Биография похитителя Куинджи. Материал "Московского комсомольца" - Екатерина Степанова - Рикошет - 2019-01-28
М. Майерс
―
Это программа «Рикошет». Здравствуйте! У микрофона – Маша Майерс. 18 часов 34 минуты. У нас в гостях Екатерина Степанова, корреспондент службы информации и расследований газеты «Московский комсомолец». Здравствуйте, Екатерина!
Е. Степанова
―
Да, добрый вечер уже!
М. Майерс
―
Пригласили вас, потому что сегодня вас заинтересовала, насколько я понимаю (да она и всех заинтересовала), персона, герой дня – Денис Чуприков, который, собственно, и совершил вот эту скандальную кражу в Третьяковской галерее. И вы изучали его биографию, и провели такое, скажем, мини-расследование относительного того, кто он, есть ли у него семья, кто он по образованию, какие у него кредиты и какая у него вообще жизненная история. Можете об этом рассказать чуть более подробно?
Е. Степанова
―
Да, удалось… Вот этот наш герой дня такой, увы. Было бы лучше, чтоб, конечно, котят спасал, но как есть. Значит, все, что нам удалось узнать, это то, что он родился в 86-м году, жил до этого в Феодосии, в Крыму. Собственно, наблюдал, наверное, гору Ай-Петри, очень долго смотрел, любовался.
М. Майерс
―
Поэтому она его так зацепила, судя по всему.
Е. Степанова
―
Да. Вот в 13-м году, собственно, там он познакомился со своей супругой Юлией, и в 13-м году они переехали в Москву. Сам он по образованию – это все он получал еще в Крыму – он слесарь (по-моему, не автомеханик, сварщик). То есть такой…и там, и там, но все среднетехническое. В Москву он переехал. Сначала они вместе с супругой пытались как-то…естественно, новый город и сами знаете, в Москве достаточно все тяжело…пытались как-то обустроиться как домработники у каких-то богатых людей.Достаточно повезло: они, как нам удалось разрыть, убирали большой дом какого-то из высоких чинов МВД. Собственно, я так предполагаю, что там зарплата достаточно была неплохая. И так ему удалось как-то познакомиться, как мы предполагаем, опять же, это все не точно, нам покажет следствие… Как мы предполагаем, что там ему удалось познакомиться с какими-то еще более высокопоставленными людьми, закрутиться, завертеться, постараться у них тоже убираться.
И вот так худо-бедно, раз, два, три – он оказался инженером, открыл свою строительную фирму и даже нанимал разнорабочих для строительства в том числе и этого жилищного комплекса, где он потом у нас спрятал картину. То есть он там был не просто заходящий и случайно проходящий.
М. Майерс
―
По своим местам пошел.
Е. Степанова
―
Да. Вроде как, по той информации, что у нас есть, он полгода, правда, уже на работал на этом объекте, но, судя по всему, ключи припрятал. И когда подвернулась вот эта прекрасная картина, он решил ее там спрятать на цокольном этаже – завернул аккуратненько в синюю робу и положил до лучших времен. До чего, уж не знаю. Конечно, персонаж такой кинематографичный.
М. Майерс
―
Ну, а скажите, когда вы работаете над материалом, как воспринимаете то, что вы о нем узнаете, и вот образ вот этого грабителя, как-то он коррелируется, обрастает какими-то… Ну, образ какой-то создается для вас? Я почему спрашиваю? Потому что я не понимаю, что он делал в Третьяковской галерее. Мы тут с утра в утреннем «Развороте» с моим коллегой Майклом Наки всякие теории заговора, знаете, что это там какая-нибудь «кража века», когда обеспеченная дама в мехах, золоте и бриллиантах приходит на выставку и говорит: «Хм, слушай, это подойдет к обоям в нашей спальне».
