.

К. ЛАРИНА: Ну, всё, мы на этом нашу поэтическую страничку закрываем, и переходим к суровой прозе новостей, а затем продолжим программу «Говорим по-русски».

ИДУТ НОВОСТИ.

К. ЛАРИНА: Оля, а вот всё-таки вопрос ещё тебе один на засыпку, о поэзии в том числе, а вот что делать с плохими стихами. Вот мы тут говорим, когда мы спрашиваем, нужна ли вам поэзия, мы имеем в виду хорошие стихи. А вот что делать с плохими?

О. СЕВЕРСКАЯ: Видишь ли, в чём дело, дело в том, что я бы подразделяла стихи, нечто рифмованное и нерифмованное и поэзию и просто плохие стихи я предлагаю не считать поэзией.

К. ЛАРИНА: Но как, люди же искренне пишут их, просто у них таланта нет.

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, искренне пишут, но это ещё не значит, что они могут называть себя...

К. ЛАРИНА: Это не любовь, не вздохи на скамейке, и не прогулки при луне.

О. СЕВЕРСКАЯ: Кстати, у Эдуард Асадов был не так уж и плох.

К. ЛАРИНА: Это Щипачёв, минуточку. Эдуард Асадов это парень со спортивной фигурой и девчонка тонкий стебелёк.

О. СЕВЕРСКАЯ: Поди плохо, лучше чем сейчас, многое пишут, понимаете.

К. ЛАРИНА: Я понимаю, что Асадов это такая детская болезнь, которая проходит, это такое первое прикосновение. Но в принципе ты же не будешь отрицать, что существует невероятное количество, может быть огромное, стихов плохих, чем хороших, и они тоже считаются стихами, и кто-то их даже читает.

О. СЕВЕРСКАЯ: И кто-то их даже читает.

К. ЛАРИНА: И кто-то даже их ценит.

О. СЕВЕРСКАЯ: Я не знаю, мне кажется, что всё равно это хорошо, когда читаются одни образцы, другие образцы. Таким образом, может вырабатываться всё-таки вкус, потому что когда ты читаешь более высокие образцы поэзии, наверно всё-таки понятно, что что-то другое до них не дотягивает, хотелось бы верить в это во всяком случае. Ты хочешь сказать, что надо запретить и ввести цензуру?

К. ЛАРИНА: Для человека, который не является специалистом в области поэзии, можно ему дать какие-то маячки, вот как отличить хороший и плохой или нет?

О. СЕВЕРСКАЯ: Желательно, чтобы там не было бедных рифм, чтобы речь была интересная, чтобы там были интересные образы, то есть не просто так когда о чём вижу, о том и пою, и слагающие как-то рифмую, а чтобы была какая-то такая глубина, было бы вот такое, как эта самая буханка хлеба автобуса, совершенно неожиданный образ, но, тем не менее, вот эти пшеничные ломти света, которые падают из этих облаков на рассвете, это совершенно всё понятно, зримо, представимо, и действительно очень интересно, чтобы она как-то удивляла.

К. ЛАРИНА: А у тебя есть любимый поэт из современности?

О. СЕВЕРСКАЯ: Вот я уже назвала Алексея Парщикова, я очень люблю Аркадия Таргамощенко, хотя он не по зубам очень многим, в том числе и мне он очень был сложен, и наше знакомство начиналось с того, что я говорила: «Вы знаете Аркадий, мне совершенно не нравятся ваши стихи, я их абсолютно не понимаю. И именно в тот момент, когда со свойственной мне, я люблю очень зрительное восприятие, я люблю всё очень с опорой на зрителя. И так получилось, что там было такое домашнее чтение, и место моё было очень выгодное. Потому, что я сидела за плечом у Аркадия, поэтому я видела текст, который он читает, и слышала, как он это делает. И вот это одновременное вхождение, и авторская интонация, помогла мне проникнуть в текст. Но больше всего, мне безумно нравится в его стихах не сложность, хотя они известны, и какие-то его тексты построены как фотография. Ты его просто видишь, с какими-то разрывами, но это всё понятно, почему эти разрывы, почему-то дневниковая запись, что-то как такая буря чувств, которые, тем не менее, находят отражение, а вот такие простые строчки: «На чердаке, где пахнет зверобоем», ты знаешь, я готова просто всё отдать за это, и всем специалистам которым я процитировала, здесь же ничего нет, но они говорят, что, вот на чердаке, где пахнет зверобоем». Хочется сказать, друг Аркадий, как же ты говоришь иногда красиво.

