Облачение камчатского миссионера - Ольга Гордеева - Красная площадь, д. 1 - 2011-08-27
Довольно неожиданное облачение священника поступило в 1924-ом году в Исторический музей. Сделано оно было целиком из меха северного оленя… Согласитесь – странно. О том, кому оно принадлежало, какие загадки в себе таило и почему же все-таки было сделано из меха –ведущий научный сотрудник отдела истории тканей и костюма – Ольга Гордеева.
ГОРДЕЕВА: Подрясник из белой замши с роскошной каймой орнаментальной по подолу, выполненного инкрустацией цветной кожей, вышивкой шелком и подшейным оленьим волосом. Кайма опушена мягким блестящим мехом выдры. Филонь, широкий плащ сделан из темного оленьего меха, а на спине в технике инкрустации выложит четырехконечный крест.
В комплект входит епитрахиль, орнаментированная светлым оленьим мехом в виде вихревых розеток и сдвоенных крестов. На епитрахиль нашиты точеные из бивня мамонта костяные пуговицы. В комплект входят поручи, пояс, набедренник, палица, и до 2001 года никаких точных данных, кому принадлежало это облачение, где оно было выполнено, не существовало.
При подготовке выставки о миссионерской деятельности Русской православной церкви наши коллеги обратили внимание на книгу иеромонаха Нестора Анисимова «Моя Камчатка», где были размещены фотографии предметов, удивительно похожих на наше церковное облачение.
Зацепившись за эти фото, поработав в архиве кинофотодокументов в Петербурге удалось установить, что иеромонах Нестор Анисимов в 1907 году отправился с миссионерской деятельностью на Камчатку, где застал полное разорение и запустение. На весь край был один врач, не было ни церковных зданий, ни школы. Нестор Анисимов оказался удивительно энергичным и деятельным человеком. Он совершал объезды, пасторские поездки по краю на собачьих упряжках и на оленях, перевел на язык каряков и чукчей богослужебные книги. И уже в 1910 году во Владивостоке зарегистрировал Камчатское православное братство.
С тем, чтобы популяризировать свою миссионерскую деятельность и деятельность Камчатского братства, в 1911 году в Петербурге он устроил выставку изделий местных жителей из меха, кожи и кости. Ему удалось привлечь внимание вдовствующей императрицы Марии Федоровны к деятельности Камчатского братства. В его попечительский совет вошли известные деятели науки и культуры того времени. Достаточно сказать, что ректор Московского университета был в числе попечителей общества.
Уже к 1917 году в крае было 37 школ, несколько десятков церквей. Члены Общества собирали книги, пожертвования в виде денег, церковной утвари, икон и отправляли это все кораблями на Камчатку.
Ну а чуть раньше, в 1916-ом, Нестор Анисимов был возведен в сан епископа. Видимо именно к этому торжественному событию, заботясь о здоровье батюшки, а на Камчатке, как известно, погоды стоят еще те, местное население сделало ему полный комплект облачения из меха северного оленя. Для тепла. Посмотреть на комплект можно в Государственном Историческом музее. Что касается самого миссионера… в 1917-ом он принял участие в работе Всероссийского Церковного Собора, выпустил книгу «Расстрел Московского Кремля», тираж которой, естественно был конфискован. Анисимова объявили черносотенцем, арестовали, правда, потом все-таки выпустили. А в 1948-ом вспомнили книгу снова. 8 лет в мордовских лагерях… Вот такое вот миссионерство.