Воздух Спас на Убрусе - Красная площадь, д. 1 - 2013-06-29
Экспонат не юбилейный, но связанный с победой. Один из ранних дошедших до нас датированных памятников московского шитья представляет Людмила Савченкова, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического Музея.
САВЧЕНКОВА: Воздух Спас на Убрусе с предстоящими, который непосредственно связан в важнейшим событием русской истории. Датируется Воздух 1389 годом. А за 9 лет до этой даты 8 сентября 1380 года, на Куликовом поле произошла битва, в которой союзы русских князей во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским, удалось разгромить ордынские полки под предводительством Мамая. Успех сражения показал, что единственный путь к свержению татаро-монгольского ига – это дальнейшее объединение русских земель. Воздух – в переводе с греческого - облако, завеса. В православной литургической традиции это один из тканных покровов для священных сосудов. Среди разнообразных видов древнерусского искусства, произведения лицевого шитья, имевшие много общего с живописью, очень высоко ценились на Руси. Это были Воздухи, (неразборчиво) для украшения храмов. Плащаницы и хоругвы для праздничных церемоний, шитые иконы и даже иконостасы, которые использовали во время военных походов. Их тщательно хранили в ризницах монастырей, в богатых домах, сохраняя и передавая из поколения в поколение. В создании их принимали участие самые разные мастера. Вот так и рисунок для вышивки обычно делал иконописец-знаменщик. Надписи – словописец, а узоры изображали травщики. Лица и обнаженные части тела вышивали шелкового телесного или серого тона атласным швом – это когда стежки плотно прилегают друг к другу. Или швом в раскол, когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. Одежда, пейзаж, архитектура вышивались или разноцветным шелком, или серебряными и золотными нитями в прикреп. Золотной нитью накладывали сверху на ткань параллельными рядами, и пришивали цветным шелком. На многих произведениях имеются вкладные летописи-надписи, которые донесли до нас сведения о дате создания произведения, о его заказчиках или мастерской княжеской боярской, монастырской из которой оно вышло. Благодаря такой вкладной летописи на нашем Воздухе она звучит так: «В лето 6897, нашить бы сиив дух повелением великие княгини Марьи Семеновые». Мы знаем, что она была вышита в 1389 году в великокняжеских мастерских. А вкладчицей Воздуха была великая княгиня Мария Тверская, дочь убитого в орде Тверского князя Александра Михайловича, и жена московского князя Семиона Гордого. Мастерицам удалось передать настроение общества после великой победы. В центре пелены, по тафте золотисто-песочного цвета золотистыми шелками вышит (неразборчиво) с предстоящими ему с молитвенных позах. Слева Богоматерью, Архангелом Михаилом, Митрополитами Петром и Алексеем. А справа Иоанном Предтечи, Архангелом Гавриилом, и московскими митрополитами. Внизу восемь поясных фигур, среди которых святые князья Борис и Глеб, Дмитрий Солонский, князь Владимир. Летописная повесть о Куликовской битве приписывает святым Борису и Глебу, и Архангелу Михаилу чудотворную помощь в разгроме войск хана Мамая на Куликовом поле. А изображенный же на Воздухе Дмитрий Солонский и князь Владимир, (неразборчиво) святые князя Дмитрия Ивановича Донского и его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского. Героев Куликовского сражения.
Увидеть все это великолепие, можно просто зайдя в музей.