Ксения Басилашвили - Сотрудники - 2003-11-22
22 ноября 2003 г.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ксения Басилашвили журналист.
Эфир ведет Сергей Бунтман.
С. БУНТМАН Ксения Басилашвили в студии в программе "Сотрудники". Добрый день.
К. БАСИЛАШВИЛИ Добрый день.
С. БУНТМАН Мы начинаем. Как всегда, ваши вопросы, пожалуйста, 961-22-22, на пейджер, для абонента "Эхо Москвы", будет на них отвечать Ксения Басилашвили. Мы ее сегодня представляем. Как Ксения Басилашвили у нас потерялась в недрах тех сотрудников, которые у нас уже были, я был в полной уверенности, что она уже была? Как это произошло, Ксюша?
К. БАСИЛАШВИЛИ Не знаю.
С. БУНТМАН Правильный ответ. Ну а теперь объективные данные.
"Юстас Алексу. Характеристика на сотрудника радиостанции "Эхо Москвы" Басилашвили Ксению Олеговну (агентурный псевдоним Бася). Характер нордический мягкий, может быть, потому что никогда не посещала детские дошкольные учреждения и пионерские лагеря, хотя очень хотела там побывать. Агент Бася успешно закончила в городе на Неве среднюю школу с углубленным изучением английского языка. Школа была выбрана не случайно. Находясь во дворе кинотеатра "Колизей", это учебное заведение способствовало посещению кинотеатра в учебное и неучебное время. Кстати, по имеющимся у нас данным, именно в "Колизее" проводились сходки, или, как тогда называли, линейки, посвященные началу учебного года. В дальнейшем агент Бася училась в Петербургском Государственном университете на филологическом факультете по специальности русский язык и литература. После этого была заброшена на петербуржское радио, радио "Россия" и питерское телевидение сразу. Во всех этих СМИ агент работала под прикрытием и вне штата. Успешнее всего агентурная деятельность Баси осуществлялась на радио, так как все свое агентурное детство она провела в хоре ленинградского радио и телевидения. На радиостанцию "Эхо Москвы" была завербована по заданию центра в 1998 году. В еде прихотлива, особенно прихотлива в употреблении рыбы разных сортов и разных видов. К мясу практически равнодушна. Стоит отметить и слабые стороны агента Баси. Тащится от черной и красной рябины и петербуржской земляники из собственного огорода, одежду носит смешанного стиля и по настроению. Любимый цвет голубой. В свободное от работы время ходит по музеям и наслаждается от получения второго высшего образования. Агент Басилашвили хороший семьянин и отличный спортсмен. Как стало известно из достоверных источников, агент Бася в настоящее время часто занимается агентурной деятельностью, завербовывая пассажиров направо и налево в скором поезде "Красная стрела". Юстас".
С. БУНТМАН Вот, пожалуйста, объективные сведения. Сразу вопрос, который не могли не задать наши слушатели. "Вы дочь известных родителей. Скажите, пожалуйста, ваша фамилия вам больше помогает или мешает в жизни?" пишет Алла.
К. БАСИЛАШВИЛИ По-разному. И так, и этак бывает.
С. БУНТМАН А как бывает так, а как бывает этак?
К. БАСИЛАШВИЛИ Наверное, сейчас уже я считаю эту фамилию больше своей уже фамилией, т.е. не только фамилией отца. Потому что еще, к примеру, 10 лет назад я отвечала исключительно за фамилию своего папы, хотя, в принципе, ответ здесь мог быть только положительным. Я считаю, он сделал много очень хорошего и поэтому стыдиться здесь совершенно нечего.
С. БУНТМАН Тут наоборот.
К. БАСИЛАШВИЛИ Помогает ли? Сейчас я отвечу на этот вопрос. Конечно, помогает. Потому что эту фамилию все знают, что здесь кривить душой. Это помогает. Но в то же время это бывает и мешает, потому что опять-таки тебя начинают сравнивать, в некоторых ситуациях кто-то, может быть, относится к фамилии уже с предысторией со своей личной, это начинает отражаться на тебе. В частности, это имеет место быть во всяких политических баталиях.
С. БУНТМАН Ответственность дикая, потому что, конечно, что бы ты ни сделала, отвечать до поры до времени все равно будет папа своей фамилией.
К. БАСИЛАШВИЛИ Конечно. Я не буду кривить душой, скажу, что больше помогает.
