Красная площадь, д. 1 - 2011-12-03
Знаменитый поэт и драматург Михаил Светлов уверял, что красивым он получается только на шаржах. Позировать по этому поводу не любил. Не знаю, что думал по поводу позирования адмирал Павел Нахимов, но тоже как-то не очень уважал это дело. Единственный прижизненный портрет адмирала представляет сегодня ведущий научный сотрудник Государственного Исторического Музея Ирина Журавская.
И.ЖУРАВСКАЯ: Наверное, всем любителям отечественной истории с детства знаком рисунок: адмирал Нахимов на укреплении Севастополя. Лицо в профиль, фуражка, адмиральские эполеты, подзорная труба в руке. На втором плане – укрепления – бочки, мешки с землей, пушки. Этот рисунок впервые появился на страницах очень популярного в середине XIX века издания Вильгельма Тимма «Русский художественный листок».
Начавшаяся в 1853 году Крымская война и особенно Севастопольская оборона надолго вытеснили со страниц журнала все остальные сюжеты. Вильгельм Тимм, верный принципу документальности своего издания ездил в осажденный город, делал зарисовки с натуры, рисовал его героев. И на страницах «Русского художественного листка» стали появляться портреты легендарных севастопольцев – генерала Хрулева, лейтенанта Бирюлева, матроса Кошки, адмирала Нахимова.
Имя Павла Степановича Нахимова было тогда у всех на устах. Он был не только командиром Севастопольского порта и военным губернатором города, но и душой его обороны. Современники отмечали, что Нахимов всегда первый являлся на самые опасные места, где прежде всего нужны были присутствие и распорядительность начальника. Во время осады он один только носил эполеты и делал это для того, чтобы передать презрение опасности всем своим подчиненным.
Естественно, что портреты этого героя Севастополя Вильгельму Тимму хотелось видеть на страницах своего журнала в первую очередь. Приехав в Севастополь в тяжелейшие дни его обороны, Тимм через друзей передал адмиралу свою просьбу нарисовать его. Нахимов, не любивший позировать, ответил отрицательно. «Рано, рано-с. Пусть прежде выгоним французов. Это пусть с Кошки да с Асланбека рисуют портреты, а с меня не нужно-с».
Получив такой категоричный ответ, Тимм, все же, не оставил свою идею. Нарисовать Нахимова ему помог случай. В церкви на богослужении художник увидел адмирала и, стоя сбоку, немного поодаль, незаметно сделал наброски с его лица. Когда готовый портрет показали адмиралу, тот отреагировал следующим образом: «Да это просто разбой-с!»
Портрет адмирала Нахимова Тимму пришлось делать составным, соединять рисунок головы, выполненной в церкви, с фигурой и антуражем укреплений, которые он зарисовал в другое время.
28 июня 1855 года адмирал Нахимов был смертельно ранен на Малаховом кургане. Через 2 дня он скончался. В исполнение воли адмирала его похоронили во Владимирском соборе Севастополя, рядом с Лазаревым, Корниловым, Истоминым. А рисунок Тимма, выполненный с натуры хоть и без ведома портретируемого, был опубликован им в том же 1855 году в очередном номере «Русского художественного листка».
Рисунок оказался единственным достоверным портретом адмирала и лег в основу всех его изображений, выполненных впоследствии разными художниками. Ну а посмотреть на него, можно в Историческом музее.