Наталья Жукова - Сотрудники - 2008-06-06
С. БУНТМАН: Ну что, начнем. Сергей Бунтман ведет эту передачу. Сейчас зрители веб-трансляции видят исключительно меня. Могли видеть насильно приведенного мною к камере Николая Котова, звукорежиссера. А сейчас мы вам покажем Наташу Жукову. Наташа, добрый вечер!
Н. ЖУКОВА: Привет-привет!
С. БУНТМАН: А я думал, что Наташа Жукова из мести всем гостям позвонит референтам или продюсерам виртуальным (правда, сейчас уже никого нет) и скажет, что она стоит в пробке на Тверском бульваре где-нибудь, но нас слышит.
Н. ЖУКОВА: И готова выйти по телефону.
С. БУНТМАН: Да, «по телефону выйти в эфир»: это ответ, от которого продюсеры холодеют. Но сначала – характеристика Наташи Жуковой.
ЮСТАС АЛЕКСУ
Характеристика на сотрудника радиостанции «Эхо Москвы» Жукову Наталью. Агентурный псевдоним – Жук. По нашим данным агент Жук появилась на радиостанции 6 лет назад. Послужной список агент достаточно разнообразен: референт редакции, редактор интернет-сайта, программист дочерней радиостанции «Арсенал», продюсер эфира. В 2003 году окончила МГПУ имени Ленина по специальности «Филолог». Характер легкий, практически невесомый. Но в минуты кризиса способна на подвиг в еде предпочитает разнообразие, а в напитках классику. Одевается элегантно, предпочитает smart-casual с легким оттенком эротизма. Хороший спортсмен и отличный семьянин. В свободное от работы время любит гулять там, где хочется, читать то, что нравится. И смотреть кино. ЮСТАС
С. БУНТМАН: Вот вся характеристика. Задавайте вопросы +7-985-970-45-45. Здесь перехлест вопросов из прошлой передачи. Даже из двух прошлых передач. Из битвы на Новом Арбате между Сергеем Пархоменко и Владимиром Квачковым и нашим preview чемпионата Европы 2008 в «Футбольном клубе». А вопросы есть славные. Григорий, физик из Москвы: «Наталья, почему, когда речь заходит о продюсерах, ваши начальники [это, наверное, в ролике?] используют слова «соблазнение и обольщение? Ваша работа состоит в том, чтобы строить глазки?». Ну, расскажи, как ты строишь глазки. Особенно по телефону!
Н. ЖУКОВА: Да, по телефону тяжело строить глазки. Но, на самом деле, обольщения и соблазнения никакого нет в эфире. Работа продюсера очень трудная, кропотливая и требующая большой подготовки.
С. БУНТМАН: Но что же это, как не соблазнение? Ведь гостя надо увлечь чем-то.
Н. ЖУКОВА: Ну да, надо увлечь. Может быть, в каком-то смысле, это соблазнение, да. На самом деле, работа продюсера состоит в том, чтобы собрать на гостя большое досье, подготовиться к разговору с ним. Ведь одно неверное слово – и все, человек положит трубку, и ты его больше никогда не увидишь.
С. БУНТМАН: Например, «неверное слово»? «Приходите вечером сегодня к нам, мы вас за ужином скушаем?».
Н. ЖУКОВА: Ну да. Например, неправильно сформулированная тема. Человек сидит, не ожидает моего звонка, занимается своими делами. И надо максимально четко и жестко бить. Ошибки почти неисправимы.
С. БУНТМАН: Иногда вас гости подставляют. Приходит и говорят: а нам ваша девушка не сказала, что у нас будет кто-то еще в эфире, кроме меня. Или: не сказал, что мы будем говорить об этом. Хотя «ваша девушка» - ты, Наташа, или кто-то еще из коллег – при мне (я рядом с вашей комнатой сижу) это говорили. Как вы реагируете на все это?
Н. ЖУКОВА: Сначала меня это жутко раздражало. Хотелось сказать: нет, ну как же, я же вам говорила; это было, у меня есть свидетели – тот-то и тот-то, вот, Сергей Александрович. Но я уже говорила, что, когда мы звоним, человек сидит и занимается своими делами, и, может быть, не очень внимательно меня слушает. Я не уверена, что наши гости врут.
С. БУНТМАН: Здесь вопрос такой. Михаил, политолог из Москвы спрашивает: «Наталья, на вашем сайте читал историю Марины Королевой о попытке пригласить Шредера. Скажите, какие доводы привели бы вы, чтобы Шредер все-таки пришел на станцию?». Надо писать, Михаил, «академик Шредер»!
Н. ЖУКОВА: Да, академик. Я бы так его и назвала [смеется]. Если серьезно, я бы подготовилась к этому: узнала бы, что ему интересно, прочитала его последнее интервью, узнала бы, о чем он сейчас больше всего говорит, что его волнует. То есть надо всегда быть подготовленным, чтобы человек не застал тебя врасплох и не сказал: «Ага, мне это совсем не интересно». То есть надо готовиться.
С. БУНТМАН: А если он один раз отказался, звоните ли второй, третий раз?
Н. ЖУКОВА: Конечно, конечно. Теоретически он же может согласиться: ходит же он в эфиры. Не буду я упускать такую рыбу, как Шредер.
С. БУНТМАН: Тебе приходится смотреть, или слушать, или читать, что гость говорил и как он говорил.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: А если тебе говорят: «Да, я приду, но только если будет такой и такой ведущий, а этого совсем не хочу»?
Н. ЖУКОВА: Тяжелый вопрос. Обычно мы не идем на такие уступки. Обычно если мы зовем к Сергею Александровичу, а он говорит: «Нет, я пойду только к Венедиктову», - ну, очень редко мы делаем поблажки в таких случаях. Очень редко.