Е.Степанова: Когда подвернулась эта картина, он решил ее там спрятать на цокольном этаже – положил до лучших времен
Ну, понимаете, да? То есть мы ждали какого угодно поворота кроме того, что слесарь-автомеханик, который случайно иногда захаживает в Третьяковскую галерею, совершит «кражу века» на глазах у всего честного народа. Вот как вы понимаете этого героя? Какой он, по вашим ощущениям?
Е. Степанова
―
Ну, в принципе, то, что у нас люди со среднетехническим образованием интересуются искусством – это прекрасно.
М. Майерс
―
Это прекрасно.
Е. Степанова
―
Да. Если б они его еще не забирали с собой. Тут вот у меня, на мой вкус, и с того, что нарыла я, нарыли мои коллеги, складывается две версии. Первая версия. Чем она, собственно, обусловлена? Тем, что в декабре у него было задержание по статье 228, он проходит сейчас подозреваемым.
М. Майерс
―
О чем это речь?
Е. Степанова
―
Это наркотики; хранение, употребление и распространение. Не знаю, что там именно было за наркотическое средство, что конкретно, где его поймали и так далее – это история пока умалчивает.
М. Майерс
―
Ну, подождите. Хранение – это хранение, а распространение – это уже более серьезно.
Е. Степанова
―
У нас это одна статья.
М. Майерс
―
Ну, понятно.
Е. Степанова
―
Да. Поэтому, если у тебя большой груз, то подразумевается изначально, что ты как будто ты его не только для себя, а всем подряд. Поэтому статья одна. И, собственно, то видео задержания, которым располагает МВД, которым они поделились с нашими коллегами, можно сделать вид, что просто человек…вот так попалось, что он, может быть, такой заядлый наркоман: пришел, увидел, влюбился и на интуитивном вот все, схватил – и оказалось, что за этим никто не следит. Это первая вариация. Вот просто такая топорная.
М. Майерс
―
То есть версия такая как бы «под дурачка», она может оказаться правдой? То есть вы ее рассматриваете?
Е. Степанова
―
Да.
Е.Степанова: То, что у нас люди со среднетехническим образованием интересуются искусством – это прекрасно
М. Майерс
―
Скажем так, обсуждаете.
Е. Степанова
―
Что никто не думал, что так можно, а оказывается…«А что, так можно было?» - вот этот вот любимое.
М. Майерс
―
«А что, так можно?», да. Точно.
Е. Степанова
―
А второй вариант: это действительно, что был какой-то заговор; что, возможно, у него был какой-то заказчик из тех людей, у кого он убирался в доме. Это были обеспеченные люди, потому что она работал там, я так понимаю, в этих всем известных поселках закрытого типа для особых.
М. Майерс
―
То есть мы предполагаем, да? Мы занимаемся такой занимательной конспирологией. То есть, если он работал – может быть, у него там есть какие-то связи.
Е. Степанова
―
Да.
М. Майерс
―
Но тогда его хозяин (этого дома или его бывший хозяин) идиот, понимаете.
Е. Степанова
―
Но тут, к этой второй версии есть еще несколько таких моментов, что может натолкнуть. Это, во-первых, история с шубой и женщиной.
Е.Степанова: Второй вариант: это действительно был какой-то заговор; возможно, у него был какой-то заказчик
М. Майерс
―
Простите, Катя, я вас прерву на одну секунду. Наша программа называется «Рикошет». Поэтому мне очень хотелось бы задать вопрос нашим уважаемым слушателям. Пока мы занимаемся, действительно, занимательной такой конспирологией, я хочу спросить у вас. Как вам кажется… Вот вы сейчас располагаете определенной информацией. Больше знают, наверное, только следователи, но пока не говорят.Как вам кажется, вот исходя той информации, которая доступна, и тех версий, которые, может быть, вы там как-то катаете в своей голове, это похоже больше…вот был сговор или не было сговора? Если все-таки сговор был, и это сколько там под дурачка не коси, но это больше похоже на организованное серьезное преступление – 660 06 64. Если это действительно его какой-то ли собственный приход, то ли инициатива, то ли дурная мысль, то ли, может быть, какая-то продуманная мысль, но уже обличенная вот в такие формы (в эту кражу) – 660 06 65.
