Церковь - Реплика Ореха - 2007-02-12
Задача Русской православной церкви - возрождение своей экономической деятельности. Об этом заявила председатель правления Центра инвестиционных программ РПЦ Елена Шульгина. По словам Шульгиной, задача стоит "в полномасштабном возрождении экономической деятельности церкви не только как одного из традиционных источников финансирования церковных социальных программ, но и как немаловажной составляющей экономики всей страны", - сообщает ИТАР-ТАСС.
***
У меня всегда возникал один вопрос: вот вроде бы неплохо живут церковные иерархи, не все, конечно, но некоторые очень неплохо, и церковь всегда было принято считать организацией небедной – а деньги-то откуда? Подаяния в храмах – настолько ли они велики, чтобы и жить безбедно, и сами храмы восстанавливать, и миссионерскую деятельность вести? И на продаже свечек, икон и лампадного масла много не заработаешь, и на билетах для экскурсантов в святых местах капитал не сколотишь. Не знаю, на что живет церковь – видно Бог помогает. Но на Бога, как говорится, надейся… В общем, хотят святые отцы заработать денег. Опыт есть. Мы еще не забыли 90-е годы с беспошлинным ввозом водки и сигарет, на которых многие тогда поднялись. Лавочку впоследствии прикрыли, но опыт остался. Сейчас водка и табак – это мелко, сейчас иные дойные коровы. Вот уже говорят и об элитной недвижимости, об офисных и торговых центрах, гостиницах и прочих, так называемых инвестиционных проектах. Скажу сразу: я в принципе не против. В желании заработать нет ничего противозаконного, если сами способы заработка не противозаконны. А РПЦ наверняка собирается зарабатывать легально. И в этом есть большой смысл, потому что может быть отдельные иерархи, храмы и епархии и живут припеваючи, но сколько храмов и епархий пребывают в разрухе и запустении, сколько священников бедствуют. Так что деньги-то лишними точно не будут. Но тут ведь вот еще какой момент. Раз уж они особы духовные, то нельзя говорить о церковных инвестициях в квартиры и офисы только с материальной точки зрения. Поэтому церковный бизнес должен получить моральное оправдание. И он его получит при соблюдении нескольких условий. Во-первых, верующие должны быть уверены, что большая, причем значительно большая часть заработанного таким образом пойдет на восстановление храмов, на строительство больниц, приютов, церковно-приходских школ, на заботу о детях, немощных и бедных, то есть на все то, о чем и о ком церковь и должна в первую очередь заботиться. Я бы даже зафиксировал это каким-либо законодательным образом, хотя понимаю, что будет очень сложно проконтролировать, какой процент прибыли пошел на благие дела, а какой просто пошел в поповский карман. Когда появятся церковные олигархи, а батюшки станут ездить на Бентли – это будет выглядеть очень симпатично. Во-вторых, есть момент этический. Хорошо ли это будет, если торговые точки, принадлежащие церкви, будут торговать, например, эротическим журналами? Хорошо ли это будет, если в церковной гостинице будут трудиться проститутки? И есть масса других ситуаций, в которых имя церкви будет смотреться странно. И, наконец, очень любопытно: если православная церковь начнет широкомасштабную коммерческую деятельность, получат ли право на аналогичное предпринимательство мусульмане, буддисты и служители иных религиозных культов? А еще я представил себе православного предпринимателя, и понял, что в одном его точно не отличишь от обычного бизнесмена. На груди у обоих будет висеть большой золотой крест на толстой цепи.