С. БУНТМАН: Есть гости, которые считают для себя, например, обязательным говорить исключительно с главным редактором. Или кто-то на каких-то форумах интересных или мероприятиях встречался с Венедиктовым.
Н. ЖУКОВА: Ну, если человек меня убедит, что ему не просто надо говорить с главным лицом, если у него есть доводы: допустим, он говорил с Венедиктовым, они эту тему давно обсуждали, и только с ним он ее может обсудить, - я могу предложить это предложить действительно и другим ведущим и тому ведущему, которому я зову гостя. Если здесь полюбовно все договорятся, - то да, такое возможно.
С. БУНТМАН: Надо сказать. Наташа, об абсолютной вещи: надо, не надо – а чаще всего мы понимаем, что если к нам приходит так называемое статусное лицо, которое знает только одно слово – «Венедиктов», то Венедиктов всегда приходит к ведущему. Он обязательно говорит и предупреждает. Ты ему говоришь: «Ну а как же?». А он отвечает: «Ну а как? Это твой эфир - и вдруг я туда приду». Точно так же и мы стараемся поступать.
Н. ЖУКОВА: Да. У нас недавно был Анатолий Чубайс или Геннадий Онищенко. Они нам тоже говорили, что «мы хотим эфир с Венедиктовым». Мы им отвечали: «Нет, извините: эфир ведет Ольга Бычкова, эфир ведет Алексей Воробьев». Они не отказались. Они пришли.
С. БУНТМАН: «Добрый вечер! Наташа несколько раз приглашала на эфир. Голос по телефону приятный. Спасибо». Это важно – приятный голос? Как надо говорить? С кем надо говорить сухо, с кем надо говорить «мокро», с кем надо говорить коротко.
Н. ЖУКОВА: Да, это тоже имеет значение. Надо быть таким психологом. Надо быть психологом широкого спектра.
С. БУНТМАН: «Что закончила Наталья? МГПУ имени Ленина или МПГУ?». Как это так?
Н. ЖУКОВА: МПГУ имени Ленина.
С. БУНТМАН: МПГУ. Наше старообразное стариковское «Ленпед» просто неистребимо. Больше, кроме Ленпеда, не существует: без всякого уничижения. Тебя готовили в учителя. Почему ты не стала учителем?
Н. ЖУКОВА: Нет, я не была учителем, я была бакалавром. У нас был короткий срок обучения – 4 года.
С. БУНТМАН: Краткие курсы лейтенантов.
Н. ЖУКОВА: Да. Я просто филолог. Русский язык и литературы.
С. БУНТМАН: Была же какая-то специализация?
Н. ЖУКОВА: Нет. Никакой специализации у нас не было.
С. БУНТМАН: В чем это помогает? Только ли в грамотности?
Н. ЖУКОВА: Не знаю. Я разочаровалась в нашем обучении, в высшем образовании курсе уже, наверное, на втором. Уже, наверное на третьем, когда я сразу пошла работать на «Эхо Москвы». Я ждала от института чего-то такого: каких-то встреч, каких-то обсуждений всеобщих. Чего-то такого, когда все доходят до одной всеобщей истины.
С. БУНТМАН: Такая студенческая, университетская жизнь.
Н. ЖУКОВА: Да, да, да!
С. БУНТМАН: Знаешь, как в кино, когда сидят на подоконниках с книжкой. Я это вижу, например.
Н. ЖУКОВА: Нет, это есть, но это не в той степени, в которой я об этом думала. В основном это такая же школа: прочитали тебе, ты запомнил, потом пришел и рассказал. На тебя никто не смотрит. Ты мог запомнить это чуть ли не наизусть. Я думала, что в институте будут учить логике, а там учили запоминать. Меня это тоже разочаровало.
С. БУНТМАН: Понятно. «Девять раз сказала «на самом деле». А так – девушка хорошая», - Лена пишет. «Скажите, пожалуйста, - Антон пишет, - а какой оттенок легкого эротизма присутствует в smart-casual? Наталья, в чем это выражается?».
Н. ЖУКОВА: Ну, это, наверное, Льву Гулько надо задать вопрос, который писал на меня досье. Я, на самом деле, не замечала этого. Это не я просила добавить.
С. БУНТМАН: Лев Гулько у вас сидит все время и готовит обзор прессы. Он сидит в вашей комнате. Здесь интересный вопрос от Вовочки П. из Жуковки. Что тебе смешно? Про Жуковку?
Н. ЖУКОВА: Да!
С. БУНТМАН: Интересно тебе было бы жить в Жуковке.
Н. ЖУКОВА: Или в Жуковском.
С. БУНТМАН: Это уже зависит от социального статуса. «Интересно, кто из гостей оказался самым крепким орешком и дольше всех не соглашался прийти на «Эхо»?». «Или всех крепких орешков, - как он пишет», - «вешают» на Нину Эйерджан?». Мне очень нравится: Эйерджан как Джен Эйр, только наоборот.
Н. ЖУКОВА: Да, да!
С. БУНТМАН: «Насколько трудно вам? Или это в большей степени проблема ведущего программ или Бунтмана?». Почему Бунтмана? Сразу – Бунтман. А какого? Нас много. И мужчин и женщин. «Как трудно бывает подобрать гостей, иногда несовместимых для дискуссионных программ?». Давай по порядку.
Н. ЖУКОВА: Там несколько вопросов.
С. БУНТМАН: Давай по порядку. Крепким орешком был кто?
Н. ЖУКОВА: Я могу назвать последнего. Для меня крепкий орешек, поясню, это гость, который долго не дает ответа, но и не отказывается. То есть он говорит: «Я приду к вам, я очень хочу», - но не соглашается. Вот недавно нашим гостем был Шойгу, которого мы звали к Сергею Корзуну в «Без дураков». То есть я с ним вела переговоры где-то около полутора месяцев. Он говорил через пресс-секретаря: «Да, я готов прийти, я приду. Мне очень интересно». Это было очень долго и очень муторно. Таких гостей я считаю самыми трудными.
