Купить мерч «Эха»:

Татьяна Невская - Сотрудники - 2000-06-10

10.06.2000

Эфир 10 июня 2000 года.

В гостях программы Сотрудники - Татьяна Невская.

Ведущий программы Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН - Добрый день! Мы начинаем нашу программу. Послушаем досье на нашего сегодняшнего гостя - характеристику на сотрудника Эха Москвы Невскую Татьяну Васильевну. Характер крымский. Хорошо разбирается в марках различных вин от сухих до десертных. В соответствие с заданием центра пыталась получить образование, включая техническое. Остановилась, в конце концов, на журфаке МГУ. С 1970 по 1981 легально, под прикрытием, работала на Гостелерадио. В штаб-квартире Эха Москвы с конца 1992 года. Незаменима как обозреватель всего, что можно изобразить: от археологии до архитектуры. Хороший спортсмен, отличный пловец. В связях, порочащих ее, замечена не была. Вкусное с удовольствием готовит, особенно удаются блюда французской и грузинской кухни. Нетерпима к клике Шилова-Глазунова. В душе тихо любит выращивать цветы и хорошее пиво. Добрый день, Таня Невская!

Т. НЕВСКАЯ -Добрый день!

С. БУНТМАН - Что это за текст перед вами, а?

Т. НЕВСКАЯ - Дело в том, что служба информации поручила срочно мне сделать пленку, и я ее сделала, раз уж я здесь.

С. БУНТМАН - Правильно, раз зашел на станцию - пожалуйста, будь добр что-то сделать! И сразу вопрос: По какому принципу вы отбираете выставки? Почему не анонсируете выставки при иностранных культурных центрах, при посольствах? И называйте, пожалуйста, цены билетов - особенно интересуют бесплатные вернисажи.

Т. НЕВСКАЯ - Бесплатные вернисажи - вещь очень серьезная. Что касается выставок при центрах, вчера была проанонсированна выставка, которая проходит в Польском культурном центре. Да, если это считается недочетом, мы сделаем. Тем более, что сейчас у нас расширилось поле деятельности.

С. БУНТМАН - Вот скажите мне, Таня, у нас 532 страны мира, а так же регионов, и у каждой - культурный центр.

Т. НЕВСКАЯ - Ну, не каждый себе позволяет себе выставки ежедневно!

С. БУНТМАН - Ну хорошо, положим, каждый устраивает выставку на этой неделе. Плюс еще у нас 2747,5 музеев и выставочных залов. Как вы отбираете?

Т. НЕВСКАЯ - Мне кажется, что я руководствуюсь даже не личными вкусами, потому что есть какие-то общие критерии. Допустим, выставка популярна - почему бы о ней не рассказать? Я не говорю о себе, но обозреватель имеет право не любить, допустим, русский пейзаж 19-го века, но это не значит, что его не любят все остальные, и на него, конечно, нужно приглашать, чем наша радиостанция и занимается активно сейчас. Критерий такой - это может понравится многим или некоторым. Вообще, критерий - это талантливо, конечно же.

С. БУНТМАН - Но все равно это субъективно, вот вы смотрите и прикидываете сами, со слушателями. Где тут найти компромисс?

Т. НЕВСКАЯ - Все-таки есть то, что ниже изобразительного искусства. Есть китч. Не должно быть спекуляции. Ведь есть критерии - хорошая или плохая музыка. Почему же этого не может быть в изобразительном искусстве?

С. БУНТМАН - Но, например, вот какой-нибудь спекулянт сделал выставку, а на нее уже хвост стоит. Как же нам ее не анонсировать?

Т. НЕВСКАЯ - Это очень сложный вопрос. Раньше у нас было много единомышленников. Сейчас поредели ряды обозревателей, которые пишут об изобразительном искусстве. Сильные люди, которые умели писать, ушли из газет.

С. БУНТМАН - Почему?