С. БУНТМАН Как помогает? Это в быту помогает? Я Басилашвили, откройте дверь. Или что, как это?
К. БАСИЛАШВИЛИ Просто хорошо относятся к моему отцу, и мне это очень приятно. Когда я называю эту фамилию, в основном у людей возникают положительные эмоции.
С. БУНТМАН "Ксения, ваша сестра младшая или старшая и чем она занимается?" спрашивает Лариса.
К. БАСИЛАШВИЛИ Моя сестра меня старше, она живет в Петербурге, занимается работой на телевидении, она редактор и директор программ на российском телевидении.
С. БУНТМАН Понятно. Тоже связанное с семье, связанное с профессией. Людмила Михайловна спрашивает: "Вы никогда не хотели связать свою жизнь с театром?" Естественный вопрос для семьи тоже.
К. БАСИЛАШВИЛИ Хотела.
С. БУНТМАН Когда и как?
К. БАСИЛАШВИЛИ Я даже в 17 лет поступила в ГИТМиК, институт театра в Петербурге, на курс Карагодского Зиновия Яковлевича, бывшего главного режиссера ТЮЗа имени Брянцева.
С. БУНТМАН Который, в общем-то, и сделал ленинградский ТЮЗ.
К. БАСИЛАШВИЛИ Да. И я очень ему благодарна. Я, правда, совсем немного там проучилась, но что-то приобрела. Но затем у нас состоялся очень серьезный разговор с отцом, который, хотя и считал, что во мне есть какие-то актерские данные, но если такой вот тяги к этой профессии, желания отдать себя всю вот этой профессии театральной, актерской
С. БУНТМАН Он заметил или ты сама как-то стонала по этому поводу?
К. БАСИЛАШВИЛИ Нет, я особо не стонала, он заметил, скорее.
С. БУНТМАН А он заметил что? Вот всегда очень интересно.
К. БАСИЛАШВИЛИ На самом деле, во мне, возможно, есть некие артистические данные, но они такие внешние, как мне кажется. Мы просто всегда очень с ним любили пародировать вместе, какие-то устраивать
С. БУНТМАН Внешние в смысле поверхностные?
К. БАСИЛАШВИЛИ Да, у меня такое ощущение. Но мне всегда нравилось показывать, пародировать, какие-то сценки устраивать с ним в детстве, но при этом у меня никогда не было такой тяги ощутить себя на сцене, либо попробовать себя в кино, вот так по серьезному. Видимо, поэтому, может, как-то генетически так передалось, может быть, потому что я росла в Большом драматическом театре и мне нравилось просто ощущение вот это закулисья, запах грима, шуршание костюмов, артисты, которые стоят перед выходом на сцену, и как они меняются, выходя на сцену. Я наблюдала все время эту смену, это было очень интересно. Вот, наверное, оттуда что-то идет, какое-то понимание.
С. БУНТМАН А ты живого Товстоногова видела?
К. БАСИЛАШВИЛИ Да, я застала живого Георгия Александровича. Да, я видела. Но я увидела его, к сожалению, в последние годы его жизни. Но отношение к нему у меня, конечно, было как к такому великому патриарху. Я даже помню, что боялась к нему близко приблизится. Мне запомнилась одна его гениальная черта. Он курил не переставая, вынимая из мундштука сигарету "Мальборо", потом вставлял вновь, и у него были такие царские жесты. Действительно, царственные. И я помню отношение к нему артистов Большого драматического театра, такое очень трепетное, безумно они его уважали и до сих пор любят, благодарны.
С. БУНТМАН Как ты считаешь, театр со смертью Товстоногова, с переменами навсегда ли он потерял или ему нужно как бы пройти через пустыню, театру, чтобы обрести себя снова, по-настоящему? Или все в порядке?
К. БАСИЛАШВИЛИ На этот вопрос мне сложно ответить, потому что поскольку я последние около 4 лет живут в Москве, я редко смотрю спектакли новые Большого драматического театра, мне сложно судить об успехах этого любимого мною театра. Я надеюсь, что через пустыню проходить не придется. Я надеюсь, что просто те артисты товстоноговские, которые работают в БДТ, они передают вот этот дух Товстоногова. И вообще этот театр, он ведь не только даже дух товстоноговский имеет, это же еще и Блок, это и начало века Мне кажется, что когда артист попадает в такую атмосферу, это уже тоже начинает работать. Конечно, театр без главного режиссера это особый совершенно период.
