Купить мерч «Эха»:

Говорим по-русски. Передача-игра - 2000-04-10

10.04.2000

О. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда Рассуждения Анны Ахматовой как нельзя лучше подходят к теме, обсуждаемой эховцами на этой неделе. Желтый одуванчик, фиалки, скромная маргаритка, сирень, гвоздики, георгины, хризантемы, розы цветов у Ахматовой довольно много

М. Но мы поговорим сегодня о розах зари у Блока, о его символизме, который преодолевал акмеизм, а начнем с разведения

О. Анемонов?

М. Антимоний!

О. Антимонии обычно разводят те, кто любит не дело делать, а пустяками заниматься. А знаете, где лучше всего антимонии разводить? Наверное, на Авгиевых конюшнях: там просто кладезь удобрений

М. Был, пока Геракл не нашел времени для подвига.

Как правильно?

О. Ты можешь так вот с ходу объяснить, что такое пени?

М. С ходу не могу. Смотря какие пени. Бывают пени и пени.

О. Точнее, бывают пени, пени да еще и пенни (с двумя н).

М. Ну, пенни с двумя н это самое простое. Это денежка такая, пенни, несклоняемое слово.

О. А поскольку несклоняемое, интереса особого оно не представляет. Зато остальные пени Вот буквально на днях я смотрела интервью одного муниципального чиновника. Сдвинув брови, он сказал нечто вроде: начисляются пенЯ.

М. Что-что начисляется?

О. ПенЯ начисляются. Нет чего? пенЕй.

(ОШИБОЧКА ВЫШЛА)

М. Ой-ой-ой Нарочно не придумаешь.

О. Однако давай о том, что такое пени и пени. Потому что есть пЕни, которые начисляются, а есть и такие, которые начислить невозможно, но можно, например, выразить.

М. Да, это правда. Вот с последней пени и начнем. Есть такое устаревшее слово пЕня: упрек, жалоба, укор. Правда, обычно это употребляется лишь во множественном числе: пЕни.

О. К чему рыданья, жалобы и пени? Смири себя и думай о другом. Сурков. Подруге воина.

М. Ну, надо честно признать, в этом значении пеня сейчас крайне редко употребляется. Впрочем, говорим же мы пеняй на себя.

О. То есть жалуйся на себя, сетуй на себя.

М. Знаешь, что интересно? Пеня в смысле жалоба, скорее всего, никак не связана с другой пеней той, которая означает штраф.

О. Точнее, штраф за невыполнение или просрочку принятых по договору или установленных законом обязательств.

(ДРУГ АРКАДИЙ, НЕ ГОВОРИ КРАСИВО)

О. Что делать, если толкование выглядит так устрашающе. Зато всё сразу становится понятно. Не заплатил за квартиру вовремя пожалуйста, начисляются пЕни.

М. Всё правильно: не хочешь делать это в срок понесешь наказание, заплатишь штраф, то есть пЕни.

О. А если мне не начислили пЕней?

М. Ну, это просто забыли. Начислят в следующем месяце.

О. Какая ты, однако, пессимисткаНам осталось совсем немного: объяснить, откуда взялось такое необычное слово.

М. Гипотезы есть разные. Кто-то говорит из латыни: от слова наказание, кара. А вот Срезневский, например, возводит пеню к финскому слову painaa нажимать, давить.

О. Трудно сказать, какая из гипотез ближе к истине это дело вкуса. Самое главное для нас с вами правильно произносить эти самые пЕни вслух.

М. Итак, еще раз: единственное число она, пЕня. Множественное они, пЕни.

О. А если вам не начислили пЕней радуйтесь, вам повезло.

О. Падают розы вечерние, Падают тихо, медлительно - этот образ Блок позаимствовал у одного из старших символистов, Владимира Соловьева. Образ зари, как говорит один из лучших специалистов по языку символизма Н.А.Кожевникова, один из главных в стихах Блока о Прекрасной Даме: это и реальная заря, озаряющая снег, и знак появления героини в лучах свободы, под Солнцем Завета, и имя Прекрасной, и состояние человеческого духа: холодная черта зари как память близкого недуга.

М. Сумрак алый это и круг огневого танца, пляска жизни. Героине свойственно двигаться, герою ждать, она сияет, горит, ее обитель дальние миры, иные страны тайнодейственной любви, звездная высь и бездонная лазурь, Дева-роза цветет в холоде зимы, озаряет сумрак, тьму, ночь, мглу Но есть и другие источники света в мире героя, у Блока появляются и городские мотивы: желтые полоски вечерних фонарей, свет, шатающийся в окошке, театр в закатном огне

О. Прощаясь с Прекрасной Дамой, герой говорит: Я давно не встречаю румянца, И заря моя мутно тиха. И в каждом кружении танца Я вижу пламя греха. Немудрено уже в самом начале цикла были строки: Огонь нездешних вожделений Вздымает девственную грудь В следующем томе лирики, в цикле Пузыри земли зори красноватые безбурны, появляются новые слова и реалии: болото, мхи, травы, злаки, чертенята да карлики, колдуны и ведьмы, в цикле Город - змеи, свивающиеся в кольцо Чаще всего употребляется эпитет пыльный: в пыли переулочной, в пыльно-серой мгле запыленные слова, пыльная память И пляшет пьяный красный карлик, и Невидимка Пучки вечереющих роз Швыряет блудницам в окошко

М. Белый, белый ангел Бога сеет розы на пути В цикле Снежная маска появляется Дева пучины звездной, комета, из очей ее крылатых светит мгла, исердце жжет снежный огонь, мотив кружения получает развитие в лунном круге, в карусели метели

О. В лирике третьего тома, написанного как раз в десятые годы, все символы получают новое прочтение. В цикле Страшный мир звучит печальный итог: Жизнь пустынна, бездомна, бездонна, - а в начале пути были земной плен, земная темница, келья, долгий холод здешних стен

М. В стихотворении Песнь Ада деталь внешняя увядшей розы цвет в петлице фрака отражает то, что происходит во внутреннем мире героя, - черты его отцветшего лица свидетельствуют: он на земле был брошен в яркий бал, Где в диком танце масок и обличий Забыл любовь и дружбу потерял.

О. Пир, бал жизни осмысливается уже как круг судьбы, пляска жизни-цыганки, сплетенное из рук, тесное кольцо существования, замкнутый круг. Город змеиный рай. Огонь распылавшейся алой зари иногда кажется языком огня преисподнего, а что же дразнит светом? свеча жизни, с которой легко догореть. Как этот мир, лететь бесцельно В сияющую ночь! еще один из выводов Страшного мира.

М. А где же розы?

О. Розы страшен мне цвет этих роз, - отвечу тебе строчками Блока из стихотворения Есть демон утра. В Итальянских стихах ощущается трупный запах роз в церквах

М. Но не все так мрачно, есть и такие строчки: Навстречу жаждущей мечте Лучи метнулись заревые И трубный ангел в высоте Вот он Христос в цепях и розах это уже из цикла Родина.

О. Ну а этот образ блоковского романа в стихах, трех книг его лирики, будет по-новому прочтен уже в поэме Двенадцать. Помните крестный ход апостолов революции? В белом венчике из роз впереди Исус Христос

М. Вот мы и проследили конечно, в самых общих чертах, - историю некоторых слов-образов Блока, начав с девятисотых и дойдя до революционных десятых годов. Революции, впрочем, происходили и в языке, но об этом мы Марина Королева, Ольга Северская - расcкажем попозже.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024