Т. НЕВСКАЯ - Я думаю - ушли деньги, это, конечно, не прямая связь. Потому - ушли выставки. У людей ушла серьезная и постоянная работа. Была ситуация, когда в газеты пришли специалисты очень узкого профиля, не журналисты, а искусствоведы. Они не нашли себе применение, они не могут широко работать, это не их профиль. И они ушли в более узкую специализацию.

С. БУНТМАН - Из каких вы, Таня? Расскажите о своей семье немножко.

Т. НЕВСКАЯ - Я росла в очень дружной семье. У меня бабушка была главой семьи, а дедушка, мы его все очень любили, был подкаблучник, о чем он никогда не догадывался, потому что он был настоящий мужчина. Бабушка собрала всех внуков. Я росла на юге, а на юге очень хорошо дети росли, и я жила в окружении своих двоюродных братьев и сестер. Мы друг друга до сих пор очень любим и не чувствуем, что мы двоюродные. У бабушки было 4 дочери - мальчики не выжили, а девочки выжили, потому что время было трудное. Мама моя всю жизнь работала в одном месте, она преподавала в Евпатории в клиническом санатории министерства обороны русский язык и литературу. Ее очень любили дети, а дети были больные, они приезжали туда на год, два, 10 лет. И эта привязанность, которая меня всегда поражала, потому что ее почтовый ящик всегда был битком набит открытками, дети к ней относились как к матери. У мамы был для детей легкий, веселый характер. Она человек очень эмоциональный, очень любящий свое дело, и детей, людей. И так получилось, что она воспитала и моих двоюродных братьев - они так и считают, что их воспитала тетя Аня. Мой сын - к сожалению, он живет вдали от меня, и моя внучка живет вдали от меня, все в разных местах, что грустно для меня.

С. БУНТМАН - Вы периодически слышите вышеупомянутого сына - Сергей Невский, он делал нам, например, материалы о берлинском фестивале. Как вы считаете, жизнь удалась?

Т. НЕВСКАЯ - Безусловно!

С. БУНТМАН - Как вы пришли к этой форме жизни, которая называется Эхо Москвы?

Т. НЕВСКАЯ - Эта форма жизни, о которой я всю жизнь мечтала. Это я говорю совершенно без лести, потому что жизнь на Эхе для меня - совершенно не пряник, а трудная очень по разным причинам. Но это правда то, чего я хотела, потому что моя работа среди моих любимых коллег, очень интересных, талантливых людей на Маяке абсолютно не приносила мне удовлетворения. Это очень грустно. Там все было до такой степени структурированно и там мимо творчества - не только для меня. Т.е. не в высоком смысле слова, а в журналистском, я имею ввиду ремесло. Ну, время было такое. Кто-то шел и делал карьеру, а кто-то, понежнее, в общем-то и спивался. Судьбы по-разному складывались. Но мои друзья из Маяка не пропали, я с ними встречаюсь до сих пор, люблю их. По-моему, такая взаимная дружба, которая сохранилась и длиться вот уже 30 лет. А Эхо Москвы - это, наверное, образ жизни, хотя это и банальная фраза.

С. БУНТМАН - Вот, о музыке можно рассказывать на радио - дать кусочки послушать, рассказать, что где что, о театре даже можно. А вот ваш предмет - это то, что вообще звука не имеет. Как об этом можно рассказывать? Что здесь надо находить?

Т. НЕВСКАЯ - Острую индивидуальность, потому что у каждого человека своя творческая судьба. Во-первых, у нас все-таки есть звук, потому что художники у нас говорят, такое случается. И это всегда адекватно - как человек говорит, так он и творит. Его мысль может быть сложна или внешне корява, но на самом деле, если человек мыслит талантливо, то он и работает талантливо. Если человек говорит банально - ей богу, не стоит с ним связываться.

С. БУНТМАН - То есть и здесь вся измеряется талантом?

Т. НЕВСКАЯ - Ну а как же?

С. БУНТМАН - Зыбкая почва, но, может быть, единственная?