С. БУНТМАН Но все-таки, естественно, Товстоногов сделал совсем другой театр тогда, когда пришел, и сделал театр уникальный. Ну хорошо. Так что мы вернемся к тому Значит, твои театральные устремления как слабо проявились, так же потом и закончились, они перешли в филологию. Кстати говоря, чем ты в университете занималась, какая у тебя была специализация или твои интересы там? Чтобы нам понять здесь уже какие-то твои личные устремления.
К. БАСИЛАШВИЛИ Да, мои интересы, они лежали в литературе русского зарубежья, я остановила свой выбор на литературе Владимира Набокова, на его творчестве. Здесь выбор мой был сделан благодаря прекрасному педагогу Борису Валентиновичу Аверину, который вел тогда один из первых семинаров по Владимиру Набокову. Это было где-то середина начало 90-х, это было вновь, он открывал абсолютно новые перспективы литературы своим курсом. Потом еще приезжал, читал по Набокову курс Иван Никитич Толстой, который сейчас в Праге, на "Свободе", по-моему, он работает.
С. БУНТМАН По-моему, да.
К. БАСИЛАШВИЛИ И это тоже открытием для меня. Поэтому я с головой окунулась в литературу Владимира Набокова и вообще в этот период, в окружение его.
С. БУНТМАН В русский период?
К. БАСИЛАШВИЛИ Да.
С. БУНТМАН Скажи, пожалуйста, вот у тебя прошло или осталось очарование от Набокова? Читаешь ли ты, перечитываешь, ведь ты сейчас другими вещами занимаешься.
К. БАСИЛАШВИЛИ Да, к сожалению, я очень, на самом деле, иногда сожалею и думаю, что наступит такой момент, когда я вернусь к серьезному изучению Владимира Набокова, потому что он очень много давал, он давал иной взгляд на мир, который, кстати, у меня сохранился. Как-то он был мною воспринят, видимо, действительно, это близко. Сейчас я редко возвращаюсь к нему, к сожалению. Единственное, что у меня проявляется при чтении другой литературы, у меня всегда такая планка сравнения, и она Владимиром Набоковым была задана очень высоко. Особенно что касается переводной литературы, мне очень сложно, я даже не запоминаю имен этих авторов, которых я беру, эти книжки, книжечки, которые, кстати, к нам приходят на "Эхо", я как-то прочитываю
С. БУНТМАН Но это хорошо, что планка задана. Это хорошо, это позволяет не расслабляться.
К. БАСИЛАШВИЛИ Одно время Владимир Набоков, он так серьезно уже стал влиять Поскольку я длительно им занималась, даже была опубликована статья в сборнике "Про и контра", что я начала вообще даже всю жизнь видеть сквозь призму набоковских текстов. Мне уже начали видеться совпадения, начала открываться подкладка таинственной жизни с узором, о которой все время пишет Владимир Набоков.
С. БУНТМАН Здорово. "Ксения, скажите о своей маме. Кто она и ваши отношения с ней. Мария Ильинична".
К. БАСИЛАШВИЛИ Мария Ильинична, мои отношения с моей мамой прекрасные, я ее обожаю, как же может быть иначе. Моя мама Галина Евгеньевна Мшанская, она старейший работник телевидения, она вела еще вот те программы "Горизонт", первые прямые эфиры Ленинградского телевидения, когда из Ленинграда шла тогда волна развития телевидения. И она тогда вела первые прямые эфиры. Делится впечатлениями как это было тогда, сравнивает с тем, как сейчас. Совершенно всё, конечно, иначе. Она до сих пор у меня работает на телевидении, она ведущая программы "Царская ложа" из Мариинского театра. Делает интервью с крупнейшими деятелями музыкальных театров мира, именно из Мариинки. Почему оттуда? Ей это тоже очень близко, потому что моя бабушка просто в свое время солировала в Мариинке, Ольга Мшанская, и даже какое-то время пела с Шаляпиным. Ну вот, может быть, мы все жили где-нибудь в другом месте, в другой стране, но она не отозвалась на призыв Шаляпина и не осталась во Франции, вернулась оттуда и продолжала петь здесь, уже на сцене Кировского. Вот такое смешение. Галина Евгеньевна Мшанская, я просто не назвала маму.
С. БУНТМАН Назвала. "Какое второе высшее образование вы получаете сейчас?" Людмила спрашивает.
