Памяти Георгия Гараняна - Реплика Ганапольского - 2010-01-11
Известный музыкант Георгий Гаранян скончался на 76-м году жизни.
Гаранян написал музыку к сорока фильмам. До последних дней он не только продолжал заниматься музыкой, но и руководил несколькими ансамблями, в том числе ансамблем «Мелодия» и «Краснодарским Биг-бэндом».
***
Теперь, когда музыку любого жанра можно купить в магазине или скачать в интернете, трудно даже себе представить, что совсем недавно можно было что-то в ней запрещать.
Но запрещали.
«Битлз» и всю подобную музыку запрещали.
Я знаю, что многие до сих пор хранят, как реликвию ту самую маленькую советскую пластинку, на которой, по-моему, четыре песни «Битлз», но на наклейке, где имя исполнителя, написано таинственное «Вокально-инструментальный ансамбль».
Но особо совок ненавидел джаз.
Знаменитое «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь», хоть и было полушутливым, но ломало судьбы джазовых музыкантов по-настоящему.
Ненависть совка к джазу была предопределена его сутью, а именно возможностью импровизации, на которой джаз и стоит.
Представляете, стоит человек и играет те ноты, которые хочет он, а не те, которые кто-то утвердил. Такое невозможно.
Георгий Гаранян не только счастливо избежал судьбы бежавших за границу советских джазменов, но и утвердил джаз как официальный жанр советской музыки, прежде всего созданием легендарного ансамбля «Мелодия» в 1973 году.
Но это не было каким-то компромиссом с властями. Те, кто помнят или имеют диски «Мелодии», те знают, что это был настоящий джаз мирового уровня, а русские мелодии, обязательно присутствовавшие на этих дисках как идеологическая обязаловка, вовсе ею не являются – Гаранян и его коллеги по ансамблю показали, что мелодическая основа джаза может быть любая.
После ансамбля «Мелодия» Гаранян стразу стал метром, но это, как и принято у настоящих музыкантов, ничуть не отразилось на его административном пути – все его дальнейшие шаги были связаны только с джазом.
И кто другой мог возглавить оркестр Олега Лунгстрема, как не Гаранян.
А дальше была обычная судьба музыканта – концерты, написание музыки, в том числе к «Покровским воротам», замечательная популяризаторская деятельность на радио и телевидении.
Сегодня, когда джаз для россиянина естественен, как и «Лебединое озеро», когда джазовые концерты мировых звезд собирают в России огромные залы, не забудем тех, кто это начинал в нашей стране.
И среди них Георгий Гаранян, свободный музыкант в самой свободной музыке в мире.