Железный топор - Красная площадь, д. 1 - 2013-02-16
«Человек, как известно, единственное живое существо, которое создало оружие для усиления своей слабости. О топорике, инкрустированном серебром из курганного могильника у села Шекшово, сегодня рассказывает Анна Красникова, сотрудник отдела археологических памятников Государственного Исторического музея. А топорик интересный.
А. КРАСНИКОВА: Этот могильник стал известен науке с середины XIX века, после раскопок под руководством графа Алексея Сергеевича Уварова, одного из основателей Исторического музея. Некрополь был одним из крупнейших, зафиксированных в ближайшей округе Суздаля, и датировался на основании находок X-XII веком. А до недавнего времени могильник считался полностью раскопанным. Однако в 2011 году совместной экспедиции Института археологии и Государственного Исторического музея удалось его локализовать и начать новые исследования.
В результате работ были выявлены основания полностью разрушенных курганных насыпей, округлые в плане площадки, окруженные ровиками, остатки погребений и погребальный инвентарь. На одной из таких площадок были обнаружены позолоченная фибула, и железный инкрустированный серебром топор с остатками деревянной рукояти. Очевидно, эти вещи сопровождали помещенные на древней дневной поверхности мужское погребение, костные останки которого не сохранились. Серебряная инкрустация на топоре первоначально была почти незаметна под слоем коррозии. Поэтому значение находки удалось в полной мере оценить после завершения реставрации.
Топорик принадлежит к широко известному типу топоров с вырезным обухом, вошедшему в обиход в X, и широко распространившемуся в XI-XII веках. От стандартных топоров этого типа он отличается декором, в технике плакировки и инкрустации серебром, покрывающем шейку, обух и боковые грани. Внутри рамки, на боковых сторонах обуха, расположены сложные фигуры в виде ромбов, образованных плетенкой. Кроме орнаментальных фигур, на одной из боковых граней топора помещено изображение прямоконечного креста, с длинной нижней лопастью. На другой - изображение двузубца с треугольным выступом у основания, и отогнутыми наружу зубцами. Это общий родовой знак Рюрикова дома. На торцевой части шейки - изображение трезубца с треугольником в основании. Тамгообразный знак, близкий к знакам князей Владимира Святого, и Ярослава Мудрого. Трезубец, как и двузубец на боковой грани, имеет четкие очертания. Это ясно узнаваемые знаки, а не орнаментальные фигуры. Не располагая данными для точной и персональной атрибуции этих знаков, мы, тем не менее, можем надежно относить их к кругу эмблематики конца X- начала XI века, и датировать топорик этим временем.
Некоторые исследователи полагают, что подобные знаки на предметах вооружения, обозначали принадлежность к мастерской, в которой производилось оружие для того или иного князя. Однако более вероятным кажется предположение, что они обозначали принадлежность владельца оружия к администрации, или к дружине представителей княжеского семейства Рюриковичей».
Увидеть интересный топорик – можно сегодня в Государственном Историческом музее. На выставке «Меч и златник».