Красная площадь, д. 1 - 2013-04-13
Иногда в историю входят даже оплошности. Табакерку с оригинальным портретом Суворова представляет ведущий научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного Исторического музея – Светлана Жижина.
ЖИЖИНА: На этом портрете Суворов представлен в белом парадном мундире, в то время как на портретах и в живописи, и на других лаковых табакерках он обычно изображался в темно-зеленом мундире. Что же послужило причиной такого разночтения? В январе 1800 года, после знаменитого швейцарского похода, Суворов отдыхал в Праге. Европа приклонялась перед ним, и осыпала милостями. Австрийский император присвоил ему звание фельдмаршала. Саксонский курфюрст прислал в Прагу специально для работы над портретом Суворова, своего придворного художника Иоганна Шмидта, который немедленно приступил к работе. Во время сеанса Суворов был в прекрасном настроении. Он сидел за столом без мундира в одной рубашке, и разговаривал с генералами. Потом пообедал, после обеда прочел молитву, и уехал, проскакав мимо Шмидта на одной ноге, и прокричав: «Кукареку». Несказанно удивив этим немецкого художника. Закончив портрет, Шмидт дописал мундир и ордена отдельно, для чего камердинер Прошка вынес ему украшенными орденами австрийский фельдмаршальский мундир белого цвета. Портрет был выполнен пастелью, отличался высоким качеством и особой точностью живописи. В 1812 году, художник Флоров с него выполнил гравюру, которая была затем издана Платоном Бекетовым, известным собирателем исторических и культурных памятников. Он хорошо помнил и преклонялся перед именем Суворова, и высоко ценил эту гравюру Флорова, на которой стояла подпись: «Князь италийский, граф Суворов-Рымникский, праху великого, храброму русскому воинству и верным сынам отечества посвящает издатель». Именно с этой гравюры и был выполнен портрет Суворова на нашей табакерке.
Вот так в историю вошел камердинер Прошка. Ну а посмотреть на табакерку можно в музее.