Золотоордынский халат - Красная площадь, д. 1 - 2011-05-28
Больше года сотрудники Исторического музея пытались воссоздать парчовый халат. И… воссоздали. Об истории находки и о ней самой сегодня расскажет заместитель заведующего отдела реставрации по научной работе Ольга Лантратова.
В середине 90-годов под Астраханью при исследовании могильника под названием Маячный бугор были раскопаны руины мавзолея из сырцового кирпича. В одной из погребальных камер мавзолея находился деревянный гроб. В гробу лежал скелет женщины, одетой в два халата, один поверх другого. Из принадлежностей костюмов захоронения были также найдены остатки головного убора под названием бокка и обувь. Материал из погребения был передан в наш Исторический музей. Уникальность данной находки, на мой взгляд, заключается в достаточно хорошей сохранности и полноте женского костюма. Это очень большая редкость. Обычно текстиль в почве сохраняется очень плохо и доходит до исследователей чаще всего в виде фрагментов. В данном же случае мы смогли получить максимум информации о найденной одежде. К настоящему времени уже полностью исследован и отреставрирован нижний халат этого комплекса. Когда данная вещь поступила в отдел реставрации, она представляла собой сильно загрязненный комок совершенно рваной ткани. Понадобилось довольно много времени и усилий исследователей и реставраторов, чтобы детально разобраться в технологических особенностях изготовления этой одежды, реконструировать ее крой, исследовать технологию изготовления тканей и нитей. И всё это послужило в дальнейшем основой для реставрации данной одежды с элементами ее реконструкции. Итак, в результате проделанной работы данную одежду можно описать следующим образом. Халат с запахом на правую сторону, длиной до щиколотки, приталенный с помощью вытачек на спине и боковых швах, отрезной по талии, юбка во встречную складку. Застегивается халат при помощи завязок из шелковой узорной ткани, одна завязка удерживает внутреннюю полу, две другие - внешнюю. Рукав чрезмерно длинный и заканчивается манжетой. Халат сшит из шелковой парчовой ткани. Сейчас визуально цвет ткани можно назвать коричневым, таким общим археологическим коричневым цветом, как принято говорить в музее. Но на самом деле мы выяснили, что ткань была ярко-красного цвета, и окрашена она была красителями корней растения марена, это один из самых распространенных с древних времен растительных источников красных красителей. Узор ткани формировался с помощью тонких золотных нитей. Очень интересна технология изготовления этих нитей. Они представляли собой очень узкие полоски оболочки кишечника животных шириной не более полутора миллиметров, с одной стороны, покрытые тонким слоем сусального золота, реже встречаются нити, покрытые с двух сторон золотом. К сожалению, материал таких золотных ниток за столетия пребывания в почве становится очень хрупким. Поэтому золото сохранилось на данном халате только на отдельных участках. Однако по его остаткам и отверстиям в ткани удалось восстановить растительный орнамент, в основе которого цветы лотоса. Когда была сделана цветовая компьютерная реконструкция этой ткани, то стало понятно, насколько она красива и богата - ярко-красный шелковый фон заткан золотыми цветами и листьями лотоса.
Кстати, именно эти листья лотоса на золотоордынском халате 13 века снова позволили говорить о том, что знаменитая Шапка Мономаха прибыла в государство Российское из орды. А что касается халата… он демонстрировался в экспозиции Исторического музея, увы, всего несколько месяцев, в прошлом году. Увы, текстиль, тем более с такой судьбой, слишком чувствителен к окружающей среде, так что теперь халат хранят в запасниках, но обещают непременно показывать на временных тематических выставках.