Портреты - Красная площадь, д. 1 - 2011-02-26
Безусловно, это был ее звездный час. Марина Юрьевна Мнишек, так себе красавица, предпоследняя из пяти дочерей воеводы… Единственная женщина, коронованная в России до Екатерины Первой. Александр Лаврентьев, главный научный сотрудник государственного исторического музея представляет – парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия Первого. Подаренные музею императором Александром Третьим. С надписями, которые говорят о многом.
Главный научный сотрудник
Лаврентьев:
Портреты очень любопытные. Они, во-первых, непривычной формы. Они круглые. Рондо как называется это по латыни. Лжедмитрий на нем изображен в доспехах, подбоченившимся рыцарем, очень элегантного вида. Под рукой у него снятый с головы воинский шлем и воинская сцена в углу подтверждает то, что этот человек отличался какими-то военными добродетелями. Но он был смел, наверное. Как один из пушкинских героев говорил: «Вор, но молодец». В углу изображена некая батальная сцена и большая надпись на латыни с его титулом.
Вообще надписи на портретах обычно не очень привлекают внимание. Но в данном случае они любопытны, потому что особенно надпись Лжедмитрия Первого. Где написан его титул, естественно московского царя. Все-таки худо-бедно он провел почти год на престоле, чуть поменьше. И в этом титуле особенно подчеркнуто, что он был мужем Марины Мнишек. Вообще если мы возьмем титулатуру российских царей, конечно, никаких жен у них, да и не российских царей, европейских государей, жены никогда не упоминаются. Это слишком странно было бы. И довольно любопытное утверждение, что он муж Марины Мнишек. Вообще это довольно обидно для мужчины, числиться чьим-то мужем. Но в данном случае надпись совершенно неслучайно появилась, поскольку портрет писался для родового замка Мнишеков, судя по всему, там висел изначально, важно было подчеркнуть, что этот человек попал сюда не случайным образом, а потому что был причастен к истории этого рода.
Что касается Марины Мнишек, это совершенно парный портрет, она изображена в пышной одежде конца 16 века, великолепный воротник брабантских кружев, на голове диадема сияющая. Судя по всему алмазов, вообще страшно элегантная женщина. Так вот, какое имеют эти отношение портреты к Александру Третьему. Дело в том, что оба происходят из замка под названием Вишневец. Замок этот находился недалеко от Львова, и замок принадлежат предкам Марины Мнишек. Одним из первых владельцев был ее отец. Известный воевода Юрий Мнишек, при котором и началась вся история с Лжедмитрием Первым. И тем, что потом назвали смутным временем. Мнишки довольно давно этот замок утеряли, еще в 18 веке. Новые владельцы особенно о его картинной галерее не заботились. А в замке много было чего интересного: и мебель, и ковры, и замечательный архив. Все это потихонечку распродавалось, замок несколько раз менял хозяев и в 70-80 годах 19 века один из очередных хозяев, конечно не аристократ, просто случайный человек обнаружил пустые стены с малыми остатками прежних сокровищ. Нашел два этих портрета. Поскольку они похоже особенно были никому не нужны, они были подарены Александру Третьему, тот подарил его музею своего имени. Исторический музей был имени императора. Фамилии на тот момент. Вот так эти портреты оказались в Историческом музее. Надо сказать, что изображений самозванца масляных довольно немного. Есть портрет в Кракове его, еще один был когда-то на Украине, утерян во время Великой Отечественной войны, следы его неизвестны. И все портреты Лжедмитрия делятся на две части: портреты официальные, парадные, если угодно, и неофициальные его изображения. Если кто вспоминает Пушкина, наверное, вспомнит портретную характеристику, которую зачитывали, когда пытались арестовать самозванца на литовской границе. Небольшой ростом, на носу бородавка, на носу другая. На этом нашем портрете никаких конечно бородавок нет, вообще просто красавец мужчина. Повторяюсь, это парадный портрет. Насколько он похож на оригинал, мы не знаем. И понятно, почему парадный портрет оказался в доме Мнишеков. Мнишек была фамилия аристократическая. Но, тем не менее, никаких особенных высот в жизни Речи Посполитой не достигали никогда. Но был звездный час конечно у этой семьи. Когда женщина из их семьи, из этого рода вдруг неожиданно стала российской царицей. Пусть на несколько лет, пусть с печальным концом, тем не менее, она стала. Вот эта память об этом взлете семейства Мнишеков судя по всему и была запечатлена на парных портретах самой Марины и ее московского мужа.
Сегодня портреты можно увидеть в постоянной экспозиции Исторического музея.