К. БАСИЛАШВИЛИ Точнее, я уже получила его, только диплом еще предстоит в декабре, я его уже написала, диссертацию. Второе высшее образование, оно такое более практическое. Я нашла в Москве Высшую школу социальных экономических наук, там было отделение Манчестерского университета. Т.е. это была возможность получить высшее образование в серии "Master of Arts", но, уезжая при этом за пределы России, что было для меня удобно, я не хотела бросать работу на "Эхе". "Master of Arts in Cultural Management", так называется этот диплом, т.е. я специализировалась на менеджменте современного искусства, музеев и галерей, в управлении процессами в этих областях, мне это близко. И интересно было.
С. БУНТМАН Конечно, интересно. Это проявляется у нас, это проявляется в программах. Я просто хочу напомнить, что Ксения Басилашвили у нас выступает с обзорами как раз и жизни художественной, изобразительное искусство, архитектура, выставки и прочее. Понимаешь, что всегда тревожит, Ксюша? У тебя есть хороший один диплом, университета питерского, Петербургского университета, филфака петербургского, у тебя есть второй диплом, который специализирует тебя как, действительно, человека, который менеджмент и искусство, в искусстве, что сейчас очень важно. Они, с одной стороны, они уже, специальнее, чем то, что мы делаем на радио, а с другой стороне, они больше, а радио это одна из форм применения. Все-таки какое место здесь занимает то, что мы называем журналистикой, культурной журналистикой, обозревательством, какое место во всем?
К. БАСИЛАШВИЛИ В моей жизни? Я когда получала второе высшее образование, я как раз просто пыталась исследовать то место, на котором я нахожусь, т.е. я как раз и начитывала литературу, диссертацию свою посвятила изучению информационной среды, в которой мы все находимся. В частности, моя тема называлась "Современное искусство в информационной среде", в среде масс-медиа, которая многое искажает или, наоборот, приподнимает. И я пыталась какое-то свое место, в частности, занималась самоисследованием, рефлексией.
С. БУНТМАН Что ты делаешь. Потому что, я бы сказал, в культурной журналистике, она ничуть не менее сложна, чем политическая. И здесь могут быть возможности и проталкивания чего-то, искажения. Что мы, собственно, делаем? Высказываем лишь всегда свое мнение только и субъективно кому-то что-то навязываем? Или же мы ставим какие-то рамки, что можно, как что воспринимать, т.е. делаем удобные структуры для слушателей? Вот это меня всегда занимало.
К. БАСИЛАШВИЛИ У меня просто всегда на "Эхе" было так, что точнее, это не сразу появилось, это появилось где-то через год, может быть, полтора моей работы, что когда я пишу любой текст, я себе ставлю какую-то у меня всегда одна какая-то сфера задач. Я потом, наверное, после новостей, об этом подробнее расскажу.
С. БУНТМАН Да, после новостей. Там, судя по всему, есть какие-то очень серьезные новости. Давайте мы тогда послушаем сейчас.
-
С. БУНТМАН Я должен сказать, что если будут поступать важные новости, конечно, мы прервемся и тут же будет у нас выпуск новостей экстренный. Я думаю, сейчас мы с вами, если будут события так продолжаться, перейдем на 15-минутный режим новостей. И еще одно сообщение было по CNN, которая сейчас ведет репортаж. Судя по качеству картинки, передает его через Интернет. Шеварднадзе был изгнан из зала заседания парламента. Протестующие, те, кто занял здание парламента, требуют отменить результаты парламентских выборов. А по некоторым сообщениям, то же самое, со ссылкой на CNN, полицейские силы собираются у здания парламента, снаружи собираются. Сейчас мы вернемся к нашей программе "Сотрудники", через две минуты. Вот Ксюша уже обернулась и смотрит, что происходит в телевизоре. Мы с тобой будем отвлекаться периодически.
К. БАСИЛАШВИЛИ Да, тем более что Грузия не чужая для меня страна.
С. БУНТМАН Да уж. Так что мы будем смотреть периодически.