С. БУНТМАН: Сергею Кужугетовичу действительно интересно. Он действительно очень занят. И наши 15 лет общения это доказывают.
Н. ЖУКОВА: Это так.
С. БУНТМАН: Он всегда очень долго и основательно собирается к нам в эфир.
Н. ЖУКОВА: Но всегда приходит.
С. БУНТМАН: В конце концов всегда приходит. Дальше. Нет, не все крепкие орешки достаются Нине Эйерджан. Нина Эйерджан это отдельный разговор.
Н. ЖУКОВА: Да. Возможно, вы с ней встретитесь скоро.
С. БУНТМАН: По-моему, у нас с ней был эфир. В первой волне «Сотрудников». Но это упоение, слушать, как Нина Эйерджан рассказывает. Вообще очень интересно у вас. Вы чему-нибудь учитесь друг у друга? Перенимаете?
Н. ЖУКОВА: Да, конечно!
С. БУНТМАН: Вы все очень разные. Я слышу, как вы все по-разному приглашаете гостей.
Н. ЖУКОВА: Я стараюсь учиться у всех. Но, честно скажу, больше всего я подглядываю за Венедиктовым: как он разговаривает, как он держится. Меня удивляет его интуиция: он всегда знает, что будет интересно. Он может переключиться со взгляда профессионального на обывательский. Он всегда чувствует, что будет интересно, востребовано.
С. БУНТМАН: Про учебу Юрий задает странный, на мой взгляд, вопрос: «А ее [Юрий! Вы же здесь присутствуете! Разве можно при даме говорить «ее»?!] думать надо учить?». Вот когда ты говорила об университете и о том, что считала что там будут учить думать. Мне кажется дядя Юрий все понимает, просто прикидывается.
Н. ЖУКОВА: Да, я думаю, что надо учить думать. Многие из тех, с кем я училась, так и живут.
С. БУНТМАН: А) учить самостоятельно думать; б) учить учиться.
Н. ЖУКОВА: Учить учиться.
С. БУНТМАН: Вот сюда ты пришла. Здесь тебе и встречи, и учить учиться – все! Все что угодно. И диспуты.
Н. ЖУКОВА: Все, чему меня научили в институте, мне пришлось как можно быстрее забыть здесь, потому что у меня теория никак не взаимодействовала с практикой.
С. БУНТМАН: Тут нам пишут: «Характеристику пишут не на кого-то, а чью-то». Знаете, это у нас все идет как цитата с незапамятных времен. В там слышите фрагменты, которые были записаны голосом нашего покойного друга Кости Кравинского. Это у нас было как легкий шарж на «Семнадцать мгновений весны». Все вы понимаете. Здесь был забавный вопрос про то, как подобрать гостя для конкретной программы и как их конкретная совместимость. Вот ты говорила сейчас про Венедиктова. Я знаю, что вы все время это делаете и с ведущими, и с главным редактором. Это все время такая работа притирок, проверок, прикидок. Вот как это получается? Вот это дискуссионная программа.
Н. ЖУКОВА: Ох.
С. БУНТМАН: Расшифруй это «ох»!
Н. ЖУКОВА: Ох – это очень тяжело. Нам надо сделать какие-то свои предложения сначала ведущему, поговорить с ведущим, узнать, кого он видит в этой теме. Потом, может быть, поговорить с Венедиктовым, потому что он, как я говорила уже раньше, безошибочно чувствует, какой человек максимально может сделать интересной эту программу, максимально рассказать об этой теме. Да, бывают некоторые противоречия: «я того не хочу», «мне он не нравится». Ну что ж.
С. БУНТМАН: Бывает по-разному.
Н. ЖУКОВА: Да, бывает по-разному.
С. БУНТМАН: И разные результаты. Ты говоришь: «Ох, тяжело!» про каждый случай. А вообще-то, на самом деле (скажу я за тебя 10-й раз), это интересный процесс. И всегда разный. Нет стандартного. Вот ты замечала, что когда мы рассуждаем о передачах своих, когда в целом рассуждаем, советуемся, совещаемся, когда Венедиктов что-то говорит, Володя, Марина, - то когда уже на полном автоматизме, то это уже звонок предварительный, что передачку бы неплохо или переделать или совсем закрыть.
Н. ЖУКОВА: Ну, я не припомню в последние недели или месяцы, чтобы что-то было на автоматизме. Всегда надо садиться, надо что-то придумывать, надо обдумывать, надо искать новые ходы.
С. БУНТМАН: Щелкни кобылу в нос – она махнет хвостом. Вот ведущему иногда очень хочется сделать так: вот у меня экономика – позову того-то. Я знаю, как с ним разговаривать! У нас уже такая с ним пара 7-10-15 лет. А в политику – позову такого-то: он мне очень нравится. Вот это как прошибать!
Н. ЖУКОВА: Да. Недавно был такой случай. Ведущий (даже, скажем, ведущая) сказала: не хочу этого гостя категорически. Мы ее убедили: интересная точка зрения, интересно говорит человек, с ним интересно будет спорить. После эфира нам ведущая сказала: да, это действительно было интересно, это было то, что нужно. То есть убеждать надо не только гостей, но и самих ведущих.
С. БУНТМАН: И самих ведущих, и участников. Бывали ли успехи? Вот у нас сейчас какие основные дискуссионные программы? «Клинч», «Полный Альбац». Причем очень сложный подбор бывает. И по теме. А вот у Жени Альбац – просто календарная беда: у нее одна из последних итоговых программ на неделе. Мы уже все «съедаем» с четверга по субботу и часть воскресенья. И Женя бывает самой последней, и уже перед ней разбирает очередь всю колбасу, остаются только обрезки. Вот это очень сложно.
