Атрибуты власти - Красная площадь, д. 1 - 2012-05-05
Самое время сегодня… поговорить об атрибутах власти. Бронзовая нагрудная бляха, в виде птицы с распростертыми крыльями. Но голова у нее – не птичья, а баранья… Экспонат из собрания Государственного Исторического Музея представляет Александр Мошинский – сотрудник отдела археологических памятников.
МОШИНСКИЙ: Происходит бляха из грабительских раскопок в горной Дигории. И она была раскопана ещё в XIX веке. Соответственно вещь, которая происходит из грабительских раскопок, из непонятного комплекса, она не имеет даты. Совершенно не понятно было, когда она сделана, существовали на этот счет разные теории. Но толком ни к какому выводу придти не могли. Ну, мной было замечено, ещё в 80-е годы, что крылья этой бляхи по своей форме, практически идентичны форме лезвиям одного их топоров середины второго тысячелетия до н.э. Вот интересно, что некоторые из этих топоров тоже были украшены скульптурными головками баранов. Исходя из этого сходства, я предположил, что в дигорских бляхах заключен образ двойной секиры. Хотя это не мешает изображать так же и птицу. И они соответственно, были изготовлены в период бытования этих топоров, в середине второго тысячелетия до н.э. Ну, я долгое время копал в Дигорском ущелье на Северном Кавказе, где примерно и была найдена эта бляха. И в один прекрасный день, в могиле, в археологическом твердо датируемом комплексе, такая бляха была найдена. Дата её полностью подтвердила середину второго тысячелетия до н.э. Соответственно, подтвердилось вот это сходство с этими топорами, средины второго тысячелетия. Культ двойной секиры, к которому относится эта бляха, уходит своими корнями в древнейшие ближневосточные цивилизации. Но наряду с этим, с двойной секирой, одним из основных символов бляхи - это образ парящей птицы с головой барана. Именно в таком образе, ираноязычные народы, представляют так называемого фарна. Что такое вот этот фарн? Фарн - это и солнце, и вода, как дар солнца. Изобилие, и в том числе символ царской власти. Ну конечно утверждать, что иранские представления были перенесены на Кавказ ещё во втором тысячелетии до н.э., мы не можем. Возможно, здесь мы имеем дело с мифом, общим для различных этносов. В том числе и для индоевропейских. Такие случаи мы знаем. Судя по всему, варианты этого мифа присутствуют и в мифологии греческой. Вспомним миф о <Золотом руне>, в котором мы видим золотого барана, летящего по небу с детьми, к богине облаков на Кавказ. Смысл похода аргонавтов, за этим самым золотым руном, шкурой этого барана, представляет собой именно попытку возвращения в Грецию символа власти. Причем, чтобы связь образа летающего барана с богиней облаков, в мифе о <Золотом руне>, даёт нам ключ к объяснению трактовки вот этого фарна в качестве воды - дара солнца. То есть, вот это облако, которое соответственно дает живительную влагу. Вот таким образом эта бляха заключала в себе очень сложную систему символов, проникнутую идеей плодородия, тесно связанной с культом (неразборчиво), культом небесной влаги, символом этого культа - крылатого барана. И в то же время, она являлась моделью атрибута этого культа, атрибута жреца - двойной секиры. И скорее всего, вот эта бляха являлась отличительным символом вот этого лица, наделенного вот такими сакральными культовыми полномочиями. Собственно, жреца.
Власть порождает целую систему… Символов власти. Посмотреть на бляху можно в Историческом музее.