-
С. БУНТМАН Сегодня 22 ноября и сегодня у нас в программе "Сотрудники" Ксения Басилашвили. Я хочу вам сказать, что новости у нас сейчас будут каждые 15 минут, специальные сообщения о событиях в Тбилиси, в 16:45 они будут, в 17:15, я думаю, тоже. Конечно, мы уже и не говорим, что все это будет в программе "Эхо" и в новостях в половине часа. Ксюша, мы возвращаемся, не оставляем, конечно, актуальные события, но возвращаемся к программе "Сотрудники". Здесь есть несколько вопросов. Вопрос для меня очень странный, который выводит нас несколько на политику. Сергей здесь приводит какую-то странную вещь: "Ваш отец в 93 году высказался за то, чтобы уничтожить политических противников физически. Как вы к этому относитесь?" Я, честно говоря, не помню такого.
К. БАСИЛАШВИЛИ Я тоже, правда, не помню, Сергей, чтобы мой отец когда-нибудь высказывался о физическом уничтожении кого-либо, поэтому я даже не буду комментировать. Просто я знаю, что он
С. БУНТМАН Я знаю, что у него была ясная, четкая позиция.
К. БАСИЛАШВИЛИ У него была и остается ясная демократическая либеральная позиция, но никогда в жизни за физическое устранение никого он не призывал, естественно. Наоборот, он, в общем, с уважением относится к оппозиции, считает, что всякие точки зрения должны существовать, в этом и есть смысл демократии.
С. БУНТМАН Но при этом собственная у него позиция совершенно определенная есть.
К. БАСИЛАШВИЛИ Конечно. В те годы он поддерживал Бориса Николаевича Ельцина, сопереживал ему всегда.
С. БУНТМАН Возвращаемся. Вот сразу, как была произнесена фамилия Набоков, тут же масса вопросов: "В чем бы вы могли кратко определить магию фразы Набокова, магию языка Набокова?" спрашивает Александр.
К. БАСИЛАШВИЛИ Кратко
С. БУНТМАН Вы бы видели это выражение лица! Кратко?
К. БАСИЛАШВИЛИ Просто я была не готова, действительно, к этому вопросу. Определить магию языка
С. БУНТМАН Для тебя в чем магия?
К. БАСИЛАШВИЛИ Для меня магия в том, что я открываю, читая Набокова, я просто открываю для себя в жизни и в литературе совершенно неведомые мне стороны, неведомые ранее. Я начинаю примечать то, что я раньше не видела и не замечала, и мне это кажется удивительным. В этом, мне кажется, магия.
С. БУНТМАН А потом и высокая планка восприятия литературы как обращения со словом.
К. БАСИЛАШВИЛИ Обращение со словом, да, это вот именно обращение с каждым словом. Вообще просто начинаешь к событиям в жизни относится по-другому, более бережно, может быть. В какой-то степени Владимир Набоков, он научил меня тому, как надо писать, мне бы хотелось в дальнейшем, может быть, более серьезно заниматься словом, поэтому я не бросаю работу на радио, но боюсь идти в газету пока или куда-то.
С. БУНТМАН Потому что оно останется еще ко всему, потом на него можно будет смотреть. "Ксения, как вы относитесь к "Лолите" Набокова? Не кажется ли вам, что этот сюжет не достоин гения писатели? Более того, он вольно или невольно любуется своим героем педофилом и пропагандирует сомнительные отношения. Ольга".
К. БАСИЛАШВИЛИ В том-то и дело, что Набоков заставляет смотреть не на простой сюжет того, что происходит. Вот как то, что сейчас происходит в Грузии, можно расценивать как такой обыкновенный сюжет. Пришли, сместили, все понятно, вот плохие, вот хорошие, вот так развивается сюжет. А можно постараться заглянуть вглубь этого сюжета и увидеть нечто другое. Так вот "Лолита", как мне кажется, это не о том, как существует такой развратный некий человек, и он занимается развратными действиями.
С. БУНТМАН И обольщает маленьких девочек.
К. БАСИЛАШВИЛИ А скорее всего, как мне кажется, во-первых, это удивительный текст, это просто удивительно написанный текст 20 века, один из великих романов 20 века, как на русском, так и на английском. Он существует на двух языках, написан одним человеком. Это уникально. Как мне кажется, это роман о поисках потерянного детства и о том, как можно отнять это детство. Он нисколько не сопереживает Гумберту Гумберту, Владимир Набоков, а напротив, там есть такой момент, когда Гумберт стоит на холме, слышит голоса, детский хор поет, он говорит: но в этом хоре я не слышу твоего голоса, Лолита. Т.е. мы понимаем масштаб произошедшего, что у человека, у Лолиты, в принципе, у нее была отнята жизнь. Потому что детство это самое главное. В принципе, о детстве всегда пишет Набоков. Просто он избрал здесь такую форму, очень резкую, такую шокирующую. Но о детстве у него всё и "Дар", и "Другие берега", и "Strong opinions", и всё, что он ни пишет это все о детстве, о его возвращении. И не случайно, что он так и не приобрел себе дом, несмотря на большие гонорары, ни в Штатах, ни в Европе.