Итак, сговор был – 660 06 64. Сговора не было, какая-то более легкая версия такая – 660 06 65. Шуба.
Е. Степанова
―
История с шубой. Совершенно увлекателен тот момент, что в то время приблизительно (вот прям они бьются по времени), когда человек вот этот наш замечательный тащил картину, в этот же момент обнаружилось, что пропала норковая шуба (норковая шуба за 130 тысяч рублей). Бедная там женщина вся в слезах, естественно, на эмоциях давай вызывать полицию, тратата-тратата… Оказалось, камер в гардеробе нет. И вот пока вот с этим все разбирались, он как-то потихонечку сел в свой белый «Мерседес», укатил. А, собственно, шубу так и не нашли. А тут опа – и картины нет.
М. Майерс
―
Слушайте, ну, на самом деле, он сослужил сам себе плохую службу, потому что говорили, что милиция только и приехала, потому что шуба как бы да… Что это завеса, которая должна была… Шуба в этой истории должна была исполнять функцию какой-то завеса, когда настоящее преступление совершается в соседней комнате. А тут получилось, что они, приехав за этой шубой, обратили внимание на то, что кто-то там, ой, подождите, картину со стену снимает.
Е. Степанова
―
Ну, может, пока там смотрители бегали с этой шубой и женщина, которая… Вы понимаете, у нее это родная была шуба.
М. Майерс
―
А по «Мерседесу» понятно? Все-таки у этого парня-то там как была сначала информация про белый «Мерседес». Что это за машина? Это его машина, не его машина? Есть какие-то дополнительные данные по этому поводу?
Е. Степанова
―
Ну, из того, что есть у нас – это был его «Мерседес» белый.
М. Майерс
―
То есть безработный парень, который… У вас же еще данные по его долгам. Вот про это. Назовите цифры, пожалуйста.
Е. Степанова
―
По долгам. Судя по сайту судебных приставов, у него 239 тысяч 990… И 15 копеек – вот это мое самое любимое.
Е.Степанова: Когда этот человек тащил картину, в этот же момент обнаружилось, что пропала норковая шуба в гардеробе
М. Майерс
―
То есть у него 240 тысяч почти.
Е. Степанова
―
Около 240 тысяч.
М. Майерс
―
Это долг, который вист официально на сайте судебных приставов.
Е. Степанова
―
Да.
М. Майерс
―
Плюс пеня.
Е. Степанова
―
Да.
М. Майерс
―
Еще 15 тысяч пени. И этот парень, не имея работы, разъезжает на белом «Мерседесе», живет в Одинцово. И тут у меня возникает вопрос: а вышел он как оттуда? То есть вот как-то… Он, допустим, типа, вроде бы музейный работник и он там прошел по залам с полотном в руках. Ну, мало ли… Если бы я увидела, в общем, я б, наверное, тоже подумала, что он музейный работник. В голову бы не пришло.Может, он бейджик себе на свитер нацепил, я не знаю. Там имя какое-нибудь не его, а какое-нибудь фейковое написано. То есть как он вышел? То есть как он покинул? Это к вопросу, сговор или не сговор. Как вот, просто так через двери? Где-то же камеры есть. Ну, собственно, на эти камеры он и попал.
Е. Степанова
―
Да, на камеры он попал. Был бы бейджик, тогда мы бы могли уже утверждать, что да, это спланированная акция. Но никаких бейджиков не было.
М. Майерс
―
Бейджиков – понятно. Это я только что придумала. Не обращайте внимание. Мне интересно, как вот он двигался.