К. ЛАРИНА: А есть ещё удивительная простота, от которой у тебя перехватывает дыхание. Асеевская:

«Я не могу без тебя жить,

Без тебя - это не Москва, а глушь.

Мне без тебя и в жару стыть,

И в дожде сушь».

Это просто у меня сейчас мурашки, из ничего сделаны стихи, такие простые.

О. СЕВЕРСКАЯ: Пушкин тоже очень просто, ты ещё сказала про любимых поэтов, Владимир Сайлемон, один из наших поэтов, не потому что он графоман, и как-то мне поначалу показалось, что я его вначале недооценивала, а вот сейчас это я пришла к выводу, как это ни пафосно звучит, это та самая Пушкинская простота. Это очень здорово сделал Сергей Кандлевский, который признан поэтом года.

К. ЛАРИНА: А Кибиров?

О. СЕВЕРСКАЯ: Замечательный глубокий поэт Кибиров, который на поверхность такой ёрник, но господи, там такая глубина подтекста, не могу не признаться в любви Юрию Арабову, замечательно совершенно не только сценаристу, мы его знаем не только про зайку, но поэт он просто гениальный совершенно.

К. ЛАРИНА: Так, я снимаю себя с этой карусели.

О. СЕВЕРСКАЯ: А сама начала.

К. ЛАРИНА: Так, снимаем с карусели поэтическую Северскую, остановили карусель, сойдите.

О. СЕВЕРСКАЯ: Так, сама завела, а теперь сойдите. Хорошо, будем на вопросы отвечать.

К. ЛАРИНА: Давай.

О. СЕВЕРСКАЯ: Скажи мне, пожалуйста, в Авиньоне на завтрак круассаны ела?

К. ЛАРИНА: Нет, я стойко держалась, я ела фруктовый салат.

О. СЕВЕРСКАЯ: Да ты что, ты не ела круассаны?

К. ЛАРИНА: Нет, я честно признаюсь, не ела.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ужас, а некоторые мечтают просто о круассане, причём чисто типичном французском, потому, что нигде не делают так хорошо.

К. ЛАРИНА: Другое дело кофе.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, это я не делаю никогда.

К. ЛАРИНА: Телефон напомню СМС, +7-985-970-45-45, вопросы если есть, то присылайте. А пока Оля отвечает.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ты случайно об этом вспомнила?

К. ЛАРИНА: Нет, конечно, там был вопрос.

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, там был вопрос: «Как правильно, круассан или курассан».

К. ЛАРИНА: Ой, какой курассан.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это видимо тот курассан, который круассан, который ел курассаны, или что-нибудь в этом духе. Нет, на самом деле круассан, рогалик, от французского круассан, что означает полумесяц, то есть круассан это растущий месяц, это вот от глагола круа, такое вот причастие, никаких курассанов поэтому нет в природе. Спрашивали нас: «Что делают на остановке». На остановке дорогие товарищи выходят, вот сходить и вставать на остановке не надо, это просторечные варианты.

К. ЛАРИНА: Сходите?

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, хочется сказать, вы выходите. Очень заинтересовал народ вопрос: "откуда взялся такой знак препинания, как отточие, или троеточие. Знаешь такой знак препинания?

К. ЛАРИНА: Обожаю, очень люблю, ещё после тире люблю отточие.

О. СЕВЕРСКАЯ: А ты знаешь, о чём я сейчас говорю?

К. ЛАРИНА: Ну?

О. СЕВЕРСКАЯ: Отточие это что?

К. ЛАРИНА: Это когда в начале.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, это всё наивные заблуждения.

К. ЛАРИНА: А что?

О. СЕВЕРСКАЯ: На самом деле то, что в начале, то, что в середине, и то, что в конце, это называется многоточие.

К. ЛАРИНА: Так, а отточие?

О. СЕВЕРСКАЯ: Такие знаки есть в разных языках, у нас их три, вот три точки, отсюда просторечное название многоточие, троеточие родилось, и скажу ещё, может, тебе тоже будет интересно, что твой любимый знак появился в качестве знака препинания впервые...

К. ЛАРИНА: Тире?

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, вот, это самое многоточие, в грамматике Востокова аж в 1831-м году, и вот, с тех пор, мы его радостно употребляем, если надо будет, я скажу в каких случаях. А отточие это типографский термин, это пространство между позициями табуляторов, которые заполняются повторяющимися символами, как правило, точками. Пунто суспенс сивус, подвешивающий точки, попроще скажу.