С. БУНТМАН Всегда была гостиница.
К. БАСИЛАШВИЛИ Да, он всегда жил в гостинице, вот в Монтрё тоже он предпочитал жить в гостинице. Больше дома у него быть не могло, он так и говорил: мой дом остался там. На Большой Морской
С. БУНТМАН Да. Возвращение домой это не возвращение в пространстве, это возвращение во времени.
К. БАСИЛАШВИЛИ Конечно. Это возвращение во времени. Это всегда и в стихах, и в прозе. Вот в этом его удивительное послание, в том, что все возможно и ничто не уходит, все остается.
С. БУНТМАН Да, я должен сказать не без гордости, что "Эхо Москвы" была первая отечественная радиостанция, на которой прозвучал голос Набокова в записи, в 90 году. Почти сразу после нашего открытия у нас была передача, Набоков читал стихотворение "К моей юности" на двух языках.
К. БАСИЛАШВИЛИ Здорово. Вот значит не случайно я сюда попала.
С. БУНТМАН Абсолютно не случайно. А как ты попала? Вот у нас спрашивают как ты попала, как это было технологически, если так можно сказать?
К. БАСИЛАШВИЛИ Технологически я просто услышала в свое время то, что есть такая радиостанция "Эхо Москвы", она же в Питере вещала очень недолго тогда, начала и пропала. С разных сторон ко мне приходили данные об этой радиостанции, агентурные так сказать. И мне безумно вот все, что мне говорили, и все, что потом я рывками слышала в эфире, мне безумно нравилось. Мне казалось, что это какая-то новая форма, в которой мне бы лично очень хотелось оказаться. Мне всегда в жизни хочется оказаться вот именно в сообществе людей, мне не интересно быть в одиночестве, мне интересно в сообществе быть, в некой команде или сообществе интересных людей. Иногда это достигается, потом теряется, уходит, тогда вновь хочется к этому сообществу приблизиться, таких единомышленников, что ли, не знаю. Когда я попала на "Эхо", мне показалось, что я это здесь нашла. Я еще хотела здесь вспомнить замечательного петербургского корреспондента Льва Гольдштейна. Конечно, через него переходило мое первое восприятие "Эхо Москвы", он был такой символ "Эхо Москвы" в Петербурге, Лёва Гольдштейн. Ему огромный привет и вообще всей питерской редакции, замечательным людям на 4-й Советской.
С. БУНТМАН И от меня тоже. Успела ли ты полюбить Москву, спрашивают.
К. БАСИЛАШВИЛИ В общем, мне не надо было успевать любить, у меня всегда было к ней какое-то отношение. Потому что папа мой родом из Москвы, он коренной москвич, соответственно, вся линия по папе тоже москвичи. Я происхожу по папиной линии из семьи священников московских. У моего прадедушки был приход в Климентовском переулке. Сергей Ильинский.
С. БУНТМАН И какой? Храм Климента, Папы Римского, вот этот? Красная эта, замечательная церковь.
К. БАСИЛАШВИЛИ Да. Только потом на месте могилы построили общественные туалеты.
С. БУНТМАН А вот это я уже помню, вот этот кошмар.
К. БАСИЛАШВИЛИ Поэтому могила не сохранилась.
С. БУНТМАН Это он в ограде церкви был похоронен?
К. БАСИЛАШВИЛИ Да.
С. БУНТМАН Прервемся сейчас на новости, потом продолжим.
-
С. БУНТМАН Да, будем следить даже между новостями. Если будет происходить что-то принципиально важное, конечно О, дым виден у входа в здание парламента.