Т. НЕВСКАЯ -Да, кроме того, есть еще такое понятие - Россия чуть ли не единственная страна, которая дает школу. И у нас это немаловажно. И тогда понятно. И когда человек говорит, что он учился у Фаворского, а потом он расскажет, кого он сам учил и выпускал, уже становится понятен видеоряд, что он сам из себя представляет.

С. БУНТМАН - Т.е. дать ориентиры.

Т. НЕВСКАЯ - Да-да.

С. БУНТМАН - Такой вопрос: Ваша фамилия - родительская, мужняя или псевдоним?

Т. НЕВСКАЯ - Она мужняя.

С. БУНТМАН - Я помню, как Сережа учил меня писать вашу фамилию по-английски - он говорил, напишите новые лыжи по-английски с большой буквы в одно слово, она и получится.

Т. НЕВСКАЯ - У меня по радиостанции ходят два моих однофамильца, из моей родовой фамилии, которые удивительно похожи на моих родственников - это Андрей Кравченко и Василий Антипов. Вот я и не знаю, родственники они мне или нет?

С. БУНТМАН - Скажите, искусствовед - это неудавшийся художник?

Т. НЕВСКАЯ - Я бы так не сказала, зачем так искусствоведов обижать! Сразу скажу, что я никогда не была искусствоведом, я - журналист. А для меня искусствовед - это человек, у которого свое ремесло. У меня есть несколько любимых искусствоведов. Например, Ксения Богемская. Она видит то, что никто не видит, у нее свое зрение. Это как абсолютный слух. Она умеет мгновенно, я была тому свидетелем, составить экспозицию из большой груды картин буквально сваленных грудой в углу, сделать ряд художника, показать его мастерство и увидеть, чем он богат как художник. Это очень не многим дано.

С. БУНТМАН - Очень много появилось терминов за последние 10-15 лет. Просят объяснить, что такое перформанс, инсталляция.

Т. НЕВСКАЯ - Инсталляция, если говорить вульгарно - это некое нагромождение предметов, такая объемная картина, но это не скульптура. Это такие выгородки, набор объектов, предметов. А перформанс - это то, в чем участвуют люди. Они могут молчать, петь, кричать, вести себя вызывающе.

С. БУНТМАН - В инсталляции могу быть предметы, которые взаимодействуют, двигаются.

Т. НЕВСКАЯ - Безусловно, но это без участия человека. А перформанс - это то, в чем участвуют люди.

С. БУНТМАН - Спрашивают, чем вам не нравится Шилов?

Т. НЕВСКАЯ - это очень долгий или очень короткий разговор. Если очень коротко, то я не считаю Шилова художником, а то, что он делает - изобразительным искусством. Он ремесленник, который умеет водить кистью по холсту. Тут очень странная проекция. Обычно мы ходим мимо конфетных коробок и видим - вот, Незнакомка Крамского. А здесь наоборот - конфетная коробка, так сказать, перенесенная на полотно. И этого мало для изобразительного искусства. В нем жизнь должна быть. Изобразительное искусство, как и все, что принадлежит культуре, - это отдельный живой организм.

С. БУНТМАН - Такой вопрос: Как вы оцениваете скандальные выставки с разрубанием православных икон Марата Гельмана? Это перформанс или кощунство?

Т. НЕВСКАЯ - Кощунство, потому что здесь очень много дешевизны. Иконы были не настоящие. Это был Дорогонян. Это было дешево и спекулятивно, и за это поплатилось очень много людей. Когда ты совершаешь какой-то жест, ты сам должен головой за него отвечать. Когда вовлекаются очень приличные, хорошие люди, которым пришлось понести за это ответственность. Причем Дорогоняну пришлось из-за этого уехать из страны. Причем я не знаю, где он сейчас.

С. БУНТМАН - А зачем это все было? Самовыражение?

Т. НЕВСКАЯ - Вероятно, он не чувствовал почвы. Я не хочу сказать - истощился, но, вероятно, он не мог придумать ничего иного, а вот так решил о себе сказать. Причем он до этого делал в бывшей Югославии, и там тоже его осудили. Не православные осудили, а просто люди.