Н. ЖУКОВА: А я не боюсь ей предлагать темы, про которые уже говорили. На этой недели у Жени Альбац будет тема «Праймериз», итоговые праймериз, которые уже обсуждали и с Познером, и у Наргиз была программа «49 минут». Я знаю, что у Альбац все будет по-другому. Даже если у нее будут те же гости (хотя это абсолютно исключено) – у нее программа пойдет по другому пути.
С. БУНТМАН: А почему ты это знаешь? Просто зная ведущего?
Н. ЖУКОВА: Да, зная ведущего. Зная, что предыдущие эфиры были с одним гостем, а здесь будет дискуссия. Может быть, на каком-то интуитивном уровне я это уже чувствую просто.
С. БУНТМАН: Иногда в программах бывают инциденты: у Жени были, у меня. Бывают уходы гостей, например. Каковы ощущения продюсеров? Потому что это инциденты, и надо как-то выходить из них. И мы выходим. Сколько было таких случаев, думаю внимательные слушатели и зрители интернета видели. Какая здесь роль продюсеров?
Н. ЖУКОВА: Ох. Я помню, когда…
С. БУНТМАН: Вот те, кто считал «на самом деле», пусть теперь считают «ох». Это гораздо продуктивнее считать.
Н. ЖУКОВА: Мы часто относимся к гостям, как будто они наши миленькие маленькие детки. Мы их с таким трудом добыли, мы их с таким трудом позвали – и они уходят! Это ужасно! Ужасная ситуация. Приходится потом идти, говорить, в чем-то убеждать. Но они возвращаются: «иногда они возвращаются».
С. БУНТМАН: Пишут: «Не упоминайте убогий «Клинч» свой. Сегодня – исключение. Нудный Пархоменко превзошел сам себя и в идее, и в исполнении. Не подкачал!» - Юрий. – «Беда!». Юрий всегда прибавляет здесь. Почему же «Клинч» убогий? По-моему, нормальный «Клинч», ничего убогого в нем нет. Но сегодня, конечно, был классный эфир. Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Очень мощный был эфир. Он готовился. Алексей из Екатеринбурга спрашивает, как приглашали Квачкова.
Н. ЖУКОВА: Квачкова приглашала я сегодня, надо сознаться. Я не ожидала, что будет такой эфир. Я думала, что будет более или менее спокойное интервью на 30 минут. И все разойдутся. Никакого клинча не будет. Мы отслеживаем, естественно, новости. Мы приходим на работу до девяти часов утра. Я сегодня пришла, посмотрела. Увидела, что вчера мои коллеги звонили уже Квачкову, уже были сделаны первые шаги. Я попыталась ему еще раз позвонить. Дозвонилась. Уже после того, как был вынесен оправдательный вердикт присяжных. Я ему дозвонилась, и мы договорились о том, что он придет к нам в эфир. По телефону он мне сказал, что они говорили в тюрьме с Ходорковским о том, что ему надо обязательно прийти в эфир на «Эхо Москвы».
С. БУНТМАН: Ну вот, видите. Получилась, честно говоря, очень мощная передача. Неправда ваша, дорогой товарищ! Я был тоже в программе «Сотрудники». Ни от кого не скрываюсь. Я был у Венедиктова.
Н. ЖУКОВА: Да, вы были. В предыдущем сезоне.
С. БУНТМАН: Да, в предыдущем сезоне нашего сериала. По-моему, там у нас было две волны. «А что раньше бывает: курица или яйцо? То есть сначала придумывается тема, а под нее гости, или под гостей подбирается тема. И кто выбирает тему и гостей?» - Ильдар из Уфы. Правильный вопрос задает.
Н. ЖУКОВА: И так, и так происходит. Чаще, конечно, требует тема гостя к себе. Вот такую персону, как Михаил Сергеевич Горбачев, можно позвать, мне кажется, всегда. Ему всегда много что есть сказать и много что прокомментировать. Иногда – тема, иногда – гость. Но чаще тема.
С. БУНТМАН: Вот одна из самых сложных вещей бывает и для ведущих, и, думаю, для продюсеров, придумать: есть человек, которого мы не можем не пригласить, и довольно долго выискиваем его; это бывают актеры, знаменитости шоу-бизнеса, но – куда, к чему как-то пришпилить. Все люди сложные. Мне кажется, что у продюсера иногда бывает опустошение. Вот он столько усилий приложил (причем этого хотели), а непонятно, как здесь применить это к эфиру.
Н. ЖУКОВА: Надо действовать изящно. Надо все-таки смотреть тему. Можно посоветоваться со старшим товарищем Венедиктовым, если уж совсем наступает полный кризис. Обычно, кстати, у Венедиктова бывают светлые идеи и необычные взгляды. Можно посоветоваться с ведущим. То есть всегда кто-то может прийти тебе на помощь.
С. БУНТМАН: Кто-то должен прийти на помощь. «Уходящего гостя продюсер должен остановить подкатом сзади», - Евгений из Пензы. Это вы, Евгений, еще не можете пережить «Футбольного клуба», мне кажется.
Н. ЖУКОВА: Ну, допустим, я остановлю его. И что?
С. БУНТМАН: Или как Евгений из Пензы предложил. Что из этого будет?
Н. ЖУКОВА: Кстати, в некоторых случаях продюсеры (я просто знаю это, и тебе, Наташа, наверняка приходилось это делать) могут ситуацию сводить на нет прямо в три минуты.
Н. ЖУКОВА: Да. Всякие ситуации у нас бывали.