К. ЛАРИНА: То есть, между какими-то главками ты пишешь эти точечки?

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, из словаря Ушакова это называется длинный ряд точек, если попроще. И вот такое отточие очень часто используется в оглавлениях книг между названием раздела и номером страницы. Вот название раздела, а дальше идут такие точечки, которые плавно подводят тебя к странице, это типографский термин. Согласна, что я слышала, что вот начните с отточия, если мысль начата не сначала, это показывает, что это не начало цитаты. Так мы говорим, но это неправильно, потому что это всё-таки с многоточия. Давай, всё-таки напомним, когда оно ставится. Когда высказывание не закончено, что вызвано, например, волнением говорящего. Или мы, например, видим, что это обрыв в логическом развитии мысли. То есть, мысль с одного перескакивает на другое, в таком случае мы можем закончить первое предложение многоточием. В начале текста вот любимый знак для указания того, что продолжается изложение, которое прервано какой-то большой вставкой. Или, что мы начинаем цитату не с начала, может быть, ещё в середине, или в конце цитаты для указания на то, что пропущена какая-то часть цитируемого текста. И ещё так, с чем мы связываемся часто, это температура от плюс пяти до плюс десяти, вот там, между прочим, для обозначения интервала можно поставить многоточие, но это будет многоточие, а не троеточие, и не отточие.

ВОПРОС, ОТВЕЧАТЬ БУДЕМ?

К. ЛАРИНА: Видишь, кто прибежал, страшный домовой.

О. СЕВЕРСКАЯ: А, книжек хотят.

К. ЛАРИНА: Да.

О. СЕВЕРСКАЯ: Я выбрала сегодня, порыскала на полках, вот Александра Орехова.

К. ЛАРИНА: Это практически ещё 1900-й год.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это Роман, почти, что стихотворение в прозе, такого большого масштаба, такой, ну не роман в стихах конечно, но очень поэтическое произведение, поэтому это всё очень по теме, а вопросы будут Пушкинские, будем прояснять незнакомые места. Если ещё останется время, ещё поотвечаем потом.

К. ЛАРИНА: Давайте, наш телефон вперёд летит, 363-36-59, и первый вопрос от Ольги Северской.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это кстати одно из слов, которое было в списке МВТУшника. С кем сравнивал Пушкин своего героя в «Евгение Онегине», когда писал: «Онегин жил анахоретом, в седьмом часу вставал он летом, и отправлялся налегке, к бегущей под горой реке». Слово Анахорет оказалось абсолютно непроходимым, поэтому задаём вопрос и даём варианты.

К. ЛАРИНА: Как нофелет.

О. СЕВЕРСКАЯ: Кто такой анахорет, это приверженец здорового образа жизни, ранняя пташка, или как сейчас говорят жаворонок, или это отшельник.

К. ЛАРИНА: «Онегин жил анахоретом, в седьмом часу вставал он летом, и отправлялся налегке, к бегущей под горой реке». Так каким же анахоретом он жил, что же это такое. 363-36-59, кто знает, алло, здравствуйте.

Слушатель7: Здравствуйте, это отшельник.

К. ЛАРИНА: Да, правильно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Правильно.

К. ЛАРИНА: И вас зовут?

слушатель7: Динара.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

О. СЕВЕРСКАЯ: Динара совершенно права, это действительно человек, живущий уединённо в переносном значении, а в прямом отшельник от греческого анахоротетес, уход. Так, читаем «Капитанскую дочку». Там можно встретить одного из городских чиновников, директора таможни, толстого румяного старичка в глазетовом кафтане. Вопрос, что за материал был этот самый глазет, это парча с серебряным или золотым тканым узором, сукно или бумажная ткань.

К. ЛАРИНА: Что такое глазет, 363-36-59, телефон прямого эфира, алло, здравствуйте, алло.

Слушателль8: Алло.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

Сслушатель8: Здравствуйте, повторите, пожалуйста...

К. ЛАРИНА: Нет, извините, не будем повторять, ещё раз пробуем. 363-36-59, что такое глазет? Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста.

Слушатель9: Алло, здравствуйте, это блестящая ткань.

О. СЕВЕРСКАЯ: То есть парча.

Слушателль9: Да, парча.

К. ЛАРИНА: Правильно, как зовут тебя?

Слушатель9: Вероника.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

О. СЕВЕРСКАЯ: Молодец Вероника. Следующий вопрос будет без вариантов. У Пушкина есть строки: «Блеснёт заутро луч денницы, и заиграет яркий день». Вопрос без вариантов, заутро, это когда, в какое время.