К. БАСИЛАШВИЛИ Я хочу сказать, что я, конечно, безумно переживаю сейчас этим событиям, которые происходит в Тбилиси. Хотя была там всего три раза в детстве, но все равно это город моего дедушки, поскольку мой дедушка Валерьян Николаевич Басилашвили, он родом из Тбилиси, т.е. не из Тбилиси, а из Грузии, из деревни что-то я сейчас заволновалась, не могу сказать нормально из Тцхенвале, там вот такой район есть, Тцхенвале, который тоже очень трясло во время всех этих событий, войн, там даже до сих пор жители сохранили такой маленький участок нашей семьи, вот дом, из которого он ушел. У нас там очень много родственников в Тбилиси. Конечно, жизнь у них очень трудная, сложная. Помогаем, как можем, родители помогают, как могут, но, конечно, очень сложно. Неоднозначно я отношусь к этому перевороту, если честно, и вообще к переворотам, к любым, как вот к таким, к тем кадрам, которые я сейчас вижу на CNN, вот этот дым, эти бегущие люди. Очень сложно это всё.
С. БУНТМАН И тревожно.
К. БАСИЛАШВИЛИ Да. Меня очень волнует, как поведут наши власти в этой ситуации, мне всё это кажется неслучайным.
С. БУНТМАН Неслучайным? Как тогда приход Шеварднадзе самого когда-то?
К. БАСИЛАШВИЛИ Не знаю, да.
С. БУНТМАН Ладно, будем следить за всем этим.
К. БАСИЛАШВИЛИ Там жизнь сложная. У нас у одних из родственников до сих пор такая дырка в гостиной, потому что туда бомба попала, и они не смогли починить, потому что средств нет, как-то залатали все это. Бомба попала, слава богу, не взорвалась. Это замечательный город, он настолько красивый.
С. БУНТМАН Я никогда не был там. К сожалению, я никогда не был, так и не пришлось пока.
К. БАСИЛАШВИЛИ Грузия это такая безумно красивая страна И люди. Как-то там не сложилось. Не знаю, в чем причина.
С. БУНТМАН Дай им бог как-то выйти из этого положения ужасного. Ксюша, мы сейчас потихоньку завершаем, тут важные вопросы. "А разве вы не знаете, что Климентовскую церковь еще в 30-е годы захватила Госбиблиотека имени Ленина и владеет ей до сих пор? Сейчас там расположен" Александр, отвечу я нагло мне ли не знать. Моя мама лет 20 проработала в этой Климентовке, потеряла там очень серьезную часть зрения, в этой пыли. Мне показывали, я поднимался и смотрел блистательную барочную лепнину, резьбу, вернее, еще, резные все украшения этой церкви, я ее просто знаю со своего детства. Я знаю это ужасное Но вы знаете, что от нее отказывается церковь?
К. БАСИЛАШВИЛИ Нет. Я знаю, что там сейчас работает церковь. Я вот проходила
С. БУНТМАН До последнего времени отказывались.
К. БАСИЛАШВИЛИ Я вот месяц назад была, там идут работы какие-то, там собираются деньги на восстановление.
С. БУНТМАН Дай бог.
К. БАСИЛАШВИЛИ И даже служба, по-моему, раз в неделю по воскресеньям идет.
С. БУНТМАН От нее отказывались, потому что рядом есть несколько действующих церквей, и Всех Скорбящих Радости на Ордынке...
К. БАСИЛАШВИЛИ Вот я не знаю Вообще хочу сказать, что, к сожалению, этот советский такой водораздел, он очень сказался именно на истории такой вот христианско-православной нашей семьи. Потому что, естественно, очень скрывалось в советское время, в частности от папы, скрывалось, что мы из семьи священника. Это просто убиралось. Еще его прадед, он из семьи священника, а дед церковный архитектор, он здесь несколько строений сделал в Москве, на Ярославском шоссе его церковь стоит. В принципе, он даже принимал участие в работе над Храмом Христа Спасителя, но вот когда храм взорвали, он заболел и умер. Я знаю, вот такая история была. И как-то все это, естественно, тщательно скрывалось. Я очень сожалению. Вот недавно была в Музее архитектуры, там замечательный архивист работает, который пишет словарь биографический московских архитекторов, и он нашел какую-то уникальную совершенно, неизвестную нам информацию о том, что сделал в Москве наш дед, вот какие он построил здесь дома, где он при монастырях строил, какие церкви он реставрировал и строил. Я хочу просто проехать вот по этим церквам, посмотреть, сфотографировать. Спасибо огромное этому человеку. Музей архитектуры. Это показывает то, для чего нужна наука, вот такие открытия иногда, которые связывают поколения.
С. БУНТМАН Конечно. Все это не более, чем связь времен. И поколения, и наше живое ощущение их.
