Купить мерч «Эха»:

Ольга Гордеева - Красная площадь, д. 1 - 2012-05-19

19.05.2012
Ольга Гордеева - Красная площадь, д. 1 - 2012-05-19 Скачать

«Именно абсолютность, и, следовательно, недостижимость идеала и является лучшей гарантией бесконечности движения к нему», философ Сергей Николаевич Булгаков. Об идеалах и ковре из имени Хомяковых-Богучарова сегодня рассказывает Ольга Гордеева, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического Музея.

ГОРДЕЕВА: На этом единственном в своем роде огромном ковре (площадь его составляет свыше 16 квадратных метров), изображена пригородная помещичья усадьба. В наивной манере, как бы взгляд сверху с птичьего полета, изображен город, окруженный мощной крепостной стеной. Река, мост, холмистая местность, по которой пролегают то ли дороги, то ли ручьи. На вершинах холмов стоят усадьбы в оградах. В центральной части ковра помещен большой барский дом с двумя флигелями. Его окружает сад со зверинцем, поля, где пасутся стада овец, коров, табуны лошадей. Мастер тоже в такой наивной полудетской манере, изобразил привычные сцены усадебной жизни. Работа в саду, занятие с детьми. Ковер выткан из овечьей шерсти, по конопляной основе. Гладким, безворсовым, паласным способом. А вот кроны деревьев, шерсть овец, коров, и гривы коней, вытканы петлями и узелками, что придает определенный объем изображаемому. Возможно, перед нами точный план имения Богучарова. Но, на мой взгляд, это идеальный образ русской помещичьей усадьбы, как он сложился к концу XVIII века, под влиянием идей Вольтера и Дидро.

Это запечатленный для потомков, идеальный образ русской усадьбы. Это такой уникальный памятник блистательной, уходящей эпохи XVIII века, когда собственно и был золотой век русской дворянской усадьбы. После 1762 года, после издания указа о вольности дворянства, создаются огромные поместья, в которых помимо земельных владений, создаются мастерские по производству шелковых тканей, ковров, обоев, мебели. Во многих крупных поместьях создаются фарфоровые мастерские, театры, все это нам хорошо известно. И вот из такой помещичьей крепостной мастерской, и вышел наш уникальный ковер. Не случайно это Тульская губерния. В южных русских областях, таких как Курская, Тульская, Воронежская, крестьяне издревле умели обрабатывать овечью шерсть, прясть из нее прочные нити, ткать шерстяные ковры. В такой помещичьей усадьбе мог разместиться огромный ткацкий станок, на котором был и выполнен в ручной технике этот уникальный ковер.

Посмотреть ковер, ну и поразмыслить об идеалах – можно в Государственном Историческом музее.