С. БУНТМАН - Я думаю, что сделай он такое на Туамоту где-нибудь и объясни, что это составляет предмет поклонения в некой северной стране, его бы там тоже, может быть, съели.

Т. НЕВСКАЯ - Тут трудно сказать. При нас тоже тотемы разрубали. Тут дело не в культуре. Просто сделано руками, и разрубать - это как-то совсем. Разрушение это не всегда хорошо.

С. БУНТМАН - А дома когда сносят? Даже если это уродство на наш нынешний взгляд? Причем сносили как и хрущебы, так и храм Христа Спасителя. Причем говорили - так, архитектура средненькая, и архитектор слабенький.

Т. НЕВСКАЯ - На самом деле, да, он так себе архитектор, но это было вранье ради уничтожения. Ну, если ветхое и на голову рухнет - лучше снести, а если прелесть старины - конечно, лучше сохранять.

С. БУНТМАН - Мне тут напоминают, чтобы я не забыл про гороскоп - день, месяц, год рождения?

Т. НЕВСКАЯ - Я весы, и мой сын весы. Мы разные люди, но очень хохочем, когда вдруг посреди генеральной уборки, и он, и я думаем, зачем это все, когда можно лечь в красивую постель и читать книгу? Вот прямо посреди уборки. Этим мы похожи. И при этом, чтобы было еще что-нибудь вкусное, или вино, скажем. Тогда все - уборка отступает.

С. БУНТМАН - Тут просят вопросы попроще задавать во Все на выход.

Т. НЕВСКАЯ - Хорошо, завтра я задам очень простой вопрос, проще не бывает!

С. БУНТМАН - Как вы относитесь к повальной церетелизации Москвы?

Т. НЕВСКАЯ - Очень болезненно. Понимаете, человек имеет право быть политиком, олигархом, но почему же он при этом художником себя чувствует?! Вот в чем беда. Когда я читаю, что в Уругвае поставлен памятник Гагарину или Пушкину - это прекрасно, но почему именно Церетели? Когда в Иерусалиме все князья выстроились в ряд - но почему именно Церетели? Если мы так щедры и вот так вывозим бронзу из страны... Я не знаю, видите, я даже слова не нахожу. Я к этому отношусь очень болезненно, потому что я очень люблю Москву. Я начала жить в Москве, когда мне исполнилось 16 лет, и я ходила по старым улочкам и очень их любила, не уставала никогда. Я любила старую Москву, изучала ее как могла. Во мне жило это любопытство, смешанное с любовью и я чувствую себя москвичкой и мне очень больно, когда ее вот так уродуют, что ж тут сказать.

С. БУНТМАН - Вопрос - как привить любовь к выставкам детям? И второй вопрос - ходите ли вы на выставки одна или с семьей, с друзьями?

Т. НЕВСКАЯ - Я хочу процитировать свою любимую художницу, Алену Перцову - очень известный дизайнер, хороший художник. Она мне однажды сказала, что ее мама таскала-таскала по выставкам, у меня такого не было, и однажды она пришла на выставку с классом, увидела картину Матисса и превратилась в столбик стеклянный, потому что ее искали и не нашли. Со мной однажды случилось то же самое. Я однажды пришла в музей, увидела картину, и я просто оцепенела. Я думаю, так случается с каждым. Не через не могу, так можно и отвращение привить. Не знаю. У нас дома были альбомы по изобразительному искусству с очень хорошими старыми итальянцами, и я считала, что так все должны рисовать. Потом выяснилось, что не все так рисуют. Есть похуже.

С. БУНТМАН - Петра Первого надо снести! - реплика такая. Надо сносить?

Т. НЕВСКАЯ - Он уже стоит. Он на самом деле уродлив, несуразен, никак там не соответствует, но он там стоит. Понимаете, мы снесем и поставим новое, но не факт, что лучше. Потому что вот эти скомпрометированные вожди, которые были снесены, на их место пришел Церетели, вот в чем беда.