К. ЛАРИНА: Заутро, в одно слово, заутро это когда. Пожалуйста, 363-36-59, алло, здравствуйте.

Слушатель10: Алло, здравствуйте. Заутро это уже ближе к обеду, перед обедом.

К. ЛАРИНА: Нет.

О. СЕВЕРСКАЯ: Хотя ход вашей мысли нам понятен, но, к сожалению, привёл не туда.

К. ЛАРИНА: Алло.

Слушателль11: Алло, доброе утро.

К. ЛАРИНА: Да, здравствуйте.

Слушатель11: Вы знаете, я думаю это рано утром, на рассвете.

К. ЛАРИНА: Нет. Ещё пробуем, алло, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Нет, очень долго ждём, нехорошо это, не получается у нас, алло, здравствуйте, говорите пожалуйста.

Слушатель12: Здравствуйте, я думаю, что это ополдень.

К. ЛАРИНА: Нет. Самое смешное, что этот вопрос точно уже фигурировал в наших викторинах по русскому языку, мы спрашивали, я помню, у меня ещё не было правильного ответа, и я также вместе со слушателями гадала. Алло, здравствуйте.

Слушатель13: Здравствуйте. Вопрос повторите, пожалуйста.

К. ЛАРИНА: Заутро это когда.

Слушатель13: Это завтра.

О. СЕВЕРСКАЯ: Молодец.

К. ЛАРИНА: Завтра утром.

О. СЕВЕРСКАЯ: Как вас зовут?

Слушатель13: Меня зовут Валерий Петрович, я живу в Челябинской области.

О. СЕВЕРСКАЯ: Молодец Валерий Петрович из Челябинска, вот заутро, вот из этого слова завтра и образовалось на самом деле.

К. ЛАРИНА: Заутро.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ещё одно слово, которое оказалось не по зубам студенту МГТУ имени Баумана, облатка. «Письмо Татьяны» все наизусть знают, его писала Татьяна: «То вздохнёт, то охнет, письмо дрожит в её руке, облатка розовая сохнет на воспалённом языке», помнишь?

К. ЛАРИНА: А зачем она эту облатку засунула на язык.

О. СЕВЕРСКАЯ: Что такое облатка, это успокоительная таблетка, кусочек теста, вот символ Христовой плоти, которую дал ей священник для причащения, или это кружочек, которым заклеивали письма.

К. ЛАРИНА: Что же за облатку она засунула. Алло, здравствуйте.

Слушатель14: Алло, здравствуйте. Я думаю, что это для того, чтобы заклеить конверт.

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, правильно. Это действительно мучной или бумажный на клею кружочек для запечатки писем, именно такое определение даёт словарь Даля, и это же толкование с пометкой «Устарелое» приводят современные словари.

К. ЛАРИНА: Как зовут вас?

Слушатель14: Меня зовут Инна.

К. ЛАРИНА: Спасибо Инна.

О. СЕВЕРСКАЯ: Детский вопрос совершенно, и поэтому без вариантов. В «Евгении Онегине» есть такие строки: «Британской музы небылицы, тревожит сон от отроковицы». Какой современный синоним есть у слова отроковица.

К. ЛАРИНА: Не от рукавицы, а отроковица. 363-36-59, кто это такой сегодня отроковица, алло, здравствуйте. Ой, убежали. Алло, здравствуйте.

Слушатель15: Здравствуйте, я думаю, что это подростковый возраст.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это правильно, а под каким словом?

Слушатель15: Отроковица, тинейджер.

О. СЕВЕРСКАЯ: Хорошо, как вас зовут?

Слушатель15: Наташа.

О. СЕВЕРСКАЯ: Наташа, наслаждайтесь Романом Барекова, он вам понравится, мы все уверены. Всё, вопросы кончились, время кажется, тоже истекло.

К. ЛАРИНА: Да, время истекло у нас или ещё можно на что-нибудь ответить?

О. СЕВЕРСКАЯ: Сейчас я посмотрю, есть ли у меня что-то, на что я могу...

К. ЛАРИНА: Вы обратили внимание, что на конечных станциях метро вместо «Освободите вагоны», говорят: «Выйти из вагона». Это правильно. Да, выражение «В три погибели» просит объяснить Лариса из Новочеркасска.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это я расскажу, мы это уже рассказывали, расскажу в следующий раз. Страшные знаки делает Наталья Класова из-за нашей спины. Из-за твоей, вернее всё, мы прощаемся на этом, до свидания.

К. ЛАРИНА: До свидания.