С. БУНТМАН: И успокоить. И как ни в чем не бывало.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Примерно так, как я говорил. Замечательно свойство: выслушать и ответить. Я когда-то рассказывал чудесную историю о том, как я долго возмущался в аэропорту: была пересадка, я не попал, и надо было сидеть еще десять часов без курения. Я произнес пламенную речь, на что работница авиакомпании мне ответила: «Мне кажется, сейчас глупо вам предлагать заполнить анкету о работе компании». Мне это так напомнило то, что очень часто делают наши продюсеры. Это ведь тоже ваша работа?
Н. ЖУКОВА: Тоже. Иногда бывают и курьезные вещи. Я вот сейчас вспомнила случай. У нас было два эфира подряд: сначала был поэт Евгений Евтушенко, а после него Марко Франко, глава представительства Еврокомиссии в России. Мы уже проводили Евтушенко. Марко Франко выходит после эфира, подходит к гардеробу и говорит: «Представляете, мое пальто исчезло!». Мы начинаем выяснять. Сначала мы ему говорим: «Этого не может быть! Помилуйте! Мы приличная радиостанция». Потом мы догадались, что Евтушенко перепутал пальто (они у них похожи, благо) и ушел в чужой верхней одежде. Здесь все разрулили, все мило посмеялись, пальто потом вернули, и все закончилось хорошо. Но действительно сначала я не знала, что сказать господину Марко Франко. Все кончилось хорошо: все посмеялись, пошутили и разошлись.
С. БУНТМАН: Слава богу!
Н. ЖУКОВА: Надеюсь, господин Франко не заболел тогда.
С. БУНТМАН: Продолжаются наши филологические статистические изыскания: «26 «угу» - это перебор». Говорю «угу», потому что не люблю 26 – говорю в 27-й раз. Не люблю 26, потому что это 13 на два. А 27 – это хорошо.
Н. ЖУКОВА: А я добавлю «на самом деле».
С. БУНТМАН: А сколько у тебя получилось? Ты не считала?
Н. ЖУКОВА: Нет, там кто-то должен был.
С. БУНТМАН: Посчитайте! Я напоминаю: +7-985-970-45-45. Вы можете sms-ки слать. Их очень много сегодня. Спасибо, что вы следите за передачей. Плюс еще веб-трансляция идет. Есть на что посмотреть. Пожалуйста! Смотрите веб-трансляцию. По-моему, со светом у нас гораздо лучше, потому что в программе с Тихоном Дзядко у нас была тень. Такой человек в маске. Еще не хватало нам сегодня сделать так! У меня здесь был хороший вопрос от Елены, логиста из Тулы: «Радиостанция «Эхо Москвы» целиком и полностью строится на эфирах с гостями. Значит ли, что если вашу службу упразднят, эфир закроется?».
Н. ЖУКОВА: Да, конечно! Конечно, так и есть. Я, кстати, еще хотела сказать, что работаю продюсером в программе Венедиктова «48 минут». Это ужасно интересная и ужасно захватывающая штука. Я веду там целое мини-расследование. То есть я ищу людей, которые встречались с мировыми лидерами. Иногда узнаются такие вещи, что чувствуешь за себя гордость. Я узнала потрясающие вещи. Например: Рауль Кастро, когда приезжал зимой в Москву, катался на санках на Воробьевых Горах. Или что существует президент Исландии, у которого его административный ресурс состоит из 4 человек. Сам он время от времени проводит экскурсии по своей резиденции и рассказывает о редких видах птиц которые живут на озере рядом с резиденцией. Иногда узнаешь в этой программе очень много всего захватывающего. Но работа действительно сложная.
С. БУНТМАН: Да, очень. Да. Здесь спрашивают: «Как удалось Павловского пригласить еще раз?».
Н. ЖУКОВА: Павловскому я звонила потом повторно, когда он ушел из нашего эфира. Мы его убедили. Мы его убедили, что это правильно, что надо попробовать еще раз. И действительно, он пришел в следующий эфир он опять пришел к Жене Альбац. Я напомню, что первый раз он был у нее в эфире и у нее же ушел. А потом все было хорошо.
С. БУНТМАН: И было все нормально.
Н. ЖУКОВА: Был хороший, содержательный эфир.
С. БУНТМАН: Кстати, тот эфир я не считаю ненормальным. Просто там произошел несчастный психологический случай.
Н. ЖУКОВА: Да, такое бывает.
С. БУНТМАН: Женя спрашивает: «А продажей Наталья не пробовала заниматься?».
Н. ЖУКОВА: Продажей чего?
С. БУНТМАН: Вот! Это хорошая вещь. Предположим, говорит PR-служба чья-то: «Наташ, надо чтобы наш человек был в эфире. Мы не обидим». Что делает Наташа?
Н. ЖУКОВА: Я отказываюсь. На самом деле, это всегда очень заметно. Очень заметно, когда в эфире такое появляется. Мы называем это джинсой. У нас, естественно, это строго-настрого запрещено. Мне кажется, что если вдруг это произойдет, то дело будет шито белыми нитками: не заметить этого будет невозможно. Если у нас вдруг окажется какой-то гость, непонятно откуда, непонятно почему, - не знаю, что я отвечу ведущему, который скажет: «Почему ты выбрала именно его из целой тысячи гостей, которые к нам обычно приходят или обычно не приходят (мы их редко зовем)». Я не знаю, что ответить.
С. БУНТМАН: А если я как ведущий откажусь наотрез, а ты будешь настаивать всеми силами.
Н. ЖУКОВА: Да, да! Ну, пожалуйста.
С. БУНТМАН: Всеми силами, ссылаясь на всех вплоть до Папы Римского. Вот тут будет странно. Вообще это как шило в мешке: невозможно утаить.
Н. ЖУКОВА: Мне кажется, что это будет заметно сразу.
С. БУНТМАН: Это не стоит. Это та игра, которая не стоит никаких свеч: потери гораздо большие. И этого нет. Есть хорошая простая система. Есть PR-служба наша.