Е. Степанова
―
Здесь очень интересная вещь. У нас Третьяковскую галерею охраняет Росгвардия, так как это федеральный музей и так далее. Но они стоят только на входе. То есть на входе посты, там много чего…
М. Майерс
―
Как он прошел через Росгвардию? Он же не свернул ее, на засунул ее в внутренний карман пиджака. Он же не содрал этот холст.
Е. Степанова
―
Дело в том, что на входе вас проверят, чтоб вы там ничего, не дай бог, не взорвали, а на выходе вы проходите мимо сувенирной лавки…
М. Майерс
―
А, все понятно.
Е. Степанова
―
…Где продаются точно такие же картины, только, естественно, ненастоящие.
М. Майерс
―
Конечно! Они же трясут-то только на входе.
Е. Степанова
―
И выходишь, да.
М. Майерс
―
Что правда, то правда. А на выходе – пожалуйста. Да, забирайте! Кемская волость? Да забирайте! Кому она нужна… Пожалуйста.
Е. Степанова
―
Да, да, да. То есть абсолютно никто не будет смотреть, у тебя в этом пакете картина, которую ты только что в сувенирке купил за 2 тысячи, или у тебя там Куинджи лежит за 2 миллиона долларов.
М. Майерс
―
Действительно. Пылится. За миллион, по-моему. Нет? За 2 уже?
Е. Степанова
―
Волшебная история. Прям киношная.
М. Майерс
―
Волшебная, киношная. Ну, его персона еще, по-моему, усиливает вот этот анекдотический эффект. Если окажется, что это спланированная акция, что за этим стоят заказчики какие-то… Ну, я думаю, что милиционеры разберутся. С другой стороны, если они так быстро картину нашли… Был бы сговор, эта картина бы уже за 6-7 часов, потому что история была вечером, а в 8 утра уже его взяли… Я думаю, что если бы был сговор, то эта картина уже бы усвистела на Виргинские острова или еще куда-нибудь.
Е. Степанова
―
Совершенно необязательно.
М. Майерс
―
Ну, как вы думаете… Значит, этот супермиллионер, который, допустим, какой-то условный его заказчик, он принес картину, они ее на стройке бросили в Одинцово и ночь сидели дома, я не знаю, ели бутерброды?
Е.Степанова: На входе вас проверят, а на выходе вы проходите мимо сувенирной лавки, где продаются такие же картины
Е. Степанова
―
Все возможно. Буквально, по-моему, пару месяцев назад у нас одна из достаточно известных художниц обратилась в полицию по поводу того, что у нее украли картины. Так это она в течение полугода замечала, что у нее картины крадут. То есть я не удивляюсь уже ничему.
М. Майерс
―
Дорогие друзья, возможно все. Я спросила у вас, а как по вашему мнению, есть ли в этой истории предварительный сговор. И 83%... Ну мы же любим конспирологию, вы что… Мы же не верим в дурачка-то. 83% считают, что да, предварительный сговор был. И 17% полагают, что нет, скорее всего, ничего подобного не было. Вы знаете, что еще интересно, я вот посмотрела эту статью 164, которую, собственно, ему сейчас инкриминируют – Хищение предметов, имеющих особую ценность.И там любопытно. Там если без сговора и без порчи имущества, без порчи картины – там, в общем, лайт-версия: можно обойтись небольшим штрафом и предварительными работами. Взял, поносил картину, друзьям показал, обратно вернул в целости и сохранности. А если там сговор и если там хищение, то там, простите, до 15 лет лишения свободы. То есть парень прогулялся по Третьяковской галерее (вот этот Денис Чуприков) – и это 15 лет ему сидеть. Не так все просто. Спасибо вам большое!
Е. Степанова
―
Спасибо!
М. Майерс
―
Екатерина Степанова, корреспондент службы информации и расследований газеты «Московский комсомолец» была у нас в программе «Рикошет». И мы обсуждали личность похитителя картины Куинджи. А подробности вы можете на сайте почитать.
Е. Степанова
―
Конечно!
М. Майерс
―
Всего доброго!