Купить мерч «Эха»:

Красная площадь, д. 1 - 2014-03-29

29.03.2014
Красная площадь, д. 1 - 2014-03-29 Скачать

Выставка купеческого портрета в Государственном Историческом музее заканчивает свою работу, но это нам не только не мешает, а даже способствует. Один из экспонатов – сегодня представляет ведущий научный сотрудник Наталья Перевезенцева.

ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА

Портрет Евдокии Елисеевны Ананьевой, урожденной Морозовой. Это и не парадный портрет, хотя он очень торжественен. Это не психологический портрет, хотя в нем есть некая загадка. Это не изображение, связанное напрямую с бытовой культурой купечества. Он своеобычен абсолютно во всем. Для того, чтобы назвать его, нам пришлось выдумать, может быть, не очень удачное, но нам кажется, созвучное слово тому, что же мы имеем перед глазами и показываем сегодня зрителям. Портрет Евдокии Елисеевны Ананьевой, урожденной Морозовой во успении.

Для того, чтобы понять состояние модели, достаточно взглянуть на портрет. Это то таинство смерти, которое имеет красоту и торжественность в самом ритуале. Но в русской культуре и старообрядческой, к которой принадлежало семейство Морозовых, не было никогда связи между погребальным обрядом и портретом. Портрет не служил в это время заменой как бы живому человеку. Он создавался для памяти потомству. Он создавался после смерти героини и получается так, что мы видим живое существо, которое перешло из одного бытия в другое. На портрете нет ни тени того, что европейская культура знает под термином пост-мортем - изображение посмертное, которое имитирует жизнь, где мертвое последний раз играет роль живого. В портрете Евдокии Елисеевны все живо, в ней есть та простота и естественность поведения, которое свойственно женской молодой натуре; есть, даже я бы сказала, прелести притягательность. Но человек, изображенные перед вами, пребывает не в том мире, что мы с вами, перед ним стоящие, перед этим портретом, а как бы в другом.

История появления в нашем собрании ничего загадочного не представляет. Уже в 20-м веке многие купеческие семейства, теряя обиходные, в том числе, семейные ценности, они оказывались частью Государственного музейного фонда. Этот Государственный музейный фонд терял изначальные атрибуции портретов, имена менялись на другие. Но здесь, слава богу, в этом портрете есть оборотная сторона холста, на которой надпись, конечно соответствующая эпитафиям Евдокии Елисеевны на Преображенском кладбище старообрядческом в Москве. Надпись очень конкретна и она-то и составляет суть изображения. Это как бы памятник человеческому бытию: «1844, 2 апреля представилась во втором часу утра. Жития ее было 24 года. В супружестве жила 4 года, 8 месяцев и 20 дней. Купчиха Марозова». Так нерегулярный 19-й век еще нестойкое правописание фамилий - перенес ее с камня на портрет. Такой портрет не может не вызывать внимания, и ни специалисты, ни зрители не смогли назвать никакого аналога ему. Действительно, такое единственное и неповторимое изображение, серьезное и вместе с тем это лирическое произведение. Никак не может оно быть связано только с уходом из жизни – оно связано с переходом в иной мир.

В каталоге выставки и в этикетке можно прочесть какие-то детали и биографии, но главное здесь не биография – главенствует в этом портрете образ, единственный, неповторимый, уникальный.

Выставка работает до 1 апреля, потом портрет отправится в путешествие по городам России уже в составе выставки передвижной.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024