Н. ЖУКОВА: Ну да, в конце концов я могу выступить менеджером этой программы: обратиться в службу маркетинга, сказать, что я менеджер этой программы. И все будет легально уже, в коммерческое время идут эти эфиры. И все будет красиво.
С. БУНТМАН: Да. И не будет никаких благодарностей и конвертиков в карман халатика. Ничего этого не будет. «Откуда у вас телефоны выбранных вами персон?» - спрашивает Вера.
Н. ЖУКОВА: Ну как?! Надо работать, надо звонить, надо уговаривать. Надо работать с ними на мероприятиях. Я имею в виду «с ними» - с нашими гостями. Надо просить у них телефоны. На самом деле, нашим ньюсмейкерам выгодно давать нам свои мобильные телефоны. Вы даже не представляете, насколько может быть затянута работа с пресс-секретарем. Пресс-секретарь очень долго может растягивать момент донесения.
С. БУНТМАН: На веб-трансляции видно, что когда Наташа сказала «пресс-секретарь», она немного посуровела.
Н. ЖУКОВА: Дернулась. С пресс-секретарями мы стараемся дружить, но иногда получается, что пресс-секретари затягивают дело. И проще позвонить напрямую, и проще позвать на прямую. И подойти на каком-нибудь мероприятии (мы их называем тусовками).
С. БУНТМАН: «Со знаменитостями ясно, - Георгий из Санкт-Петербурга. – Но есть ведь люди среди «народа», которые пробиваются к вам как к единственному настоящему. Они тонут среди дураков». Непонятно. Когда у нас появился Клуб Привилегированных Слушателей, куда вы можете совершенно спокойно записываться. И этот Клуб используется. И не только молодая его часть в программе «Народ против». Но мы используем в «Разворотах» и везде как специалистов. Как вы работаете с Клубом?
Н. ЖУКОВА: С Клубом мы работаем очень хорошо. Как раз хотела рассказать историю. Напомню, что я продюсер программы «48 минут». У меня был тяжелый персонаж. Мне надо было найти людей, которые встречались с Таном Шве, это глава Бирмы. Он чрезвычайно закрытый тип: не дает интервью, ни с кем не встречается. Я была в панике, потому что ни могла найти никого, кто бы с ним встречался. Не знаю почему, я залезла в Клуб Привилегированных Слушателей. Наверное потому, что это была моя последняя надежда. И кого я там нахожу?! Я нахожу там бывшего посла России в Бирме. Я ему звоню, и он мне рассказывает такие вещи! Так что я теперь очень часто туда заглядываю.
С. БУНТМАН: Еще чаще чем раньше. Потому что есть служебное заглядывание, для того чтобы подобрать для «Народ против», или для других передач, или собеседников в «Развороте». «Меня всегда интересует «кухня» «Эха» поэтому слушаю вас с удовольствием, - пишет Лиля из Казани. – А смогла бы Наташ, например, провести «Разворот»?».
Н. ЖУКОВА: Не знаю. Сложно сказать. Но вот сейчас, например, я немного нервничаю. Я не была никогда в прямом эфире. Возможно – да.
С. БУНТМАН: Гостям тяжелее, ведущим – легче.
Н. ЖУКОВА: С другой стороны, в «Развороте» всегда есть партнер. Так что можно помолчать, а потом что-то умное добавить.
С. БУНТМАН: Да. Спрашивают: «Нельзя ли выложить в звуке предыдущие выпуски «Сотрудников», давнишние? Будет очень интересно!». Спросите, Георгий, у Алексея Алексеевича в программе «Без посредников». Мы ведь потихоньку выкладываем архив в звуке. Но сначала мы налаживаем оперативное выкладывание звуковых файлов с передачами. А к архивам мы, конечно, обратимся в звуке. Да, это очень интересно, и старые передачи. К сожалению, мы их даем чаще по печальным поводам. Вообще старые передачи с нашими гостями. Бывает обидно не найти передачу.
Н. ЖУКОВА: Да, такое бывает.
С. БУНТМАН: К сожалению, часть: то, что было до 1994 года.
Н. ЖУКОВА: Но я, кстати, уже видела какие-то архивные передачи в звуке. Я сейчас не могу вспомнить, какие. Но что-то такое из давнишнего на нашем сайте я уже видела. Я думаю, что это будет сделано. Не сейчас, не так быстро.
С. БУНТМАН: «Каков график работы у такого продюсера по часам?» - Наталья из Москвы.
Н. ЖУКОВА: По часам? Я работаю 4 раза в неделю. Время очень часто ненормировано: с девяти часов утра до восьми часов вечера. Плюс у меня есть дополнительные работы: программы «48 минут», «Разворот». Если есть что-то такое, что надо сделать на завтра, то я задерживаюсь.
С. БУНТМАН: То есть главное, чтобы было сделано?
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Без фанатизма, но сделать.
Н. ЖУКОВА: Да сделать надо.
С. БУНТМАН: «Кокетничаете ли вы с мужчинами во благо работы?» - Сергей из Москвы.
Н. ЖУКОВА: Не знаю. Не знаю, как ответить на этот вопрос. Я общаюсь так же, как со всеми мужчинами: во благо работы или не во благо.
С. БУНТМАН: То есть ты действуешь естественно.
Н. ЖУКОВА: Ну да.
С. БУНТМАН: Как человек на работе, который знает, как смодулировать.
Н. ЖУКОВА: В любом случае надо действовать естественно. Фальшь всегда заметна. Это некрасиво. Мне кажется, это отталкивает людей.
С. БУНТМАН: Да. По-разному надо говорить не только с разными гостями, но и с разными ведущими.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Это я прекрасно знаю.
Н. ЖУКОВА: Мы вам никогда не грубили, Сергей Александрович.
