Купить мерч «Эха»:

Двустенный стакан - Елена Смирнова - Красная площадь, д. 1 - 2011-03-12

12.03.2011
Двустенный стакан - Елена Смирнова - Красная площадь, д. 1 - 2011-03-12 Скачать

Предыдущий рассказ был о том, как сложно порой понять, для чего делаются предметы, как ими пользоваться. Следующий мой рассказ о предмете, который представляет собою загадку с точки зрения того, как он сделан.

В фонде стекла Государственного исторического музея есть несколько удивительных артефактов.

С виду это обычные стаканы, но они из очень толстого, на первый взгляд, стекла и между стенками сосудов располагаются удивительные пейзажи, сделанные из мха, соломки, каких-то травок, раскрашенной акварельной вырезанной бумажки. Все они изображают, чаще всего, виды усадеб, какие-то занятия именно усадебной жизни – охоту, рыбную ловлю, пастушка, пасущего овец и играющего при этом на дудочке.

И от всех этих предметов веет удивительной поэтикой усадебной такой сельской жизни конца XVIII – начала XIX века.

Предметы эти в истории русского декоративно-прикладного искусства имеют устойчивое наименование – их называют «стаканами Вершинина». Эти стаканы, которые сохранились в очень небольшом количестве (на территории мировых музеев их существует всего 14, и в Историческом музее из этого небольшого количества хранится 3), эти стаканы были изготовлены на знаменитом Бахметьевском заводе в селе Никольское. Теперь это город Никольское Пензенской губернии. Завод был основан в 1764 году поручиком Бахметьевым и просуществовал благополучно до XXI века – в советское время он носил гордое название «Красный гигант».

Мастер, который изготавливал эти сосуды, был только один, звали его Александр Петрович Вершинин. С 1795-го по 1822-й год он был главным мастером Никольско-Пестровского завода Бахметьевых. Талант этого человека, крепостного по своему состоянию, был совершенно необычаен – он проявил себя и как блестящий химик, и как блестящий живописец, и как великолепный проектировщик сервизов.

В 1795 году он спроектировал сервиз для тогдашнего цесаревича, будущего императора Александра I. И недаром впоследствии во время одной из своих поездок в Петербург он получил из рук императора Александра I золотые часы в знак признания своих удивительных талантов и способностей.

Но 2 слова о том, как же делались эти стаканы? Дело в том, что стаканов в стакане Вершинина, фактически два – внешний и внутренний. У внешнего прямая стенка и прямой срез, у внутреннего бортик загибается. Нужно было точнейшим образом подогнать стаканы один к другому, чтобы загнутый бортик закрыл срез прямого стакана. На внутренний стакан наклеивались все эти удивительные композиции с охотами, рыбными ловлями и гуляниями в усадьбах, сделанные из таких трогательных подручных материалов (я уже их описывала – и мох, и песочек, и бумажка, и травки), и затем прямым внешним стаканом внутренний стакан задвигался. Нужно было иметь золотые руки для того, чтобы это все суметь проделать.

Изготовление такого стакана занимало как минимум несколько недель.

После того как внешний и внутренний стакан были совмещены, края их зашлифовывались, заполировывались и заделывались специальной мастикой, потому что, действительно, невозможно было их заплавлять. Рабочая температура стекла, как известно, 1200 градусов, температура горения бумажек и соломок около 230 градусов по Цельсию. То есть это было совершенно невозможно, и долгое время вот эти ухищрения оставались загадкой для исследователей, и раскрыли их, только благодаря тому, что один из стаканов, который хранится в нашем музее, поступил к нам в несколько неполной сохранности – у него был небольшой скольчик по борту. И тогда стало ясно, каким образом мастер проделывал эти кунштюки и каким образом он мог поместить соломки и бумажки в такие двустенные композиции.

Это удивительное явление, совершенно редкостное и уникальное. Как я уже сказала, сохранилось этих вещей необычайно мало, и, конечно, мы по праву гордимся тем, что в нашем музее представлен целый ряд подобных интереснейших артефактов.