Андрей, мы уже давно говорим о перевороте в Грузии. Вы, наверное, только что подключились к "Эху Москвы".
"Уважаемая Ксения" Ну вот сказано, как вы относитесь к событиям в Грузии?.. "Как вы относитесь к скандалу вокруг Майкла Джексона в свете вашей позиции по Набокову?" Это разные вещи, мне кажется.
К. БАСИЛАШВИЛИ Это разные, немного разные вещи.
С. БУНТМАН Вот если бы Набоков написал роман о Майкле Джексоне, вот тогда бы мы об этом поговорили.
К. БАСИЛАШВИЛИ Мы не будем расценивать, я сказал, роман Набокова как роман именно о педофилии. Есть разные подходы к литературе. Можно так исторически, медицински подходить, а можно с точки зрения литературы.
С. БУНТМАН Лекции Набокова о литературе очень приятно было б почитать.
К. БАСИЛАШВИЛИ В частности, о "Превращении" Кафки, там он всё показывает, вот то, что такое литература.
С. БУНТМАН Это гениальное рассуждение Набокова как все-таки профессионального энтомолога, рассуждение о том, в какое все-таки насекомое превратился Грегор Замза. Это замечательно совершенно, очень люблю. Идем далее. Краткие вопросы. Ксения, дата, год рождения, здесь гороскопы у нас составляют товарищи.
К. БАСИЛАШВИЛИ 4.06.75.
С. БУНТМАН Это не телефон, это день рождения. 150 раз было запрошено, замужем ли ты.
К. БАСИЛАШВИЛИ Я не замужем пока официально, но у меня есть замечательный жених Миша, огромный ему привет.
С. БУНТМАН Жених. Произноси без стеснения такие слова, это правильные слова. Так что всё, оставьте надежды всякие сюда, на пейджер, входящие товарищи. Ксюша, я вот что еще хотел спросить. Здесь глупый вопрос, какой город больше любишь. Это, конечно, вопрос глупый. Но все-таки я бы хотел спросить тебя под конец, каковы самоощущения выстраивания жизни своей, перспективы, вот связанные с радио, не связанные с радио. Насколько далеко ты заглядываешь в жизнь? Я часто задаю этот вопрос в программе "Сотрудники".
К. БАСИЛАШВИЛИ Я стараюсь заглядывать далеко, но у меня не получается выстроить перспективу, я бы так сказала. Т.е. я вижу свою жизнь больше человеком пишущим. Я очень люблю писать. Мне интересно.
С. БУНТМАН Более, чем говорящим?
К. БАСИЛАШВИЛИ Наверное, в будущем более, чем говорящим. Т.е. мне хотелось бы, чтобы это написанное, оно выливалось в нечто действенное, я не знаю, в сценарий, может быть, или еще во что-то. Но пока мне нравится говорить на радио. Вот я помню мое первое ощущение, когда я подошла к микрофону, это было где-то в конце 90-х, я поняла, что это то, что мне нравится. Мне нравится ощущение себя в студии у микрофона, я себя комфортно чувствую. Я хочу развивать свое умение писать, мне это нравится очень. И в будущем я хочу еще применять свое второе высшее образование, т.е. мне бы хотелось делать выставки тех авторов, которые мне нравятся, которых я люблю, показывать их людям.
С. БУНТМАН Спасибо, Ксюша, большое. Я думаю, что весь этот разговор был обращением к слушателям. Поэтому я даже не буду тебя просить со специальным обращением выступить. Или хочешь?
К. БАСИЛАШВИЛИ Я обращусь буквально очень коротко. Я хотела обратиться к сотрудникам "Эхо Москвы", которых я очень люблю, и отменить несколько особенно мне хотелось вспомнить Алену Степаненко. Алена, большое тебе спасибо. Вот я Льва Гольдштейна вспоминала, теперь Алену Степаненко. Она тот человек, который меня очень строго ввел в профессию репортера на "Эхо Москвы".
С. БУНТМАН Она вообще строгая.
К. БАСИЛАШВИЛИ И вообще многим. И Алексею Алексеевичу Венедиктову, и вам, Сергей Александрович. Всех не буду называть. А слушателям я просто желаю здоровья, гармонии, чтобы они больше видели положительного и было больше положительного в их жизни.
С. БУНТМАН Ксения Басилашвили в программе "Сотрудники". Ксюша, спасибо. Всего доброго.