С. БУНТМАН: Да, это я вам грубил. За что еще раз приношу свои извинения. Часто ли приходится слушать на работе оскорбления в свой адрес?
Н. ЖУКОВА: Оскорбления? Нет! у нас есть Алексей Алексеевич. Ни для кого не секрет, что он достаточно импульсивный человек. Он может отчитать по делу: импульсивно, жестко, громко. Но я понимаю, что это по делу и это правильно. Но вот такого, чтобы я оскорблялась или жутко на него обижалась, - такого нету.
С. БУНТМАН: Мы все здесь не ангелы и все здесь не Матери Терезы. Бывает всякое.
Н. ЖУКОВА: Ну да, бывает.
С. БУНТМАН: Но из этого всегда выходим. Всегда – мне так кажется. «Как с личной жизнью с таким графиком?» - коллега с телевидения спрашивает.
Н. ЖУКОВА: Хорошо. С личной жизнью – хорошо.
С. БУНТМАН: Вот так. «Какая передача для вас самая сложная и самая легкая?» - Ильдар из Уфы. Ты говорила о сложности передачи «48» и «49» минут.
Н. ЖУКОВА: Да. Но я бы не сказала, что она сложная. Сложная не в том плане, что непроходимо сложная. Да, к ней надо готовиться, к ней надо подбирать материалы, надо сотрудничать со службой информации, где-то добывать еще информацию, у кого-то спрашивать. Это сложно. Но сказать, что самое сложно для меня то-то, я не могу. До того как я пришла в службу продюсеров, я думала, что все будет намного сложнее.
С. БУНТМАН: Так, про музыкальные передачи. Нет, в «Аргентуме» - это всегда выбор ведущих.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Вам одна группа или один музыкант может показаться невесть кем. Здесь всегда надо быть осторожными со слушателями. Вам не нравится и может показаться, что это какая-то ерунда, и их специально пригласили, чтобы это человек был. Это неправда. Здесь надо доказывать. Не продюсеры виноваты чаще всего, а мы не доглядели: со своими вкусами пришли. Бывает, бывает.
Н. ЖУКОВА: Бывает такое, что сомневаешься. И мы - продюсеры широкого профиля. То есть мы работаем с гостями от политики, с гостями от культуры. В какой-то узкой сфере, как, допустим, программа Плющева «Аргентум», я буду советоваться с ведущим: он больше знает информации, он больше знает, что это за группа, что это за люди.
С. БУНТМАН: Единственное, что можно сбросить информацию ведущему.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Вот за это – всегда большое спасибо, кстати говоря: за сброс информации. Листочек, или файл, или что-то еще, что такое и такое происходит и может нам пригодиться. Приходится ведь изучать десятки рубрик и знать, что было до и предполагать, что может быть после.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Вот это очень сложная работа у продюсера, мне кажется.
Н. ЖУКОВА: Сложная, сложная. Но вот, кстати, мы читаем всю прессу (все газеты и журналы), что к нам приходит. И в «Огоньке» мы нашли очень хорошего ньюсмейкера – господина Овчинского, бывшего главу Интерпола в России. Мы его теперь часто зовем. Это очень и очень, на мой взгляд, интересный эксперт. Вот мы его нашли его из прессы: он пишет для журнала «Огонек».
С. БУНТМАН: Да, между прочим, перелистывание журналов и разговоры с Сашей Андреевым или Львом Гулько, когда они что-то выискивают, - это тоже для продюсеров и будущих передач просто хлеб. Главный вопрос всей передачи задает Леонид из Москвы (как ему кажется): «Кто вас предложил Венедиктову?! Чья вы протеже?!». Кто тебя предложил Венедиктову? Чья ты протеже?
Н. ЖУКОВА: Да меня никто не предлагал Венедиктову. Если вы спрашиваете о том, как я попала на «Эхо», то меня сюда привела моя подруга Юлия Федосенко, которая работала здесь референтом. Мы с ней учились в том же самом институте. Она мне постоянно рассказывала про «Эхо», а я у нее просила: «Ну, давай же! Расскажи еще что-нибудь! Еще! Еще!». Я ей не говорила: «Приведи меня, пожалуйста». Она это поняла сама. Она как-то пришла в институт и сказала, что «у нас есть место; если хочешь - приходи». Я даже не спросила, что за место, а сказала, что приду.
С. БУНТМАН: И это было место референта?
Н. ЖУКОВА: Да, это было место референта.
С. БУНТМАН: Так что вот, пожалуйста! «Вы молодцы, хочу работать на «Эхе»», - коллега из Магнитогорска. Если у вас есть мужество приехать, то вы даже в «Сотрудниках» могли слышать наших журналистов и не только журналистов, которые приезжали сюда или для того, чтобы поступить в институт, в университет, или для того, чтобы работать. Если вы берете на себя смелость приехать в незнакомый город, чтобы здесь обосноваться «мы же не предоставляем квартир, не даем возможности прописаться или зарегистрироваться – или как это все называется), но если вы берете такое мужество на себя и абсолютно уверены, вы можете приехать сюда, провериться, пройти собеседование, все те конкурсы. Если журналистская работа – у Марины Королевой, или идти в референты. Вот две двери, мне кажется: референт или инфомонтажная. Это две двери на «Эхо», причем совершенно открытые. Только надо знать, что за этими дверями. Надо знать, что там серьезная работа
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Вот вечный вопрос: «Наташа, скажите честно: Алексей Алексеевич тиран и сумасброд?».
Н. ЖУКОВА: Нет. Если бы я так считала, то зачем мне здесь работать!
С. БУНТМАН: Вот так! Понятно. «Молодец! Такая молоденькая, такая умничка! Не рвитесь в прямой эфир! Вы здесь нужнее!».
Н. ЖУКОВА (смеется): Я поняла намек.
