Купить мерч «Эха»:

Говорим по-русски. Радио-альманах - 2013-05-26

26.05.2013
Говорим по-русски. Радио-альманах - 2013-05-26 Скачать

М. - Скромность в последнее время поставлена под сомнение.

О. – Что ты имеешь в виду?

М. – Только то, что раньше ее однозначно считали хорошим качеством, а сейчас оценка вызывает колебания.

О. – Слово «иезуит» в русском языке давно не считается «хорошим», а с другой стороны, теперешний Папа Римский – из Ордена иезуитов. Как быть со словом?

М. – Обо всем этом и поговорим, разберемся и с ударением в формах слова «благо». Но сначала все внимание – скромности.

МУЗЫКА

О. – Скромность. Ее всегда считали непременной принадлежностью людей порядочных. «Скромность украшает человека» - кто же этого не помнит? Да собственно, еще Цицерон говорил: «Чем кто умнее, тем он скромнее». Однако сейчас многое неуловимо изменилось.

М. – Еще бы! Скромность плохо совмещается с агрессивной рекламой, пиаром и самопиаром. Будешь скромным – карьеру не сделаешь. «Часто скромность принимается за слабость и нерешительность» - эти слова Льва Толстого актуальны как никогда.

О. - Происходит русское «скромный» от славянского kroma, что значило «край». Тот, кто держится в рамках, не выходит за края, за «кромки» - вот что такое скромный. Не исключено, что мы заимствовали слово из другого славянского языка, польского – там есть почти такое же.

М. - «Скромный», по современным словарям, - это сдержанный в проявлении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Скромное – это всё сдержанное, умеренное, простое и пристойное (скромное поведение, скромная внешность, скромная квартира). Все эти определения как будто не несут на себе никакого отрицательного отпечатка.

О. – Хотя, знаешь ли… как посмотреть. У прилагательного «скромный» есть еще одно значение, переносное: небольшой, ограниченный, едва достаточный. Хорошо ли это, когда у вас скромный заработок?

М. - Плохо.

О. - А хорошо ли, если все ваши усилия привели к весьма скромному результату?

М. - Вряд ли нас это порадует.

О. – А скромное платье?

М. - Возможно, конечно, что это платье простое и сдержанное. Но, скорее всего, сейчас так назовут дешевую, немодную, некачественную одежду. Да и квартиру назвать скромной могут, скорее, не за ее простое и милое убранство, а за небольшие размеры.

О. – Вот видишь, среди существующих значений «скромного» есть уже не слишком положительное. Так что, похоже, слово «скромность» противоречиво в той же степени, что и само понятие. И это, кстати, отражают многочисленные высказывания об этой самой скромности. «Не будь так скромен, ты еще не настолько велик» - сказала как-то Голда Меир.

М. - А Анатоль Франс призывал «во всём соблюдать меру, даже в скромности».

О. – Интересно, что бы он сказал о материальных блАгах?

М. – Он сказал бы, что они уж точно не благА!

(ОЙ-ОЙ-ОЙ)

(МУЗЫКА)

О. - Благо. Слово древнее, и очень: в древнерусском языке оно известно с 11-12-го веков. Собственно, и в старославянском это слово было, так что его вообще можно считать одним из самых исконных, родных славянских слов. Изначально благо значило не что иное, как «добро» и «польза».

М. – Но потом «советский» вариант русского языка принизил и даже опошлил "благо", он сделал из него «материальные блАга», то есть то, за чем выстраивались очереди. И вот тогда как раз и появилась необходимость во множественном числе абстрактного «блага» - раз уж этим словом стали обозначать просто товары!

О. - Интересно, что слово с трудом поддавалось изменению по числам, как будто сопротивлялось: редкий человек произносил эти формы правильно. Кто-то мог сказать «блАги», а кто-то «благА». Между тем не то и не другое. М. - Если уж вы хотите говорить о материальных блАгах, то они «блАга». Как в единственном числе, только на конце пишется «а», а не «о». Как писал поэт Плещеев, «Не сотворим себе кумира/ Ни на земле ни в небесах/ За все дары и блАга мира/ Мы не падем пред ним во прах».

О. - Можно и в прозе. Если вам сложно запомнить, как выбирается правильное ударение в формах множественного числа, попробуйте связать его с другим словом, более легким: флаг. ФлАгам – блАгам, флАгами – блАгами. Это совет Словаря ударений Ирины Резниченко.

М. – Ну, а после того как мы научились правильно обращаться с «благом» во множественном числе, можно спокойно поговорить о них… иезуитах.

(ОЙ-ОЙ-ОЙ)

(МУЗЫКА)

О. - Иезуит. Откройте академический Толковый словарь русского языка и убедитесь: у этого слова два значения. Первое – вполне нейтральное: католический монах, член ордена «Общество Иисуса» - одной из самых ортодоксальных организаций католической церкви.

М. - Иезуит восходит к латинской форме имени Иисуса – Jesus, то есть происхождение слова самое что ни на есть почтенное. Но вот второе (оно же последнее) значение, которое словари помечают как переносное: хитрый, двуличный, коварный человек. Иезуитство – лицемерное, коварное двуличие. Откуда же оно, это второе значение?

О. - Орден Иезуитов был создан в 16 веке, основал его Игнатий Лойола (поэтому его называют иногда Орденом Св.Игнатия, по имени основателя). Тогда иезуиты очень помогали упрочиться папству и католицизму вообще. Они боролись с Реформацией и народными ересями. Жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим – так был устроен Орден.

М. - Систему морали, которую разработали иезуиты, сами они называли «приспособительной» - она должна была давать возможность, в зависимости от обстоятельств, широко толковать основные религиозные и нравственные требования. Для того чтобы деятельность была более успешной, Орден разрешал многим иезуитам вести светский образ жизни, а свою принадлежность к Ордену хранить в тайне. И, как напоминает нам Толковый словарь иноязычных слов, моральным кредо иезуитов считали вот это: «Цель оправдывает средства».

О. - Вот откуда это переносное значение слова «иезуит», значение с явным отрицательным оттенком. Коли иезуит – то скрытный, двуличный, коварный, кто знает, чего от него ожидать…

М. – Но, между прочим, настоящие иезуиты – в прямом смысле слова – активно занимались и занимаются наукой, образованием, миссионерской деятельностью. Все они дают традиционные для католиков обеты – бедности, послушания и целомудрия. Теперешний Папа Римский Франциск (в миру Хорхе Марио Бергольо) – как раз иезуит.

(МУЗЫКА)

О. – Мы, Марина Королева, Ольга Северская и наш звукорежиссер….,

всякий раз изумляемся, как неоднозначны слова и их значения. И как мы торопимся определить их как «плохие» или как «хорошие».

М. – А они всякий раз оказываются сложнее всех наших определений! До встречи.

(КОНЦОВКА)


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025