С. БУНТМАН - И что, он, по-вашему, компрометирует не вождей, а других?

Т. НЕВСКАЯ - В общем-то, нас. Наше время.

С. БУНТМАН - А, время, это другое дело. Спрашивают: Средневековые испанцы - что, тоже ремесленники? Это к вопросу о жизни. Жизнь - это не жизнеподобие, это несколько другое вы имели ввиду, когда говорили о художнике?

Т. НЕВСКАЯ - Когда собираются искусствоведы, я очень люблю их рассказы, искусствоведов и коллекционеров, потому что они очень серьезно, путаясь в терминологии, но связно рассказывают ,как живо каждое произведение искусства, чем оно живо. Буквально живо, это живой организм. Он проживает свою жизнь. Кстати, в связи с Янтарной комнатой - не бог весть какое произведение искусства, а ведь какая авантюрная, шикарная жизнь! И сжигали, и возобновляли, и царь дарил. Но это внешняя жизнь, история. А есть еще внутренняя. За холстом всегда еще что-то есть.

С. БУНТМАН - Спрашивают, как вы относитесь к Манежной площади?

Т. НЕВСКАЯ - Тоже тяжело отношусь. Но надо сказать, что эта огромная плешь - она, конечно, нам тоже красоты не прибавляла. Это такой вот очень провинциальный курорт, от которого просто шарахаешься. Это отсутствие вкуса, к сожалению, и это обидно, потому что Москва - красивый город.

С. БУНТМАН - Хотя функциональна такая штука с подземными магазинами. Она нужна. Там хороший переход, ресторанчики неплохие.

Т. НЕВСКАЯ - Я там не была ни разу. Но вся беда в оформлении.

С. БУНТМАН - Сергей, вы сами пользовались рекомендациями Татьяны Невской? - постоянно их спрашиваю. Вот когда я куда-нибудь хожу, обязательно пользуюсь. Я получаю информацию о выставках и каких-то мероприятиях исключительно здесь, на Эхе, исключительно от Татьяны Невской.

Т. НЕВСКАЯ -Я могу навязывать - приходить, размахивать руками, говорить, что вот туда-то надо обязательно!

С. БУНТМАН - Мне нравится такое навязывание.

Т. НЕВСКАЯ -Да, я не ответила на вопрос - я всюду очень люблю ходить одна, и в театр, и в кино. Или с близкими людьми.

С. БУНТМАН - Но это не навязывание, это ваш собственный образ жизни?

Т. НЕВСКАЯ - Безусловно. Можно ходить и толпами.

С. БУНТМАН - Любите ли вы нехудожественные выставки - политехнические, технические, бытовые?

Т. НЕВСКАЯ - Я люблю любые выставки, никогда на них не устаю. Я очень любопытная - могу вот так пропахивать носом витрины, смотреть экспонаты и все ,что сделано руками человека и красиво, у меня вызывает чувство зависти и уважение. Я, к сожалению, к таким людям не принадлежу.

С. БУНТМАН - И последнее - как всегда мы делаем в конце программы, я прошу вас что-нибудь сказать слушателям, попросить их о чем-то, обратиться к ним.

Т. НЕВСКАЯ - У меня, к сожалению, никогда не было просьб к слушателям, только робкие пожелания. Может быть, это выглядит глупо, но я хочу, чтобы они относились к нам по-доброму, как это было раньше, потому что та связь - я не хочу, чтобы она разрушалась. Это очень важно, потому что мы меняемся, время, меняются люди, и чтобы эта связь оставалась.

С. БУНТМАН - Думаю, что она останется. И завтра, как обычно, Татьяна Невская задаст вам вопросы, и вы с ее подачи снова пойдете на какую-нибудь выставку, в музей, что-нибудь посмотрите прекрасное и изящное. Спасибо, Таня!

Т. НЕВСКАЯ - Спасибо вам всем.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024