С. БУНТМАН: Замечательно дальше: «Вы, конечно, Сергей Александрович, не любите слово «дурак», но вы оборвали…» - и все здесь дальше.
Н. ЖУКОВА: Многозначительно.
С. БУНТМАН (смеется): Замечательно. Очень здорово! Хотел бы знать: что я оборвал, или кого я оборвал. Просто прекрасно здесь получается. Вот тут говорили, что не надо рваться в прямой эфир. А вот: «Вы все время в тени. Вам это не обидно?».
Н. ЖУКОВА: Иногда бывает обидно. Бывает. Но, кстати, «Эхо» тем и хорошо, что я знаю, что если я предложу какой-то интересный проект Венедиктову, он может сделать меня ведущей эфира. То есть здесь все просто: если у меня есть предложения и они покажутся Венедиктову интересными, то у меня будет эфир.
С. БУНТМАН: Если есть уверенность, если есть желание и этому научиться и утвердить себя, - почему бы и нет.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: Почему бы не попробовать, если есть желание.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: С другой стороны, у нас самые разные мысли бывают по поводу ведущих. Иногда это удается. Иногда - не совсем. Иногда просто бывает для самых радужных мечтаний наших еще лучше, чем мы даже могли мечтать. Здесь тоже взаимный процесс, как с гостями и темами. Это одно и то же: гости, темы, новости, ньюсмейкеры, ведущие, - это все живое. Мне всегда казалось, что «Эхо» живое. А тебе?
Н. ЖУКОВА: Мне тоже.
С. БУНТМАН: И живо развивается. «Да уж, в прямом эфире дурость яснее видна». Юрий, дорогой мой! А КАК она видна в послании! Вы бы знали! Как говорят настоящие, типа Квачкова (это я не про вас говорю). Она видна невероятно. Так что будьте осторожны. Не меньше, чем в прямом эфире. Что тебя могло бы отвлечь от «Эха».
Н. ЖУКОВА: Ой, сейчас тяжело сказать. Даже не могу себе это представить.
С. БУНТМАН: То есть нет такой вещи, как, знаешь, в старом актерском анекдоте: «Каким должен быть Голливуд, чтобы отвлек тебя от елок?».
Н. ЖУКОВА: Не знаю. Я заметила, что если мне что-то начинает надоедать, я сразу начинаю предлагать Венедиктову новые проекты. Я вот недавно ему предлагала всякие проекты по рекламе в газетах. Кстати, он кое-что даже принял к сведению. Здесь всегда есть возможность переключиться на что-то другое, на что-то абсолютно новое и быть реализованным во всех областях.
С. БУНТМАН: Вот тут спрашивают: «А как вы тогда видите свой карьерный рост?». Карьерный рост, если брать линейно: референт – продюсер – это большой карьерный рост.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: А вообще карьерный рост как таковой тебя интересует? Вот ты сейчас говоришь все горизонтально. Вот надоело это здесь, давайте я подумаю, что можно сделать с некоторыми передачами или, как ты говоришь, с представлениями в СМИ. То есть это такое переключение.
Н. ЖУКОВА: Да.
С. БУНТМАН: А по так называемой вертикали карьерный рост?
Н. ЖУКОВА: Ну, я бы попробовала, наверное, вести эфиры. Это интересно. Не знаю, является ли это карьерным ростом.
С. БУНТМАН: Это тоже горизонталь. Вообще все у нас горизонталь. Если вы думаете, что мечта каждого референта, корреспондента, ведущего стать главным редактором, - не дай бог!
Н. ЖУКОВА: Вот я этого, кстати, не хотела бы.
С. БУНТМАН: Это называется - не дай бог! Какой интересный вопрос: «Страшно ли вам, когда вы не можете найти интересный материал для программы?» - Василий из Питера. Причем «материал» - это все: и темы, и гости.
Н. ЖУКОВА: Да, страшно, жутко.
С. БУНТМАН: За сколько времени до программы совсем страшно: какие самые страшные? За сколько не находили все коллективно?
Н. ЖУКОВА: Наверное, минут за 20. Бывало такое, что собирали целиком программу и дискуссию за полтора часа. Конечно, это было сложно. Но за 20 минут еще никого не находили. Хотя подождите! Недавно я позвала Дмитрия Рогозина в эфир: это был какой-то жутко короткий промежуток времени.
С. БУНТМАН: А! Это же был наш «Разворот».
Н. ЖУКОВА: Да! Это был «Разворот». Там было, по-моему, 30 минут до начала эфира.
С. БУНТМАН: Да, сидели-сидели, говорили-говорили. И вдруг вспомнили, что здесь на побывку из НАТО, увидели где-то. И все смотрели, и Венедиктов смотрел. Он же здесь в Москве что-то кому-то сказал. Ну все, как же не сказать нам! Надо здесь обязательно отметить, что Дмитрий Олегович легкий на подъем.
Н. ЖУКОВА: Да, легок.
С. БУНТМАН: Это все было минут за пятнадцать. Вот это было замечательно! Рекорд какой-то!
Н. ЖУКОВА: Да, и это было совсем недавно.
С. БУНТМАН: Ну что ж. Спасибо большое! Наташа Жукова, продюсер наш. Это была программа «Сотрудники». Я на какое-то время удаляюсь из программы «Сотрудники»: на время Чемпионата Европы по футболу. В это время будут идти матчи, а у нас будет два «Футбольных клуба», два «Спортивных канала», два «ЕВРО-2008» - и в 22 и в 1 ночи. И надо будет это все серьезно готовить. Ну что ж делать. Такое вот событие.
Н. ЖУКОВА: И обратите внимание на изменения в сетке: программа «Своими глазами» будет идти в 23 часа.
С. БУНТМАН: Вот так вот! Обратите внимание! Продюсер, а не кто-то сказал!